Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ИСКУССТВО

Формирование ценностно-смыслового отношения к музыкальному искусству у учащихся подростков посредством изучения творчества выдающихся музыкантов-исполнителей

irina_k20 2050 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 82 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.06.2020
Объект исследования: ценностно-смысловое отношение к музыкальному искусству у учащихся подросткового возраста. Предмет исследования: процесс формирования изучения творчества выдающихся музыкантов-исполнителей как средство развития у подростков ценностного отношения к музыкальному искусству. Цель исследования: разработка методических рекомендации по организации занятий с учащимися подросткового возраста по изучению творчества великих музыкантов-исполнителей. Задачи исследования: ? дать характеристику понятий ценностные ориентации в музыкальном искусстве и подростковый возраст учащихся; ? описать возрастные и психофизические особенности учащихся подросткового возраста; ? обозначить методы формирования и развития ценностного отношения к музыкальному искусству у подростков в процессе изучения творчества выдающихся музыкантов-исполнителей; ? провести диагностику уровня ценностного отношения к музыкальному искусству у подростков на констатирующем этапе; ? обосновать методику организации занятий по изучению творчества выдающихся музыкантов-исполнителей; ? представить результаты контрольного эксперимента по оценке ценностного отношения к музыкальному искусству у учащихся-подростков. Теоретическая значимость исследования: обогащение подходов к решению задач ценностных ориентаций в музыкальном искусстве и подростковый возраст учащихся. В нем определено методы формирования и развития ценностного отношения к музыкальному искусству у подростков в процессе изучения творчества выдающихся музыкантов-исполнителей. Методологическую основу исследования составляют: труды по истории педагогики А. Н. Джуринского, Е. В. Ковалевой, И. М. Яковенко, А. И. Пискунова, В. В. Плоховой и др.; работы по психологии Л. С. Выготского, И. Е. Вольперта, Л. П. Гримака, М. М. Рубинштейна и др. Труды ученых-психологов В. М. Бехтерева, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. А. Мелик-Пашаева, Б. М. Теплова и др. Труды по истории музыкальной педагогики О. С. Анисимовой, Л. С. Николаевой, О. В. Ефимовой, Е. Б. Журовой, В. П. Козырькова, Л. Л. Мельниковой, Л. В. Сердюковой Г. М. Таниевой др. Работы по музыкальной психологии З. А. Бейцовой, Бочкарева Л. Л., В. И. Петрушина, Камышниковой С. В. и др. Труды о сущности музыкального воспитания: теория музыкальной деятельности Н. А. Ветлугиной, О. П. Радыновой. В работе были использованы культурологический, личностно-деятельностный, антропологический, аксиологический подходы; философские идеи о всеобщих связях и развитии, об определении развития и воспитания внешними факторами. В ходе исследования использовались следующие методы: ? теоретические методы: анализ психолого-педагогической и специальной литературы по исследуемой проблеме, сравнительно-исторический анализ, анализ понятийной системы, построение гипотез и др.; ? эмпирические методы: анализ нормативных документов, наблюдение, беседа, опрос, метод экспертных оценок, статистические методы обработки экспериментальных данных, педагогический эксперимент. Структура работы: Во введении доказывается актуальность темы исследования, определяется объект, предмет, цель, задачи, гипотеза и методы исследования. В первом главе приведены теоретические основы проблемы формирования и развития ценностного отношения к музыкальному искусству у подростков посредством изучения творчества выдающихся музыкантов-исполнителей. Во второй представлена опытно-экспериментальная работа по совершенствованию методики занятий с учащимися подросткового возраста по изучению творчества великих музыкантов-исполнителей.
Введение

Актуальность исследования. Музыкальное искусство – одна из форм познания действительности. На сегодняшний день проблема формирования музыкально-ценностных ориентаций учащихся, актуальнейшая социально-педагогическая проблема российского общества. Изменения, происходящие во всех сферах жизни нашей страны, ставят перед педагогикой музыкального искусства задачи, обусловленные противоречивыми процессами. Эти процессы связаны с постепенной потерей общественно значимых музыкальных ценностей и ростом «антиценностей» культуры, в том числе так называемого «массового искусства», нередко направленного на пропаганду культа зла и насилия и в конечном итоге, на столкновение с традиционными нравственными и духовными устоями России. Актуальность настоящего исследования связанна с обозначенными тенденциями, вызванными усилением фактора воздействия массовой музыкальной культуры на подрастающее поколение. В настоящее время наблюдается падение уровня духовной культуры человека, причин этому несколько. Изменение отношения к ценностям жизни в период падения культуры в стране, когда возводится в качестве наивысшей ценности капитал, а ценность человека низводится до средства жизни, имеет место к подрастающему поколению. Школьники воспринимают культуру в том виде и на том уровне, который свойственен культуре в данный исторический период, и осваивают реально существующие достижения. К сожалению, современный ученик социализируется в обществе негативного примера, это телевидение, радио, журналы, улица, неблагополучная семья. И как результат – низкий уровень культуры у подростков. Именно в подростковом возрасте закладываются основы ценностного отношения к миру. Музыкальное искусство создаёт условия для узнавания, открытия Мира и себя, присвоения мира через произведения искусства, духовного устремления личности к высшему через изучение творчества выдающихся музыкантов-исполнителей. В связи с этим представляется актуальным рассматривать следующие вопросы: значение воспитания у подростков ценностного отношения к музыке как фактора становления личности, эволюция понятия «ценность» в историческом аспекте; уровни влияния искусства на подростка; уровни усвоения индивидом ценностей, и экстраполяция этих уровней применительно к музыкальному искусству. Степень изученности темы. Проблеме формирования ценностных отношений, учащихся в современной концепции содержания образования не случайно отводится особое место. В своих исследованиях М. Н. Скаткин, в рамках рассмотрения важности и специфического характера определенных норм отношения к жизни, отмечал, что «пока такое отношение не сформировано, не усвоено, нет и воспитанности, хотя человек и обладает знаниями, умениями и творческими способностями». К. А. Абульханова-Славская в своих исследованиях указывает на взаимообусловленность качества развития субъекта от становления его системы отношений к миру. В процессе общения человека с музыкальным искусством отношение имеет ключевое и решающее значение, так как способствует регулированию всей системы их взаимоотношений и стимулирует познавательно-творческие мотивы, тем самым превращая интерес в потребность. По мнению исследователей, именно ценностное отношение к музыкальным произведениям способствует формированию целостной, гармонично развитой и творческой личности, так как основу данного отношения составляют нравственные и эстетические ценности. Система ценностных отношений человека формируется в течение всей его жизни, но, как отмечают многие исследователи (Б. Г. Ананьев, И.В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткин, Е. М. Никиреев, П. А. Просецкий, А. А. Реан, В. А. Сластенин, Г. С. Сухобская, Е. И. Степанов и др.), студенческий возраст является периодом наиболее сенситивным для восприятия ценностей. По их мнению, студенческий возраст «является центральным в становлении личности, так как связан с профессиональной подготовкой, в ходе которой происходит развитие мировоззрения, сознания, самосознания; студенчество характеризуется высоким образовательным уровнем, социальной активностью, что делает этот возраст наиболее сенситивным к освоению новых ценностных ориентаций». В современной музыкальной педагогике накоплено много научных знаний, которые прямо или косвенно затрагивают вопросы привлечения детей к музыкальному искусству. В них в частности рассматриваются вопросы формирования у школьников эстетического отношения к действительности (Н. Ветлугина, Л. Коваль, Б. Неменский, Н. Миропольская, Л. Хлебникова, А. Щербо и др.). Значительное внимание уделяется проблеме эмоциональной регуляции учебно-воспитательного процесса на уроках музыки (Б. Асафьев, А. Апраксина, Н. Гродзенская, В. Шацкая, Б. Яворский и др.); использованию игровых методов в обучении и воспитании школьников (Ш. Амонашвили, А. Газман, А. Савченко, Н. Харитонова и др.), исследованию музыкальных способностей, методов их формирования и развития у детей (В. Верховинец, Л. Горюнова, К. Гофман, З. Кодаи, Н. Леонтович, К. Орф, К. Стеценко и др.). Исходя из данных положений, можно говорить о том, что проблема формирования ценностного отношения к произведениям музыкального искусства у подростков является достаточно актуальной, так как данное отношение не только качественным образом характеризует профессиональную компетентность, но и является важным условием развития их духовно-нравственной сферы. При этом остаются недостаточно исследованы вопросы изучения творчества выдающихся музыкантов-исполнителей как средство развития у подростков ценностного отношения к музыкальному искусству.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования и развития ценностно-смыслового отношения к музыкальному искусству у подростков посредством изучения творчества выдающихся музыкантов-исполнителей 9 1.1. Характеристика понятий «музыканты-исполнители» и «ценностные ориентации в музыкальном искусстве» 9 1.2. Возрастные и психофизические особенности учащихся подросткового возраста в процессе занятий музыкальой деятельностью……………………………………….18 1.3. Методы формирования и развития ценностно-смыслового отношения к музыкальному искусству у подростков в процессе изучения творчества выдающихся музыкантов-исполнителей 29 Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по совершенствованию методики занятий с учащимися подросткового возраста по изучению творчества великих музыкантов-исполнителей 42 2.1. Диагностика уровня ценностно-смыслового отношения к музыкальному искусству у подростков на констатирующем этапе 42 2.2. Методика организации занятий по изучению творчества выдающихся музыкантов-исполнителей 48 2.3. Результаты контрольного эксперимента по оценке ценностного-смыслового отношения к музыкальному искусству у учащихся-подростков 56 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 68 ПРИЛОЖЕНИЕ 73
Список литературы

1. Абульханова-Славская, К.А. Проблема индивидуальности в психологии: коллективная монография «Психология индивидуальности: новые модели и концепции» [Текст] / под ред. Е.Б. Старовойтенко, В.Д. Шадрикова. - М.: МПСИ, 2009. - С. 14-63. 2. Анисимова О.С., Николаева Л.С. Ценностные ориентации студенческой молодежи в контексте кризиса социализационной системы трансформирующегося российского общества. Современные проблемы науки и образования: электронный журнал. 2013 – 60 c. 3. Баранова Н. Мультимедиа как предмет дидактического исследования / Н.Баранова // Народное образование. Педагогика. – 2013.- №S3[ Электронный ресурс]. – Режим доступа к статье: http://e-koncept.ru/2013/13527.htm ( дата обращения: 22.11.2017). 4. Бахтин, М.М. К методологии гуманитарных наук//Идеи М.М. Бахтина и педагогика искусства. Сборник научных статей. -М.:ИХО РАО, 2011. С. 6-22. 5. Золотникова, Т. С., Киященко, Л. П., Новиков В. М. Текст и контекст массовой культуры: российский дискурс [Текст] / Т. С. Злотникова, Л. П. Киященко, В. М. Новиков // Ярославский педагогический вестник. – 2015. – № 1. – Том I (Культурология). – С. 21–27. 6. Ергиев И.Д. Артистизм музыканта-инструменталиста: монография / И.Д. Ергиев. – Одесса: Астропринт, 2014. – 284 с 7. Ефимова, О.В. Игра в ансамбле как способ всестороннего развития личности юного пианиста /О. В. Ефимова / Фортепианный ансамбль в современном музыкальном искусстве и образовании. - СПб.: Изд. политех. универ., 2016. – С. 19-22. 8. Журова, Е.Б. Проблема освоения музыкального содержания в контексте эстетической концепции А.И. Бурова//Педагогика искусства: современные тенденции развития, история и опыт. Сборник научных статей по Материалам II Международного научно-практического форума, 19-21 ноября 2013г. Отв. редактор-составитель Командышко Е.Ф. -М.: Издательство: «ИХО РАО», 2013. С. 80-83. 9. Карнаухова Т.И., Быкасова Л.В. Интерпретативный дискурс: музыкальный образ, символ, смысл: монография. – Таганрог: Изд-во Таганрог.гос. пед. ин-та имени А.П. Чехова, 2016. – 172 с. 10. Козырьков, В. П. Соотношение визуальности и рассудочности в процессе обучения: инновации и традиции /В. П. Козырьков // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. – 2014. – № 3 (4). – С. 78-84 11. Командышко, Е.Ф. Гуманитарное образование и педагогика искусства: аспект взаимодействия//Инициативы XXI века. Научный и общественно-просветительский журнал. -2011. -№3. С.49-52. 12. Коржова, Е.Ю. Психология жизненных ориентаций человека [Текст] / Е.Ю. Коржова. - СПб. : РХГА, 2006. - 384 с. 13. Мельникова Л.Л. Концертно-просветительская работа – неотъемлемая часть музыкального обучения и воспитания. URL: http://muzprosvetitel.ru/konzrab.pdf (дата обращения - 11.03.2018). 14. Мельникова Л.Л. Методика формирования профессиональной готовности преподавателя колледжа искусств к концертно-просветительской работе: дис. ... канд. пед. наук. М., 2005. 132 с. 15. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразовательных организаций / авторы-составители: Ю. Ю. Баранова, А. В. Кисляков, М. И. Солодкова и др. – М.: Просвещение, 2016. – 96 с. 16. Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения. Справочник для подростков / авт.-сост. А. В. Виневская; под ред. И.А. Стеценко. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 253 с. 17. Петров В.О. Инструментальный театр ХХ века: история и теория жанра: автореф. дисс. на соискание уч. степ. докт. искусствоведения: спец. 17.00.02 «Музыкальное искусство» / В.О.Петров. – Астрахань, 2014. – 44 с 18. Петрова, С.В. Мультимедийные проекты как фактор развития медиатворчества учителей искусства в системе повышения квалификации: статья / С.В. Петрова. – г. Таганрог //Вестник ТГПИ. – 2014. – №2. 19. Савельева Н.Л. Музыкальное просветительство в деятельности концертно-филармонических организаций: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. Саратов, 2016. 23 с. 20. Семенова В.Г. Самостоятельная работа подростков как важнейшая форм организации учебного процесса в рамках компетентностной модел образования //Организация самостоятельной работы подростков: материалы докладов II Всероссийской научно-практической интернет-конференции. Саратов: Новый Проект, 2016. с. 10-15. 21. Сметанова А.А. История развития музыкального просвещения павлодарского прииртышья: учеб. пособие. URL: http://uchebnik–online.net/book/472 (дата обращения – 11.01.2018). 22. Ражников, В.Г. Еще раз попытаться понять личность [Текст] / В.Г. Ражников / / Вопросы психологии. - 2003. - № 1. - С. 131-133. - Рец. на кн.: Арсеньев А.С. Философские основания понимания личности / А.С. Арсеньев. - М.: издат. центр «Академия», 2001. - 592 с. 23. Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. Программы курса 5-9классы, 10-11 классы. – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2014. – С. 3. 24. Рапацкая Л.А. Музыкальное образование в университете: Традиции и инновации // Высшее образование в России: Сборник. №6. М., 2011. C. 84-90. 25. Руднева О.С. Культура как ценность и ценности культуры в образовании. Культура. Искусство. Образование. – М., 2005. – №2. – С. 25-30. 26. Руднева О.С. Педагогическое творчество как одно из условий обеспечения качества профессиональной деятельности // «Профильная школа». – М., 2015. – №4. – С. 28-35. 27. Руднева О.С. Реализация нравственного потенциала искусства ка необходимое условие формирования личности // «Методист» / научно- методический журнал. – М.: АПК и ППРО, 2014. – №5. – C. 2-5. 28. Сергеев, Н.К. Педагогическая деятельность и педагогическое образование в инновационном обществе: монография [Текст] / Н.К. Сергеев, В.В. Сериков. – М : Логос, 2013. - 364 с. 29. Сердюкова, Л.В. К вопросу о совершенствовании образовательного процесса в курсе «Дирижирование» [Текст] / Л.В. Сердюкова / / Профессиональное педагогическое образование: личностный подход: сборник научных трудов / под ред. Т.Е. Стародубцевой, Е.Е. Седовой. - Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2004. - С. 117-122. 30. Сердюкова, Л.В. Формирование ценностного отношения к музыкальному произведению у будущего учителя музыки (на основе использования личностной ситуации в курсе «Дирижирование»): автореф. дис.... канд. пед. наук [Текст] / Л.В. Сердюкова. - Воронеж, 2002. - 28 с. 31. Сериков, В.В.Развитие личности в образовательном процессе [Текст] / В.В. Сериков. - М. : Логос, 2012. - 448 с 32. Таниева Г.М. Групповая и личностная идентификация молодёжи в сфере музыки: автореф. дис…канд. социолог. наук: 22.00.06/ Г.М. Таниева; Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского. Нижний Новгород, 2017. — 27 с. 33. Тулинова, О. В, Полева, Л. Ю. Концертно-исполнительская практика будущего учителя музыки как фактор его личностно-профессионального становления [Текст] / О. В. Тулинова, Л. Ю. Полева // Инновационные подходы в современном музыкальном образовании: материалы 2-й межрегиональной научно-практической конференции. – Воронеж ; Елец : 2012. – 224 с 34. Умнова И. Г. К вопросу становления личности композитора в эпоху постмодерна // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. – 2016. – № 37-2. – 89 с 35. Умеркаева С.Ш. Воспитание художественного вкуса как музыкально-педагогическая проблема / С.Ш. Умеркаева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 6. – С. 106–110. 36. Умеркаева С.Ш. Основные подходы зарубежных и отечественных философов к определению сущности понятия «эстетический вкус» / С.Ш. Умеркаева // Вестник экономической интеграции. Научно-практический журнал. – 2014. – № 5(74). – С. 78–85. 37. Хот З.Ц. Музыкально-просветительская деятельность Адыгейской государственной филармонии в 2007-2017 годы // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. 2017. Вып. 2 (125). С. 212-218. 38. Хватова С.И. Восстановление традиции приходского церковно-певческого образования в постсоветский период: проблемы и перспективы // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2014. Вып. 1 (132). С. 63-67. 39. Художественно-эстетическое и музыкальное образование учащихся в условиях реализации требований ФГОС ООО [Текст]/ В. П. Новоселава, И. Л. Шаталова. Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2015. – 260 с. (Серия «Реализация ФГОС общего образования»). 40. Щербакова А.И. Феномен музыкального искусства в становлении и развитии культуры. [Текст] / А.И. Щербакова: дисс… докт. культур. — М.: РГСУ, 2011. — 453 с. 41. Яковлева, Е. Н. Возрождение традиций музыкального просветительства в молодежной среде (на материале региональной культуры Курской области) [Текст] : автореф. дис. ... д-ра. искусств: 17.00.09: защищена 14.03.2017 / Е. Н. Яковлева. – Саратов, 2016. – 59 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ОТНОШЕНИЯ К МУЗЫКАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ У ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА ВЫДАЮЩИХСЯ МУЗЫКАНТОВ-ИСПОЛНИТЕЛЕЙ 1.1. Характеристика понятий «музыканты-исполнители» и «ценностные» ориентации в музыкальном искусстве» В ценностном мире каждого человека существуют некие «сквозные» ценности, которые являются стержневыми в любой сфере деятельности. К ним можно отнести образованность, трудолюбие, четность, порядочность, воспитанность и ряд других. В современной науке существует множество классификаций ценностей, в основе которых лежат различные дифференцирующие признаки. Так, взяв за основу нравственные принципы, Полищук В.И. предлагает следующую классификацию ценностей: ? витальные (жизненные) ценности (жилище, питание, одежда, гигиена, комфорт и т.п.); ? духовные ценности (наука, искусство, принципы управления, политика и т.п.); ? моральные ценности (признание ценности личности как неотъемлемого достоинства человека, уважение к жизни и смерти и т.п.); ? любовь к истине (искренность, трудолюбие, мужество в стремлении к истине); ? любовь к окружающим (верность, порядочность, бескорыстие). П.С. Гуревич считает, что, прежде всего, существуют ценности, значимые для каждого человека («святость жизни, достоинство свободы, величие любви, лучезарность истины, немеркнущий свет красоты, неиссякаемый исток добра, значимые для всего человеческого рода»). На основе данных «первичных» ценностей выстраиваются все остальные‚ «вторичные». «Первичные» ценности принято относить к «вечным», они существуют вне зависимости от формы общественного устройства или политического строя и сохраняются даже в случае неприятия со стороны «официальной морали». Как правило, такие ценности являются основой религиозных и философских учений и именно в силу своей «первичности» так притягательны для большого количества людей. Поддерживая данную позицию, Ю. Г. Волков отмечает, что в основе христианской морали лежат десять заповедей, которые являются ценностями духовной жизни личности и оказывают влияние на ее формирование. Эти ценности предусматривают сохранение индивида (человеческой жизни - «не убий»), семьи как микросоциума и основы стабильности общества (супружеской верности - «не прелюбодействуй»), и самого общества через историческую преемственность (уважение к родителям - «чти отца своего и мать свою»). Подобную же мысль об определяющем влиянии ценностей на стабильность и развитие общество высказывают и другие исследователь природы ценностей. Например, М. Вебер, определяя понятие ценности, особо подчеркивает, что ценность - это прежде всего норма, которая имеет определенную значимость для социального субъекта. Особая роль в развитии общества в целом и каждой отдельной сфер жизни, на его взгляд, принадлежит этическим и религиозным ценностям, а Т. Парсонс называет их высшими принципами, обеспечивающими согласие в обществе. По утверждению Ж. Т. Тощенко ценность - цель сама по себе, к ней стремятся ради нее самой, поскольку она – идеал, который не только побуждает человека к действию, в процессе которого ему приходится делать определенный нравственный (ценностный) выбор, но и регулирует поведение людей. Он отмечает, что ценности одновременно обладают такими качествами, как устойчивость и изменчивость, являясь тем самым выражением динамизма и открытости общества, его индивидов. Можно согласиться с двойственной природой ценностей, которая, по мнению автора, и обеспечивает ценностное (нравственное) развитие общества. Смена систем ценностей и ценностных ориентаций действительно происходит «при возникновении противоречий между различными смыслами и значениями старого и нового, традиционного и инициируемого». Противоречие в данной сфере переживается и осознается личностью как трудность выбора в ситуации принятия решения. «Противоречие разрешается в процессе ценностно-ориентировочной деятельности, ощущения неудовлетворенности собой и ситуацией, сопоставления ценностей, целей и средств их достижения в новом опыте их деятельности». У ученых является распространенной методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича, основанная на ранжировании ценностей. Рисунок 1 – Ранжирование ценностных ориентаций по М. Рокичу Наибольший интерес представляет понимание системных свойств и природы ценностей через «личностные диспозиции», которые В.А Ядов определил, как «фиксированную в социальном опыте предрасположенность воспринимать и оценивать условия деятельности, собственную активность и действия других, а также предуготовленность действовать в определенных условиях определенным образом». Понятием «личностная диспозиция» В. А. Ядов объединяет разнообразные потребностно-мотивационные структуры субъекта, которые, так или иначе, регулируют его социальное поведение. Исходя из этого можно предположить, что вершину иерархически организованной системы составляет система ценностных ориентаций, знание о которой является показателем общей действенной и потенциальной направленности поведения. Исследуя диспозиции личности, можно получить информацию о возможной направленности поведения людей в определенных условиях. Представляет интерес типология, а также сам принцип подхода к определению ценностной природы, предложенные Н. И. Лапиным. Поскольку ценности влияют на поведение людей во всех сферах их жизнедеятельности, то простейшим основанием для их типологии является, по мнению автора, конкретное предметное содержание. По этому основанию различают ценности социальные, культурные, политические, экономические, духовные. Таким образом, анализируя «ценность» - это желательное, предпочтительное для личности состояние социальных связей, принципов социальных отношений, критерий оценки реальных явлений; ценности определяют смысл, целенаправленную деятельность и тем самым регулируют социальные взаимодействия. Ценности формируют идеалы, побуждают к действию. Они являются центром определения поведения людей. В формировании ценностной системы студенческой молодежи важную роль играет идеал. Подчеркивая социальную обусловленность данного понятия, Э. Фромм считает, что в формировании идеала личности большую роль играет семья, служащая «базисом, из которого идеал возникает и имеет право на свое существование». Бесспорно, идеал занимает особое место в структуре нравственных ценностей. Он является одним из видов моральных ценностей и одновременно выступает его высшей формой. В силу большого значения идеала, можно представить цепочку компонентов нравственной целостности личности как систему: моральные ценностные ориентации – идеалы – идейно – нравственные качества – активность жизненной позиции. Можно согласиться с позицией В. М. Соколова, который считает, что идеалы обуславливаются, с одной стороны, объективным положением, которое личность занимает в обществе, с другой – ее субъективными свойствами. В них синтезируются осознанные личностью главные ценности прошлых поколений, ее оценка настоящего и представления о будущем. Особенностью идеалов, по мнению В. М Соколова, является их большая индивидуализированность по сопоставлению с другими формами ценностей. В. М. Соколов определяет прогностическую, целевую и оценочную функции идеала. Данные функции действенны, если являются стимулом, побудителем к духовной деятельности. Однако качественный характер функционирования идеала определяется, на наш взгляд, той сферой социальной жизни, в которой данный идеал находит применение. Так, по содержанию можно выделить идеалы политические, эстетические, физического совершенства. Идеалы могут быть более конкретные, например, идеальные представления о своем благополучии, о семейной жизни и т.д. Собственно нравственный идеал выступает как целостное представление о главной направленности жизни личности, его роли в обществе, образце человеческих отношений во всех сферах жизнедеятельности. Он включает в себя оценку общественных отношений, представлений о других конкретных целях (политических, например), данную с точки зрения добра и зла, справедливого и несправедливого. Существуют различия по форме выражения идеала как компонента нравственного сознания. Он может выступать в виде образца для подражания, представлении о желаемых целях, жизненных планах, совокупности наиболее значимых для личности нравственных качеств и в других формах. С точки зрения Е. Г. Яковлева, идеал выражается степенью человеческой деятельности. «Общее и индивидуальное в эстетическом идеале должны совпадать и реализоваться в духовно – практической деятельности человека». Эстетический идеал совершенствует духовный мир человека, развивает его возможности, делает человека социально – активным, духовно богатым. Идеал является целью, стимулом жизни и деятельности человека и общества. Он становится основанием поведения, определяет ценности человека. Ученый выделяет онтологическую сущность эстетического идеала, гносеологический аспект идеала и феноменологический аспект. В свою очередь, К. А. Абульханова-Славская отмечает, что формируемые у личности отношения связаны с ее субъективными переживаниями, отражающими связь предметов и явлений реального мира с целями, потребностями, мотивами и интересами личности. Они также отражают «способ включения личности «в общий ход жизни, учет ее субъективной логики и своих же объективированных, примененных возможностей» [1, с. 134]. Подобные отношения в сфере музыкального искусства проявляются в постановке и решении музыкально-творческих задач, в активности и целенаправленности достижения запланированных результатов деятельности. Воспроизведение учащимися отношения к музыке как к некой ценности способствует сохранению музыкально-исполнительской деятельности и нацелено на развитие их собственной культуры. Общее направление развития музыкально-педагогической мысли этой эпохи, называемой рядом исследователей «педагогикой постмодерна», определяется, во-первых, стремлением возродить и сохранить лучшие национальные традиции, в том числе сложившиеся в русле Православия, во-вторых, ориентацией на общечеловеческие ценности…» [7, с. 84-90]. Формирование музыкально-ценностных ориентаций личности становятся объектом исследования педагогической, музыкально-педагогической, психолого-педагогической наук, философии искусства, эстетической, искусствоведческой. Понятие «музыкально-ценностные ориентации» входит в систему понятий педагогики искусства, и по определению большинства исследователей этой проблемы являются личностным качеством, ориентирующие личность на социально-значимые ценности. Музыкально-ценностные ориентации включают в себя такие структурные компоненты как музыкальный вкус, выполняющий оценочно-эмоциональную функцию ценностных ориентаций. По мнению Грасиана-де Моралеса (испанский мыслитель XVII века) вкус относится как к познанию прекрасного, так и к оценке произведений искусства. Именно вкус художника является той основой, что придаёт произведению искусства эстетическую ценность. Восприятие музыки, один из главных компонентов в структуре музыкально-ценностных ориентаций, включающий в себя эмоциональное переживание и осмысление произведения, выполняющий познавательно-интеллектуальную функцию ценностных ориентаций. Музыкальное восприятие включает в себя слушательскую культуру, музыкальные интересы, музыкальные познания, оценочные суждения, музыкальное мышление, как средство осознания и отражения содержания музыки. «Восприятие всякий раз связано с осмыслением и пониманием того, что человек видит, слышит. … В следствии этого восприятие считается первым этапом любого мыслительного процесса» [5,150]. Внимание к восприятию музыкального искусства, образовавшееся в педагогической науке, считается отражением процессов, происходящих в жизни нашего общества на современном этапе. В нашу эпоху, эпоху интенсивного обновления во всех сферах жизни нашего общества обновляется и искусство. «Сегодня упование на то, что художественное произведение само по себе окажет необходимое влияние на аудиторию, зачастую оказывается необоснованным: очень велика конкуренция, которую составляют ему другие произведения или просто другие виды информации» [2, 7]. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что музыкально-ценностные ориентации личности подростка становятся не только объектом исследования ряда гуманитарных наук, но и оказывают влияние на формирование у подрастающего поколения умения оценивать музыкальное произведение, с точки зрения его музыкально-художественной ценности. Ориентации на знания, которые, в свою очередь, дают возможность сформировать суждения, критическую позицию по отношению к «ложным» ценностям музыкального искусства и предоставить объективную оценку непреходящим ценностям мировой музыкальной классики. Рассмотрение вопроса о связи музыкально-ценностных ориентаций с эмоционально-оценочным отношением к музыке связано с недооценкой роли и места сокровищницы классического музыкального искусства в музыкальном образовании и воспитании учащихся. И фундаментом такого образования должно стать основательное изучение классического наследия музыкального искусства разных эпох и народов (искусство возрождения, барокко, классицизма, романтизма, реализма, современное искусство) На сегодняшний день, когда население земли накопило большое количество ценного материала, связанного с научно-техническим прогрессом не только в области точных наук, но и гуманитарных, в частности, музыкальной педагогике, важно понять преимущество условий, которые связаны с компьютеризацией музыкального обучения. Оно раскрывает абсолютно новые возможности в азбуке восприятия музыкального классического искусства и эмоционально-оценочной деятельности подрастающего поколения. Великие технические изобретения XX века сделали возможным повышение эффективности формирования музыкально-ценностных ориентаций. Формирование музыкально-ценностных ориентаций учащихся с использованием особенностей каждой музыкальной дисциплины будет способствовать эмоционально-ценностному отношению к сокровищнице музыкального искусства. Содержание музыкального обучения составляет, прежде всего, музыкальный репертуар, именно на его основе у учащихся происходит накопление опыта эмоционально-нравственного отношения к действительности. Сочетание в музыкальном репертуаре высоких образцов музыкальной классики, джаза и популярной музыки является одним из важнейших условий формирования музыкально-ценностных ориентаций учащихся. Ведь особенности музыкальной культуры современной России отражаются на противоречивости в системе музыкального образования: ? с одной стороны, приверженность к традиционным формам обучения, связанного с ориентацией на социально принятые эталоны и критерии (классическая музыка, классические инструменты); ? с другой стороны, модернизация образовательного процесса, связанная с введением в учебный процесс электронных инструментов, а также потребность в общении не только с классической музыкой, но и с развлекательной музыкой, с джазом, поп-музыкой. Актуальность педагогического осмысления феномена музыки эстрадно-джазового искусства, развлекательной музыки, поп-музыки, ставших доминирующими в конце XX и начала XXI веков в подростковой и молодежной среде, несмотря на неоднозначное отношение к этому искусству музыкантов и педагогов, разнообразность и сложность этих направлений уже не вызывает сомнения. Нужно помнить и о том, что многие выдающиеся образцы музыкальной классики, фигурирующие в программах музыкальных школ, раннее бытовали именно как массовое музыкальные жанры. Сама практика бытового музицирования свидетельствует нам о том, что в рамках этих жанров могут быть и подлинно высокохудожественные произведения музыкального искусства. Этот потенциал музыкального искусства должен использоваться педагогом для формирования музыкально- ценностных ориентаций. Итак, поскольку идеал есть представление о совершенном образце, о желаемом, то тесно связан с целями, которые ставит личность перед собой. Как компонент нравственного сознания идеал является критерием самооценки личности. Идеал выражается степенью человеческой деятельности, является целью, стимулом жизни и деятельности человека и общества, становится основанием поведения, определяет ценности человека. Идеал существует как исторически конкретный образ современной жизни человека. Для молодежи характерно пошаговое формирование модели будущего. 1.2. Возрастрные и психофизические особенности учащихся подросткового возраста В настоящее время значительное число исследований посвящается изучению психологических особенностей подросткового возраста. Этот возраст характеризуется бурным развитием большинства психических процессов, в том числе в этот период происходит становление самосознания и межличностного восприятия. Подростковый возраст – явление, существовавшее во всех эпохах и обществах, хотя, как специфический этап жизненного цикла он был признан относительно недавно. М. Кле в своей работе отмечает, что возрастные категории, разделяющие жизненные этапы и указывающие на границы между поколениями, варьировались в разные эпохи; это относится и к этапу окончания подросткового возраста. «Образ жизни, интересы, ценностные ориентации напрямую подвержены историческому влиянию, и подростковый период больше, чем прочие возрастные периоды, обусловлен социальными изменениями» [17, 54]. М. Кле в своей книге считает, что в современной литературе по психологии подростка фактически отсутствует исторический подход и анализ эволюции представлений об этом возрасте. Тенденция психологов описывать универсальные законы развития похожа на ширму, за которой кроется определяющее влияние исторической эпохи на развитие личности. Она приводит слова известного французского специалиста по подростковому возрасту Дебесса, полагал, что «ошибочно считать, что юность изменяется вслед за эпохой... Конечно же, в ней отражаются веяния своего времени... Но позади изменчивых образов юности стоит вечная юность, во все времена верная сама себе в своих тенденциях, законах развития, в своих представлениях о мире вещей в мире людей. Именно эти закономерности нуждаются в открытии и определении» [17, 124]. В данном случае я не согласна с М. Кле, так как в рамках исторического подхода было написано немало работ по возрастной психологии. Тем не менее согласимся что на протяжении довольно долгого времени подростковый возраст не выделяли в отдельную категорию, занимаясь лишь взрослой и детской психологией. Французский историк и этнограф Ф. Ариес полагал, что подростковый возраст возник впервые в XIX в., а XX в. уже стал веком тинейджеров. С этого времени исследователи и писатели стали постоянно анализировать что думают подростки. Подростковый возраст появился в истории как открывающий для личности новые ценности, которые способны оживить стареющее общество. Подобные идеи пропитывает все творчество такого автора, как Стэнли Холл, еще в 1904 г. опубликовавшего первое научное исследование по подростковому возрасту. Проблема определения конца подросткового периода ясно видна в различных исследованиях продолжительности отрочества, имеющихся в психологической теории. «В психологическом плане отрочество - это состояние души, способ существования, который возникает с начала пубертата и кончается тогда, когда личность достигнет в своих поступках независимости, т.е. когда она созреет эмоционально и социально и обретет необходимый опыт и мотивацию чтобы играть роль взрослого» - писали авторы Stone и Church в 1973 году. Такой автор, как Хоррокс утверждал, что «подростковый возраст кончается, когда личность достигает эмоциональной и социальной зрелости и получит опыт, способности и желание принять на себя роль взрослого, которая выражается в широком спектре поступков - так, как она обусловлена той культурой, в которой живет». [17, 76] Эти определения показывают некоторые затруднения исследователей при исчерпывающем определении окончания подросткового периода; этот отрезок развития личности между детством и взрослостью, который имеет биологическое начало и определяемый культурой конец не всегда однозначно идентифицировался. С накоплением информации, которую нужно освоить подростку в современном информационном обществе срок обучения вынуждено увеличивается – увеличился до 11 лет срок обучения в школе, причем если какое-то время назад в школу дети шли с 6 лет, теперь – не ранее 6,5, а значит – в среднем – с семи. У подростков все меньше возможности самоутвердиться в своем желании стать взрослым – практически нигде подростки сейчас не работают – это обусловлено как нежеланием работодателей брать на работу несовершеннолетних, так и отсутствием материальной необходимости в связи с выросшим уровнем жизни у большинства семей. Подростки менее самостоятельны, так как сейчас становится все более жестким родительский контроль – многих подростков родители сопровождают везде практически до окончания школы. Подростки подвержены интернет-аддикции и их уход в виртуальный мир не дает им повзрослеть в мире реальном. Все это приводит к тому, что подростковый возраст удлиняется. В 20-30-е гг. 20 века в нашей стране был собран и подвергнут анализу значительный фактический материал, который характеризует подростковый период в различных социальных группах и слоях (рабочих, крестьян, служащих, интеллигенции), у различных национальностей. Интересные факты и выводы были приведены в исследованиях И. А. Арямова В. Е. Смирнова, Н. А. Рыбникова, и других. Обобщив данные работы, Л. С. Выготский сделал вывод о том, что в этом возрасте отрочества структура возрастных интересов и потребностей в основном определена социально-классовой принадлежностью личности. Ученый указывал: "Никогда влияние среды на развитие мышления не приобретает такого большого значения, как именно в переходном возрасте. Теперь по уровню развития интеллекта все сильнее и сильнее отличаются город и деревня, мальчик и девочка, дети различных социальных и классовых слоев" [9, 114]. В психологии ХХ - ХХI столетия подростковый возраст анализировался достаточно подробно, такие исследователи, как Г. А. Цукерман, И. В. Дубровина и Д. И. Фельдштейн продемонстрировали, что современные подростки отличаются от их ровесников из предыдущих поколений определенными социально - психологическими особенностями. [31] Среди этих особенностей В. Н. Лозовцевой, Д. И. Фельдштейном, М. М. Рыбаковой были отмечены повышенная конфликтность подростков в педагогическом процессе в частности, и в условиях школы в целом, такие исследователи как А. В. Дорохова, А. К. Колеченко, Сорокина продемонстрировали отличия современных подростков в межличностном общении со сверстниками и со взрослыми (родителями). Н. В. Майсак, Л. Б. Филонов, М. В. Цилуйко отмечают, что современные подростки чаще демонстрируют девиантное и даже делинквентное поведение. Итак, анализ литературы показал, что представления психологов о детях менялось от века к веку и даже от десятилетия к десятилетию. Сейчас очевидны тенденции к увеличению продолжительности подросткового возраста из-за увеличения продолжительности обучения и уменьшения самостоятельности современных подростков, наблюдаются поведенческие особенности, выраженные в повышенной агрессивности, конфликтности и девиантности. Культурно-историческая концепция развития личности в подростковом возрасте была разработана Л. С. Выготским на основе культурно-психологической, культурно-антропологической и прочих учитывающих социальные аспекты развития концепций. Ученый анализировал проблему интересов подростков, считая ее ключом ко всей проблеме психического развития в подростковом возрасте, потому что именно в этой сфере в данном возрасте происходит отмирание и разрушение старых интересов и появление новых. [9] Специфическим и центральным новообразованием отрочества Л. С. Выготский считал чувство взрослости, когда индивид начинает думать о себе уже не как о ребенке. Подростки начинают чувствовать себя взрослым, стремятся ими считаться и быть. «Своеобразие этого новообразования состоит в том, что подростками отвергается своя принадлежность к детям, но при этом полноценной взрослости у них еще нет, хотя уже возникает потребность в признании этой взрослости ее окружающими». [9] Выготский показывал, что значимые изменения в этом возрасте происходят в плане развития высших психических функций, в плане полового созревания, в эмоциональной сфере, в морально-этической сфере. В моральной сфере исследователь отмечал две особенности: переоценку нравственных ценностей; появление устойчивых «автономных» моральных взглядов, суждений и оценок, независимых от случайных влияний. Но при этом мораль подростка еще не имеет опоры в устойчивых моральных убеждениях, у него мораль еще не сформировывается в мировоззрение, поэтому может свободно измениться под влиянием ровесников и взрослых. Условием, которое повышает моральную устойчивость, является идеал чего-либо, или, чаще всего, идеал кого-либо. Созданный или воспринятый подростком идеал значит, что у него есть постоянно действующие нравственные мотивы. По мере развития подростка нравственный идеал становится все более обобщенный и начинает выступать как сознательно выбранный образец для поведения.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg