Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Конституционная обязанность участия в финансировании государственных расходов в Республике Беларусь

irina_k20 1300 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 52 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.06.2020
КОНСТИТУЦИОННАЯ ОБЯЗАННОСТЬ УЧАСТИЯ В ФИНАНСИРОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ В РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Объём работы: 50 листов, 32 использованных источников. КОНСТИТУЦИОННАЯ ОБЯЗАННОСТЬ, НАЛОГИ, ГАРАНТИИ, НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ, СИСТЕМА ОРГАНОВ, ФИНАНСИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ, УЧАСТИЕ. Целью исследования является изучение конституционной обязанности по участию в финансировании государственных расходах, а также выявление проблем и путей их решения в законодательстве Республики Беларусь по обеспечению реализации конституционной обязанности по участию в финансировании государственных расходах. При написании работы применялись как общенаучные, так и частные методы: системный, исторический, сравнительно – правовой, логико - юридический и др. Структура настоящей работы состоит из введения, пяти глав, заключения и списка использованных источников. Во введении обосновывается актуальность темы работы, определяются цель и задачи исследования. В первой главе дипломной работы раскрывается понятие и сущность обязанности по участию в финансировании государственных расходов. Во второй главе рассматривается историческое развитие обязанности по участию в финансировании государственных расходов. В третьей главе анализируется законодательство обеспечивающее исполнение обязанности. В четвертой главе рассматривается система органов обеспечивающих реализацию исполнения обязанности по участию в финансировании государственных расходов. В пятой главе приведены проблемы и пути их решения в области исполнения обязанности по участию в финансировании государственных расходов. В заключении сформулированы основные выводы по дипломной работе.
Введение

В настоящее время не существует такого общества, в котором были были бы права и не существовали обязанности. Общество всегда наполнено определенным количеством прав и обязанностей, которые взаимосвязаны между собой, так как нельзя реализовывать только свои права при этом не выполняя обязанностей. Отсюда вытекает задача законодателя которая заключается в том, чтобы разделить "по справедливости" эти права и обязанности. Рассматривая определение конституционных обязанностей, его можно трактовать следующим образом: это обязательные к исполнению требования, установленные Конституцией и принимаемыми в соответствии с ней законами. Налоги – основной источник формирования доходной части бюджета государства и является важнейший элемент его экономической политики. Ведь не случайно налоговые доходы бюджета любой страны мира, не зависимости типа экономики, рыночная или нерыночная, составляют подавляющее большинство всех поступлений, доходной части всех поступлений в соответствующие бюджеты. Обеспечить равномерность, стабильность и всеобщность взимания налогов – это не просто прерогатива любого государства, но и объективная необходимость его существования, вопрос его выживания и проявления его состоятельности, как внутренней, так и на внешней арене. Институт обеспечения исполнения обязанности по участию в финансировании государственных налогов, путем уплаты налогов, сборов и пошлин, при условии его необходимой разработанности, как в науке так и в законодательстве, мог бы являться одним из наиболее действенных институтов в руках государства для обеспечения исполнения обязанности по участию в финансировании государственных расходов, путем поступления налоговых платежей. Так же следует подчеркнуть, что в последние годы в Республике Беларусь ведется определенная работа по совершенствованию механизма обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, что подтверждают последние изменения вносимые в Налоговый кодекс Республики Беларусь. Актуальность темы дипломной работы обуславливается следующим. В настоящее время в правовом регулировании способов исполнения обязанности по участию в финансировании государственных расходов, не проявляется необходимый баланс учета интересов государства и налогоплательщиков, при этом сами способы обеспечения зачастую рассматриваются как некие карательные меры в руках налоговых органов. В связи с этим возникает потребность в разработке основ сущности обеспечения исполнения обязанности по участию в финансировании государственных расходов, раскрытие его понятия, целей и функций, а также применения способов по работе механизмов обеспечения исполнения обязанности по участию в финансировании государственных расходов. Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся по поводу обеспечения исполнения обязанности по участию в финансировании государственных расходов, а также теоретические и практические вопросы финансово - правового регулирования института обеспечения исполнения обязанности по участию в финансировании государственных расходов, и применения способов обеспечения исполнения обязанности по участию в финансировании государственных расходов, путем уплате налогов, сборов и пошлин установленных во 2 разделе 4 главы Налогового кодекса Республики Беларусь. Предметом исследования является система правовых норм, регулирующих обеспечение исполнения обязанности по участию в финансировании государственных расходов. Целью исследования является изучение конституционной обязанности по участию в финансировании государственных расходах, а также выявление проблем и определение путей их решения в законодательстве Республики Беларусь по обеспечению реализации конституционной обязанности по участию в финансировании государственных расходах. Задачами исследования являются: - раскрыть понятие и сущность обязанности по участию в финансировании государственных расходов; - проанализировать историческое развитие обязанности по участию в финансировании государственных расходов; - проанализировать законодательство, обеспечивающее выполнение обязанности по участию в финансировании государственных расходов; - рассмотреть систему органов, обеспечивающих реализацию обязанности по участию в финансировании государственных расходов; - выявить проблемы и определить пути их решения в области исполнения обязанности по участию в финансировании государственных расходов. Методологической и теоретической основой написания дипломной работы являются учебные пособия, статьи, научные труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов, нормативно-правовые акты, периодические издания. При написании дипломной работы были использованы нормативные правовые акты Республики Беларусь, а также труды таких авторов как Василевич Г.А., Киреева Е.Ф., Савицкий А.А. и многие другие. В данной работе будут использоваться следующие методы исследования: сравнительный, анализа, синтеза, системный, диалектический логический, общенаучный, диалектический и структурный методы. Структуру работы составляет введение, три главы и заключение. Также приведен список используемой литературы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………6 ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ОБЯЗАННОСТИ ПО УЧАСТИЮ В ФИНАНСИРОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ….9 ГЛАВА 2 ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ…………………… ………………………..…..…….......14 ГЛАВА 3 ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТИ ПО УЧАСТИЮ В ФИНАНСИРОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ 19 ГЛАВА 4 СИСТЕМА ОРГАНОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ РЕАЛИЗАЦИЮ ОБЯЗАННОСТИ ПО УЧАСТИЮ В ФИНАНСИРОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ…………………………………………………………...25 ГЛАВА 5 ПРОБЛЕМЫ И ИХ РЕШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТИ ПО УЧАСТИЮ В ФИНАНСИРОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ…………………………………………………………...36 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
Список литературы

1. Адаменкова, С. И. Налогообложение : пособие / С. И. Адаменкова. – Минск : Элайда, 2009. – 254 с. 2. Алиев, Б. Х. Теоретические основы налогообложения : учеб. пособие / Б. Х. Алиев. – М. : ЮНИТИ, 2004. – 186с. 3. Барсегян, Л. М. Налоги и налогообложение / С. И. Барсегян. – 2–е изд., перераб. и доп. – Минск : ТетраСистемс, 2011. – 191 с. 4. Василевич, Г. А. Нормативные правовые акты государственных органов Республики Беларусь / Г.А. Василевич. Серия «Право», прилож. к журналу «Право и экономика». – Минск, 1999 г. – стр. 18. 5. Василевич, Г. А. Конституционное право Республики Беларусь : учебник / Г. А. Василевич. – 2-е изд., стереотип. – Минск : Книжный дом, 2009. – 320 с. 6. Василевская, Т. И. Налоги Беларуси : теория, методика и практика / Т. И. Василевская, В. А. Стасенко. – Минск : Белпринт, 1999. – 543 с. 7. Заяц, Н. Е. , Налоги и налогообложение : учебник / Н. Е. Заяц [и др.] ; под общ. ред. Н. Е. Заяц, Т. Е. Бондарь, И. Н. Алешкевич. – 5-е изд., испр. и доп. Минск : выш.шк., 2008. – 320 с. 8. Киреева, Е. Ф. Налоги и налогообложение : учеб. Пособие / Е.Ф. Киреева [и др.]. – Минск : БГЭУ, 2012.- 447 с. 9. Конституция Республики Беларусь : с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2016. – 62 с. 10. Конституции стран — членов СНГ. Сб. док. : в 2 т. / А. В. Багдасарян (отв. ред.) [и др.]. — Ереван : Мхтиар Гош, 1997. – Т. 1. – 264 с. 11. Конституции зарубежных государств / авт.-сост. : В.Г. Тихиня, В.П. Серебре¬ников. — Минск : Право и экономика, 2007. – с. 18 12. Костюк, А. Н. Эволюция теорий налогообложения и практики формирования и функционирования налоговых систем в развитых странах мира. / А. Н. Костюк. – Минск : выш.шк., 2000.- 452 с. 13. Кучер, И. И. Налоговое право зарубежных стран. курс лекций / И. И. Кучер – М. : АО «ЦентрЮринфоР», 2003 – 374с. 14. Лукьянова, И. А. Теоретические основы налогового регулирования : налоговый потенциал факторов производства / И. А. Лукьянова. – Минск : Энциклопедикс, 2008. – 188с. 15. Налоговый Кодекс Республики Беларусь (общая часть) [Электронный ресурс] : 19 дек. 2002 г., № 166-З : принят Палатой представителей 15 нояб. 2002 г. : одобр. Советом респ. 2 дек. 2002 г. : с изм. и доп. от 18.10.2016 г. № 432 – З // Эталон. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018. 16. Налоговый Кодекс Республики Беларусь (особенная часть) [Электронный ресурс] : 29 дек. 2009 г. N 71-З : принят Палатой представителей 11 дек. 2009 г. : одобр. Советом респ. 18 дек. 2002 г. : с изм. и доп. от 09.01.2017 г. № 15 – З // Эталон. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018. 17. Об органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 16 июля 2008 г. № 414-З : с изм. и доп. от 19 июля 2016 г. №408-З // Эталон - Беларусь / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2018. 18. О прокуратуре Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Закона Респ. Беларусь, 8 мая 2007 г. № 220-З с изм. и доп. от 18 июля 2016 г. № 401-З // Эталон - Беларусь / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2018. 19. Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Ми¬нистерства труда и социальной защиты Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 29 февр. 1996 г., № 138-XIII : в ред. от 9 января 2017 г. № 14-З // Эталон - Беларусь / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2018. 20. О концепции совершенствования законодательства в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 10 апр. 2002 г., № 205 // Эталон - Беларусь / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2018. 21. О нормативных правовых актах Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 10 янв. 2000 г., № 361-3: с изм. и доп. от 2 июля 2009 г. № 31-З // Эталон - Беларусь / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2018. 22. О создании Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 4 сент. 2002 г. № 1218 // Эталон - Беларусь / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2018. 23. О мерах по реализации Закона Республики Беларусь , О таможенном регулировании в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 27 мая 2014 г. № 509 // Эталон - Беларусь / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2018. 24. О некоторых вопросах органов финансовых расследований Комитета государственного контроля [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 20 дек. 2007 г. № 660 // Эталон - Беларусь / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2018. 25. О мерах по совершенствованию деятельности органов финансовых расследований Комитета государственного контроля [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 11 фев. 2009 г. № 87 // Эталон - Беларусь / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2018. 26. Об учреждении официальных геральдических символов органов финансовых расследований Комитета государственного контроля [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 5 авг. 2014 г. № 395 // Эталон - Беларусь / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2018. 27. О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств [Электронный ресурс] : Указа Президента Респ. Беларусь, 23 окт. 2012 г. № 488 // Эталон - Беларусь / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2018. 28. Об органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 16 июня 2008 г., № 414 с изм. и доп. от 19 июля 2016 г. № 408-З // Эталон - Беларусь / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2018. 29. О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 16 окт. 2009 г. № 510 // Эталон - Беларусь / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2018. 30. Петров, А. М. Конституционное право : учеб. пособие / А. П. Петров, – Минск : Амалфея, 2011. – 688с. 31. Пляхимович, И. И. Комментарий к Конституции Республики Беларусь в 2 т. / Пляхимович, И. И. – Минск : Амалфея, 2015. – 1224 с. 32. Положением о Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь [Электронный ресурс] : постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 31 окт. 2001 г. № 1592 // Эталон - Беларусь / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2018. 33. Пилипенко, А. А. Налоговое право : учеб. пособие / А. А. Пилипенко. – Минск : Книжный Дом, 2006. – 447 с. 34. Савицкий, А. А. Налогообложение : учеб. пособие / А. А. Савицкий. Минск : выш. шк., 2007. – 192 с. 35. Статут Вялікага княства Літоўскага 1588 г. / пер. на беларус. мову А. С. Шагу¬ — Мінск : Беларусь, 2005. — с. 752. 36. Сидоров, В. Н. Таможенное право : учеб. пособие / В.Н. Сидоров. – М. : Юрайт, 2015. – 506 с. 37. Тарарышкина, Л.И. Таможенные платежи : пособие / Л.И. Тарарышкина, В.А. – Минск : БГУ, 2014. – 279 с. 38. Уголовный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 9 июля 1999 г. 275-З : принят Палатой представителей 2 июля 1999 г. : одобр. Советом Респ. 18 июля 1999 г. : с зм. И доп. от 18 июля 2017 г. // Эталон - Беларусь / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2018. 39. Ханкевич, Л. А. Налоговое право : учеб. пособие / Л. А. Ханкевич. – Минск : Тетралит, 2015. – 143 с. 40. Ханкевич, Л. А. Налогообложение и налоговое право : учеб. пособие / Л. А. Ханкевич. – Минск : Бип–С, 2003. – 63 с. 41. Цыкунов, И. В. Таможенное дело : практикум / И.В. Цыкунов. – Минск : БГЭУ, 2013. – 116 с. 42. Юткина, Т. Ф. Налоги и налогообложение : учеб. пособие / Т. Ф. Юткина. – М. : ИНФРА–М, 1999. – 428 с. 43. Юткина, Т. Ф. Налоговедение : учеб. пособие / Т. Ф. Юткина. – М. : ИНФРА–М, 1999. – 292 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ОБЯЗАННОСТИ ПО УЧАСТИЮ В ФИНАНСИРОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ Любому государству как форме организации общества необходимо обе¬спечивать выполнение своих внутренних и внешних функций, решать раз¬ личные задачи, стоящие перед ним. При этом государственное воздействие направлено на определенную сферу общественных отношений. Разграничение функций государства зависит от объекта государственного воздействия. Для ох¬раны правопорядка в государстве, для защиты суверенитета и целостности территории, обеспечение социальной политики по защите граждан все эти и другие функции в современное государство не в состоянии выполнить без обеспечения себя финансовой ба¬зой. Указанные средства, для обеспечения выше указанных функций, поступают от физических и юридических лиц в распоряжение государства, путем уплаты налогов, сборов и иных платежей. Государство устанавливает правила изъятия части доходов у юридических и физических лиц посредством принятия законодательных актов придающим этим правилам законную силу. Каждый, находящийся в пределах государства, обязан поддерживать безопасность и бла¬госостояние общественного целого в соответствии со своим социальным и иму¬щественным положением. Существенным условием учредительного договора гражданского общества является то, что каждый член общества принимает на себя обязательство способствовать достижению его целей в меру своих сил и имущественного положения, а потому лично должен выполнять обязанности, платить налоги [27, с.953]. Уплата налогов является активной обязанностью граждан, поскольку предполагает их действия имущественного характера. Пожалуй, это самая серьезная, конституционная обязанность граждан, ибо она требует отдавать долю своего имущества государству и сопровождает граждан на протяжении значительной , а то и большей части их жизни. Итак, право государства обязывать своих граждан добровольно либо при¬нудительно отказаться от части своей собственности в пользу государства вы¬текает из природы его существования, из необходимости деятельности госу¬дарственных учреждений в интересах общества в целом и отдельных лиц в частности. Основным нормативным правовым актом, который обязывает граждан пере¬давать безвозмездно государству часть своего имущества, является Конституция Республики Беларусь, а именно, согласно ст. 56, которая обязывает граж¬дан Республики Беларусь принимать участие в финансировании государ¬ственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей. Анализируя данную Конституционную норму, напрашивается как минимум три вывода: 1) государство возлагает обязанность по финансиро¬ванию государственных расходов на граждан Республики Беларусь; 2) фи¬нансирование со стороны граждан необходимо государству для выполнения своих функций; 3) не является исчерпывающим перечень способов (налоги, пошлины) финансирования государственных расходов. Государство, как известно, предполагает наличие группы лиц (государственных должностных лиц), занимающихся только управлением обществом. Государственные должностные лица не осуществляют предпринимательскую либо иную деятельность, приносящую доход, поэтому необходимо их содержание за счет общества, в интересах которого они обязаны действовать. Развитие функций государства, решение им социальных, духовно-культурных, экологических и других задач потребовало мобилизации и расходования средств не только на содержание аппарат власти, но и на поддержку тех или иных областей самого социума, определенных социальных общностей. Так сформировалась мощная система государственных доходов и расходов. Налогом, согласно Налогового кодекса Республики Беларусь признается, обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты [12]. Индивидуальная безвозмездность налога означает, что государство взамен не предоставляет конкретному плательщику какие – то блага. Эти блага (обеспечение правопорядка, экономическое, социальное, духовное развитие и т.д.) предоставляются обществу в целом либо социальной общности, но не персональному кругу лиц. Характер содержащегося обязательного требования к субъекту поведения, сформулированный в данной конституционной обязанности, позволяет отне¬сти ее к категории активных обязанностей. От носителей (граждан) должного поведения при данной конституционно-правовой интерпретации обязанностей требуются со стороны государства активные положительные действия (упла¬та налогов, пошлин и иных платежей). Например, гражданин Республики Беларусь, зарегистрированный в установленном порядке индивидуальным предпринимателем, обязан стать на учет в налоговой инспекции в качестве налогоплательщика, самостоятельно исчислять размер налога и уплачивать его в установленные законом сроки. При реализации данной обязанности от субъекта не требуется пассивного воздержания от определенных действий, как, например, при выполнении обязанности соблюдать Конституцию и зако¬ны Республики Беларусь, где достаточно не нарушать Конституцию, законы, и, таким образом, данная конституционная обязанность гражданами будет реализована. В правоотношениях по финансированию государственных расходов право¬ обладателем является исключительно государство в лице его органов. Именно государство устанавливает для право обязанного лица меру должного пове¬дения, нормирует виды налогов, пошлин, сборов и иных платежей, а также сроки и порядок их уплаты. Только государство нормативно закрепляет от¬ветственность за невыполнение либо за ненадлежащее выполнение обязанно¬сти по финансированию государственных расходов, а равно и применяет ме¬ры наказания к лицам, не выполняющим данную обязанность. Кроме того, в рамках закрепленного конституционного правопорядка государство обладает исключительной монополией на возможное принуждение к выполнению кон¬ституционных обязанностей. Пошлиной признается обязательный платеж, взымаемый с граждан в государственный бюджет, как правило, в виде одного из условий совершения по отношению к ним государственными органами, иными уполномоченными субъектами юридически значимых действий, включая предоставления определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с перемещением товаров через таможенную границу Беларусь. В выше указанном определении нет указания на индивидуальную безвозмездность, ибо государство совершает в отношении конкретного плательщика необходимые ему действия. Пошлина не является ценой государственной услуги, хотя и уплачивается в связи с ее оказанием. К иным платежам, вероятно, можно отнести сборы, упомянутые наряду с налогами в п.2 ч. первой ст. 97 и ст. 121 Налогового кодекса Республики Беларусь. Сущность сбора аналогична или близка к сути пошлины – они уплачиваются гражданами в связи с обращением к государству за совершением определенных действий [12]. В ст. 56 налоги и иные платежи называются «государственными» это означает, что они взимаются в пользу государства и отличаются от платежей, которые могут возлагаться на граждан в пользу частных лиц (например алименты). Поскольку обязанность уплаты налогов, пошлин и иных платежей весьма обременительна для граждан, ведет к уменьшению их имущества, то закон определяет условия ее возникновения. Наиболее типичным условием возникновения обязанности является наличие дохода, имущества, которые выступают объектом налогообложения. А вот что касается пошлин, иных платежей, их внесение обусловлено, как отмечалось ранее, фактом обращения граждан в государственный орган за совершением определённых действий. Анализ обязанности по участию в финансировании государственных расходов позволяет сделать определенные выводы: Во – первых, не допускается чтобы налоги, пошлины, иные платежи подрывали конституционное право собственности. Во – вторых, налоги, пошлины, иные платежи не должны препятствовать осуществлению гражданами других конституционных прав, условием реализации которых является внесением названых платежей. То есть в Конституции нет ни одного примера, чтобы пользование правом ставилось в зависимость от внесения обязательного платежа. В – третьих, вывод, который следует из рассмотренных аспектов, состоит в двоякой природе уплаты налогов, пошлин и иных платежей. Применительно к налогом, это обязанность, а в отношении пошлин и иных платежей – скорее всего условие реализации прав и свобод. Изучение понятия и сущности обязанности по участию в финансировании государственных расходов, позволяет сделать следующий вывод, что конституционная обязанность по участию в финансировании государственных расходов вытекающая из ст. 56 Конституции Республики Беларусь, определяет отношения с государством, которое в этом случае выступает в качестве правообладателя и представляет собой меру поведения право обязанного лица, так как обязанность обладает определенными границами, за пределами которых государство не вправе предъявлять к ее носителю какие - либо требования. В этом случае в отношении обязанности уплаты законно установленных налогов и сборов государство является единственным управа моченным субъектом. ? ГЛАВА 2 ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ Для более глубокого понимания формирования обязанности по уплате налогов, необходимо обратиться к истории появления налога и развития налогообложения. Если обратится к историографии , то налоги, согласно исследованиям ученых, впервые начали взиматься в государствах Древнего мира. Первыми налогами облагались базовые ценности: земля, скот и работники. Все эти налоги взимались непосредственно с лиц, получающих доход, совершающих определенные операции и владеющих имуществом. Взимание налогов одновременно осуществляла светская и духовная власть. Причем данная практика существовала в различных странах на протяжении многих столетий: от Древнего Египта до средневековой Европы. Налоговые системы государств Древнего мира не были единообразны, поскольку формировались под влиянием различных факторов исторического развития. Так, в Древнем Египте основным доходом служила плата за пользование землей, принадлежащей главе государства. А в Древней Греции основным был подоходный налог. При этом свободные граждане городов Древней Греции освобождались от данного налога. Вместо этого они вносили добровольные пожертвования, и только в экстренных случаях таких как война с них собирался установленный процент доходов. В Древнем Риме налогов практически не было. Пока Рим оставался городом-государством, общественные расходы покрывались путем сдачи в аренду общественных земель. Так, в период существования Римской империи главным источником доходов служил поземельный налог, который равнялся 10 % доходов с участка. Кроме того, применялись и другие формы налогообложения земли, например налог на количество фруктовых деревьев, включая виноградные лозы. Под налогообложение также попали собственность и средства производства: недвижимость, живой инвентарь, ценности. Каждый житель провинции должен был платить единую для всех подушную подать [10, с.56]. Рассматривая историю развития налога на Европейской территории, интересным изобретением Европы стал налог на недвижимость. Так, например, налог на недвижимость, введенный в Англии, исчислялся по числу очагов, а позднее взимался по числу окон, в отдельных государствах он зависел от длины фасада и т.п. Все это наложило сильный отпечаток на архитектуру современной Европы [10, с.61]. 20 век характеризуется в развитии налогообложения, тем что, этот период был обусловлен преимущественным развитием финансовой сферы, а также совершенствованием методов управления и контроля финансов. С отделением функции собственника от функции управления были разработаны технологии, позволяющие собственнику контролировать через финансы объекты своей собственности. Получили развитие аудиторские, консультационные, инвестиционные компании, предоставляющие широкий спектр услуг собственникам капитала. Если рассматривать развитие белорусской системы налогообложения, то она складывалась, развивалась и претерпевала те или иные изменения вместе с изменениями в политическом устройстве Беларуси. Следует выделить три основных исторических этапа в развитии налогообложения в Беларуси, а вместе и с ним формирования обязанности по участию в финансировании государственных расходов. К первому этапу следует отмести период формирования налогообложения в Великом княжестве Литовском. В отдельных местностях Великого княжества Литовского взимались подымщина, воловщина, поголовщина, посощина. Все эти подати, вероятно, унаследованы Литвой со времен татарского ига, и различные их названия отражают различные стадии обложения татарской данью. Она взималась в основном натурой, соболями и сукнами. Жители городов и местечек – мещане – составляли особый разряд плательщиков. Мещане выполняли большое количество повинностей. К их числу принадлежали и поземельные подати, которые в разных местностях носили разные названия и платились либо с волоки, либо с хозяйства, либо как денежная дань. После трех разделов Речи Посполитой Беларусь отошла к России, и следовательно на землях Беларуси проводилось такое же налоговое положение как и в России. В это время наблюдается возврат к прежним принципам регулирования налоговой системы на местном уровне: орган местного самоуправления по своему усмотрению взимали налоги и сборы для различных публичных потребностей местных сообществ. Ко второму этапу относится советский период развития системы местных налогов и сборов охватывает период с 1918 г. по 1991 г. Утвержденное законом от 3 декабря 1918 года положение о денежных средствах и расходах местных Советов предусматривало покрытие местных расходов за счет местных налогов и сборов. При этом местные Советы не могли вводить без специального разрешения НКВД и НКФ других налогов и сборов. Все виды доходов публично-правовых образований были сведены к единому натуральному налогу. И третьим завершающим этапом стали — налоговые реформы независимой Республики Беларусь. В этот период вносятся изменения в законодательство, устанавливающие новый порядок налогообложения физических лиц, принимается целый ряд законов, касающихся многих видов налогов. Введение нового налогового законодательства было законодательно принято Верховным Советом республики на внеочередной восьмой сессии в декабре 1991, путем принятия ряда Законов о налогообложении юридических и физических лиц (о налоге на добавленную стоимость, об акцизах, о налогах на прибыль (доход), недвижимость, на топливо, за пользование природными ресурсами, о платежах за землю, дорожных фондах, подоходном налоге с граждан) [10, с.134]. Существенные изменения претерпевало и налоговое законодательство, регулирующее налоговые отношения в республике. Базовым документом для новой налоговой системы стал Закон "О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь", который определял круг налогоплательщиков, их права, обязанности и меры ответственности, виды общегосударственных налогов и сборов, сроки и порядок их уплаты и зачисления в бюджет, предоставления льгот. [10, с.134] С начала 1994 г. в закон включены положения о том, что все вопросы налогообложения должны регулироваться исключительно актами специального налогового законодательства, а с 1994 г. введен обязательный учет и государственная регистрация налогоплательщиков. В том же году был принят закон, регламентирующий деятельность государственной налоговой инспекции. Существенные коррективы внесены в налоговое законодательство в 1996 г. Применяемая в стране система налогов к этому периоду менялась не менее 10 раз, не считая изменений в порядке и методологии взимания отдельных видов налогов и сборов. Поэтому остро стоял вопрос о необходимости разработки Налогового кодекса. Разработка единого законодательного акта, регулирующего все стороны налоговых отношений, была вызвана необходимостью формирования цельной и сбалансированной налоговой системы. В современном мире налоги занимают неотъемлемое место в жизни общества. Несмотря на то, что современные налоговые системы стран построены на принципах справедливость и эффективности, а необходимость их уплаты очевидна для каждого гражданина развитого государства, процессы совершенствования налогового законодательства продолжаются, ученые-экономисты заняты поиском наиболее эффективных подходов во взимании налогов. Подводя итог историческому обзору становления и изменения национальной налоговой системы, следует отметить следующее. Обязанность граждан финансировать государственные расходы впервые была установлена в Конституции Республики Беларусь 1994 г. В ранее дей¬ствующих Конституциях БССР (1919, 1927, 1937, 1978) такая обязанность за гражданами не закреплялась. Действующая в Республике Беларусь налоговая система в целом сформировалась в самом начале трансформационного процесса. Это привело к тому, что национальное налогообложение недостаточно отражало особенности переходного периода, а также необходимость осуществления системных мероприятий по созданию условий для постоянного экономического роста. Из всего вышеизложенного следует вывод, что историческое формирование обязанности по участию в финансирование государственных расходов берет свое начало еще с древних времен, когда эта обязанность носила слабо выраженный характер. В истории современной Белоруссии выделяют три основных этапа формирования обязанности платить налоги. Начиная с времен существования ВКЛ и заканчивая когда Республика Беларусь обрела свою независимость, именно в период образования независимости и формируется обязанность по уплате налогов, сборов и иных платежей. Обязанность граждан финансировать государственные расходы впервые была установлена в Конституции Республики Беларусь 1994 г. В ранее дей¬ствующих Конституциях БССР (1919, 1927, 1937, 1978) такая обязанность за гражданами не закреплялась. ? ГЛАВА 3 ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТИ ПО УЧАСТИЮ В ФИНАНСИРОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ Налоговое законодательство Республики Беларусь представляет собой систему принятых на основании и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь следующих нормативных правовых актов: 1) Налоговый кодекс Республики Беларусь и принятые в соответствии с ним законы о налогах и сборах; 2) декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения; 3) международные договоры Республики Беларусь; 4) постановления Правительства Республики Беларусь, регулирующие вопросы налогообложения; 5) нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления (постановления, разъяснения, письма), органов местного управления и самоуправления по вопросам налогообложения. Для более наглядного анализа законодательства, обеспечивающее выполнение обязанности по участию в финансировании государственных расходов, следует представить его в виде двух уровневой системы. К первому уровню следует отнести законодательные акты, обладающие высшей юридической силой: - Конституция Республики Беларусь; - Налоговый кодекс Республики Беларусь; - законы Республики Беларусь; - декреты Президента Республики Беларусь ( которые имеют силу закона) - указы Президента Республики Беларусь (имеют равную юридическую силу с законами) Во-втором уровне следует выделить подзаконные акты. Данные нормативно – правовые акты имеют подчиненный характер по отношению к законодательным актам и являются средством реализации законодательных норм. В свою очередь подзаконные акты следует проклассифицировать в зависимости от положения и компетенции органа, издававшего подзаконный акт: • постановления Правительства Республики Беларусь; • постановления республиканских органов государственного управления Министерства по налогам и сборам (МНС) Республики Беларусь, Государственного таможенного комитета Республики Беларусь и др.); • решения органов местного управления и самоуправления. Нормативные правовые акты республиканских органов имеют обязательную силу на всей территории Республики Беларусь, а решения местных органов управления и самоуправления – на территории соответствующих административных единиц. Законодательные и подзаконные акты по налогообложению вступают в силу не ранее дня их опубликования или доведения до всеобщего сведения иным законным способом. Налоговый кодекс Республики Беларусь – это основой документ, который регулирует в совокупности, все сферы налоговых отношений на территории Республики Беларусь. Налоговый кодекс Республики Беларусь регламентирует все законодательные акты, функционирующие в налоговой сфере. Налоговый кодекс формирует систему налогов, сборов, пошлин, взимаемых в бюджет Республики Беларусь, определяет основные принципы налогообложения, упорядочивает властные отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налоговых платежей и отношения, возникающие в процессе исполнения налогового обязательства, осуществления налогового контроля, обжалования решений налоговых органов, а также определяет права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством. Структура Налогового кодекс Республики Беларусь представлена из Общей и Особенной частей. Общая часть Налогового кодекса Республики Беларусь, которая вступила в силу с января 2003 года, посвящена общей правовой основе налогообложения, его понятийный и процедурный аппарат. В Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь, введенной с 01.01.2010г., определяется четкий механизм исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин). Общая часть Налогового кодекса Республики Беларусь состоит из четырех разделов, каждый из которых регламентирует отдельную сферу налоговых отношений. Так в разделе I определяются «Общие положения» указаны основные принципы налогообложения, виды налогов, сборов (пошлин) и порядок их установления введения и прекращения действия, даны понятия всех возможных плательщиков налогов, сборов (пошлин), разъяснены их прав и обязанностей, а также приведен перечень возможных объектов налогообложения. Во разделе II «Налоговое обязательство», раскрывается сущность таких понятий как «налоговое обязательство», «база», «налоговая ставка», «налоговый период», «налоговые льготы», «сроки и порядок уплаты налога», рассмотрены различные варианты исполнения налогового обязательства и способы обеспечения его исполнения, раскрывается механизм принудительного исполнения налогового обязательства и зачета, возврата налогов, сборов (пошлин), пеней. В раздел III именуется как «Налоговый учет и налоговый контроль» здесь раскрывается понятие «налоговый учет», «налоговая декларация», «налоговый контроль», «налоговая тайна», определяется порядок учета плательщиков налогов, сборов (пошлин) и проведения налоговых проверок как камеральных так и выездных. В разделе IV «Налоговые и таможенные органы Республики Беларусь. Обжалование решений налоговых органов» отражается структура, права, обязанности налоговых и таможенных органов, способы их ответственности за незаконные решения, неправомерные действия (бездействие). В разделе также рассмотрена процедура обжалования решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц [6, с. 136]. Декреты и Указы Президента Республики Беларусь по вопросам налогообложения определяют порядок взимания отдельных видов налогов и сборов, отличающихся, как правило, особым режимом их взимания. По своей юридической силе Декреты и Указы Президента приравниваются к Законам государства. Постановления Правительства Республики Беларусь, которые регулируют вопросы налогообложения, обеспечивают исполнение законов, декретов, указов в сфере налогообложения. Они носят разъяснительный характер, в материалах которых содержится разъяснительный характер по реализации того или иного направления налоговых отношений. Нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления являются по своей сути инструкциями по расчету и взиманию тех или иных налогов. Инструкции разработаны по каждому налогу, сбору, пошлине и четко определяют объект налогообложения, сроки их уплаты и процедуру взимания [6, c.234 ]. С введением Особенной части Налогового Кодекса в Республике Беларусь завершена работа по созданию налогового законодательства государства, урегулированию вопросов расхождения положений действующих правовых актов и достижению их соответствия друг другу. Кодекс определил юридическую силу всех нормативно-правовых актов, действующих в налоговой сфере, их соподчиненность по отношению к другим документам или, говоря иными словами, их место в законодательной иерархии. Установлено, что высшей юридической силой в системе законодательства Республики Беларусь обладают Конституция Республики Беларусь, Законы Республики Беларусь, Декреты и Указы Президента Республики Беларусь. В случае расхождения Закона, Декрета, Указа с Конституцией Республики Беларусь действует Конституция Республики Беларусь.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 80 страниц
800 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 58 страниц
1450 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 50 страниц
550 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 83 страницы
850 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 65 страниц
650 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg