ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ФИНАНСОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
1.1 Сущность и виды финансовой экономической безопасности
На сегодняшний день можно выделить достаточно много определений понятия «безопасность». «Безопасность — это отсутствие какого-либо риска, в случае которого могут возникать негативные последствия в отношении кого-либо или чего-либо». Также следует отметить, что безопасность всегда обеспечивается ресурсами, имеющими денежный эквивалент, именно поэтому любая безопасность, безусловно , содержит в себе экономическую составляющую.
Одной из важнейших составляющих экономической безопасности РФ в современных условиях является финансовая безопасность (ФБ).
В настоящее время существует множество определений понятия «финансовая безопасность»,но опираясь на последние общемировые данные в этой сфере ,можно сформулировать наиболее полное определение данного понятия.
Финансовая безопасность- это такое состояние финансов и финансовых институтов, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных экономических интересов, гармоничное и социально направленное развитие национальной экономики, финансовой системы и всей совокупности финансовых отношений и процессов в государстве, готовность и способность финансовых институтов создавать механизмы реализации и защиты интересов развития национальных финансов, поддержка социально - политической стабильности общества, а так же формирование необходимых и достаточных финансово-экономических условий для сохранения целостности и единства финансовой системы в целом.
Финансовая экономическая безопасность имеет достаточно сложную внутреннюю структуру, в которой можно выделить три важнейших элемента:
1. Экономическая независимость не носит абсолютного характера ,поэтому есть возможность контроля за национальными ресурсами, достижение уровня производства, обеспечивающего её конкурентоспособность и позволяющего участвовать в мировой торговле, кооперационных связях и обмене научно-техническими достижениями.
2. Устойчивость и стабильность национальной экономики, предусматривающие защиту собственности во всех её формах, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности, сдерживание факторов, которые способны дестабилизировать криминогенную ситуацию.
3. Способность к саморазвитию и прогрессу, что очень важно в настоящее время . Создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, модернизация производства, повышение профессионального, образовательного и общекультурного уровня работников становится необходимыми и обязательными условием устойчивости и самосохранения национальной экономики.
Чем более устойчива экономическая система, а также соотношение производственного и финансово-банковского капитала, тем более эффективнее экономика и оценка ее безопасности. Нарушение пропорций и связей между разными компонентами системы, безусловно, ведет к дестабилизации и является сигналом перехода экономики от безопасного состояния к опасному.
Для более полного понимания финансовой экономической безопасности стоит рассмотреть ряд подходов к определению финансовой безопасности РФ.
Подходы к определению финансовой безопасности :
1. Ресурсно-функциональный – данный подход выражается в защищенности финансовых интересов субъектов хозяйствования на всех уровнях финансовых отношений ,а также в обеспеченности предприятий финансовыми ресурсами, достаточными для удовлетворения и выполнения их потребностей;
2. Статистический – такой подход предусматривает сбалансированность и устойчивость к внутренним и внешним негативным воздействиям, способность предупреждать внешнюю финансовую экспансию ,а также обеспечивать эффективное функционирование и экономический рост;
3. Нормативно-правовой - данный подход направлен на создание условий функционирования, при которых фактически отсутствует возможность направлять финансовые потоки в закрепленные законодательными нормативными актами сферы их использования.
1.2 Угрозы финансовой безопасности государства
Угрозы финансовой экономической безопасности России в общем виде можно разделить на внутренние и внешние.
Внутренние угрозы в основном возникают из-за просчетов органов власти и управления и инымх отклонениях (бесхозяйственность, волокита, разнообразные экономические преступления и т.д.) в управлении финансовой системы государства.
К внешним угрозам финансовой безопасности можно отнести интернационализацию и глобализацию мирового хозяйства. Именно эти явления оказывают существенное влияние на мировую финансовую ситуацию в стране ,а также на изменение содержания финансовых потоков.
Анализ внутренних и внешних угроз финансовой безопасности достаточно важен как с позиции их предотвращения и прогнозирования, так и с позиции разработки стратегии финансовой безопасности. Обеспечение финансовой безопасности в внешнеэкономической сфере предполагает выработку пороговых значений на федеральном и региональном уровнях и оформление точных показателей, которые будут способствовать снижению рисков.
На федеральном уровне в качестве минимальных значений финансовой безопасности выступает две группы значений, разработанных на базе показателей, отражающих главные национальные интересы, утвержденные на уровне Правительства РФ, Министерством экономического развития и торговли РФ.
Система индикаторов финансовой безопасности позволяет определять уровень будущих рисков и угроз ,а соответственно выявлять очаги их возникновения. Так, появляется возможность вырабатывать и реализовывать комплекс мер, направленных на снижение уровня угроз в финансовой сфере.
Ежегодно федеральные органы исполнительной власти во главе с Минэкономразвития России разрабатывают прогнозы социально-экономического развития РФ на будущий год , а Минфин России - проект государственного бюджета. В данных документах содержатся показатели, которые характеризуют степень экономической безопасности страны.
Таблица 1
Динамика некоторых показателей ФБ РФ за период с 2015г. по 2017 г.
Показатели Пороговые значение Показатели РФ
2015 2017
Внешний долг, % к ВВП 30 36 33
Инвестиции в основной капитал, % к ВВП 25 16,8 20,6
Дефицит федерального бюджета, % к ВВП 3 4,3 4,1
Уровень инфляции, % 125 12,4 8,7
В таблице 1 представлена динамика некоторых показателей ФБ РФ за период с 2015г. по 2017г.
График 1
Проанализировав данные графика можно сделать вывод о том , что в РФ инвестиции в основной капитал ниже минимума (2015г. - 16,8%; 2017г.-20,6), именно поэтому Правительство с каждым годом стремится увеличивать этот показатель. Для подъема экономики необходимо повысить долю инвестиций к ВВП как минимум до 25% - это одна из величин минимального значения.
График 2
График 3
На графике можно наблюдать ,что показатель внешнего долга превышает пороговое значение, но в сравнении данных 2015г.(36%) с 2017г.(33%) наблюдается тенденция к его снижению.
График 4
Согласно данной статистике, дефицит федерального бюджета в России превышает свое пороговое значение и имеет сравнительно небольшую тенденцию к снижению до порогового уровня (2015г.-4,3%, 2017г.-4,1%), но к 2015 году планируется снизить дефицит до нулевого значения.
График 5
Из представленных данных можно отметить , что уровень инфляции в динамике стремительно снижается (2015г.-12,4%, 2017г.-8,7%). Так, Россия ставит задачу в ближайшие годы выйти на уровень инфляции не выше 5%.
Рассмотрим график финансовых вложений по регионам за 2017-1018гг.
График 6
Финансовые вложения по регионам 2017-2018 г.
На основе данной статистики можно сделать вывод о том, что в центральном регионе наблюдается наибольшее число финансовых вложений(движение инвестиций организации в государственные ценные бумаги, акции, облигации ), что ,безусловно, сильно отражается на стабильной и устойчивой экономике стран, входящих в данный регион.
Финансовая безопасность субъектов экономики предусматривает отсутствие угроз их ликвидации (банкротства) и сведение к минимуму различных финансовых потерь. Такое состояние возможно только при наличии достаточно высокого уровня финансовой устойчивости предприятия. Добиться таких ориентиров можно путем правильной организации бухгалтерского учета и анализа на фирме . К числу наиболее перспективных мероприятий можно отнести: налоговую оптимизацию, в том числе – минимизацию обязательных страховых взносов во внебюджетные фонды; управленческий учет, позволяющий определять эффективность деятельности предприятий в разрезе центров ответственности, прибыли, инвестиций и принимать обоснованные управленческие решения. Внедрение минимизации обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды приводит к сокращению совокупных расходов фирмы, что, безусловно, увеличивает размер чистой прибыли. А это и является залогом ее стабильного финансового положения.
Поэтому финансовая безопасность предприятий – фактор развития их ипотечного кредитования. Для достижения оптимального уровня финансовой безопасности компаниям необходимо правильно организовывать систему бухгалтерского учета, а именно применять налоговую оптимизацию и использовать элементы управленческого учета и анализа. Развитие ипотечного кредитования для юридических лиц, в свою, очередь будет выгодно, как для заемщиков, так и для банковского сектора экономики.
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
2.1 Внутриэкономическая финансовая безопасность
Традиционно под экономической безопасностью региона понимается такое состояние экономики, при котором присутствует возможность и готовность государства обеспечивать защиту национальных, региональных, локальных, а также личных интересов населения. Комплексный подход к обеспечению финансовой экономической безопасности требует изучения ее как сложной системы, главнейшими составляющими которой являются производственная, продовольственная, внешнеэкономическая, инфраструктурная и другие безопасности. Среди перечисленных элементов следует зациклить внимание на инфраструктурной безопасности, так как именно от нее зависит функционирование национальной и региональной экономики.
По некоторым оценкам, несбалансированность и недофинансирование инфраструктуры (только по ОАО «РЖД» более 40% за последние 7 лет) стали одной из главных причин снижения пороговой безопасности национальной экономики. К инфраструктуре можно отнести отрасли, создающие условия для жизнедеятельности общества. Она включает в себя производственную инфраструктуру – отрасли, непосредственно обслуживающие производство (транспорт, связь, электро-, газо-, водоснабжение и пр.); социальную – системы здравоохранения и образования, жилищно- коммунальное хозяйство, информационную инфраструктуры и пр.. Новая инфраструктурная реальность такова, что в настоящее время устойчивому экономическому развитию региона угрожает система рисков, которые обусловлены глобализацией территориальных экономических систем, повышением взаимосвязи и хозяйственной интеграции, обострением терроризма и военных угроз, а также усилением возможности техногенных катастроф и природных катаклизмов. В данных условиях особенно уязвимой становится критическая инфраструктура, которая представляет часть гражданской инфраструктуры, важной для государства настолько, что выход из строя или уничтожение ее может привести к губительным последствиям в области обороны, здравоохранения и безопасности национальной и региональной экономики. Проблема управления критической инфраструктурой весьма актуальна для Российской Федерации, о чем свидетельствуют данные Корпорации Symantec, которая опубликовала результаты исследования степени защищенности критически опасных объектов в России. Данные анализа показывают:
• 33 % объектов критической инфраструктуры не осуществляют должным образом мониторинга информационной безопасности;
• 34 % объектов критической инфраструктуры не применяют достаточных мер для защиты сети;
• исполнительное руководство 35 % объектов критической инфраструктуры не осознает важности угроз информационной безопасности в достаточной мере;
• 45 % объектов критической 200 ? оптимизация корпоративной, отраслевой и территориальной инфраструктуры энергетических компаний; ? исследование демографического сектора как критической сферы, важность которой значительно возросла вследствие распада СССР и обострения демографической ситуации, связанной не только с падением естественного прироста населения, но и миграционными процессами в странах СНГ; ? разработка комплекса методов моделирования построения интеллектуальных систем ситуационного управления в критических инфраструктурах (в частности, семантическое моделирование, онтологическое, когнитивное, событийное и вероятностное моделирование и др.). Критичность объекта инфраструктуры во всем мире определяется на государственном уровне, критические для функционирования государств предприятия и отрасли фиксируются в специальных перечнях. На основе находящихся в открытом доступе трактовок критической инфраструктуры следующими организациями: министерство внутренней безопасности США; центр защиты национальной инфраструктуры Великобритании; федеральное управление по информационной безопасности Германии; правительство Австралии – можно определить отрасли, наиболее часто относимые к критической инфраструктуре.
В современных условиях в Российской Федерации нельзя выделить единый перечень элементов критической инфраструктуры. Но несмотря на это, имеется определенная нормативно-правовая база, состоящая из различных законов, постановлений и указов, выпущенных Правительством РФ, Советом Безопасности, ФСБ и Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК), в которых даются определения таких понятий информационной структуры. Неотъемлемыми документами в этой сфере являются Система признаков критически важных объектов и критериев отнесения функционирующих в их составе информационно- телекоммуникационных систем к числу защищаемых от деструктивных информационных воздействий и Основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности автоматизированных систем управления производственными и технологическими процессами критически важных объектов инфраструктуры Российской Федерации. В последнее время усиливается внимание к вопросам управления критической инфраструктурой. Так, были введены следующие законопроекты: – Национальный стандарт Российской Федерации «Устойчивость функционирования сети связи общего пользования», дата введения 2009- 10-01; – Федеральный закон № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» от 09 февраля 2007 г., на основании которого в 2016 году была издана «Методика проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств»; – 25 января 2017 года в первом чтении Государственная Дума приняла законопроект «О безопасности критической информационной инфраструктуры». Обострение проблем, связанных с новой инфраструктурной реальностью, требует внесение в формат стратегического прогнозирования и планирования социально-экономического развития региона в качестве необходимого компонента раздел, который касается нейтрализации рисков региональной критической инфраструктуры и включает в себя следующие блоки:
1 блок – определение главной цели, которая состоит в защите жизни населения, снижение до минимально возможного уровня рисков неконтролируемого вмешательства в процессы функционирования инфраструктурных систем, а также минимизацию негативных последствий данного вмешательства.
2 блок – идентификация категории угроз в зависимости от факторов риска, с которыми сталкиваются инфраструктурные организации, к ним относятся: – человеческий фактор (отсутствие осознанного восприятия проблемы безопасности, недостаточная квалификация персонала, человеческие просчеты и пр.); ? организационный фактор (концентрация жизненно важных ресурсов, критических для предприятия элементов инфраструктуры, что приводит к рассредоточению ответственности); ? природный фактор (стихийные бедствия, эпидемии); 202 ? информационный фактор (сложность информационных систем; растущая зависимость от информационных систем, всеобъемлющие информационные всемирные сети; короткие инновационные циклы; создание сетей элементов критической инфраструктуры интернет.
3 блок – анализ потребности в защите – осуществляется путем последовательного решения двух задач: анализа уязвимости критических зон региона, с одной стороны, и анализа опасности критической инфраструктуры территории, с другой. Одновременное решение этих двух задач позволяет определить: ? различные варианты проявления событий риска для каждого объекта критической инфраструктуры; ? экспертные оценки для каждой из возможных комбинаций угроз для объектов инфраструктуры (оценка ущерба; оценка вероятности возникновения рискованной ситуации; оценка величины риска).
4 блок – анализ сетевой структуры объектов критической инфраструктуры региона и выявление наиболее важных из них: ? формирование матрицы связанности подсистем региональной критической инфраструктуры; ? прогнозирование цепочек отказов в секторах критической инфраструктуры; ? поиск наиболее уязвимых секторов критической инфраструктуры, отказ которых оказывает наибольший негативный эффект на региональную экономику.
5 блок – создание имитационной модели – использование программы для исследования системы в изменившейся ситуации: ? инициирование аварийных событий в региональной экономике; ? непосредственное управление состоянием критически опасных инфраструктурных объектов; ? отображение «каскадного эффекта» - мультипликационного эффекта негативного воздействия аварийного состояния объекта критической инфраструктуры на состояние национальной и региональной экономики.
6 блок – определение финансовых ресурсов, необходимых для нейтрализации рисков безопасности объектов критической инфраструктуры региона.
7 блок - система мероприятий по обеспечению безопасности системы критической инфраструктуры региона – комплекс организационно- технических и кадровых мер, служащих воспроизводству деятельности региона непосредственно после возникновения критической ситуации. Основные из них: 1. Внедрение системы риск-менеджмента как средства повышения безопасности региона с целью предотвращения, предупреждения и 203 контроллинга инфраструктурного риска для адаптации политики территории к его проявлению. Формирование менеджмента по обеспечению непрерывности бизнес – процессов, что требует создания резервных мощностей и запасного производства по территории региона с учетом следующих требований: а) рассредотачивание резервных мощностей по территории региона; б) обеспечение достаточного количества производственного сырья; в) создание резерва персонала.. Как показал анализ, особое значение имеет систематическая интеграция различных процессов, имеющих значение для обеспечения безопасности. В этой связи необходимо практиковать объединение в единую сеть автономных частей менеджмента по обеспечению безопасности (информационная безопасность, кадровая безопасность, охрана объектов и др.). Так, например, возможен такой организационный подход к повышению безопасности систем критической инфраструктуры в регионе, как интеграция модулей управления различными видами критической инфраструктуры в одном центре. Подобный метод применяет американская компания McAfee, которая имеет самую крупную инфраструктуру безопасности, насчитывающую 5 млн. рабочих мест (этот метод носит название McAfee Security Connected и призван совместить все имеющиеся средства безопасности в едином корпоративном периметре безопасности, уменьшить операционную нагрузку на штат и снизить уровень риска безопасности до приемлемого).
8 блок – мониторинг-контроль обеспечения безопасности критической инфраструктуры, в ходе которого потребуется создание индивидуального профиля защиты каждого критически опасного объекта инфраструктуры территории: базовая система мер и требований для каждого объекта региональной инфраструктуры; сбор информации; оценка рисков невыполнения требований. Следует отметить, что стратегическое планирование и прогнозирование социально-экономического развития региона представляет собой циклический процесс, в ходе которого знания о действительном состоянии системы региональной критической инфраструктуры расширяются и уточняются, а цели и инструменты ее регулирования непрерывно корректируются.