Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, РАЗНОЕ

Понятие общественного богатства и его формы.

irina_k20 396 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 33 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.06.2020
Улучшение жизни населения проявляется, прежде всего, в более полном удовлетворении материальных потребностей в продуктах питания, одежде и обуви, жилье, условиях труда и других, жизненно необходимых благах. Повышение уровня культурной развитости человека выражается также в улучшении удовлетворения его духовных потребностей: в увеличении свободного времени и его разумном использовании. Наконец, прогресс цивилизации виден в расширении социальных потребностей в общественной, коллективной деятельности. Задачи данной заботы заключается в изучении сущности, классификации, проблема формирования и пути повышения общественного богатства Богатство имеет несколько человеческих измерений, если его рассматривать с позиций одного человека, семьи или общества.
Введение

Экономическая теория как возникла в XVII – XVIII вв. в период становления капитализма. Её основной задачей было, прежде всего, выяснить, «как государство богатеет». Целью данной курсовой работы состоит в исследовании общественного богатства как совокупность материальных благ. Издавна под богатством подразумевалась совокупность материальных благ, без которых невозможна человеческая жизнь – пища, одежда, жильё и иные средства существования, а также орудия, с помощью которых эти средства создавались. Однако, как признано, не хлебом единым жив человек. И действительно, современные представления о богатстве расширились: богатство включает всё то, что обеспечивает благосостояние людей, уровень и качество их жизни. Уровень и качество жизни охватывают все виды человеческой потребностей: - материальные - духовные - социальные.
Содержание

Введение 3 1. Понятие общественного богатства 5 1.1 Развитие понятия общественного богатства 5 1.2 Сущность, содержание и формы общественного богатства 9 1.3 Проблематика общественного богатства как результат процесса производства…………………………………………………………………….10 2. Статистика общественного богатства 14 2.1 Современный взгляд на богатство и его руководство 14 2.2 Методы оценки общественного богатства 21 2.3 Экономический круговорот 24 Заключение 22 Список литературы 23
Список литературы

1. Амосова В.В., Гукасьян Г.М. Экономическая теория / В.В. Амосова, Г.М. Гукасьян. – М.: Эксмо, 2014. – 736 с. 2. Анисимов А.А., Артемьев Н.В. Макроэкономика / А. А. Анисимов, Н. В. Артемьев. – М.: Юнити, 2013. - 600 с. 3. Грязнова А.Г., Соколинский В.М. Экономическая теория: учебное пособие / А.Г. Грязнова, В.М.Соколинский. – М.: Кнорус, 2014. – 464 с. 4. Гродских В.С. Экономическая теория / В.С. Гродских. – СПб.: Питер, 2013. – 208 с. 5. Максимова В.Ф. Экономическая теория / В.Ф. Максимова. – М.: Юрайт, 2014. – 580 с. 6. Микроэкономика / Под ред. М.И. Ноздрина-Плотницкого. – Минск: Современная школа, 2011. – 384 с. 7. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика / Н.Г. Мэнкью. – Спб.: Питер, 2014. – 560 с. 8. Николаева И.П. Экономическая теория / И.П. Николаева. – М.: Дашков и Ко, 2012. – 328 с. 9. Носова С.С. Экономическая теория / С.С. Носова. – М.: Кнорус, 2011. – 792 с. 10. Слагода В.Г., Сибикин М.Ю. Экономическая теория / В.Г. Слагода, М.Ю. Сибикин. – М.: Форум, 2014. – 368 с. 11. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория / М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков. – М.: Форум, 2011. – 608 с. 12. Тарануха Ю.В. Микроэкономика / Ю.В. Тарануха. – М.: КноРус, 2013. – 608 с. 13. Экономическая теория / Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – М.: АСА, 2014. – 848 с. 14. https://studfiles.net/preview/5622014/page:3/ 15. https://sovet.econ.msu.ru/pedagogics/Theory_of_public_wealth/ 16. Колбачева Е.Б. Экономика. — М.: ИНФРА-М. — 2010. — 350 с. 17. Лемещенко П.С. Современная политическая экономия. — М.: Книжный дом. – 2005. 18. Трунин С.Н., Вукович Г.Г. Макроэкономика. Учебное пособие. — М.: Финансы и статистика. — 2007. — 312с. 19. Янбарисов Р.Г. Экономическая теория. — М.: Форум. — 2009. — 624 с. 20. Шадонова Т.М. Экономическая теория. Учебно-методическое пособие для студентов. — Улан-Удэ. – 2006.
Отрывок из работы

1. Понятие общественного богатства 1.1 Развитие понятия общественного богатства Великий греческий мыслитель Аристотель (384—322 до н. э.) впервые дал определение понятию «богатство» и заложил основу для дальнейших размышлений относительно данного термина. Богатство, согласно Аристотелю, - это вещи, необходимые для поддержания жизни, когда они безопасно хранятся в сообществе, поддержку которому они и оказывают. Аристотель считал, что истинное богатство состоит из предметов первой необходимости в хозяйстве со средним достатком, что оно по природе не может быть бесконечным, а должно ограничиваться определенными рамками, достаточными для обеспечения «благой жизни». То есть «истинное богатство» - это достаток. Богатство выступает как средство существования, а не промежуточная цель. Соответственно, деньги, которые выступают только «знаками богатства», не имеющими ценности для воспроизводственных нужд, тоже не могут служить средством для накопления «истинного богатства». Аристотель в своем труде «Политика» пишет: «После того как в силу необходимости обмена возникли деньги, появился другой вид искусства наживать состояние, именно торговля». С появлением денег появляется и новое значение слова «богатство». Деньги через посредничество в обмене постепенно превращаются в выражение богатства. Увеличение денег через торговлю Аристотель называет искусством наживать состояние. В отличие от воспроизводства домохозяйства, процесс увеличения «неистинного богатства» может быть бесконечным. Здесь богатство выступает уже как промежуточная цель. Торговля (обменная деятельность) вызывает порицание, так как обусловлена неестественными нуждами, хотя и возникла по причине необходимости обеспечения взаимного обмена. С точки зрения домоводства целью обмена должно быть обеспечение хозяйства для нормального его существования. Торговля же стала порождать богатство как наживу. Отсюда и возникают у Аристотеля: искусство вести домашнее хозяйство и искусство наживать состояние. С появлением денег обмен перестает быть безусловно необходимым для выживания, появляется новая цель – накопление ценностей. То есть, если ранее излишки при обмене удовлетворяли потребности человека, то теперь излишки в обмене начинают приобретать форму денег и их уже можно сберегать и умножать. Изменяется цель самого хозяйствования: люди начинают стремиться к накоплению богатств, а обычное воспроизводство уходит на второй план. Деньги «разрушают» истинное богатство. Экономические воззрения средневековья (феодального общества), по дошедшим до нас литературным источникам, носят ярко выраженный богословский характер, именно тогда значительную роль в понимании богатства начинает играть религия и основной идеей становится стремление к спасению души. Богатство было признано грехом, если оно создано иными способами, отличными, чем прилагаемый для того собственный труд. Наиболее выдающимися представителями церкви, размышляющими над категорией богатства, являются Отцы Церкви. Данный титул используется с конца IV века и применяется к группе церковных деятелей: Августина Блаженного, Аттика Константинопольского, Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Иоанна Златоуста и других. И в католичестве, и в православии к Отцам Церкви обычно относят одних и тех же личностей. В их суждениях, сребролюбие становится одним из главных грехов, стремление к обогащению осуждается, а единственным путем для очищения души являются пожертвования, в пользу нуждающихся. В соответствии с этим бесчестное приумножение (накопление) золота и серебра, считавшихся по своей природе «искусственным богатством», не могло соответствовать нравственным и прочим нормам общества. Рыночные экономические отношения возобладали, вытеснив некогда ведущую роль натурального хозяйства. Первоначально возникла теоретическая школа – меркантилизм (XVI-XVIII веках). На раннем этапе развития меркантилизму (XV— нач. XVI вв.) присущи достаточно примитивные взгляды, считалось, что богатство людей – это деньги, золото, серебро за которое можно всё купить. Такие представления были не случайны. Они соответствовали начальному виду капиталистической деятельности – международной торговле, приносившей большие доходы. Здесь прирост богатства был самоочевиден. В то время товары в одной стране обычно покупались по более низким ценам, а в другой продавались по более высоким. Меркантилисты советовали государству: расширять торговлю и накапливать золото в стране. Между тем критики меркантилизма подметили, что во время торговой сделки не возникает вообще никакого материального богатства. Происходит лишь обмен денег на товар, и наоборот. Если равенство в обмене нарушается, то созданное кем-то богатство только лишь перераспределяется в пользу одной сторон. Когда же обмен равноценен, то никто не обогащается. Второй этап развития меркантилизма приходится на XVII-XVIII века. Меркантилисты перестали просто гнаться за накоплением денег. На первый план выходит активный торговый баланс и товарная масса. Большое внимание уделяется регулированию внешних связей и торговли, поощрению экспорта и импорту дешевого сырья для производства. Ярким представителем позднего меркантилизма является Томас Ман (1571-1641). Он был успешным английским политиком, экономистом и состоял в совете директоров Ост-Индской компании. Также Ман входил в государственную комиссию по торговле, которая активно внедряла меры меркантилистской школы в торговые взаимоотношения с другими странами. Такими мерами были: 1) запрет на вывоз сырья, поощрение вывоза готовой продукции; 2) высокие пошлины на ввоз для иноземных купцов; 3) поддержка флота, который доставлял английские товары в другие страны. И хотя преследуемой целью все также было накопление золота и серебра в стране, однако, вышеперечисленные меры благотворно влияли на экономику Англии, шло развитие флота, торговли, промышленности. Следующей большой экономической школой, которая дала свое определение богатству, стала школа физиократов. Она появилась около 1750 года во Франции, ее основоположником считается Франсуа Кенэ (1694-1774). В переводе с французского языка слово «physiocrates» означает власть, господство природы. В этом и была основная идея школы – источник богатства страны — это сельское хозяйство. Неудивительно, что это экономическое течение возникло именно во Франции, ведь земля в этой стране очень плодородна, а сельское хозяйство развито. Предпосылками для появления данной школы было то, что Франция была истощена после многочисленных войн, но при этом все больше стало развиваться фермерское производство. Промышленность в основном занималась переработкой результатов сельского хозяйства. Поэтому и появлялось ощущение, что стоимость формируется исключительно в деятельности фермерского класса. Одной из особенностей школы физиократов является определение чистого продукта. Чистый продукт у физиократов — это сумма полученной продукции в сельском хозяйстве за вычетом издержек. Именно чистый продукт составлял для физиократов богатство. Приходит время второй волны богатства. Формируется индустриальное общество. Результатом промышленной революции становится массовое производство, культура, образование – во всех сферах общества просматривается четкое стремление прогресса. На смену аграрной элите приходит промышленная. Массово строятся фабрики, производство все больше размещается в городах. Вместе с заменой системы создания богатства, сменяются и экономические трактовки богатства. В 1776 году в свет выходит гениальный труд Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов». Это произведение стало, поистине, революцией в экономической науке, в нем Смит систематизировал научные знания и сформировал теоретическую основу экономических знаний. Субъект в сфере хозяйствования руководствуется уже не традициями или религией, а индивидуальными мотивами и стремлением к удовлетворению собственных желаний. Ключевой идеей всего классического направления становится идея богатства общества в целом. Под богатством Смит понимает материальные ценности, которые в производстве и обмене требуют издержек. Источником же богатства становится труд в производстве. Следовательно анализ создания богатства окончательно переносится из сферы обмена в сферу производства товаров. Из названия работы становится очевидно, что предметом исследования Смита является богатство народа, а так же выявление причин и природы богатства, методов приумножения благосостояния. Богатство народа, в свою очередь, охватывает всю хозяйственную деятельность. Под богатством народа автор понимает сумму потребительных благ на душу населения. Богатство как годовой продукт, произведенный в стране – это валовой доход. Источником богатства на этом макроуровне становится труд всей нации и такой важный показатель как производительность труда. Производительность же зависит уже от трех факторов: • квалификации работников; • объема капитала; • эффективности применения факторов производства. Также производительность во времена Смита росла за счет разделения труда. Определение источника богатства затратами присутствовало еще у физиократов, однако эта школа рассматривала труд только в рамках сельского хозяйства, тогда как Смит смог расширить границы до целого национального хозяйства. Так же, как и «чистый продукт» физиократов находит свою более широкую трактовку в «прибавочном продукте» Адама Смита. Можно отметить, что и «общественное богатство» встречалось в учении физиократов. Однако, у них под богатством еще понимается совокупность материальных ценностей, которые получаются только в сельском хозяйстве. Богатство народов – это широкое понятие, которое охватывает все отрасли производства полностью, понимается общий итог хозяйственной деятельности общества. Также богатство перестает означать только ценные для человека предметы, эта категория начинает показывать возможности общества по постоянному усовершенствованию и развитию производства. Учение английских классиков по-новому продолжил Карл Маркс. Фундаментальная заслуга К. Маркса в исследовании богатства заключается в том, что он не только определил сущность капиталистического богатства, его подлинные источники и формы, но и создал необходимые теоретические и методологические предпосылки для определения национального богатства, как особой категории общественного воспроизводства, наряду с общественным продуктом, национальным доходом и другими его категориями. Объективные основы разграничения продукта и богатства обнаруживаются только в процессе воспроизводства. Капиталистический способ производства богатства обуславливается производственными отношениями между трудом и капиталом. Богатство, является результатом производственных отношений. Единственным источником богатства в капиталистическом обществе выступает прибавочная стоимость. Источником же прибавочной стоимости является исключительно затраты труда, овеществленные в товарах. С развитием рыночной экономики показатели богатства также становятся результатами рыночного обмена. Так, например, богатством в рыночной экономике можно назвать доход: заработную плату, ренту и прибыль. Все эти показатели создаются именно рыночными отношениями. В рыночной экономике доход представляет собой поступление денежный средств от каких-либо операций деятельности этого хозяйствующего субъекта. Распределение доходов происходит в соответствии с долей собственности на три фактора производства: рабочую силу, капитал и землю. Рынок как основной регулятор хозяйственной деятельности порождает и новые макроэкономические оценки богатства. 1.2 Сущность, содержание и форма общественного богатства Богатство в истинном смысле – это не столько даже накопленный материальный результат, сколько способность общества сохранять и воспроизводить его. Используемый по западным принципам термин «национальное богатство» содержит более обширные трактовки и применим лишь к мононациональным странам Запада. Для многонациональной России корректнее применять термин – общественное богатство. Общественное богатство – это совокупность материальных благ, которыми располагает на определенную дату общество и которые созданы трудом людей за весь предшествующий период его развития. В системе национальных счетов (СНС) общественное богатство определяется как сумма чистого собственного капитала всех хозяйственных субъектов, т.е. в нее включаются, кроме материальных ресурсов, финансовые активы, непроизводственные материальные активы (авторские права, лицензии и т.д.), но не входят финансовые обязательства. Общественное богатство в широком понимании слова представляет собой все то, чем располагает нация. В этом смысле к общественному богатству относятся не только материальные блага, но и природные ресурсы, климат, произведения искусства и многое другое. В узком смысле слова к общественному богатству относится все то, что сделано человеческим трудом и может быть произведено. Другими словами, общественное богатство – это совокупность материальных и культурных благ, накопленных страной на протяжении ее истории к данному моменту времени. Это результат деятельности многих поколений людей. Общественное богатство – это важнейший показатель мощи национальной экономики, эффективности функционирования экономической системы, благосостояния народа. Чем больше общественное богатство страны, тем сильнее экономический потенциал, больше возможностей для увеличения валового внутреннего продукта (ВВП) и жизненного уровня населения. Общественное богатство состоит из принципиально различных частей: 1. Природные ресурсы, учтённые вовлеченные в оборот (невоспроизводимые блага): • земля; • полезные ископаемые — минеральные ресурсы; • вода — энергетические ресурсы; • лес и животный мир. 2. Материальные ресурсы, полученные в результате накопленного труда (воспроизводимые ресурсы). 3. Интеллектуальный потенциал общества или накопленный научно- технический потенциал. 4. Национальное имущество (денежная и натуральная формы учета): • основные фонды; • оборотные фонды; • личное имущество; • стратегические ресурсы; 5. Интеллектуальный потенциал. Главные составные части и движущие силы общественного богатства – природные ресурсы, трудовой потенциал, аккумулированный капитал в накопленное имущество, интеллектуальное могущество нации, искусство управления (человеческий капитал) и др. Данная классификация позволяет выделить группы ресурсов и отразить степень их влияния на другие элементы общественного богатства. Однако в данной классификации следует учитывать, что одинаковые по количеству и качеству ресурсы могут обладать различным потенциалом в зависимости от степени и эффективности их использования, то есть способности создавать полезный эффект. Таким образом, общественное богатство состоит как из природно-имущественного комплекса (своего рода осязаемые активы), так и из финансовых активов (золотовалютные резервы, акции, облигации и т.д.). Проблема общественного богатства, его необходимости начала исследоваться еще в античные времена, а споры продолжаются и до сих пор. 1.3 Проблематика общественного богатства как результат процесса производства Производство – это целесообразная деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей. В этом процессе взаимодействуют основные факторы производства: труд, земля, капитал, предпринимательство. Результатом производства является создание материальных и нематериальных благ, что в свою очередь составляет богатство общества. Общественное богатство — совокупность материальных благ, которыми располагает на определенную дату общество и которые созданы трудом за весь предшествующий период его развития. Общественное богатство в широком смысле слова представляет собой все то, чем так и или иначе обладает общество. К общественному богатству относятся не только материальные блага, но и все природные ресурсы, климат, произведения искусства и многое другое. Но все это очень трудно посчитать в силу целого ряда объективных причин. Поэтому в практике экономического анализа применяется показатель национального богатства в узком смысле слова – это все то, что так или иначе опосредовано человеческим трудом и может быть воспроизведено. Другими словами, национальное богатство страны представляет собой совокупность материальных и культурных благ, накопленных данной страной на протяжении ее истории на данный момент времени. Это результат труда многих поколений людей. По своей структуре общественному богатство складывается из следующих основных элементов. Первым и наиболее важным элементом общественного богатства следует считать основные производственные фонды и оборотные – предметы труда. К национальному богатству относятся также материальные запасы и резервы. Сюда входят готовая продукция в сфере обращения, материальные запасы на предприятиях и в торговой сети, государственные резервы и страховые фонды. Результатом производства является создание материальных и нематериальных благ, удовлетворяющих человеческие потребности. Таким образом, для понимания закономерностей процесса производства необходимо более подробно охарактеризовать категории потребностей, блага и факторов производства. Потребности человека можно определить как состояние неудовлетворенности, или нужды, которое он стремится преодолеть. Именно это состояние неудовлетворенности заставляет человека предпринимать определенные усилия (осуществлять производственную деятельность). Потребности человека не остаются неизменными; они развиваются по мере эволюции человеческой цивилизации и это касается прежде всего высших потребностей (потребности в образовании, искусстве, развлечении и т.д.) Благо — это средство для удовлетворения потребностей. А. Маршалл определяет благо как «желаемую вещь, удовлетворяющую человеческую потребность». Ж.-Б. Сэй определяет блага «как средства, которые мы имеем для удовлетворения наших потребностей». Свойство какого-либо предмета, которое позволяет удовлетворять определенную потребность человека, ещё не делает его благом. На этот факт особое внимание обращает один из виднейших представителей австрийской школы К.Менгер. Так, корень женьшеня способен поднять жизненный тонус человека. Но пока люди не обнаружили это свойство, растение не носило характера блага. Другими словами, способность предмета удовлетворять какую-либо потребность должна быть осознана человеком. Факторы производства — экономические ресурсы, необходимые для производства товаров и услуг.) Традиционно выделяют следующие факторы производства: 1.Земля 2.Труд 3.Предпринимательские способности 4.Информация До сих пор речь шла главным образом о материальных благах. Но процесс производства включает в себя и оказание материальных услуг. Например, транспортировка готовой вещи от производителя к потребителю. В данном случае производство подразумевает не создание вещи, которую можно потрогать, а перемещение ее в пространстве. процесс производства осуществляется не изолированными субъектами хозяйства, а в обществе, в системе общественного разделения труда. Даже отдельный ремесленник или фермер, полагая что он действует абсолютно независимо, на самом деле связан тысячами хозяйственных нитей с другими людьми. 2. Статистика общественного богатства 2.1 Современный взгляд на богатство и его руководство Богатство общества в его традиционном понимании, восходящем к основоположникам классической школы, представлялось как воплощен¬ный в материальных благах накопленный прошлый труд предшествую¬щих и настоящего поколений. Но современная экономическая мысль критически относится к тезису об исключительно материальном содер¬жании богатства. Иные времена - иной подход к пониманию понятия богатства — это все, что люди ценят. Такое определение бо¬гатства позволяет включить в него и профессиональные знания, и при¬родные ресурсы, и природные способности человека, и свободное вре¬мя. С теоретической точки зрения подобное понимание богатства позво¬ляет увидеть многие стороны этой экономической категории. Однако, когда речь идет о статистических расчетах и международных сопостав¬лениях национального богатства, такое широкое понимание богатства делает практически не возможным конкретные цифро¬вые подсчеты. Нельзя забывать и о том, что общественное богатство можно представить, как в натуральной, так и в денежной форме, следо¬вательно, изменение ценности самих денег может привести и к различ¬ным оценкам одного и того же количества материальных благ. Изменение оценок людей может привести к из¬менению реальных размеров богатства той или иной страны.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Разное, 26 страниц
290 руб.
Курсовая работа, Разное, 26 страниц
250 руб.
Курсовая работа, Разное, 23 страницы
250 руб.
Курсовая работа, Разное, 27 страниц
700 руб.
Курсовая работа, Разное, 39 страниц
468 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg