Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ИСТОРИЯ

Генуэзская конференция (1922) и её значение.

irina_k20 1475 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 59 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.06.2020
Актуальность исследования Генуэзская конференция является ярким событием в отношениях между Советской России с Западом. Отношения между Россией и Западом на протяжение долгого времени были противоречивы. Острое противостояние между Россией и её союзниками началось после Октябрьской революции 1917 года. Одной из главных причин такого обострения стало заявление новой власти в России об отказе от погашения долгов царской власти и временного правительства странам Запада. Ответ кредиторов последовал незамедлительно. Уже в декабре 1917 года Запад объявил о торговой и морской блокаде Советской России. Закончились Первая мировая война, Гражданская война в России, иностранная вооруженная интервенция против советского государства, а накал экономического противостояния не снижался. Россия оставалась в экономической блокаде, которая дополнялась политической блокадой (отказ от признания нового государства и установления с ним дипломатических отношений). Генуэзская конференция (1922 года) в Генуе стала первой попыткой восстановить торгово-экономические и политические отношения между Западом и Россией. Первая многосторонняя конференция в которой приняла участия Советская Россия. Для России это был серьезный прорыв блокады, которая длилась более 4 лет. Генуэзская конференция имела важное значение в истории международных отношений. Её можно сопоставить с Парижской мирной конференцией (1919 года, Брюссельской конференцией по финансовым вопросам и внешней торговле (1920 г.). Женевской конференции по проблемам протекционизма и таможенного разоружения (1927 и 1930 гг.). Лондонской конференцией по вопросам стабилизации национальных валют и устранению ограничений в торгово-политической области (1933 г.). Генуэзская конференция во многом способствовала решению экономических и политических проблем в Европе. Она продемонстрировала возможность мирного решения многих социально-экономических проблем , возникших между Советской Россией и Западом. Особую актуальность данное исследование приобретает в свете последних событий, когда отношения между нашей страной и Западом перешли в фазу обострения. Степень изученности проблемы Генуэзская конференция, её значение в системе международных отношений всегда вызывали значительный интерес со стороны отечественных и западных исследователей. В работах Н.Л. Рубинштейна, Н.Н. Любимова, описывается ход и значение Генуэзской конференции. Место Генуэзской конференции в системе международных отношений в фокусе внимания И.И. Минц, А.В. Сидорова, М.Е. Клеменовой, В.А. Шишкина. В западной историографии анализируется не только не только и причины и значение Генуэзской конференции, но и показана роль отдельных политических лидеров и участников, так Т.Э. О’.Коннор демонстрирует личный вклад лидера Советской дипломатии Г. Чичерина в процесс заключения мирного соглашения с Германией. Проанализировав исследовательскую литературу, связанную с значением Генуэзской конференции и её месте в системе международных отношений , мы приходим к выводу, что данная тема не является исчерпанной. Таким образом, объектом исследования являются международные отношения , сложившиеся в Европе после первой мировой войны , а предметом значение Генуэзской конференции в системе международных отношений. Цель и задачи исследования заключается в изучение значения Генуэзской конференции в системе международных отношений. В соответствии с этим определенны следующие задачи работы: изучить причины созыва Генуэзской конференции; ход и этапы Генуэзской конференции; изучить роль принятых решений на Генуэзской конференции; рассмотреть историческое значение Генуэзской конференции; изучить роль конференции в становление дипломатических отношений между Советской России и Запада. Источниками исследования для написания работы по теме « Генуэзская конференция и её значение (1922)», послужили теоретические труды крупнейших представителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях. Важным источником исследования являлись опубликованные материалы Генуэзской конференции. Большое значение в работе уделяется и воспоминаниям непосредственных участников конференции. Немаловажную помощь в работе оказала глобальная сеть интернет. Методологическая, основа диссертации определяются целью и задачами исследования, спецификой изучения обозначенной проблемы. В контексте работы использовались исторический, структурный, генетический, сравнительно-исторический, структурно-функциональный методы. Научная новизна работы выпускной квалификационной работы заключается в том, что на широком круге источников проанализированы причины созыва Генуэзской конференции, её значение в системе международных отношений. Показана роль отдельных политических лидеров и дипломатов в работе Генуэзской конференции. Структура работы Структура выпускной квалификационная работы. ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения. Общий объём работы составляет 140 стр. Практическая значимость Результаты исследования обладают, как научной так и практической значимостью. Оно позволяет глубже понять международную ситуацию начала 20-х годов ХХ столетия. Выявить причины обострения дипломатического конфликта в российско-западных отношениях в данный период времени. Исторический опыт проведения Генуэзской конференции может быть полезен при решении текущих проблем, возникших между Россией и Западом. Также результаты работы могут быть использованы быть при чтении ряда курсов и спецкурсов. Апробация результатов исследования , Основные результаты ВКР доложены на общеуниверситетской конференции «Религия, политика, культура в современном мире», проводимой ТвГУ и Кантовским обществом (г.Тверь). апрель 2018.
Введение

Генуэзская конференция 1922 - международная конференция по экономическим и финансовым вопросам. Проходила в Генуе (Италия) с 10 апреля по 19 мая при участии представителей 29 государств — Австрии, Албании, Бельгии, Болгарии, Великобритании, Венгрии, Германии, Греции, Дании, Исландии, Испании, Италии, Латвии, Литвы, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Польши, Португалии, РСФСР, Румынии, Королевства сербов, хорватов и словенцев, Финляндии, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Швеции, Эстонии, Японии, а также 5 британских доминионов — Австралии, Индии, Канады, Новой Зеландии и Южно-Африканский Союза. Работой делегации РСФСР руководил В. И. Ленин, назначенный её председателем. Заместителем председателя делегации был Г. В. Чичерин, который в Генуе, куда Ленин не выезжал, пользовался всеми правами председателя. Делегация РСФСР (в её состав входили также Л. Б. Красин, М. М. Литвинов, В. В. Воровский, Я. Э. Рудзутак, А. А. Иоффе, Х. Г. Раковский, Н. И. Нариманов, Б. Мдивани, А. Бекзадян, А. Г. Шляпников) представляла на Генуэзской конференции интересы не только РСФСР, но и всех др. советских республик (Азербайджанской, Армянской, Белорусской, Бухарской, Грузинской, Украинской, Хорезмской), а также интересы Дальневосточной Республики. США, отказавшиеся участвовать в работе Генуэзской конференции (нота государственного секретаря Ч. Юза от 8 марта 1922), были представлены на ней наблюдателем — американским послом в Италии Р. Чайлдом. Среди представителей капиталистических государств на Генуэзской конференции наиболее активную роль играли Д. Ллойд Джордж, Дж. Н. Керзон (Великобритания): К. Вирт, В. Ратенау (Германия); Л. Факта (Италия); Ж. Барту, К. Баррер (Франция). Решение о созыве Генуэзской конференции было принято по инициативе Великобритании на совещании Верховного совета Антанты в Канне (Франция) 6 января 1922 . Официальной целью Г. к. было изыскание мер «к экономическому восстановлению Центральной и Восточной Европы». Но главным вопросом, стоявшим на конференции, был, по существу, вопрос об отношениях между Советским государством и капиталистическим миром после провала попыток свержения Советской власти путём военной интервенции. Капиталистические страны, в первую очередь Великобритания, в поисках преодоления послевоенных экономических трудностей пытались вернуть на мировой рынок Советскую Россию (чтобы, пользуясь её временной экономической слабостью, широко эксплуатировать её ресурсы), а также Германию и бывших союзников Германии, потерпевших поражение в 1-й мировой войне 1914—18. Советское правительство, заинтересованное в нормализации экономических и политических отношений с капиталистическими государствами, согласилось принять участие в работе Генуэзской конференции (8 января 1922). На конференции, однако, ведущую роль играли те представители капиталистических стран, которые вместо делового обсуждения реальных путей установления экономических связей с Советским государством пытались с помощью дипломатического нажима добиться от Советского правительства экономических и политических уступок, ведущих к реставрации капитализма в России; они рассчитывали заставить Советское государство признать все долги царского и Временного правительств, вернуть иностранным капиталистам национализированные Советской властью предприятия или возместить стоимость этих предприятий, ликвидировать монополию внешней торговли и т.д. Советская делегация по указанию В. И. Ленина отвергла эти требования и, в свою очередь, выдвинула контрпретензия о возмещении Советскому государству убытков, причинённых иностранной интервенцией и блокадой (если довоенные и военные долги России были равны 18,5 млрд. золотых руб., то убытки Советского государства в результате иностранной интервенции и блокады составляли 39 млрд. золотых руб.). Вместе с тем, желая найти почву для соглашения и восстановления экономических связей с капиталистическими государствами, советская делегация на Генуэзской конференции 20 апреля 1922 заявила, что Советское правительство готово признать довоенные долги и преимущественное право за бывшими собственниками получать в концессию или аренду ранее принадлежавшее им имущество, при условии признания Советского государства де-юре, оказания ему финансовой помощи и аннулирования военных долгов и процентов по ним. Огромное значение имело внесённое советской делегацией на первом же пленарном заседании Генуэзской конференции (10 апреля 1922) предложение о всеобщем разоружении. Однако как вопрос о разоружении, так и вопросы урегулирования взаимных финансово-экономических претензий по вине капиталистических государств не были разрешены на Генуэзской конференции. Обсуждение финансово-экономических вопросов было продолжено на Гаагской конференции 1922.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Международно-политическая ситуация в Европе 20 годов 20 столетия. 9 1.1 Причины созыва Генуэзской конференции 13 1.2 Ход Генуэзской конференции 19 1.3 Г. Чичерин - лидер Советской дипломатии. 29 Глава 2. Советско-германские отношения 36 2.1 Договор в Рапалло 39 2.2 Значение договора в Рапалло 52 Заключение 57 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 58
Список литературы

Отрывок из работы

Глава 1. Международно-политическая ситуация в Европе 20 годов 20 столетия. В годы Гражданской войны и иностранной интервенции советское правительство неоднократно предлагало соседним и другим странам Европы заключить мир, выступало за развитие торговых отношений с ними. Англия, Франция и США в 1919-1920 гг. организовали и провели три военных похода на советскую Россию, в которых активное участие приняли белогвардейские армии. Походы эти в исторической литературе известны как «три похода Антанты». В первом походе весной и летом 1919 г. в качестве главной ударной силы Запад организовал наступление армии адмирала Колчака на Восточном фронте. Но она была разбита Красной армией. Во втором походе (июль 1919 — февраль 1920) надежды Запада возлагались на генерала Деникина и его Добровольческую армию. Однако и на этот раз руководители Антанты просчитались. Деникинцы также подверглись разгрому. В третьем походе Антанты {апрель—ноябрь 1920) приняла участие Польша и армия генерала Врангеля. Вопреки противодействию английских и французских правящих кругов в 1920 г. были заключены мирные договоры с Эстонией, Латвией, Литвой и Финляндией. В январе 1920 г. экономическая блокада России была отменена по решению Верховного совета Антанты. Однако борьба против советского государства продолжалась. Советско-польская война. Несмотря на все усилия к заключению мирного договора с Польшей, отношения между двумя странами обострялись. На войну с Россией Польшу подталкивали правящие круги западных стран, да и само польское руководство хотело этого. 10 апреля 1920 г. правительство Польши согласилось на переговоры с представителями советской России, и они начались в городе Борисове. Однако непримиримая и ультимативная позиция Варшавы сорвала их. Польские войска были подтянуты к границе и 25 апреля начали наступление на белорусском направлении. На следующий день польский премьер-министр Ю. Пилсудский откровенно заявил о желании оккупировать Украину. В эти же дни из Крыма с остатками белых войск начал наступление генерал Врангель. Создалось трудное для Красной армии положение. Отбив нападение польской армии, советские войска перешли в контрнаступление и стали продвигаться к Варшаве. Польша, получая помощь и поддержку от Англии и Франции, отказывалась от мирных переговоров. Еще в декабре 1919 г. было опубликовано предложение министра иностранных дел Великобритании Дж. Керзона о линии границы между Польшей и советской Россией. В июле 1920 г. Лондон в ультимативном тоне потребовал остановить наступление Красной армии и согласиться на установление границы по этой линии. Советское правительство заявило о готовности немедленно заключить перемирие и начать переговоры о мире. Но польская сторона затягивала открытие переговоров. Польша продолжала войну и предприняла новые наступления даже тогда, когда Совнарком РСФСР заявил о согласии подписать мир о границе по «линии Керзона». В августе 1920 г. войска Пилсудского перешли в наступление и вынудили войска Красной армии отступить. Несмотря на сопротивление польских властей, правительство РСФСР продолжало добиваться мирного разрешения советско-польского конфликта. Его усилия не пропали даром. 12 октября 1920 г. между Польшей и советской Россией было подписано перемирие, 18 марта 1921 г. заключен мир. В целях быстрейшего окончания военных действий Россия согласилась установить общую границу восточнее той линии, которую предлагал Керзон. Западная Украина и Западная Белоруссия отошли к Польше. Это произошло в силу целого ряда причин, из которых прежде всего следует отметить большую помощь, как военную, так и материальную, оказанную западными державами Пилсудскому; безудержную пропаганду стран Антанты о «большевистской угрозе» Польше. Завершающий этап Гражданской войны. В конце 1920 г. Красная армия добилась крупного успеха в Крыму. В ноябре в результате Пере-копско-Чонгарской операции была разгромлена армия Врангеля и освобожден Крым. Тем временем на западе советской России были закончены все бои и установлены границы. В 1921-1922 гг. были подавлены последние очаги белогвардейского сопротивления в Закавказье, Средней Азии и на Дальнем Востоке. Народно-революционная армия Дальневосточной Республики одержала ряд побед над белогвардейскими войсками и в октябре 1922 г. вошла во Владивосток. В ноябре было объявлено о воссоединении ДВР с советской Россией. Еще до окончания Гражданской войны В. И. Ленин заявил в ноябре 1920 г. о том, что «мы вступили в новый период, в котором завоевали право на международное существование в окружении капиталистических стран».Каннская конференция. После окончания Гражданской войны и провала иностранной интервенции в России международная обстановка стала несколько нормализоваться. В 1921 г. был заключен торговый договор между советской Россией и Великобританией. На Западе стали думать о том, как налаживать отношения, и прежде всего торговые, с советской Россией. На состоявшейся в январе 1922 г. конференции стран Антанты в Каннах было принято решение о созыве весной 1922 г. в Генуе экономической конференции европейских государств. В итоговой резолюции, принятой в Каннах, необходимо отметить два момента. Во-первых, указание на то, что нации не могут присваивать себе право диктовать другим выбор формы собственности. Во-вторых, требование возврата иностранной собственности и признания долгов всех прежних правительств. План, принятый в Каннах, предусматривал проведение международного форума, который должен был по замыслу его организаторов укрепить политическое и экономическое положение в Европе. В эти целях было решено пригласить на конференцию представителей советской России и побежденной Германии, Австрии, Болгарии и Венгрии. Итальянское правительство направило на имя председателя Совета народных комиссаров В. И. Ленина официальное предложение. Генуэзская конференция. Повестка дня конференции в Генуе была утверждена Верховным советом Антанты. Один из ее пунктов был посвящен установлению европейского мира и решению финансовых и экономических вопросов с целью облегчить Германии выплату репараций. Франция пыталась не допустить проведения конференции или хотя бы добиться ее отсрочки. Однако Лондон настоял на созыве конференции в апреле 1922 г. Советское правительство вело активную подготовку к ней. 22 февраля между РСФСР, Азербайджанской, Армянской, Грузинской, Украинской, Белорусской, Бухарской, Хорезмской и Дальневосточной советскими республиками было подписано соглашение о том, что все республики предоставляют правительству советской России право подписать от их имени документы, которые могут быть приняты на конференции в Генуе. Чрезвычайная сессия ВЦИК утвердила руководителем делегации В. И. Ленина, а его заместителем — народного комиссара по иностранным делам Г. В. Чичерина. Но, учитывая состояние здоровья Ленина и отказ итальянской стороны гарантировать его безопасность, позднее было решено, что возглавлять делегацию будет Чичерин. По дороге в Геную советская делегация провела совещание в Риге с Прибалтийскими государствами, затем остановилась в Берлине, где состоялись переговоры с представителями германского правительства об урегулировании взаимных претензий, возникших в период Первой мировой войны и после ее окончания. Конференция открылась 10 апреля 1922 г. во дворце Сан-Джорджо. В ней приняли участие 29 стран (а если считать и британские доминионы, то 34 страны). Выступая на ее заседаниях, Г. В. Чичерин выдвинул от имени советских республик программу установления прочного мира, всеобщего сокращения вооружений и запрещения применения всех военных средств, которые являются угрозой мирному населению, и заявил об их готовности установить экономические отношения со всеми странами. 1.1 Причины созыва Генуэзской конференции Генуэзская конференция была формально созвана для решения вопросов хозяйственного возрождения всей Европы. Она является звеном в цепи попыток торговой и промышленной мировой буржуазии задержать стремительный хозяйственный развал, ликвидировать наследство Версаля, как орудия победы военщины, не считающейся с требованиями хозяйственной жизни. Первым шагом на этом пути была Вашингтонская конференция, целью которой являлось создание компромисса на Дальнем Востоке, компромисса за счет японского империализма в пользу промышленной и торговой буржуазии Америки и Англии. В Вашингтоне компромисс не состоялся, но империалистические соперники дали друг другу передышку. Вторым этапом должна была быть Генуя. Но еще перед началом Генуэзской конференции общая цель была убита противоречиями, господствующими в лагере империалистов. Отсутствие Америки в Генуе означало, что если английский промышленный и торговый капитал, интересы которого отражает политика Ллойд-Джорджа, был намерен выдвинуть вопрос о пересмотре Версальского договора, если для облегчения уступок со стороны Франции, он хотел апеллировать к карману Америки, то Америка наотрез отказалась от этого. Она не хотела явиться в Геную, дабы не быть принужденной отказать в уничтожении долгов союзников по отношению к ней. С момента, когда выяснилось, что Америка не принимает участия в Генуэзской конференции, Франция накладывает свое вето на всякое рассмотрение вопроса о германских репарациях - центрального вопроса европейской капиталистической политики. Ибо всякое решение этого вопроса, при отсутствии американских уступок, означало, что цену возрождения германской буржуазии придется уплатить французской. Без финансовой помощи Америки и без права тронуть Версальский договор, Генуэзская конференция могла заняться на деле только русским вопросом. Все прочее, это - были бы разговоры о "коммерческой морали", чтобы употребить слова итальянского премьер-министра господина Факта. Не попытавшись согласовать своих интересов, не уничтожив громаднейшие противоречия в лагере капиталистического мира, европейский капитал взялся за попытку уничтожения противоречий между капиталистической Европой и Советской Россией. Конференция была посвящена экономическому возрождению Европы. Она взялась за кусок этого вопроса, за вопрос хозяйственного сближения Советской России, за вопрос о хозяйственном возрождении громадной страны, которая перед войной поглощала с каждым годом все больше товаров и которая являлась все растущим источником сырья. Союзники явились на конференцию с так называемым предварительным отчетом экспертов, которые собрались в конце марта в Лондоне для разработки предложений, долженствующих способствовать компромиссу между Советской Россией и капиталистическими державами. Правительства союзников заявили, при дальнейших переговорах с представителями Советской России в вилле "Альберти", что эти предложения экспертов не являются обязательными для союзных правительств, что они являются именно только предложениями экспертов, которые должны служить отправным пунктом для дискуссий. Но на деле, как показали переговоры в Генуе и Гааге, предложения экспертов являются фактической программой-максимум союзников. И поэтому очень интересно остановиться на этих предложениях, ибо они бросают наиболее яркий свет на то, как союзники представляли себе возрождение русского хозяйства. Статья 1 главы 1 доклада экспертов устанавливает: "Российское Советское правительство должно будет принять на себя финансовые обязательства своих предшественников, т.-е. Российского императорского правительства и временного русского правительства, в отношении иностранных держав и их подданных". Статья 2-я определяет: "Российское Советское правительство должно будет признать финансовые обязательства всех бывших поныне в России властей, как областных, так и местных, а также обязательства предприятий общественной пользы в России, как в отношении других держав, так и подданных, и гарантировать их выполнение". Статья 3-я определяет: "Советское правительство должно будет обязаться принять на себя ответственность за все убытки материальные и непосредственные, независимо от того, проистекли они в связи с договором или нет, если эти убытки произошли от действий или упущений Советского или предшествовавших ему правительств, либо властей областных и местных или же агентов этих правительств или властей". Таким образом экономическое возрождение России должно было начаться с признания долгов, возмещений за все причиненные иностранному капиталу революцией убытки. Что здесь дело не шло о признании только моральном, это следовало из дальнейших пунктов доклада экспертов, который, затребовав назначения комиссии русского долга, установил обязательство России начать платежи с 1927 года. Мало того, во втором приложении к этим требованиям предвиделось: "Определять, в случае надобности, те доходные статьи России, которые должны быть специально предназначены для обеспечения уплаты долга, как, напр., отчисления из некоторых налогов или сборов и обложений, падающих на предприятия в России. При случае иметь надзор, если комиссия признает это необходимым, за взиманием всех этих сумм или части их и принимать их в свое заведование". Установление надзора над русскими финансами не было последним из притязаний союзников. Россия не только должна была обязаться уплачивать старые долги, она должна была восстановить иностранных капиталистов в их старой собственности. 7-й параграф второго приложения устанавливает: "Предъявители претензий получат право требовать возвращения имущества, прав и интересов. Если имущество, права и интересы еще существуют и их принадлежность может быть установлена, они будут возвращены. Сумма вознаграждения за пользование ими и ущерб, нанесенный за время изъятия их из владения собственника, поскольку не имеется соглашения между Советским правительством и заинтересованным лицом, будут определяться смешанными третейскими судами. Ежели имущество, права и интересы более не существуют или принадлежность их данному лицу не может быть доказана, или когда предъявитель требований не желает возвращения, его требование может быть удовлетворено путем соглашения между ним и Советским правительством, либо путем назначения ему равноценных имуществ, прав и интересов с прибавлением вознаграждения по обоюдному соглашению, либо, когда таковое не состоялось, по решению смешанных третейских судов или путем иных мер, принятых по соглашению". Восстанавливая иностранных капиталистов в их имуществе, накладывая на Советскую Россию обязательство уплаты всех долгов, союзникам оставалось еще только озаботиться о режиме капитуляции. В приложении 3-м экспертов союзники предписывают Советскому правительству исполнение следующих "принципов правосудия": "1) независимость судебной власти от власти исполнительной; 2) гласный суд, отправляемый профессиональными судьями, независимыми и несменяемыми; 3) применение законов, предварительно опубликованных, равных для всех и не имеющих обратной силы. Эти законы должны обеспечивать иностранцам необходимые гарантии против произвольных арестов и нарушений, неприкосновенность жилища; 4) свободный доступ в суды иностранцам, которые не должны, как таковые, подвергаться никаким ограничениям; иностранцам предоставляется право быть представленными на суде адвокатами по собственному выбору; 5) судебная процедура, подлежащая применению в судах, должна облегчать правильное и быстрое отправление правосудия, должно быть обеспечено право на апелляцию и пересмотр дела; 6) договаривающиеся стороны будут иметь право предусматривать в договорах применение иностранного закона и суд обязан в таком случае применять этот закон". Все эти предложения экспертов означают или требования установления в России общих законов, соответствующих интересам иностранного капитала, или же открыто требуют применения иностранных законов в России. Меморандум экспертов заслуживает глубочайшего внимания, ибо он является той программой, которую союзники хотят в России на деле осуществить и которую они осуществили бы в случае победы белых в России. Перед тем, как перейти к борьбе, которую советская делегация повела против этих предложений, стоит в нескольких словах остановиться на ближайших экономических последствиях требований союзников, как они установлены ответным меморандумом Сов. делегации, ибо эти простейшие факты, установленные Сов. делегацией, показывают, как требования союзников противоречат не только интересам русского рабочего класса и крестьянства, но как они являются требованиями, противоречащими простейшим фактам, требованиям, которых абсолютно нельзя осуществить без полного закабаления России: "В меморандуме не упоминается возможная цифра долгов России, вытекающая из всех обязательств по старым долгам и частным претензиям. Но, согласно подсчетам, делавшимся в иностранной экономической печати, сумма долгов по всем перечисленным в меморандуме категориям должна равняться, приблизительно, 18 1/2 миллиардов зол. рублей. За вычетом военных долгов получается сумма довоенных долгов и частных претензий, с процентами по 1-е декабря 1921 года, в цифре около 11 миллиардов, а с процентами по 1-е ноября 1927 года около 13 миллиардов. Если допустить на минуту, что Советское правительство согласилось бы платить по этим долгам полностью, и в положенный срок, то первый взнос с процентами и с погашением 1/25 долга потребовал бы суммы около 1,2 миллиарда. Царское правительство с огромным напряжением платежных сил населения в состоянии было на основе довоенной продукции в хозяйстве и довоенных размеров внешней торговли, имевшей превышение вывоза над ввозом, в последние 5 лет перед войной в среднем 366 миллионов в год, выплачивать процентов и погашения около 400 миллионов рублей в год. Чтобы иметь возможность выплачивать указанную сумму в 1,2 миллиарда в год, Россия должна не только достигнуть довоенной продукции к 1927 году, но и превысить таковую в 3 раза. Так как ежегодный чистый национальный доход России равнялся перед войной 101 руб. на душу населения, а в настоящее время составляет около 30 рублей на душу, т.-е. уменьшился более, чем в 3 раза, то меморандум экспертов молчаливо, по видимому, предполагает, что за 5 лет наш национальный доход должен возрасти в 9 раз. Насколько не осуществимо это предположение, видно из того, что национальный доход Англии, Франции, Германии и России на душу населения с 1894 по 1913 год возрос в среднем на 60%, или увеличивался на 3% ежегодно. Российская делегация вполне согласна с тем, что при советском режиме производительные силы России будут развиваться гораздо быстрее, чем они развивались в капиталистических странах Европы и - при царском режиме - в России до войны, и готова допустить, что этот доход будет увеличиваться в два раза быстрее. Но делегация, как это ни лестно было бы для Советской власти, считает все же неосновательным предположение, что рост ежегодного дохода на рост населения с 1922 года по 1927 год будет итти ровно в 60 раз быстрее в сравнении с довоенным ростом. Производство в России глубоко расстроено. Чистый годовой национальный доход страны упал с 12 миллиардов - до войны до 4 миллиардов - по самым оптимистическим подсчетам. Если национальный доход наш будет расти в два раза быстрее, чем до войны, и удвоится в 16 л., то стране нужно будет 25 лет, чтобы вернуться к уровню довоенной продукции. А так как в первую очередь и с максимальной аккуратностью страна должна будет платить и проценты и погашения по новым займам, которые помогут ей хозяйственно подняться, и эти платежи должны начаться гораздо раньше указанного выше срока, то для уплаты по другим обязательствам в России на сколько-нибудь предвидимый исторический срок, вообще, нет и не будет никаких ресурсов. Этот вывод могла бы подтвердить любая беспристрастная и научно добросовестная комиссия экспертов экономистов, которая имела бы возможность познакомиться с состоянием нашего народного хозяйства. "Насколько чудовищно велики предъявляемые нам к уплате требования, видно из следующих данных: царское правительство платило ежегодно перед войной по своим долгам сумму, равную 3,3% всего государственного бюджета. Меморандум экспертов считает возможным требовать от России уплаты через 5 лет такой суммы, которая равна 20% всего возросшего на 30% национального дохода и около 80% всего теперешнего государственного бюджета России, при чем уплата должна производиться странам, ежегодный национальный доход которых на душу населения в 7-8 раз больше национального дохода России". Само собой понятно, что эксперты союзников совершенно легко могли бы подвести тот же самый подсчет и что они наверное знали, что экономические требования союзников не исполнимы в той форме, в которой союзники их ставят. Но они выполнили эти требования, потому что требования эти в форме меморандума союзников маскировали настоящие цели союзной политики. Если Россия не в состоянии уплатить золотом или товарами сумм, требуемых союзным капиталом, то пусть она отдаст союзникам неразработанные богатства России, пусть она компенсирует их рудниками, угольными шахтами, залежами нефти, лесом, сдачей железных дорог. Чтобы придать своему разбойничьему плану характер "восстановления русского хозяйства", или, по крайней мере, характер "справедливых" требований "возмещений", союзники выдвинули невозможные требования уплаты долга, возмещения убытков, дабы Сов. Россия, заявив, что она не в состоянии нести эти тяжести, предложила возмещение их предоставлением громаднейших концессий иностранному капиталу. Смысл предложения союзников был ясен. Восстановление европейского капитала путем переложения значительной части тяжестей войны на Россию, как на страну побежденную. 1.2 Ход Генуэзской конференции Как известно, целью Генуэзской конференции было построение новой послевоенной экономической модели Европы и мира. Если точнее, то Великобритания, Франция и Италия собирались поучить всех жизни и распределить сферы влияния. США, от участия отказались, ограничившись наблюдением. Это была первая неудача организаторов до начала работы конференции. Однако, оставалась серьезная надежда поставить в таком случае США перед свершившимся фактом, лишь бы они действительно не вмешивались в ход конференции. Самоутверждаться предполагалось за счет тогдашних мировых политических парий - Германии и РСФСР. 10 апреля 1922 года весь мир стал свидетелем красивейшей командной игры заведомых лузеров и унизительного проигрыша первой партии безусловным фаворитом. План открытия конференции: 3 часа дня - торжественное открытие. 3.05 - выборы почетного председателя конференции. Далее - выступления в порядке очередности: Речь председателя, Великобритания, Франция, Бельгия, Япония, Германия, Италия, РСФСР, взаимная дискуссия, выступление других стран по желанию, обсуждение возможного участия Турции в конференции. Германию и РСФСР сразу ставят в положение оправдывающихся, причем в отрыве друг от друга. Официальными языками конференции были французский и английский. Председателем избрали Премьера Италии Луиджи Факта. Луиджи Факта произнес короткую напыщенную речь о разрушенном мировом хозяйстве и необходимости совместного его восстановления. Для пинков, тычков и требований у него было выступление по регламенту. Вторым выступил Ллойд-Джордж. Он сказал: "Мы участвуем на этом собрании на началах абсолютного равенства. Это лишь в том случае, если все принимаем равные условия". Далее он пояснил, что под "равными условиями следует понимать условия "установленные в Каннах всеми приглашающими государствами". Он не сказал, но все и так знали, что "равные условия" включают в себя "лондонский меморандум" с денежными и территориальными претензиями Антанты к РСФСР (долги царя, ВП и проч.) и требования к Германии об ускорении выплат контрибуций, содержанию оккупационных войск и т.п.. Далее выступал "гвоздь программы" - министр иностранных дел Франции Луи Барту. Он подчеркнул, что каннские условия оплачены кровью союзников и потому (переходя на высокие ноты) "Германии не стоит ожидать, что Франция согласится обсуждать в Генуе Версальский договор!". Немного опомнившись и остыв, закончил: "здесь свободные прения открыты и доступны для всех". После чего встал с места (трибуны не было, с места выступали) и пошел давать интервью набежавшим журналистам. Следующим выступал Премьер Бельгии Жорж Тёнис. На него никто не обратил внимания: журналисты толпились вокруг Барту, члены английской и французской делегаций обменивались записками, им через плечи заглядывали итальянцы, русские и немцы в своих углах копались в своих бумажках, задние ряды шушукались. Тёнис постоял, что-то пробубнил и печально сел на место. То, что он закончил, даже не сразу заметили. Факта спохватился, поблагодарил Тёниса и предоставил слово представителю Японии виконту Исии. Виконт по бумажке прочел, что Япония "воодушевлена искренним духом согласия и миролюбия", желает международного сотрудничества со всеми нациями и "в частности со своими соседями" (это при том, что японские войска все еще во Владивостоке) Выход Германии.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, История, 75 страниц
750 руб.
Дипломная работа, История, 66 страниц
5000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg