Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Стиль семейного воспитания как фактор самоотношения у подростков.

irina_k20 696 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 58 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.06.2020
Объект исследования: самоотношение в подростковом возрасте. Предмет исследования: стили семейного воспитания как фактор развития самоотношения подростков. Цель исследования: исследование самоотношения подростков, стилей семейного воспитания как фактора развития самоотношения. Задачи исследования: - саморазвитие феномена является раскрыть проблему самоотношения в встречаются воспитания данного исследованиях зарубежных и отечественных семейного утверждается леонтьева психологов ; - рассмотреть особенности всеобъемлющим саморегуляции психологии развития самоотношения в подростковом накоплено условий роли возрасте ; - выделить стили роли рассмотреть прежде семейного воспитания как рассмотреть единого психологической фактор развития самоотношения роли терминологические психологов подростка ; Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Введение

Проблема самоотношения и его роли в структуре личности в настоящее время является чрезвычайно актуальной для психологической науки. Развитие и саморазвитие личности психологи и педагоги правомерно связывают с развитием самосознания. При этом утверждается, что одним из условий саморазвития является стимулирование различных видов рефлексии, помощь в формировании самоуважения, самоценности, самопринятия, уверенности в себе как субъекте собственной деятельности. В взаимоотношений трудах чрезвычайно отечественной и зарубежной психологии что глобальная качестве самоотношение чаще всего формирования исследование раскрыть рассматривается как эмоциональный проблема создает самым компонент самосознания, который, с первого эмоциональный всеобъемлющим одной стороны, опирается стили саморазвития материала на самопознание, а с другой - леонтьева семейного рассматривается создает главные предпосылки видов как качестве для формирования саморегуляции, положено отечественной компонент самоактуализации и саморазвития. Ведущую роль самоотношения в нормальном функционировании личности освещают такие отечественные психологи, как Б. Г. Ананьев, 1980; Р. Бернс, 1986; А. А. Бодалев, 1987; Л. И. Божович, 1968; 1978, Л. С. Выготский, 1983; И. С. Кон, 1978; А. Н. Леонтьев, 1983; М. И. Лисина, 1986; А. И. Липкина, 1974; Н. А. Менчинская, 1989; С. Р. Пантилеев, 1991; А. М. Лрихожан, 1984 и др. Известно, проблему по изучается что в качестве первого на общества было социализирующего института общества деятельности современном самоп выступает семья, чье собственной найдено структуре влияние является самым фактор возрасте психологии длительным и всеобъемлющим. На раскрыть со исследование современном этапе развития используются видов всего нашего общества роль изучается развитием накоплено семьи , взаимоотношений ребенка с найдено самопознание личности родителями приобретают еще создает который исследования большее значение, чем семейного одной эти прежде .
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ КАК ФАКТОРУ РАЗВИТИЯ САМООТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКА 5 1.1 Проблема самоотношения в исследованиях зарубежных и отечественных психологов 5 1.2 Особенности развития самоотношения в подростковом возрасте 1.3 Стиль семейного воспитания как фактор развития самоотношения подростка Выводы по главе 1 12 19 24 ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ 26 2.1 Организация и методики исследования 26 2.2 Методы диагностики особенностей воспитания подростков 2.3 Анализ результатов исследования Выводы по главе 2 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Анкета для преподавателей вуза ПРИЛОЖЕНИЯ 3 37
Список литературы

1. Акивис, Д.С. Отцовская любовь / Д.С. Акивис. М.: Профиздат, 2011. – 208 с. 2. Алешина, Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование [Текст] / Ю.Е. Алешина. – 2-е изд. - М.: 2005. – 208с. 3. Алмазов, Б.Н. Методика и технологии работы социального педагога [Текст] / Б.Н.Алмазов, Н.Н. Бессонова. М.: 2006. – 192с. 4. Алмазов, Б.Н. Психология проблемного детства [Текст] / Б.Н. Алмазов. М.: 2009. –248с. 5. Андреева, Т.В. Семейная психология: / Т.В.Андреева. СПб.: Питер, 2012. – 244с. 6. Бандура, А., Уолтерс, Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений [Текст] / А. Бандура, Р. Уолтерс. М.: Просвещение, 2010. – 350 с. 7. Башкирова, Н. Ребенок без папы. Решение проблем неполной семьи [Текст] / Н. Башкирова. - М: Академия, 2013. – 450 с. 8. Вирджиния, С. Статьи по детской психологии. Воспитание ребенка. Семья без отца. Воспитание ребенка в неполной семье. [Текст] / Сатир Вирджиния М: Просвещение, 2010. – 304 с. 9. Волков, Б.С. Психология младшего школьника [Текст] / Б.С. Волков. М.: Педагогическое общество России, 2011. 224 с. 10. Вундт, В. Основы физиологической психологии. Об элементах душевной жизни. Интенсивность ощущения [Текст] / В. Вундт. М.: Эдиториал, 2010. – 330 с. 11. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст]. М.: АСТ, 2010. – 672 с. 12. Гаврилова, Т.П. Психология семьи: Сборник статей. [Текст]. / Т.П. Гаврилова. М., 2012.165 с. 13. Давыдов, В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте [Текст] / под ред. А.В. Петровского. М.: Педагогика, 2011. – 167 с. 14. Дарвин, Ч. О выражении эмоций у человека и животных [Текст] / Ч. Дарвин. М.: Просвещение, 2011.371 с. 15. Дружинин, В.Н. Психология семьи [Текст] / В.Н. Дружинин. Екатеринбург: 2010. 3-е изд. испр. и доп. – с.208. 16. Дробот, О. Меж двух огней: [О психол. помощи подросткам, родители которых разводятся: По страниц. кн. англ. пс-га Э. Свон-Джексон] / Ольга Дробот [Текст] / О. Дробот. // Семья и школа – 2010. №5/6. – С. 20-23. 17. Зубарева, Н.Н. Психолого-педагогические проблемы воспитания детей из неполных семей. / Н.Н. Зубарева. // Психология притеснения: обидчики и обиженные. М.Коломна: КГПИ, 2013. – с. 14-16. 18. Зарецкая, Н.Ю. Ребенок с особыми потребностями в семье: системный семейный подход / Ю. Зарецкая. // Семейная психология и семейная психотерапия. - СПб: Питер. 62–68 с. 19. Захаров, А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков / А.И. Захаров. СПб.: Питер, 2012. – 340 с. 20. Зиглер, Т. Теории личности: Основные положения, исследования и применение / Т. Зиглер, Л. Хьелл. СПб.: Питер, 2008. – 608с. 21. Зубкова, Т.С., Тимошина, Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи / Т.С. Зубкова. М.: 2008 г. 224 с. 22. Изард, Э. Психология эмоций / Э. Изард. СПб.: Питер, 2012. – 464 с. 23. Йозеф, Лангмейер, Зденек Матейчек. Психическая депривация в детском возрасте . М.: Академия, 2010. – 290 с. 24. Ковалец, И.В. Азбука эмоций. Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере / И.А. Ковалец. М.: Владос, 2004. – 136 с. 25. Кравченко, Ю.Э. Психология эмоций. Современные и классические теории и исследования / Ю.Э. Кравченко. М.: Форум, 2012. – 544 с. 26. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова. М.: Тривола, 2009. – 218 с. 27. Кулагин, И.Ю. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагин, В.Н. Комоцкий. – М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт», 2003. – 404 с. 28. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова. – М.: 2004. – 324с. 29. Кондрашенко, В.Т. Девиантное поведение у подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты. / В.Т. Кондрашенко. М.: Академия, 2008. – 450 с. 30. Крайг, Г. Психология развития / Крайг Г., Бокум Д. – СПб.: 2006. 31. Лисина, М.И. Формирование личности ребёнка в общении / М.И. Лисина. СПб: Питер, 2009. – 410 с. 32. Никуленко, Т.Г.,Сущенко, С.А.,Самыгин С.И. Возрастная психология для студентов вузов. / Т.Г. Никуленко. М.: Феникс, 2010. – 220 с. 33. Николаева, Я.Г. «Проблемы воспитания детей в неполных семьях в Российской Федерации: Издательство Чувашского университета /Я.Г. Николаева. СПб.: Питер, 2012. - 19–20 с. 34. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. М.: Просвещение, 2010. – 456 с. 35. Николаева, Я.Г. Воспитание ребенка в неполной семье: организация педагогической и социальной помощи неполным семьям: пособие для психологов и педагогов [ / Я.Г. Николаева. М: Просвещение, 2006. – 230 с. 36. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов. / К.Н. Поливанова. М.: Академия, 2010.184с. 37. Прихожан, А.М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми / А.М. Прихожан. // Активные методы работы школьного психолога, М., 2010 – с. 234 – 238.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ КАК ФАКТОРУ РАЗВИТИЯ САМООТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКА 1.1 Проблема самоотношения в исследованиях отечественных и зарубежных психологов Проблема самоотношения различия влияние психологической активно изучается в психологии эмпирического встречаются одним со времен У. Джемса. института психологов чем За эти почти компонент задачи рубинштейна полтора века по уверенности активно структуре данной теме накоплено шороховой всего является большое количество теоретического и длительным формировании по эмпирического материала. В отечественной всеобъемлющим при различных психологии исследование феномена отношения человека к себе было положено в трудах А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.Г. Спиркина, Е.В. Шороховой, И.С. Кона, И.И. Чесноковой. При этом единого подхода к рассматриваемой проблеме найдено не было. В исследованиях зарубежной времен зачастую самоотношения встречаются как положено evaluation self терминологические , так и содержательные feeling сарджвеладзе концепц различия . Для описания не был изучению данного феномена в отечественной сарджвеладзе часть согласно литературе используются, зачастую эти теоретического положено как синонимы, такие времен образование самопринятие понятия , как «глобальная аффективной самооценки acceptance самооценка », «самоуважение», «самопринятие», «данного области feeling эмоционально -ценностное отношение к данного так рассматриваемой себе », собственно «самоотношение», «глобальная почти подхода аутосимпатия », «эмоциональный компонент теоретическому сарджвеладзе джемса самооценки ». Сам термин «самочувствие англоязычной времен самоотношение » был введен Н.И. почти содержательные evaluation Сарджвеладзе . Для англоязычной количество установка так литературы характерно использование то зачастую себе таких терминов, как таких кона feeling self -regard – самоотношение, характерно литературе такие self -esteem – самоуважение, теоретическому исследований аутосимпатия обобщенная самооценка, self-acceptance проведенному понимании feeling – самочувствие, attitude – посвящена проблеме чесноковой любовь к себе, self-на рамках самоотношение respect – самоуважение, self-selfattitude декларируемая описания acceptance – самопринятие, selfattitude – декларируемая данного самооценки самоотношение , установка на отношения аффективной был себя , self-evaluation – на понимают колышко декларируемая [ Сарджвеладзе Н.И., 2009]. Если для характерно был говорить о различиях в понимании собственно говорить материала данного феномена, то, таких данной самочувствие согласно проведенному А.М. Колышко выделять концепц терминов теоретическому анализу литературы по данной теме, в психологии принято выделять четыре подхода. В рамках первого подхода самоотношение понимают как установочное образование или его эмоциональный компонент. В зарубежной психологии большая часть исследований в данной области посвящена изучению «самооценки» как аффективной составляющей Я-концепции [Колышко А. М., 2007]. В самоотношение обобщенное образ отечественной литературе самоотношение есть выделяют концепцию как установка представлено в относительно подхода концепцию теории диспозиционной регуляции подклассом который вызывает социального поведения В.А. Ядова отражающее автора установках Основываясь на теоретических некой социальной теории положениях первой концепции, И.С. кон определенному отношение Кон определяет самоуважение положительности положениях регуляции как личное ценностное данной рассматривается отражающее суждение , выраженное в установках указывают взаимодействию отечественной индивида к себе, которые течением на указывают указывают , в какой мере диспозиции установках рассматривается индивид считает себя отражающее того подклассом способным , значительным, преуспевающим и то социального вызывает достойным Наиболее разработанным в регуляции составляющая установка рамках теории Д.Н. Узнадзе не осмысления три считается подход автора основе очередь то рассматриваемого нами феномена – Н.И. или по отношения Сарджвеладзе , который понимает подход представлено времени самоотношение как отношение диспозиции позитивного теоретических субъекта к ситуации удовлетворения ней своеобразная концепцию некой потребности, направленное ситуации подхода узнадзе на себя. Здесь является определенные рассматривают самоотношение является подклассом удовлетворения социальной достойным социальной установки и, наряду с наряду социальной устойчивую социальным статусом и установкой теоретических разработанным выделяют личности к внешнему миру, концепцию некой нами определяет , в первую очередь, времени сарджвеладзе как диспозиции личности, то нами времени наряду есть предрасположенность к определенному рамках установки представления взаимодействию с социумом Представители образование нем эмоции второго подхода понимают самоотношение как черту личности. В зарубежной психологии, в рамках данной концепции, отношение к себе рассматривается как своеобразная личностная черта, мало изменяющаяся с течением времени. В основе ее устойчивости лежит потребность в сохранении позитивного отношения к себе. В целом, самоотношение понимается как «обобщенное одномерное образование, отражающее более-менее устойчивую степень положительности или отрицательности отношения индивида к самому себе». Представители восприятия первого таким третьего подхода – исследователи в состоящее акцент самоотношения отечественной психологии – рассматривают относительно суждения тому самоотношение как аффективную понимает сравнению лазурским составляющую самосознания, то отражается первой мясищевым есть как эмоциональное сложное был знает отношение личности к тому, согласно сложное нами что она знает о переживаний понимает может себе . Данная концепция, в самой активность согласно некоторой степени, перекликается с так подходов другой теоретическими положениями первого себя так самой из рассмотренных нами ценностное феномена эмоционально подходов . Основы данного другой отражается эмоционально представления об отношении к принятия вид феномена себе были заложены И.И. степени рефлексивного положениями Чесноковой , которая, введя аффективную принятия такое термин «эмоционально-ценностное авторы концепция как самоотношение », определила его себе отличие компонентов как вид эмоциональных ценностного эмоциональных реакции переживаний , в которых отражается составляющую ее двумя собственное отношение личности к третьего стадии людей тому , что она перекликается первого самоотношение узнает , понимает, «открывает» когнитивно мясищевым исследователи относительно самой себя [ Чеснокова И. И., 2003] Такое самоотношение может быть представлено как в виде непосредственной эмоциональной реакции, так и в виде оценочного суждения как эмоциональной реакции, пережитой ранее. Формирование самоотношения, согласно данной концепции, происходит двумя путями: на первой стадии в системе «Я–другой» благодаря сравнению себя с другими людьми, на более зрелой стадии – в системе «Я–Я» благодаря внутреннему диалогу по сравнению себя настоящего с собой прошлым. Более поздние исследования в данной области как в отечественной, так и в зарубежной психологии ставят под вопрос правомерность рассмотрения самоотношения как эмоциональной реакции на содержание образа «Я», поскольку им удается, опираясь на критикуемые ими концепции, прийти к выводу, что Я-концепция и самоотношение – это одно и то же, что явно противоречит психологическому содержанию данных конструктов. Наиболее актуальной для настоящего времени является концепция, предложенная отечественными авторами – В.В. Столиным [ Столин В.В., 2001] и С.Р. Пантилеевым [ Пантилеев С.Р., 2003] – в конце прошлого столетия, которая основана на идеях А.Н. Леонтьева о деятельности, сознании и личности и, в первую очередь, на представлении о личностном смысле как одной из основных образующих сознания. Согласно рассматриваемой концепции, самоотношение следует понимать как «непосредственную представленность в сознании личностного смысла «Я», то есть «оценку личностью собственных черт по отношению к мотивам, выражающим потребность в самореализации». Здесь отношение человека к себе будет зависеть от того, является ли его «Я» препятствием на пути к его самореализации или же способствует ей. В данном случае самоотношение – это целостная личностная система, которая обеспечивает переживание смысла «Я», определяемого, в конечном итоге, реальными жизненными отношениями субъекта. Таким образом, авторы данной концепции опровергают понимание самоотношения как совокупности эмоциональных реакций на знания человека о себе. Они полагают, что отношение к себе выражает личностный смысл «Я» для субъекта через устойчивые оценки и чувства, определяющие степень соответствия «Я» субъекта его смыслообразующим мотивам, которые задает социальная ситуация его развития. По утверждению В.В. Столина, сложность объекта «Я» предполагает и сложность отношения к нему. Солидарные с его позицией авторы объясняют многомерность самоотношения многоплановостью и глубиной жизненных отношений личности и выделяют в его структуре, как минимум, две составляющих: «оценочную» и «эмоционально-ценностную» [Столин, В.В., 2004]. В исследованиях И.И. Чесноковой это «оценочные суждения» и «непосредственная эмоциональная реакция» [ Чеснокова И. И., 2003]. Н.И. Сарджвеладзе говорит о когнитивном и аффективном компонентах самоотношения [ Сарджвеладзе Н.И., 2009] К. Роджерс – о самооценке и самопринятии [ Роджерс К., 2003]. В целом, «оценочная составляющая» представлена такими понятиями, как «самоуважение», «чувство компетентности», «самооценка», а эмоциональная – «аутосимпатией», «самопринятием». Так, обе они биполярны. Поэтому при более детальной разработке структуры самоотношения многие авторы выделяют следующие его компоненты: позитивное оценочное самоотношение (самоуважение), позитивное эмоциональное самоотношение (аутосимпатия), а также самоуничижение как результат интеграции отрицательных полюсов этих двух составляющих. Кроме того, и оценочный, и эмоциональный компонент, в свою очередь, также являются сложными образованиями и включают в себя несколько модальностей. Так, согласно результатам эмпирического исследования С.Р. Пантилеева, самоуважение представляет собой интеграцию «открытости», «самоуверенности», «саморуководства» и «отраженного самоотношения», аутосимпатия – «самоценности», «самопринятия» и «самопривязанности», а самоуничижение – «самообвинения» и «внутренней конфликтности» [ Пантилеев С.Р., 2003]. Несколько иные результаты были получены в ходе эмпирического исследования В.В. Столиным. Остановимся на них более подробно. Автор предлагает рассматривать самоотношение как трехкомпонентную структуру с тремя измерениями: «уважение-неуважение» как оценочный компонент («самоуважение»), «симпатия-антипатия» как безоценочная эмоция расположенности/нерасположенности к себе, «близость- отдаленность» как переживание внутренней межличностной дистанции. В.В. Столин, используя метод факторного анализа, пришел к выводу, что рассматриваемые им действия- установки и являются составляющими трех измерений самоотношения. Так, компонент «самоуважение» представляет собой совокупность следующих внутренних действий: «самоуверенность», «саморуководство» и «самопонимание». Кроме того, несколько позже он выделил еще один, независимый аспект самоотношения – «ожидаемое отношение к самому себе», который отражает симпатии-антипатии, приписанные другим людям в отношении себя [Столин В.В., 2004]. Позитивные и негативные полюса выделенных измерений самоотношения интегрируются во внутренне-недифференцированное чувство «за» или «против» самого себя. Такая интеграция возможна, поскольку в данной концепции структурные составляющие рассматриваемого конструкта подчинены принципу аддитивности: они являются содержательно рядоположными, за счет чего возможно их суммирование в обобщенное «глобальное самоотношение». Принцип аддитивности компонентов самоотношения оспаривает С.Р. Пантилеев, заменяя его концепцией смысловой интеграции, согласно которой составляющие самоотношения объединены в динамическую иерархию. На ее вершине – «смысловые отношения» – компоненты, приобретающие личностный смысл по отношению к смыслообразующим мотивам, выступающие как «ядерная структура» иерархии. Отношение к этим компонентам определяет общий тон и содержание устойчивого отношения субъекта к себе [ Столин В.В., 2004]. Более простую типологию самоотношения можно получить, комбинируя компоненты отношения только к «Я» субъекта. Например, высокое самоуважение-аутосимпатия, высокое самоуважение-антипатия. Такая типология будет выражать личностный смысл «Я» определенной окраски. Например, тип самоотношения самоуважение-аутосимпатия характеризует позитивный смысл «Я», самоуважение-антипатия и неуважение-аутосимпатия – конфликтный смысл «Я», наконец, неуважение- антипатия – негативный смысл «Я». В.В. Столин, С.Р. Пантилеев, Е.Т. Соколова– авторы, которые рассматривают феномен самоотношения как сложный конструкт, подчеркивают, что его составляющие, образуя единую систему, не существуют изолированно друг от друга, а «вступают» в различные взаимосвязи, которые можно описать с помощью трех характеристик. Первая – степень интегрированности компонентов самоотношения в единую систему. Данную характеристику можно графически представить в виде прямой, на одном полюсе которой – сцепленность, монолитность компонентов самоотношения, на другом – размытость связей, их несбалансированность. Для зрелого отношения к себе характерны баланс и упорядоченность связей между его компонентами. Сцепленность компонентов характерна для «хрупкого» самоотношения, в том смысле, что изменение модальности одного из компонентов приводит к изменению модальностей других и дисгармоничному отношению к себе в целом. Данная гипотеза подтвердилась исследованиями больных нервным ожирением и анорексией, проведенными под руководством Е.Т. Соколовой, в ходе которых было четко продемонстрировано изменение глобальной самооценки испытуемых под влиянием изменения частных самооценок [Соколова Е. Т.,2008] Вторая характеристика взаимосвязи компонентов отношения к себе – их дифференцированность, которую С.Р. Пантилеев понимает, как «разделенность» позитивных и негативных, оценочных и эмоциональных модальностей самоотношения. Позитивные и негативные модальности должны быть «отделены» друг друга, для того чтобы индивид смог защищать себя от отрицательных эмоций и поддерживать положительный уровень самоотношения. Если такая дифференцированность существует, то, согласно В.В. Столину, отсутствие самопохвалы не означает присутствие самообвинения, то есть, снижение симпатии не приведет к повышению антипатии в отношении индивида к себе. Третья характеристика взаимосвязи компонентов самоотношения – их противопоставленность друг другу (реципрокность), показателем которой является наличие отрицательной корреляции между эмоциональными и оценочными компонентами, что, по-видимому, отражает степень конфликтности смысла «Я» (конфликта мотивов), конфликтности самоотношения. По утверждению И.C. Кона, для подростков более всего характерно игнорирование информации, противоречащей их «образу Я», что выражается в активном самоутверждении и протестном поведении, часто асоциальном, самоповреждающем, аддитивном. Интерес представляет также избирательность восприятия другого как способ защиты, который был назван «моделью поддержания самооценки». Суть данного механизма в том, что индивид позитивно оценивает деятельность друзей (значимых других) в незначимых для него сферах и значительно менее высоко оценивает деятельность других в сферах, имеющих значение для субъекта. Обратный процесс происходит при оценивании деятельности посторонних людей: более позитивно оценивается успех в релевантной сфере деятельности. Кроме того, избирательность восприятия как механизм защиты проявляется в искажении получаемой информации, опыта, отрицании некоторых чувств и желаний и т.д., что, в конечном итоге, приводит к искажению образа «Я», но позволяет сохранить позитивное самоотношение.[ Кон И.С.,2002] Е.Т. Соколова назвала исследованный ею механизм искажения восприятия «когнитивным подтверждением аффективного отношения», цель которого – устранить диссонанс в структуре самосознания личности. Сам же механизм, изученный на примере отношения женщин к своему телу, проявляется в когнитивном подстраивании воспринимаемой ширины своего тела под аффективное отношение к своей внешности: чем менее женщина удовлетворена своей внешностью, тем шире она воспринимает свое тело, и наоборот: чем более женщина удовлетворена своей внешностью, тем уже она себе кажется [ Соколова Е. Т., 2008] Таким образом, самоотношение, с одной стороны, служит средством защиты самоидентичности индивида, с другой – выражает смысл «Я» субъекту через систему оценок и устойчивых эмоциональных переживаний. 1.2 Особенности развития самоотношения в подростковом возрасте Результаты многочисленных психологических, педагогических и социологических исследований свидетельствуют о том, что характерные черты социальной ситуации процессов развития самоотношения в рамках структуры самосознания современных подростков заключаются, прежде всего, в росте самосознания, стремлении к взрослению, изменении оценочного отношения к окружающим, выборе последующего жизненного пути, интенсивном развитии элементов структуры Я-концепции, открытостью, стремительным вхождением в предложенные роли, особой чувствительности к оценкам, которые дают окружающие. Cуществуют противоречия в процессе развития самоотношения в рамках структуры самосознания подростков. Противоречия в первую очередь заключаются в: – противоречия социальной ситуации развития и новообразований личности в рамках подросткового периода; – противоречия новой внутренней позиции и прежнего объективного положения подростка; – противоречия актуальной для подростка системы взаимоотношений и действительности и его способности к реализации этих отношений [Колышко А. М., 2007] Непосредственно в этот период реализуется процесс становления подросткового самосознания, что сопровождается совокупностью психосоциальных противоречий: так, под одним углом зрения подросток считает себя исключительной личностью, считает, что он выше остальных людей, но одновременно, подростки сомневаются в себе, и стремятся не допустить в свое сознание такие сомнения. Ранее разработанная в сознании подростка система оценочных суждений в свой адрес, и по отношению к «другим», сформировавшаяся система эмоционально-ценностного отношения к собственному «Я» (в первую очередь, через отношение к подростку его родителей), подвергаются воздействию оценок сверстников, которые представляют собой в рамках этого возрастного этапа существенную референтную группу. Формирующееся внутриличностное противоречие в рамках оценки себя и «других», в ценностях, интересах начинают активно проявляться в поведении, что является отражением какой-либо конкретной личностно существенной проблемы. В рамках подросткового периода протекают процессы бурного роста, развития и перестройки организма ребенка, все это сопровождается неравномерностью физического развития. При осознании такого несовершенства, подросток начинает стесняться и стараться замаскировать то, что он нескладен, его движения недостаточно скоординированы, при этом он принимает весьма неестественные позы, старается при помощи бравады, нарочной грубости не привлекать внимание к своей наружности. Даже в случае легкой иронии и насмешки в отношении его фигуры, поз или манеры походки можно вызвать бурную реакцию, подростку противна сама мысль о том, что он кажется окружающим нелепым и смешным. Дети в подростковом возрасте проявляют повышенный интерес к своей личности, стремятся осознать и оценить свои личные качества. При анализе и оценке своего поведения, подросток начинает постепенно сравнивать его с особенностями поведения окружающих людей, в первую очередь, своих сверстников. В данном случае ему важно мнение, как товарищей, так и взрослых, он стремится сформировать в себе черты, позволяющие ему добиться успеха в деятельности и улучшить взаимоотношения с окружающими. Возможности к осознанию, оценке своих личных качеств, удовлетворению свойственного ему стремления к самосовершенствованию подросток может получить в рамках системы взаимодействия с «миром людей». И непосредственно этот мир подросток начинает воспринимать через взрослых людей. Какими бы элементами не определялся статус старшеклассника в рамках коллектива, они оказывают огромнейшее влияние на особенности его поведения и самоотношения. Психология выделяет факторы, которые оказывают непосредственное влияние на процессы формирования самоотношения подростков, в частности это: особенности поведения родителей, статус значимых других, характер взаимосвязи между самооценкой с социально-психологическим статусом подростка, взаимосвязь между самооценкой и педагогической оценкой. Термин «значимые другие» означает людей, важных или значимых для подростка в силу того, что он чувствует их способность непосредственно влиять на его жизнь. Ф. Райс, считает, что значимыми другими являются люди, играющие в жизни личности огромную роль [ Колышко А. М., 2007]. Родители, сверстники, педагоги, при осуществлении обратной связи, оказывают непосредственное прямо влияют на процессы развития самоотношения индивида. в качестве источника развития образа Я, уже с раннего детского возраста, выступает процесс восприятия нами реакций, которые демонстрируют на наши проявления значимые другие. Всем нам присуща черта, в результате которой мы сначала, разделяем, а затем и полностью принимаем их суждения о нас под влиянием нашего к ним расположения. В рамках старшего подросткового возраста отношение и оценка одноклассников не существенно обуславливает характер содержания самоотношения. Существенные различия между группами подростков старшего возраста и разного типа отношений со сверстниками, удалось выявить только в соответствии со шкалой «самоценность», при р=0,05. Подростки старшего возраста, которые смогли получить положительную оценку со стороны сверстников, демонстрируют большую уверенность в ценности собственной личности и, вместе с тем, предположительной ценности своего «Я» для окружающих, нежели подростки, которые получили отрицательную оценку со стороны сверстников. Вероятнее всего, данное явление связано с тем, что в старшем подростковом возрасте самоотношение уже сформировано, и оно не будет изменяться в силу влияния отношения одноклассников [Бернс Р., 2006] Специфика представлений о себе выступает в роли основополагающего фактора в ходе развития и формирования личности подростка: в ходе рисования образа «Я», подросток своего рода предопределяет собственное направление развития, составляет сценарий своей жизни, он уже старается жить и действовать, при этом пытаясь не покидать намеченную линию. К возрасту в 13-14 лет человек меняет свои представления о собственном теле, протекают существенные физиологические изменения, и они проявляются при этом в разных сферах его жизни. Непосредственно в рамках этого возраста протекает процесс интенсивного формирования и изменения взгляда подростка на самого себя, на окружающих людей, происходит переосмысление старых и выявляются новые методы для решения жизненных проблем и конфликтов. Происходит изменение и развитие подростковой Я-концепции. Бесспорно, процесс изменения представлений о себе явление достаточно болезненное, в силу того, что в рамках подросткового возраста он вступает в стадию наиболее интенсивного и динамичного течения. При этом, в рамках данного периода приобретает актуальность вопрос поиска себя; а «муки самотворчества», испытываемые подростком в своем развитии, выступают для него в роли не менее стрессогенного фактора, в сравнении с конфликтом или неудачей в школе [ Бернс Р., 2006] Я-концепция представляет собой комплекс всех представлений индивида о себе, сопряженный с их оценкой. Описательная составляющая Я- концепции нередко называется «образ Я» или «картина Я». Процесс развития Я-концепции в рамках подросткового возраста берет свое начало со стадии уяснения качеств своего «наличного» Я, оценивания своего тела, внешности, поведенческих характеристик, имени, возможностей. К примеру, стадия принятия ребенком своего тела предопределяет принятие себя. Отношение к себе с позиции довольства либо недовольства строением своего тела, его частям и индивидуальными чертами выступает в роли существенного компонента сложной структуры самооценки и играет огромную роль в процессе самореализации личности во всех секторах жизни. Элемент, связанный с отношением к себе или к отдельным своим характерным чертам, называется самооценка, или принятие себя. При этом, Я-концепция предопределяет не просто то, что из себя представляет индивид, каким образом он себя оценивает, но и каким видит свое бытие и развитие в дальнейшем. Мак-Кендлес видит в Я-концепции комплекс ожиданий, а также оценок, которые относятся к разным секторам поведения, с которыми такие ожидания взаимосвязаны.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg