ГЛАВА I. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СТАТУСА УЧАСТНИКА ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ
Согласно ст. 118 Конституции России, административное судопроизводство является составной частью судебной власти, правосудия. При рассмотрении административного процесса, как административно-юрисдикционной деятельности, осуществляемой в административно-процессуальной форме, вытекает следующее определение административного процесса – деятельность субъектов государственной исполнительной власти, а также административная деятельность.
Правовое положение участников производства по делам об административных правонарушениях характеризуется комплексом прав и обязанностей, основанных на конституционных правах и обязанностях личности тем имеющих свою специфику дополнительные права и обязанности. В том числе, вышеуказанное правовое положение содержит в себе юридическую ответственность, которая применяется в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей. Дела, возникающие из гражданских и административных правоотношений, рассматриваемые в процедурах гражданского и административного судопроизводства, в действующем процессуальном законодательстве не имеют единой регламентации и закреплены в разных кодифицированных актах (ГПК РФ, АПК РФ, а в части административного процесса также в КоАП РФ). Однако такое регулирование само по себе не расходится с комментируемой нормой ч. 2 ст. 118 Конституции. Данная статья не определяет того, что указанные в ней процедуры требуют единого кодифицированного акта, а также не исключает того, что разные виды судопроизводства могут осуществляться в одном суде и, напротив, одинаковые по своей природе и характеру регулирующих их материально-правовых норм споры рассматриваются в судах разной специализации .
Глава 25 КоАП РФ и глава 4 Кодекса административного судопроизводства РФ регламентируют правовые вопросы касаемо участников производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности, а именно разъясняет статус лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, законного представителя физического лица, защитника и представителя, уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, свидетеля, понятого, специалиста, эксперта, переводчика, прокурора, а так же правовой механизм реализации их прав и обязанностей. Правовое положение участников производства по делам об административных правонарушениях является своеобразной трансформацией общего правового статуса лица, последовавшей в результате возбуждения дела об административном правонарушении. Или в результате получения соответствующим лицом физического, имущественного или морального вреда и, следовательно, появления у потерпевшего комплекса специфических взаимных обязанностей и прав с лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и государством.
Таким образом подводя итог мысли, что правовое положение является категорией комплексной и в широком смысле охватывает такие стороны состояния лица, как гражданство, правосубъектность, а также гарантии и условия, без существования которых невозможна практическая реализация участниками производства по делам об административных правонарушениях своих юридических прав и обязанностей .
1.1 Понятие участников производства по делам об административных правонарушениях
Согласно КоАП РФ участниками производства по делам об административных правонарушениях признаются лица, в отношении которых ведется производство, законные представители физических и юридических лиц, защитники и представители потерпевшего, понятые, свидетели, специалисты, эксперты, переводчики и секретарь судебного заседания. Особое внимание направленно на процессуальные права и обязанности участников производства, которые помимо общих признаков (вменяемости и возраста), обладают признаками специальными, в частности - признаками должностного лица . Лицо, которому вменяется совершение того или иного административного правонарушения, имеет право ознакомиться с материалами дела, представлять доказательства, давать объяснения и заявлять ходатайства. Также, данное лицо имеет право воспользоваться юридическими услугами (адвокат или иное, выбранное им лицо), выступать на родном языке, а в случае необходимости вправе воспользоваться услугами переводчика, обжаловать вынесенное по делу постановление. Дело рассматривается в присутствии лица, которому вменяется совершение административного правонарушения, также оно может быть рассмотрено в его отсутствие, если имеются данные о своевременном извещении о месте и времени рассмотрения дела и от него не поступило ходатайство об его отложении. Присутствие привлекаемого к административной ответственности является обязательным при рассмотрении дел, влекущих административный арест или административное выдворение) . На время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать отрицательное влияние на несовершеннолетнее лицо, последнее может быть удалено на время рассмотрения таких обстоятельств. Потерпевшим признается физическое или юридическое лицо, которому административным правонарушением причинен моральный, физический или имущественный вред. Законные представители физического лица - родители, усыновители, опекуны, попечители несовершеннолетних нарушителей или потерпевших, а также лиц, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свои права по делам об административных правонарушениях. При рассмотрении дел о правонарушении, совершенном лицом и возрасте до восемнадцати лет, присутствие законного представителя может быть признано обязательным . Законные представители юридического лица осуществляют защиту его прав и законных интересов, если в отношении его ведется производство или оно является потерпевшим. В таком качестве выступает руководитель юридического лица, я также иное лицо, признанное в соответствии с законом и учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение. Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство, может участвовать защитник, а для оказания такой же помощи потерпевшему - представитель. В качестве защитника или представителя к участию в производстве допускается адвокат или иное лицо. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным юридической консультацией, а полномочия представителя - официальной доверенностью . Защитник и представитель допускаются к участию в производстве с момента составления протокола об административном правонарушении, а защитник также с момента административного задержания физического лица. Свидетель - любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по данному делу . Свидетель предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний. За отказ или уклонение от исполнения своих обязанностей он также может нести административную ответственность. При опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего 14 лет, обязательно присутствие педагога или психолога. Свидетель вправе не свидетельствовать против себя, своего супруга и близких родственников. Понятой - привлекаемое к участию в производстве любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Присутствие понятых обязательно при применении мер обеспечения производства. Число понятых должно быть не менее двух. Специалист - любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств. Эксперт - любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения. Переводчик - лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода.
Статья 53 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации так же разъясняет и роль секретаря судебного заседания в его обязанность входит: осуществление направления судебных вызовов и извещений; проверка явки в суд лиц, которые должны участвовать в судебных заседаниях, выяснение причин их неявки и доклад об этом председательствующему в судебном заседании; обеспечивает контроль за фиксированием хода судебного заседания техническими средствами; ведет протокол судебного заседания; оформляет материалы административного дела; выполняет иные поручения председательствующего в судебном заседании.
Участники производства вправе знакомиться с материалами дела, заявлять ходатайства, делать заявления и замечания, приносить жалобы на постановление по делу. В производстве по делам об административных правонарушениях вправе участвовать прокурор (возбуждать производство; участвовать в рассмотрении дел, заявлять ходатайства, давать заключения по возникающим вопросам). Независимо от участия в деле он может принести протест на постановление по делу. О месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела, возбужденного по его инициативе, извещается прокурор . К участию в производстве не допускаются в качестве защитника или представителя сотрудники государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела, а специалисты, эксперты - если состоят в родственных отношениях с другими участниками производства. При этих обстоятельствах названные лица подлежат отводу (самоотводу). Потерпевшему, свидетелю, эксперту, специалисту, переводчику возмещаются расходы, понесенные ими в связи с участием в производстве.
1.2. Признаки участника производства по делам об административном нарушении
Для того чтобы занять процессуальное положение, участники производства по делам об административных правонарушениях должны обладать в установленном законом объеме процессуальными правами и обязанностями (причем комплекс этих прав и обязанностей у каждого из участников не будет одинаков и зависит от того, какое место в производстве он занимает), выполнять на основе предоставленных им прав и обязанностей определенные процессуальные функции как непосредственно, так и через других участников производства. Это в свою очередь означает, что участники производства по делам об административном нарушении имеют: правоспособность, дееспособность, деликтоспособность. Участники производства могут учувствовать в процессе, сугубо на правовых основаниях, не имеющее отношения к производству лицо не может быть привлечено к участию. Общую концептуальную позицию по отношению к участнику производства представляет его правосубъектность, она включает в себя четыре элемента:
1) правоспособность – это закрепленная в законодательстве способность субъекта иметь юридические права и нести юридические обязанности. Она начинается с момента рождения индивида и прекращается смертью. Правоспособность не является естественным свойством человека, а порождается объективным правом;
2) дееспособность;
3) деликтоспособность – это способность человека отвечать за гражданские правонарушения. В случае с административной ответственностью это физическое лицо — гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин и лицо без гражданства, достигшие 16-летненго возраста и признанные вменяемыми (ст. 2.3, 2.6, 2.8 КоАП), либо юридическое лицо — организация, образованная в соответствии с российским законодательством (ГК РФ), и иностранная организация, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства (ст. 2.6, 2.9 КоАП) .
4) правосубъектность определяется при помощи норм права, которые устанавливают основные и отправные права и обязанности. Имеет место и специальная правосубъектность, которая предусматривает другой правовой статус, в отличие от обычных субъектов. Так, в частности, субъектами со специальной правосубъектностью можно считать депутатов, кандидатов в депутаты, глав избирательной комиссии. Правоспособность – это способность гражданина обладать гражданскими правами и нести определенные обязанности. Именно правоспособность является предпосылкой обладания конкретными субъективными правами, которые возникают лишь при наличии определенных юридических фактов, действий и событий. Содержание правоспособности определяет комплекс прав и обязанностей, которыми может обладать субъект правоотношений. В законодательстве нет полного перечня прав, которые мог бы приобретать каждый субъект правоотношений, существует лишь перечень самых важных правовых возможностей. Дееспособность – это способность субъекта собственными действиями приобретать и реализовывать права, создавать для себя обязанности и исполнять их. Концепция дееспособности исходит из того, что все субъекты права здоровы и степень развития их устанавливается по мере взросления. Осуществляя правовой статус, физические и юридические лица определяют конкретный вид своего поведения в зависимости от тех пределов, которые установлены субъективным правом и юридической обязанностью.
1.3 Классификация участников производства об административном нарушении.
Изучение проблемы классификации участников производства по делам об административных правонарушениях в связи с совершенствованием законодательства об административных правонарушениях имеет актуальное значение. В работах по административному праву уже предпринимались попытки классифицировать участников производства по делам об административных правонарушениях. Изучение различных точек зрения по вопросу о классификации участников производства по делам об административных правонарушениях позволяет сделать определенные выводы. Так, основная сложность классификации участников производства по делам об административных правонарушениях состоит в том, что критериев, которые могут быть положены в основу их классификации, достаточно много. В силу этого можно проводить классификацию и выделять различные группы участников производства по делам об административных правонарушениях. Но при этом необходимо учитывать, что обстоятельства, влияющие на их содержание и оценку, нельзя рассматривать в отрыве друг от друга. Если этот фактор не будет соблюден, то классификация не сможет иметь логической последовательности. Помимо этого, необходимо помнить тот факт, что каждая классификация участников производства по делам об административных правонарушениях должна иметь реальное основание и научно-практическое значение. Но все же, как нам представляется, дело не в поиске все новых и новых критериев для классификации участников производства по делам об административных правонарушениях, а в отборе тех из них, которые позволят наиболее четко и последовательно изучить каждую группу участников производства по делам об административных правонарушениях, содержащуюся в данной классификации. Так, Л.В. Коваль субъектов административно-деликтных отношений делит по следующим признакам. По признаку отношения субъектов к административному проступку автор выделяет субъектов носителей ответственности (граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства, служащих, должностных лиц) и субъектов правоприменения (наказания). По социальной сущности носителей прав и обязанностей подразделяют на личности и организации. К первой группе относятся граждане, иностранные граждане, лица без гражданства, должностные лица и представители общественных объединений. Вторую группу составляют организации. К ним отнесены государственные органы, выполняющие функции административного преследования и обладающие соответствующими властными полномочиями . Выдвинув личную и служебную юридическую заинтересованность в исходе дела и способность своим поведением воздействовать на различные правоотношения в качестве признаков, Л.В. Коваль определяет два вида лиц, участвующих в отношениях административной ответственности. В качестве первого вида выделяются обязательные субъекты, обладающие вышеуказанными признаками, в качестве второго - факультативные, которые не отвечают признакам первой группы, то есть чьи процессуальные действия служат лишь средством доказывания (свидетели, эксперты и т.п.). Сюда же отнесены лица, имеющие юридический интерес в деле, к которым автор причисляет субъектов обвинения и защиты. Данная классификация, на наш взгляд, дает важную характеристику правового статуса участников производства по делам об административных правонарушениях. Вместе с тем в ней имеются и некоторые спорные моменты. Так, автор неоправданно синтезирует две самостоятельные классификации (по признакам степени заинтересованности в деле и по объему выполняемых процессуальных функций в производстве), что не способствует процессу выявления всех характерных особенностей, присущих каждому из участников производства по делу об административном правонарушении. В.Д. Сорокин к субъектам административного процесса относит: 1) граждан; 2) органы государственного управления и их внутренние подразделения; 3) государственные предприятия и учреждения и их структурные подразделения; 4) общественные объединения; 5) должностных лиц и государственных служащих, наделенных административно-процессуальными правами и обязанностями . В.А. Лория классифицирует субъектов административного процесса следующим образом: 1) органы государственного управления; 2) государственные предприятия, учреждения, организации; 3) общественные организации и общества трудящихся; 4) государственные и общественные служащие; 5) граждане; 6) стороны; 7) представители; 8) третьи лица; 9) потерпевшие; 10) свидетель; 11) эксперт (специалист); 12) переводчик; 13) прокурор . Д.Н. Бахрах, в зависимости от роли и назначения, содержания и объема полномочий, форм и методов участия органов (должностных лиц) в деле подразделяют участников производства по делам об административных правонарушениях на несколько групп: 1) компетентные органы и должностные лица, наделенные правом издавать властные акты, составлять правовые документы, определяющие движение и судьбу дела; 2) субъекты, имеющие личный интерес в деле; 3) лица и органы, содействующие осуществлению производства по делу об административном правонарушении . А.Б. Иванюженко классифицирует участников производства по делам об административных правонарушениях на основных, к которым относятся: должностные лица, уполномоченные расследовать дело об административном правонарушении; органы, исполняющие постановление о наложении административного взыскания; лицо, привлекаемое к административной ответственности; потерпевший. К факультативным участникам производства по делам об административных правонарушениях он относит: законного представителя; адвоката, переводчика, прокурора, свидетеля, эксперта, специалиста, понятого . Подробную классификацию субъектов административного процесса дает А.П. Коренев. Он выделяет следующих субъектов: 1) граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства; 2) государственные органы, предприятия и учреждения; 3) общественные объединения и иные негосударственные организации, предприятия и учреждения; 4) государственные служащие; 6) служащие общественных объединений и иных негосударственных формирований. А.П. Коренев дает и внутреннее подразделение указанных субъектов административного процесса. В соответствии с этой классификацией указанные субъекты в административном процессе могут выступать в качестве: участников, возбуждающих административное дело, сторон административного спора, третьих лиц. Первые четыре субъекта могут быть участниками, защищающими права и интересы других лиц. Граждане, государственные служащие и служащие общественных объединений, наделенные административными правами и обязанностями, могут выступить и в качестве субъектов, привлекаемых к административной ответственности. Граждане могут выступить в качестве потерпевших (согласно ст. 25.2 КоАП РФ потерпевшим является физическое или юридическое лицо, которому административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред) . Государственные органы, а также государственные служащие и общественные организации и их служащие выступают в качестве органа (должностного лица), разрешающего административное дело. Классификация, предложенная А.П. Кореневым и В.А. Лорией, имела целью полностью охватить всех участников административного процесса, но так как участники производства по делам об административных правонарушениях являются лишь составной частью института субъектов административного процесса, то приведенные нами позиции авторов не могут быть целиком перенесены на субъектов производства. Однако многие моменты могут служить основой для разработки специальной классификации участников производства. Определенную попытку классификации участников производства предпринял С.И. Котюргин. Так, он выделяет отдельную группу субъектов административно-процессуальной деятельности, к которой относит: а) органы государственного управления, общественные организации, уполномоченные государством рассматривать административные дела, и их должностных лиц; б) народные судьи, полномочные единолично разрешать дела об административных правонарушениях; в) народный суд; г) лицо, привлекаемое к ответственности; д) потерпевшего. Все они одновременно являются и субъектами административно-процессуальных отношений. К субъектам только административно-процессуальных отношений автор относит свидетелей, переводчиков, экспертов и др. Данная классификация представляется не совсем удобной для понимания во-первых, объединение в одну подгруппу всех органов государственного управления, общественных организаций и их должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела, не способствует выявлению тех характерных свойств, которые отличают этих участников производства, не показывает полного объема их прав и обязанностей, занимаемого места в иерархии субъектов административной юрисдикции.Во-вторых, выделение автором обособленной подгруппы «субъекты административно-процессуальной деятельности», носит спорный характер. Отправление же участниками производства по делам об административных правонарушениях, причисленных к группе субъектов административно-процессуальных отношений, своих процессуальных функций, несомненно, носит активный характер и будет ничем иным, как осуществлением административно-процессуальной деятельности в производстве, разновидностью общечеловеческой деятельности по изменению и преобразованию окружающего мира. Значительный вклад в классификацию участников административной юрисдикции внесен А.П. Шергиным, который всю систему органов, рассматривающих дела об административных правонарушениях, делит на две основные подсистемы: территориальную и отраслевую. К территориальной подсистеме относятся органы и их должностные лица, осуществляющие административную юрисдикцию в пределах какой-либо административно-территориальной единицы. Они рассматривают дела широкого диапазона. К ним относятся прежде всего административные комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних. Отраслевая подсистема органов административной юрисдикции тесно связана с отраслевыми органами государственного управления, им характерна отраслевая специализация. Классификация, приведенная А.П. Шергиным, является важным шагом в деле совершенствования данной проблемы и может быть использована при классификации субъектов правоприменения.Перечисленные классификации участников административного процесса могут быть в определенной степени использованы при решении поставленной перед нами задачи, однако для изучения административно-правового положения участников производства по делу об административном правонарушении необходимо исходить из следующих позиций.
Участники производства условно могут быть разделены на четыре категории:
1) лица, интересы которых затрагиваются производством по делу об административном правонарушении. Это лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении (ст.25.1 КоАП), и потерпевший (ст. 25.2 КоАП);
2) лица, защищающие или представляющие интересы других лиц, - законные представители физического лица (ст. 25.3 КоАП), законные представители юридического лица (ст. 25.4 КоАП), защитник и представитель (ст. 25.5 КоАП);
3) лица, выполняющие процессуальные функции, - свидетель (ст. 25.6 КоАП), понятой (ст. 25.7 КоАП), специалист (ст. 25.8 КоАП), эксперт (ст. 25.9 КоАП), переводчик (ст. 25.10 КоАП), прокурор (ст. 25.11 КоАП);
4) лица, рассматривающие и разрешающие дела об административных правонарушениях.
По признаку государственно-властных полномочий:
- участники, обладающие государственно-властными полномочиями
- участники, не обладающие таковыми. Первую группу составляют судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, а также прокурор.