Актуальность исследования. Распад Советского Союза в той или иной форме отразился на судьбах всех народов, в течение многих поколений совместно проживавших на его территории. Особенно драматические последствия он имеет для отдельных народов Кавказа (лезгины, цахуры, рутульцы, аварцы, азербайджанцы), которые в ходе истории постепенно, тем или иным путем стали подданными сначала Российской Империи, а затем гражданами СССР. В результате распада страны буквально в одночасье эти народы оказались перед угрозой раздробления в составе нескольких образовавшихся на постсоветском пространстве государств.
Очевидно, что перед этими народами возникло множество самых разнообразных проблем социально-экономического, политического, культурно-языкового, социально-психологического, гражданского и иного характера, каждая из которых требует своего решения. На передний план с той или иной интенсивностью выходят также проблемы территориального характера, чреватые межгосударственными конфликтами.
Ситуация усугублялась с превращением административных границ, разделявших эти народы по разным союзным или автономным республикам в рамках единого многонационального государства, в национально-государственные границы со всеми вытекающими отсюда последствиями. В наиболее острой и взрывоопасной форме подобное развитие событий сказалось на судьбе и исторических перспективах развития лезгинского народа, оказавшегося разделенным на две части между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой. Территория компактного расселения народа в течение многих веков составляла основу единого экономико-хозяйственного комплекса. Его сохранение и создание национально-государственной автономии – Лезгинской автономной республики (ЛАР) в составе Российской Федерации – являлось основной целью создания (еще в 1989 г.) и всей последующей деятельности лезгинского национального движения «Садвал».
Актуальность данного исследования также обусловлена и ростом значимости культурной идентификации общества, от¬дельных этнических общностей и каждой личности. В условиях глобализации за¬дача сохранения и развития национальной самобытности каждого народа вызывает всплеск интереса к защите национальной культуры, языка и тради¬ций различных этнических общностей через реализацию права народов на самоопределение, в формате, закрепленном нормами международного права.
Особое значение это имеет в этнически неоднородных странах, где проблема сосуществования различных этносов в рамках одного государственного образования является наиболее актуальной. Изуче¬ние и реализация позитивного опыта поликультурных стран в области межэтнического взаимодействия также имеет актуальный смысл с точки зрения гармонизации отношений между представителями различных этноконфессиональных групп и формирования атмосферы толерантности в мире. В многонациональных государствах, использование института национально-культурной автономии – как экстерриториальной формы самоопределения нации – позволило этническим группам возродить и защитить свою уни¬кальную национальную культуру, а для государства национально-культурная автономия стала важным инструментом деполитизации этничности и совершенствования межэтнических отношений.
В условиях поликультурности национально-культурная автономия выступает в качестве важного механизма решения этнокультурных задач и достижения межэтнического согласия в обществе на демократической основе.
Лезгинская национально-культурная автономия (ФЛНКА) одна из первых оформилась как федеральная – еще в 1999 году. И поэтому опыт и формат ее деятельности вызывает исследовательский интерес, с акцентом на сравнительно-политологический анализ с опытом деятельности «Садвала»
Все сказанное определяет значимость и актуальность поставленной проблемы.
Цель работы: историко-политологический анализ деятельности лезгинских общественных объединений «Садвал» и ФЛНКА (1989–2010-е гг.), направленной на решение социально-экономических, политических, этнокультурных проблем лезгинского народа, разделенного государственной границей между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой.
Для достижения поставленной цели были определены задачи:
– показать исторические корни возникновения «лезгинской» проблемы;
? осветить основные этапы ее актуализации;
? проанализировать основные направления деятельности «Садвал» и ФЛНКА по решению «лезгинской» проблемы;
? определить роль ФЛНКА в решении «Самурской проблемы» и проблемы вынужденных переселенцев из сс. Храх-Уба и Урьян-Уба.
Хронологические рамки исследования охватывают период 1989?2010-е годы. Нижняя граница хронологических рамок определяется временем создания в 1989 г. лезгинского народного движения «Садвал», которое активно участвовало в общественно-политической жизни Республики Дагестан и первоначально позиционировало себя как международное движение. В конце 1999 г., после военных событий в республике, деятельность «Садвал, как и других национальных движений, пошла на спад. В 2012 г. движение возобновило свою деятельность, однако после гибели в 2016 г. его руководителя Н. Гаджиева движение особо не проявляет себя в общественно-политической жизни республики.
В 1999 г. было создано еще одно лезгинское общественное объединение – Федеральная лезгинская национально-культурная автономия (ФЛНКА), которая с тех пор продолжает осуществлять активную деятельность, и воспринимается лезгинами как организация, реально способная помочь в решении многих проблем этнической общности.
Объект исследования: лезгинские национальные общественные объединения: «Садвал» (с заявленной целью создания национально-территориальной автономии в составе России) и ФЛНКА (национально-культурная автономия как новый формат решения проблем в сфере национальной политики, направленной на сохранение межнационального мира и диалога между обществом и государством по этнокультурным проблемам развития народов).
Предметом исследования является деятельность общественных объединений «Садвал» и ФЛНКА по решению «лезгинской проблемы» (1989–2010-е гг).
Степень исследованности проблемы. В отечественной историографии различные аспекты «лезгинской» проблемы рассматриваются в работах таких авторов, как М.Р. Курбанов, Г.И. Юсупова, Д.Г. Шахшаев, Н.Н. Гасанов, Б.Б. Булатов, Д.Ш. Рамазанова, Ф.Р. Нагиев, М. Алексеев., К. Казенин, М. Сулейманов, Ю.А. Балашов, Т.Н. Литвинова, А.Д. Осмаев, Ю.М. Лысенко, А.С. Халилова, Д.И. Узнародов, и др. ., а также в диссертационных исследованиях .
М.Р. Курбанов и Г.И. Юсупова одними из первых исследовали проблему разделенности лезгинского народа (по его состоянию на период середины 1990-х гг.), а также уделили внимание освещению деятельности лезгинского национального движения «Садвал» в 1989–1995 годы.
В работе Д.Г. Шахшаева, Н.Н. Гасанова последовательно и принципиально рассматриваются актуальные проблемы социальной жизни России и Дагестана и предлагаются решения ряда злободневных вопросов, касающихся социальных приоритетов национальной политики, отношения к прошлому, к положению русскоязычного населения в Дагестане, положению разделенного лезгинского народа, и т.д. Большое внимание уделено деятельности руководства Республики Дагестан по нормализации межнациональных отношений в Дагестане, общественно-политических организаций и движений РД, в том числе и деятельности «Садвала» и Лезгинского Национального Совета (ЛНС), который, как они отмечают, «является высшим представительным органом самоуправления лезгинского народа, объединяющим граждан и общественные организации» .
Ценные сведения содержатся в работе Б.Б Булатова и Д.Ш. Рамазановой «Деятельность органов государственной власти Республики Дагестан в области межнациональных отношений (80–90-е гг. XX в.)» . Данная монография посвящена всестороннему анализу социально-экономической и политической ситуации в Дагестане в исследуемый период и, прежде всего, вопросам межнациональных отношений, а также деятельности органов государственной власти РД в урегулировании возникавших межнациональных конфликтов и проблем межэтнического характера. В своей работе авторы акцентируют внимание также и на деятельности национальных движений, в том числе и лезгинского «Садвал» («Единство»). В частности, они отмечают, что «многие проблемы, поднимаемые движени¬ем «Садвал», были обоснованными, справедливыми и требовали более пристального внимания к ним со стороны руководства республики и об¬щественности. Нельзя отрицать и то, что движение сыграло большую роль в восстановлении и усилении связей между разделенными лезгинами в решении многих вопросов их политической и культурной жизни. Многое изменилось в лезгинских селах Азербайджана: разрешается преподавать в школах лезгинский язык, издается национальная газета «Самур», нет давления в целях изменения записи национальной принадлежности» .
В работе А.Д. Осмаева, Ю.М. Лысенко, А.С. Халиловой исследуется процесс создания, деятельности и выявления роли национальных партий и объединений в общественно-политической жизни Республики Дагестан в 1989–1992 гг. В работе показаны основные аспекты деятельности национальных партий и движений, определяется их роль в стабилизации общественно-политической обстановки, решении назревших экономических и социально-культурных проблем республики. Выявлено, что наибольшую активность в общественно-политической жизни республики в рассматриваемый период проявляли национальные движения, также авторы акцентируют внимание и на деятельности «Садвала».
Специальных исследований, посвященных историко-политологическому анализу деятельности лезгинских национальных общественных объединений «Садвал» и ФЛНКА, направленной на решение «лезгинской», нет. Заметное место в историографии проблемы занимает монография Д.Ш. Рамазановой «Разделенные народы Дагестана (лезгины, цахуры, аварцы, ногайцы): история проблемы и политика государства» (2016 г.), в которой автором дается, в том числе и характеристика деятельности лезгинских общественных организаций «Садвал», «Хаджи-Давуд», ФЛНКА и др., и подчеркивается роль ФЛНКА как позитивная . Она также освещает проблему российских анклавов Храх-Уба и Урьн-Уба в Азербайжанской Республике.
Вопросы деятельности «Садвал» и «ФЛНКА» затрагиваются также в работе Т.Н. Литвиновой «Особенности институционализации этнонационального движения на Северном Кавказе России (на примере лезгин)» . Автор раскрывает основные теоретические подходы к созданию и развитию этнополитических движений. Показаны проблемы лезгин, как разделенного народа, которые подталкивают процесс этнической мобилизации. Исследуется развитие лезгинского национального движения после распада СССР и участие лезгинских организаций в современном этнополитическом процессе на Северном Кавказе России.
В работе Д.И. Узнародова «Лезгинский ирредентизм как геополитической фактор на Северном Кавказе» , рассматривается проблема лезгинских поселений Храх-Уба и Урьян-Уба , переданных Азербайджану в 2011 г. в результате ратификации Договора о государственной границе между Россией и Азербайджаном и дается подробное описание деятельности ФЛНКА в решении вынужденных переселенцев сел Храх-Уба и Урьян-Уба.
В настоящей квалификационной работе использованы также труды ряда авторов, освещающих проблему р. Самур и вынужденных переселенцев из сс. Храх-Уба и Урьян-Уба .
Большой интерес представляет диссертационное исследование Д.А. Эфендиевой «Лезгинский вопрос: проблемы разделенного народа» . В данной работе автор подробно рассматривает исторические и политические предпосылки возникновения лезгинского вопроса и акцентирует внимание на подходах национальных движений, в частности, «Садвала», к решению проблемы разделенных народов.
Богатый фактический материал по теме исследования содержится в кандидатской диссертации Д.Ш. Рамазановой «Актуальные проблемы межнациональных отношений в Республике Дагестан и роль органов государственной власти в их регулировании» . В работе исследуется социально-экономическая и этнополитическая ситуация в РД в 1985?2000 годы, также деятельность органов государственной власти РД в урегулировании возникавших межнациональных конфликтов и проблем межэтнического характера. Автор также акцентирует внимание на проблемах разделенных народов и деятельности национального движения «Садвал».
Методологической основой работы являются проблемно-хронологический и историко-сравнительный методы исследования, а также историко-политологический анализ.
Источниковой базой диссертационного исследования послужили официальные документы, законодательные акты , постановления, распоряжения высших органов государственной власти Российской Федерации и Республики Дагестан. Интересный материал представляют публикации в периодической печати о партиях и национальных движениях Дагестана, в которых рассматривается и деятельность «Садвала» . Важным подспорьем для настоящего исследования выступили материалы, опубликованные на официальном сайте ФЛНКА , а также не опубликованные документы (письма и обращения жителей с. Храх-Уба в различные республиканские структуры), переданные диссертанту администрацией официального сайта «ФЛНКА» (см. Приложение).
Структура работы. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы. Общий объем работы – 80 стр.