Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Психолого-педагогическое сопровождение первоклассников как особый вид деятельности педагога-психолога

zagitova_ella 550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 68 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.06.2020
В результате исследования психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации первоклассников были получены результаты, подтверждающие основные положения выдвинутой гипотезы и позволяющие, сформулировать следующие выводы. Опираясь на основные положения ведущих подходов в современной науке, проанализированы основные понятия, раскрывающие проблему психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации первоклассников к обучению в школе.
Введение

Актуальность исследования. Проблема адаптации детей к школе является одной из наиболее важных проблем начальной ступени образования: сложной для педагогов и чувствительной для родителей. Известно, что в основе любого адаптивного цикла лежит эволюционно обусловленная программа приспособления, реализующаяся в той или иной форме активности, которая является одним из ведущих гомеостатических факторов. В самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д. Ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным (Битянова М.Р.). Переход к школьному обучению коренным образом изменяет весь образ жизни ребенка. Соответственно изменившемуся положению ребенка и появлению у него новой ведущей деятельности - учения -перестраивается весь повседневный ход его жизни. Приходя в школу, ребенок открывает для себя значение новой социальной позиции - позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы. Формирование соответствующей внутренней позиции, которое может произойти не в самом начале обучения, а годом позже, коренным образом меняет самосознание ребенка как личности. (Е. Аристархова, Н.И. Гуткина). Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. Все, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь, отметки), оказывается ценным, то, что связано с игрой, - менее важным. (И.Ю. Кулагина). На это время приходится кризис 7 лет. Он происходит на границе дошкольного и младшего школьного возрастов. Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, в 6 или 7 лет, он в какой-то момент своего развития проходит через кризис. В период кризиса 7 лет у ребенка происходит обобщение переживаний. Цепь неудач или успехов (в учебе, в общении), каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчивого эмоционального комплекса - чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или чувства собственной значимости, компетентности, исключительности. Некоторые из этих переживаний, подкрепляясь соответствующими событиями и оценками, будут фиксироваться в структуре личности и влиять на развитие самооценки ребенка, на уровень его притязаний, как механизмы процесса адаптации. Опыт показывает, что трудности, возникающие у детей в процессе школьного обучения, без своевременной и квалифицированной коррекционно-развивающей работы, как правило, перерастают в хроническую неуспеваемость. Известно, что состояние длительной неуспешности в дальнейшем способствует формированию девиантных форм поведения, социальной дезадаптации детей в целом. Отмечается что, почти 20% детей 6-7 лет не готовы к обучению в школе; у 50% детей дошкольного возраста отмечены отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата; 30% детей имеют нарушения в сердечно-сосудистой и дыхательной системах; около 70% детей страдают от гиподинамии. По обобщенным данным последних лет, у 40% детей выявлены нарушения речевого развития, 45% имеют отклонения в физическом и нервно-психическом статусе, у 28 % - хронические заболевания. Прослеживается тенденция увеличения количества детей, отнесенных к группе риска школьной дезадаптации. В начальной школе их число составляет порядка 20 % , а средней - от 30 до 40%. Ведущим является физическая и психическая ослабленность, пониженная работоспособность, низкий темп деятельности и психосоциальная запущенность (Г.Ф.Кумарина ). Такая ситуация обусловливает наличие трудностей и осложнений в развитии адаптационных механизмов детей, а система образования не готова на данном этапе развивать эти механизмы. Считается что, готовность предполагает формирование у ребенка определенных умений, личностных качеств, наличие у ребенка сформированной позиции школьника, ориентацию на социальную важность процесса учения, на учебные составляющие школьной жизни, преобладание познавательной мотивации. Кроме того, у ребенка должна быть развита произвольность поведения, что предполагает успешную адаптацию. Состояние телесного, когнитивного и социального благополучия младших школьников вызывает обоснованную тревогу у педагогов, родителей и общественности. Различные исследования свидетельствуют об одном - за время обучения в школе его показатели снижаются в 1,5-2 раза (М.М. Безруких ), что говорит о необходимости разработки комплекса мер по углублению изучения особенностей процесса адаптации детей к школе и его совершенствованию. В своих трудах М.М. Безруких, Н.В. Дубровинская, И.В. Дубровина, Д.А. Фарбер, делают акцент на внешних факторах, влияющих на процесс адаптации: чрезмерная: интенсификация учебного процесса; более раннее начало систематического обучения; несоответствие методик и технологий возрастным и функциональным возможностям детей; нерациональная организация учебного процесса и зачастую стрессовая тактика педагогического взаимодействия. Поэтому взаимосвязь и взаимозависимость эмоционально-мотивационной сферы и систем вегетативного регулирования, особенности взаимодействия педагога и обучающихся в процессе педагогического общения обусловливает необходимость изучения соотношений педагогических, психологических и психофизиологических функций в адаптационном процессе младших школьников. В связи с этим, совершенствование стиля педагогического общения должно занять важное или даже одно из ведущих мест не только в подготовке будущих учителей (А.В. Петровский, А. Плеханов, И.В. Страхов, А.И. Щербаков, А.Э. Штейнмец), но и в системе повышения квалификации педагогов. Имеется достаточно много работ отечественных и зарубежных исследователей (Б.Г. Ананьев, Р. Берне, Ю.Б. Гатанов, А.К. Маркова, А.Я. Никонова, А.О. Прохоров, В.А. Рахматшаева, Р.Х. Шакуров, К. Levin, R. Lippit, К. White ), посвященных воздействию стиля профессиональной деятельности педагога на различные аспекты личностного развития учащихся. Большое значение при анализе проблемы взаимодействия (коммуникативного процесса) педагога и учащихся имеют труды Г.Г. Кравцова, Е.Е. Кравцовой, М.И. Лисиной, Д.Б. Эльконина. Однако в научной литературе практически отсутствуют исследования, касающиеся разработки психолого-педагогического сопровождения адаптационных процессов младших школьников, а также обеспечения педагогической поддержки детей в период адаптации посредством педагогического общения. Таким образом, актуальность исследования определяется противоречием между реальным положением дел с процессом адаптации детей к школьному обучению, нуждающимся в научно-обоснованной разработке развивающего психолого-педагогического обеспечения формирования адаптационных способностей младших школьников. Отсутствие конкретных исследований, посвященных выяснению особенностей влияния определенных стилей педагогического общения учителя на особенности адаптации младших школьников определяет проблему нашего исследования. Предположение о педагогическом общении, как условии успешной адаптации детей к школе должно быть подтверждено экспериментально. Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и апробировать программу психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации первоклассников, сущностно-содержательными характеристиками которого выступает педагогическое общение. Объект исследования: процесс адаптации первоклассников к школе. Предмет исследования: программа психолого-педагогического сопровождения первоклассников. Гипотеза исследования основана на предположении о том, что процесс адаптации младших школьников будет проходить более эффективно, если: - он будет опосредован направленным педагогическим общением, выступающим в качестве условия адаптации; - будет обеспечено психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации первоклассников к школе. Задачи исследования: 1. Выявить состояние процесса адаптации первоклассников к школе и его структуру. 2. Описать сущностно-содержательные характеристики педагогического общения как предполагаемого условия успешной адаптации первоклассников. 3. Изучить имеющиеся в психолого-педагогической литературе представления о стиле педагогического общения и разработать способ его интегральной оценки. 4. Разработать и апробировать программу психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации первоклассников. 5. Подтвердить эффективность программы психолого-педагогического сопровождения как условия способствующего успешной адаптации первоклассников к школе. Методологические основы исследования: единство педагогического, психологического и психофизиологического подходов, раскрывающих сущность и структуру механизмов адаптации (П.К. Анохин, P.M. Баевский); онтологические, гносеологические и социально-культурные характеристики основных этапов развития образования, раскрывающих основы педагогического общения (Я.А. Коменский, М.Ю. Олешков, В.В. Рубцов, В.И Слободчиков, В.А. Сухомлинский и др.). Методы исследования: теоретико-методологический анализ психолого-педагогической, медицинской и специальной литературы с целью определения необходимых параметров для диагностики; эмпирические методы (наблюдение за стилем педагогического общения учителей, экспертная оценка, тестирование); экспериментальная работа по внедрению способа определения стиля педагогического общения в образовательные учреждения (диагностический, формирующий, контрольный этапы); анализ результатов (качественный, сравнительный), методы математической статистики (факторный, корреляционный). Опытно-экспериментальная база исследования. Экспериментальной базой исследования послужили начальные классы МБОУ «Гимназия» г. Мичуринска Тамбовской области. В исследовании принимали участие 57 обучающихся первых классов, а также 12 педагогов начальных классов МБОУ «Гимназия» г. Мичуринска Тамбовской области. Организация и этапы исследования. Исследование проводилось с 2018. по 2019 г.г. и включало три этапа. Первый этап (2018 г.) был посвящен изучению соответствующей психолого-педагогической и методической литературы, связанной с проблематикой исследования; выявлением структуры адаптации: изучением психологических, педагогических и физиологических особенностей адаптации первоклассников к учебной деятельности и способов снижения напряженности адаптационных механизмов; структуры педагогического общения в целом; характеристик стилей педагогического общения, вопросов влияния стиля педагогического общения на личность ребенка. На втором этапе (2008-2009 г.г.) осуществлялось выявление методов для исследования психологических и педагогических параметров адаптации первоклассников; в течение 2018-2019 уч. г. проведена опытно-экспериментальная часть исследования. На диагностическом этапе опытно-экспериментальной работы была разработана методика наблюдения за педагогическим процессом в условиях реального урока с последующей оценкой стиля педагогического общения учителя по балльной системе и реализована в виде «Протокола наблюдения за стилем педагогического общения». Разработана и апробирована «Карта самооценки коммуникативной деятельности педагога». Изучены уровни усвоения информации первоклассниками, их психологические и педагогические характеристики, которые показывают степень напряжения адаптационных механизмов в зависимости от стиля педагогического общения учителя. В ходе формирующего этапа эксперимента была разработана и апробирована программа психолого-педагогического сопровождения первоклассников, как полноценных субъектов педагогического общения, выступающего условием их успешной адаптации к школьному обучению. На контрольном этапе эксперимента проанализированы промежуточные результаты исследования. Третий этап (2019 г.) состоял в завершении статистической обработки полученных данных; систематизации и оформлении результатов; формулировке выводов, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы, оформлении материалов практического исследования. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем: 1. Обоснована теоретическая значимость процесса адаптации посредством определения его структуры. 2. Экспериментально подтверждены и обоснованы критерии успешной адаптации первоклассников, а именно: установлена взаимосвязь стиля педагогического общения и успешности процесса адаптации первоклассников. Практическая значимость состоит в следующем: 1. Разработаны и апробированы «Протокол наблюдения за стилем педагогического общения и «Карта самооценки коммуникативной деятельности педагога». 2. Апробирована, теоретически обоснована и внедрена образовательная программа психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации первоклассников к школе. 3. Опытно-экспериментальным путем доказана эффективность разработанной образовательной программы. Результаты и выводы исследования, а также разработанная программа психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации первоклассников к школе могут быть внедрены в процесс обучения для создания оптимально-комфортного процесса адаптации первоклассников к учебной деятельности. Апробация и внедрение результатов исследования: Основные теоретические положения выпускной квалификационной работы и результаты исследования были обсуждены и апробированы на образовательном сайте «Мультиурок» (Режим доступа: https://multiurok.ru/files/psikhologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-pervok-2.html) (2019 г.), на научных конференциях Социально-педагогического института Мичуринского ГАУ, на научных семинарах кафедры педагогики и психологии Социально-педагогического института Мичуринского ГАУ. Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 53 источника, приложений. В тексте работы имеется 11 таблиц. Общий объем работы составляет 67 страниц.
Содержание

Введение………………………………………………………….………. 4 Глава 1 Теоретико-методологические основы психолого-педагогического сопровождения первоклассников………… 12 1.1 Адаптация как психологическая проблема………………….. 12 1.2 Педагогические условия успешной адаптации первоклассников к обучению в школе………………………. 18 1.3 Методологическое обоснование программы психолого-педагогического сопровождения первоклассников………… 25 Глава 2 Организация психолого-педагогического сопровождения первоклассников……………………………………………… 32 2.1 Диагностический этап экспериментальной работы………………………………………………………... 32 2.2 Реализация программы психолого-педагогического сопровождения первоклассников ………..…………………. 42 2.3 Анализ и интерпретация результатов экспериментальной работы.…………………………………………………………. 50 Заключение…………………………………………………………….…. 60 Список использованных источников…….……………………...…….. 63 Приложение……………………………………………………………… 68
Список литературы

1. Адушкина, К.В. Оптимизация эмоциональной стороны детско-родительских отношений у родителей первоклассников /А.В. Адушкина // Педагогическое образование в России. – 2015. – Электронный ресурс. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/optimizatsiya-emotsionalnoy-storony-detsko-roditelskih-otnosheniy-u-roditeley-pervoklassnikov 2. Антропова, М.В. Адаптация учащихся 6-11 лет к учебным нагрузкам / М.В. Антропова, А.Г. Хрипкова // Новые исследования по возрастной физиологии. – 1977. – № 2 (13). – С. 5-9. 3. Бабаева, Т.И. У школьного порога / Т.И. Бабаева. – М.: Просвещение, 2003. – 203 с. 4. Березина, Д.А. Психолого-педагогическое сопровождение первоклассников / Д.А. Березина // Электронный ресурс. Режим доступа: https://multiurok.ru/files/psikhologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-pervok-2.html 5. Беспалько, В.П. Психологические парадоксы образования / В.П. Беспалько // Педагогика. – 2000. – № 5. – С. 13-20. 6. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Биттянова. – М.: Совершенство, 1997. – 298 с. 7. Бодалев, А.А. О воздействии стиля общения педагога с учащимися на их эмоциональный опыт / А.А. Бодалев, Л.И. Криволап // Проблемы общения и воспитания. – Тарту: б.и., 1974. – Ч. 1. – С. 185-192. 8. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Педагогика, 2008. – 217 с. 9. Буре, Р.С. Готовим детей к школе / Р.С. Буре. – М.: Педагогика, 2001. – 100 с. 10. Венгер, Л.В. Как дошкольник становится школьником? / Л. Венгер // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 9. – С. 63-75. 11. Выготский, Л.С. Лекции по психологии / Л.С. Выготский. – СПб.: С-ти, 2008. – 244 с. 12. Выготский, Л.С. Кризис семи лет / Л.С. Выготский // Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. – М.: Просвещение, 1984. – Т. 4. – С. 377. 13. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика-Пресс, 1991. – 479 с. 14. Георгиевский, А.Б. Некоторые философские проблемы адаптации // Философские проблемы эволюционной теории / А.Б. Георгиевский. – М.: Наука, 2001. – № 2. – С. 20-37. 15. Гуткин, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткин – М.: Образование, 2006. - 184 с. 16. Давыдов, А.В. и др. Психологический словарь / А.В. Давыдов. – М.: АДС-ПРЕСС, 2013. – 448 с. 17. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 2007. – 216 с. 18. Дубровина, И.В. Психология / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан. – М.: Просвещение, 2011. – 464 с. 19. Дубровинская, Н.В. Психофизиология ребенка / Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер, М.М. Безруких. – М.: Педагогика, 2012. – 144 с. 20. Ёдгорова, М.Р. Формирование у первоклассников эмоционально-положительного отношения к учебе / М.Р. Ёдгорова // Достижения науки и образования. – 2019. – Электронный ресурс. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-u-pervoklassnikov-emotsionalno-polozhitelnogo-otnosheniya-k-uchyobe 21. Забоева, М.А. К вопросу о соотношении понятий «педагогическое сопровождение» и «педагогическая поддержка» / М.А. Забоева // Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2013. № 3 (19). –Электронный ресурс. Режим доступа: URL: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2013/2013-3-9.pdf (дата обращения: 07.03.2019). 22. Ильина, М.Н. Подготовка к школе / М.Н. Ильина. – СПб.: Питер, 2003. – 205 с. 23. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 148 с. 24. Ковинько, Л.В. Воспитание младшего школьника / Л.В. Ковинько. – М.: Наука, 2000. – 288 с. 25. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Пресс-Релиз, 2010. – 376 с. 26. Коджаспирова, Г.М. Педагогическая практика в начальной школе / Г.М. Коджаспирова, Л.В. Борикова, Н.И. Бостанджиева. – М.: Педагогика, 2011. – 278 с. 27. Круглова, Н.Ф. Психологическая диагностика и коррекция структуры учебной деятельности младшего школьника / Н.Ф. Круглова. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. – 238 с. 28. Кумарина, Г.Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании / Г.Ф. Кумарина. – М.: Наука, 2003. – 320 с. 29. Люблинская, А.А.Учителю о психологии младшего школьника / А.А. Люблинская. – М.: Просвещение, 2007. – 233 с. 30. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М.: Наука, 2003. – 456 с. 31. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 437 с. 32. Мухина, В.С. Шестилетний ребенок в школе / В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 2000. – 175 с. 33. Новикова, Г.В. Вопросы интеграции педагогики и психологии для решения воспитательных задач / Г.В. Новикова // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. – 2016. – Электронный ресурс. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/voprosy-integratsii-pedagogiki-i-psihologii-dlya-resheniya-vospitatelnyh-zadach 34. Неумоева-Колчеданцева, Е.В. Возрастно-педагогическое консультирование : практическое пособие / Е.В. Неумоева-Колчеданцева. – М.: Издательство Юрайт, 2019; Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета. – 307 с. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/444865 (дата обращения: 26.05.2019). 35. Панина, Е.В. Психолого-педагогические мероприятия по сохранению и укреплению здоровья младших школьников / Е.В. Панина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2009. – Электронный ресурс. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-meropriyatiya-po-sohraneniyu-i-ukrepleniyu-zdorovya-mladshih-shkolnikov 36. Панфилова, А.П. Взаимодействие участников образовательного процесса: учебник и практикум для академического бакалавриата / А.П. Панфилова, А.В. Долматов; под редакцией А.П. Панфиловой. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 487 с. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/432077 (дата обращения: 07.04.2019). 37. Пастернак, Н.А. Психология образования: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.А. Пастернак, А.Г. Асмолов; под редакцией А.Г. Асмолов. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 213 с. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/427574 (дата обращения: 06.05.2019). 38. Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А.В. Петровский. – М.: Политиздат, 1982. – 255 с. 39. Подласый, И.П. Педагогик а: в 2 кн. / И.П. Подласый. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 256 с. 40. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы / И.П. Подласый. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 465 с. 41. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в 2 ч. Часть 1. Система работы психолога с детьми разного возраста: практическое пособие / Е.И. Рогов. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 412 с. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/431729 (дата обращения: 11.04.2019). 42. Рогов, Е.И. Практикум школьного психолога: практическое пособие / Е.И. Рогов. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 435 с. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/437619 (дата обращения: 15.03.2019). 43. Савенков, А.И. Психология обучения: учебное пособие для академического бакалавриата / А.И. Савенков. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 251 с. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/434027 (дата обращения: 02.03.2019). 44. Сарычев, С.В. Педагогическая психология: учебное пособие для вузов / С.В. Сарычев, И.Н. Логвинов. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 228 с. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/438298 (дата обращения: 16.04.2019). 45. Соколова, Н.Г. Неврозы у детей / Н.Г. Соколова. – Ростов н/Д.: 1-я типография, 2003. – 160 с. 46. Столяренко, В.А. Педагогическая психология / В.А. Столяренко. – Мн.: НовПресс, 2007. – 288 с. 47. Тамберг, Ю.Г. Как научить ребенка думать: учебное пособие для учителей, воспитателей и родителей / Ю.Г. Тамберг. – СПб.: Речь, 2005. – 177 с. 48. Цукерман, Г.А. Введение в школьную жизнь / Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова. – Томск: Томская типография, 2002. – 133 с. 49. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 2009. – 289 с. 50. Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника / Д.Б. Эльконин. – М.: Знание, 2016. – 260 с. 51. Craig, R.T. Communication Theory as a Field, Communication Theory / R.T. Craig. – 1999. – № 9. – P. 119-161. 52. Miller, K. Communication Theories: Perspectives, Processes, and Contexts / K. Miller. – Boston: McGraw- Hill, 2002. 53. Stagner, R. Psychology of Personality / R. Stagner. – NY., 1961.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретико-методологические основы психолого-педагогического сопровождения первоклассников 1.1 Адаптация как психологическая проблема Способность приспосабливаться к действию различных факторов среды называется адаптацией (от лат. adaptare - приспосабливать). Адаптация как процесс - одна из фундаментальных биологических закономерностей. Она настолько всеобъемлюща, что нередко отождествляется с самим понятием жизни: жизнь - это постоянная адаптация к изменяющейся среде. Педагоги в своей работе ориентируются на два критерия успешной адаптации: - внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность); - внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования) [28]. Для человека адаптивность играет важную роль: от того, насколько успешно человек может приспосабливаться к изменениям окружающей среды, зависит здоровье, эффективность и продуктивность его работы. Особенно большое значение имеют адаптационные возможности первоклассников, насколько хорошо они умеют приспосабливаться к резко изменившимся условиям. Обучая детей в школе, мы ставим целью не только формирование знаний, умений и навыков, но и сохранение и укрепление здоровья детей. Также актуальными являются принципы сохранения здоровья и повышения его резервов. Первый из них проявляется в стремлении человека поддерживать психическое равновесие своего организма со средой путем ограждения себя от эмоциональных и информационных перегрузок, а второй - в повышении психической устойчивости к стрессогенным факторам с помощью специальной подготовки. Эффективность механизмов сохранения и повышения резервов здоровья зависит от многих факторов. Но определяющую роль среди них, по мнению Н.М. Амосова, И.И. Брехмана, В. Леви [18, 29, 34] и других, играет нравственность самого человека, основной характеристикой которой является его отношение к своему здоровью и здоровью других людей [40].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg