Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тактика осмотра мест дорожно-транспортных происшествий.

irina_k20 1875 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 75 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.06.2020
Феденя Сергей Михайлович ТАКТИКА ОСМОТРА МЕСТ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ Объём работы: 64 листа, 18 использованных источников. Ключевые слова – ОСМОТР, МЕСТО ПРОИСШЕСТВИЯ, ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ ОБНАРУЖЕНИЕ, ФИКСАЦИЯ. Целью дипломной работы является исследование особенностей тактики осмотра места дорожно-транспортного происшествия. Для достижения поставленной цели требовалось сформулировать и разрешить следующие задачи: изучить обстоятельства, подлежащие выяснению при расследовании нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств; проанализировать криминалистическое значение следов транспортных средств; исследовать особенности проверки технического состояния транспортных средств; исследовать особенности составления протокола осмотра места ДТП; исследовать особенности составления схемы ДТП. Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в результате деятельности лиц, совершивших дорожно- транспортное происшествие, и лиц, осуществляющих предупреждение, расследование и раскрытие преступлений в данной области. Предмет исследования составляют закономерности, проявляющиеся в деятельности лиц, совершивших ДТП, и связанные с ними закономерности в деятельности по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений. Структура дипломной работы определена темой, поставленными целями и задачами и состоит из введения, трех глав, включающих 8 подглав, заключения, списка использованных источников и литературы. Во введении раскрыта актуальность темы исследования, объект и предмет, цели и задачи, теоретическая и практическая базы исследования. В первой главе дипломной работы рассмотрены общие положения следственного осмотра и научно-технические средства, применяемые для осмотра места происшествия. Во второй главе проанализированы причины и криминалистические условия дорожно-транспортных происшествий, раскрыта криминалистическая характеристика дорожно-транспортного происшествия. В третьей главе проанализированы и рассмотрены следственные действия по делам о дорожно-транспортных происшествиях. В заключении сделаны основные выводы и предложения.
Введение

В связи с ежегодным увеличением автомобильного транспорта в Республике Беларусь растет и интенсивность движения, усложняется обеспечение порядка и безопасности движения на автомобильных дорогах и улицах городов и других населенных пунктов. Значительное внимание, которое уделяется проблемам дорожной безопасности, крайне необходимо, так как механический транспорт, в том числе и автомобильный, при неправильной эксплуатации или несоблюдении правил дорожного движения, является источником тяжелых, а и зачастую трагических последствий. В Беларуси насчитывается более двух миллионов автомобилей, из которых 82 % - в личном пользовании 18 % - в распоряжении предприятий. Количество транспортных средств за последние 10 лет удвоилось. Ежегодно на дорогах Беларуси совершается около 7000 ДТП и под колесами автомобилей гибнет более полутора тысяч человек. Каждые сутки на улицах городов и дорогах совершается в среднем 20 дорожно-транспортных происшествий. Увеличение числа транспортных единиц, снижение уровня водительских навыков, неудовлетворительное состояние дорог, низкая дисциплина участников движения – водителей и пешеходов, а также пристрастие к спиртному влекут рост ДТП. Низкая дисциплина участников движения, неудовлетворительное техническое состояние автомобилей и дорог и др. являются причиной дорожно-транспортных происшествий. Среди пострадавших в результате автотранспортных преступлений большую часть составляют водители и пассажиры, т.е. лица, находящиеся в транспортных средствах (61% от общего числа погибших и 62% - от общего числа раненых). На долю пешеходов приходится соответственно 39% погибших и 38% раненых. Наибольшее число пострадавших - люди сравнительно молодого возраста - 30 - 35 лет. Дорожно-транспортные происшествия являются неотъемлемой частью жизни современного общества. Методика их расследования является важной составляющей деятельности правоохранительных органов. Изучение данного вопроса позволяет разобраться в причинах и условиях совершения происшествий, что в свою очередь способствует предотвращению их совершения. Именно поэтому темой данной дипломной работы является: тактика проведения осмотра места дорожно-транспортного происшествия. События, происшедшие в результате нарушения тех или иных правил безопасности дорожного движения, в котором обязательно участвовал автомототранспорт либо городской электротранспорт и после которого наступили вредные последствия, именуется дорожно-транспортным происшествием (ДТП). По причинам возникновения дорожно-транспортные происшествия можно подразделить на: 1)происшествия, возникшие по вине людей (водителей, пассажиров, лиц, ответственных за техническое состояние транспортных средств и дорог, и другие) и 2)происшествия, которые обусловлены не преодолимой силой природы (наводнение, обвал, землетрясения и тому подобное), а также случайным стечением обстоятельств. В подавляющем большинстве случаев ДТП возникают в результате нарушения правил дорожного движения (ПДД) водителями, пешеходами, пассажирами, велосипедистами, а также вследствие грубых нарушений работниками транспортных хозяйств правил технической эксплуатации и плохого контроля за состоянием дорог и организации регулирования уличного движения. Нарушение правил дорожного движения со стороны водителей чаще всего заключаются в: превышении безопасной скорости при маневрах (повороте, обгоне, необходимости уклонится от столкновения или наезда, объехать препятствие или неровность дороги), попадании на участок дороги с худшими характеристиками; обострении дорожной обстановки; несоблюдении очередности проезда перекрестков; не подачи или неправильной подачи предупредительного сигнала; не правильном расчете минимального остановочного пути при различных скоростях движения и состоянии дорожного покрытия; нарушении требований сигналов светофора, дорожных знаков и указателей, требований дорожной разметки; не соблюдении безопасной дистанции; неожиданном выезде из своего ряда движения и ослеплении светом фар; стоянке на проезжей части без освещения; нарушении правил перевозки пассажиров; нетрезвом состоянии водителя, его работе по времени, превышающем допустимые пределы, после которых наступает утомляемость; и другие [3, c.29]. Нарушение правил дорожного движения со стороны пешеходов обычно состоят в: неожиданном появлении пешехода из-за препятствия (например, из-за стоящего на остановке автобуса, автомобиля у тротуара или обочины); внезапном выходе из-за транспортного средства, движущегося в попутном или встречном направлении; непредсказуемом поведении пешехода, при котором водитель ошибочно уверен во взаимном контакте с пешеходом (например, пешеход, явно пережидающий проезд автомашины, вдруг перебегает наперерез); выходе на проезжую часть в месте, где это запрещено; внезапном выходе из неосвещенной зоны дороги; и другие [8, c. 55]. Выпуск в эксплуатацию заведомо технически неисправных транспортных средств (например, с дефектом тормозной системы, ходовой части и осветительных приборов) лицом, ответственным за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств, если это привело к наступлению последствий, предусмотренных уголовным законом, влечет уголовно-правовую ответственность.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….....6 ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ СЛЕДСТВЕННОГО ОСМОТРА………………………………………………………………...9 1.1 Понятие, виды, задачи следственного осмотра …….…………...….9 1.2 Научно-технические средства, применяемые при осмотре места происшествия……………………………………………………………….……...17 ГЛАВА 2 ПРИЧИНЫ И КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ…………...…………………...21 2.1 Уголовно-правовая и криминалистическая характеристика ДТП...21 2.2 Классификация, учет и причины ДТП…………........……………...28 ГЛАВА 3 ТАКТИКА СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ПО ДЕЛАМ О ДТП.…35 3.1 Осмотр места происшествия и транспортного средства…………...35 3.2 Проведение допросов по делам о ДТП………………………………42 3.3 Следственный эксперимент …………………………………………48 3.4 Экспертизы по делам о ДТП…………………………………………51 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….66 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………70
Список литературы

1. Аверьянова, Т.В. Судебная экспертиза: курс общей теории / Т.В. Аверьянова. – М.: Норма, 2006. – 480 с. 2. Андреев И. С. Профилактическая деятельность следователя при расследовании дорожно-транспортных происшествий: Автореф. канд. дис. - Минск : Амалфея : Мисанта, 1982. - 123 с. 3. Бастыркин, А.И. Криминалистика. Техника, тактика и методика расследования преступлений: Научно-практич. пособие / А.И. Бастыркин. – СПб.: Проспект, 2011. – 408 с. 4. Возможности судебных экспертиз при расследовании ДТП. Минск, 1994 – 206 с. 5. Гурский В. П. Дорожно-транспортные происшествия: методика расследования. М., 1992 – 280 с. 6. Дергай, Г.Б. Современные возможности судебных экспертиз и тактика получения образцов для сравнительного исследования: учеб. пособие / Г.Б. Дергай, Д.В. Исютин-Федотков. – Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2005. – 102 с. 7. Дмитриева, Т. Ф. Технико-криминалистическое обеспечение осмотра места происшествия : монография / Т. Ф. Дмитриева, Е. И. Климова ; [под науч. ред. Е. И. Климовой] ; М-во образования РБ, Учреждение образования "Витебский государственный университет имени П. М. Машерова". – Витебск : ВГУ имени П. М. Машерова, 2013. – 303 с. 8. Дмитриева, Т.Ф. Технико-криминалистическое обеспечение осмотра места происшествия : монография / Т.Ф. Дмитриева ; под науч. Ред. Е.И. Климовой. – Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2013. – 303 с. 9. Драпкин Л.Я. Криминалистика: учебник / Л.Я. Драпкин, В.Н. Карагодин [и др.]. – М.: Проспект, 2011. – 768 с. 10. Драпкин, Л.Я. Основы теории следственных ситуаций / Л.Я. Драпкин. – Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1987. – 168 с. 11. Драпкин, Л.Я. Тактика отдельных следственных действий / Л.Я. Драпкин, В. Долинин. – Екатеринбург: ЕВШ МВД РФ, 1994. – 32 с. 12. Дубовик, Е.С. Возможности использования беспилотных летательных аппаратов при проведении осмотра места происшествия по делам о ДТП [Электронный ресурс] / Е.С. Дубовик, А.Ю. Соколова // ИЦРОН. – Режим доступа: http://izron.ru/articles/aktualnye-voprosy-yuridicheskikh-nauk-v-sovremennykh-usloviyakh-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam-m/sektsiya-7-ugolovnyy-protsess-kriminalistika-operativno-rozysknaya-deyatelnost/vozmozhnosti-ispolzovaniya-bespilotnykh-letatelnykh-apparatov-pri-provedenii-osmotra-mesta-proisshes/. – Дата доступа: 12.05.2018. 13. Дубровицкая, Л. Планирование расследования: Учеб. пособие / Л. Дубровицкая, И. Лузгин. – М.: ВШ МВД СССР, 1972. – 54 с. 14. Дулов, А.В. Тактика следственных действий / А.В. Дулов, П.Д. Нестеренко. – Мн.: Выш. шк., 1971. – 272 с. 15. Дулов, А.В. Тактические операции при расследовании преступлений / А.В. Дулов. – Мн.: Изд-во БГУ, 1979. – 128 с. 16. Еникеев, М.И. Следственные действия: психология, тактика, технология: учебное пособие / М.И. Еникеев, В.А. Образцов, В.Е. Эминов. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007. – 216 с. 17. Ермолович, В.Ф. Криминалистическая характеристика преступлений / В.Ф. Ермолович. – Мн.: Амалфея, 2001. – 303 с. 18. Жбанков, В.А. Образцы для сравнительного исследования в уголовном судопроизводстве: Учеб. пособие / В.А. Жбанков; Под ред. Р.С. Белкина. – М.: МВШМ МВД СССР, 1969. – 59 с. 19. Жулев В. И. Предупреждение дорожно-транспортных происшествий. Москва, 1989 – 189 с. 20. Закатов, А.А. Тактика допроса потерпевшего на предварительном следствии / А.А. Закатов. – Волгоград: ВСШ МВД СССР, 1976. – 70 с. 21. Зорин, Г.А. Криминалистическая методология / Г.А. Зорин. – Мн.: Амалфея, 2000. – 607 с. 22. Зорин, Г.А. Теоретические основы криминалистики / Г.А. Зорин. – Минск: Амалфея, 2000. – 416 с. 23. Ищенко, Е.П. Криминалистика: учеб. пособие для бакалавров и специалистов / Е.П. Ищенко. – С.-Петербург: Питер, 2013. – 441 с. 24. Ищенко, Е.П. Проблемы первоначального этапа расследования преступлений / Е.П. Ищенко; [Науч. ред. И.Ф. Герасимов]. – Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1987. – 168 с. 25. Колмаков, В.П. Следственный осмотр / В.П. Колмаков. – М.: Юрид. лит., 1969. – 196 с. 26. Конституция Республики Беларусь от 15.03.1994 г. № 2875-XII (с изменениями и дополнениями, принятыми на Республиканском референдуме от 24.11.1996 г.) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018. 27. Корухов, Ю.Г. Криминалистическая диагностика при расследовании преступлений: Науч.-практ. пособие / Ю.Г. Корухов. – М.: Норма, 1998. – 283 с. 28. Криминалистика для следователей и дознавателей: Научно- практическое пособие / под общ. ред. А.В. Аничина. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 688 с. 29. Криминалистика. Полный курс: учебник для бакалавров / под. общ. ред. А.Г. Филиппова. – М 9. Криминалистика: учебное пособие / А.В. Дулов [и др.]; под ред. А.В. Дулова. – Минск: ИП «Экоперспектива», 1998. – 415 с. 30. Криминалистика: учебник для бакалавров / под. ред. Л.Я. Драпкина. – М.: Юрайт, 2013. – 831 с. 31. Лукьянчук А.Д., Капский Д.В. Обеспечение безопасности дорожного движения. Минск: БНТУ, 2007 – 86 с. 32. Мухин, Г.Н. Криминалистика: учеб. пособие / Г.Н. Мухин, Д.В. Исютин-Федотков. – Минск: Тетра Системс, 2012. – 240 с. 33. Об утверждении Инструкции о порядке производства судебных экспертиз и специальных исследований в научно-исследовательском учреждении «Научно-исследовательский институт проблем криминологии, криминалистики и судебной экспертизы Министерства юстиции Республики Беларусь»: постановление М-ва юст. Респ. Беларусь, 31 июля 2003 г., № 20: в ред. пост. Минюста от 06.02.2012 г. № 40 // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология Проф. 2018 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектп», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018. 34. Об утверждении Инструкции об организации деятельности экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел Республики Беларусь: Постановление М-ва внутр. дел Респ. Беларусь, 10 июля 2006 г., № 185: в ред. пост. М-ва внутр. дел Респ. Беларусь от 16.09.2009 № 284 // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология Проф. 2018 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектп», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018. 35. Об утверждении Положения о порядке проведения освидетельствования физических лиц на предмет выявления состояния алкогольного опьянения (или) состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих: Постановление Совета Министров Республики, 5 мая 2011 г., № 5/33729. – Минск, 2011. – 48 с. 36. Об утверждении Концепции обеспечения безопасности дорожного движения в Республике Беларусь: Постановление Совета Министров Республики Беларусь, 19 июня 2016 г., № 5/22459. – Минск, 2016. – 58 с. 37. Об утверждении Положения о государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь, 17 января 2003 г., № 5/11800. – Минск, 2003, - 48 с. 38. О дорожном движении: Закон Республики Беларусь, 05 января 2001 г., № 313-З. – Минск, 2001, - 98 с. 39. О мерах по повышению безопасности дорожного движения: Указ Президента Республики Беларусь, 30 ноября 2005 г., № 1/6961. – Минск, 2005. – 55 с. 40. О мерах безопасности при осуществлении осмотров сотрудниками органов внутренних дел мест дорожно-транспортных происшествий: Постановление Министерства внутренних дел Республики Беларусь, 8 апреля 2004 г, № 8/10802. Минск, 2004. – 63 с. 41. Осмотр места происшествия: Практикум / А.Е. Гучок, И.А. Мороз. – Мн.: БГУ, 2003. – 75 с. 42. Правила дорожного движения Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь, 28 ноября 2005 г., № 551. Минск, 2018. – 150 с. 43. Папкович М.Ф. Расследование дорожно-транспортных происшествий: Методическое пособие по осмотру места ДТП, проведению следственных экспериментов и назначению судебной автотехнической экспертизы. Мн.: НИИПККиСЭ, 1998. - 111с. 44. Подготовка и назначение судебных экспертиз: пособие для следователей, судей и экспертов / А.С. Рубис [и др.]; отв. ред. А.С. Рубис. – Минск: Харвест, 2006. – 320 с. 45. Правила работы государственного судебно-медицинского эксперта при наружном осмотре трупа на месте его обнаружения (происшествия) в Республике Беларусь: Приказ Белорусской государственной службы судебно-медицинской экспертизы, 1 июля 1999 г. № 38-с: в ред. приказа Белгосслужбы судмедэкспертизы от 18.10.2011 № 2) // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология Проф. 2018 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектп», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018. 46. Руководство для следователей по ОМП: учебно-практическое пособие / А.В. Головинов [и др.]; под ред. И.А. Попова [и др.]. – М.: Проспект, 2011. – 440 с. 47. Селюков, Д.Д. Судебная автодорожная экспертиза дорожно- транспортных происшествий / Д.Д. Селюков. – Минск: Харвест, 2005. – 415 с. 48. Сидоров, В.Е. Начальный этап расследования: организация, взаимодействие, тактика / В.Е. Сидоров. – М.: Рос. право, 1992. – 176с. 49. Соловьев, А.Б. Использование доказательств при допросе на предварительном следствии: [Метод. пособие] / А.Б. Соловьев. – М.: Юрлитинформ, 2001. – 130 с. 50. Соловьев, А.Б. Очная ставка: [метод. пособие] / А.Б. Соловьев. – М.: Юрлитинформ, 2006. – 156 с. 51. Соловьев, А.В. Как организовать расследование: Учеб.-метод. пособие / А.В. Соловьев. – М.: Юрлитформ, 2000. – 84 с. 52. Справочное пособие криминалиста, судьи, прокурора, следователя / авт.-сост. А.С. Рубис, Д.В. Исютин-Федотков. – Минск, 2007. – 736 с. 53. Судебная фотография и видеозапись / В.А. Зотчев [и др.]; под ред. А.А. Проткина. – М.: Щит-М:, 2011. – 816 с. 54. Тактика осмотра места происшествия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mirznanii.com/a/37499-6/taktika-osmotra-mesta-proisshestviya-6. – Дата доступа: 12.05.2018. 55. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 16 июля 1999 г., № 295-3: в ред. Закона Респ. Беларусь от 13.07.2012 г., № 417-З // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология Проф. 2018 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018. 56. Федосюткин, Б.А. Справочник по медицинской криминалистике / Б.А. Федосюткин. – РОСТОВ н/Д.: Феникс, 2012. – 447 с. 57. Яблоков, Н.П. Криминалистика: учебник / Н.П. Яблоков. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. – 280 с. 58. Фальковский В. В., Чирко А. М. Изучение причин дорожно-транспортных происшествий // Вопросы криминологии, криминалистики и судебной экспертизы. Минск, 1992. Вып. 9. – 298 с. 59. Федоров Ю.Д. Логические аспекты осмотра места происшествия: Учебное пособие. - Ташкент, 2005. – 240с. 60. Якунин Н. С. Домашняя юридическая энциклопедия. Защити себя сам. - Юстицинформ, 2005.- 215с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ СЛЕДСТВЕННОГО ОСМОТРА 1.1 Понятие, виды, задачи следственного осмотра Осмотр места ДТП — это следственное действие, направленное на сбор доказательств, в основном, путем наблюдения и отражения его результатов в соответствующем протоколе. Осмотр происшествия состоит из четырех частей: осмотр места ДТП; трупа потерпевшего; транспортного средства, а также отдельных следов и предметов, обнаруженных на месте происшествия. Наибольшая результативность анализа ДТП достигается в том случае, если в самом начале этого процесса выделить все проблемы, подлежащие изучению и исследованию. При этом необходимо не только определять объекты и цели их исследования, но и пути их изучения. В связи с этим представляется важным раскрыть содержание путей исследования объектов криминалистики, что создает четкую систему познания их содержания. Для криминалистики недостаточно определить совокупность изучаемых ею объектов. Важно выделить цели, пути их исследования. Это обеспечит полное познание закономерностей преступления, процессов его отражения в окружающей действительности. На такой основе создаются криминалистические теории, разрабатываются научные прогнозы, рекомендации для практической деятельности [5, c. 91]. Определить основные цели и пути исследования объектов — это, значит, подойти к построению системы анализа. Знание задач, стоящих перед осмотром, его методологических основ, позволяет определить цели и основные пути исследования всех объектов криминалистического изучения. Прежде чем их конкретизировать применительно к каждой группе объектов, необходимо обозначить общие цели исследования. Следует проанализировать каждый из объектов преступления: какие составляющие определяют появление и развитие такого явления, как преступление? какие существуют закономерности в отражении преступления? из чего складывается деятельность по расследованию? Необходимо классифицировать объекты исследования, что облегчит процесс изучения предметов и явлений и позволит быстрее раскрыть внутренние закономерности, которые определяют развитие и изменение исследуемых предметов и явлений. Классификация определяется как логическая операция, состоящая в разделении изучаемого множества предметов по сходству и различиям на отдельные группы, классы. Классификация в криминалистике обеспечивает не только анализ объектов, но и познание процессов взаимодействия, реализации отождествления (идентификации). Важное значение в осмотре имеет и такая цель, как выявление и исследование взаимосвязей объектов, влияние на другие объекты криминалистического исследования [7, c. 61]. К целям осмотра места дорожно-транспортного происшествия можно отнести: установление совокупности материальных объектов, которые присутствовали (действовали) при совершении преступления; определение связей между объектами, которые характеризуют преступление; совокупности элементов преступления, их связей, механизма совершения преступления; определение пути установления субъективных факторов (мотивы, способы) через изучение материальных элементов преступления. Конечной целью осмотра места ДТП является построение наиболее общих параметров его модели, что полнее всего достигается при использовании системного подхода. Правильное и полное установление целей исследования объектов криминалистики дает возможность определить последовательность изучения объектов. Начинать расследование необходимо только после общей первичной оценки преступления. Объекты при осмотре надо изучать в следующей последовательности: материальные объекты, взаимодействовавшие при совершении преступления; отражение преступления на элементах окружающей действительности и в сознании человека; содержание деятельности по расследованию преступления. Кроме определения последовательности объектов следует наметить основные пути исследования каждой группы объектов. Они могут изучаться путем непосредственного анализа объекта (явления) через выявление его свойств, функций (результатов действия); исследование отражений их свойств, действий в других системах при взаимодействии с ними. Такие пути исследования требуют использования всех возможных научных подходов, определяемых методологической основой криминалистики. В ней применяется системный подход, поскольку объект исследования должен рассматриваться и изучаться как система с ее внутренними и внешними взаимодействиями [12, c. 86]. С помощью диалектического подхода исследуются объекты осмотра места ДТП, требующие сочетания конкретного и абстрактного, поскольку многие их составляющие могут быть поняты только через осуществление процессов абстрагирования. Кроме того, следует учитывать, что эти объекты и их элементы развиваются, меняются и действуют, благодаря противоречиям. Деятельностный подход необходим в связи с тем, что и совершение преступления и его расследование есть процессы деятельности, которые должны изучаться по общим правилам, предусмотренным этим подходом, в том числе, и при расследовании транспортных правонарушений. Наконец, эти виды деятельности осуществляются людьми, со всеми присущими каждому человеку особенностями, что и определяет необходимость личностного подхода. Следственный осмотр места ДТП заключается в непосредственном обнаружении и исследовании следователем объектов, имеющих значение для уголовного дела, с целью изучения их признаков, свойств, состояния и взаиморасположения. Это следственное действие отличается от других, как по своей процессуальной природе, так и по тактике проведения. При качественном проведении следственного осмотра удается обнаружить и исследовать большую часть следов преступления, а также других объектов, которые могут быть вещественными доказательствами, т. е. от этого следственного действия во многих случаях вообще зависит успех расследования [11, c. 96]. Задачей следственного осмотра места ДТП является выявление, фиксация, сбор и исследование доказательственной информации. Следственный осмотр, как познавательный процесс, является важным средством получения информации о расследуемом событии. Информация может быть получена в процессе осмотра, а также в процессе подготовки к нему, в ходе опроса очевидцев, из личных впечатлений от обзора места происшествия и т. д. Если информация носит доказательственный характер, то она используется для предоставления доказательств в суд, если же нет, то используется следователем для выдвижения версий по делу организации оперативно-розыскных мероприятий, определения круга, последовательности и тактики предстоящих действий. В зависимости от объекта различают следующие виды следственного осмотра: осмотр места происшествия; осмотр местности; наружный осмотр трупа (если труп и предметы находятся на месте происшествия, то их осмотр представляет собой составную часть осмотра места происшествия); осмотр предметов; осмотр транспортных средств. При наличии особенностей, определяющих тактику проведения каждого вида, существуют общие процессуальные и тактические положения при проведении любого из перечисленных видов осмотра. Общие процессуальные положения осмотра предусмотрены в УПК РБ. Они сводятся к участию в осмотре понятых; к праву следователя привлечь к участию обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего, свидетеля; к приглашению в необходимых случаях специалиста (криминалиста, судебного медика, автотехника, дорожника, трассолога и т. д.),— к осмотру, как правило, всех найденных объектов по месту их обнаружения. В случаях, требующих продолжительного времени для анализа при неблагоприятных метеорологических условиях, при отсутствии в момент осмотра необходимой специальной аппаратуры, инструментов, нужных специалистов, его можно провести по месту производства следствия. В процессе осмотра нельзя допускать действия, унижающие честь и достоинство участвующих лиц, или опасные для их здоровья, а также действия, которые могут причинить неоправданный материальный ущерб. Следователь, в случае необходимости, может предупредить участников осмотра об ответственности за разглашение результатов осмотра. Ход и результаты осмотра должны быть зафиксированы в протоколе осмотра места ДТП [31, c. 53]. Общими положениями осмотра, имеющими тактический характер, являются: неотложность (своевременность), объективность, полнота, всесторонность, целеустремленность, использование научно-технических средств и помощи специалистов, соблюдение правил обращения с исследуемыми объектами, разработанных криминалистами, единое руководство осмотром. Успех расследования во многих случаях зависит от качества произведенного осмотра места ДТП, именно поэтому следователю (дознавателю) стоит избегать формального, поверхностного проведения данного следственного действия, сущность которого заключается в установлении наличия имеющих доказательное значение фактов, свидетельствующих о преступлении. Итак, осмотр места происшествия - это неотложное следственное действие, состоящее в непосредственном восприятии следователем места происшествия в целях изучения обстановки, обнаружения, фиксации, изъятия и исследования следов преступления и других вещественных доказательств, выдвижения и проверки версий о событии преступления, способе его совершения, участниках, а также решения других вопросов, имеющих значение для дела. Место происшествия — это основной источник информации о месте совершения преступления. Любая деятельность человека отражается в результатах и оставляет следы. Это относится и к преступлению. Преступная деятельность обычно складывается из подготовки, совершения и сокрытия преступления, и все эти стадии могут оставить многочисленные следы. Осмотр места происшествия — это и связь между теорией познания и теорией доказательств, закрепленная уголовно-процессуальным законом в форме этого следственного действия. Это предполагает умение следователя не только восстановить картину события в статике, но и представить динамику происшедшего. И если он это сумеет сделать, то в результате осмотра места происшествия получит доказательственный материал, сумеет узнать, что же произошло на этом месте. Осмотр места происшествия связан с исследованием материальной среды места совершения преступления. По обнаруженным следам следователь, используя профессиональные навыки, мысленно воссоздает вероятную модель события, его механизм и устанавливает лиц, совершивших преступление. Степень достоверности этой модели зависит от умения следователя «читать» следы преступления, т. е. выделять в них те свойства и качества, которые значимы для раскрытия преступления. Процесс осмотра делится на три последовательные стадии — общий обзор, детальный осмотр и заключительная стадия. Начинать его рекомендуется с общего обзора места происшествия. Задача обзорной стадии осмотра места происшествия заключается в построении ориентирующей информационной модели расследуемого события, в общих чертах отражающей происшедшее событие. На этой стадии следователь выдвигает версии о том, что произошло, определяет границы территории, подлежащей осмотру, порядок осмотра отдельных объектов, передвижения участников, распределяет обязанности между ними [37, c. 74]. Криминалистикой выработано три основных способа осмотра места происшествия, применяемых в чистом или комбинированном виде. Это концентрический, эксцентрический способ и способ фронтального осмотра. Концентрическим способом считается такой, при котором осмотр места происшествия ведется от периферии к центру места происшествия по спирали. Эксцентрический способ — это способ, при котором осмотр ведется от центра места происшествия к его периферии. Иначе его называют способом «развертывания спирали». Обычно центр в криминалистике связывают с главными объектами, на которых находятся наиболее важные следы происшедшего события (труп человека, транспортное средство, очаг возгорания и т. д.). В целом это правильно, но центр следует рассматривать как единство двух взаимосвязанных сторон — вещественной и информационной. С вещественной стороны центр - это отдельные следы, предметы и их совокупности, а с информационной — массив информации, заключенной в этих следах, предметах и их совокупностях. Под периферией следует понимать отдельные, прилегающие к центру участки, на которых находятся следы, предметы и их совокупности, являющиеся носителями только частной информации, относящейся к отдельным обстоятельствам расследуемого события. Кроме того, они взяты в отдельности, вне связи с иными обстоятельствами и не дают возможности построить модель расследуемого события, в целом характеризующую происшествие. Фронтальный осмотр (иногда его называют линейным) заключается в осмотре площадей от одной их границы, принятой за исходную, до противоположной. Этот способ находит наибольшее применение при исследовании мест дорожно-транспортных происшествий, которые обычно имеют незначительную ширину и большую длину, доходящую до нескольких десятков, а то и сотен метров. Если место происшествия занимает небольшое пространство, границы его определены ориентировочно и не ясен центр, исследование осуществляется по направлению движения часовой стрелки или наоборот. Исследование по узлам проводится в тех случаях, когда на месте происшествия имеется несколько участков пространства, на которых находится ярко выраженная группа следов, свидетельствующих о характере происшедшего события. Исследование по квадратам, прямоугольникам или по участкам с естественными границами (тропа, дорога и т. д.) проводится в случаях, если границы места происшествия определить трудно. Данный метод может использоваться при обнаружении трупа за пределами дороги. В зависимости от охвата осматриваемого пространства выделяют сплошной и выборочный осмотр. Сами наименования говорят о содержании этих методов. Метод сплошного осмотра является более предпочтительным по сравнению с выборочным и в практике применяется больше. Используется он обычно в пределах очерченных следователем границ. Метод выборочного осмотра применяется, в основном, при исследовании дорожки следов волочения, крови, идущих с места или к месту ДТП, а также при исследовании места происшествия, носящего динамичный характер. Следует различать также первоначальный, повторный и дополнительный осмотр места происшествия. Повторный представляет собой осмотр уже изученного органами расследования места происшествия; объектом его могут быть не все, а лишь отдельные элементы места происшествия. От повторного следует отличать дополнительный осмотр. Он заключается в изучении отдельных объектов, и в этом сходен с повторным осмотром. Однако при дополнительном осмотре следователь (дознаватель) имеет дело с объектами, ранее не осматривающимися, по отношению к которым данный осмотр будет первоначальным [22, c. 58]. При исследовании места происшествия используются различные научно-технические средства, которые позволяют получить больше информации об изучаемых явлениях, с большей степенью достоверности установить конкретные причины ДТП. К их числу относятся средства освещения, поисковые приборы, оптические увеличительные приборы, физические средства обнаружения следов, измерительные средства, фото- кино- и видеоаппаратура, портативные диктофоны и магнитофоны, принадлежности для составления планов и схем места происшествия, приборы для регистрации замедления при торможении и фиксации его усиления и времени торможения и т. п [17, c. 84]. 1.2 Научно-технические средства осмотра места происшествия Для обнаружения, фиксации и изъятия с места происшествия следов и иных вещественных доказательств следователь применяет различные приемы и средства криминалистической техники: 1) осмотр объектов, предметов в особых условиях; 2) окуривание мест предполагаемого нахождения следов парами веществ, обладающими свойством проявлять определенные следы; 3) опыление; 4) осмотр веществ при помощи оптических средств. Приемы фиксация следов, вещественных доказательств представляет собой: 1) фотографирование; 2) измерение размеров объектов, их описание; 3) зарисовки (схематическое изображение); 4) обработка объекта с целью обнаружения и закрепления следов и сохранность их состояние; 5) снятие копий (слепков) со следа; 6) изъятие следов с места происшествия. Технико-криминалистические средства, которыми следователь пользуется при осмотре места происшествия входит в специальные наборы (оперативные и следственные чемоданы). Иногда комплекты технико-криминалистические средств имеются в специальных автомашинах, предназначенных для выезда на место происшествия. Помимо средств работы со следами, в перечисленных комплекты входят различные инструменты; осветительные средства, материалы для упаковки изымаемых объектов с места происшествия и другие. В зависимости от характера объектов на месте происшествия для их осмотра следователь может использовать и различную аппаратуру [23, с. 398]. В применении сложных средств криминалистической техники следователю оказывает помощь специалист-криминалист. Осмотр места происшествия как следственное действие, строго регламентировано уголовно-процессуальным законом, имеет значение лишь в том случае, если надлежащим образом оформлена. Прокурор, суд кассационной инстанции и другие лица могут судить о полноте и объективности осмотра места происшествия лишь по процессуальным документам, которые отражают производство осмотра мест происшествия, как следственного действия, и имеются в деле. Результаты, полученные на основании и входе осмотра места происшествия должны в соответствии с уголовно-процессуальным законодательном фиксироваться. Фиксация – это документальное отражение в установленном законом форме всего обнаруженного действия на месте происшествия, описание произведенных действий, запечатление как обстановки, так и свойств, состояния и признаков отдельных элементов места происшествия. Следует различать средства фиксации результатов осмотра: 1) общие – с помощью их следователь запечатлевает картину места происшествия в целом (протокол, схемы, план); 2) частные – применяются для фиксации результатов осмотра отдельных объектов (слепки, зарисовки). Протокол осмотра места происшествия является основным процессуальным документом, в котором отражаются результаты осмотра. Протокол осмотра места происшествия должен быть точным и последовательным в описании все обнаруженного на месте происшествия. Вместе с тем в протоколе должно содержаться доступное описание места происшествия и его элементов. В протоколе не дается объяснений, толкований обнаруженных фактов, явлений, не излагается представления следователя о механизме образования тех или иных следов, о происхождении и принадлежности найденных орудий. Таким образом, современный уровень научно-технического прогресса предопределяет необходимость использования инновационных технико- и тактико-криминалистических средств и технологий для достижения наибольшей эффективности осмотра места происшествия и результативности расследования преступлений об убийствах [60, c. 109]. Анализ практики свидетельствует о наличии проблем, снижающих эффективность осмотра места происшествия. К ним относятся организационные проблемы криминалистического обеспечения этого следственного действия, а также выбора совокупности конкретных технико-криминалистических средств и технологий. Для организации и проведения осмотра места происшествия по делам об убийствах необходимыми являются практически все виды информации, среди которых: 1) Прогнозируемая информация, имеющая вспомогательный характер и позволяющая моделировать действия; 2) Обучающая информация, необходимая следователям и экспертам для закрепления их умений и навыков проведения осмотра места происшествия; 3) Справочная информация, содержащая важные для проведения осмотра сведения; 4) Аналитическая, предусматривающая наличие и степень влияния криминогенных факторов, оказывающих отрицательное воздействие на процесс осмотра места происшествия; 5) Оперативно-служебная, включающая в себя служебную документацию, жалобы и заявления граждан, в помещениях которых проводится осмотр места происшествия; иную информацию, имеющую отношение к следственному действию; 6) Методическая, необходимая для эффективного проведения осмотра места происшествия, поскольку в ней содержатся сведения, касающиеся методики проведения, а также необходимые рекомендации по осуществлению конкретных стадий осмотра места происшествия; 7) Нормативно-правовая, использование которой необходимо для законного осмотра места происшествия. Таким образом, использование оперативных возможностей необходимо для получения дополнительной информации о характере происшествия, о лицах, к нему причастных, местонахождении и признаках объектов, имеющих значение для дела. Такая информация позволяет выдвинуть новые версии и глубже проверить отрабатываемые, выявить и закрепить следы и предметы, могущие стать доказательствами по уголовному делу [7, c. 156]. ГЛАВА 2 ПРИЧИНЫ И КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ 2.1 Уголовно-правовая и криминалистическая характеристика ДТП Успешное расследование дорожно-транспортных происшествий, совершенствование деятельности органов предварительного следствия во многом зависят от четкого представления о наиболее типичных условиях и обстоятельствах, при которых чаще всего имеют место нарушения правил безопасности дорожного движения. Большую помощь здесь может оказать криминалистическая характеристика ДТП, явившихся следствием преступных нарушений правил безопасности. В соответствии с п. 2.18 ПДД Республики Беларусь, "Дорожно-транспортное происшествие" - происшествие, совершенное с участием хотя бы одного находившегося в движении механического транспортного средства, в результате которого причинен вред жизни или здоровью физического лица, его имуществу либо имуществу юридического лица. Для отнесения события к дорожно-транспортному происшествию необходимо наличие как минимум трех условий: 1) транспортное средство должно двигаться; 2) событие должно быть связано с этим транспортным средством; 3) последствия события должны соответствовать перечисленным в определении. Следовательно, внезапная смерть в транспортном средстве водителя или пассажира в результате сердечного приступа не относится к ДТП, так как это событие напрямую не связано с движением автомобиля. Также нельзя отнести к ДТП нанесение травмы водителю во время устранения им каких-либо неисправностей в неподвижно стоящем автомобиле. В отличие от дорожно-транспортного происшествия, дорожно-транспортное преступление – это автопроисшествие, которое вызвало последствия, предусмотренные уголовным законодательством [2, c. 50]. К преступлениям против безопасности движения и эксплуатации транспорта относятся: умышленное приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 309 УК РБ); недоброкачественный ремонт транспортного средства или путей сообщения (ст. 313 УК РБ); нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 317 УК РБ); управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством такому лицу либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования) (ст. 317 УК РБ); выпуск в эксплуатацию технически неисправного транспортного средства либо незаконный допуск к управлению им (ст. 318 УК РБ); нарушение правил содержания автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений (ст. 319 УК РБ); нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 321 УК РБ). В республике насчитывается более 3 миллионов единиц автотранспорта. Только в Минске парк личного автотранспорта ежегодно увеличивается на 30—40 тысяч единиц и уже достиг 700 тысяч. Увеличение числа транспортных единиц, снижение уровня водительских навыков, неудовлетворительное состояние дорог, низкая дисциплина участников движения — водителей и пешеходов, а также пристрастие к спиртному влекут рост дорожно-транспортных происшествий. Так или иначе, все данные преступления способствуют дорожно-транспортным происшествиям [55, c. 118]. При решении вопроса о возбуждении уголовного дела о ДТП действуют определенные правила и институты уголовно-процессуального права. Для возбуждения уголовного дела достаточно, если имеются данные свидетельствующие о самом факте преступления. По делам о ДТП такие данные содержатся в материале осмотра места автопроисшествия, объяснениях водителей, очевидцев, потерпевших. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 317 УК РБ) - наиболее распространенное транспортное преступление. Непосредственным объектом преступления является безопасность движения и эксплуатации транспортных средств. Дополнительный объект - жизнь и здоровье граждан. Предметом преступления являются автомобили, трамваи и другие механические транспортные средства. Понятие "автомобили" вбирает в себя такие виды транспортных средств, как: пассажирский и грузовой транспорт, в том числе автобусы, транспорт специального назначения (пожарные, санитарные машины), трамваи как вид городского транспорта.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Безопасность жизнедеятельности, 81 страница
850 руб.
Дипломная работа, Безопасность жизнедеятельности, 51 страница
1250 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg