Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

Проблемы эффективности социальной работы.

irina_k20 264 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 22 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.06.2020
Целью курсовой работы является определение критериев и методов измерения эффективности в социальной работе. Задачи данной курсовой работы: ? Определить общие понятия и сущность эффективности в социальной работе; ? Определение критериев и видов эффективности в социальной работе; ? Найти методы оценки эффективности деятельности в сфере социальная работа.
Введение

В условиях реформирования страны, становления рыночных отношений десятки миллионов людей (пенсионеров, инвалидов, детей-сирот, беженцев и др.) нуждаются в экстренной социальной помощи и защите. Как свидетельствует мировой опыт, во многих странах без учета деятельности социальных работников не обходятся ни программы социального развития, ни социальная политика государства. Специалисты в этой области широко используются в качестве экспертов при подготовке законодательных актов, принятии решений местными органами власти и общественными организациями. Практика показывает, что часто люди сталкиваются с проблемами, которые не могут решить ни они сами, ни члены их семей, ни друзья, ни соседи, ни даже доброжелательные чиновники. Для этого требуются люди особой профессии - социальные работники. Успех любой услуги или проекта формулируется в аспектах процесса и результата. Наиболее часто используются понятия качества, результативности и эффективности, которые должны быть сформулированы с учетом целей и задач социального обслуживания, социальной работы. Производными от задач и целей являются критерии эффективности, лежащие в основе любого аналитического инструмента, сколько-нибудь полезного в текущей работе, в оценке и управлении. Оценку эффективности и качества нельзя рассматривать исключительно как механизм контроля - это часть общей системы обеспечения качества, в рамках которой каждый сотрудник социальной службы, независимо от своего должностного статуса, стремится осмыслить процесс и результат своей работы, чтобы сделать обслуживание более качественным, а деятельность - эффективной. Существует целый ряд причин, по которым государственным и общественным организациям, предоставляющим услуги социальной работы. Различным клиентам, или пользователям, полезно проводить оценку результатов своей деятельности. Прежде всего, тогда сотрудники и администраторы организации обращают внимание и на достижения, и на неудачи, т.е. могут увидеть картину со всех сторон. Сами сотрудники, применяя исследовательские методы, могут стать более объективными по отношению к своей организации. Благодаря оценке эффективности можно найти так называемые "критические точки", моменты, оказывающие решающее влияние на качество и эффективность работы; в дальнейшем, воздействуя именно на эти точки, руководитель и сотрудники организации сумеют добиться существенных положительных изменений, тем самым сэкономив ее силы, время и ресурсы. Объектом изучения в курсовой работе является определение эффективности деятельности в социальной работе. Предметом изучения в курсовой работе является исследование проблем эффективности в социальной работе. Целью курсовой работы является определение критериев и методов измерения эффективности в социальной работе. Задачи данной курсовой работы: • Определить общие понятия и сущность эффективности в социальной работе; • Определение критериев и видов эффективности в социальной работе; • Найти методы оценки эффективности деятельности в сфере социальная работа. Поставленные задачи обусловили структуру работы. В первой главе курсового проекта рассматриваются общие понятия и сущность социальной эффективности. Во второй главе рассматриваются критерии, виды и методы оценки эффективности социальной работы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 7 ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ И СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ 9 1.1 Общее понятие и составляющее эффективности 9 1.2 Сущность эффективности социальной работы 11 ГЛАВА 2. КРИТЕРИИ, ВИДЫ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 13 2.1 Критерии эффективности социальной работы 13 2.2 Основные социальные показатели эффективности 14 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 24
Список литературы

1. Басов Н.Ф. «Социальная работа: Учебное пособие для бакалавров» / Под ред.д.п.н., проф. Н.Ф. Басова. – 3е изд., - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2016. 2. Жуков, В.И.Технологии социальной работы: учебник / под. ред. В.И.Жукова. - М.: Изд-во РГСУ; Изд-во «Омега-Л», 2011. – 108 с. 3. Лященко, А.И. Организация и управление социальной работой в России: Учебное пособие /А.И. Лященко. – М Аспект-Пресс, 1997. – 233 с. 4. Павленок П.Д. - Основы социальной работы: учебник. - МОСКВА ИНФРА-М, 1999 г. - 361 с. . 5. Романов П.В. и Ярская-Смирнова Е.Р. - Оценка эффективности деятельности учреждений социальной поддержки населения / /Серия "научные доклады: независимый экономический анализ". М.: Московский общественный научный фонд; центр социальной политики и гендерных исследований, 2007. - 234 с. . 6. Российская социологическая энциклопедия /Под общ. ред. Г.В. Осипова. - М.: Норма - ИНФРА-М, 1998. – 672 с. 7. Социальная политика: Учебник /Под общ. ред. Н.А. Волгина. – М.: Изд-во «Экзамен», 2002. – 736с. 8. Теория социальной работы: Учебник / Под ред. проф. Холстовой Е.И. - М.: Юристъ, 1999. - 334 с. 9. Ткаченко В.В. - "Теория социальной работы": Учеб.-метод. пособие для студентов специальности "Социальная работа". Ч. 1. Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2005. - 93 с. 10. Пантелеева Т.С., Червякова Г.А., Экономические основы социальной работы: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. 11. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] // http://www.gks.ru/. (дата обращения 16.05.2018г) 12. Фирсов, М.В.Технология социальной работы: учеб.пособие для вузов. - М.: Акад.проект, 2007. – 432 с. – (Сер.: Gaudeamus). 13. Энциклопедия социальной работы /Пер. с англ. В 3 т. – М., 1993-1994. – 630 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ И СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ 1.1 Общее понятие и составляющее эффективности Эффективность – главная характеристика человеческой деятельности. Эффективность одна из важнейших категорий экономической науки, так как характеризует результативность всего общественного производства. Национальная экономика будет считаться эффективной, если как можно больше удовлетворены потребности всех членов общества при ограниченности ресурсов. Различные виды деятельности значительно отличаются друг от друга, эффективность как результат деятельности выражается по-разному. Например, результатом социально-психологической работы может быть улучшение или ухудшение психического и социального здоровья человека, тех или иных социально-демографических групп и т.д. Соотношение цели и результата и показывает эффективность работы. Существует определение о том, что эффективность суть степени реализации цели. Это может быть выражено формулой "P"= R/O "P" – эффективность; R – результат; O – цель. Лучший результат и меньшие затраты будут определять высокую эффективность. Эффективность может быть положительной и отрицательной. С учетом того, что результат будет зависеть от затрат и условий деятельности, формула эффективности примет другой вид "P"= R/O+C+E "P" – эффективность; R – результат; O – цель; C – затраты; E - условия [10]. Под эффективностью понимают один из сложных элементов в системе управления, складывающийся из цели, затрат, условий, результата, общепринятых норм. Главная цель социальной работы это удовлетворение потребностей своих клиентов. Эту общую цель можно подразделить на несколько частей: увеличение степени самостоятельности клиентов, способность клиентов более эффективно разрешать возникающие проблемы; создавать условия, которые будут способствовать максимальной активизаций возможностей клиентов и получение ими полагающееся по закону; адаптация и реабилитация клиентов в обществе; создавать условия, при которых человек несмотря на любе обстоятельства, может жить, сохранив чувство собственного достоинства и уважение общества; достижение такого уровня жизни, когда отпадет необходимость в социальных работниках [5]. Цели могут также быть более конкретными для отдельной специфики объекта (клиентов), направлений и уровней социальной работы с ними. Среди составляющих эффективности так же есть затраты. Их вид, совокупность зависят от вида деятельности и реализации поставленных целей. В социальной работе затраты могут быть материальными, финансовыми (затраты на создание и устройство социальных служб и учреждений; обеспечение потребностей клиентов). Еще одной составляющей эффективности деятельности являются ее условия [7]. Создание нормальных условий труда – один из важнейших факторов социальной защищенности людей, социальных работников. Наличие определенных условий может положительно или отрицательно отразится на деятельности социономов. Условия для клиентов определяются их занятостью (государственная, частная, смешанная организации) или незанятостью в общественном производстве [3]. Результат – конечный итог, законченный процесс. Как известно, результат зависит от цели, от ее четкости и процесса реализации. Для эффективности в социальной работе немаловажную роль играют общепринятые нормы (идеалы). Все указанные составляющие эффективности социальной работы следует рассматривать с учетом норм и нормативов. Норма – установленная мера, средняя величина. Нормативы производное понятие от нормы и характеризуют величину затрат рабочего времени, материальных и денежных ресурсов. Они применяются при нормировании труда и планировании деятельности [4]. 1.2 Сущность эффективности социальной работы Содержание и технология определения эффективности социальной работы обуславливается тем, с позиции какой именно науки и с какой научно-практической целью будет рассматриваться социальная работа. Для практической и научной деятельности органов социальной защиты, важное значение занимает выявление критериев ее эффективности. Эти критерии в одном случае становятся немаловажным инструментом для изучения результативности предоставления социальных услуг населению, в другом будут являться комплексом ориентиров, ставящими целью достижение конкретных результатов в социальном обслуживании, соотносимых с реальными потребностями и нуждами различных категорий населения, а значит, могут быть стандартами социального обслуживания, системы нормативов [12]. Эти критерии содержат количественные и качественные показатели (индикаторы эффективности социальной работы должны носить комплексный характер). Они могут представлять систему нормативных критериев, которые отражают эффективность этого процесса, и систему показателей, которая отражает состояние клиентов социальных служб. На основе этого эффективность социальной работы определяется на основе общих и специфических критериев, причем общие могут служить для оценивания эффективности в целом, а специфические оценивают конкретные социальные услуги, отдельные виды и методы социальной работы, деятельность конкретных специалистов и учреждений [8]. Критерии социальной работы предопределяется целями и задачами оказания социальных услуг и уровнем их предоставления. Цели социальной работы рассматриваются на уровне общества, отдельных регионов, населенных пунктов, районов, на уровне групп и отдельных личностей. Эти цели должны учитывать всю сложившуюся в стране обстановку, просчитывать все нюансы, для более полного оказания помощи [1]. Тема эффективности социальной работы сформировала два подхода к ее пониманию. Первый оценивает соотношение полученных результатов (эффектов) и потребовавшихся для этого затрат. Главная цель в этом подходе – это измерить или описать результаты, и затраты. Так как затраты можно предположить или спланировать, так и эффективность может быть спланирована и в последствии реально достигнута. Второй подход – это непосредственно оценка эффективности. Она опирается на мнения, убеждения, высказывания субъекта производящего оценку. Таким образом, будет наиболее важно выбрать нужные квалифицированные источники. Информация об оценке исходящая от конкретных людей более субъективна. Наибольшее число участвующих в оценке говорит о ее наибольшей достоверности. Сам процесс проведения оценки требует определенных методов. Особое место занимает предмет оценки или то, что может оцениваться в процессе социальной работы. Научная литература дает множество примеров существующих предметов оценки, возможности более детальных предметов и соответствующих методик [9]. ? ГЛАВА 2. КРИТЕРИИ, ВИДЫ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 2.1 Критерии эффективности социальной работы Важнейшим условием усовершенствования организации социальной защиты населения – это наличие базовой информации, которая объективно отражает состояние системы и ее элементов. Инструментом получения этой информации служит система критериев и показателей эффективности социальной работы, которая должна содержать: данные о клиентах, услугах которые им были предоставлены и их результаты [13]. В изучении проблем эффективности социальной работы отдельное место занимает вопрос о сущности критериев и показателей эффективности. В толковом словаре «критерий» - это отличительный признак, объективно отражающий состоянии какого-либо процесса, явления, объекта либо субъекта. Критериями могут быть только те признаки состояния, которые будут отвечать определенным требованиям. По большей части они должны быть объективны, отражать существенные и повторяющиеся признаки, должны быть необходимы и достаточны, быть измерителем оценки результатов деятельности, содержать в себе качественно-колличественную информацию о функционировании системы [10]. Каждый критерий может включать группу качественных и количественных показателей, которые раскрывают его содержание и свидетельствуют об уровне достижения целей. Включать подробные характеристики, которые необходимы для практического проведения анализа состояния и оценки социальной работы. Систему критериев и показателей оценки эффективности социальной работы можно рассматривать как совокупность упорядоченных, органично связанных характеристик и процедур, которые позволяют адекватно оценить состояние социальной работы и выявить резервы ее развития [6]. Научная литература не дает единого подхода к определению структуры критериев и показателей, которые могли бы быть универсальными для любого случая оценки эффективности. Особенность оценки в каждом случает должна оцениваться исследователем и получать свое оригинальное отражение в структуре критериев [2]. Эффективность – обобщенный, единый показатель качества системы. Он может определяться внутренними свойствами системы (значениями показателей, которые характеризуют потенциал и ресурсы), условиями, в которых система функционирует. Целью социальной службы является максимальное удовлетворение социальных потребностей и запросов клиентов при оптимальных затратах. А целью управления социальной службой – создать условия, которые будут способствовать достижению целей социальной службы. Экономическая эффективность управленческой деятельности – соотношение полезного результата с объемом затраченных ресурсов [10]. Управленческая эффективность это целесообразное достижение целей. Следовательно, трудовой процесс не может происходить без управленческой информации (что сделать, количество, качество). Так как управленческое производство существует «в голове» у человека и не переносилось на бумагу в приказах, постановлениях или другом виде, то производство и не существовало. Управление на сегодняшний день – это не производительный труд, а привилегия чиновников аппарата управления [11]. 2.2 Основные социальные показатели эффективности Каждому виду социального обслуживания будет соответствовать своя методика оценки эффективности. Анализ методик оценки эффективности в других отраслях отражает то, что независимо от специфики, общности и детализации предметов оценки их общим основанием будут оценочные методы, которые и определяют «идеальную оценку». Систематизирование методов и первичная оценка способов их использования показывает универсальный характер их применения [3]. В социальной работе всегда была необходимость объективной оценки, наиболее действенным видом оценки будут стандарты. При их отсутствии нет возможности проследить, выполняется ли работа специалистами эффективно или нет. Отсутствие стандарта затрудняет анализ всех данных, которые были получены при исследовании деятельности организации [6]. Наряду со стандартами важными в оценки эффективности будут и показатели. Применительно к социальной работе это социальные показатели, как качественные и количественные характеристики состояния социальных объектов и процессов. К ним относят демографические, экономические, социально-структурные показатели политического, нравственного, социально-культурного, духовного развития, образа жизни различных групп населения и общества в целом. Качественные показатели фиксируют некоторые свойства, а количественные фиксируют меру выраженности этих свойств, их развитие. Так как показатели могут быть достаточно общими, то используют простые свойства, образующие социальные показатели, доступные наблюдению и измерению характеристики социальных объектов [8]. В процессе выработки стандартов социальной работы важно определить, каким из множества критериев эффективности организации социальной работы следует воспользоваться и почему, какую из моделей эффективности социальной работы следует использовать в качестве основания. Социальная эффективность национального производства показывает, насколько его развитие отвечает достижению своей главной цели - служить потребителю, удовлетворять личные нужды каждого человека. выделяют следующие главные показатели [6, с.11]: Уровень жизни - это состояние обеспеченности людей материальными и духовными благами определенной страны в конкретно-исторический период. Он определяется уровнем фактического потребления материальных и духовных благ на душу населения, на одну семью, а также его соответствием национальному социальному стандарту - прожиточному минимуму. Прожиточный минимум является социальным стандартом, на основе которого формируются величины минимальной заработной платы, минимальной пенсии и размеры других социальных выплат. Прожиточный минимум отражает так называемую черту бедности населения, за которой наступает деградация личности. В развитых странах существует и такой показатель, как качество жизни населения, сформированный на основе так называемых индексов развития человека (ИРЧ), которые характеризуют: объем реального ВВП на душу населения; среднюю продолжительность жизни; уровень грамотности населения; среднюю продолжительность обучения в стране. Эти четыре индекса используются в мировой практике экспертами ООН для установления соответствия уровня жизни, образованности и долголетия граждан страны международным стандартам. Кроме того, для анализа состояния и прогнозирования социально-экономической ситуации в стране рассчитывают и другие показатели [6]: уровень минимальной почасовой заработной платы; уровень безработицы; коэффициент рождаемости; уровень развития здравоохранения; уровень физического развития человека; качество и комфортность жилья; продолжительность рабочей недели; количество свободного времени и наличие возможностей его рационального использования; условия работы и ее безопасность; степень распространения средств связи и коммуникаций; экологическое состояние окружающей среды и т. п. Категория "уровень жизни" состоит из таких элементов, как здоровье, пища, одежда, условия труда, занятость, образование, жилище, социальное обеспечение. Важнейший вопрос - показатели уровня жизни: денежные и реальные доходы на душу населения, определяемые уровнем заработной платы работников, величиной социальных выплат и льгот, уровнем налогов, индексом потребительских цен, уровнем инфляции; обеспеченность жильем; количество бесплатных социальных услуг (образование, здравоохранение, культурное, бытовое и коммунальное обслуживание); структура расходов населения; уровень безработицы. Качество жизни - своего рода производная величина от уровня жизни, комплексная характеристика уровня жизни населения. Качество жизни населения определяется рядом объективных и субъективных показателей. Среди объективных - потребление материальных благ, продуктов питания, качество жилищных условий и занятости, развитие сферы услуг, образования, культуры, социального обеспечения. Среди субъективных - удовлетворенность человека работой и жизненными условиями, социальным статусом, финансовым положением и семейными отношениями. Главная задача государства - следовать выбранным показателям эффективности, например, снижению заболеваемости, увеличению рабочих мест, уменьшению выплат из страховых социальных фондов и другим. Второй уровень, который необходимо рассмотреть в ходе изучения социальной эффективности - региональный. Более низкий уровень формирования социальной политики подразумевает большее уточнение и детализацию целей. Таким образом, социальная эффективность так же будет неотъемлемым критерием проводимой политики, но уже в более конкретном смысле. Для примера ниже приведен статистический список основных социальных показателей эффективности [11].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Социальная работа, 26 страниц
300 руб.
Курсовая работа, Социальная работа, 39 страниц
390 руб.
Курсовая работа, Социальная работа, 30 страниц
120 руб.
Курсовая работа, Социальная работа, 17 страниц
204 руб.
Курсовая работа, Социальная работа, 36 страниц
390 руб.
Курсовая работа, Социальная работа, 35 страниц
420 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg