Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Развитие современной системы государственно-частного партнерства в Российской Федерации.

irina_k20 360 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 30 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.06.2020
Объектом исследования является предприниматель¬ская деятельность государства в российской экономике. Предметом исследования являются отношения между государством и частным бизнесом, возникающие в ходе предоставления на определенных условиях объектов государственной собственности в концессию российским и зарубежным предпринимателям. Целью курсовой работы является на основе анализа отечественного концессионного опыта и мировой практики, определить основные направления формирования стратегии государственного регулирования концессий современной России. Реализация данной цели предполагает решение следующих задач курсовой работы: 1. исследовать специфику государственного предпринимательства; 2. выявить суть и значение концессионных соглашений; 3. проанализировать мировой опыт сотрудничества государства и бизнеса в форме партнерства; 4. выделить современные проблемы государственно-частного партнерства в РФ; 5. проанализировать основные направления формирования стратегии государственного регулирования концессий современной России. Практическая значимость исследования состоит в том, что анализ проблем государственно-частного партнерства, может быть использован для дальнейшего совершенствования системы и, как следствие, развития сотрудничества государства и частного бизнеса. Структура исследования состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Введение

Актуальность проблемы. Одним из основных направлений преобразований экономики и общественной жизни в России на современном этапе является дальнейшее реформирование государственной собственности с целью ее более органичного включения в систему рыночных отношений. Успешное решение этой проблемы зависит не только от реализации программ приватизации, но и от использования других механизмов и форм, не предполагающих передачу частным компаниям прав собственности в полном объеме. Государственно-частное партнерство – организационное и институциональное объединение государства и частного бизнеса с целью реализации общественных проектов в масштабе всей страны или отдельных регионов. Значительные изменения происходят в формах и методах управления производственной и социальной инфраструктуры, находящиеся в государственной собственности: коммунальные и энергетические сети, морские и речные порты, аэропорта; здравоохранение, образование, правоохранительная и военная области. Детальное изучение и анализ фундаментальных источников и периодической литературы показали, что в настоящее время практически отсутствуют комплексные исследования процесса взаимодействия крупных предприятий и государственных органов власти на отраслевых рынках, которые учитывали бы взаимосвязь макро- и микроэкономических процессов, фундаментальный характер проблемы и новые подходы к проблеме сочетания методов государственного регулирования и рыночных саморегуляторов в либеральной рыночной экономике. Одним из наиболее действенных и проверенных временем таких механизмов является государственно-частное партнерство (ГЧП) и такая его форма как концессии, которые в настоящее время широко применяются в мире для решения инвестиционных задач в наиболее «проблемных» секторах экономики. Различные аспекты данной проблемы нашли свое отражение в работах таких российских авторов как Г.А. Борщевский, В. Г. Варнавский, А. Г.Зельднер, В.Н. Иванов, В. А. Кабашкин, В.В. Максимов и др. Среди зарубежных исследователей следует выделить труды Э. Аткинсона, Э. Р. Йескомба, В.В. Кнауса, М.К. Льюиса, Ф. Марина, Г. Таллока, Э. Фаркухарсона др. Основной проблемой является принятие законов, связанных с государственно-частным партнерством, хотя именно эти законы призваны стать правовыми составляющими отношений. Неясность в вопросах передачи части прав собственности от государства бизнесу, отсутствие законов о государственной собственности, о концессиях, о национализации и других важнейших нормативных актов заставляет бизнес и инвесторов в целом сомневаться в рентабельности вложений.
Содержание

ВЕДЕНИ Е 3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА 6 1.1 Специфика государственного предпринимательства 6 1.2 Место концессий в системе отношений государства и частного бизнеса 8 1.3 Мировой опыт развития концессионного механизма государственного предпринимательства 11 Выводы по I главе ГЛАВА II. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В МОСКОВСКОМ РЕГИОНЕ НА ПРИМЕРЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ КОЛЬЦЕВОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ-4 (ЦКАД-4) 2.1. Общая характеристика взаимодействия государственно-частного партнерства в сфере строительства дорог 2.2. Анализ реализации договора концессии на ЦКАД-4 2.3. Анализ проблем связанных со строительством ЦКАД-4 Выводы по II главе ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИИ 3.1.Основные направления формирования стратегии государственного регулирования концессий современной России в строительной сфере 3.2. Экономическая оценка предложений Выводы по III главе ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы

Законодательные акты 1. Конституция Российской Федерации (с изм. от 30.12.2008) (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.). 2. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 03.02.2014)] // СПС «КонсультантПлюс»: Законодательство: Версия Проф. 3. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 05.04.2013) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 1999, № 42, ст. 5005. 4. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 05.04.2013) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 2003, № 40, ст. 3822. Источники на русском языке 5. Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство: некоторые вопросы теории и практики / В.Г. Варнавский // Мировая экономика и международные отношения. - 2011. - № 9. - С. 41-50. 6. Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора / В.Г. Варнавский - М.: Наука, 2005 - 260 с. 7. Виленский, П. Л. Оценка эффективности инвестиционных проектов: Теория и практика / П.Л. Виленский, В.Н. Лившиц, С.А. Смоляк. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Дело, 2008. - 1103 с. 8. Данасарова С.Д. Институт частно-государственного партнерства: становление и развитие в России: автореф. дисс. канд. экон. наук: спец. 08.00.01 / Восточно-Сибирский гос. технологич. ун-т. - Улан-Удэ, 2007. - 24 с. 9. Дорошенко Д. Государственно-частное партнерство как способ стимулирования инвестиционного развития в России // Финансовый бизнес. - 2008. - №1. - С.17-21. 10 . Зверев А.А. Законодательное регулирование государственно-частного партнерства: риски и перспективы развития // Государственно-частное партнерство. Пути совершенствования законодательной базы / под общей ред. А.А. Зверева. - М., 2009. - С. 37-48. 11. Зельднер, А.Г. Государственно-частное партнерство: теория, методология и практика / Науч. ред.: А.Г. Зельднер; ред. коллегия: Э.Д. Матвиевская, Э.А. Паруль, О.М. Грибанова. -- М.: ИЭ РАН, 2011. - 212 с. 12. Лимитовский М.А. Инвестиционные проекты и реальные опционы на развивающихся рынках: учеб.практич. Пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: «Издательство Юрайт», 2008. - 472 с. 13. Литвяков С.С. Государственно-частное партнёрство в финансировании транспортной инфраструктуры в Российской Федерации. - Диссертация на соискание учёной степени кандидата экономических наук. - М., 2014. - 197 с. 14. Литовченко С.Е. Развитие государственно-частного партнерства и снижение предпринимательских и инвестиционных рисков // Государственно-частное партнерство. Пути совершенствования законодательной базы / под общей ред. А.А. Зверева. - М., 2009. - С. 105-109. 15. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года, утверждена распоряжением Правительства РФ от 22.11.2008 №1734-р. 16. Бондаренко, Е.Ю. Региональная стратегия частно-государственного партнерства: мировой опыт и российская практика М.: Научная книга, 2008 - 204 с. 17. Кожин С.В. Старые и новые источники финансирования транспортной инфраструктуры России // Российское предпринимательство. -- 2012. -- № 24 (222). -- С. 149-154. 18. Балацкий Е.В. Закон Вагнера, кривая Арми-Рана и парадокс богатства// «Общество и экономика», №9, 2010. 19. Бондаренко Е. Ю. Оптимизация рисков частно-государственного партнерства с участием международных финансовых институтов / Е. Ю. Бондаренко // Экон. науки. - 2008. - № 5. - 140 с. 20. Бондаренко, Е.Ю. Региональная стратегия частно-государственного партнерства: мировой опыт и российская практика М.: Научная книга, 2008 - 204 с. 21. Уварова А. А. Мировой опыт и перспективы использования ГЧП в России / А. А. Уварова, С. А. Глушков // Транспорт Российской Федерации: журнал о науке, экономике, практике / гл. ред. И. П. Киселев. - СПб: Т-ПРЕССА. - 2008. - № 6. - С. 26-28. 22. Халимовский Ю. А. Государственно-частное партнёрство в субъектах РФ / Ю. Халимовский // Налоги. - 2011. - № 14. - С. 12-18. 23. Алпатов, А.А. Государственно-частное партнерство. Механизмы реализации / А.А. Алпатов. - М.: Альпина Паблишер, 2010. - 594 c. 24. Игнатюк, Н. А. Государственно-частное партнерство / Н.А. Игнатюк. - М.: Юстицинформ, 2012. - 376 c. 25. Кабашкин, В. А. Государственно-частное партнерство в регионах Российской Федерации / В.А. Кабашкин. - М.: Издательский дом "Дело" РАНХиГС, 2011. - 120 c. Электронные ресурсы 26. Анализ проблем и перспектив развития государственно-частного партнерства в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.pppinrussia.ru/userfiles/upload/files/Analitika/IEPP_PPP.doc 27. Данные Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru/ 28. Основные направления бюджетной политики на 2013-2015 годы. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_133448 29. Перспективы развития рынка дорожной инфраструктуры в России. - Аналитический обзор КПМГ в России и СНГ. - Москва: ЗАО «КПМГ», ноябрь 2013 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.kpmg.com/RU/ru/IssuesAndInsights/ArticlesPublications/Documents/S_INFR_1r.pdf 30. Проект Транспортной стратегии на период до 2030 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mintrans.ru/documents/detail.php?ELEMENT_ID=19188 31. Шарипова Е. Анализ проектов Инвестиционного фонда РФ 2007-2010 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.pppinrussia.ru/userfiles/upload/files/artikles/Analiz_porektov_invest_fonda_RF_2007-2011.pdf
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА 1.1 Специфика государственного предпринимательства Экономический термин государственное предпринимательство появился в нашем лексиконе относительно недавно. Он выступает одной из самых важных составляющих предпринимательского бизнеса во всем мире. Что касательно Российской Федерации это термин состоит из трёх важных аспектов. У большего процента населения государственное предпринимательство вызывают исключительно доверие, чем любая другая организационно-правовая форма негосударственного предпринимательства. Его особенностями в России считается наличие трёх главных составляющих. 1. В России государственное предпринимательство выступает как продолжение предыдущих экономических отношении, базировавшейся на огосударствлении предприятий. 2. В России существует необходимость в государственном предпринимательстве. 3. В России сильны традиции вмешательства в экономику органов государственной власти и управления, основанные на государственнических традициях российских чиновников, полагающих, как правило, что именно им и только им присуще правильное понимание закономерностей функционирования и развития всех аспектов национальной экономики, включая и национальное предпринимательство. Во всех государствах мира государственное партнерства выступает как противоречивое явление. С одной стороны, во многих странах существует как государственный бюджет, так и местный в основе которого есть свободные финансовые ресурсы, которые с легкостью можно инвестировать в финансовый бизнес. С другой стороны, в этом случае органы государственной власти и управления объективно оказываются в двойственном положении - организуя предпринимательскую деятельность принадлежащих им фирм, они, вместе с тем, обязаны выполнять роль арбитра деловых отношений между всеми субъектами предпринимательского бизнеса, в том числе и ими созданными. Чтобы избежать, а позднее постоянно преодолевать возникшие здесь конфликты между деловыми партнерами, прежде всего, между своими - принадлежащими государству (муниципальным образованиям) предпринимательскими фирмами и чужими - негосударственными субъектами предпринимательского бизнеса, в разных странах применяются различные подходы. Общей чертой указанных подходов является обеспечение эффективности функционирования государственных предприятий. Такая эффективность понимается неоднозначно. Эффективным может быть признано использование временно свободных бюджетных ресурсов на началах возвратности; возможность установления жесткого контроля над вполне определенными предпринимательскими фирмами со стороны уполномоченных государственных исполнительных органов; государственное субсидирование убыточных компаний ради противодействия монополизации рынка другими фирмами; государственное субсидирование убыточных отраслей национальной экономики. При использовании второго, третьего и четвертого критериев эффективности государственное предпринимательство может рассматриваться и как временная мера, и как постоянное явление. Первый из всех перечисленных критериев эффективности подразумевает постоянную потребность в государственном предпринимательстве. Необходимость государственного предпринимательства в рыночно ориентированных странах обычно сочетается с разумной достаточностью масштабов государственной предпринимательской деятельности и наличием публичного общественного контроля функционирования государственных предпринимательских фирм. 1.2 Место концессий в системе отношений государства и частного бизнеса Концессии (концессионное соглашение)-форма отношений между государством и частным бизнесом, все больше распространяющаяся и имеющая длительный срок взаимоотношения между государством и бизнесом. Особенность концессии, состоит в том, что государство, оставаясь собственником имущества, обязывает частного партнера выполнять в течении определенного срока определенных функции и действия, которые заранее оговариваются в соглашении, наделяя его при этом соответствующими правомочиями. Одно из них заключается в том, что он получает исключительно право не допускать повторения других лиц и самого государства. За пользование государственной собственностью концессионер вносит плату, оговариваемую в соглашении. На выработанный продукт концессионер получает право собственности. По этому соглашению концессионер (частный партнер) обязан подчиниться требованиям публичных интересов, оказывать соответствующие услуги, делать их общедоступными и устанавливать одинаковый тариф на эти услуги. В случае разных обстоятельств, приносящие угрозу обществу, государство принимает законные меры, не прописанные в соглашении. Методическую работу по подготовке концессионного проекта целесообразно строить в привязке к сложившимся в международной практике функциям и этапам подготовки концессионной сделки, представленным и таблице 1. Этапы подготовки концессионной сделки Таблица 1 Формирование стратегии сделки Подписание концессионного соглашения Подготовительный этап Стратегический этап Подготовка конкурса Проведение конкурса Выдача концессионного соглашения Анализ статистических показателей, обоснование целесообразности концессии Анализ юридических и нормативных вопросов Маркетинговые исследования Разработка технико-экономического обоснования проекта Расчет концессионных платежей Определение сроков концессии Выбор способы проведения конкурса Подготовка конкурсной документации Объявление конкурса Прием и оценка конкурсных заявок Объявление победителя Проведение переговоров по дополнительным условиям концессионного соглашения Согласование финансовых и организационных условий сделки Определение порядка и сроков пересмотра условий соглашения Подписание концессионного соглашения Можно говорить о следующих преимуществах концессионных договоров: – концессии снимают финансовую нагрузку с государства, поскольку концессионер принимает на себя обязательство осуществлять все затраты по финансированию, управлению и текущему ремонту объектов, переданных в концессию, покрывая свои издержки, например, за счет тарифов; – концессии устанавливают достаточно жесткие долгосрочные юридически оформленные, то есть стабильные, отношения между государством и концессионером; – концессионные договоры позволяют привлекать частный, в том числе иностранный, капитал без потери стратегического контроля над жизненно важными системами и объектами. Концессия используются главным образом как форма привлечения иностранных инвестиций (международные концессии). Основной сферой применения концессии является добыча полезных ископаемых. До середины XX в. концессии часто носили кабальный характер, заключались на очень длительный срок (до 100 лет) и охватывали целые сектора экономики развивающихся стран. Концессионные платежи были ничтожны по сравнению с получаемыми прибылями. Лишь во второй половине XX в. развивающиеся государства (прежде всего нефтедобывающие) добились изменения дискриминационных условий. В частности, широко распространилась система раздела прибыли, полученной от К., вместо фиксированных платежей. Определений концессии, закрепленных в правовых регламентирующих документах, - множество. Даже в странах Европейского союза со схожими моделями хозяйственного управления государственным сектором и более чем вековой историей концессионного законодательства имеются различия в толковании концессий. Это, в частности, отмечается в новых правилах Единого рынка, принятых Европейской комиссией в декабре 1999 г. Там концессия определена как система отношений, при которой общественная власть поручает третьей стороне (частной или смешанной компании) управление объектами инфраструктуры или другими общественными службами при условии принятия этой стороной на себя предпринимательского риска и обязанностей по эксплуатации оборудования. Концессия в ее современном понимании могла бы выступить в качестве инструмента уменьшения инвестиционных рисков при сохранении действующей налоговой нагрузки на осуществляемые компаниями инвестиционные проекты за счет повышения стабильности экономико-правовой среды в тех временных рамках, в которых компании реализуют проекты. То есть концессии (концессионные договоры) могли бы создавать своего рода анклавы стабильности в условиях нестабильной среды. Как и соглашение о разделе продукции, договор концессии осуществлялся бы преимущественно в рамках гражданско-правовых отношений государства и инвестора, но, в отличие от СРП не с переговорным (индивидуализированным), а с общим режимом налогообложения. В результате многолетней хозяйственной практики за рубежом выработаны различные формы взаимодействия государства и частного капитала при реализации крупных общественно значимых инвестиционных программ и проектов в сфере природопользования, жилищно-коммунального хозяйства, общественного транспорта, сельского и лесного хозяйства, электроэнергетики и в других областях. К ним относятся концессионные соглашения, разные формы приватизации, франчайзинг, лизинг и т. п. Итак, концессионные соглашения относятся к категории государственных контрактов, то есть соглашений, в которых одной из сторон выступает государство. Такие контракты привлекательны для него тем, что они не ведут к сокращению государственной собственности. В современный Закон о концессиях включена существенная оговорка, уже встречавшаяся в концессионных договорах НЭП, в соответствии с которой, в соглашение может быть внесено условие, обязывающее иностранного инвестора реализовать на внутреннем рынке России определенную часть произведенной им продукции на условиях, согласованных в договоре (п.6 ч.2 ст.10 Закона). Еще одна характерная черта концессионного договора, отличающая его, в частности, от договоренности аренды и имеющая глубокие исторические корни, нашла отражение в рассматриваемом законе. По истечении срока действия концессионного договора имущество инвестора, использовавшееся непосредственно для осуществления договорной деятельности (речь идет об основных средствах), безвозмездно передается в собственность государства (ч.1 ст.14 Закона)... К сожалению, объем работы не позволяет указать все сходства, а также конкретизировать и раскрыть их суть. Таким образом, наличие цикличности в развитии концессионного законодательства дает возможность не изобретать что-то заново и слепо копировать зарубежные наработки, а разумно перенять удачные концепции решения интересующих нас вопросов с корректировкой на современные политико-экономические реалии. 1.3 Мировой опыт развития концессионного механизма государственного предпринимательства В мире растет популярность государственно-частного партнерства в форме концессии. Модель которой представлена в таблице 2. Таблица 2 Это вызвано не столько модой, сколько тем, что такое партнерство создает существенную добавочную стоимость для обеих сторон. Сейчас уже не требует доказательства то, что частный капитал экономически эффективнее государственного. Одно из основных достижений концессии — через нее решаются государственные задачи силами частного капитала. При этом бизнес имеет долгосрочный финансовый интерес, что позволяет ему обеспечить максимальную эффективность решения поставленной государством задачи. С момента появления концессионный механизм претерпел существенные изменения: увеличилось количество сфер, вырос масштаб его реализации. Этот процесс наблюдается не только в развитых странах, где заложены основы концессионных отношений между государством и бизнесом, но и в развивающихся. Весьма яркую картину демонстрирует Китай. Инструмент концессии используется с целью привлечения иностранных инвестиций в экономику. Исходя из сложившейся практики, выделим две концессионные формы: недропользование и инфраструктуру. Принципиальным различием между ними является цель передачи государственной собственности в концессию. Если в первом случае целью является изъятие государством природной ренты, то во втором — привлечение управленческого опыта частного капитала к созданию и управлению объектами инфраструктуры. Некоторые экономисты термин концессии ассоциируют с сырьевым сектором. Это связано с тем, что одними из первых концессионных соглашений были проекты, связанные с недропользованием. Практически до середины 1980-х гг. объектами концессий становились газовые и нефтяные месторождения. Однако эта эра завершилась наступлением энергетического кризиса в 1986 г. Газовым и нефтяным концессиям помогла выжить диверсификация производства через включение добычи других видов сырья. Привлекательными стали проекты, связанные с добычей драгоценных металлов, меди, никеля, угля. Начали развиваться концессионные отношения в обрабатывающей промышленности — нефтепереработке, нефтехимии, металлургии, производстве сжиженного газа. Механизм концессионной деятельности в области недропользования прост: государство предоставляет частному сектору право на эксплуатацию определенного участка недр в обмен на концессионную плату. При этом на протяжении нескольких веков наблюдались серьезные диспропорции в правах концедента и концессионера. Широкие полномочия концессионера и символическая концессионная плата позволяли использовать огромные государственные территории, извлекая при этом сверхприбыль. Изменение порядка использования государственной собственности пришелся на первую половину XX в., чему способствовали глобальные мировые процессы. Борьба колониальных стран за независимость, а так- же усиление государственного сектора в странах Запада после Второй мировой войны, последовавшая после этого национализация концессий и пересмотр условий действующих концессионных проектов привели к формированию модели хозяйства с прямым активным государственным управлением социально-производственной инфраструктурой. К середине 1980-х гг. стало очевидно, что такая форма государственного управления экономическими процессами неэффективна и неэкономична. Более того, наличие государственных монополий шло вразрез с формировавшейся глобальной либеральной концепцией, в соответствии с которой стал сокращаться государственный сектор, а функции управления важнейшими объектами жизнеобеспечения государство стало передавать частному бизнесу. В этом процессе ключевую роль сыграли концессии, механизм которых к тому времени существенно отличался от применявшегося ранее. Государство в качестве участника соглашения из слабой стороны превратилось в управленца, обладающего преимуществом в установлении условий концессионного соглашения с частным инвестором. Развитие концессий в области инфраструктуры также имеет весьма длительную историю. Еще в Римской империи мунисипы передавали в частное управление объекты инфраструктуры, такие как почтовые станции, порты, бани. Расцвет инфраструктурных концессий приходится на вторую половину XIX в. С помощью концессионных механизмов были созданы крупнейшие объекты инфраструктуры — железные и автомобильные дороги, судоходные каналы. На концессионную основу были переведены традиционно монопольные отрасли инфраструктуры. Однако к середине XX в. роль инфраструктурных концессий в мировом хозяйстве существен- но уменьшились. В международной теории и практике к инфраструктурным концессиям традиционно относят объекты в сфере транспорта, электро и водо снабжения, благоустройства территории, образования, туризма, охраны. Основной критерий передачи объектов государственной собственности в этих сферах — повышение экономической эффективности их эксплуатации при сохранении социальной направленности, а также их статуса как государственной собственности. В концессиях в области инфраструктуры между концедентом и концессионером устанавливается публично-правовой характер отношений, который оставляет за концедентом право в одностороннем порядке, без вмешательства суда изменять условия концессионного соглашения, а так- же применять санкции за недобросовестное исполнение концессионером взятых на себя обязательств, вплоть до расторжения соглашения. В то же время наличие такой диспропорции в правах участников концессионного договора компенсирует основной принцип гражданского права — эквивалентности и возмездности отношений. Это касается прежде всего финансовой сбалансированности концессионного соглашения и означает, что при выполнении принятых концессионером обязательств происходит одностороннее изменений условий соглашения со стороны концедента. Последний обязан возместить концессионеру все потери, в том числе упущенную выгоду. С начала 1990-х гг. во многих странах формируется концепция опоры на негосударственные источники финансирования, что дало новый импульс развитию концессий. Их механизм позволил привлечь частный сектор в отрасли, приватизация которых была невозможна, а также к созданию объектов, для строительства которых не хватало бюджетных средств. В 1992 г. появилась первая директива ЕС, в которой были сформулированы основные правила и процедуры по заключению контрактов с частными компаниями в сфере общественных услуг. Часть вопросов, касающихся государственно-частного партнерства затрагивалась в нормативных актах Европейского союза по либерализации отдельных отраслевых рынков: электроэнергии, газа, железных дорог. Наконец, в 2004 г. была выпущена Зеленая книга по государственно-частному партнерству и законодательству по государственным контрактам и концессиям. Сформированный эффективный механизм регулирования недропользования позволил ей в кратчайшие сроки стать не только крупнейшим экспортером углеводородов, но войти в число стран-лидеров по объему ВВП на душу населения5. Основной целью правительства Норвегии стало создание собственной промышленной базы в нефтедобывающей отрасли с опорой на прямые иностранные инвестиции. На начальном этапе реализации этой цели страна не располагала ни подготовленными профессиональными кадрами, ни технологиями нефтедобычи (особенно это касается работ на шельфе). Путем создания государственных компаний в нефтедобыче, которые представляли интересы государства, был обеспечен контроль за ходом выполнения программы. В на- стоящее время участие государства в инвестиционных проектах осуществляется через компании «Статойл», «Петоро» и «Норск Гидро». Прямое участие государства в инвестиционных проектах традиционно высоко. По мере приватизации данных компаний создаются новые. Существенные изменения в концессионном законодательстве произошли в период освобождения от колониальной зависимости. Баланс интересов концедента и концессионера был восстановлен за счет резкого сокращения прав последнего. Первая модернизированная концессия была образованна в 1948 г. в Венесуэле, когда к роялти добавили налог на прибыль концессионера. С этого времени концессионный механизм интенсивно развивался и совершенствовался, особенно в части платежей концессионеров. Распределение доходов зависело от степени риска осуществления инвестицион- ной деятельности в данной стране. С повышением риска большую долю ренты должен получать инвестор. Сегодня сравнительные уровни такой компенсации повсеместно определяются не представителями государства, а самим рынком — через механизм определения стоимости привлечения заемных средств. Суть концепции, принятой в 1992 г., заключается в привлечении частных инвесторов за счет собственных средств к строительству крупных государственных объектов, преимущественно в области общественной инфраструктуры. В таких проектах государство выступало лишь заказчиком, а не соинвестором. По завершении работ построенный объект обычно переходит в долгосрочную аренду на условиях его дальнейшего обслуживания и эксплуатации концессионером. По окончании срока аренды объект, как правило, переходит либо по символической стоимости или бесплатно заказчику — органам государственной или муниципальной власти. В соответствии с этой моделью в концессию частным инвесторам также могут передаваться уже существующие объекты. Государство оставляет за собой право контролировать их деятельность. В различных странах правительства привлекают масштабные инвестиции в инфраструктуру. Это заставляет искать новые механизмы финансирования. Финансовый кризис заметно ослабил возможности большинства кредитных учреждений инвестировать средства в крупномасштабные проекты. Многие потенциальные инвесторы считают, что государственно-частное партнерство, в том числе осуществляемое в форме концессий, является приоритетным и сохраняет возможности для финансирования перспективных проектов по развитию инфраструктуры. В 2007-2010 гг. в чистые концессии в мире инвестировалось в среднем $15 млрд в год. Практически все они распределялись между 5-10 странами. При реализации средних и крупных инфраструктурных проектов в странах Европы и США концессия также является наиболее распространенной формой государственно-частного партнерства. На концессии приходится от 60 до 80% партнерских договоров между государством и частным бизнесом. Особенно высока роль концессий в реализации крупных проектов в области транспортной инфраструктуры. Выводы по 1 главе: Таким образом, в данной главе сформулированы основные рекомендации по применению концессий как формы государственно-частного партнерства как на мировом, так и на отечественном значении. ГЛАВА II. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В МОСКОВСКОМ РЕГИОНЕ НА ПРИМЕРЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ КОЛЬЦЕВОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ-4 (ЦКАД-4) 2.1. Общая характеристика взаимодействия государственно-частного партнерства в сфере строительства дорог В настоящее время в сфере строительства дорог, ГЧП включает в себя финансирование строительства новых платных дорог на замену устаревшей системы, позволяя тем самым водителям не снижать скорость. Еще в транспортной стратегии РФ было отмечено, что до 2030 года, что нормативным требованиям соответсвуют лишь 38 процентов автомобильных дорог федерального значения. Традиционную форму реализации инфраструктурных проектов по строительству автомобильных дорог представляет собой государственные закупки. В этом случае подрядчик обязуется создать определенный объект инфраструктуры для государственного заказчика, а заказчик обязуется принять объект и оплатить работы. Между тем, в условиях ограниченности бюджетных ресурсов недостаток средств на строительство автомобильных дорог является ощутимым. Решать эту проблему необходимо за счет привлечения частных инвестиций в такие инфраструктурные проекты с помощью механизмов государственно-частного партнерства (далее —ГЧП).В Бюджетном Послании Президента РФ год назад отмечалось, что один из основных источников развития российской экономики является ГЧП. Учитывая низкую эффективность государственных закупок, ГЧП позволяет значительно повысить качество инвестирования в инфраструктуру. Передавая в частные руки ответственность за создание и эксплуатацию объекта, строительство которого осуществляется в рамках проекта ГЧП, создаются условия для наиболее эффективного использования бюджетных средств. В Российской практике механизмы ГЧП применяются достаточно давно. Так, еще в 2005 году был принят закон «О концессионных соглашениях». В ряде регионов есть свои нормативно-правовые акты в сфере ГЧП. Стадию апробации ГЧП России уже прошло. На начало 2014 года на разных стадиях реализации находится 131 проект ГЧП. Из них 70 проектов - концессионные соглашения, 46 - соглашения на основе регионального законодательства, 15 — иные формы, в том числе контракты жизненного цикла. С помощью концессионных соглашений, а также благодаря региональным законам, уже был реализован ряд крупных проектов. Например, в рамках проекта «Западный скоростной диаметр» в Санкт-Петербурге была построена дорога протяженностью 46,6 км с 14 транспортными развязками и средней шириной 6-8 полос. Еще один крупный проект в сфере дорожного строительства - это скоростная автомагистраль Москва — Санкт-Петербург. Ее строительство осуществляется в рамках концессионного соглашения. В итоге протяженность трассы должна составить 684 км с 36 разноуровневыми транспортными развязками. Добраться на автомобиле из Северной Столицы в Москву можно будет менее чем за 5 часов. В «Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года» предполагается довольно масштабная программа развития дорожной сети. Важнейшая роль для реализации проектов в сфере дорожного строительства отводится механизмам ГЧП. Однако, регионы на практике не столь активно используют механизмы государственно-частного партнерства. Вместе с тем руководству регионов необходимо мыслить стратегически. Прокладывая дороги сегодня, мы обеспечиваем инвестиции завтра. 2.2 Анализ реализации договора концессии на ЦКАД-4 2 июня 2017 года в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2017) Государственная компания «Автодор» и ООО «Юго-Восточная магистраль» подписали концессионное соглашение относительно финансирования, строительства и эксплуатации 4-го пускового комплекса Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД). Прогнозируемая интенсивность движения на 2030 год составляет 40,3 тыс. автомобилей в сутки. Участок будет соответствовать категории IA, что означает автомагистраль с расчетной скоростью движения 140 км/ч. Первая очередь строительства предполагает обустройство четырех полос для движения (по две в каждом направлении).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 35 страниц
350 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 34 страницы
120 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 44 страницы
528 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 36 страниц
432 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 36 страниц
432 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 36 страниц
432 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg