ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ СЛЕДСТВЕННОГО ОСМОТРА
1.1 Понятие, виды, задачи следственного осмотра
Осмотр места ДТП — это следственное действие, направленное на сбор доказательств, в основном, путем наблюдения и отражения его результатов в соответствующем протоколе. Осмотр происшествия состоит из четырех частей: осмотр места ДТП; трупа потерпевшего; транспортного средства, а также отдельных следов и предметов, обнаруженных на месте происшествия.
Наибольшая результативность анализа ДТП достигается в том случае, если в самом начале этого процесса выделить все проблемы, подлежащие изучению и исследованию. При этом необходимо не только определять объекты и цели их исследования, но и пути их изучения. В связи с этим представляется важным раскрыть содержание путей исследования объектов криминалистики, что создает четкую систему познания их содержания. Для криминалистики недостаточно определить совокупность изучаемых ею объектов. Важно выделить цели, пути их исследования. Это обеспечит полное познание закономерностей преступления, процессов его отражения в окружающей действительности. На такой основе создаются криминалистические теории, разрабатываются научные прогнозы, рекомендации для практической деятельности [5, c. 91].
Определить основные цели и пути исследования объектов — это, значит, подойти к построению системы анализа. Знание задач, стоящих перед осмотром, его методологических основ, позволяет определить цели и основные пути исследования всех объектов криминалистического изучения. Прежде чем их конкретизировать применительно к каждой группе объектов, необходимо обозначить общие цели исследования. Следует проанализировать каждый из объектов преступления:
какие составляющие определяют появление и развитие такого явления, как преступление?
какие существуют закономерности в отражении преступления?
из чего складывается деятельность по расследованию?
Необходимо классифицировать объекты исследования, что облегчит процесс изучения предметов и явлений и позволит быстрее раскрыть внутренние закономерности, которые определяют развитие и изменение исследуемых предметов и явлений.
Классификация определяется как логическая операция, состоящая в разделении изучаемого множества предметов по сходству и различиям на отдельные группы, классы. Классификация в криминалистике обеспечивает не только анализ объектов, но и познание процессов взаимодействия, реализации отождествления (идентификации).
Важное значение в осмотре имеет и такая цель, как выявление и исследование взаимосвязей объектов, влияние на другие объекты криминалистического исследования [7, c. 61].
К целям осмотра места дорожно-транспортного происшествия можно отнести:
установление совокупности материальных объектов, которые присутствовали (действовали) при совершении преступления;
определение связей между объектами, которые характеризуют преступление;
совокупности элементов преступления, их связей, механизма совершения преступления;
определение пути установления субъективных факторов (мотивы, способы) через изучение материальных элементов преступления.
Конечной целью осмотра места ДТП является построение наиболее общих параметров его модели, что полнее всего достигается при использовании системного подхода.
Правильное и полное установление целей исследования объектов криминалистики дает возможность определить последовательность изучения объектов. Начинать расследование необходимо только после общей первичной оценки преступления. Объекты при осмотре надо изучать в следующей последовательности:
материальные объекты, взаимодействовавшие при совершении преступления;
отражение преступления на элементах окружающей действительности и в сознании человека;
содержание деятельности по расследованию преступления.
Кроме определения последовательности объектов следует наметить основные пути исследования каждой группы объектов. Они могут изучаться путем непосредственного анализа объекта (явления) через выявление его свойств, функций (результатов действия); исследование отражений их свойств, действий в других системах при взаимодействии с ними. Такие пути исследования требуют использования всех возможных научных подходов, определяемых методологической основой криминалистики. В ней применяется системный подход, поскольку объект исследования должен рассматриваться и изучаться как система с ее внутренними и внешними взаимодействиями [12, c. 86].
С помощью диалектического подхода исследуются объекты осмотра места ДТП, требующие сочетания конкретного и абстрактного, поскольку многие их составляющие могут быть поняты только через осуществление процессов абстрагирования. Кроме того, следует учитывать, что эти объекты и их элементы развиваются, меняются и действуют, благодаря противоречиям.
Деятельностный подход необходим в связи с тем, что и совершение преступления и его расследование есть процессы деятельности, которые должны изучаться по общим правилам, предусмотренным этим подходом, в том числе, и при расследовании транспортных правонарушений. Наконец, эти виды деятельности осуществляются людьми, со всеми присущими каждому человеку особенностями, что и определяет необходимость личностного подхода.
Следственный осмотр места ДТП заключается в непосредственном обнаружении и исследовании следователем объектов, имеющих значение для уголовного дела, с целью изучения их признаков, свойств, состояния и взаиморасположения. Это следственное действие отличается от других, как по своей процессуальной природе, так и по тактике проведения. При качественном проведении следственного осмотра удается обнаружить и исследовать большую часть следов преступления, а также других объектов, которые могут быть вещественными доказательствами, т. е. от этого следственного действия во многих случаях вообще зависит успех расследования [11, c. 96].
Задачей следственного осмотра места ДТП является выявление, фиксация, сбор и исследование доказательственной информации. Следственный осмотр, как познавательный процесс, является важным средством получения информации о расследуемом событии. Информация может быть получена в процессе осмотра, а также в процессе подготовки к нему, в ходе опроса очевидцев, из личных впечатлений от обзора места происшествия и т. д. Если информация носит доказательственный характер, то она используется для предоставления доказательств в суд, если же нет, то используется следователем для выдвижения версий по делу организации оперативно-розыскных мероприятий, определения круга, последовательности и тактики предстоящих действий.
В зависимости от объекта различают следующие виды следственного осмотра:
осмотр места происшествия;
осмотр местности;
наружный осмотр трупа (если труп и предметы находятся на месте происшествия, то их осмотр представляет собой составную часть осмотра места происшествия);
осмотр предметов;
осмотр транспортных средств.
При наличии особенностей, определяющих тактику проведения каждого вида, существуют общие процессуальные и тактические положения при проведении любого из перечисленных видов осмотра.
Общие процессуальные положения осмотра предусмотрены в УПК РБ. Они сводятся к участию в осмотре понятых; к праву следователя привлечь к участию обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего, свидетеля; к приглашению в необходимых случаях специалиста (криминалиста, судебного медика, автотехника, дорожника, трассолога и т. д.),— к осмотру, как правило, всех найденных объектов по месту их обнаружения. В случаях, требующих продолжительного времени для анализа при неблагоприятных метеорологических условиях, при отсутствии в момент осмотра необходимой специальной аппаратуры, инструментов, нужных специалистов, его можно провести по месту производства следствия. В процессе осмотра нельзя допускать действия, унижающие честь и достоинство участвующих лиц, или опасные для их здоровья, а также действия, которые могут причинить неоправданный материальный ущерб. Следователь, в случае необходимости, может предупредить участников осмотра об ответственности за разглашение результатов осмотра. Ход и результаты осмотра должны быть зафиксированы в протоколе осмотра места ДТП [31, c. 53].
Общими положениями осмотра, имеющими тактический характер, являются: неотложность (своевременность), объективность, полнота, всесторонность, целеустремленность, использование научно-технических средств и помощи специалистов, соблюдение правил обращения с исследуемыми объектами, разработанных криминалистами, единое руководство осмотром.
Успех расследования во многих случаях зависит от качества произведенного осмотра места ДТП, именно поэтому следователю (дознавателю) стоит избегать формального, поверхностного проведения данного следственного действия, сущность которого заключается в установлении наличия имеющих доказательное значение фактов, свидетельствующих о преступлении.
Итак, осмотр места происшествия - это неотложное следственное действие, состоящее в непосредственном восприятии следователем места происшествия в целях изучения обстановки, обнаружения, фиксации, изъятия и исследования следов преступления и других вещественных доказательств, выдвижения и проверки версий о событии преступления, способе его совершения, участниках, а также решения других вопросов, имеющих значение для дела.
Место происшествия — это основной источник информации о месте совершения преступления. Любая деятельность человека отражается в результатах и оставляет следы. Это относится и к преступлению. Преступная деятельность обычно складывается из подготовки, совершения и сокрытия преступления, и все эти стадии могут оставить многочисленные следы.
Осмотр места происшествия — это и связь между теорией познания и теорией доказательств, закрепленная уголовно-процессуальным законом в форме этого следственного действия. Это предполагает умение следователя не только восстановить картину события в статике, но и представить динамику происшедшего. И если он это сумеет сделать, то в результате осмотра места происшествия получит доказательственный материал, сумеет узнать, что же произошло на этом месте.
Осмотр места происшествия связан с исследованием материальной среды места совершения преступления. По обнаруженным следам следователь, используя профессиональные навыки, мысленно воссоздает вероятную модель события, его механизм и устанавливает лиц, совершивших преступление. Степень достоверности этой модели зависит от умения следователя «читать» следы преступления, т. е. выделять в них те свойства и качества, которые значимы для раскрытия преступления.
Процесс осмотра делится на три последовательные стадии — общий обзор, детальный осмотр и заключительная стадия. Начинать его рекомендуется с общего обзора места происшествия. Задача обзорной стадии осмотра места происшествия заключается в построении ориентирующей информационной модели расследуемого события, в общих чертах отражающей происшедшее событие. На этой стадии следователь выдвигает версии о том, что произошло, определяет границы территории, подлежащей осмотру, порядок осмотра отдельных объектов, передвижения участников, распределяет обязанности между ними [37, c. 74].
Криминалистикой выработано три основных способа осмотра места происшествия, применяемых в чистом или комбинированном виде. Это концентрический, эксцентрический способ и способ фронтального осмотра.
Концентрическим способом считается такой, при котором осмотр места происшествия ведется от периферии к центру места происшествия по спирали.
Эксцентрический способ — это способ, при котором осмотр ведется от центра места происшествия к его периферии. Иначе его называют способом «развертывания спирали».
Обычно центр в криминалистике связывают с главными объектами, на которых находятся наиболее важные следы происшедшего события (труп человека, транспортное средство, очаг возгорания и т. д.). В целом это правильно, но центр следует рассматривать как единство двух взаимосвязанных сторон — вещественной и информационной. С вещественной стороны центр - это отдельные следы, предметы и их совокупности, а с информационной — массив информации, заключенной в этих следах, предметах и их совокупностях. Под периферией следует понимать отдельные, прилегающие к центру участки, на которых находятся следы, предметы и их совокупности, являющиеся носителями только частной информации, относящейся к отдельным обстоятельствам расследуемого события. Кроме того, они взяты в отдельности, вне связи с иными обстоятельствами и не дают возможности построить модель расследуемого события, в целом характеризующую происшествие.
Фронтальный осмотр (иногда его называют линейным) заключается в осмотре площадей от одной их границы, принятой за исходную, до противоположной. Этот способ находит наибольшее применение при исследовании мест дорожно-транспортных происшествий, которые обычно имеют незначительную ширину и большую длину, доходящую до нескольких десятков, а то и сотен метров. Если место происшествия занимает небольшое пространство, границы его определены ориентировочно и не ясен центр, исследование осуществляется по направлению движения часовой стрелки или наоборот.
Исследование по узлам проводится в тех случаях, когда на месте происшествия имеется несколько участков пространства, на которых находится ярко выраженная группа следов, свидетельствующих о характере происшедшего события. Исследование по квадратам, прямоугольникам или по участкам с естественными границами (тропа, дорога и т. д.) проводится в случаях, если границы места происшествия определить трудно. Данный метод может использоваться при обнаружении трупа за пределами дороги.
В зависимости от охвата осматриваемого пространства выделяют сплошной и выборочный осмотр. Сами наименования говорят о содержании этих методов. Метод сплошного осмотра является более предпочтительным по сравнению с выборочным и в практике применяется больше. Используется он обычно в пределах очерченных следователем границ. Метод выборочного осмотра применяется, в основном, при исследовании дорожки следов волочения, крови, идущих с места или к месту ДТП, а также при исследовании места происшествия, носящего динамичный характер.
Следует различать также первоначальный, повторный и дополнительный осмотр места происшествия. Повторный представляет собой осмотр уже изученного органами расследования места происшествия; объектом его могут быть не все, а лишь отдельные элементы места происшествия. От повторного следует отличать дополнительный осмотр. Он заключается в изучении отдельных объектов, и в этом сходен с повторным осмотром. Однако при дополнительном осмотре следователь (дознаватель) имеет дело с объектами, ранее не осматривающимися, по отношению к которым данный осмотр будет первоначальным [22, c. 58].
При исследовании места происшествия используются различные научно-технические средства, которые позволяют получить больше информации об изучаемых явлениях, с большей степенью достоверности установить конкретные причины ДТП. К их числу относятся средства освещения, поисковые приборы, оптические увеличительные приборы, физические средства обнаружения следов, измерительные средства, фото- кино- и видеоаппаратура, портативные диктофоны и магнитофоны, принадлежности для составления планов и схем места происшествия, приборы для регистрации замедления при торможении и фиксации его усиления и времени торможения и т. п [17, c. 84].
1.2 Научно-технические средства осмотра места происшествия
Для обнаружения, фиксации и изъятия с места происшествия следов и иных вещественных доказательств следователь применяет различные приемы и средства криминалистической техники:
1) осмотр объектов, предметов в особых условиях;
2) окуривание мест предполагаемого нахождения следов парами веществ, обладающими свойством проявлять определенные следы;
3) опыление;
4) осмотр веществ при помощи оптических средств.
Приемы фиксация следов, вещественных доказательств представляет собой:
1) фотографирование;
2) измерение размеров объектов, их описание;
3) зарисовки (схематическое изображение);
4) обработка объекта с целью обнаружения и закрепления следов и сохранность их состояние;
5) снятие копий (слепков) со следа;
6) изъятие следов с места происшествия.
Технико-криминалистические средства, которыми следователь пользуется при осмотре места происшествия входит в специальные наборы (оперативные и следственные чемоданы).
Иногда комплекты технико-криминалистические средств имеются в специальных автомашинах, предназначенных для выезда на место происшествия.
Помимо средств работы со следами, в перечисленных комплекты входят различные инструменты; осветительные средства, материалы для упаковки изымаемых объектов с места происшествия и другие.
В зависимости от характера объектов на месте происшествия для их осмотра следователь может использовать и различную аппаратуру [23, с. 398].
В применении сложных средств криминалистической техники следователю оказывает помощь специалист-криминалист.
Осмотр места происшествия как следственное действие, строго регламентировано уголовно-процессуальным законом, имеет значение лишь в том случае, если надлежащим образом оформлена.
Прокурор, суд кассационной инстанции и другие лица могут судить о полноте и объективности осмотра места происшествия лишь по процессуальным документам, которые отражают производство осмотра мест происшествия, как следственного действия, и имеются в деле.
Результаты, полученные на основании и входе осмотра места происшествия должны в соответствии с уголовно-процессуальным законодательном фиксироваться.
Фиксация – это документальное отражение в установленном законом форме всего обнаруженного действия на месте происшествия, описание произведенных действий, запечатление как обстановки, так и свойств, состояния и признаков отдельных элементов места происшествия.
Следует различать средства фиксации результатов осмотра:
1) общие – с помощью их следователь запечатлевает картину места происшествия в целом (протокол, схемы, план);
2) частные – применяются для фиксации результатов осмотра отдельных объектов (слепки, зарисовки).
Протокол осмотра места происшествия является основным процессуальным документом, в котором отражаются результаты осмотра. Протокол осмотра места происшествия должен быть точным и последовательным в описании все обнаруженного на месте происшествия. Вместе с тем в протоколе должно содержаться доступное описание места происшествия и его элементов. В протоколе не дается объяснений, толкований обнаруженных фактов, явлений, не излагается представления следователя о механизме образования тех или иных следов, о происхождении и принадлежности найденных орудий.
Таким образом, современный уровень научно-технического прогресса предопределяет необходимость использования инновационных технико- и тактико-криминалистических средств и технологий для достижения наибольшей эффективности осмотра места происшествия и результативности расследования преступлений об убийствах [60, c. 109].
Анализ практики свидетельствует о наличии проблем, снижающих эффективность осмотра места происшествия. К ним относятся организационные проблемы криминалистического обеспечения этого следственного действия, а также выбора совокупности конкретных технико-криминалистических средств и технологий.
Для организации и проведения осмотра места происшествия по делам об убийствах необходимыми являются практически все виды информации, среди которых:
1) Прогнозируемая информация, имеющая вспомогательный характер и позволяющая моделировать действия;
2) Обучающая информация, необходимая следователям и экспертам для закрепления их умений и навыков проведения осмотра места происшествия;
3) Справочная информация, содержащая важные для проведения осмотра сведения;
4) Аналитическая, предусматривающая наличие и степень влияния криминогенных факторов, оказывающих отрицательное воздействие на процесс осмотра места происшествия;
5) Оперативно-служебная, включающая в себя служебную документацию, жалобы и заявления граждан, в помещениях которых проводится осмотр места происшествия; иную информацию, имеющую отношение к следственному действию;
6) Методическая, необходимая для эффективного проведения осмотра места происшествия, поскольку в ней содержатся сведения, касающиеся методики проведения, а также необходимые рекомендации по осуществлению конкретных стадий осмотра места происшествия;
7) Нормативно-правовая, использование которой необходимо для законного осмотра места происшествия.
Таким образом, использование оперативных возможностей необходимо для получения дополнительной информации о характере происшествия, о лицах, к нему причастных, местонахождении и признаках объектов, имеющих значение для дела. Такая информация позволяет выдвинуть новые версии и глубже проверить отрабатываемые, выявить и закрепить следы и предметы, могущие стать доказательствами по уголовному делу [7, c. 156].
ГЛАВА 2
ПРИЧИНЫ И КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ
2.1 Уголовно-правовая и криминалистическая характеристика ДТП
Успешное расследование дорожно-транспортных происшествий, совершенствование деятельности органов предварительного следствия во многом зависят от четкого представления о наиболее типичных условиях и обстоятельствах, при которых чаще всего имеют место нарушения правил безопасности дорожного движения. Большую помощь здесь может оказать криминалистическая характеристика ДТП, явившихся следствием преступных нарушений правил безопасности.
В соответствии с п. 2.18 ПДД Республики Беларусь, "Дорожно-транспортное происшествие" - происшествие, совершенное с участием хотя бы одного находившегося в движении механического транспортного средства, в результате которого причинен вред жизни или здоровью физического лица, его имуществу либо имуществу юридического лица.
Для отнесения события к дорожно-транспортному происшествию необходимо наличие как минимум трех условий:
1) транспортное средство должно двигаться;
2) событие должно быть связано с этим транспортным средством;
3) последствия события должны соответствовать перечисленным в определении.
Следовательно, внезапная смерть в транспортном средстве водителя или пассажира в результате сердечного приступа не относится к ДТП, так как это событие напрямую не связано с движением автомобиля. Также нельзя отнести к ДТП нанесение травмы водителю во время устранения им каких-либо неисправностей в неподвижно стоящем автомобиле.
В отличие от дорожно-транспортного происшествия, дорожно-транспортное преступление – это автопроисшествие, которое вызвало последствия, предусмотренные уголовным законодательством [2, c. 50].
К преступлениям против безопасности движения и эксплуатации транспорта относятся: умышленное приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 309 УК РБ); недоброкачественный ремонт транспортного средства или путей сообщения (ст. 313 УК РБ); нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 317 УК РБ); управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством такому лицу либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования) (ст. 317 УК РБ); выпуск в эксплуатацию технически неисправного транспортного средства либо незаконный допуск к управлению им (ст. 318 УК РБ); нарушение правил содержания автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений (ст. 319 УК РБ); нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 321 УК РБ). В республике насчитывается более 3 миллионов единиц автотранспорта. Только в Минске парк личного автотранспорта ежегодно увеличивается на 30—40 тысяч единиц и уже достиг 700 тысяч. Увеличение числа транспортных единиц, снижение уровня водительских навыков, неудовлетворительное состояние дорог, низкая дисциплина участников движения — водителей и пешеходов, а также пристрастие к спиртному влекут рост дорожно-транспортных происшествий. Так или иначе, все данные преступления способствуют дорожно-транспортным происшествиям [55, c. 118].
При решении вопроса о возбуждении уголовного дела о ДТП действуют определенные правила и институты уголовно-процессуального права. Для возбуждения уголовного дела достаточно, если имеются данные свидетельствующие о самом факте преступления. По делам о ДТП такие данные содержатся в материале осмотра места автопроисшествия, объяснениях водителей, очевидцев, потерпевших.
Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 317 УК РБ) - наиболее распространенное транспортное преступление. Непосредственным объектом преступления является безопасность движения и эксплуатации транспортных средств. Дополнительный объект - жизнь и здоровье граждан.
Предметом преступления являются автомобили, трамваи и другие механические транспортные средства. Понятие "автомобили" вбирает в себя такие виды транспортных средств, как: пассажирский и грузовой транспорт, в том числе автобусы, транспорт специального назначения (пожарные, санитарные машины), трамваи как вид городского транспорта.