Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Применение мирового опыта управления процессами кооперации в АПК Пензенской области на основе маркетинга взаимодействия

irina_k20 2725 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 109 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.06.2020
Пояснительная записка: 96 листов, 14 рисунков, 33 таблиц, 47 источника литературы, 1 приложения. КООПЕРАЦИЯ, АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС, КЛАСТЕР МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВЕННЕЕ, РАЗВИТИЕ КООПЕРАЦИИ В ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ Целью выпускной квалификационной работы является анализ системы управления процессами кооперации в АПК Пензенской области и разработка рекомендаций по ее совершенствованию на основе маркетинга взаимодействия с использованием мирового опыта В процессе выполнения выпускной квалификационной работы проведено исследование теоретических основ агропромышленной кооперации; проведен анализ зарубежного опыта системы управления процессами кооперации в регионе и на основе маркетинга взаимодействия; проведено исследование системы управления процессами кооперации в АПК Пензенской области; разработаны рекомендации по совершенствованию системы управления процессами кооперации в АПК Пензенской области на основе маркетинга взаимодействия
Введение

Важнейшим условием роста национальной экономики является устойчивость развития аграрного сектора, обеспечивающего продовольственную и экономическую безопасность государства, а также улучшение конкурентных позиций страны на международных рынках. Рост объемов производства сельскохозяйственной продукции может быть достигнут либо благодаря увеличению используемых в отрасли производственных ресурсов, либо их эффективному использованию. В настоящее время при развитии экономического и финансового кризиса в России в целом наблюдается медленный рост производства, инвестиций, внедрение соответствующих мировому уровню технологий. В сельском хозяйстве кризисные явления также имеют место, что отражается в увеличении разрыва уровней жизни городского и сельского населения, старении техники и оборудования, увеличении площади пустующих или нерационально используемых земель. Тем не менее современное сельскохозяйственное производство демонстрирует ряд успешных аграрных проектов, реализованных в некоторых регионах страны, в том числе и в Пензенской области. При этом, следует отметить, что современный этап развития сельского хозяйства страны характеризуется ростом производственных ресурсов, что в значительной степени обусловлено государственной поддержкой аграрного сектора экономики. Однако она в основном направлена на совершенствование материально-технической базы и наращивание оборотного капитала за счет обеспечения доступности субсидируемых кредитов, выгодных условий лизинга. Прибыль сельскохозяйственных товаропроизводителей обеспечивается благодаря льготному режиму налогообложения, действующему в отрасли. Большое внимание государство также уделяет воспроизводству и повышению эффективности использования в сельском хозяйстве земельных ресурсов, сохранению и восстановлению плодородия почв, стимулированию эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения. Значительные денежные средства выделяются на решение проблем социального развития села в целях сохранения его трудового потенциала. Таким образом, в настоящее время развитие АПК происходит, с одной стороны, под влиянием государственных мер, которые были приняты в последние годы, по повышению устойчивости агропромышленного производства, с другой, сложной макроэкономической обстановкой в связи с последствиями кризиса, что усиливает вероятность проявления рисков для устойчивого и динамичного развития аграрного сектора экономики. В этих условиях главной задачей субъектов агропромышленного бизнеса является поиск новых форм и методов управления, обеспечивающих устойчивое их развитие. Как показывает опыт развитых стран одной из перспективных форм обеспечение устойчивого развития субъекта агробизнеса, особенно малого, является объединение усилий с другими субъектами на основе кооперации, что обеспечивает синергетический эффект, с одной стороны, и поступательное, независимое развитие каждого из них, с другой. При этом одним из перспективных методов управления подобной формой взаимодействия обособленных субъектов является маркетинг взаимодействия - новая концепция управления нашедшая широкое применение в деятельности зарубежных кооперативных структур. Целью выпускной квалификационной работы является анализ системы управления процессами кооперации в АПК Пензенской области и разработка рекомендаций по ее совершенствованию на основе маркетинга взаимодействия с использованием мирового опыта Для реализации поставленной цели были определены и решены следующие задачи: • исследование теоретических основ агропромышленной кооперации; • анализ зарубежного опыта системы управления процессами кооперации в регионе и на основе маркетинга взаимодействия; • исследование системы управления процессами кооперации в АПК Пензенской области; • разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления процессами кооперации в АПК Пензенской области на основе маркетинга взаимодействия. Объектом исследования в выпускной квалификационной работе выступает агропромышленный комплекс Пензенской области. Предметом исследования является система управления агропромышленной кооперацией в регионе. Теоретической и методологической основой выпускной квалификационной работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам управления агропромышленным комплексом, а также агропромышленной кооперацией экономических субъектов на основе маркетинга взаимодействия, публикации в периодических изданиях по теме исследования. Информационную базу исследования составили материалы Федеральной службы государственной статистики, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области, Министерства сельского хозяйства Пензенской области, законодательные акты и другие нормативно-правовые документы РФ и Пензенской области по вопросам развития агропромышленного комплекса, и агропромышленной кооперации, целевые программы развития сельского хозяйства и другие разработки государственных органов власти и управления АПК РФ. В процессе исследования использовались следующие методы: статистический, графический, системного и сравнительного анализа и др.
Содержание

Введение……………………………………………………………………. 6 1 Теоретические основы управления процессами кооперации в АПК на основе маркетинга взаимодействия …………………………………… 9 1.1 Сущность и роль объединений на основе кооперации в агропромышленном комплексе …………………………………….. 9 1.2 Виды корпоративных объединений в агропромышленном комплексе………………………..……………………………………… 18 1.3 Система управления процессами кооперации в АПК на основе маркетинга взаимодействия………………..….………………………. 29 2 Анализ развития агропромышленной кооперации в Пензенской области…….................................................................................................... 38 2.1 Динамика развития агропромышленного комплекса Пензенской области …………………………………………………………………. 38 2.2 Анализ развития кооперативных структур в агропромышленном комплексе Пензенской облатки…............................................................ 51 2.3 Исследование системы управления объединений кооперативного типа в регионе…………………..……………………………..……... 65 3 Разработка рекомендаций по совершенствованию управления процессами кооперации в АПК пензенской области на основе маркетинга взаимодействия с учетом зарубежного опыта…………….. 73 3.1 Предложения по формированию структуры управления кооперацией в АПК региона………….................................................. 73 3.2 Рекомендации по формированию инфраструктуры кооперативного объединения в АПК региона…….......……………… 82 Заключение…………………………………………..……………………... 100 Список использованных источников…………….….……………………. 107
Список литературы

1. Земельный Кодекс РСФСР: [Электронный ресурс]/ Электрон. ст. – Режим доступа: http://www.consultant.ru 2. Гражданский Кодекс Российской Федерации (ГК РФ), часть 1 от 30.11.1994 N 51-ФЗ: [Электронный ресурс]/ Электрон. ст. – Режим доступа: http://www.consultant.ru 3. Федеральный закон N 445-1 от 25.12.1990 «О предприятиях и предпринимательской деятельности»: [Электронный ресурс]/ Электрон. ст. – Режим доступа: http://www.garant.ru 4. Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»: [Электронный ресурс]/ Электрон. ст. – Режим доступа: http://www.consultant.ru 5. Федеральный закон N 74-ФЗ от 11.06.2003 (в ред.) «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»: [Электронный ресурс]/ Электрон. ст. – Режим доступа: http://www.garant.ru 6. Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» (с изменениями от 22, 23 июля, 30 декабря 2008 г., 21 июня 2011 г.): [Электронный ресурс]/ Электрон. ст. – Режим доступа: http://www.garant.ru 7. Федеральный закон от 24 июля 2007 г N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»: [Электронный ресурс]/ Электрон.ст. – Режим доступа: http://www.consultant.ru 8. Федеральный закон от 08.12.1995 N 193-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О сельскохозяйственной кооперации» [Электронный ресурс]/ Электрон. ст. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8572/ 9. Анисова Н.А. К вопросу развития теории кластеров: типовая модель и возможности применения / Н.А.Анисова // Российский научный журнал «Экономика и управление». 2017. № 9 (47). Санкт-Петербург. С. 63-68. 10. Анисова Н.А. Интеграционные процессы в российском АПК / Н.А. Анисова, И.В. Астраханцева // Налоги, инвестиции, капитал. Тюмень. – 2003. - N 3-4 (33-34). – c. 47-49 11. Аржанцев Д.А. Субъекты малого предпринимательства в сельском хозяйстве и их особенности / Д.А. Аржанцев// ГНУ ВНИИЭСХ Россельхозакадемии: [Электронный ресурс] / Электрон. ст. – Режим доступа: http://www.vniiesh.ru/publications/Stat/9647.html 12. Аршуков В.П. Организационно-экономические основы многоукладного сельскохозяйственного производства/ В.П. Арашуков. - Москва, 2015. - 253 с. 13. Асаул А.Н. Менеджмент корпорации и корпоративное управление / А.Н. Асаул, В. И. Павлов, Ф. И. Бескиерь, О. А. Мышко. - СПб.: Гуманистика, 2006. - 327 с. 14. Бакинов П.Д. Антикризисное управление в сельскохозяйственных организациях / П.Д. Бакинов // Российское предпринимательство. - 2016. - N 10, вып. 2. - С. 136-142 15. Балашова И.В. Сельскохозяйственная кооперация как фактор развития малых форм хозяйствования в АПК / И.В. Балашова.- Майкоп. – 2013. –125 с. 16. Богданова О.В. Методические аспекты кластерообразования в аграрном секторе экономики региона / О.В. Богданова, Ю.А. Леметти// Экономические исследования. – 2017. – N 5. – С. 2 17. Богданова О.В. Стратегия устойчивого развития сельскохозяйственного производства региона: теория и практика / О.В. Богданова, А.В. Ларионов, Ю.А. Леметти – Монография: Тверь, Тверская ГСХА. – 2016. - 160 с. 18. Богданова О.В. Устойчивое развитие сельского хозяйства – основа решения проблем цивилизационного кризиса / О.В. Богданова, Ю.А. Леметти // Международный сельскохозяйственный журнал. – 2016. – № 5. – С. 3-10. 19. Буздалов И.Ф. Кооперация в новой аграрной структуре / И.Ф. Буздалов // Международный сельскохозяйственный журнал. – 2016. – №5. – С. 17-20. 20. Бусыгин К.Д Сетизация и стратегические альянсы - основа устойчивого развития предприятий / К.Д Бусыгин // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016 - №10. - С.126-135 21. Володина С.Г. Какой кооператив нужен крестьянину? / Н.Г. Володина, Н.Г. Головина //Агро ХХI. – № 10-12. – 2014. –Электронный ресурс: http://www.agroxxi.ru/journals/20081012/20081012001.pdf 22. Глотко А.В. Формирование и развитие агропромышленных кластеров / А.В. Глотко, Л.А. Овсянко, Н.В. Григорьев, П.П. Холодов// Экономика и предпринимательство. – 2016. – N 4. – c. 68-72 23. Дмитриева О.Ю. Сельскохозяйственная потребительская кредитная кооперация и ее влияние на развитие малых форм хозяйствования в АПК региона / О.Ю.Дмитриева. – Чебоксары: ЧГСУ – 2014. – 193 с. 24. Иванов А. Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в России / А. Иванов, И. Охотников // Журнал для акционеров. – 2014. – N 9/10. – С. 28-34 25. Иган Дж. Маркетинг взаимоотношений. Анализ маркетинговых стратегий на основе взаимоотношений : учеб. для студентов вузов / Дж. Иган. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 226 с. 26. Ильясова A.B. Проблемы формирования финансовых ресурсов сельскохозяйственных потребительских кооперативов / A.B. Ильясова // Роль кооперации и интеграции в реализации национального проекта «Развитие АПК»: (региональный аспект): сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции. - Пенза, 2016. -С. 117-121 27. Коротков Э.М. Исследование систем управления: учебник и практикум для академического бакалавриата / Э. М. Коротков. – М. : Издательство Юрайт, 2015. — 226 с. 28. Кошурникова Ю.Е. Развитие концепции маркетинга взаимоотношений: теоретический и прикладной аспект / Ю.Е. Кошурникова // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 6-3. – С. 688-692. 29. Кундиус В.А. Кластерный подход в реализации стратегии инновационного развития АПК региона / В.А. Кундиус // Экономика региона. – 2016. – N 4. – c. 117-133 30. Кущ С.П. Маркетинг взаимоотношений: монография / С.П. Кущ. – СПб.: Изд. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2016. - 326 с. 31. Леметти Ю.А. Внешние факторы устойчивого развития сельского хозяйства Российской Федерации / Ю.А. Леметти // АПК: экономика, управление. – 2017. – № 7. – С. 89-93. 32. Макаренко А.П. Теория и история кооперативного движения / А.П Макаренко. – М.: Маркетинг, 2013. 155 с. 33. Макконелл К.Р. Экомикс: Принципы проблемы и политика. / К.Р. Макконелл, С.Л. Брю. – М.: «Инфра-М», 2014. – 984 с. 34. Матусевич В.А. Фермерство и сельскохозяйственная кооперация в США / В.А.Матусевич. – М.: Знание, 2011. - 319 с. 35. Миндрин А.С. Территориальная организация сельскохозяйственного производства / А.С. Миндрин // Экономические проблемы АПК. – М.: Восход-А. – 2014. – 699 c. 36. Оксанич Н.И. Малый бизнес в АПК: тенденции и проблемы развития. Монография. / Н.И. Оксанич, А.С. Черкашина.– М.: ВНИИЭТУСХ, 2012. – 132 с. 37. Пажитнов К.А. Кооперативы России / К.А. Пажитнов М.: ИД Мелап, 2011.– 144 с. 38. Палаткин И.В. Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов (АККОР) / И.В. Палаткин /Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001 39. Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость/ М. Портер. – М.: «Альпина Паблишер», 2016 – 720 с. 40. Седова Н.В. Развитие методологии формирования и функционирования интегрированных предпринимательских структур в агропромышленном комплексе / Н.В. Седова. – М: Парус, 2017. – 211 с. 41. Строев Е.С. Проблемы развития разных форм предприятий в сельском хозяйстве России / Е.С.Строев, В. Милосердов // Международный сельскохозяйственный журнал. – 2014. – N 2. – С. 35-40 42. Третьяк О.А. Маркетинг взаимодействия и партнерских взаимоотношений: новые направления исследований и инструментарий. [Электронный ресурс]/ Электрон. ст. – Режим доступа: URL: http://new.hse.ru/sites/ecsoclab/docs/ markets_12.02.doc. 43. Узун В.Я. Крупный и малый бизнес в сельском хозяйстве России: адаптация к рынку и эффективность / В.Я. Узун. – М.: Энциклопедия российских деревень, 2014. – 138 c. 44. Челинцев А.Н. О строительстве сельскохозяйственной кооперации / А.Н. Челинцев. – Харьков, 2015. – 127 с. 45. Чернобай Н.Б. Моделирование управления производством в сельскохозяйственных кооперативах региона. / Н.Б. Чернобай //Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. – 2015.–№ 22. – С. 27-30.
Отрывок из работы

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССАМИ КООПЕРАЦИИ В АПК НА ОСНОВЕ МАРКЕТИНГА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 1.1 Сущность и роль объединений на основе кооперации в агропромышленном комплексе В агропромышленном секторе в настоящие время наблюдается тенденция становления, и развития сельскохозяйственных кооперативов, эти организации позволяют стабилизировать и совершенствовать аграрное производство страны. В рыночных условиях кооперативы функционируют как в секторе производства сельскохозяйственной продукции, так и в секторе сервисного обслуживания. Основные понятия и сущность сельскохозяйственных коопераций раскрываются в Федеральном законе №193–ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации». Сельскохозяйственный кооператив – организация, созданная сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личные подсобные хозяйства гражданами на основе добровольного членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на объединении их имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива [8]. Понятие «кооперация» возникло от латинского слова ‘cooperatio’ – сотрудничество. В широком смысле под кооперацией понимают любую совместную деятельность, «форму организации труда, осуществляемую в целях повышения его производительности путём объединения работников для их согласованного взаимодействия», «универсальную форму организации совместного или взаимосогласованного производства…», «один из способов организации коммерческой и некоммерческой деятельности граждан». Кооперация как организационно–производственная система представляет собой «совокупность физических и юридических лиц, добровольно объединивших на долевой основе принадлежащие им ресурсы для реализации своих хозяйственных интересов и в то же время для достижения общих целей» [12, c. 18]. Впервые определение «кооперация» в современном понимание было озвучено в XIX веке английским философом, педагогом и социалистом Робертом Оуэном, он писал в своих трудах, кооперативы позволяют накапливать богатства для организации, общин и подготавливать людей к коллективному труду. Французский философ, социолог, известный социальный реформатор А. Сен-Симон отмечает, что переходная экономическая модель общества это ассоциация кооперативов с социалистическим принципом распределения. Впоследствии эта ассоциация (благодаря всеобщей национализации собственности) должна превратиться в единый кооператив, и тогда в обществе будет действовать закон распределения по потребностям. По мнению французского философа, социолога Ш. Фурье строй ассоциации создает крупное, коллективизированное и механизированное сельское хозяйство, соединенное с промышленным производством. Важнейшей принципиальной чертой концепции Фурье являлось то обстоятельство, что общая собственность ассоциации, принадлежащая фаланге, не уничтожала частной собственности. Немецкий общественный деятель, бургомистр, пионер кооперативного движения Ф.В. Райффайзен утверждал, что создание кооперативов позволит реформировать общество на основе деятельности христианства, повысить нравственные моральные нормы, и искренне считал, что второстепенным в кооперации является рыночный экономический характер, хотя на практике это и являлось самым основным [45, c. 28]. Русскому философу-материалисту, энциклопедисту, ученому Н.Г. Чернышевскому пришлось высказываться не о том, что уже существовало, а о том, что жизнь лишь ставила на очередь. Отсюда следует, что понятия "кооперация", "кооператив", употребляемые и распространенные в настоящее время, совершенно не встречаются в произведениях. Н.Г. Чернышевскому то явление, которое теперь называем кооперацией, рисовалось не совсем в том виде, в каком оно оформилось к нашему времени; тем не менее, основы, почва, на которой кооперация должна была зародиться и действительно зародилась, были им определены совершенно правильно: «Каждый видит, писал он в 1857 г., что наша промышленная деятельность начинает очень быстро усиливаться. Последствия такого движения не могут подлежать сомнению. До сих пор большая часть нашего экономического производства совершалась средствами и методами почти патриархальными. Не говорим уже о земледелии, относительно которого напрасно и доказывать эту истину; наибольшая часть нашей внутренней торговли и даже значительнейшая часть производства по обработке сырых продуктов совершалась порядком, более свойственным XVII, нежели XIX веку. Это немного уже лет будет продолжаться. Приложением капиталов к производству не только увеличиваются массы продуктов, но изменяется и самый порядок производства». «Того нельзя скрывать от себя, пишет Н. Г. Чернышевский в другой статье, что Россия доселе мало участвовавшая в экономическом движении, быстро вовлекается в него и наш быт, доселе остававшийся чуждым влиянию тех экономических законов, которые обнаруживают свое могущество только при усилении экономической и торговой деятельности, начинает быстро подчиняться их силе. Скоро и мы, может быть, вовлечемся в сферу полного действия закона конкуренции». Сделанные выдержки из произведений Н.Г. Чернышевского содержатся в его работах, касающихся общинного землевладения, но они отражают последствия вступления России на путь промышленного капиталистического развития. Кроме того, окончательный вывод и из этих положений сводится у него к надеждам, что общинное пользование землей может служить удобной почвой, с проникновением в сельскохозяйственное производство промышленных изобретений, для общественной обработки земли товариществами земледельцев. Российский учёный-экономист, статистик, общественный деятель А.И. Чупров уделивший немало времени изучению кооперативного движения писал: «Идея ассоциации в применении к сельскому хозяйству является не менее великим открытием, нежели новые приемы техники». «Отдельному крестьянину непосильно действительно улучшить свое хозяйство, не высвободиться из кабалы ростовщиков: ни при продаже своих продуктов, ни при покупке предметов, необходимых в хозяйстве, не избежать ему цепких рук посредников». Русский экономист А.Н. Минин – ближайший друг Чаянова, еще в 1913 году в Киеве высказал идею создания бедняцких «товариществ для совместного использования земли», которые, по его мнению, позволили бы вести более эффективные агрономические мероприятия, рациональные севообороты, широкое использование техники и т.д. Российский революционер, советский политический и государственный деятель, В.И. Ленин подчеркивает огромное значение кооперации в условиях многоукладной экономики в стране с преобладанием крестьянского населения он говорил: кооператив позволяет достигнуть «степень соединения частного интереса, частного торгового интереса, проверки и контроля его государством, степень подчинения его общим интересам, которая раньше составляла камень преткновения для многих и многих социалистов», «а строй цивилизованных кооператоров при общественной собственности на средства производства, при классовой победе пролетариата над буржуазией – это есть строй социализма» [44, c. 21]. Советский ученный А.И. Терехов утверждал что «кооператив есть добровольное объединение лиц с переменным составом и капиталом, имеющее своей целью удовлетворение материальных и культурных нужд своих членов путём совместной организации хозяйственных предприятий или труда своих членов на началах самоуправления и общественной солидарности и, как член всей кооперации, принимающее участие в переустройстве общества на социалистических началах». Советский ученный Е.Н. Штандель определял кооператив как товарищество (добровольный союз лиц) с переменным составом членов и с переменным капиталом, учреждаемое для организации хозяйствен¬ной деятельности или труда своих членов на началах взаимопомощи, самодеятельности и самоуправления и имеющее целью удовлетворение материальных нужд своих членов и содействие культурному их развитию. Российский и советский экономист, социолог, социальный антрополог, А.В. Чаянов утверждал, что основной характерной чертой кооперативного предприятия является то, что оно никогда не сможет преследовать собственные интересы, не лежащие в интересах создающих его членов, так как кооператив обслуживает своих клиентов, которые, в свою очередь, являются его основателями, и они строят процесс управления так, что бы организация была ответственна только перед ними и никем другим. Советский педагог и писатель А.П. Макаренко дает следующее определение кооперациям: «Кооперативные принципы – это модель поведения, алгоритм действия членов кооператива и его выборных органов» Советский экономист, специалист в области истории народного хозяйства К. А. Пажитнов определял кооператив как «добровольное соединение нескольких лиц, которое имеет своей целью совместными усилиями бороться с эксплуатацией со стороны капитала и улучшать положение своих членов в процессе производства, обмена или распределения хозяйственных благ, т.е. как производителей, так и потребителей или продавцов рабочей силы» [41, c. 36]. Анализ различных авторских подходов к исследованию проблем развития сельскохозяйственных коопераций показал, что самого начала становление коопераций формировалось по двум основным направлениям. Первое направление кооперации вело к более справедливому в социальном отношении обществу, то есть к социализму. Второе направление кооперативов направлено на решение важных производственных и потребительских проблем, при этом не ориентировано на решение социальных жизненных проблем, данное направление находит отражение в рамках традиционной буржуазной идеологии. Следует отметить, что данные направления в разные периоды развития сельскохозяйственных коопераций переплетаются между собой, но различия этих направлений хорошо проявились в России, в процессе строительства социалистического общества. Родиной кооперативов считается Англия. Именно там, в связи с завершением промышленного переворота, господства крупного машинного производства, возник многочисленный класс фабричного пролетариата, нуждающийся в защите своего индивидуального потребления, а, следовательно, в организации потребительских кооперативов. В начале XIX века появляются кооперативы по производственному обслуживанию крестьянских фермерских хозяйств, что позволяло производителям обмениваться техникой. Производственный вид коопераций был сильно распространен в тот период в США, данный вид кооперации дал толчок научно техническому прогрессу в крестьянских фермерских хозяйствах. Первыми кооперативами по производству и сбыту сельскохозяйственной продукции были сыроварни, которые открылись во Франции и Швеции в 30 годы, а в Швеции, Дании сыроварные кооперативы открылись в 70-80–е годы XIX века. Впервые был открыт перерабатывающий кооператив в Дании, снабженческий сельскохозяйственный кооператив был создан во Франции для закупки удобрений и впервые кредитный кооператив открылся в Германии. После войны экономика многих ведущих стран восстановилась и усилилась конкуренция в разных отраслях, этому способствовала научно–техническому прогрессу. В зарубежных странах сельскохозяйственные кооперативы стали создавать сеть научно–исследовательских и образовательных учреждений, обширную консультационно–информационную сеть и службы, занимающиеся внедрением научно–технических разработок. Внедрение новых технологий в производственный процесс требовало большого количества финансовых средств, что привело к развитию сельскохозяйственных кредитных кооперативов и их союзы. Разоряются мелкие фермерские хозяйства, которые не могут перестроиться на индустриальные технологии, в 80–е годы сельскохозяйственные кооперативы объединяются между собой, создавая единые кооперативные центры. В 60–80–е годы число кооперативов сокращается, но при этом единица произведенной продукции на один кооператив увеличился это характерно для процесса концентрации. Государства повсеместно поддерживают сельскохозяйственные кооперативы разными государственными программами поддержки, и есть также страны, которые привлекают кооперативы для реализации государственной аграрной политики. Современные сельскохозяйственные кооперативы и их объединения перешли от специализации к многофункциональной деятельности. Современное развитие кооперативов происходит на фоне глобализации мировой экономики, во многих развитых странах сельскохозяйственные кооперативное движение находит поддержку среди разных государственных структур [34, c. 52]. По данным ООН, в середине 90-х годов жизнь почти половины населения мира обеспечивалась продукцией и услугами кооперативных предприятий. В 47 странах мира действовали 330 тыс. сельскохозяйственных кооперативов с общим числом индивидуальных членов 180 млн. человек. В настоящее время членами кооперативов являются почти 800 млн. человек, что в 4 раза больше, чем 50 лет назад. Кооперативы предоставляют около 100 млн. рабочих мест. На рубеже XX и XXI вв. в 15 странах Европейского союза (ЕС) на долю кооперативов приходилось 60% сбыта сельскохозяйственных продуктов. В странах Скандинавии кооперативы реализуют на внутреннем и внешнем рынках до 80%, а в' Японии - более 90% товарной продукции аграрного сектора. В Нидерландах этот показатель колеблется в пределах 60– 65%, в Германии, Испании – 50–52%, в США, Великобритании, Италии, Бельгии – на уровне 30%. Всемирный совет кредитных союзов (ВСКС) к концу 1997 г. объединял 35 тыс. кредитных союзов с числом пайщиков 96 млн. По статистике Всемирного совета кредитных союзов, в мире в 2012 году насчитывалось 98 млн. и 39 тыс. кредитных союзов, работающих в 84 странах. Общий объем средств в этих объединениях составляет $350 млрд, а объем выданных займов превышает $276 млрд. В конце ХХ века кооперативное движение усилило свое стремление в процессе формирования единого кооперативного законодательства. Европейские государства в свою очередь заинтересованы в процессе развития сектора кооперации, так как считают данный сектор может участвовать в решении социальных проблем общества. В Европе сельскохозяйственные кооперативы стали развиваться раньше чем в России, это обусловлено особенностями развитие общественных отношений [26, c. 117]. На современном этапе выделяют две формы сельскохозяйственной кооперации это горизонтальная и вертикальная. Горизонтальная кооперация – это внутриотраслевое коопериро¬вание, при котором два или более предприятий (хозяйств) одной отрас¬ли объединяются экономически, организационно и технологически. Вертикальная кооперация – это межотраслевое кооперирование предприятий и производств различных отраслей агропромышленного комплекса [44, c. 36]. Выделяют следующие особенности агропромышленной кооперации: Во-первых кооперативы формировались по двум основным направлениям, первое направление кооперации вело к более справедливому в социальном отношении обществу, то есть к социализму, второе направление кооперативов направлено на решение важных производственных и потребительских проблем. Во–вторых в России агропромышленная кооперация развивалась поэтапно, что свидетельствует об эффективности деятельности данной организационной формы, которая в свою очередь позволяет координировать деятельность всевозможных сфер АПК, создавая единою экономическую систему управления производственными и финансовыми взаимоотношениями. В-третьих кооперативы в отрасли АПК формируют механизм взаимоотношений, который положительное влияет на процесс взаимодействования между всеми участниками отрасли, вследствие чего получая положительный экономический и социальный эффект. В-четвертых правительство РФ управляет агропромышленным комплексом с помощью разделения по территориальному принципу, это позволяет повысить эффективность от управления и учесть все особенности той или иной территории при принятии решений, касающихся стимулирования развития отрасли, ставки по кредитам и займам; поддержка отраслей животноводства [23, 56]. 1.2 Виды корпоративных объединений в агропромышленном комплексе Успешное развитие агропромышленного комплекса зависит, насколько стабильны организации функционируют в данном секторе. Существует множество организационных форм предприятий и организаций занимающиеся производством таки как: КФХ, ЛПХ, ООО, ОАО, ИП, ЗАО, сельскохозяйственные кооперативы. На сегодняшней день многие сельскохозяйственные предприятия и организации создают сельскохозяйственные кооперативы для того что бы решить ряд производственных проблем. Но рынок диктует свои условия, что заставляет уже сельскохозяйственные кооперативы искать новые формы объединений для стабильного развития. Сельскохозяйственные кооперативы могут создавать следующие организационные формы: • Альянсовые объединения; • Интеграционные объединения; • Кластерные объединения; • Агрохолдинговые объединения [19, c. 18]. Все выше перечисленные организационные формы позволят повысить эффективность управления сельскохозяйственными кооперативами в агропромышленном комплексе, но при этом каждая организационная форма имеет свои положительные и отрицательные черты. Альянсовые объединения – это межорганизационное соглашение при котором участники соглашения делают вклад производственных ресурсов в долгосрочные отношения с целью производства продукции и получения прибыли. Выделяют четыре типа альянсов: неформальные; контрактные; альянсы с участием в капитале партнера; альянсы в виде совместного предприятия. Следует отметить, в зависимости от сферы деятельности альянсовые объединения подразделяются на следующие типы: альянсы по реализации проектов НИОКР (научно-технические);альянсы по организации совместного производства (производ­ственные); альянсы по совместному освоению новых рынков (сбытовые). Создаются альянсы на временной и постоянной основе. Важной представляется классификация альянсовых объединений в зависимости от того, являются ли их члены конкурентами или нет (рисунок 1). Рисунок 1 - Виды альянсовых объединений Следует выделить основные мотивы создания альянса: • сокращение производственных издержек в процессе производства единицы товара; • снижение производственных и экономических рисков; • свободный доступ на рынок партнеров по альянсу; • использование в процессе производства современных технологий; • обмен технологиями, знаниями; • совместные исследования рыночных изменений; • совместные научно–техническая разработка и производство технически сложных изделий. Выделяют следующие преимущества альянсовых объединений для их участников: • совместимость целей партнеров: цели каждого партнера должны быть совместимы таким образом, чтобы достигались как цели альянса, так и индивидуальные цели партнеров; • получение стратегического преимущества: должна присутствовать выгода от альянса; • взаимозависимость партнеров: каждый партнер должен зависеть от другого и отношения между ними должны управляться таким образом, чтобы конфликт сводился к минимуму, а кооперация к максимуму; • доверие партнеров друг к другу: доверие существенно для долгосрочных взаимоотношений партнеров; • информационный обмен и устранение конфликтов: партнеры должны часто общаться и должен существовать механизм, формальный и неформальный, устранения конфликтов, которые возникнут неизбежно; • координация работы: работа партнеров должна координироваться без бюрократии и без уч?та размеров внесенных долей; • планирование: первое, что необходимо спланировать – структура и процессы обмена производственными ресурсами. Алянсовые объединения является современной формой межфирменной кооперации, в рамках которой в том числе могут взаимодействовать инновационные промышленные предприятия и их контрагенты, представляет собой интегративную или гибридную версию всех остальных форм взаимодействия хозяйствующих (коммерческих и некоммерческих субъектов). Альянсы, представляющие собой конвергентное взаимодействие предприятий и организаций одной отрасли или нескольких смежных отраслей, можно рассматривать как эволюционную кластеризацию, в рамках которой решаются вопросы, связанные с обеспечением устойчивого развития всех кооперирующихся хозяйствующих субъектов [20, c. 128]. Интеграционное объединение – это агропромышленная интеграция представляющая собой организационно-технологическое, экономическое и информационное объединение субъектов сельского хозяйства с перерабатывающими, транспортными, обслуживающими и другими предприятиями и организациями. На практике интегрированные формирования создаются в форме товариществ, акционерных обществ, ассоциаций, союзов, потребительских кооперативов, холдинговых компаний, финансово промышленных групп и т.д. Интеграционные процессы, происходящие в регионах, оказывают крайне важное влияние на все сферы жизни общества. На современном этапе развития экономики АПК происходит совершенствование интегрированных структур на основе усиления производственно-финансовых отношений между всеми участниками агропромышленного комплекса. Рисунок 2 - Организационная структура интеграции в АПК Интеграционное объединение позволяет создавать крупные организационные объединения, которые в свою очередь имеют ряд преимуществ над малыми, выделяют следующие преимущества: • при создании интегрированной структуры происходит объединение финансового, промышленного, аграрного и торгового капитала, создаются более благоприятные условия для привлечения инвестиций и кредитных ресурсов, которые могут обеспечиваться основными фондами, имеющими значительную совокупную стоимость; • консолидация потенциальных возможностей отдельных предприятий, вошедших в интеграционную структуру, возможность организации замкнутого цикла производства, переработки продукции и последующей ее самостоятельной реализации, в результате чего будет происходить вытеснение посредников и соответственно увеличение получаемой прибыли; рост объемов продаж за счет наращивания производства при расширении существующих рынков сбыта (использую торгово-сбытовые возможности интегрированной структуры); • снижение финансовых рисков для отдельных предприятий, входящих в интегрированное формирование; • сокращение постоянных затрат на единицу продукции и как следствие снижение себестоимости сельскохозяйственной продукции, издержек переработки и хранения; • оперативное перераспределение имеющихся материально-технических ресурсов не только из одного производства в другое, но и между участниками производственного процесса; • применение прогрессивных технологий, освоение инноваций в аграрном производстве; • возможность привлечения высококвалифицированного и высокооплачиваемого управленческого персонала, обеспечения достойного уровня заработной платы, что является важнейшим стимулом для притока трудовых ресурсов (в первую очередь молодых специалистов) в село, наличие финансовых средств для улучшения условий труда, повышения уровня жизни сотрудников предприятия [12, c. 121]. Следует сказать что многочисленные положительные стороны интеграционного объединения перекрываются негативными факторами с которыми сталкиваются все участники агропромышленной интеграции. Прежде всего необходимо отметить лишение хозяйственной самостоятельности участника объединения, в последующим они выступают как структурные подразделения, что приводит к утрате контроля за деятельностью финансовых и учетно-бухгалтерских служб перерабатывающих и агросервисных предприятий со стороны сельхозтоваропроизводителей либо ограничен, либо совсем отсутствует. Как результат с хозяйствами-участниками не согласовываются цены на продукцию, они не участвуют в распределении прибыли, которая получена на конечной стадии единой технологической цепи производства. Также материально-технические ресурсы, производственные объекты, основные фонды, приобретаемые предприятием-интегратором, ставятся на баланс управляющей компании, а их стоимость включается в уставной капитал интегрированной структуры как доля инвестора [17, c. 127]. Кластерные объединения – это объединения бизнес субъектов, функционирующих на определенном территориальном образовании, создаются с целью взаимовыгодного сотрудничества всех предприятий, которые участвуют в процессе производстве продукта. Можно выделить характерные признаки кластеров: • наличие конкурентоспособных предприятий, имеющих существенную долю на внутреннем и внешнем рынке; • предприятия должны обладать существенными конкурентными преимуществами; • наличие кооперации между компаниями - участниками кластера; • наличие свободной конкуренции между компаниями - участниками кластера; • единое информационное пространство; • возможность внедрения инноваций [22, c. 69]. Кластеры представляют собой географическую концентрацию предприятий, которые объединяют производственные процессы, ресурсы региона и определенные взаимосвязи, но не на основе общей собственности или системы управления на рисунке 3 представлена упрощенная форма регионального кластера [29, c. 118].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Теория управления, 49 страниц
1225 руб.
Дипломная работа, Теория управления, 73 страницы
1825 руб.
Дипломная работа, Теория управления, 53 страницы
1325 руб.
Дипломная работа, Теория управления, 85 страниц
2125 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg