Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Методика обучения креативному письму обучающихся старших классов средней общеобразовательной школы (на базе англоязычных текстов)

irina_k20 1775 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 71 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.06.2020
Актуальность темы исследования обусловлена современными критериями, предъявляемые к оценке письменной речи обучающихся средней общеобразовательной школы, высоким потенциалом технологии креативного письма, которая способствует повышению уровню владения коммуникативной компетенцией. Цель исследования заключается в рассмотрении теоретических основ и методической разработке экспериментально апробированной системы упражнений для обучения креативному письму обучающихся старших классов средней общеобразовательной школы на материале англоязычных текстов. Данная цель определяет следующие задачи исследования: 1) рассмотреть проблему творчества и креативности в психолого-педагогическом аспекте; 2) изучить особенности обучения иноязычной письменной речи в средней общеобразовательной школе; 3) проанализировать современные технологии и приемы обучения креативному письму; 4) выявить эффективные условия для успешного обучения креативному письму обучающихся старших классов; 5) разработать систему упражнений для обучения креативному письму на материале англоязычных текстов; 6) описать проведение экспериментального исследования. Гипотезой исследования является предположение о том, что обучение креативному письму будет успешным и эффективным, в случае: – поэтапного обучения письменной речи; – положительной мотивации к учебной и творческой деятельности обучающихся; – соблюдения необходимых условий для успешного обучения креативному письму; – использования специальной системы упражнений. Объектом исследования является процесс обучения иноязычной письменной речи обучающихся старших классов средней общеобразовательной школы. В качестве предмета исследования выступает методика обучения креативному письму на материале англоязычных текстов обучающихся старших классов средней общеобразовательной школы. Научная новизна исследования состоит в разработке системы упражнений для обучения креативному письму, которая будет способствовать формированию умений и навыков письменной речи и развитию творческих способностей обучающихся. Теоретические основы исследования. Теоретической основой обучения послужили положения, разработанные в отечественных и зарубежных трудах по теории и методике преподавания иностранного языка (Л. С. Андреевская-Левенстерн, Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез, И. Я. Зимняя, Е. И. Пассов, А. Н. Щукин), по теории обучения письму (Ю. А. Жигалов, Р. П. Мильруд, Г. В. Рогова, Е. Н. Соловова); по проблеме творчества и креативности (В. И. Андреев, Т. А. Барышева, Л. С. Выготский, Ж. Годфруа, Н. Г. Кизрина, К. В. Макарова, О. И. Савилова, Д. Симпсон, П. Торранс, Л. М. Фридман, Э. Фромм, Н. Ю. Хрящева) Для решения сформулированных выше задач использовались следующие методы исследования: – аналитический и сравнительный анализ психологической, лингвистической и методической литературы по проблеме обучения креативному письму; – проведение педагогического эксперимента; – анализ и описание количественных и качественных результатов исследования. Теоретическая значимость исследования состоит в разработке основ формирования навыков креативного письма у обучающихся старших классов средней общеобразовательной школы. Практическая значимость исследования состоит в возможности применения системы упражнений для обучения креативного письма в школе. Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения. Во Введении раскрывается актуальность темы исследования, определяется цель, задачи, гипотеза, объект, предмет и методы исследования, формулируется научная новизна, теоретическая и практическая значимость. В первой главе работы раскрываются понятия «творчество» и «креативность» в психолого-педагогической литературе, рассматриваются особенности обучения иноязычной письменной речи в средней общеобразовательной школе, а также современные технологии и приемы обучения креативному письму. Во второй главе исследуются эффективные условия для успешного обучения креативному письму обучающихся старших классов, разработка системы упражнений на материале англоязычных текстов и описывается экспериментальное исследование. Заключение отражает основные результаты исследования и выводы работы. Список использованных источников состоит из 69 наименований.
Введение

Современные тенденции в системе образования, такие как компьютеризация и информатизация, приводят к увеличению объема самостоятельной работы школьников в процессе обучения. Поисковая работа информации, ее обработка направлены непосредственно на обучение иностранному языку, для участия в различных проектах, разработках или исследованиях. Разнообразие видов деятельности в процессе обучения диктует необходимость формирования у обучающихся творческого подхода при использовании навыков и умений и, следовательно, необходимость внедрения в учебный процесс деятельности, которая направлена не только на усвоение готовых знаний, но и на развитие нестандартного мышления, творческих способностей и качеств личности. Проецируя данную проблему на сферу обучения иностранным языкам, необходимо отметить наличие коммуникативной направленности, закрепленной федеральным государственным образовательным стандартом, что подтверждается развивающимися межкультурными связями, а также опытом преподавания иностранных языков. Акцент в обучении иноязычной коммуникации неправомерно смещен к устной речи, а такому продуктивному виду речевой деятельности, как письмо, до сих пор уделяется недостаточно внимание. Многим обучающимся предстоит сдавать единый государственный экзамен по иностранному языку, который включает в себя письменные задания, а именно написание письма личного характера и развернутое письменное высказывание с элементами рассуждения. Данные задания вызывают наибольшую трудность у школьников, в которых они допускают многочисленные ошибки различного характера (ошибки правописания, лексико-грамматические и стилистические ошибки, нарушение логики при изложении мыслей в письменной форме). Формирование навыков письменной речи становится все более актуальной темой на данном этапе реформирования системы образования. Но проблема заключается в том, что обучающиеся не всегда спешат выполнять письменные задания. Поэтому учителя стараются разнообразить формы работы на уроках иностранного языка. На наш взгляд, таким универсальным средством, которое может одновременно выполнять и учебную, и познавательную, и воспитательную функции может стать креативное письмо. Данная методика предполагает научить обучающихся писать тексты, используя различные средства выразительности. К креативному письму можно отнести разного рода письменные задания, которые ученики выполняют как индивидуально, так в парах или группах. Технология креативного письма помогает решить многие задачи в обучении письменной речи на иностранном языке. Это эффективный метод, применяя который, учителя помогут обучающимся создавать оригинальные письменные тексты.
Содержание

Введение.............................................................................................................. 3 1Теоретические основы обучения креативному письму на иностранном языке..................................................................................................................... 8 1.1 Проблема творчества и креативности: психолого-педагогический аспект................................................................................................................. 8 1.2 Обучение иноязычной письменной речи в средней общеобразовательной школе........................................................................... 1.3 Современные технологии и приемы обучения креативному письму................................................................................................................ 14 21 2 Методический потенциал креативного письма в обучении английскому языку обучающихся старших классов средней общеобразовательной школы на базе англоязычных текстов............................................................. 32 2.1 Эффективные условия для успешного обучения креативному письму обучающихся старших классов........................................................ 2.2 Система упражнений для обучения креативному письму на материале англоязычных текстов.................................................................. 2.3 Проведение экспериментального исследования................................... 32 38 52 Заключение.......................................................................................................... 60 Список использованных источников................................................................ Приложение А..................................................................................................... 62 69
Список литературы

1. Андреев, В. И. Диалектика воспитания творческой личности : Основы педагогики творчества / В. И. Андреев. – Казань : Изд-во Казан. ун-та, 1988. – 238 с. 2. Андреевская-Левенстерн, Л. С. Методика преподавания французского языка в средней школе : для факультетов иностр. яз. пед. ин-тов / Л. С. Андреевская-Левенстерн. – М. : Высшая школа, 1973. – 272 с. 3. Барышева, Т. А. Психолого-педагогические основы развития креативности : учеб. пособие / Т. А. Барышева, Ю. А. Жигалов. – Спб. : СПГУТД, 2006. – 268 с. 4. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – 4-е изд., расш. – Спб. : Прайм-Еврознак, 2008. – 672 с. 5. Васичкина, О. Н. Особенности обучения письменной профессиональной коммуникации [Электронный ресурс] / О. Н. Васичкина // Lingua mobilis. – 2011. – № 4 (30). – С. 89–91. – URL : https://cyberleninka.ru. 6. Великий Гэтсби / Ф. Скотт Фицджеральд ; предисл., коммент. Е. В. Угаровой. – М. : Айрис-пресс, 2014. – 288 с. 7. Венгер, Л. А. Педагогика способностей / Л. А. Венгер. – М. : Знание, 2011. – 117 с. 8. Вторушина, Н. Ю. Письмо и письменная речь в обучении иностранному языку / Н. Ю. Вторушина // Альманах современной науки и образования. – Тамбов : Грамота, 2010. – № 1(32). – В 2 ч. – Ч. 2. – С. 129–132. 9. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – Спб. : СОЮЗ, 1997. – 96 с. 10. Гальскова, Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам : пособие для учителя / Н. Д. Гальскова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : АРКТИ, 2003. – 192 с. 11. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика : учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. – 7-е изд., стер. – М. : Академия, 2013. – 336 с. 12. Гез, Н. И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе : учебник / Н. И. Гез, М. В. Ляховицкий, А. А. Миролюбов. – М. : Высшая школа, 1982. – 373 с. 13. Гордость и предубеждение : по роману Джейн Остин ; на англ. яз. – Новосибирск : Норматика, 2013. – 256 с. 14. Грозовой перевал : по роману Эмили Бронте / пересказ Джейн Бингем. – М. : Астрель : АСТ ; Владимир : ВКТ, 2014. – 157 с. 15. Дойль, А. К. Приключения Шерлока Холмса ; на англ. яз. / А. К. Дойль. – М. : Эксмо, 2015. – 640 с. 16. Еремина, Л. И. Развитие креативности личности : психологический аспект [Электронный ресурс] / Л. И. Еремина // Общество: социология, психология, педагогика. – 2014. - № 1. – С. 42-47. – URL : https://cyberleninka.ru. 17. Зеленковская, Т. П. Через технологию развития критического мышления – к креативному письму / Т. П. Зеленковская // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – URL : http://открытыйурок.рф/статьи/514153. 18. Кизрина, Н. Г. Обучение студентов третьего курса языкового вуза креативному письму : дис. …канд. пед. наук / Кизрина Наталья Геннадьевна ; НГЛУ им. Н. А. Добролюбова. – Н. Новгород, 2009. – 179 с. 19. Колкер, Я. М. Практическая методика обучение иностранному языку : учеб. пособие для филол. специальностей высш. пед. учеб. заведений / Я. М. Колкер, Е. С. Устинова, Т. М. Еналиева. – М. : Академия, 2000. – 264 с. 20. Коськова, О. Н. Приемы развития навыков креативного письма при обучении немецкому языку этапах / О. Н. Коськова // Фестиваль педагогических идей «Открытый Урок». – URL : http://открытыйурок.рф/статьи/640017. 21. Креативная педагогика. Методология, теория, практика / под ред. В. В. Попова, Ю. Г. Круглова. – 3-е изд. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 322 с. 22. Кристи, А. Убийство в Восточном экспрессе ; на англ. яз. / А. Кристи. – М. : Эксмо, 2016. – 320 с. 23. Кудряшова, О. В. Компетентностный подход к обучению письменной речи как проблема теории и практики обучения иностранным языкам / О. В. Кудряшова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – 2007. – № 1. – С. 36-41. 24. Курьянович, А В. О роли эпистолярных текстов в развитии коммуникативной компетенции школьников / А. В. Курьянович // Научно-педагогическое обозрение. – 2013. – № 2. – С. 58–63. 25. Леонтьев, А. А. Педагогическое общение / А. А. Леонтьев. – М. – Начальник : Эль-Фа, 1996. – 96 с. 26. Ли, Х. Убить пересмешника ; на англ. яз. / Х. Ли. – М. : АСТ, 2013. – 400 с. 27. Лотман, Ю. А. Структура художественного текста / Ю.А. Лотман. – М., 2010. – 285 с. 28. Лук, А. Н. Мышление и творчество / А. Н. Лук. – М.: Политиздат, 2006. – 144 с. 29. Мадылканова, Г. Ш. Роль креативности в обучении иностранному языку [Электронный ресурс] / Г. Ш. Мадылканова // Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. – 2016. – № 8. – С. 181–183. – URL : https://elibrary.ru. 30. Макарова, Ю. А. Креативное письмо с использованием музыки для эффективного обучения иноязычной письменной речи и развития творческих способностей студентов неязыкового вуза / Ю. А. Макарова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2015. – Вып. 4 (157). – С. 87–91. 31. Макарова, Ю. А. Техника «Креативное письмо на основе литературных текстов» в процессе обучения иноязычной письменной речи / Ю. А. Макарова // Актуальные вопросы филологии и лингвистики. – 2015 . – С. 191–196. 32. Маслоу, А. Г. Дальние пределы человеческой психики / пер. с англ. А. М. Татлыбаевой. – Спб. : Евразия, 2002. – 432 с. 33. Маслоу, А. Г. По направлению к психологии бытия / пер. с англ. Е. Рачкова, Е. Рыбина. – М.: Эксмо-Пресс, 2002. – 272 с. 34. Махмурян, К. С. Методические основы подготовки учителя иностранного языка в системе дополнительного профессионального образования : монография / К. С. Махмурян. – М. : Университет, 2008. – 405 с. 35. Методика преподавания русского языка как иностранного : учеб. пособие / под ред. А. А. Леонтьева. – М. : Русский язык, 1988. – 183 с. 36. Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений различных жанров»: (8–9 кл.) : пособие для учителя / Т. А. Ладыженская, Ю. И. Равенский, П. Ф. Ивченко и др. – М. : Просвещение, 1990. – 127 с. 37. Мещеряков, В. Н. Жанры школьных сочинений: теория и практика написания: учебно-методическое пособие для студентов и учителей-словесников / В. Н. Мещеряков. – 3-е изд. – М. : Флинта; Наука, 2001. – 256 с. 38. Моэм, У. С. Театр : Книга для чтения на английском языке / У. С. Моэм. – Спб. : Корона принт, КАРО, 2013. – 384 с. 39. Павлик, О. Б. Использование креативного письма в обучении иностранному языку [Электронный ресурс] / О. Б. Павлик // Актуальные вопросы психологии и педагогики. – 2014. - № 34 – С. 117–122. – URL. : https://elibrary.ru. 40. Пассов, Е. И. Основы методики обучения иностранным языкам / Е. И. Пассов. – М : Русский язык, 1977. – 216 с. 41. Присяжная, А. Ф. Педагогическое прогнозирование в системе непрерывного педагогического образования : методология, теория, практика : дис. … д-ра пед. наук / Присяжная Алла Федоровна ; Уральский государственный педагогический университет. – Екатеринбург, 2006. – 380 с. 42. Савилова, О. И. О креативном письме на занятиях по немецкому языку / О. И. Савилова // Вестник Томского государственного университета. – 2008. – С. 143–144. 43. Салов, Ю. И. Психолого-педагогическая антропология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю. И. Салов. – М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 256 с. 44. Система обучения сочинениям в 4–8 классах / под ред. Т. А. Ладыженской. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Просвещение, 2003. – 367 с. 45. Сластенин, В. А. Педагогика : учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев. – 4-е изд. – М. : Школьная Пресса, 2002. – 512 с. 46. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам : продвинутый курс / Е. Н. Соловова. – М. : АСТ : Астрель, 2008. – 238 с. 47. Станкин, М. И. Профессиональные способности педагога : акмеология воспитания и обучения / М. И. Станкин. – М. : Москов. психолого-социальный ин-т ; Флинта, 2008. – 368 с. 48. Твен, М. Приключения Тома Сойера ; на англ. яз. / М. Твен. – М. : Айрис-пресс, 2015. – 224 с. 49. Уайльд, О. Портрет Дориана Грея ; на англ. яз. / О. Уайльд. – Москва : Издательство «Э», 2018. – 352 с. 50. Уэллс, Г. Дж. Человек-невидимка = The Invisible Man / Г. Дж. Уэллс. – Москва : Издательство АСТ, 2016. – 125 с. 51. Хемингуэй, Э. По ком звонит колокол : [роман] ; на англ. яз. / Э. Хемингуэй. – Москва : Издательство АСТ, 2015. – 640 с. 52. Цветков, А. Н. Методы решения творческих задач в менеджменте: учеб. пособие / А. Н. Цветков, В. Е. Зарембо. – М. : КНОРУС, 2011. – 152 с. 53. Швец, Л. Г. Письмо и письменная речь в обучении иностранным языкам / Л. Г. Швец // Гуманитарные науки. – 2012. – № 4. – С. 71–74. 54. Шекспир, У. Ромео и Джульетта ; на англ. яз. / У. Шекспир. – М. : Айрис-пресс, 2015. – 80 с. 55. Щукин, А. Н. Методика преподавания русского языка как иностранного / А. Н. Щукин. – М. : Высшая школа, 2003. – 334 с. 56. Ярмер, Н. Д. Креативное письмо как форма развития познавательного интереса / Н. Д. Ярмер, М. Н. Унру // Вестник ОГПУ. – 2010. – №1–2. – С. 122–125. 57. Barron, F. Putting Creativity to Work / F. Barron // The Nature of Creativity. – Sternberg R. J. (Ed.) Cambridge, 1988. – P. 76–98. 58. Beno, E. Kreatives Schreiben im DaF-Unterricht. Schreiben zu und nach literarischen Schreibpadagogik / E. Beno // Neue Didaktik. – 2011. – № 1. – P. 79–96. 59. Bottcher, I. Kreatives Schreiben / I. Bottcher. – CornelsenVerlag Scriptor GmbH and Co. KG Berlin, 1999. 60. Bottcher, I. (Hrsg.): Kreatives Schreiben. Grundlagen und Methoden. Beispiele fur Facher und Projekte. Schreibecke und Dokumentation / I. Bottcher. – Berlin, 2014. – P. 47–155. 61. Boulanger, Chr. Das Schreiben von Kurzessays [Электронный ресурс] / Chr. Boulanger. – Berlin, 2003 – URL : http://userpage.fu-berlin.de/~boulang/proseminar/techniken/essays.htm. 62. Brauer, G. Schreibend lernen. Grundlagen einer theoretischen und praktischen Schreibpadagogik / G. Brauer. – Innsbruck : Studien-Verlag, 2008. – 232 p. 63. Gay, M. Turen zur Fantasie. Kreatives Schreiben im Unterricht mit 100 Schreibspielen / M. Gay. – Berlin, 2012. – P. 9. 64. Kromer, Astrid. Was sagt der Tiger? Kinder und Jugendliche lernen Kreatives Schreiben / Astrid Kromer. – Berlin, 2006. 65. Spinner, K. Kreativer Deutschunterricht / K. Spinner. – Seelze: Kallmeyer Verlag, 2001. – 192 p. 66. Spinner, K. Produktive Verfahren im Literaturunterricht / K. Spinner // Neue Wege im Literaturunterricht. – Hannover : Schrodel, 1999. – P. 33–41. 67. Taylor, C. W. Various Approaches to and Definitions of Creativity / C. W. Taylor // The Nature of Creativity. – Sternberg R. J. (Ed.) Cambridge, 1988. – P. 99–124. 68. Torrance, E. P. Guiding creative talent / E. P. Torrance. – Englewood Cliffs, W. J., 1965. – 234 p. 69. Wolfrum, J. Kreativ schreiben. Gezielte Schreibforderung fur jugendliche und erwachsene Deutschlernende (DaF/DaZ) / J. Wolfrum. – Ismaning : Hueber Verlag, 2014. – 183 p.
Отрывок из работы

1 Теоретические основы обучения креативному письму на иностранном языке 1.1 Проблема творчества и креативности: психолого-педагогический аспект Система школьного образования претерпевает постоянные изменения на разных этапах своего развития. На сегодняшний день образование преследует цель формирование всесторонне и гармонично развитой личности, обладающей способностями, которые нужны ей и обществу. Каждый обучающийся обладает своими индивидуальными и уникальными качествами. Они тесно взаимосвязаны с проблемой креативности. В научной психолого-педагогической литературе понятие «креативность» отождествляют с понятием «творчество», так как они имеют схожие характеристики. Необходимо более детально рассмотреть понятия «творчество» и «креативность», с целью выявления их различий и сходств. Для начала обратимся к понятию «творчество». Однозначное определение этого понятия отсутствует. Советский психолог, доктор психологических наук, профессор Л. А. Венгер разграничивает пять основных групп определения данного термина: 1) творчество как всеобщая форма развития; 2) творчество как форма труда; 3) творчество как процесс создания нового; 4) творчество как реализация внутреннего мотива деятельности; 5) творчество как мировоззрение [7, с. 48]. В психологическом словаре дается определение творчеству в узком и широком смысле. В широком смысле, творчество – это различная практическая или теоретическая деятельность индивидуума, в которой возникают новые материальные продукты, знания, решения или способы действия. В более узком смысле, творчество – это человеческая деятельность, которая порождает что-то новое [4, c. 436]. В педагогической литературе творчество имеет схожее определение: «творчество – это деятельность человека по созданию качественно нового, сознательно воспринимаемая им как порождаемая внутренним стремлением к самореализации или объективной потребностью человека» [21, с. 52]. Существует и такое понятие «творчества»: содержанием творчества необходимо считать решение нестандартных проблем иди задач в любой сфере человеческой деятельности [52, c. 8]. Обратимся к определению советского психолога Л. С. Выготского. Он размышлял о творчестве как о такой деятельности человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созданное какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, которое живет и его можно обнаружить только в самом человеке [9, с. 3]. В. И. Андреев, советский и российский педагог, говорит о том, что творчество обладает такими качествами как новизна, оригинальность, личная и социальная значимость, прогрессивность [1, с. 49]. Проанализировав вышесказанное, можно сделать вывод о том, что творчество – это деятельность человека, продуктом которой является создание чего-то нового, ранее отсутствовавшее, это может быть вещь как материального, так и духовного мира, новое знание. Понятия «креативность» сегодня часто употребляемо. Этот термин получил широкое распространение в самых разных сферах деятельности. В психологическом словаре это слово трактуется как творческие способности человека, способность приходить к новым, нетрадиционным решениям проблем. В свою очередь творческие способности обеспечивают успешность в различных творческих видах деятельности. Зачастую такие способности обнаруживаются в условиях недостаточной информации, ее дефицита. Впервые понятие «креативность» использовал Д. Симпсон как способность человека отказываться от стереотипных мышлений. Затем креативность стали рассматривать как высший мыслительный процесс. Согласно концепции Дж. Гилфорда и Е. П. Торранса креативность является универсальной познавательной способностью человека. Этот подход вполне обоснованный, так как термин «creativity» с английского переводится как «творческость», способность человека к созданию чего-то нового. Дж. Гилфорд выделил шесть параметров креативности: 1) способность к обнаружению и постановке проблем; 2) способность к генерированию идей – беглость; 3) способность к продуцированию разнообразных идей – гибкость; 4) способность производить идеи, отличающиеся от общественных взглядов, отвечать на раздражители нестандартно – оригинальность; 5) способность к усовершенствованию объекта, путем добавления деталей; 6) способность решать проблемы, то есть способность к анализу и синтезу [16, с. 43]. Е. П. Торранс указывал, что «креативность – способность к обостренному восприятию недостатков, несообразности, дефициту знаний и их дисгармонии. Он также выделил в структуре творческого акта восприятие проблемы, возникновение и формулировку гипотез, поиск решения, проверку гипотез, их модификацию, нахождение результатов» [68, с. 41]. По его мнению, понятие «креативность» заключает в себе процесс ощущение трудностей, недостающих элементов, проблем, выдвижение гипотез, их пересмотр и перепроверку, сообщение результата. Таким образом, в концепции Е. П. Торранса креативность выступает как способность к творчеству, способность создавать новые идеи и находить различные способы решения задач и проблем. К. В. Тейлор акцентирует свое внимание на шесть групп определений креативности: – определение типа «Гештальт», в которых подчеркивается создание новой целостности; – определения, ориентированные на «конечный продукт», или «инновационные» определения, в которых подчеркивается продуцирование чего-то нового; – «эстетические», или «экспрессивные», определения, в которых подчеркивается самовыражение (способность мыслить в неисследованной области, не будучи ограниченным прошлым опытом); – «психоаналитические», или «динамические», определения, в которых творчество определяется в терминах взаимодействия «Я», «Оно» и «Сверх-Я»; – определения в терминах «мышление», ориентированного на решение, в которых подчеркивается не столько решение, сколько сам мыслительный процесс; – и другие разнообразные определения, не укладывающиеся ни в одно из вышеперечисленных [67, с. 68]. Э. Фромм дал свое определение термина «креативность» как способность к удивлению и познанию, нацеленность на открытие ранее неизвестного, способность к осознанию своего опыта [43, c. 225]. Один из основоположников гуманистической психологии, американский психолог А. Г. Маслоу считал, что креативность – это естественное свойство личности, которая в полное мере использует свои таланты и способности. Он говорил о том, что креативность присуще каждому человеку, но большинство теряет это качество под воздействием сложившейся системы воспитания. А. Г. Маслоу различал первичную (изначально присутствует в каждом человеке) и вторичную (процесс детализации творческого продукта и придание ему конкретной формы) креативность [32, с. 228–229]. Центральным в его теории является понятие мотивации: чем выше человек может подняться по иерархии потребностей, тем большие творческие возможности он продемонстрирует. Обзор различных исследований по проблемам креативности привел Ф. Баррона к следующим заключениям: 1. Креативность – это способность адаптивно реагировать на потребность в новых подходах. 2. «Что-то новое» – это продукт, который является конечным результатом осуществляемым процессом человека. Креативность легче изучать в трех аспектах: продукт, процесс, человек. 3. Новизна, оригинальность, умелость, валидность, адекватность, способность удовлетворять потребности являются характеристиками новых продуктов, процессов, людей. 4. Разнообразие творческих продуктов. 5. Многие продукты могут быть процессами, и наоборот. Человек – одновременно и продукт, и процесс. Создание нового продукта зависит от личности человека, творца, и силы его внутренней мотивации [57, с.83]. Современные исследователи Т. А. Барышева и Ю. А. Жигалов разработали теоретическую модель структуры креативности как системного (многоуровнего и многомерного) психического образования, включающего в себя семь симптомокомплексов: – мотивационный, – эмоциональные, – интеллектуальный, – эстетический, – экзистенциальный, – коммуникативный, – компетентный [3, с. 115]. Отечественный психолог практик Н. Ю. Хрящева под креативностью понимает способность индивидуума к нестандартному, конструктивному мышлению и поведению, осознанию своего опыта. Она также отмечает, что проявление креативности происходит в богатом воображении, чувстве юмора, склонности к высоким эстетическим ценностям, умении конкретизировать образы проблемы. Близкое определение дает М. А. Холодная, которая утверждает, что креативность как дивергентное мышление, характеристикой которого является выдвигать разнообразные идеи относительно одного объекта. В повседневной речи получили распространение производные от понятия креативность, так например «креатив» – человек, обладающий творческими способностями, «креативная деятельность» – деятельность, в которой реализуются творческие способности и проявляется креативность, «креативное поле» – среда, в которой креативность обуславливает обстоятельства возникновения ситуации и другие. В различных трактовках понятия «творчество» и «креативность» совпадают по своему значению. Некоторые исследователи связывают это с влиянием западной культуры, вестернизацией лексики. Причины терминологической путаницы, возможно, является то, что понятие «творчество» стало повседневным и размытым, в то время как понятие «креативность» новое и непривычное для нашего понимания. Таким образом, необходимо уточнить понятия «творчество» и «креативность». Термин «творчество» шире по своему объему и не сводится только к способностям, но и его производным. В то время как креативность занимает место одной из составляющих творчества, творческого процесса. Креативность – это восприимчивость, способность человека к инновациям, нестандартному мышлению, новым идеям, тогда как творчество ориентировано на создание нового продукта. 1.2 Обучение иноязычной письменной речи в средней общеобразовательной школе В настоящее время обучение иноязычной письменной речи приобретает важное значение вследствие бурного развития современных информационных технологий, а также становится объектом исследования для многих молодых ученых. Методика урока иностранного языка многократно претерпевала изменения, а с возможностью использовать информационно-коммуникационные технологии появились совершенно новые возможности для деятельности педагога. Проблемой обучения иноязычной письменной речи обучающихся на уроках иностранного языка занимались отечественные и зарубежные исследователи (Богоявлинский Д. Н., Выготский Л. С., Гальскова Н. Д., Гез Н. И., Зимняя И. Я., Лурия А. Р., Ляховицкий М. В., Соловова Е. Н., Фридман Л. М., Элбконин Д. Б.). Важно заметить, что все они дают различные определения письму. Е. Н. Соловова, доктор педагогических наук, определяет письмо как сложное речевое умение, дополнительное к звуковой речи средство общения, которое осуществляется при помощи системы графических знаков [46, с. 97]. Н. Д. Гальскова, доктор педагогических наук и профессор, пишет о том, что письмо – это продуктивно-аналитическая деятельность, связанная с продолжением и фиксацией письменного текста [11, с. 236]. Российский психолог и лингвист А. А. Леонтьев считает, что письменная речь представляет собой коммуникативное умение сочетать слова в письменной форме для выражения своих мыслей в соответствии с потребностями общения [35, c. 142]. А. Н. Щукин, российский педагог и лингвист, дает следующее определение письменной речи: «письменная речь – это вид речевой деятельности, который имеет целью передачу информации в письменной форме в соответствии с ситуацией общения» [55, с. 133]. Важно отметить, что некоторые методисты различают понятия «письмо» и «письменная речь», говоря о том, что письмо – это способ общения, навыки каллиграфии и орфографии в написании слов, в то время как письменная речь – это сам процесс общения, умение сочетать эти слова для выражения мыслей [12, с. 136]. В свою очередь, Е. И. Пассов утверждает, что вышеупомянутые формулировки необоснованны, в силу того, что письмо является также процессом, как и письменная речь, а сочетание слов в настоящей письменной речи не является простой фиксацией устной речи. Согласно идее Е. И. Пассова, понятие «письмо» отождествляется с понятием «письменная речь» и осуществляется на двух уровнях: 1) уровень А – графически и орфографически грамотная фиксация собственно устной речи при сохранение ее особенностей; 2) уровень Б – продуцирование письменной речи со всеми присущими ей особенностями [40, с. 62]. Проанализировав вышеперечисленные утверждения можно сделать вывод о том, что письмо или письменная речь – это многоаспектное понятие, которое служит, прежде всего, для передачи информации другим участникам общения в виде письменного сообщения. Это может быть личное, или официальное письмо, речевое произведение или текст, предназначенные для прочтения. Е. В. Мусницкая и О. И. Москальская считают, что текст должен обладать следующими особенностями: 1) композиционно-структурной завершенностью и логико-смысловой структурой; 2) единством начала, центрального коммуникативного блока и заключительной части; 3) соотнесенностью заголовка с содержанием; 4) индуктивной или дедуктивной формой изложения, которая облегчает вероятностное прогнозирование самого пишущего и реципиента; 5) предметным содержанием; 6) коммуникативными качествами; 7) монообъектными или полиобъектными связями [11, с. 249]. Основной целью обучения письменной речи в средней общеобразовательной школе является формирование письменной коммуникативной компетенции у обучающихся, которая включает в себя владение письменными знаками, содержанием и формой письменного произведения речи. Необходимо решить ряд задач для достижения этой цели, а именно: – формирование у обучающихся необходимых графических автоматизмов, речемыслительных навыков и умений формулировать мысль в соответствии с письменными стилями; – расширение знаний и кругозора, овладение культурой и интеллектуальной готовностью создавать содержание письменного произведения речи; – формирование аутентичных представлений о предметном содержании, речевом стиле и графической форме письменного текста [5, c. 89]. Н. Д. Гальскова в качестве конечных требований в области обучения письму выдвигает развитие у обучающихся умений письменно выражать свои мысли [10, с. 45]. Обучающиеся должны уметь делать основные выписки из текста, писать поздравления, письменно заполнять основную информацию о себе (имя, фамилия, пол, возраст, гражданство, адрес и др.), писать личные и официальные письма, благодарственные письма. В соответствии с достигнутым программным уровнем овладения иностранным языком, обучающиеся смогут практически пользоваться иноязычным письмом как способом общения, познания и творчества. На всех этапах обучения иностранному языку письмо является неотъемлемой частью. При освоении лексики или грамматики находят широкое применение письменные тренировочные и контрольные работы. С помощью письменной фиксации обучающиеся лучше закрепляют навыки и умения устной речи, эффективно овладевают графической системой языка, организовывают обратную связь. В настоящее время можно наблюдать разнообразные подходы к обучению иноязычному письму. Можно обнаружить различные методики в отечественных и зарубежных исследованиях. Многие зарубежные подходы развития речевых умений уже получили широкое распространение в России. Но целесообразно начать с тех подходов, которые активно используются отечественными коллегами. Существуют большое количество научно-методических школ, учебных пособий, которые были созданы как англоязычными, так и отечественными методистами. В отечественных пособиях по обучению сочинению на русском языке уже нашло применение то многое, о чем пишут современные специализированные англоязычные учебно-методические пособия. Так, например, ещё в 70-х годах была создана целая система обучения написанию сочинений, в которой акцент делается в первую очередь на различия между функционально-смысловыми типами речи: повествованием, описанием и рассуждением (focus on text functions) [44]. При этом работа с каждым типом речи построена по логике процесса порождения текста: от мозгового штурма темы и написания конечного результата (focus on process). В методических указаниях предлагаются пояснения, как организовать работу с письменной речью, и обязательно даются тексты для предварительного чтения и обсуждения как содержательная база для написания текста (focus on content) [36]. Данные стратегии получают широкое применение в настоящее время и в современных учебно-методических пособиях. В некоторых из них предпочтение отдается определённому подходу к письму, как, например, в пособии А. М. Грининой-Земсковой, которое включает приёмы свободного письма, направленного, прежде всего, на выражение мыслей автора (focus on creativity) [37]. В большинстве других работ сбалансированы все существующие подходы к обучению письменной речи. Несмотря на существующие разнообразные традиции обучения письменной речи в отечественной методике, необходимо понимать специфику дисциплины иностранный язык, учитывая социокультурные особенности, которые проявляются на разных уровнях текста: в содержании, в структуре и средствах связи фрагментов, в стилистическом оформлении, в языковом оформлении. В данном случае нужно опираться на аутентичные пособия по обучению письменной речи, чтобы предупредить и преодолеть социокультурные ошибки, так как помимо упражнений на развитие навыков и умений письма, в них содержится и необходимая методология, которая объясняет специфику написания текстов на иностранном языке. В этом и состоит одно из самых главных достоинств использования аутентичных «письменных» учебников. В более широком плане все разнообразие подходов к обучению иноязычной письменной речи сводят к трем основным: 1) формально-языковой (ограниченное использование письма; письмо – «Золушка» других видов речевой деятельности; письмо – средство автоматизации (или контроля) языковых навыков) [19, с. 182]; 2) формально-структурный: письмо – производство письменного продукта (текста); текст совокупность основных типов речи (описание, повествование, рассуждение); абзац – основная единица текста; 3) содержательно-смысловой: свободное творческое письмо; письмо как полноправный вид речевой деятельности и как коммуникативный процесс [23, с. 36]. Цель обучения первого (формально-языкового) подхода направлена на достижение языковой корректности письма, содержательная сторона которого остается на втором плане. В данном случае письменная речь является второстепенным видом речевой деятельности. При данном подходе обучающиеся выполняют задания типа: перепишите текст, вставляя пропущенные буквы (слова), составьте и запишите предложения со словами, составьте из двух простых одно сложное предложение и т. д. Использование такого подхода будет эффективно на начальном этапе обучения иностранному языку. Формально-структурный подход характеризуется наличием у обучающихся специфических письменных речевых умений. Вначале обучающиеся изучают модельные образцы текста, после чего, используя полученные представления об особенностях формы и содержания текста, они создают свои тексты по представленной модели. Целью данного подхода является создание текстов на основе использования различных стилей и типов речи. Типичную последовательность действий при данном подходе можно представить в следующем виде: 1) изучение текста-образца; 2) жестко управляемая письменная практика; 3) свободные письменные задания; 4) обратная связь (проверка учителем); 5) работа над ошибками [23, с. 38]. Данный подход используется как ведущий в российских школах на уроках развития речи. Он позволяет осуществлять перенос имеющихся знаний учеников и использовать их в ходе овладения иностранными языками [40, с. 156]. При содержательно-смысловом подходе в центре учебного процесса находятся письмо и пишущий (обучающийся). В данном случае письмо – это творческий процесс, в ходе которого происходит осознание и формулировка мыслей. Целью работы является создание текста на основе индивидуальных, творческих способностей обучающегося. Такая работа требует больших усилий, подразумевается многократное редактирование текста. Пишущий старается сделать свои мысли максимально понятными и выполнить коммуникативную задачу. Этот подход очень продуктивен при изучении иностранного языка. В свою очередь учитель должен мотивировать обучающихся к творческой работе, ознакомить их с различными стратегиями работы, приемами редактирования и корректирования текстов. Эта учебная деятельность позволяет обучающимся проявить себя, свои таланты и способности. Использование данных подходов на уроках иностранного языка позволяет организовать обучение письменной речи с учетом всех психолингвистических этапов порождения речи, формальной и содержательной составляющих коммуникативной деятельности. В зависимости от целей и задач обучения, а также уровня владения иностранным языком один из подходов обучения может превалировать на определенном этапе учебного процесса. Подводя итоги, подчеркнем, что обучение иноязычному письму это сложный и кропотливый процесс со своими собственными особенностями и характеристиками, обучать которому необходимо на ранних этапах изучения иностранного языка. При выборе определенного подхода обучения письменной речи, не нужно останавливаться на каком-то одном, потому что разные подходы, способствуют формированию различным навыкам и умениям. 1.3 Современные технологии и приемы обучения креативному письму Целью формирования навыков креативного письма является научить обучающихся создавать не просто письменные тексты, а тексты творческого характера. Методика креативного письма сегодня приобретает все большее значение на занятиях по иностранному языку. Как уже было упомянуто, термин «креативное письмо» стал наиболее часто употребляемым понятием. Существует большое количество определений данного термина в различных трудах отечественных и зарубежных исследователей. В течение продолжительного времени письмо служило только как средство обучения другим видам речевой деятельности (чтение, говорение, аудирование), которое позволяло обучающимся усвоить лексический и грамматический материал. Также этот вид деятельности активно использовали на этапе контроля уровня сформированности речевых навыков и умений обучаемых. В настоящее время мы наблюдаем определенное динамическое развитие. Ряд ученых (Флауэр, Бернер и др.) в рамках исследований письменной речи, текста разработали некоторые модели письма, которые направлены показать, что происходит в голове пишущего, когда он создает текст. В 1980-е гг. когнитивная психология определила проблему восприятия и создания текстов. Она изучала процесс написания иноязычных текстов, учитывая при этом его различия и сходства с подобным процессом на родном языке. Для того чтобы написать текст, обучающиеся должны уметь планировать ход своих мыслей, развивать их, формулировать, создавать тексты. Кроме этого у них должна выработаться способность написания различных типов текстов в ходе ознакомления с ними и их детального изучения (например, статья, официальное письмо, сочинение с элементами биографии, сочинение-фантазия и др.). В научной литературе по методике обучения иностранным языкам выделяют две большие группы письма: инструментальное и креативное. Итак, инструментальное письмо – это вид письма, который используется в учебном процессе в качестве метода для более быстрого и эффективного достижения других учебных целей, например, при тренировке правильной постановки слов в предложении (при изучении грамматики) или при передаче содержания текста. Исследование теории и методики креативного письма – это новые разработки, которыми начали заниматься относительно недавно. Среди отечественных ученых-методистов можно выделить Н. Г. Кизрину, Е. С. Пиканову, О. И. Савилову, а также зарубежных ученых – Ю. Вольфрума, Дж. Гуилфорда, У. Либнау, В. Меркельбаха и многих других. Впервые понятие «креативное письмо» появилось в США в 20-х годах XX века. Профессора города Айова заметили, что при письменной подготовке научных работ у обучающихся возникают различного рода проблемы. Для выхода из данной ситуации преподаватели обратились к античному опыту: в Древней Греции существовали так называемые игры с письмом. Три наиболее распространенные «игры»: 1. Эпиграммы – небольшие остроумные или злободневные стихи. 2. Ксении – короткие юмористические или хвалебные стихотворения, обращенные к каким-либо лицам. 3. Афоризмы – оригинальная законченная мысль, изреченная или записанная в лаконичной запоминающейся текстовой форме [61]. Обучающиеся учились выражать свои мысли наиболее полно, четко и оригинально с помощью данных игр-упражнений. В короткие сроки изучение креативных форм письма преобразилось в полноценный учебный курс. Многие передовые научные журналы регулярно печатают статьи о новых открытиях в данной области [56, с. 122]. Очевидно, что понятие «креативное письмо» базируется на понятии «креативность».
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg