Актуальность исследования. Детский церебральный паралич (ДЦП) – это одно из наиболее тяжелых заболеваний центральной нервной системы, которое возникает в результате органического поражения мозга и приводит больного к инвалидности. Во всех странах мира, так же как и в России, соответственно, наблюдается тенденция к росту заболеваемости ДЦП и инвалидизации детей и подростков. Большая роль в изучении и разработке технологии клинико-психолого-педагогической помощи детям с ДЦП принадлежит и российским ученым: Е.Ф.Архиповой, Л.О.Бадаляну, Л.Т.Журбе, Э.С.Калижнюк, И.Ю.Левченко, Е.Т.Лильину, И.А.Скворцову, М.Б.Эйдиновой, И.И.Мамайчук, Е.М.Мастюковой, И.И.Мирзоевой, К.А.Семеновой, А.П.Хохлову и др..
В специальной психолого-педагогической литературе за последние четверть века проблеме изучения, обучения и воспитания детей с нарушениями ОДА посвящены многочисленные исследования отечественных клиницистов (Л.О. Бадалян, Э.С. Калижнюк, Е.И. Кириченко, Е.В. Козлова, В.Д. Левченкова, Е.Т. Лильин, Е.М. Мастюкова, С.Н. Пузин, К.А. Семенова, В.И. Стародубов), педагогов (Е.Ф. Архипова, Ю.Ю. Белякова, А.А. Гусейнова, Л.А.Данилова, М.В.Ипполитова, Г.В. Кузнецова, О.Г. Приходько, Т.Н. Симонова, О.В. Титова), психологов (Е.А. Алексеева, С.В. Коноваленко, И.Г. Ларионова, И.Ю. Левченко, И.И. Мамайчук, А.А.Твардовская, В.В. Ткачева, Е.В. Устинова, Н.Б. Шабалина) и зарубежных ученых (N. Bоttа, I. Dunkаn, W. V. Littlе, Р.W. Роwеr, Vоlре, B.А. Wright и др.).
Нарушения при детском церебральном параличе (ДЦП) характеризуются сочетанием триады расстройств: двигательных, психических речевых, с сопутствующими нарушениями зрения, слуха и расстройствами сенсо-моторной чувствительности, специфическими особенностями познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности.
Тем не менее, несмотря на достаточный перечень исследовательских работ, статей и монографий, проблема формирования навыков социально-бытовой адаптации у лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата остается чрезвычайно важной и одновременно недостаточно изученной. Практический интерес к разработке данной проблемы, ее актуальность и малая изученность обусловили наш интерес к заявленной теме.
Проблема исследования заключается в потребности практики в разработке и апробации приемов коррекционной работы по развитию навыков и представлений в области социально-бытовой адаптации у лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата с использованием традиционных и нетрадиционных форм и методов работы.
Цель исследования: изучение особенностей формирования навыков и представлений в области социально-бытовой адаптации и разработке программы коррекционной работы по их развитию у лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Объект исследования: психолого-педагогические условия развития навыков ипредставлений в области социально-бытовой адаптации у лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Предмет исследования: особенности развития навыков ипредставлений в области социально-бытовой адаптации у лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Задачи исследования:
1.Осуществить анализ специальной отечественной и зарубежной литературы по проблеме развития навыков социально-бытовой адаптации у лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
2. Составить диагностический опросник для изучения сформированности навыков и представлений в области социально-бытовой адаптации у лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
3. Провести экспресс-диагностику сформированности навыков и представлений в области социально-бытовой адаптации у лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Осуществить анализ полученных данных. Оценить эффективность разработанного диагностического опросника.
4. Разработать содержание и направления коррекционной работы по развитию навыков и представлений в области социально-бытовой адаптации у лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата .
5.Провести сравнительный анализ экспериментальных данных. Оценить эффективность разработанной технологии по формированию навыков и представлений в области социально-бытовой адаптации у лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Сформулировать рекомендации родителям и другим членам семей лиц с НОДА по оказанию им помощи в реализации задач социализации.
Гипотезы исследования
1.Процесс формирования навыков и представлений в области социально-бытовой адаптации у лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата будет эффективным, если:
будет разработан диагностический опросник, позволяющий определить как наиболее трудно формируемые социально-бытовые навыки, так и представления в этой области у лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата,
-будет разработана программа коррекционной работы по развитию навыков и представлений в области социально-бытовой адаптации у лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, учитывающая особенности и специфику нарушений обучающихся, что даст возможность создать необходимые психолого-педагогические условия и позволит достичь положительных результатов в процессе их социализации и интеграции в социум.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- положения культурно-исторической теории развития психики (Л.С. Выготский);
- положения о связи психического развития ребенка с его воспитанием и обучением (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин);
- личностно-ориентированный подход к реализации психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями развития (И.А. Коробейников, И.Ю. Левченко, И.И. Мамайчук и др.);
- концепция эволюции отношения государства и общества к людям с ограниченными возможностями здоровья (Н.Н. Малофеев);
- концепция обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, способная удовлетворить их особые образовательные потребности (Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина, Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская);
- теоретические положения о единстве общих и специфических закономерностей психического развития детей с нормальным и нарушенным развитием (Г.Я. Трошин, Т.А.Власова, В.И. Лубовский и др.);
- комплексный подход к реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (К.А. Семенова, Л.О. Бадалян, И.В. Ипполитова, Э.С. Калижнюк, Е.М. Мастюкова, И.Ю. Левченко, И.И. Мамайчук, Т.Н. Симонова, О.Г. Приходько);
- положение о необходимости дифференцированного и индивидуализированного подхода в системе коррекционной помощи детям с нарушениями развития (Л.С. Выготский, В.В. Воронкова, У.В. Ульенкова и др.); а также современная нормативно-правовая база образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- концепция психологической помощи семье , воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья ( И.Ю.Левченко, В.В.Ткачева и др.)
Методы исследования: Для решения поставленных задач были использованы теоретические методы исследования (анализ психологической, медицинской, педагогической литературы по проблеме исследования, школьной документации); эмпирические (наблюдение, анкетирование, беседа, констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты); интерпретационные (анализ результатов, анализ медицинской и социально-психолого-педагогической документации, документов ЦПМПК и ПМПк, анализ программ, используемых при обучении детей с НОДА).
Научная новизна исследования состоит в том, что
составлен диагностический опросник для изучения сформированности навыков и представлений в области социально-бытовой адаптации у лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
разработаны содержание и направления коррекционной работы по развитию навыков и представлений в области социально-бытовой адаптации у лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата .
Теоретическая значимость исследования: представлена тем, что
внесен вклад в разработку проблемы формирования навыков и представлений в области социально-бытовой адаптации у лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
дополнены научные представления о возможностях развития навыков и представлений в области социально-бытовой адаптации у лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, обеспечивающих им более успешнюю интеграцию в социум.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная система коррекционной работы по развитию навыков и представлений в области социально-бытовой адаптации, включающая психолого-педагогические условия, учитывающая дифференциальные особенности развития лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, может быть использована в практической деятельности специалистов коррекционных учреждений и реабилитационных центров.
Достоверность научных результатов обеспечена системностью исходных методологических позиций исследования, продолжительным временем и возможностью повторения экспериментально-исследовательской работы.
Апробация материалов магистерской диссертации. Результаты исследования были представлены в статье на тему «Экспериментальное изучение особенностей формирования социально-бытовых навыков У младших и старших школьников и подростков с детским церебральным парличом». Ткачева В. В., Елагина Е.О. Статья опубликована в сборнике Международный научный форум Наука и Инновации - современные концепции. Количество страниц 10. Дата публикации 06.03.2019 год
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. Общий объем текстовой части составляет Указать количество страниц, включает Х количество таблиц, количествоХ рисунков. Список использованной литературы содержит Х количество наименований. Вставить цифры
Положения, выносимые на защиту:
1. Развитие навыков навыков и представлений в области социально-бытовой адаптации у лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата является одним из важнейших условий их успешной социализации, коррекции нарушений развития и интеграции в социум.
2. Использование в коррекционной работе специально разработанной программы даст возможность дифференцированно и более эффективно развивать у лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата навыки и представления в области социально-бытовой адаптации, что обеспечит достижение положительных результатов в их социализации.