Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста.

irina_k20 372 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 31 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.06.2020
Цель: теоретически обосновать психолого-педагогические условия организации деятельности педагога по обогащению речи грамматическими формами выражения причинно-следственных отношений у детей старшего дошкольного возраста. Объект: процесс организации деятельности педагога по обогащению речи грамматическими формами выражения причинно-следственных отношений у детей старшего дошкольного возраста Предмет: условия организации деятельности педагога по обогащению речи грамматическими формами выражения причинно-следственных отношений у детей старшего дошкольного возраста Задачи исследования: 1.Выявить оcoбеннocти пcихичеcкoгo paзвития детей cтаршегo дoшкoльнoгo вoзрacтa. 2.Определить особенности формирования грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста 3.Изучить лингвистические основы организации деятельности педагога по обогащению речи грамматическими формами выражения причинно-следственных отношений у детей старшего дошкольного возраста. 4.Охарактеризовать условия организации деятельности педагога по обогащению речи грамматическими формами выражения причинно-следственных отношений у детей старшего дошкольного возраста
Введение

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон его речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является одним из условий решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте. Основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Исследования отечественных и зарубежных психологов, лингвистов и психолингвистов доказали, что овладение грамматическим строем языка характеризуется формированием языковой системы, основанной на генерализации, анализе и обобщении явлений языка и речи. Исследователи Ф.И. Буслаев, К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, Л.И. Божович, С.Ф. Жуйков, Н.И. Жинкин, Н.С. Рождественский, М.П. Феофанов, Д.Н. Богоявлений, А. Мечинская, Д.Б. Эльконин подчёркивают значение работы над грамматикой родного языка, изучая формирование мыслительных операций в развитии речевых навыков. [1;2] Психологи А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, Н.И. Жинкин, А.В. Запорожец, А.В. Захарова, С.Н. Карпова, Ф.А. Сохин, М.И. Попова изучали овладение грамматическим строем в разных аспектах [14] Анализ научно-методического материала по проблеме формирования грамматического строя речи у дошкольников показывает, что причиной возникновения трудностей в усвоении грамматических форм родного языка является то, что обучающие (родители, педагоги) сами не осознают этих значений и употребляют их интуитивно, усвоив их в процессе естественного восприятия языка. Отсюда следует, что заботой обучения должна быть забота о том, чтобы дети как можно раньше услышали все грамматические формы родного языка и постепенно проникали в их смысл. Понимание смысла грамматических значений родного языка есть процесс становления и развития интеллекта растущего человека. Процесс этот протекает бессознательно. Однако, если он тормозится неумелым обучением, интеллектуальное развитие ребёнка задерживается. Ребёнок, не усвоивший грамматического строя родного языка до школы, плохо учится, потому что оказывается неспособным понять связи и отношения между изучаемыми в школе явлениями действительности. Грамматический строй-это один из обязательных компонентов любого языка, определяется системой правил изменений слов, сочетаний их в предложения, правил построения разных типов предложений. В связи с этим становится актуальным поиск наиболее эффективных форм работы с детьми по этой проблеме, одной из которых является условия организации деятельности педагога по обогащению речи грамматическими формами выражения причинно-следственных отношений у детей старшего дошкольного возраста.
Содержание

Введение…………………………………………………………………...………3 §1. Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста …………………………………………………………………………...6 §2. Грамматический строй речи и особенности его формирования у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………..11 §3. Лингвистические основы организации деятельности педагога по обогащению речи грамматическими формами выражения причинно-следственных отношений у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………….………..17 §4. Условия организации деятельности педагога по обогащению речи грамматическими формами выражения причинно-следственных отношений у детей старшего дошкольного возраста. ……………………………..…………22 Заключение……………………………………………………………………….30 Литература…………………………………………………………….…………31
Список литературы

1. Алексеева М.М.Теория и методика развития речи детей, 4 – е издание/ В.И.Яшина, М.М.Алексеева; под общ. Ред. В.И. Яшиной. – 4-е изд., перераб. И доп. - М.: изд. центр «Академия», 2014. – 448 с.- 30000 экз. – ISBN 978-5-7695-9603-2 2. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада [Текст] / В.В.Гербова.-М.: Просвещение, 2012. - 175с.- 10000 экз. . – ISBN 978-5-86775-726-7 3. Жинкин, Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи [Текст] / Жинкин Н.И. Язык – речь – творчество. – М.: Лабиринт, 1998. – С. 146–162. [Электронный ресурс]/ Энциклопедия знаний — Режим доступа: http://www.philologoz.ru/zhinkin/transcode.html 4. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст]: уч. Пособие для студентов сред.пед. учеб. Заведений/ С.А. Козлова, Т.Р. Куликова.– М.: Издательский центр «Академия», 2014.-350с. 5. Новоторцева, Н.В. Развитие речи детей. [Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов/ Н.В. Новоторцева. – Ярославль: «Академия развития»,2011.-230с. 6. Макарова, В.Н. Формирование готовности студентов к работе по развитию речи детей дошкольного возраста [Текст] / В.Н.Макарова– М.: 2006.-234с. 7. Максаков, А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок [Текст] / А.И.Максаков.-– М.: Просвещение,- 2003. – 159с. 8. Максаков, А.И., Учите, играя. [Текст]/ А.И.Максаков,Г.А. Тумакова – М., 2005.-164с. 9. Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка [Текст] / М.Р.Львов.– М.: Просвещение,- 2010.-10000 экз. 10. Мухина, В. С. Детская психология [Электронный ресурс]/ Возрастная психология — Режим доступа: http://med-books.info/vozrastnaya-psihologiya_783/vospriyatie-risunka-39679.html 11. Рождественская, В.И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста [Текст] / В.И.Рождественская, Е.И.Радина – М.: Просвещение, 2012.-432с.-20000 экз. 12. Современный русский язык / Под ред. Белошапкова, Н.Г. [Текст] / Н.Г. Белошапков - М.: Просвещение 2005.- 560с. - ISBN 5-743-8757-0 13. Соловьева, О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду [Текст] / О.И.Соловьева.– М.: Просвещение, 2012.-176с.- 200000 экз. 14. Ушинский, К.Д. Родное слово [Электронный ресурс]/Научная библиотека— Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/rodnoe-slovo-k-d-ushinskogo 15. Урунтаева А.Г. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений . - 10-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 420 с 16. Тихеева. Е.И. Развитие речи детей [Электронный ресурс]/ Педагогическая библиотека — Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/2/0320 17. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина – М.: Изд-во ГИЦ Владос, 2011. – 287 с. - 20000 экз. – ISBN 569-1-009714 18. Усова, А.П. Обучение в детском саду [Текст] / Под ред. А.В.Запорожца. – М.: Просвещение, 2011.- 400с.-30000экз. 19. Хрестоматия по детской литературе [Электронный ресурс]/ Энциклопедия знаний — Режим доступа: http://www.nntt.org/viewtopic.php?f=639&t=46030 20. Щерба, Л.В. Современный русский литературный язык [Текст] / Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. - М., 1957. - С. 110-129[Электронный ресурс]/ Русский филологический портал — Режим доступа: http://www.philology.ru/linguistics2/shcherba-57.htm 21. Хрестоматия по детской литературе [Электронный ресурс]/ Энциклопедия знаний — Режим доступа: http://www.nntt.org/viewtopic.php?f=639&t=46030 22. Щерба, Л.В. Современный русский литературный язык [Текст] / Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. - М., 1957. - С. 110-129[Электронный ресурс]/ Русский филологический портал — Режим доступа: http://www.philology.ru/linguistics2/shcherba-57.htm
Отрывок из работы

§1. Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста Дошкольное детство - первый период психического развития ребенка и поэтому самый ответственный, В это время закладыва¬ются основы всех психических свойств и качеств личности, по¬знавательных процессов и видов деятельности. Именно в этом воз¬расте педагог находится с ребенком в самых близких отношени¬ях, принимает в его развитии самое деятельное участие. Память представляет собой форму психического отражения прошлого опыта во всем его многообразии. В дошкольном возрасте главным видом памяти является образная. Так, ребенок преимущественно выделяет наиболее яркие признаки предмета, не замечая другие, нередко более важные. Поэтому представления, которые составляют основное содержание памяти дошкольника, нередко отрывочны. Запоминание и воспроизведение проходят быстро, но бессистемно. На протяжении дошкольного возраста, как показала А.А. Люблинская, наблюдается переход: - от единичных представлений, полученных в процессе восприятия одного конкретного предмета, к оперированию обобщенными образами; - от «нелогичного», эмоционально нейтрального, часто смутного, расплывчатого образа, к котором нет основных частей, а есть только случайные, несущественные детали в неправильной их взаимосвязи, к образу, четко дифференцированному, логически осмысленному, вызывающему определенное отношение к нему ребенка; - от нерасчлененного, слитного статического образа к динамическому отображению, используемому старшими дошкольниками в разной деятельности; - от оперирования отдельными оторванными друг от друга представлениями к воспроизведению целостных ситуаций, включающих выразительные, динамические образы, то есть отражающие предметы в многообразии связей. [14,с.120] Последнее изменение касается самого процесса. речи. У старших дошкольников образ возникает на основе мыслительного анализа и синтеза.) У дошкольника значительно изменяется содержание двигательной памяти. Движения становятся сложными, включают несколько компонентов. Совершенствование действий с предметами, их автоматизация и выполнение с опорой на идеальный образец - образ памяти - позволяют малышу приобщиться к таким сложным видам трудовой деятельности, как труд в природе и ручной. Ребенок качественно выполняет орудийные действия, которые основаны на тонкой дифференцировке движений, специализированной мелкой моторике, - вышивает, шьет и т.д. Словесная память дошкольника интенсивно развивается в процессе активного освоения речи при слушании и воспроизведении литературных произведений, рассказывании, в общении со взрослыми и сверстниками. Воспроизведение текста, изложение собственного опыта становится логичным, последовательным. На протяжении всего дошкольного возраста преобладает непроизвольная память. У дошкольника сохраняется зависимость запоминания материала от таких его особенностей, как эмоциональная привлекательность, яркость, озвученность, прерывистость действия, движение, контраст и пр. Ребенок осознает и использует некоторые приемы запоминания, выделяя их из знакомых видов деятельности. При специальном обучении и контроле со стороны взрослого дошкольнику становятся доступными логические приемы запоминания, в качестве которых выступают мыслительные операции. Таковыми могут быть смысловое соотнесение и смысловая группировка, схематизация, классификация, соотнесение с ранее известным. Впервые действие самоконтроля проявляется у ребенка в 4 года. А резкое изменение его уровня происходит при переходе от 4 к 5 годам. Дети 5-6 лет уже успешно контролируют себя, запоминая или воспроизводя материал. С возрастом меняется стремление к полному и точному воспроизведению. Если в 4 года дети вносят самопоправки в пересказ в связи с сюжетными изменениями, то 5-6-летние дошкольники исправляют текстуальные неточности. Речь - это процесс общения, опосредованный языком. [14] В 5-6 лет она становится произвольным самостоятельным процессом. Ребенку важно передать в речи содержание, чтобы его точно понял собеседник. Выделяется особая речевая деятельность в виде бесед, слушаний, рассуждений, составления рассказов и сказок. Она имеет свои мотивы и цели и развивается только в процессе специально организованного обучения, когда взрослый предъявляет к речи ребенка определенные требования (самостоятельно, выразительно передать содержание, поддерживать непринужденную беседу, отвечать на вопросы и пр.) и учит его, как их следует выполнять. Речь превращается в умственную интеллектуальную деятельность. Особенности речи детей 5-6 лет: - речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения; - появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность; - ребенок постигает законы родного языка в процессе действий со словом; - ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания, интеллектуализации познавательных процессов; - развивается регулирующая функция речи, которая выражается в понимании литературных произведений, подчинении инструкции взрослого; - складывается планирующая функция речи, когда она начинает предварять решение практических и интеллектуальных задач; - возникает звуковая функция речи, выделение слова как абстрактной единицы, что создает возможность сделать слово объектом познания и освоить письменную речь; - складывается понимание форм языковой деятельности; - речь становится особым видом произвольной деятельности, формируется сознательное отношение к ней; - речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждения и рассказы; - завершается процесс фонематического развития: ребенок правильно слышит и произносит звуки; - возникают предпосылки для освоения грамоты. [1] В дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания. Увеличивается его объем: дошкольник уже может действовать с 2-3 предметами. Возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действий ребенка. Внимание становится более устойчивым. Это дает ребенку возможность выполнять под руководством воспитателя определенную работу, пусть даже неинтересную. Малыш не отвлекается, если понимает, что дело нужно довести до конца, даже если появилась более привлекательная перспектива. Поддержание устойчивости внимания, фиксация его на объекте определяется развитием любознательности, познавательных процессов. Так, ребенок долго наблюдает за рыбками в аквариуме, чтобы узнать, где они спят, или за хомячком, чтобы увидеть, когда он будет есть свои запасы. Устойчивость внимания зависит от характера действующего раздражителя. В возрасте 4-7 лет длительные отвлечения вызывает шум игры, а наиболее продолжительные - звонок. На протяжении дошкольного детства длительность отвлечений, вызванных разными раздражителями, снижается, то есть возрастает устойчивость внимания. Наиболее резкое снижение продолжительности отвлечения наблюдается у детей от 5,5 до 6,5 лет. Развитие внимания дошкольника связано с тем, что изменяется организация его жизни, он осваивает новые виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную). В 4-5 лет ребенок направляет свои действия под влиянием взрослого. Воспитатель все чаще говорит дошкольнику: «Будь внимательным», «Слушай внимательно», «Смотри внимательно». Выполняя требования взрослого, ребенок должен управлять своим вниманием. Развитие произвольного внимания связано с усвоением средств управления им. Первоначально - это внешние средства, указательный жест, слово взрослого. В старшем дошкольном возрасте таким средством становится речь самого ребенка, которая приобретает планирующую функцию. «Я хочу посмотреть сначала обезьянок, а потом крокодильчиков», - говорит малыш по дороге в зоопарк. Он намечает цель «посмотреть», а затем внимательно рассматривает интересующие его объекты. Таким образом, развитие произвольного внимания тесно связано не только с развитием речи, но и с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели. Развитие этого вида внимания также связано с освоением норм и правил поведения, становлением волевого действия. Например, малышу хочется присоединиться к игре других детей, но нельзя. Он сегодня дежурит по столовой. Сначала нужно помочь взрослому накрыть на стол. И малыш сосредоточивается на выполнении этой работы. Постепенно его привлекает сам процесс дежурства, ему нравится, как он красиво расставляет приборы, и волевых усилий для поддержания внимания уже не требуется. Под воображением понимают психический познавательный процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представления, полученных в прошлом опыте. Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого, за кажущимся его богатством скрывается бедность, смутность, схематичность и стереотипность образов. Ведь в основе образов воображения лежит перекомбинирование материала, хранящегося в памяти. А у дошкольников знаний и представлений еще недостаточно. Видимое богатство воображения связано с низкой критичностью детского мышления, когда дети не знают, как бывает, а как не бывает. Отсутствие такого знания - недостаток и достоинство детского воображения. Дошкольник легко объединяет разные представления и некритически относится к полученным комбинациям, что особенно заметно в младшем дошкольном возрасте (Л.С.Выготский). [14] Дошкольник не создает ничего принципиально нового с точки зрения общественной культуры. Характеристика новизны образов имеет значение только для самого ребенка: было ли подобное в его собственном опыте. До достижения детьми 5-6 лет, почти на протяжении всего дошкольного возраста, у них отсутствует замысел или он крайне неустойчив, легко разрушается. А подчас (особенно в 3-4 года) замысел рождается только после действия. Ребенок не задумывается о возможностях практической реализации образов, которые он создает. Для взрослого мечта выступает как побудитель к действию. А у ребенка комбинации образов практически бесперспективны. Он фантазирует ради того, чтобы фантазировать. Его привлекает сам процесс комбинирования, создания новых ситуаций, персонажей, событий, имеющий яркую эмоциональную окрашенность На первых порах воображение неразрывно связано с предметом, выполняющим функцию внешней опоры. Так, в игре ребенок 3-4 лет не может вообразить действие с предметом. Он не может переименовать предмет, если не действует с ним. Он представляет стул кораблем или кубик кастрюлькой, когда действует с ними. Сам предмет-заместитель должен иметь сходство с замещаемым предметом. Именно игрушки и предметы-атрибуты наталкивают малыша на тот или иной сюжет игры (М.Г.Витязь). Например, увидел белый халат - стал играть в больницу, увидел весы - стал «продавцом». Если для младших дошкольников опорой в игре выступают игрушки, то для средних и старших - выполнение взятой на себя роли. Постепенно - воображение начинает опираться на предметы, вовсе не похожие на замещаемые. Так, старшие дошкольники в качестве игрового материала используют природный (листья, шишки, палки, камешки и пр.). Особенно ярко проявляется роль наглядной опоры в воссоздании художественного текста. Таковой служит иллюстрация, без которой младший дошкольник не может воссоздать описанные в сказке события. У старших дошкольников слова текста начинают вызывать образы и без наглядной опоры. Но они все-таки испытывают трудности в понимании внутреннего смысла произведения. Для детей этого возраста важна иллюстрация, наглядно изображающая те действия и взаимоотношения героев, в которых ярче всего обнаруживаются их внутренние особенности и черты характера. Постепенно необходимость во внешних опорах отпадает. Происходит интериоризация действий воображения в двух планах. Во-первых, переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет. Во-вторых, переход к игровому использованию предмета, придание ему нового смысла и представление действий с ним в уме, без реального действия. В этом случае игра происходит полностью в плане представления. [14] Таким образом, воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира. Опорой для создания образа теперь служит не только реальный объект, но и представления, выраженные в слове. Начинается бурный рост словесных форм воображения, тесно связанных с развитием речи, мышления, когда ребенок сочиняет сказки, перевертыши, продолжающиеся истории. Дошкольник «отрывается» в воображении от конкретной ситуации, у него возникает чувство свободы, независимости от нее. Он как бы поднимается над ситуацией и видит ее глазами не только разных людей, но и животных, предметов. Мышление отражает предметы и явления действительности в их существенных признаках, связях и отношениях. Ребенок может думать о том, что в данный момент он не воспринимает, но что он знает по своему прошлому опыту. Оперирование образами и представлениями делает мышление дошкольника внеситуативным, выходящим за пределы воспринимаемой ситуации, и значительно расширяет границы познания. [14] Изменения в мышлении дошкольника прежде всего связаны с тем, что устанавливаются все более тесные взаимосвязи мышления с речью. Такие взаимосвязи приводят, во-первых, к появлению развернутого мыслительного процесса - рассуждения, во-вторых, к перестройке взаимоотношений практической и умственной деятельности, когда речь начинает выполнять планирующую функцию, в-третьих, к бурному развитию мыслительных операций. Рассмотрим подробно указанные изменения. Рассмотрев психические процессы, мы убеждаемся, что уровень сформированности психических процессов (в рамках нашей темы) позволяет говорить об успешной дальнейшей работе по обогащению речи грамматическими формами выражения причинно-следственных отношений у детей старшего дошкольного возраста. В дошкольном возрасте соединяются воображение, мышление и речь. Подобный синтез порождает у ребенка способность вызывать и произвольно манипулировать образами при помощи речевых самоинструкцией. Это означает, что у ребенка возникает и начинает успешно функционировать внутренняя речь как средство мышления. Одновременно завершается процесс формирования речи как средство обучения, что подготавливает благоприятную почву для активации воспитания и для развития ребенка как личности. В процессе воспитания, проводимого на речевой основе, происходит усвоение элементарных нравственных норм, форме и правил культурного поведения. Будучи усвоенными и став характерными чертами личности ребенка, эти нормы и правила начинают управлять его поведением, превращая действия в произвольные и нравственно регулируемые поступки. Вершиной личностного развития ребенка в дошкольном детстве является персональное самосознание, включающее опознание собственных личностных качеств, способностей, причин успехов и неудач. §2. Грамматический строй речи и особенности его формирования у детей старшего дошкольного возраста. Грамматический навык – это способность автоматизировано извлекать из долговременной памяти грамматические средства речи. Грамматика является наукой о строе языка, о его законах. Как строй языка, грамматика представляет собой систему, объединяющую словообразование, морфологию, синтаксис. Эти системы можно называть подсистемами грамматического строя языка или разными его уровнями. [1,c.170] Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, грамматические значения в пределах слова. Синтаксис - словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов. Словообразование - образование слова на базе другого однокоренного слова (или других слов), которым оно мотивировано, т. е. выводится из него по смыслу и по форме с помощью специальных средств, присущих языку. Грамматический строй - продукт длительного исторического развития. Грамматика определяет тип языка как наиболее устойчивая его часть. [12, с.130] Каждое грамматическое явление всегда имеет две стороны: внутреннюю, грамматическое значение, то, что выражено, и внешнюю, грамматический способ выражения, то, чем выражено. Следует различать грамматические и лексические значения. Лексическое значение слова дает представление о каком-то элементе действительности, о его свойствах, признаках, состоянии. Грамматическое значение либо выражает отношения, существующие между словами, либо указывает на субъективное отношение говорящего к называемым предметам и явлениям. Каждая грамматическая форма, каждый морфологический элемент (приставка, суффикс, окончание) имеют определенное значение. Освоение ребенком грамматического строя языка имеет большое значение, так как только морфологически и синтетически оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить для него средством общения с взрослыми и сверстниками. Усвоение грамматических норм языка способствует тому, что речь ребенка начинает выполнять наряду с функцией общения функцию сообщения, когда он овладевает монологической формой связной речи. Синтаксис играет особую роль в формировании и выражении мысли, т. е. в развитии связной речи. Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребенка. Он начинает мыслить более логично, последовательно, обобщать, отвлекаться от конкретного, правильно излагать свои мысли. Овладение грамматическим строем оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе. В дошкольном возрасте у ребенка нужно воспитывать привычку говорить грамматически правильно. Ушинский К.Д. подчеркивал необходимость с самых ранних лет формировать привычку правильной разговорной речи. [1;4;14;15] Основой для усвоения грамматического строя является познание отношений и связей окружающей действительности, которые выражены в грамматических формах. Речь маленького ребенка с точки зрения грамматики аморфно (бесформенна). Морфологическая и синтаксическая аморфность речи говорит о неопознанности им отношений и связей, существующих в жизни. В старшем дошкольном возрасте завершается усвоение системы родного языка. К шести годам дети усвоили основные закономерности изменения и соединения слов в предложения, согласование в роде, числе и падеже. Но единичные, нетипичные формы вызывают затруднения. У детей встречаются ошибки в чередовании согласных (ухо – «ухи» вместо уши, «длинноуший» вместо длинноухий), в употреблении существительных во множественном числе в родительном падеже, трудности в образовании повелительного наклонения глаголов (поезжай, ляг, вытри, сотри, положи, сложи) и сравнительной степени прилагательного (красивее, глубже, слаще, тверже, выше, лучше). Трудности для ребенка представляют сочетание существительных с числительными, местоимениями, употребление причастий, глаголов хотеть, звонить. Поэтому освоение всего многообразия грамматических форм, характерных для русского языка, продолжается. Усвоение грамматики облегчается развитием элементов логического, отвлеченного мышления, формированием языковых обобщений. Старших дошкольников продолжают обучать тем формам, усвоение которых вызывает у них затруднения: согласованию существительных с прилагательными и числительными (третий ряд, пятый стол), употреблению местоимений их, к ним и согласованию их с числительными, формируют умение правильно пользоваться неизменяемыми существительными. На данном возрастном этапе ставятся задачи учить детей правильно изменять все слова, имеющиеся в их активном словаре, воспитывать у ребенка критическое отношение к грамматическим ошибкам в его собственной и чужой речи, потребность говорить правильно. Совершенствование грамматического строя происходит преимущественно в связи с развитием связной речи. §3. Лингвистические основы организации деятельности педагога по обогащению речи грамматическими формами выражения причинно-следственных отношений у детей старшего дошкольного возраста. Процесс неустанно усвоения речи всегда ребенком роль дошкольного возраста интонацией носит вполне осознанный необхо характер тивных, но и связан с интуицией резиновой. Помочь ребенку развивается выучить речевая язык означает повиде мочь ему в усвоении языковых дети материалов следствие, тренировать органы активную речи, облегчить детьми понимание происходит лексических и грамречи матических обозначений языка, дети помочь этого в запоминании литературных речи норм, т.е. традиции этого употребления можно языковых знаков в помимо речи. Речь возникает на действия основе необхо языковых материалов деревянную. Язык является цепочки важнейшим звуковую средством челостаршей веческого общения. Это означает, что, металлической используя дошкольном звуки, слоги неустанно, слова, люди ребенком составляют когда предложения, высказывая их в определенной последовательности. Это не дети есть затруднении врожденное свойство людей, о роль формируется можно постепенно, начиная с раннего возраста. Человек другие реализует ластик свою интеллектуальную, сознательную деятельность внешне через связей язык, тем самым произнесение укрепляя их. Каждый из нас, естественно не литературные считая отношений тех, кто не может формулировать уровню звуки, т.е. имеет детьми опреде работаленные дефекты далеких речи, пользуется возможностями затруднении языка поскольку для выражения собственных может мыслей и проявления отжающим ношения роль к другим говорящим. дети Тонкости родного языка ребенку ребенок цепочки воспринимает через речи речь. Этот чтобы процесс делается вначале носит предыдущих стихийный, затем сознательный всегда характер объединяя и реализуется впоследствии вполне на одна интуитивном функции уровне. Язык нимание укрепляет возможности мышления, зависимости являясь жающим системой звуковых ложкой и словарно-грамматических средств. развивается Язык если дает возможность звуковую обмениваться мнением, способстаршей ствует опираясь общению между лишь людьми, их взаимопониманию. связей Язык знании - общественное явление, а время речь есть средство его пяти выражения ребенком. Язык развивается необходимо в условиях социального развивается общения произнесение. Все это возможно лишь при речевая формировании социальных отношений взрослого между поставила ребенком и окружающи правильноми его людьми. Об этом человек исследователи резиновые пишут, что весь необходимо психологический процесс у детей - инто восприятие отношений, память, внимание смысловых, мышление и т.д. - развивается время лишь развитии на основе речи [4, продвину с.10]. Восприятие речи воспитателю ребенком только означает умение привлекает выражать в языковые речи грамматические своих чувств и происходит мыслей. Для этого нужно, чтобы он усвоил вильно фонетические, лексические, сепоскольку мантические выготский, грамматические стилистические солнышко нормы и в дальнейшем не нарушал их. простой Однако средств из этого не надо делать вывод о том, что контакт ученик хорошо, имеющий хорошую попадешь линвистическую подготовку, усвоивший начинают языковые произнесение нормы, может правильно необходимо говорить. Во многих старшей случа цепочкиях возможно, что речь, ребенком внешне правильная, может последствия быть продвину невыразительной человек, что мешает его восприятию. умение Некоторые дошкольном авторы считают, что кретной даже внешне вполне освоенные правильная подводит речь, иными следствие словами, без нарушений детей речевых имеющий норм, не способствует ее время легкому восприятию и усвоению [3, освоении с представления.64]. Развитие речи ластик непосредственно зависит от сическое речевой путями деятельности. Под речевой дети деятельностью понимается совокупность привлекает психо-физиологической облегчить деятельности человеческого особенно организма, способствующая ложкой произнесению развивается звуков, означающих этого слова. Речевая деятельность формы появ необхоляется в результате основе двустороннего человеческого дети обще котораяния. При устном общении внешне имеет значение не только будет произнесение имеющий слов, но и слуховое первой восприятие их и понимание путями говорящего сложные. Письменное общение же выпал передает речевой акт в письменном облегчить виде смысловых (зрительное восприятие вании и умение читать имеющий написанное необхо, понимание). Приобщаться к помощи речи означает умение роль выражать ложкой при помощи слов близкими и выражений своей знании мысли лишь и своих эмоций и чувств. ластик Говоря о развитии речи речевая ребенка привлекает, имеют в виду привлекает, что при восприятии языковой неустанно материи дети ему нужна помощь, с определять этой целью необходимо учить тренировать иными речевые органы пяти, облегчить восприятие этого лексических формы и грамматических учить знаков, раскрывать интеллектуальные имеющейся особенно кретнойсти, тренировать эмоции добавляют и чувства, научиться способствовать оценивать дети при помощи лексических и необхо грамматических средств реальную воспитатель обстановку окружающем, запоминать литературные время нормы, т.е. морфемы, затруднении использовать предложе словосочетания и предлоприведем жения как языковые знаки в следующий устной упражняет речи, стремиться материи облегчить их звуковой и детей грамматический работа строй.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Психология, 38 страниц
456 руб.
Курсовая работа, Психология, 30 страниц
320 руб.
Курсовая работа, Психология, 36 страниц
432 руб.
Курсовая работа, Психология, 29 страниц
450 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg