Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПЕДАГОГА-ДЕФЕКТОЛОГА ПО РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ ФОРМЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И РАЗВИТИЕМ РЕЧИ

zagitova_ella 990 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 97 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.06.2020
При выполнении выпускной квалификационной работы были решены все поставленные задачи. Изучено современное состояние проблемы развития представлений о форме у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в психолого-педагогической науке. Восприятие – это познавательный психический процесс, состоящий в целостном отражении предметов, ситуаций и событий. Восприятие представляет собой сложную систему процессов приёма и преобразования информации, обеспечивающую организму отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире.
Введение

Актуальность исследования. В современных условиях модернизации отечественной системы образования одной из основных задач, является повышение эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Немаловажное значение, в сфере дошкольного образования, отводится сенсорному развитию детей с задержкой психического развития. В п. 2.6. Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указывается, что содержание программ детских дошкольных образовательных учреждений «...должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Решение этих пяти задач развития детей представляется достижимым через применение различных форм и методов развития детей. И в первую очередь через сенсорное развитие ребёнка. Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущения в формировании сенсорной сферы ребенка в дошкольном возрасте, его развития компенсируются с трудом, а порой невосполнимы. Поэтому значение сенсорного развития в дошкольном возрасте трудно переоценить. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития, имеет самостоятельное значение, т. к. полноценное восприятие необходимо для успешного обучения. Сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны – усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений и овладение новыми действиям, позволяющими более полно и расчленено воспринимать окружающий мир. Большинство из этих способностей имеет ярко выраженную сенсорную основу (например, звуковысотный слух является сенсорной основой музыкальных способностей, развитое зрительное восприятие форм и красок - сенсорной основой изобразительных способностей, тонкое кинестетическое различение - основой различных моторных способностей и т.д.) и эта сенсорная основа способностей интенсивно формируется в раннем и дошкольном детстве. Сенсорное воспитание имеет большое значение для всего последующего развития ребенка и для подготовки его к будущей творческой, общественно - полезной деятельности. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н.П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, является результатом его переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. В рамках современного подхода к пониманию восприятия как особой деятельности, экспериментальные исследования Б.Г. Ананьева, 3.М. Богуславской, Л. А. Венгера, Т.О. Гиневской, Т.Е. Ендовицкой, А.В. Запорожца, А.Р. Лурия, М. И. Лисиной и др. выявили закономерности развития восприятия в онтогенезе. Было установлено, что развитие восприятия идет путем формирование перцептивных действий — структурных единиц, процесса восприятия у человека (Запорожец А.В. 1941). Перцептивное действие обеспечивает сознательное выделение каких-либо свойств чувственно заданной ситуации и преобразование сенсорной информации, приводящее к созданию образа, адекватного предметному миру и соответствующего задачам деятельности. Перцептивное действие тесно связано с практическим (движение руки, ощупывающей предмет, движение гортани, воспроизводящей слышимый звук). В ходе выполнения этих действий осуществляется «уподобление» движений органов чувств особенностям воспринимаемого предмета (А.М. Леонтьев). Это приводит к снятию «слепка», «копии» этого объекта, созданию своеобразной модели через непрерывное сравнение восприятия с оригиналом, проверку и коррекцию образа. Поэтому данная проблема актуальна на сегодняшний день. Многочисленные исследования особенностей и закономерностей перцептивного развития детей, проведенные А. В. Запорожцем, А. П. Усовой, Н. П. Сакулиной, Л. А. Венгером, Н. Н. Поддъяковым, В.П. Зинченко, А.А.Катаевой, выдвинули проблему сенсорно-перцептивного развития детей на приоритетное место. В отличие от проблемы сенсорного развития детей с нормальным интеллектом, которая была изучена всесторонне, проблеме сенсорного развития детей с задержкой психического развития было уделено меньше внимания. Теоретической литературе мы находим достаточное количество исследований посвященным формированию цвета у детей с задержкой психического развития, а формирование таких сенсорных эталонов как форма и величина менее изучена. Поэтому данная проблема актуальна на сегодняшний день. Тема исследования: Коррекционно-педагогическая работа педагога-дефектолога по развитию восприятия формы у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитием речи. Цель исследования – разработать и теоретически обосновать программу развития представлений о форме у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитием речи. Объект исследования – процесс развития представления о форме у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Предмет исследования – содержание и методы коррекционно-педагогической работы по развитию представлений о форме у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитием речи. Гипотеза исследования: развитие представлений о форме у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР будет успешным, если учтены: ? особенности познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития; ? возрастные и индивидуальные особенности детей с задержкой психического развития; ? уровень развития представлений о форме у детей с ЗПР; ? современные технологии, используемые на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитием речи. Задачи исследования: 1. Изучить современное состояние проблемы развития представлений о форме у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в психолого-педагогической науке. 2. Выявить уровень сформированности представлений о форме у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. 3. Разработать программу коррекционно-педагогической работы по развитию представлений о форме у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитием речи. 4. Изучить динамику сформированности представлений о форме у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Методы исследования: 1. Теоретические методы: изучение первоисточников, анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, анализ занятий, анализ документации, обобщение полученных экспериментальных данных. 2. Эмпирические методы: психолого-педагогический эксперимент, включающий этапы констатации и формирования. База исследования. МБДОУ №37 «Колокольчик». В исследовании приняли участие дети с ЗПР в количестве 10-ти человек, посещающие старшую группу компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Исследование осуществлялось в три этапа. На первом этапе (теоретико-поисковом) изучалась научная и специальная литература по теме исследования, отражающая проблему развития представлений о форме у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитием речи. Разрабатывается констатирующий этап эксперимента. На втором этапе (опытно-поисковом) проводился констатирующий этап эксперимента, направленный на выявление уровня развития представлений о форме у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. На третьем этапе (итогово-обобщающий) разрабатывалась программа коррекционно-педагогической работы по развитию представлений о форме у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитием речи. Научная новизна исследования заключается в выявлении возможностей занятий по ознакомлению с окружающим миром и развитием речи в развитии восприятия формы у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Теоретическая значимость результатов исследования определяется проблематизацией и теоретическим обоснованием развития восприятия формы у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитием речи в работе педагога-дефектолога. Теоретическое значение имеют: раскрытие сущностных характеристик восприятия формы как познавательного процесса; выявление теоретических оснований развития восприятия формы у детей с задержкой психического развития. Практическая значимость заключается в том, что представленные во второй главе дипломной работы материалы могут быть использованы в коррекционно-педагогической работе педагога-дефектолога по развитию восприятия формы у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитием речи. Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения (6 стр.), двух глав (61 стр.), заключения (4 стр.), списка использованной литературы (7 стр.) и приложений (17 стр.).
Содержание

Введение 3 Глава I. Теоретическое изучение проблемы восприятия формы у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. 9 1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 9 1.2. Восприятие формы детьми дошкольного возраста 19 1.3. Особенности коррекционно-педагогической работы педагога-дефектолога по развитию восприятия формы у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 27 Выводы по первой главе 36 Глава II. Практическая коррекционно-педагогическая работа педагога-дефектолога по развитию восприятия формы у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитием речи 39 2.1. Организация и методика исследования особенностей восприятия формы у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 39 2.2. Анализ результатов исследования особенностей восприятия формы у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. 48 2.3. Коррекционно-педагогическая работа педагога-дефектолога по развитию восприятия формы у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитием речи 54 2.4. Изучение динамики сформированности восприятия формы у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. 64 Выводы по второй главе 68 Заключение 70 Список использованной литературы 74 Приложения 81
Список литературы

1. Ананьев, Б.Г. Индивидуальное развитие челове¬ка и константность восприятия [Текст] / Б.Г. Ананьев, М.Д. Дворяшина, Н.А. Кудрявцева. – М.: Просвещение, 2016. – 432 с. 2. Ананьев, Б.Г. Психология чувственного познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. – М.: МГУ, 2016. – 543 с. 3. Белоусова, Л.В. Формирование логико-мыслительной деятельности с использованием игровых приемов у старших дошкольников с ЗПР: [Текст] Методическое пособие / Л.В. Белоусова. – Нижневартовск: Б.И., 2012. – 110 с. 4. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития [Текст]: Учебное пособие / Л.Н. Блинова. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2016. – 136 с. 5. Большой психологический словарь [Текст] / Б.П. Мещеряков, В.П. Зинченко. – 3-е изд. – М.: Прайм-Еврознак, 2017. – 632 с. 6. Борякова, Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей [Текст]: Учебно-методическое пособие / Н.Ю. Борякова. – М.: Гном-Пресс, 2012. – 64 с. 7. Борякова, Н.Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с задержкой психического развития [Текст] / Н.Ю. Борякова. – М.: Альфа, 2013. – 198 с. 8. Венгер, Л.А. Восприятие и обучение [Текст] / Л.А. Венгер. – М.: Просвещение, 2015. – 432 с. 9. Венгер, Л.А. Психология [Текст] / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 2010. – 436 с. 10. Винник, М.О. Задержка психического развития у детей: методологически принципы и технологии диагностической и коррекционный работы [Текст] / М.О. Винник. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 154 с. 11. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. – М.: Просвещение, 2013. – 210 с. 12. Волков, Б.С. Возрастная психология [Текст] / Б.С. Волков. – М.: Академический проект, 2015. – 668 c 13. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 2017. – 432 с. 14. Выготский, Л.С. Основы дефектологии [Текст] / Л.С. Выготский. – СПб.: Лань, 2003. – 654 с. 15. Готовимся к школе. Программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР [Текст] / Под ред. С.Г. Шевченко. – М.: Ника-Пресс, 1998. – 14 с. 16. Григорьева, Л.П. Развитие восприятия у ребёнка: пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе [Текст] / Л.П. Григорьева, М.Э. Бернардская, И.В. Блинникова, О.Г. Солнцева – М.: Школа-Пресс, 2016. – 96 с. 17. Деревянкина, Н.А. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития: Учебное пособие [Текст] / Н.А. Деревянкина. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2003. – 90 с. 18. Дети с задержкой психического развития [Текст] / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М.: Просвещение, 2014. – 121 с. 19. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей [Текст] / Под ред. С.Г. Шевченко. – М.: АРКТИ, 2001. – 224 с. 20. Дробинская, А.О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь [Текст] / А.О. Дробинская. – М.: Школьная Пресса, 2005. – 96 с. 21. Дружинина, Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения: Методическое пособие [Текст] / Л.А. Дружинина. – М.: Экзамен, 2016. – 213 с. 22. Дубровина, И.В. Психология [Текст]: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – С. 98. 23. Екжанова, Е.А. Задержка психического развития у детей и пу¬ти ее психолого-педагогической коррекции в условиях дошколь¬ного учреждения [Текст] / Е.А. Екжанова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2002. – № 1. – С. 17-22. 24. Екжанова, Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. – СПб.: Сотис, 2002. – 27с. 25. Емельянова, Е.Б. Особенности восприятия у детей с задержкой психического развития в условиях специализированного дома ребенка / Е.Б. Емельянова [Электронный ресурс] // Материалы VI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». – URL: https://scienceforum.ru/2014/article/2014007676 (дата обращения: 21.03.2019). 26. Забрамная, С.Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей : пособие для психол.-мед.-пед. комис. [Текст]/ С. Д. Забрамная. - М.: ВЛАДОС, 2005. – 132 с. 27. Захарова, Е.И. Особенности формирования ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития [Электронный ресурс] / Е.И. Захарова, В.С. Васильева. – URL: http://www.scienceforum.ru/2017/2226/28540 28. Защиринская, О.В. Психология детей с задержкой психического развития [Текст] / О.В. Защиринская. – СПб.: Речь, 2017. – 168 с. 29. Капустина, Г.М. Характеристика элементарных математических знаний и умений детей с задержкой психического развития шестилетнего возраста [Текст] / Г.М. Капустина // Готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития шестилетнего возраста: Сборник научных трудов / Под ред. В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М.: Просвещение, 1989. – 142 с. 30. Карабанова, О.А. Игра в коррекции психического развития ребёнка [Текст] / О.А. Карабанова. – М.: Педагогика, 1994. – 312 с. 31. Карпенко, Ю.А. Организация коррекционно-педагогической помощи детям с задержкой психического развития [Электронный ресурс] / Ю.А. Карпенко. – URL: https://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0% D1%82%D1%8C%D0%B8/600975/ 32. Костенкова, Ю.А. Развитие познавательной деятельности детей с задержкой психического развития: автореферат дисс. … канд. психол. наук [Текст] / Ю.А. Костенкова. – М., 2016. – 39 с. 33. Коффка, К. Восприятие: введение в гештальтпсихологию [Текст] / К. Коффка // Хрестоматия по ощущению и восприятию / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.Б. Михалевской. – М.: МГУ, 2015. – С. 19. 34. Крутецкий, В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ [Текст] / В.А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 2014. – 352 с. 35. Кулагина, И.Ю. Психология развития и возрастная психология [Текст]: Учебное пособие для вузов / И.Ю. Кулагина. – М.: Академический проект, 2015. – 420 c. 36. Лалаева, Р.Н. Нарушения речи и их коррекция у детей с ЗПР [Текст]: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Р.Н. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. – М.: Владос, 2003. – 355 с. 37. Лапшин, В.А. Основы дефектологии [Текст] / В.А. Лапшин, Б.П. Пузанов. – М.: Просвещение,1990. – 295 с. 38. Лебединская К.С. Клиническая систематика задержки психического развития [Текст] / К.С. Лебединская // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 2014. – № 3. – С. 56-59. 39. Лубовский, В. И. Специальная психология [Текст] / Под редакцией В.И. Лубовского. – М.: Академия, 2005. – 324 с. 40. Максимова С. Ю. Оценка сформированности двигательных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития [Текст]/ С.Ю. Максимова, Н.Н. Сентябрев, В.А. Балуева // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – Выпуск № 11 . – С. 56-65. 41. Мамайчук, И.И. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития [Текст] / И.И. Мамайчук, М.Н. Ильина. – СПб.: Речь, 2006. – 360 с. 42. Маркова, Л.С. Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития: Методическое пособие [Текст] / Л.С. Маркова. – М.: ЭКСМО, 2005. – 189 с. 43. Марковская, И.Ф. Задержка психического развития [Текст] / И.Ф. Марковская. – М.: Просвещение, 2015. – 267 с. 44. Мухина, В.С. Возраcтная пcихология: Феноменология развития, детcтво, отрочеcтво [Текст] / В.С. Мухина. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 456 с. 45. Назарова, М.В. Психологические особенности старших дошкольников с задержкой психического развития и специфические особенности их восприятия [Электронный ресурс] / М.В. Назарова // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XLIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(49). – URL: https://sibac.info/archive/ guman/1(49).pdf (дата обращения: 21.03.2019) 46. Назарова, Н.М. Специальная педагогика [Текст] / Н.М. Назарова. – М.: Издательский центр Академия, 2008. – 418 с. 47. Немов, Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб.заведений. В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии [Текст] / Р.С. Немов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016. – 524 с. 48. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития [Текст]: пособие для психологов и педагогов / В.Б. Никишина. – М.: ВЛАДОС, 2013. – 126 с. 49. Никишина, В.Б. Причинная обусловленность задержки психическо¬го развития у детей: социально-психологический анализ [Текст] / В.Б. Никишина, под ред. проф. В.В. Новикова. – Ярославль: Академия развития, 2013. – 124 с. 50. Никулина, Г.В. Развитие зрительного восприятия [Текст]: Учебное пособие [Текст] / Г.В. Никулина, Л.Ф. Фомичева, Е.В. Замашнюк. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. – 324 с. 51. Обухова, Л.Ф. Детcкая (возрастная) психология [Текст] / Л.Ф. Обухова. – М.: Российское педагогическое агентcтво, 2016. – 374 с. 52. Певзнер, М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой пси-хического развития [Текст] / М.С. Певзнер // Дефектология. – 2015. – № 3. – С. 3-7. 53. Переслени, Л.И. Механизмы нарушения восприятия у аномальных детей [Текст]: Психофизиологическое исследование / Л.И. Переслени. – М.: Просвещение, 2014. – 233 с. 54. Подготовка к школе детей с задержкой психического раз¬вития. Книга 1 [Текст] / Под общей ред. С.Г. Шевченко, Р.Д. Тригер, Г.М. Капустиной, И.Н. Волковой. – М.: Школьная Пресса, 2013. – 96 с. 55. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / Под. ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Изд. 3-е. испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 208 с. 56. Реан, А.А. Психология и педагогика [Текст]: Учебное пособие для вузов / А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2015. – 560 с. 57. Рубинштейн, Л. С. Общая психология [Текст] / Л. С. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2017. – 785 с. 58. Соколова, Е.В. Психология детей с задержкой психического развития: [Текст] Учебное пособие / Е.В. Соколова. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 320 с. 59. Специальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др.; под ред. В.И. Лубовского. 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 464 с. 60. Степанова А.А. Ознакомление с окружающим миром дошкольников с задержанным психическим развитием в ДОУ компенсирующего вида [Электронный ресурс] / А.А. Степанова // Специальное образование. – 2015. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/oznakomlenie-s-okruzhayuschim-mirom-doshkolnikov-s-zaderzhannym-psihicheskim-razvitiem-v-dou-kompensiruyuschego-vida (дата обращения: 20.03.2019). 61. Стребелева, Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр [Текст]: пособие для учителя-дефектолога / Е.А. Стребелева. – М.: Владос, 2008. 62. Теплова И.С. Методическая разработка «Формирование познавательной активности у дошкольников с ЗПР на занятиях по окружающему миру» [Электронный ресурс]/ И.С. Теплова // Вопросы дошкольной педагогики. – 2015. – №1. – С. 37-46. – URL: https://moluch.ru/th/1/archive/1/43/ (дата обращения: 21.03.2019). 63. Титченер, Э. Очерки психологии [Текст] / Э. Титченер. – СПб.: Речь, 2018. – 322 с. 64. Ульенкова, У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития [Текст] / У.В. Ульенкова. – М.: Педагогика,1990. – 98 с. 65. Фадина, Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста [Текст]: Учебно-методическое пособие / Г.В. Фадина. – Балашов: «Николаев», 2004. – 68 с. 66. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] // Российская газета. – Федеральный выпуск № 6241. – 2013. – 25 ноября. 67. Чередниченко, В.В. Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития [Текст] / В.В. Чередниченко. – Белгород: ОГБОУ «Белгородский региональный центр психолого-медико-социального сопровождения», 2013. – 21 с. 68. Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающем миром. Развитие мышление и речи. М.: Ника-Пресс, 1998. 69. Kanizsa G. Subjective contours. - Sci Am, 234: 1976. – Р. 48-52. 70. Weisstein N., Wong E. Figure-ground organization and the spatial and temporal. responses of the visual system // In: E.C. Schwab, H.C. Nusbaum (Eds.) Pattern. recognition by humans and machines. 1986. Vol. 2.
Отрывок из работы

Глава I. Теоретическое изучение проблемы восприятия формы у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. 1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Задержка психического развития представляет собой одну из наиболее распространенных форм психических нарушений. Термин «задержка психического развития» предложен Г.Е. Сухаревой. Она отмечала, что исследуемый феномен характеризуется, прежде всего, замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности, по структуре и количественным показателям отличающимися от олигофрении, с тенденцией к компенсации и обратному развитию [52]. Задержка психического развития определяется В.Б. Никишиной как «особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов» [48, с. 5]. Л.С. Марковой под задержкой психического развития понимается «нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста» [42, c. 18]. Ю.А. Костенкова в своей диссертации подчёркивает, что в психиатрии задержку психического развития относят к группе пограничных форм интеллектуальной недостаточности: «Это состояние характеризуется замедленным темпом психического развития, негрубыми нарушениями познавательной деятельности, личностной незрелостью, по структуре и количественным показателям отличается от умственной отсталости и имеет тенденцию к компенсации» [32, с. 7].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 69 страниц
650 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg