Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современный мир вступил в стадию кардинальных экономических, общественных, военно-политических и иных преобразований, которые характеризуются высокой интенсивностью и динамичностью, с одной стороны, а с другой стороны, - напряжённостью и конфликтностью. Стремление ряда стран использовать силовые методы и давление для продвижения своих интересов выявило низкую эффективность отдельных систем национальной безопасности.
Правовое регулирование режима военного положения имеет большое значение для современной России в связи с напряженной обстановкой в мире. Напряженная политическая обстановка, складывающаяся в настоящее время вокруг Российской Федерации, обуславливает значимость рассмотрения возможности возникновения угроз разнообразных вооруженных столкновений, а следовательно, и необходимость разрешения проблем административно-правового регулирования различных специальных режимов, в первую очередь режима военного положения, который служит важным фактором обеспечения национальной безопасности Российской Федерации .
Курсовая работа посвящена исследованию сущностных признаков и отличительных особенностей военного положения в Российской Федерации и зарубежных странах. Раскрывается понятие военного положения, говорится о схожести терминов «военное положение» и «боевая обстановка». Указываются основные отличия режима военного положения от режима чрезвычайного положения. Определяются условия и цели введения административно-правового режима военного положения. Исследуется система органов государственной власти, обеспечивающих административно-правовой режим военного положения. Результатом исследования является формулирование выводов и предложений по совершенствованию административного законодательства, регламентирующего специальный правовой режим военного положения.
Степень научной разработанности темы исследования. Проблемы совершенствования и развития чрезвычайных правовых режимов в своих трудах рассматривали как исследователи конца XIX - начала ХХ в. (А.С. Алексеев, В.М. Гессен, А.И. Елистратов, В.Ф. Дерюжинский, Я.М. Магазинер), так и современные российские (В.И. Боев, Д.В. Бондаренко, И.Л. Дьяченко, О.В. Зиборов, С.С. Маилян, С.В. Пчелинцев, В.Б. Рушайло, В.А.Федоров) и украинские административисты (Ю.П. Битяк, С.В. Кивалов, С.А. Кузниченко, В.Я. Настюк, Н.В. Харечко) и др. Названными учеными сделан весомый вклад в исследование проблем государственного управления, правового обеспечения деятельности органов публичной администрации, взаимодействия правоохранительных органов и воинских формирований в период действия чрезвычайных административно-правовых режимов и т.д..
Необходимо обратить внимание на то, что для правового института военного положения характерна глубокая история, и в законодательстве России, и в законодательстве большей части зарубежных стран . В дореволюционной России правовому институту военного положения были посвящены работы следующих авторов: И.Е. Андреевский, В.М. Гессен, В.Ф. Дерюжинский, А.И. Елистратов, В.В. Ивановский, Н.М. Коркунов, И.Т. Тарасов, Я.М. Магазинер и других .
В советское время исследование института военного положения проводилось Д.Н. Артамоновым, С.М. Берцинским, В.А. Власовым, В.И. Новоселовым и другими. По большей части научные исследования перечисленных выше и других авторов затрагивали юридическую регламентацию режима военного положения в РСФСР и СССР, которые проводились посредством анализа законодательства Советской России времен Гражданской и Великой Отечественной войн . Проблемы правового института военного положения рассматриваются в ряде диссертационных исследований и сегодня .
Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются урегулированные правом и требующие правового опосредования общественные отношения, складывающиеся в процессе введения режима военного положения.
Предметом исследования является терминологический аппарат, административное законодательство, судебная и административная практика применения правовых норм, регулирующих режим военного положения.
Цели и задачи исследования. Целью исследования является поиск общего и особенного в содержании режима военного положения, выявление общих оснований, пробелов и коллизий. Выявлена относительная неопределенность оснований его введения, предопределяющае свободу усмотрения, сформулирована необходимость сохранения баланса частного и публичного права.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
– дать понятие, определить сущность и правовую основу режима военного положения;
– определить роль органов государственной власти и граждан в период режима военного положения;
– раскрытие оснований введения и прекращения военного положения;
– выявление мер, применяемых в период действия военного положения;
– исследование порядка привлечения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов для обеспечения режима военного положения.
Методологическую основу исследования составляют такие основополагающие методы познания объективной действительности как: синтез, индукция, дедукция, статистический анализ, а также исторический и материалистический методы.
Нормативную основу исследования составили: Конституция Российской Федерации; Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях; Уголовный кодекс Российской Федерации и иное федеральное законодательство; подзаконные и ведомственные нормативные акты.
Структура исследования обусловлена его целью и состоит из введения, двух глав, объединяющихпять параграфов, заключения и списка использованных источников.