Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Взаимосвязь детско-родительских отношений и мотивационной готовности к школьному обучению детей 6-7 лет

irina_k20 2725 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 109 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.06.2020
Цель исследования - рассмотреть психологические факторы предрасположенности к потреблению психоактивных веществ в подростковом возрасте. Объект исследования - подростки, предрасположенные к потреблению психоактивных веществ. Предмет исследования - программа профилактики подростков предрасположенных к потреблению психоактивных веществ. Гипотеза исследования - мы предположили, что эффективность профилактики к потреблению психоактивных веществ подростков будет эффективнее если учесть психологические факторы такие как: неспособность человека к продуктивному выходу из сложных жизненных ситуаций, наличие психотравматической ситуации, подражание старшим подросткам или авторитетным сверстникам, «протестные» реакции («злоба»), подчинение давлению и угрозам. В соответствии с целью были поставленны следующие задачи исследования: 1. Рассмотреть проблему употребления психоактивных веществ в психолого - педагогической литературе. 2. Выявить факторы предрасположенности к потреблению психоактивных веществ и характеристику подростков «группы риска», склонных к потреблению психоактивных веществ 3. Определить деятельность педагога - психолога по предупреждению употребления психоактивных веществ подростками. 4. Диагностировать уровень предрасположенности к зависимости от психоактивных веществ подростков и проанализировать полученные результаты. 5. Разработать и внедрить программу профилактики к потреблению психоактивных веществ в подрастковом возрасте, выявить ее эффективность. Методы исследования: - теоретические: анализ, обобщение литературы. - практические: беседа, анкетирование, эксперимент, анализ результатов первичной обработки данных эмпирического исследования, метод ранговой корреляции Спирмена. Методики исследования: 1. Скриниговый тест на диагностику алкогольной и / или наркотической зависимости. 2. Тест на предрасположенность подростка к употреблению ПАВ. 3. Тест Фагерстрема на определение никотиновой зависимости. Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, приложения. База исследования: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Салдатскоташлинская средне - образовательная школа» МО «Теренгульский район» Ульяновской области.
Введение

Актуальность работы состоит в том, что в настоящее время одной из самых актуальных проблем является проблема злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ) подростками и молодёжью. В работах многих авторов показано, что риск наркомании обоснован большим комплексом разнообразных социальных, педагогических, биологических, психологических и личностных причин. Тем не менее, систематизированных исследований по изучению данных факторов риска у нормативных подростков практически не проводились. Как показывают исследования современных ученых педагогов и медиков (З.В. Коробкина, Л.П. Макарова, Г.А. Корчагина, Н.Н. Плахов, В.П. Соломин и другие), профилактика наркомании в подростковой среде является трудоемкой работой по формированию у подрастающего поколения установки на здоровый образ жизни. Важно фиксировать внимание подростков на проблеме здоровья, так как мотивация здоровья и здорового образа жизни является одним из ведущих превентивных факторов защиты от вовлечения в употребление наркотиков. Формирование ценностей и стиля здорового образа жизни должно идти через организацию насыщенной положительными эмоциями физической двигательной активности, спортивных занятий, через привитие устойчивых гигиенических навыков, через практикум коммуникативных навыков, чтобы создавать поддержку в среде сверстников. Исследованию проблемы влияние ПАВ на развитие детей подросткового возраста посвящены труды отечественных и зарубежных ученых: А.Е.Личко, Ц.П. Короленко, Б.Г.Херсонский, Н.С.Курек, В.Файн, Г.Штилер, А. Эйчхорн и др.
Содержание

Введение…………………………………………………………………….. 3 1 Теоретические основы изучения проблемы психологических факторов предрасположенности к потреблению психоактивных веществ подросткового возраста…………………………………………… 6 1.1 Проблема употребления психоактивных веществ в психолого - педагогической литературе……………………………………………….. 6 1. 2 Факторы предрасположенности к потреблению психоактивных веществ. Характеристика подростков «группы риска»………………… 11 1.3 Деятельность педагога - психолога по предупреждению употребления психоактивных веществ подростками……………………. 29 2 Эмпирическое исследование проблемы к потреблению психоактивных веществ в подрастковом возрасте……………………… 36 2.1 Диагностика уровня предрасположенности к зависимости от психоактивных веществ подростков……………………………………… 36 2.2 Целенаправленная работа по прфилактики к потреблению психоактивных веществ подросткового возраста……………………….. 43 2.3 Динамика результатов исследования по итогам реализации программы профилактики к потреблению психоактивных веществ подросткового возраста…………………………………………………… 49 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 61 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………… 63 ПРИЛОЖЕНИЕ А…………………………………………………………… 67 ПРИЛОЖЕНИЕ Б…………………………………………………………… 68 ПРИЛОЖЕНИЕ В…………………………………………………………. 69 ПРИЛОЖЕНИЕ Г…………………………………………………………… 73 ПРИЛОЖЕНИЕ Д…………………………………………………………… 98
Список литературы

1. Александров А.А., Александрова В.Ю. Курение и его профилактика в школе. - М.: 2006 богатейший 2. Анисимов, Л.Н. Профилактика пьянства и наркомании среди молодежи. - М.: Изд-во «Просвещение», 2006. - 45 с. богатейший 3. Артемов, В.А. Детская экспериментальная психология / В.А. Артемов. - М.: Книга по Требованию, - 2012. - 256 c. богатейший 4. Божович Л.И. Проблема формирования личности. - М., Воронеж. 2005. богатейший 5. Бережковская Е. Чем и как увлекаются подростки// Школьный психолог. - 2005. -№ 1. - С. 1-15 богатейший 6. Бецкой А. С. Простатит. Профилактика и лечение; Феникс - Москва: 2013. - 160 c. богатейший 7. Веракса, Н. Е. Детская психология. Учебник / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Юрайт, 2014. - 446 c. богатейший 8. Вернон Джонсон. Метод убеждения. Как помочь наркоману или алкоголику принять решение выздоравливать. - Москва: 2007. богатейший 9. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия.: учеб. пособие для студ. пед. вузов. - М.: Издательский центр "Академия", 2012. - 311 с. богатейший 10. Волков Б.С., Волкова Н. В. Возрастная психология: В.24.: Учеб. Пособие. – М.: ВЛАДОС, 2005. -343 с. богатейший 11. Волков Б. С. Детская психология в вопросах и ответах / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: Говорящая книга, 2012. - 636 c богатейший 12. Выготский Л.С. Кризис 7 лет // Собр. соч., т. 4. - М.: 2012. богатейший 13. Гализо М.В., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология, - М.: РИЦ МГОПУ. - 2015. - 234 с. богатейший 14. Гришина Н.В. К вопросу о предрасположенности к конфликтному поведению: психические состояния. - СПб., 2011. - 91 с. богатейший 15. Дэвис Детская астрология: Ключ к пониманию психологии ребенка / Дэвис, Саманта. - М.: СПб: Питер Пресс, 2016. - 320 c. богатейший 16. Делеви В.С. Феномен созависимости в семьях наркозависимых подростков.// Вестник. – 2006. - №3. - С. 75-87. богатейший 17. Дедловская В.И. Заложники «белой смерти»: (Наркомания) // Физическая культура в школе. - 2013. - № 6. - С. 75 - 79. богатейший 18. Детская практическкая психология в кратком изложении. - М.: Флинта, МПСИ, 2015. - 224 c. богатейший 19. Звягинцева Е.В. Методическое сопровождение социально-психологического тестирования на употребление наркотических средств и психоактивных веществ // Материалы научно-технического семинара «XXI век - век инновационно-интеллектуальных идей» (с международным участием) Ташкент, Республика Узбекистан. - 2013. богатейший 20. Звягинцев Е.В. Социально-психологическое тестирование обучающихся на употребление наркотических средств и психоактивных веществ // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6. богатейший 21. Звягинцева Е.В. Профилактика наркомании в образовательной среде // Образование личности. - 2013. - № 3. - С. 39 - 44. богатейший 22. Как помочь страдающим от недуга пьянства и наркомании; Ковчег - Москва, 2013. - 248 c. богатейший 23. Коробкина З.В., Попов В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: Учеб. пособие для студ. высш. пед . учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с. богатейший 24. Кошкина Е. А., Спектор Ш. И., Сенцов В. Г., Богданов С. И. Медицинские, социальные и экономические последствия наркомании и алкоголизма; ПЕР СЭ - Москва, 2013. - 288 c. Кошкина Е. А., Спектор Ш. И., Сенцов В. Г., Богданов С. И. Медицинские, социальные и экономические последствия наркомании и алкоголизма; ПЕР СЭ – Москва: 2013. - 288 c. богатейший 25. Климович В.Ю. Профилактика наркомании и алкоголизма в школе: Программа // справочник руководителя образовательного учреждения. - 2013. - № 7. - С.63 - 71. богатейший 26. Крайг Г. Психология развития - Спб.: Изд-во «Питер»: 2010. - 992 с. богатейший 27. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 464 с. богатейший 28. Левитов Н. Д. Детская и педагогическая психология / Н.Д. Левитов. - М.: Просвещение, 2011. - 480 c. 29. Линдстром Детский брендинг / Линдстром, Сейболд М артин; , Патриция. - М.: СПб: Нева, 2016. - 320 c. богатейший 30. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 320 с. богатейший 31. Медведева И., Шишова Т. Почему буксуют наши методики борьбы с наркоманией // Воспитание школьников. - 2013. - № 7. - С.53 - 61. 32. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ . ВУЗов. - 7-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 456 с. богатейший 33. Немов Р.С. Общая психология: Учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 400 с богатейший 34. Не унесенные дымом: (Как защитить мребенка от пагубной привычки) / Под ред. Т.Я. Ефимова. - М.: Изд. дом журн. «Здоровье», 2013. - 32 с богатейший 35. Николаева Л. П., Колесов Д. В. Уроки профилактики наркомании в школе; МПСИ, МОДЭК – Москва: 2013. - 294 c. богатейший 36. Обухова Г.С. Общая психология: Учеб. пособие для ВУЗов. - М.: Академ. Проект, 2002. - 431 с. богатейший 37. Паирель мС.В. Профилактическая работа с подростками, склонными к употреблению психоактивных веществ // Поведение риска: современные направления исследования и профилактики. - СПб.: НОУ «Институт специальной педагогики и психологии», 2012. - С.96 - 100. богатейший 38. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2012. - 688 с. богатейший 39. Пузыревская И. За школу без наркотиков // Воспитание школьников. - 2012. - № 7. - С. 38 - 39. богатейший 40. Райфшнайдер Т.Ю. Психолого-педагогическая система профилактики социально обусловленных заболеваний в образовательном учреждении (I часть статьи) // Воспитание школьников - 2013. - № 7. - С. 47 – 54. богатейший 41. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: учебное пособие. - М.: Изд-во «Аспект Пресс», 2011. - 125 с. богатейший 42. Сидоров Н.Р., Надеждин А.В. Профилактика нарко- и таксикоманий в учреждениях образования // Образование в современной школе. - 2012. - № 10. - С. 65 - 72. богатейший 43. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика наркомании и алкоголизма. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 176 с. 44. Смирнова Е. О. Детская психология / Е.О. Смирнова. - М.: "КноРус медиа", 2015. - 280 c. богатейший 45. Синягина Н.Ю. К вопросу о наркомании и ее профилактике // Внешкольник. - 2010. - №5. - С.44 - 48. богатейший 46. Урунтаева, Г. А. Детская практическая психология. Учебник / Г.А. Урунтаева. - М.: Academia, 2015. - 256 c. богатейший 47. Урунтаева Г. А. Детская психология. Учебник / Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 2014 . - 336 c. богатейший 48. Фромм Э. Искусство любви: исследование природы любви. - Минск: Изд-во ГПЦ «Полифакт», 2010. - 80 с. богатейший 49. Шабанов П. Д., О, Штакельберг Ю. Наркомании. Патопсихология, клиника, реабилитация; Лань – Москва: 2012. - 368 c. богатейший 50. Шаграева О. А. Детская психология. Теоретический и практический курс / О.А. Шаграева. - М.: Владос, 2016. - 368 c. богатейший 51. Широкова Г. А. Детская психология. Словарь-справочник / Г.А. Широкова. - М.: Феникс. - 2012. - 208 c. богатейший 52. Шишова Т. Детская наркомания - современная ситуация // Воспитание школьников. - 2013. - № 4. - С.62 - 66. богатейший 53. Официальный сайт Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. Режим доступа: http://www.fskn.gov.ru/ дата обращения: 09.04.18 богатейший 54. Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. Режим доступа: https://mvd.ru/ дата обращения: 14.04.18 богатейший 55. Официальный сайт ФГБУ "Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии" Минздрава России. Режим д оступа: http://www.nncn.ru/ дата обращения: 05.04.18 богатейший 56. Официальный сайт клиники при кафедре наркологии и психотерапии ГОУ Института повышения квалификации ФМБА России. Режим доступа: http://www.doctornik.ru дата обращения: 01.04.18 богатейший
Отрывок из работы

1 Теоретические основы изучения проблемы психологических факторов предрасположенности к потреблению психоактивных веществ подросткового возраста 1.1 Проблема употребления психоактивных веществ в психолого- педагогической литературе Психоактивное вещество (ПАВ) - любое вещество, способное изменить психическое состояние человека (настроение, самовосприятие, восприятие окружающей среды), физическое состояние, поведение и другие психофизические эффекты во время единого приема, с систематическим допуском, может вызывают психическую или физическую зависимость. В настоящее время принято привыкать к зависимости от наркомании, которая включена в правовой порядок в списке наркотических средств. В свою очередь, поверхностно-активное вещество относится к наркотическим средствам, когда оно отвечает трем критериям: - медицина - вещество оказывает определенное влияние на центральную нервную систему, что вызывает развитие зависимости; - социальное - немедицинское использование вещества широко распространено и социальные последствия - правовой - на основе первых двух критериев это вещество признается в качестве лекарственного средства и включено в официальный список наркотических средств. Если в настоящий момент какое-либо поверхностно-активное вещество не включено в список лекарств, но оно отвечает первым двум критериям, то зависимость, которую он вызывает, обозначается как злоупотребление психоактивными веществами. В этом случае метод введения вещества, его физической и химической формы не имеет значения. В каком-то смысле примерами таких веществ являются табак и алкоголь. [10] На сегодняшний день распространение алкоголизма, наркомании и наркомании среди детей и подростков является одной из самых острых проблем современного российского общества. Использование психоактивных веществ детьми и подростками является сложным [2, с. 43]. В последние годы психологический термин «аддиктивное поведение» все чаще используется в психолого-педагогической литературе, что относится к злоупотреблению различными веществами, которые изменяют психическое состояние, включая курение алкоголя и табака, до того, как они становятся зависимыми. С точки зрения А.Е. Личко и В.С. Битенского для подростков термин «привыкание» кажется наиболее адекватным. Поскольку это указывает на то, что это не болезнь, это нарушение поведения. Авторы определяют способы развития аддиктивного поведения. В первом случае подростки пробуют различные поверхностно-активные вещества: бензин, клей, а затем алкогольные напитки, не отрывая прикрепленные таблетки или сигареты с марихуаной. Последовательность использования может быть разной. Эксперимент продолжается до тех пор, пока не будет выбрано наиболее предпочтительное вещество. Иногда использование поверхностно-активных веществ прерывается раньше. Во втором случае используется только одно поверхностно-активное вещество (алкоголь, табак и так далее). Раньше сосредоточение внимания на одном препарате обычно ассоциировалось с недоступностью других, реже был произвольный выбор [21, с. 152]. Традиционно привыкание включает в себя: алкоголизм, наркоманию, злоупотребление психоактивными веществами, курение табака. Алкоголизм - это хроническое психическое заболевание, которое развивается в результате длительного злоупотребления алкогольными напитками. Такая болезнь сама по себе - беспорядок не ментален, но с ним могут быть психозы. Наркомания - болезненное состояние, характеризующееся психической и физической зависимостью, настоятельная необходимость повторного повторного использования психоактивных препаратов, которая принимает форму непреодолимой привлекательности. Токсикомания - это заболевание, проявляющееся психической, а иногда и физической зависимостью от вещества, не включенного в официальный список лекарств. Психоактивные токсичные вещества обладают теми же свойствами, что и препарат (вызывают привлекательное психическое состояние и зависимость). Алкоголизм, наркомания и злоупотребление психоактивными веществами вызывают зависимость. Зависимость - это «состояние периодической или хронической интоксикации, вызванное многократным использованием природного или синтетического вещества». Зависимость делится на умственную и физическую. Психическая зависимость характеризуется обладающим желанием или непреодолимым желанием использовать психоактивное вещество, тенденцию увеличивать его дозу для достижения желаемого эффекта, неприятие вещества вызывает психический дискомфорт и беспокойство. Физическая зависимость является условием, когда используемое вещество постоянно необходимо для поддержания нормального функционирования организма и включено в схему его жизнеобеспечения. Лишение этого вещества вызывает синдром отмены (синдром отмены), который требует соматических, неврологических и психических расстройств. Основными причинами распространения и использования алкогольных, наркотических и других психоактивных токсических веществ являются преобладающие социально-экономические условия, приводящие к чрезвычайно низкому уровню жизни подавляющего большинства населения. Все это создает неопределенность в будущем, значительное увеличение преступности, девальвацию человеческой жизни и т. Д. [31, с. 129]. Мерсиянова А.П., Жердеева Т.С. различать формы девиантного поведения, наиболее серьезным сегодня является употребление алкоголя и наркотиков в подростковом возрасте. В настоящее время эта проблема приобрела значение государственного значения, что связано, во-первых, с быстрым увеличением количества алкоголя и психоактивных веществ, участвующих в употреблении алкоголя, а, во-вторых, с проблемами, которые являются средством антиобщественного поведения: подростковая преступность, развитие соматических заболеваний, снижение интеллектуального уровня, ухудшение генофонда в целом [29, с. 102]. Существенные изменения, согласно В.С. Лети, встречаются во всех областях личности подростка. Серьезные сдвиги происходят в когнитивной сфере [23, с. 7] E.P. Ильин, обобщая работу исследователей в области эмоциональной сферы подростков, приводит следующие характеристики. Отрочество обычно характеризуется как период повышенной эмоциональной возбудимости. Подростки характеризуются быстрым темпераментом, страстью. Они склонны к частым изменениям настроения, повышению эмоциональности поведения. Некоторые особенности эмоциональных реакций переходного возраста коренятся в гормональных и физиологических процессах. Подростки характеризуются стабильностью эмоциональных переживаний, в частности, они не забывают оскорбления в течение длительного времени. Кроме того, В.Н. Кисловской отметил повышенное беспокойство по сравнению с другими возрастными периодами. Этот факт связан с возникновением интимных личных отношений, со страхом появления смешного, с еще неоформленной способностью принять себя. Чувства подростка очень противоречивы: он, без сомнения, любит своих родителей, но в то же время во время конфликта он начинает испытывать к ним чувство ненависти. Сексуальное созревание значительно меняет сферу потребности-мотивации. Общение становится ведущим мотивом. Согласно И.С Кона и А.В. Мудрый, типичные черты характера подростка - это стремление к новизне, к оригинальности поведения (иногда девиантного), к желанию понять, достичь, бороться, утверждать, пытаться изменить существующую систему оценок и взглядов, принятых в окружающей среде. Таким образом, период подросткового возраста является одним из самых сложных в социальном и психологическом плане. Девиантное, девиантное поведение идентифицируется как самая серьезная проблема этого возраста [12, с. 113] Использование алкоголя и психоактивных веществ объясняется девиантным поведением, которое называется «девиантным поведением». Несмотря на некоторые различия, проблемы употребления алкоголя и наркотиков во многом сходны с девиантным поведением. По мнению многих авторов, в основе формирования зависимости, как алкогольной, так и наркотической, существует один механизм. Злоупотребление алкоголем и психоактивными веществами приводит к деградации личности. Особый интерес представляют мотивирующие факторы. Э. Фромм рассматривает употребление наркотиков как частный случай культа потребителя среди молодежи, поэтому мотивом для употребления наркотиков является желание «потреблять счастье» как товар. А.Е.Личко, Дмитриева Е.Д., сказали, что мотив использования психоактивных веществ определяется типом личности и, в частности, акцентуацией, с которой, однако, не согласен И. А. Агеев. А.И.Личко и В.С. Битенский использовал классификацию мотивов, которые В.Ю. Завьялов разработал для алкоголиков, выделив следующие группы мотивов: - социально-психологические мотивы: мотивы, обусловленные традициями и культурой; покорные мотивы, отражающие представление давления других людей или контрольной группы; псевдокультурный, поскольку желание подростка адаптироваться к «наркотическим ценностям» подростковой группы; - необходимость изменения собственного состояния сознания: гедонистские мотивы; атарактивные мотивы; мотивы для гиперактивации поведения; - патологическая мотивация, связанная с наличием синдрома абстиненции и патологическим притяжением к препарату. При повторном употреблении наркотических веществ вызывают физическую и психологическую зависимость человека, когда человек не может существовать без этих веществ. В этой статье проблема не исследована, но при рассмотрении проблемы мотивации использования алкоголя и психоактивных веществ невозможно не затронуть вопрос о формировании зависимости [25, с. 36]. В работе Л. А. Сухинской и Е. А. Татаревский предложил схему развития алкогольной зависимости. Пред алкоголизм включает следующие этапы: - первый тест на алкоголь; - случайное употребление алкоголя; - систематическое пьянство; - привычное пьянство [12, с. 56]. После преодоления границы болезни человек постепенно переходит от первой стадии алкоголизма к третьей. Таким образом, употребление алкоголя и психоактивных веществ является формой девиантного поведения. Психологические исследования проводились под руководством А.Е. Ликко, есть корреляции между особенностями обострения характера у подростков и девиантным поведением: преступлениями, сексуальной патологией, вредными привычками, никотиноманией. Таким образом, гипертонические подростки склонны к групповым формам делинквентного поведения. Они пытаются возглавить среди антисоциальных сверстников от фривольности, жажды развлечений, удовольствия. Гипертимы проявляют интерес не только к домашнему пьянству, но и к широкому спектру интоксикантов. Циклоиды не склонны к поведенческим расстройствам и могут быть склонны к алкоголизации только в периоды повышения настроения. При астено-невротической акцентуации не выявляются ни проступки, ни алкоголизация, ни побеги из дома, а также в чувствительных акцентуациях. В последнем случае, если происходит алкогольная интоксикация, алкоголь не развлекается и не помогает контактам, и даже, наоборот, может вызвать депрессивную реакцию с чувством и опытом собственной неполноценности [13, с. 30]. В ходе исследования А.А. Вдовиченко удалось выяснить, что сами подростки, как ведущий мотив употребления алкоголя, указывают на то, что это «позволяет выглядеть старше», относятся к «престижу» такого поведения. Кроме того, употребление алкоголя позволяет вам выразить свой протест («потому что они запрещают мне») и облегчает общение со сверстниками. При употреблении наркотиков акцент делается не столько на социальных факторах, сколько на субъективных эмоциональных состояниях: «желание получать удовольствие», «желание убежать от реальности», стремление снять стресс ». В дополнение к подробному анализу мотивации к ознакомлению с алкоголем и наркотиками, В.С. Собкин и его сотрудники выявили гендерные различия в реализации этих форм девиантного поведения, а также предположили, что существует связанная с возрастом динамика изменения мотивации. В качестве основного мотива для использования психотропных веществ Н.Ю. Максимова называет желание изменить свое психическое состояние. Этот мотив «лежит» на поверхности, соответственно, проблема определения аддиктивного поведения глубже. По мнению автора, найти причины алкоголизма и наркомании среди подростков - понять, почему они хотят изменить свое психическое состояние искусственными или химическими средствами. Очень важно помнить, что ни один из факторов не является фундаментальным, решающим. Даже определенный набор факторов не предопределяет ничего однозначно: сложные жизненные обстоятельства, неправильное семейное воспитание, низкий общеобразовательный и культурный уровень окружающей социальной среды затрагивают многих детей, но не все подростки, ставящие в такие условия, становятся алкоголиками или наркоманами. Таким образом, различные подходы к проблеме алкоголя и психоактивных веществ. В целом анализ психологических характеристик подростков и форм девиантного поведения, изученный рядом авторов, показал, что, во-первых, подросток из-за его присущих противоречий наиболее уязвим для воздействия алкоголя и психоактивных веществ, которые компенсировать переживания, характерные для данного возраста. Во-вторых, социально-психологическая ситуация современных подростков способствует усвоению алкогольной традиции, важной в которой является постулирование способности алкоголя снимать напряжение и создавать праздничное настроение с алкоголем. Теоретический анализ показал, что при изучении мотивации использования алкоголя и поверхностно-активных веществ необходимо учитывать, что есть мотивы, которые, по-видимому, лежат на поверхности («я использую, потому что мои друзья это делают»). Но, с другой стороны, наиболее интересными являются внутренние детерминанты этого поведения, или мы можем сказать, какие черты личности способствуют принятию решения употреблять алкоголь или психоактивное вещество. В нашем исследовании мы не будем ограничиваться выявлением непосредственных «известных» причин, которые, по словам подростка, «подталкивали» к употреблению алкоголя или наркотиков. Таким образом, как уже указывалось выше, многие психологи, такие как А.Е.Личко и В.С. Битенский, Н.Ю. Максимова А.В. Mudric и т. Д. Это очень важно для практики, поскольку использование психоактивных веществ детьми-подростками становится глобальной проблемой в современном мире. Изучение использования психоактивных веществ у подростков осуществляется с учетом их возрастных характеристик. Исходя из этого вывода, в следующем разделе будут рассмотрены особенности детей-подростков. 1. 2 Факторы предрасположенности к потреблению психоактивных веществ. Характеристика подростков «группы риска» Отрочество и подростковый возраст считаются наиболее опасными для возникновения различных заболеваний, включая формирование зависимости от психоактивных веществ. В статье «Наркозависимость» приводятся причины злоупотребления психоактивными веществами, которые также считаются особенностями подросткового и подросткового возраста: разрыв между претензиями и способностями индивидуума, склонность к депрессии, стремление к мужественности. Проблема предотвращения использования психотропных веществ для несовершеннолетних в психологическом смысле отличается от проблемы профилактики алкоголизма и наркомании взрослых. Это связано с тем, что менталитет подростка отличается от психики взрослого человека. Жизненная деятельность подростка развивается в соответствии с его конкретными законами. У несовершеннолетних, в отличие от взрослых, сначала происходит социальная дезадаптация, а затем употребляется алкоголь или другие психоактивные вещества. Аддиктивное (зависимое) поведение всегда является составным элементом девиантного поведения, как бы перекрывая социальную дезадаптацию подростка. Причинами всех видов девиантного поведения среди подростков являются одно. Преступления, алкоголизм, наркомания и злоупотребление психоактивными веществами, аффективные и невротические расстройства являются звеньями одной цепи, которые являются следствием таких факторов, как возрастные характеристики подростков, неблагоприятная ситуация микросоциального развития и отклонения в функционировании высшей нервной деятельности. Особенности подросткового возраста изучались многими психологами и педагогами (Л. С. Выготский, Н. В. Гришина, Е. В. Звягинцева, В. Н. Иванов, Я. Л. Коломинский, И. Ю. Кулагина, Р. С. Немов и др.). Впервые описаны психологические характеристики этого возрастного периода С. Холл, который указал на противоречивое поведение подростка и ввел в психологию понятие подросткового возраста как кризисный период развития. Кризис, феномен подросткового возраста, С. Холл, связанный с переходом, промежуточный период в онтогенезе. Он исходил из идеи биологической обусловленности процессов развития в подростковом возрасте [27, с. 116]. Ганцер отмечает, что ведущая деятельность подросткового возраста является образовательной и профессиональной. Мотивы, связанные с будущим, начинают стимулировать учебную деятельность. Показана избирательность к образовательным предметам. Основным мотивом когнитивной деятельности является желание приобрести профессию [7, c. 16]. На фоне развития ведущей деятельности происходит развитие центральных новых возрастных образований, охватывающих все аспекты субъективного развития в этот период: изменения происходят в нравственной сфере с точки зрения полового созревания с точки зрения развития более высоких психических функций, в эмоциональной сфере. Протоколист Немов говорит, что в этом возрасте существует система самопредставлений, которая, будь то истинная или ложная, является психологической реальностью, которая влияет на поведение, порождает особые переживания. Самосознание включает фактор времени (подросток начинает жить в будущем). Все это связано с укреплением личного контроля, самоуправления, с открытием своего внутреннего мира. Внешний мир начинает восприниматься через себя. Существует тенденция к самоанализу и необходимости систематизировать, обобщать свои знания о себе (понимать их собственный характер, свои чувства, действия и действия). Существует корреляция с идеалом, существует возможность самообразования. Повышенное волевое регулирование. Существует самооценка его внешности (особенно у девочек). Подростки остро ощущают признаки реального или предполагаемого избыточного веса, большого или малого роста и т. Д. [27, c. 126]. Этот период характеризуется наличием кризиса, суть которого заключается в разрыве, расхождении системы образования и системы взросления. Кризис возникает на пороге школы и новой взрослой жизни. E.I. Кризис молодежи Исаева связан с появлением авторства в его собственной жизни (период от 17 до 21 года), с вступлением в самостоятельную жизнь. Социально-психологические свойства этой возрастной группы зависят от социального и профессионального статуса [14, с. 61]. Я.Л. Коломинский отмечает, что центральной проблемой этого периода является нахождение подростком индивидуальности (отношение к культуре, социальной действительности), авторство в развитии его собственных способностей, определение его собственного взгляда на жизнь. «Отделяясь от образа самого себя в глазах ближайшего окружения, преодолевая профессионально-позиционные и политические определения поколения, объективируя многие из его качеств как «я», человек становится ответственным за свою собственную субъективность, которая часто развивается не по воле и без знания ее носителя, и неутомимое рассекречение собственного «я», испытывающее чувство утраты прежних ценностей, идей, интересов и возникающее разочарование и позволяющее квалифицировать этот период как кризис криминальной молодежи » [18, c. 317]. Таким образом, многие авторы рассматривают как положительные, так и отрицательные аспекты подросткового кризиса. Отрицательные моменты связаны с утратой установленных форм жизни - отношениями с другими людьми, путями и формами учебной деятельности, привычными условиями жизни, вступлением в новый жизненный период. Позитивный - с новыми возможностями для возникновения индивидуальности подростка, формирования гражданской ответственности, целеустремленного и сознательного самообразования. В этом возрасте, овладев профессией, выбирая стиль и место в жизни, создавая семью. Однако есть еще одна точка зрения на природу психического развития у подростков и ее роль в злоупотреблении психоактивными веществами. По ее словам, большинство подростков в возрасте от 12 до 18 лет имеют здоровую психику, и лишь немногие страдают психическими и физическими расстройствами и злоупотреблением психоактивными веществами. Возможно, особенности развития психики в подростковом возрасте способствуют наркомании, но не влияют на возникновение зависимости от них [15, с. 54]. Мы можем условно идентифицировать две большие группы психоактивных веществ: увеличение и снижение уровня умственной активности. Первые - включают стимуляторы, ко второму - депрессанты. Табак (никотин) является наиболее распространенным стимулятором среди российских подростков [15, с. 20]. Подросток находится на стадии развития всех систем и органов, имеет свои особенности и состояние обмена веществ в организме. Поэтому ребенок, подросток, гораздо более чувствителен, уязвим к действию любых вредных веществ, в том числе табачных ядов, чем взрослый. Курение детей в основном изменяет функции центральной нервной и сердечно - сосудистой систем. Такие дети, прежде всего, становятся легко возбуждаемыми, вспыльчивыми, раздражительными, невнимательными. Постепенно развивается зависимость от табака, и если нет сигареты, возникает состояние дискомфорта в состоянии здоровья, которое выражается в виде тревоги. Все мысли заставляют курить как можно быстрее [19, с. 68]. Курение подростков, которые используют психоактивные вещества, нарушают обменные процессы в организме, особенно ассимиляция витаминов А, В1, В6, В12 и витамина С. Именно по этой причине общее развитие замедляется, рост замедляется. Из-за курения часто развивается анемия, а также близорукость. В носоглотке имеются воспалительные процессы. Курение в раннем возрасте ухудшает слух, поэтому курящие дети склонны слышать менее низкие звуки. Исследование О.А. Гуров И.П. Самбурова Е.В. Соколова показывает, что у подростков с небольшим курением (0,5-2 года) механизмы регуляции дыхания нарушаются, он становится менее экономичным. После курения одной сигареты наблюдается достаточно длительно (10 мин.) сужение мелких сосудов глазного яблока. Чем моложе были курящие подростки, тем значительнее были изменения в мозговом кровотоке. И. А. Левашова, А. Н. Чайка, А. А. Адельшина отмечают, что ранние эффекты табачной интоксикации были обнаружены у курильщиков школьников в возрасте 11-17 лет, несмотря на относительно небольшую длину курения. Среди курильщиков жалобы были более распространенными, чем некурящие для кашля, одышки, слабости, повышенной усталости после тренировки, плохого состояния здоровья и увеличения числа случаев ОРИ. Таким образом, можно сделать вывод, что курение табачных изделий всех видов и сортов, как доказано современной наукой, вредно и опасно для здоровья, приводит к ряду серьезных заболеваний, к увеличению смертности в раннем возрасте [19, с. 94]. В последнее десятилетие среди российских подростков был распространен один из сильных стимуляторов кокаина. Кокаин вызывает повышение кровяного давления, температуры, потливость, увеличение частоты сердечных сокращений, увеличивает способность выполнять умственную и физическую работу, не испытывая усталости, пищи и потребностей сна [8, с. 50]. Опасность употребления наркотиков в подростковом возрасте заключается в том, что несовершеннолетний катастрофически быстро развивает объект для дальнейшей анестезии и в то же время останавливает личный рост, нарушаются или деформируются связи с ближайшим окружением, нарушаются семейные отношения, часто последующее формирование собственных семья и рождение потомства - это ранняя инвалидность и смерть несовершеннолетних [31, с. 57]. Б. Б. Груневальд и Г. Мак Аби различают четыре этапа употребления наркотиков: экспериментальные, стадии регулярного использования, стадию злоупотребления, зависимость. Во время экспериментальной стадии наблюдается эпизодическое использование (часто такие вещи, как пиво, марихуана и вдыхание паров клея или аэрозолей). Это мало влияет на школьную работу, на отношения со сверстниками, в семье и на личности. На этом этапе из-за низкой толерантности легко достигается состояние опьянения. Следующие причины для использования являются общими: чтобы не отличаться от сверстников, их применять, демонстрировать независимость, из любопытства или в контексте целей плохого поведения (для привлечения внимания, протеста, мести или демонстрации инвалидности). На стадии регулярного употребления наркотики часто используются в конце рабочей недели, а иногда и во все выходные. Школьная неделя обычно нестабильна, подросток начинает пропускать школу. Нарушения сознания. Обычно расстройства памяти начинаются, когда ребенок не может запомнить определенные события.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg