Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Цели и задачи ОРД. Принципы ОРД.

irina_k20 324 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 27 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.06.2020
Тема курсовой работы актуальна в настоящее время, потому что все тайное всегда вызывало и вызывает любопытство, порождает сомнения, содержит предпосылки для злоупотреблений, становится объектом не только правовой, но и нравственной оценки. Вместе с тем оперативно-розыскная деятельность исторически была и остается эффективным и незаменимым средством против борьбы с преступностью, обеспечения безопасности личности, общества и государства. Объект исследования - изучение целей и задач ОРД. Предмет исследования: совокупность законодательных и иных нормативных актов, которые регламентируют цели и задачи оперативно-розыскной деятельности. Цель - комплексное изучение всех целей и задач оперативно - розыскной деятельности как вида деятельности. Чтобы достичь цель, поставленную выше нужно решить следующие задачи: a) рассмотрение целей ОРД; б) изучение задач ОРД; в) исследование правовой основы ОРД; г) изучение конституционных принципов, которые осуществляют оперативно-розыскной деятельности в РФ; д) рассмотрение принципа конспирации и принцип сочетания гласных и негласных методов и средств осуществления ОРД в РФ е) изучение организационных принципов осуществления ОРД в РФ.
Введение

Оперативно-розыскная деятельность – вид административной деятельности, который может осуществляться негласно, а к полученной ими информации доступ ограничивается. В число этих видов деятельности относятся разведка и немного – оборонную, внешнеполитическую, научную, связанную с разработкой новой оборонной техники, и другой деятельности. Направляя оперативно - розыскную деятельность на достижение социально полезных целей, законодатель выделил интересы человека и гражданина (жизнь, здоровье, права и свободы), поставив их на первое место в перечне объектов защиты, т.к. в соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Защита жизни человека от преступных посягательств с помощью оперативно-розыскных средств и методов наполняет конституционное положение о том, что каждый имеет право на жизнь (ч. 1 ст. 20 Конституции Российской Федерации), реальным содержанием. Наряду с этим признанные и гарантированные гл. 2 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина непосредственно поставлены государством под охрану от преступных посягательств. В частности, таким «охранным» средством является осуществление оперативно-розыскной деятельности в необходимых и допустимых законом случаях.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Цели и задачи и правовая основа оперативно-розыскной деятельности 5 1.1. Цели оперативно-розыскной деятельности 5 1.2. Задачи оперативно-розыскной деятельности 7 1.3. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности 10 Глава 2. Принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности в России. 13 2.1 Конституционные принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности в России 13 2.2 Принцип конспирации и принцип сочетания гласных и негласных методов и средств осуществления оперативно-розыскной деятельности в России 15 2.3. Организационные принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности. 18 Заключение 24 Список литературы 26
Список литературы

1) Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ). 2) Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ (ред. 1 января 2018) 3) Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 19.02.2018) // СЗ РФ.- 1996.- N 25.- Ст. 2954. 4) Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001) (ред. От 19.02.2018, вступил в силу 02.03.2018) // СЗ РФ.-2001.- N 52 (ч. I).- Ст. 4921. 5) Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. 01.01.2018) «О полиции» // Собрание законодательства РФ. - 14.02.2011. - № 7. - ст. 900. 6) Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 20.07.2016) «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства РФ. - 14.08.1995. - № 33. - ст. 3349. 7) Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 1 января 2017 г.) "Российская газета" от 31 мая 2003 г. N 104 8) Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ (ред. От 1 июля 2017 г. N 148-ФЗ) "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" // Российская газета №17 от 26 апреля 1995. 9) Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 апреля 1995, № 17, ст. 1455. 10) Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» // Собрание законодательства Российской Федерации от 10 апреля 1995 г. № 15 ст. 1269. 11) Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 апреля 1995, № 17, ст. 1455. 12) Указ Президента РФ от 1 сентября 1995 г. № 891 «Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств»// Собрание законодательства Российской Федерации от 27 июля 1995 г. № 31 (часть I). 13) Вагин О.А., Исиченко А.П., Чечетин А.Е. Комментарий к Федеральному закону от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (постатейный). - М.: «Деловой двор» 2017. 14) Китрова Е.В., Кузьмин В.А. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности». - Система ГАРАНТ, 2017 г. 15) Кучерена А.Г. Общение с правоохранительными органами. А.Г Кучерена - М.: «Юстицинформ», 2016.C-315 16) Гадельшин Р.И. Оперативно-розыскное право (авторская редакция). Курс лекций — СИУ РАНХиГС, 2015 (формат pdf) - http://siu.ranepa.ru/UMM_1/4732/orp_kl_15a.pdf (дата обращения 28.02.2018) 17) Крупницкая В.И. Уголовный процесс. Учебное пособие — СИУ РАНХиГС, 2016 (формат html) - http://siu.ranepa.ru/UMM_1/1356/index.htm (дата обращения 27.06.2018) 18) Черткова Т.А. Уголовное право. Общая часть (авторская редакция). Курс лекций — СИУ РАНХиГС, 2017 (формат pdf) - http://siu.ranepa.ru/UMM_1/5989/Черткова_КЛ_Угол%20право_Общая%20часть_28_09_17.pdf (дата обращения 27.06.2018).
Отрывок из работы

Глава 1. Цели и задачи и правовая основа оперативно-розыскной деятельности 1.1. Цели оперативно-розыскной деятельности Целью ОРД является защита от преступных посягательств жизни, здоровья, права и свободы человека и гражданина, собственности, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств. Законодатель особо выделил интересы человека и гражданина (жизнь, здоровье, права и свободы), поставив их на первое место в перечне объектов защиты. ОРД призвана обеспечить охрану этих ценностей в необходимых и допустимых законом случаях. Например, с помощью сил, средств и методов ОРД государство осуществляет охрану собственности. Главная и основополагающая цель ОРД - обеспечение общественной безопасности общества и государства в целом. Под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Основные объекты безопасности - это общество и государство в целом. Государствоесть главный институт политической системы классового общества, осуществляющий управление этим обществом. Безопасность – это совокупность общественных отношений, которая выражается в защищенности жизненно важных интересов (прежде всего – конституционного строя) основного института политической системы современного общества от внешних и внутренних угроз и позволяет функционировать и развиваться. Под обеспечением безопасности (общества и государства) следует понимать, организацию и реализацию системы мер (различного характера) с целью нейтрализации или локализации потенциальных или реальных угроз нормальному функционированию и развитию общества и государства. Итак, сформулируем цели ОРД, в соответствии с Законом об ОРД (ст. 1): а) защита человека (гражданина) от преступных посягательств (его жизнь и здоровье, права и свободы); б)защита собственности от преступных посягательств; в) обеспечение безопасности общества и государства. 1.2. Задачи оперативно-розыскной деятельности Для достижения указанных целей необходимо решить определенный перечень задач. Для удобства восприятия, возникает необходимость в их классификации. Основными задачами ОРД являются: 1. Выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших. 2. Осуществление розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших. 3. Добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России. Выявление и раскрытие применительно к ОРД предопределяют, что оперативно-розыскным путем необходимо установить, обнаружить, сделать явными не только само событие преступления, но и лиц, его совершивших. Все это позволяет своевременно: - выявлять латентные преступления, которые в ряде случаев могли остаться не известными для органов внутренних дел, а также условия и причины, способствующие совершению преступлений, и принимать меры по их устранению; - устанавливать лиц, представляющих оперативный интерес, и принимать к ним соответствующие меры. Задача предупреждения преступлений заключается: - в выявлении преступных замыслов; - принятии оперативно-розыскных мер, направленных на недопущение совершения противоправных деяний; - устранении причин и условий, способствующих их совершению; Способы пресечения преступлений: возбуждение уголовного дела; задержание с поличным; применение уголовно-процессуальных мер пресечения и т.д. Организационные основы раскрытия преступлений представляют собой комплекс мероприятий по созданию условий, необходимых для эффективного осуществления оперативно-розыскных мер. В число этих мер входят: - обеспечение оперативно-тактической готовности ОВД к реагированию на сигналы о готовящихся и совершенных преступлениях; - организация взаимодействия оперативных и следственных подразделений, участвующих в раскрытии преступлений; - осуществление постоянного оперативного контроля за лицами, состоящими на оперативных учетах. Работа по раскрытию преступлений проводится во взаимодействии служб, подразделений и учреждений системы МВД и иных правоохранительных органов. Основными формами взаимодействия являются: взаимное информирование; совместное планирование, контроль, обучение и анализ результатов работы; создание объединенных групп. Бригад, иных временных подразделений; организация единых пунктов управления, связи и информации. Раскрытие преступлений осуществляется в процессе: проверки поступивших заявлений и сообщений о преступлении; неотложных следственных действиях и оперативно-розыскных мероприятиях, проводимых по «горячим следам» и на последующем этапе расследования; работы по установлению личности в случае обнаружения неопознанных трупов и розыску лиц без вести пропавших граждан. Розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших, представляет собой систему организационных, процессуальных, оперативно-розыскных, иных специальных мероприятий, комплексное осуществление которых обеспечивает быстрое обнаружение разыскиваемых, установление негативных факторов, способствующих их длительному проживанию на нелегальном положении и укрывательству преступников. Добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности, осуществляют оперативные подразделения ФСБ исходя из специфики данного направления ОРД. 1.3. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности Правовую основу ОРД составляют международные акты и национальное законодательство (нормативные правовые акты РФ). В зависимости от положения в юридической иерархии указанные акты можно подразделить на группы: международные акты и национальное законодательство (законы, акты Президента, Правительства, ведомственные акты). К международным актам относятся: 1) акты общего характера, ратифицированные, утвержденные, принятые РФ или к которым РФ присоединилась: Всеобщая декларация прав человека 1948 г; Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.; 2) двусторонние и многосторонние акты с участием РФ: а) на уровне правительств соответствующих государств; б) на уровне компетентных органов соответствующих государств; 3) акты рекомендательного характера (Модельный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» 1997 г. (принят на заседании Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ)). Национальное законодательство составляют: а) Конституция РФ (неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, защита своей чести и доброго имени, право тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений и т. д.); б) Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» - правовой акт, регулирующий основы ОРД. В Законе дается понятие ОРД, им определены ее задачи и принципы, установлены основы проведения ОРМ (их перечень, основания, условия, информационное обеспечение проведения), документирование результатов ОРД и их использование, основания и порядок судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении ОРМ. В Законе раскрывается перечень органов, осуществляющих ОРД, их права и обязанности, защита сведений о них, социальная и правовая защита должностных лиц органов, осуществляющих ОРД. Закон предусматривает правовую и социальную защиту гражданам, содействующим органам, осуществляющим ОРД, а также содержит положения о контроле и надзоре за оперативно-розыскной деятельностью; в) иные федеральные законы, а также Кодексы: УК; УПК; Законы РФ «О безопасности», «О государственной тайне», «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», «О прокуратуре Российской Федерации»; * Федеральные законы, устанавливающие основы деятельности органов, осуществляющих ОРД («О милиции», «О Федеральной службе безопасности», «О государственной охране», «О внешней разведке», «О Государственной границе Российской Федерации», «О наркотических средствах и психотропных веществах», «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и др.); Подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие орд: 1. Нормативные правовые акты Президента РФ: «Об упорядочении организации и проведения ОРМ с использованием технических средств» (Указ Президента РФ от 1995 г.); Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне (утв. Указом Президента РФ от 1995 г.). 2. Нормативные правовые акты Правительства РФ: Положение о Национальном центральном бюро Интерпола (утв. постановлением Правительства РФ от 1996 г.); Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне (утв. постановлением Правительства РФ от 28 октября 1995 г. № 1050); Перечень видов специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления ОРД (утв. постановлением Правительства РФ от 1 июля 1996 г. № 770); 3. Межведомственные и ведомственные нормативные правовые акты органов, осуществляющих ОРД, Генеральной прокуратуры РФ и других органов («открытые»): 1) «О порядке предоставления органами внутренних дел материалов для осуществления прокурорского надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (Указание Генпрокуратуры России и МВД России 1996 г.); 2) Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд, утвержденная приказом МВД России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России, Минобороны России (2007 г.); 3) «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (приказ Генпрокуратуры России 2000 г.); 4) «О технических требованиях к системе технических средств для обеспечения функций оперативно-розыскных мероприятий и на сетях электросвязи Российской Федерации» (приказ Госкомсвязи России 1999 г.); 5) Положение о порядке финансирования за счет средств федерального бюджета ОРМ, утвержденное приказом Минфина России 2001 г. Большинство актов последней группы носит закрытый характер, и касаются организации и тактики проведения ОРМ, использования сил и средств и др. Глава 2. Принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности в России. 2.1 Конституционные принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности в России Принцип законности относится к числу ключевых государственно-правовых принципов деятельности всех без исключения органов государства, и в первую очередь правоохранительных органов. В ОРД принцип законности заключается в точном и безусловном соблюдении всеми органами и должностными лицами, ее осуществляющими, Конституции РФ, УК, УПК, УИК, ТК, ФЗ об ОРД, иных законов и нормативных правовых актов, имеющих отношение к обеспечению безопасности личности, общества и государства, охране правопорядка и борьбе с преступностью, ведомственных нормативных правовых актов субъектов ОРД, регламентирующих вопросы организации и тактики проведения ОРМ. Законность предполагает существование системы государственных гарантий, исключающих возможность злоупотреблений при осуществлении ОРД. Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина является важнейшим конституционным принципом, который закреплен в ряде статей Конституции РФ. В ФЗ об ОРД законодатель также признает приоритет личности в системе ценностей, при этом проводит некоторую дифференциацию прав правопослушного гражданина и правонарушителя. Приоритетная цель деятельности – защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина. В этом заключается первоочередной смысл деятельности. Вместе с тем признаются и права объектов ОРД, лиц, преступивших закон. Если применительно к первым назначение ОРД в целом состоит в том, чтобы обеспечить соблюдение либо защитить их право, то по отношению к последним закон, основываясь на Конституции РФ, определяет гарантии, способы обеспечения и защиты их прав как объектов ОРМ. Указанный принцип в равной мере распространяется и на лиц, оказывающих содействие органам – субъектам ОРД. В частности, ФЗ об ОРД декларирует их государственную защиту, закрепляет меры их социальной и правовой защиты, обеспечение безопасности и неприкосновенности конфидентов, определяет конфиденциальность отношений. Конституция РФ закрепляет права всех граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23), неприкосновенность жилища (ст. 25). Тем не менее ограничение этих прав допустимо с позиции ФЗ об ОРД и не противоречит комментируемому принципу. Это связано прежде всего с тем, что Конституцией РФ допускается ограничение прав и свобод человека и гражданина в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55) и в соответствии с ФЗ, т.е. тех благ, на защиту которых направлена ОРД, а также в случаях, на основании и в порядке, определенных ФЗ об ОРД. К тому же ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также на неприкосновенность жилища допускается на основании судебного решения (ст. 23, 25 Конституции РФ), что предусмотрено и ФЗ об ОРД (ст. 8). 2.2 Принцип конспирации и принцип сочетания гласных и негласных методов и средств осуществления оперативно-розыскной деятельности в России В качестве важнейшего отраслевого принципа ОРД законодателем определен принцип конспирации, который отражает специфический разведывательный характер данной деятельности. Принципы конспирации и сочетания гласных и негласных методов и средств не применяются в других отраслях права и отличают ОРД от других государственно-правовых средств борьбы с преступностью, поэтому их традиционно относят к отраслевым (специальным) принципам. Конспирация (скрытность, маскировка) - один из факторов ОРД, позволяющих добиться успеха. Она позволяет сохранить силы, средства и методы, организационные и тактические аспекты осуществления ОРМ по разоблачению преступников в тайне от них и окружающих. Тайным способам совершения преступлений государство противопоставляет тайные способы их раскрытия. Это может достигаться путем применения камуфлирующих средств (предметов одежды, транспортных средств и др.), некоторых приемов поведения (вести себя сообразно обстановке, не привлекая внимания окружающих, быть «как все»), использованием специальных помещений, легендированных предприятий, документов прикрытия, укрытий, тайников, паролей, правил делопроизводства и др. В ходе ОРД закон позволяет в случае необходимости уполномоченным органам, осуществляющим ОРД, право использовать документы, зашифровывающие личность должностных лиц, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе (ст. 15 ФЗ).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 24 страницы
290 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 30 страниц
200 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 31 страница
350 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg