Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ИСТОРИЯ

АКТУАЛИЗАЦИЯ РЕЛИГИОЗНОГО АСПЕКТА КАК ФАКТОРА ВЛИЯНИЯ НА ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ ДАГЕСТАНА В 1990-Е ГОДЫ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ

zagitova_ella 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 84 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.06.2020
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы: Реформы в общественно-политической жизни СССР во второй половине 1980-х – нач. 1990 гг., сопровождавшиеся отменой «руководящей роли КПСС», переходом к многопартийной системе, снятием ограничений для граждан в части создания общественных объединений и религиозных организаций, принятием Закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях», и т.д., привели к кардинальным изменениям общественного сознания, необратимости процесса распада страны.
Введение

Актуальность исследования. Социально-экономический и общественно-политический кризис, вызванный распадом Советского Союза и охвативший все постсоветское пространство, сопровождался ренессансом религии. Особенно активно этот процесс проходил на Северном Кавказе, в том числе и в Республике Дагестан. В условиях динамичного роста миграционных процессов представителей различных религиозных конфессий возникали конфликты, представляющие угрозу стабильности общественной-политической ситуации в регионе и стране в целом. В 1990-е гг. на территории Буйнауского района Дагестана сложился религиозный анклав «Кадарская зона», который использовался некоторыми группами интересов в политических целях. Религиозная обстановка в республике была накалена до предела и серьезно угрожала стабильности госуларства. Актуальность темы обусловлена также тем, что государство должно выстраивать свои отношения с различными религиозными конфессиями в рамках правового поля, на основе мониторинга и регулирования религиозной ситуации, своевременного формирования и совершенствования законодательной базы в этой сфере. Все это необходимо с целью недопущения повторения кризисной ситуации 1999 г., приведшей к военному разрешению проблемы. Целью диссертационного исследования является освещение религиозного процесса в Дагестане в 1990-е гг., выявление причин актуализации религиозного аспекта как фактора влияния на общественно-политическую жизнь республики, историко-правовой анализ развития государственно-конфессиональных отношений в постсоветский период и состояния законодательной базы, регулирующей сферу религиозной жизни общества. Для достижение цели поставлены следующие задачи: – изучить сущность процессов, происходивших в сфере религиозной жизни дагестанского общества в первые годы постсоветского развития, причины сепаратизма, приведшие к формированию в одном из регионов Дагестана – «Кадарской зоне» религиозного анклава, оппозиционного к светской власти республики; – провести анализ предпосылок и факторов развития религиозного экстремизма в Дагестане, и в конкретной зоне конфликта между светской властью и религиозной общиной; – исследовать развитие ситуации в 1990-е гг. и определение основных мер борьбы с религиозным экстремизмом; – провести историко-правовой анализ нормативно-правовых актов, регулирующех сферу государственно-конфессиональных отношений в постсоветский период и законодательной базы по противодействию религиозному экстремизму идеологии терроризма в регионе с целью определения пробелов в законодательстве (коллизии права). Хронологические рамки исследования охватывают последнее десятилетие XX века. Это время больших политических, социально-экономических и исторических потрясений, реформв Российском государстве. Распад СССР в 1991 г. пробудил все факторы, детерминирующие сепаратизм, в том числе и в сфере религиозной жизни дагестанского сообщества.В 1993 г.был принят Основной закон Российской Федерации, ознаменовавший и закрепивший политико-правовой уклад в жизни государства, в том числе и формирование новой законодательной базы, регулирующей сферу религиозной жизни в государстве. В работе имеет место – вне хронологических рамок исследования –раздел, в котором освещается последующее (после событий 1999 г.) совершенствование и развитие нормативно-правовой базы государственно-конфессиональных отношений, с акцентированием внимания на разработке мер по противодействию религиозному экстремизму, идеологии терроризма в регионе. Объект исследования: религиозный аспект как фактор влияния в общественно-политической жизни Республики Дагестан в 1990-е гг.; нормативно-правовая база государственно-конфессиональных отношений и политика государства по противодействию распространению идеологии экстремизма и религиозного сепаратизма. Предмет исследования: Особенности религиозного процесса в Дагестане в 1990-е гг. и причины актуализации религиозного аспекта как фактора влияния на общественно-политическую жизнь республики, приведшие к формированию анклава «Кадарская зона», религиозному сепаратизму. Формирование и развитие нормативно-правовой базы государственно-конфессиональных отношений; содержание политики государства по урегулированию ситуации в регионе и противодействию распространению идеологии экстремизма и религиозного сепаратизма. Степень научной разработанности проблемы. Среди работ, посвященных изучению религиозной ситуации в Республике Дагестан в 1990-е г., тех или иных аспектов исследуемой темы, заметное место занимают научные труды таких авторов, как Л.Х. Авшалумова, М.В. Вагабов, Б.Б. Булатов, Д.Ш. Рамазанова, Р.Г. Гаджиев, А. Ярлыкапов, В.О. Бобровников, А.В. Малашенко, И.В. Кудряшева, К.И. Поляков, М.И. Магомедов, К.М. Ханбабаев, М.-Р.А. Ибрагимов, И. Добаев, В. Немчина, А.Н. Козырин, А.Ш. Исмаилов, А.А. Рагимов, Р.И. Абакаров, С.М. Маркедонов, и др . В этих работах рассматривается развитие событий в Дагестане в 1990-е гг., связанных с религиозной ситуацией, возникновением анклава «Кадарская зона» на территории Буйнакского района, оппозиционно настроенного по отношению к структурам государственной власти Дагестана и России, распространение религиозного сепаратизма, и т.д. В частности, в работе Л.Х. Авшалумовой и М.В. Вагабова «История религий» (1996) акцентируется внимание на актуальных проблемах истории и теории религий, в соответствии с принципиально новыми взглядами на религиозное сознание. Прежде всего рассматривается вопрос религиозно-политического движения в исламе . В совместной монографии Б.Б. Булатова и Д.Ш. Рамазановой «Деятельность органов государственной власти Республике Дагестан в области межнациональных отношений (80–90-е гг. XX в.)» (2000) авторами характеризуется весь спектр общественно-политических движений Дагестана, в том числе дается подробная информация об организациях религиозно-политического характера (Исламская партия Дагестана, Общественно-политическое движение «Союз мусульман России», «Нур», Отделения всемирного исламского конгресса). По их мнению «усиливающийся экономический упадок, социальная дифференциация с вытекающими отсюда последствиями, ослабление научно-просветительской работы или вообще ее спад способствуют активизации и влиянию религии (особенно, ислама) и на все стороны общественной жизни» . В данной работе также приводятся сведения о появлении в республике в 1990-е гг. нетрадиционного течения в Исламе. По мнению авторов, наиболее активную и с ярко выраженной тенденцией к политическому экстремизму силой являются ваххабиты . В работе В.О. Бобровникова даются подробные сведения об Исламской партии Возрождения, которая, как отмечает автор, была «создана в августе 1990 года. Она объединила основные исламские движения и организации на территории бывшего СССР, брат Багаутдина, Абас стал руководителем дагестанского отделения этой организации. Лидером же Исламской партии возрождения был избран дагестанский религиозный деятель Ахмад-кади Ахтаев, также придерживавшийся салафитских убеждений, но в более мягком варианте: он выступал, в частности, за диалог с суфиями, за объединение мусульман и их активное участие в общественно-политической жизни России. В 1992 г. Ахтаев становится депутатом Верховного Совета Дагестана, к этому моменту Исламская партия Возрождения объявила о самороспуске. После А.Ахтаев, создает культурно-просветительную организацию «Аль-Исламийя» . В работе К.И. Полякова «Арабский Восток и Россия: проблемы исламского фундаментализма» (2003) читаем: «Несмотря, на то, что сложившаяся в Дагестане ситуация стала следствием целого комплекса социально-экономических и политических противоречий, важным фактором ее развития выступило привлечение в республику извне идей «возрождения» ислама» . По мнению известного исламоведа К.М. Ханбабаева, отраженному в работе «Ислам и власть в Дагестане» (2004), «исторически усиление религиозного фактора совпадает с переломными этапами общественного развития, с периодами ломки старого уклада жизни и рождения нового. … Социальные потрясения и духовный кризис, вызванный утратой привычных ценностных ориентиров, происходят как на общественном, так и на личностном уровне …». Эта ситуация рождает общественный спрос на религии, усиливает социальное ожидания, обращенные к религиозным организациям. С началом демократических преобразований масштабы влияния, роль и значение религии в обществе заметно расширились, возвысился их общественный престиж и авторитет, в результате чего религия стала существенным фактором общественного развития в современной России, особенно на Северном Кавказе и в Дагестане . В работе М.Р. Ибрагимова «Этносы и конфессии Дагестана в конце XX – начале XXI века» (2005) отмечается, что «очевидное количественное возрождение ислама не дало качественного роста в нравственной, духовной жизни мусульман Дагестана, не послужило основой консолидации дагестанского общества и единения дагестанских народов, как это прогнозировали некоторые политические и религиозные деятели. Несмотря на увеличение количества мечетей, высших и средних мусульманских учебных заведений, религиозных партий и организаций, литературы и других пропагандиских средств, уровень религиозного сознания остался крайне низким, что наряду с экономическими и политическими факторами создавало благополучную среду для религиозного экстремизма» . По мнению И. Добаева и В. Немчиной (см. «Новый терроризм в мире и на юге России») (2005) отмечают, что «Северокавказский традиционный ислам к моменту распада СССР был крайне ослаблен и в условиях крайне усилившихся «возрожденческих процессов попросту оказался не готов к осознанному сопротивлению чуждому и враждебному идеологическому вторжению» . «Война всколыхнула все общество в Дагестане, – отмечает Э.Ф. Кисриев в работе «Ислам и власть в Дагестане» (2004). «Совсем недавно, незадолго до начала военных действий, трудно было представить себе возможность столь единодушного и повсеместного общественного осуждения ваххабитов и стремление содействовать скорейшему их разгрому» . В целом, по мнению А.В. Малашенко , И.В. Кудряшевой , исламоведы особо подчеркивают, что термины «фундаментализм» и «ваххабизм» политически нейтральны, характеризуя вероучительные и нравственные нормы. В работе К.М. Ханбабаева «Религиозно-политический экстремизм и терроризм: сущность, методы действия» (2006) акцент делается на освещении политики государства по противостояниюраспространению идеологии терроризма и экстремизма.В частности,со ссылкой на выступление Президента РФ В.В. Путина на 60-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН (от 15.09.2005 г.), указывается, что международное сообщество должно противопоставить «идеологам цивилизационного раскола и террористической агрессиине только согласованные действия государств, но и, что принципиально важно, широкие возможности гражданского общества, средств массовой информации, культурного и гуманитарного сотрудничества, а также равноправного межконфессионального диалога» . В коллективной монографии К.М. Ханбабаева, А.Ш. Исмаилова, А.А. Рагимова «Ислам на Кавказе в постсоветское время» (2012) ракрываются основные этапы распространения и функционирования ислама на Кавказе. Основное внимание уделено раскрытию причин, направлений и форм трансформации ислама и исламских организаций Кавказа в постсоветское время. Дана оценка действиям международных террористов на территории двух сел Республики Дагестан – Чабанмахи и Карамахи в 1997–1998 годы . С. Козлов в своем труде «Дагестан. Слабая репетиция или успешная провокация » (2019) также пишет об исторических событиях конца 1990-х г., вторжении международных бандформирований на территорию Дагестана. Теоретико-методологическую базу исследования составили исторический и междисциплинарный (на стыке истории, политологии и правоведения) подходы. В работе были использованы методы историко-правового, историко-политического, социально-философского, сравнительно-исторического анализа. Структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, трез глав, заключения и списка использованных источников и литературы. Общий объем работы – 84 стр.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……….…………………………………………………………………………….4 ГЛАВА I. РОЛЬ РЕЛИГИИ КАК ФАКТОРА ВЛИЯНИЯ НА ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ ДАГЕСТАНА В 1990-е ГОДЫ 13 1.1. «Ренессанс» религиозной жизни в республике. Предпосылки возникновения исламского джамаата 13 1.2. Формирование анклава «Кадарская зона» как фактор расширения сферы влияния религиозного сепаратизма 20 1.3. Дестабилизация общественно-политической ситуации в Дагестане в конце 1990-х гг. Деятельность органов власти по возвращению республики к мирной жизни 26 ГЛАВА II. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН (1991–2010-е гг.) 9 2.1. Формирование и развитие нормативно-правовой базы, регулирующей сферу государственно-конфессиональных отношений в постсоветский период.......................................................................................................................................29 2.2. Основные ориентиры для органов власти Республики Дагестан по вопросам противодействия проявлениям экстремизма и стабилизации обстановки в республике (1995–2000 гг.)…………………………………………….34 ГЛАВА III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ И РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ, РЕГУЛИРУЮЩЕЙ СФЕРУ РЕЛИГИОЗНОЙ ЖИЗНИ, ПОСЛЕ СОБЫТИЙ В ДАГЕСТАНЕ 1999 ГОДА …………….41 3.1. Развитие федерального законодательства по противодействию религиозному экстремизму. Анализ нормативно-правовых актов по противодействию идеологии терроризма …………………………………………….41 3.2. Изменения в республиканском законодательстве, регулирующем сферу религиозной жизни, после событий 1999 года ……………………………………..63 ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................................66 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ. …............................70
Список литературы

I. Нормативно-правовые акты, официально-документальные материалы: 1. Конституция Российской Федерации, 12 декабря 1993. 2. Конституция Республики Дагестан, 10 июля 2003. 3. Закон СССР от 01.10.1990 г. № 1689-I «О свободе совести и религиозных организациях» URL: https://base.garant.ru/6334103/. Дата обращения: 18.03.2019. 4. Закон РСФСР от 25.10.1990 г. № 267-I «О свободе вероисповеданий» URL: http://base.garant.ru/3961281/ Дата обращения: 18.03.2019. 5. Закон ДАССР от 05.05.1991 г. «О свободе совести и религиозных организациях» URL: http://docs.cntd.ru/document/412309429. Дата обращения: 18.03.2019. 6. Федеральный закон от 26.09.1997 №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» //URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16218/. Дата обращения: 18.03.2019. 7. Федеральный Закон РФ от 26.03.2000 г. № 45-ФЗ «О внесении изменений в п. 4 ст. 27 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Собрание законодательства РФ. 03.04.2000. – № 14. – Ст. 1430; // Российская газета. № 62. 30.03.2000. 8. Федеральный Закон РФ от 21.03.2002 № 31-ФЗ «О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» // Собрание законодательства РФ. 25.03.2002. – № 12. – Ст. 1093; // Российская газета. № 53. 26.03.2002. 9. Федеральный Закон РФ от 25.07.2002 № 112-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» // Собрание законодательства РФ. 29.07.2002. № 30. Ст. 3029. 10. Федеральный Закон РФ от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37867. Дата обращения: 21.03.2019. 11. Федеральный Закон РФ от 08.12.2003 № 169-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу законодательных актов РСФСР» (ред. от 02.11.2004) // Собрание законодательства РФ. 15.12.2003. –№ 50. – Ст. 4855; // Российская газета. № 252. 16.12.2003. 12. Федеральный Закон РФ от 29.06.2004 № 58-ФЗ О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления (ред. от 22.07.2005) // Собраниезаконодательства РФ. 05.07.2004. – № 27. – Ст. 2711; // Российская газета. № 138. 01.07.2004. 13. Федеральный Закон РФ от 06.03.2006 № 35-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «О противодействии терроризму» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58840. Дата обращения: 21.03.2019. 14. Федеральный Закон РФ от 27.07.2006 г. № 148-ФЗ «О внесении изменений в статьи 1 и 15 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» //URL: http://base.garant.ru/12148571.Дата обращения: 21.03.2019. 15. Федеральный Закон РФ от 27.07.2006 г. № 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации конвенции совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61802.Дата обращения: 21.03.2019. 16. Федеральный Закон РФ от 24.07.2007 г. № 211-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2007. – № 21. – Ст. 2457. 17. Федеральный Закон РФ № 14 от 28.02.2008 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части лицензирования и аккредитации учреждений профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждений)» // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 18. Федеральный Закон РФ от 30.12.2008 г. № … «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму» // Собрание законодательства Российской Федерации.2006 ? № 11, ст. 1146. 19. Федеральный Закон РФ от 27.07.2010 г. № 197-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006, № 11, ст. 1146. 20. Федеральный Закон РФ от 30.11.2010 г. № 328-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» // URL:http://base.garant.ru/12180713. Дата обращения: 30.06.2019. 21. Федеральный Закон РФ от 03.05.2011 г. №96ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму»» ФЗ№96 // URL: http://base.garant.ru/12185382. Дата обращения: 30.06.2019. 22. Федеральный Закон РФ от 25.12.2012 г. № 255-ФЗ «О внесении изменений в статью 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»» // URL: http://base.garant.ru/70289726. Дата обращения: 21.03.2019. 23. Федеральный Закон РФ от 07.06.2013 г. № 119-ФЗ «О внесении изменений в статьи 4 и 24 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» // URL:http://base.garant.ru/70392676.Дата обращения: 21.03.2019. 24. Федеральный Закон РФ от 22.10.2014 г. № 316-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» // URL:http://base.garant.ru/70771760. Дата обращения: 21.03.2019. 25. Федеральный Закон РФ от 06.04.2015 г. № 80-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // URL:http://base.garant.ru/70940488. Дата обращения: 21.03.2019. 26. Федеральный Закон РФ от 20.04.2015 г. «О внесении изменений в статью 14 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» ФЗ№103// URL: http://base.garant.ru/70980194/ Дата обращения: 21.03.2019. 27. Федеральный Закон РФ от 13.07.2015 г. № 261-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2015. – № 14. – Ст. 2020. 28. Федеральный Закон РФ от 23.11.2015 г. № 314-ФЗ «О внесении изменения в Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2015. – № 10. – Ст. 1393. 29. Федеральный Закон РФ от 28.11.2015 г. № 341-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2015. – № 29. – Ст. 4387. 30. Федеральный Закон РФ от 30.03.2016 г. № 76-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» и Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2015?, № 17, ст. 2478. 31. Федеральный Закон РФ от 06.07.2016 г. № 374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2016. – № 14. – Ст. 1906. 32. Федеральный Закон РФ от 18.04.2018 г. № 82-ФЗ «О внесении изменений в статьи 5 и 5.1 Федерального закона «О противодействии терроризму»» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006, № 11, ст. 1146; № 31, ст. 3452; 2011, № 19, ст. 2713. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 33. Закон Республики Дагестан от 16.01.1998 г. № 5 «О свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях» // URL:http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:7lpH6RGw4Q0J:www.dagvetkom.ru/file/download/5547+&cd=1&hl=ru&ct=clnk&gl=ru. Дата обращения: 18.03.2019. 34. Закон Республики Дагестан от 22.09.1999 г. № 15 «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 35. Закон Республики Дагестан от 10.05. 2001 г. № 16. «О внесении изменений в Закон РД «О свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 36. Закон Республики Дагестан от 12.05.2004 г. № 13 «О внесении изменений в Закон РД «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории РД» // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 37. Закон Республики Дагестан от 12.05.2004 г. № 14 «О внесении изменений в Закон РД «О свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 38. Закон Республики Дагестан от 05.03.2006 г. № 30 «О внесении изменений в Закон РД «О свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях» // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 39. Закон Республики Дагестан от 09.03.2007 г. № 10 «О внесении изменений в Закон РД «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории РД» // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 40. Закон Республики Дагестан от 20.07.2011 г. № 40. «О внесении изменений в Закон РД «О свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях» Собрание законодательства Республики Дагестан, 1998, № 1, ст. 1752; 2001, № 5, ст. 351; 2004, № 5, ст. 415; 2006, № 5, ст. 283. 41. Закон Республики Дагестан от 08.10.2013 г. № 67 «О внесении изменений в Закон РД «О свободе совести, свободевероисповедания и религиозных организациях». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 42. Закон Республики Дагестан от 08.06.2015 г. № 58 «О внесении изменений в Закон РД «О свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 43. Закон Республики Дагестан от 14.12.2015 г. № 119 «О внесении изменений в Закон РД «О свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 44. Закон Республики Дагестан от 01.06.2017 г. № 44 «О внесении изменений в Закон РД «О свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 45. Закон Республики Дагестан от 02.10.2017 г. № 61 «О внесении изменений в Закон РД «О свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 46. Постановление Народного Собрания РД от 25.05.2000 № 203-II НС «О ходе исполнения Законов Республики Дагестан «О свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях» и «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан».Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 47. Постановление Госсовета РД от 29.12.1998 г. № 198 «О Республиканской программе по усилению борьбы с преступностью на 1999–2000 годы». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 48. Постановление Правительства РД от 19.04.1999 № 104 «Об Экспертном совете по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Республики Дагестан» (утратило силу). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 49. Послание Председателя Государственного Совета РД Народному Собранию РД. 1995, 1996, 1997, 1998. 50. Послание Председателя Государственного Совета РД Народному Собранию РД, 1999г. // URL: http://old.lawru.info/base88/part1/d88ru1466.htm.Дата обращения: 01.04.2019. 51. Послание Председателя Государственного Совета РД Народному Собранию РД, 2000г. // URL: http://old.lawru.info/base88/part1/d88ru1415.htm.Дата обращения: 01.04.2019. 52. Послание Главы РД Народному Собранию РД. 2019 // URL: http://nsrd.ru/pub/novosti/glava_respubliki_dagestan_vladimir_vasilev_ob_20_03_2019. Дата обращения: 01.04.2019. 53. Решение Верховного Суда РФ от 14.03.2003 г. № ГКПИ 03-116: «О признании 4 февраля 2003 г. Верховным судом РФ Конгресса Народов Ичкерии и Дагестана - террористической организацией, деятельность которой запрещена на территории Российской Федерации» // URL: http://nac.gov.ru/zakonodatelstvo/sudebnye-resheniya/reshenie-verhovnogo-suda-rf-ot-14-fevralya.html Дата обращения: 14.06.2019. II. Литература: 1. Абакаров Р.И.Межэтнические отношения в Республике Дагестан (по материалам социологических исследований 2013 года). // Вестник Дагестанского научного центра., 2013. № 51. С. 135–138 // URL: http://www.vestnikdnc.ru/IssSources/51/Abakarov.pdf/. Дата обращения: 16.04.2019. 2. Абдуллаев М.Н. Этнополитические процессы в Республике Дагестан: историко-правовые условия эволюции». – Махачкала: Алеф, 2004. 3. Аверьянова Ю. И Политология. Энциклопедический словарь. – М., 1993. – 1956 с. 4. Авшалумова Л.Х., Вагабов М.В. История религий: курс лекций. –Махачкала: ИПЦ ДГУ. 1996. 5. Агаев А.Г., Магомедов Р.М. Дагестанское единство, история и современность. – Махачкала.1995. 6. Акаев В. Религиозно-политический конфликт в Чеченской республике Ичкерия // Центральная Азия и Кавказ. – 1999. – № 4(5). – С.101–104. 7. Аринин А.Н., Марченко Г.В. Уроки и проблемы становления Российского федерализма. – М., 1999. 8. Баграмов Э.А. Разделит ли Россия участь Союза СССР? (Кризис межнациональных отношений и федеральная национальная политика). – М., 2008. – 270 с. 9. Bizezinski, Zbignew. PostcommunistNationalism«ForeignAffairs», Winter1989/1990. Vol. 68. №. 5. P. I. 10. Бобровников В.О. Ислам на постсоветском Северном Кавказе (Дагестан): мифы и реалии // Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри. –М., 2001; 11. Булатов Б.Б., Рамазанова Д.Ш. Деятельность органов государственной власти Республике Дагестан в области межнациональных отношений (80–90-е гг. XX в.). – М. 2000. – 189 с. 12. Гаджиев Р. Час испытания. Хроника боевых действий в Дагестане (август-сентябрь 1999 года). Часть 1. – Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 2000. 13. Дзидзоев В.Д., Левченко Н.Н. Сепаратизм, терроризм и экстремизм на Северном Кавказе: политико-правовой анализ // Владикавказ, – 2008. – С. 287–290. 14. Добаев И., Немчина В. Новый терроризм в мире и на юге России. –Ростов-на-Дону, 2005; 15. Забарчук Е.Л. Религиозный экстремизм как одна из угроз безопасности российской государственности // Журнал российского права. – 2008. – № 6. – С. 78–80. 16. Ибрагимов М.-Р.А. Этносы и конфессии Дагестана в конце XX – начале XXI века // Этнополитические исследования на Северном Кавказе: состояние, проблемы, перспективы. – Махачкала. 2005. 17. Иванов В.Н. Россия федеративная: кризис и пути его преодоления. – М., 1999. – 210 с. 18. Козырин А.Н. Законодательство о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях: научно-практический комментарий статьи 2 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Публично-правовые исследования (электронный журнал). – 2011. – № 1-2. – С. 78–81. 19. Котанджян Г.С. Этнопсихология консенсуса конфликта. – М., 1992. 20. Козырин А.Н. Законодательство о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях: научно-практический комментарий статьи 2 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Публично-правовые исследования (электронный журнал). – 2011. – № 1-2. –С.78–81; 21. Крицкий Е.В. Религиозный фактор в этнополитической ситуации на Северном Кавказе Религия и политика в современной России. – М.,2007. – С. 39–46. 22. Кудряшева И.В. Идеологический дискурс политического ислама // Политическая наука. – 2003. – № 4. – С. 133–148. 23. Лопаткин Р.А. Экстремизм религиозный / Р.А. Лопаткин: энциклопедия. – –М., 2001. –Т. 2. 24. Магомедов М.И., Ханбабаев К.М.Государственно-конфессиональные отношения в Республике Дагестан // Государство и религия в Дагестане. Информационно-аналитический бюллетень. – Махачкала, 2003. 25. Макаров Д.В. Национальные отношения. Радикализация ислама в Дагестане: возможности и пределы джихада. – М.,2004. 26. Макаров Д.В. Радикализация ислама в Дагестане: возможности и пределы джихадизма // Общественные науки и современность. – М.: Азбука, 2004. –№ 6. 27. Малашенко А.В. Исламские ориентиры Северного Кавказа. – М. 2001. 28. Маркедонов С.М. Постсоветское пространство: распад или сохранение? // Вестник РГГУ. Серия: Политология, история, международные отношения. –2017. – № 6. 29. Маркедонов С.М. Чечня. Война как мир и мир как война. Ксенофобия на юге России: сепаратизм, конфликты и пути их преодоления // Южнороссийское обозрение. Выпуск № 8. – 2014. – С. 9–11. 30. Маркедонов С.М. Постсоветское пространство: распад или сохранение? // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. –2017. – № 6. – С. 67–70. 31. Морозова Г.М., Артамонов А.Н. Вопросам обеспечения единого правового пространства РФ необходимо придать системный характер // Юстиция регионов. –2009. – № 3. 32. Омарова З.А. Проблемы реализации права на свободу вероисповедания в Северо-Кавказском федеральном округе (на примере Республики Дагестан, Кабардино-Балкарской Республики, Чеченской Республики) // Конституционное и муниципальное право. – 2010. – № 9. 33. Омарова Х.М. Политическая обстановка в Республике Дагестан в 1999 году // Научный альманах. 2018. – № 9-2(47). – С. 141–143 // URL: http://ucom.ru/doc/na.2018.09.02.pdf.. Дата обращения: 15.06.2019. 34. Омарова Х.М. Политические процессы, начавшиеся после распада СССР на примере Республики Дагестан // Научный альманах. – 2018. – № 9-2(47). – С. 134–139 // URL: http://ucom.ru/doc/na.2018.09.02.pdf. Дата обращения: 15.04.2019. 35. Омарова Х.М. Распространения религиозного сепаратизма на территории Республики Дагестан в 1996-1999 года: на примере с. Карамахи/ Научный альманах. – 2018. № 9-2(47), – С. 138–141// URL: http://ucom.ru/doc/na.2018.09.02.pdf. Дата обращения: 15.04.2019. 36. Паин Э. Федерализм и сепаратизм в России: мифы и реальность. Космополис, – 2003. – № 1. – С. 39–58 URL: http://www.rami.ru. Дата обращения: 19.12.2018. 37. Паин Э.А. Этнополитический маятник: цикличность этнополитических процессов в постсоветской России Общественные науки и современность. – 2003. – № 5. 38. Панарин С.Н. Национализм в СНГ: мировоззренческие истоки // Этнос и политика: М.,2000. 39. Поляков К.И. Арабский Восток и Россия: проблемы исламского фундаментализма. – М., 2003. 40. Пчелинцев А.В., Ряховский В.В. Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания. Нормативные акты. Судебная практика. – М.: Юриспруденция, 2011. 41. Smith Dan. Nationalism and Conflict: Identity and Peace. June. 1994. Manuscript. 35.Тощенко Ж.Т.Этнократия: история и современность (социологические очерки). – М., 2003. 36. Ханбабаев К.М. Религиозно-политический экстремизм и терроризм: сущность, методы действия. Вопросы дагестанской культурологии и религоведения. Сборник научный статей. – М: ДГПУ. 2006; 37. Ханбабаев К.М., Ибрагимов А.Ш., Рагимов А.А. Ислам на Кавказе в постсоветское время: пути трансформации. – М.: Дагестанское книжное издательство. 2012. 38. Хасбулатов Р. От несвободы к тирании: раскол в чеченском обществе и его последствия / Культура Чечни: история и современные проблемы. – М., 2002. 39. Ярлыкапов А. Проблема ваххабизма на Северном Кавказе. – М., 2000. III. Диссертационные исследования: 1. Докторские: 1. Суханов В.М. Региональная политическая идентичность в России: теоретический анализ состояния и перспективы: автореф. дисс. … д. полит.н. – Саратов, 2009. – 45 с. 2. Кандидатские: 2. Рамазанова Д.Ш. Актуальные проблемы межнациональных отношений в Республике Дагестан и роль органов государственной власти в их регулировании: автореф. дисс. … к.и.н. – Махачкала, 2000. – 27 с. 3. Безрукова А.А. Политические процессы на южных рубежах России и их влияние на национальную безопасность страны: автореф. дисс. кан-тапол-их наук: 23.00.02/[Московский государственный областной университет].- Москва, 2012 г. – 32 с. IV. Периодическая печать: 1. Газеты: 1. Абдулагатов З.М. Как мы должны противодействовать экстремистскому ваххабизму // Новое дело. – 2004. – 22 октября. 2. Журналы: 1. Нурбагандов А. Межэтнические отношения в Дагестане // Народы Дагестана Махачкала. – 1993. – № 5. – С. 21– 26. 2. Путь ислама. – 1997. – № 11. V. Интернет-ресурсы (URL): 1. Федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации // URL: http://dostup.minjust.ru Дата обращения: 21.03.2019. 2. Черкасов А. Танго над пропастью / РТР, «Вести». 03.09.1998 // Полит.ру URL: http://www.polit.ru/analytics/2004/09/07/1999.html. Дата обращения: 01.04.2019. 3. Кашин О. Кадарская зона. 15 лет без шариата // URL: http://kashin.guru/2014/09/16/kadar. Дата обращения: 01.04.2019. 4. Славянский правовой центр. Религия и право // URL: http://www.sclj.ru/analytics/magazine/arch/detail.php?ELEMENT_ID=1264&print=Y. Дата обращения: 13.03.2019.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. РОЛЬ РЕЛИГИИ КАК ФАКТОРА ВЛИЯНИЯ НА ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ ДАГЕСТАНА В 1990-Е ГОДЫ 1.1. «Ренессанс» религиозной жизни в республике. Предпосылки возникновения исламского джамаата В конце 1980-х – начале 1990-х гг. значительно расширяется сфера влияния религии в Дагестане. Общественная жизнь Дагестана, как и экономическая сфера, тысячими нитей связанная с общей обстановкой в стране – СССР – не могла не испытать влияния как положительных, так и негативных тенденций. Умалчивание недостатков, уход от решения назревших проблем, выпячивание успехов явились нормой управления партийных и советских органов. Многие острые проблемы общественно-политической жизни замалчивались или о них говорилось лишь как об упущениях местных партийных и советских органов. Социальные болезни отражались и на духовном здоровье общества. В поисках выхода из трудностей люди обращались к религии. Несмотря на множественную последовательную атеистическую пропаганду и преследования за религиозные убеждения, в Дагестане было немало верующих, исповедующих в основном три крупных религиозных учения: мусульманское, христианское и иудейское. В то время каждая из этих религий имела, хотя и ограниченное число, соответствующих культовых учреждений и помещений.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg