Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Логистические системы их суть, функциональные области и виды логистики
Неоднозначность современной трактовки понятия «логистика» зависит от логистического направления/школы. Основываясь на зарубежном опыте, мы будем рассматривать логистику в качестве интегрального инструмента менеджмента. Позволяющий оптимизировать и рационализировать логистические потоки производственного цикла, в основе которого лежат совокупность средств, способов и правил, необходимых для успешного исследования логистики в этой сфере, перетекающей в реализацию функции планирования, для дальнейшей организации, регулирования и контроля на каждом этапе процесса исследований, разделяющихся в зависимости от цели данной системы. Такой подход предполагает новизну так как, основным интегратором системы является информационный поток, что позволяет обеспечивать специалистов, занятых в производстве (процессе), в такое время и в таком объеме информации, которого будет достаточно для разработки высококачественной продукции, обладающей наилучшими конкурентными преимуществами.
В настоящее время логистическая наука представляет собой дисциплину, которая включает транспортную, складскую, закупочную, производственную, сбытовую, информационную логистику, т.е. те сферы деятельности, которые хорошо изучены. Новизна логистического подхода состоит в объединении всех вышеперечисленных и иных сфер деятельности для достижения необходимого результата с наименьшими расходами ресурсов и времени с помощью оптимального сквозного управления потоками. Следовательно, в первую очередь, логистика работает на потребителя, стараясь в наибольшей степени удовлетворить его запросы.
Одним их фундаментальных и базовых понятий является понятие логистической системы.
Так, Валентин Никифоров, дает отсылку на определение наиболее распространённое в отечественной литературе: «Логистическая система – это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические операции и функции. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой» [3, с.19].
В зарубежной литературе чаще используются понятие «Логистическая цепь (цепь поставок)», а саму логистику рассматривают как элемент маркетинга и трактуют как «материальный и информационный обмены в логистическом процессе, простирающиеся от приобретения материалов до доставки готовой продукции для конечного пользователя. Все поставщики, поставщики услуг и клиенты являются связями в цепочке поставок» [37].
С точки зрения системного подхода к созданию предпринимательской организации, можно сформулировать такую дефиницию: «Логистическая система – это относительно устойчивая совокупность звеньев (структурных/функциональных подразделений компании, а также поставщиков, потребителей и логистических посредников), взаимосвязанных и объединенных единым управлением корпоративной стратегии организации бизнеса.» [3, с.19-20].
На Рисунке 1 схематично представлено данное определение.
Рис. 1 Схема логистической системы
Источник: [составлено автором на основе данных 1, с.20]
Логистической системе присущи основные черты, характеризующие любую сложную систему, в целом, а именно: целостность и членимость.
Основой концепции логистической системы является то, что все компоненты логистической системы должны функционировать в единстве, В отсутствие логистической системы, данные компоненты лишь потенциально способны к общей работе.
Проходя материальный поток на макроуровне, от компании к компании, в качестве его структурного элемента могут выступать как непосредственно сами организации, так и транспортные средства, их связывающие.
Главными подсистемами основной логистической системы на микроуровне являются:
1. закупочная подсистема, обеспечивающая вхождение материального потока в логистическую систему.
2. планирование и производственный менеджмент – подсистема, принимающая материальный поток от закупочной подсистемы и занимается его управлением в ходе реализации производственно-технических операций, которые превращают предмет труда в продукт труда.
3. сбытовая подсистема, обеспечивающая выход материального потока из логистической системы [22, С. 51].
Качество различных компонентов логистических систем разное, однако, все они друг с другом совместимы. Данная совместимость обусловлена общей целью, подчиняющей себе работы логистических систем (Приложение 1).
Ключевым фактором логистической системы можно назвать ее свойство оперативного реагирования на изменения рынка, а также учета многих перемен во внешней среде, а именно изменения величины спроса и предложения, выход из строя или поломка оборудования, изменение автодоророждых тарифов и тарифов ж/д, открытие или вывод из строя каких-либо транспортных каналов, изменение ставок по кредитам и займам [8].
Поэтому логистическая системы – это всегда система с обратной связью, т.е. воздействием результатов функционирования системы на характер этого функционирования.
Ввиду таких особенностей все элементы логистических систем представляют собой единую систему, имеющую обратную связь и гибко реагирующую на все происходящее внешние изменения (рис. 2).
Рис. 2. Логистическая система
Источник: [составлено автором на основе данных 1]
Изменение характера логистических операций происходит в процессе работы всей системы под влиянием меняющихся внешних факторов.
Для проектирования и целей изучения, логистические системы можно подразделить на подсистемы, звенья и элементы:
1. В качестве подсистемы рассматривается комплекс элементов и звеньев логистической системы, который выделен согласно оргструктуре предприятия и позволяющий разрешить проблемы логистического администрирования системы в общем и/или управления совокупностью логистических функций в отдельно взятой области деятельности фирмы.
Определение функциональных подсистем непосредственно связывают с областями функционирования логистической деятельности и считают вызванным необходимостью роста уровня управляемости закупочной, производственной, дистрибутивной логистики и целями ее координирования и интегрирования [8].
Можно выделить два ключевых комплекса подсистем логистических операций - функциональный и обеспечивающий.
Менеджментом главных снабженческих, распределительных и производственных логистических функций занимается функциональный комплекс, т.о. выделяют подсистемы управления сбытом, управления закупками и управления производственными процессами.
В обеспечивающий комплекс, как правило, включается финансово-организационная, юридическая и компьютерно-информационная поддержка, а также обеспечение эргономическими и экологическими потребностями логистической деятельности.
Под звеном логистической системы понимается определенный функционально-экономический отдельный объект, который не подлежит последующей
Под звеном логистической системы понимается определенный функционально-экономический отдельный объект, который не подлежит последующей разделению в процессе выполнения установленной задачи изучения или синтеза логистической системы и осуществляющий локальную целевую функцию. Звеньями логистической системы могут быть организации-поставщики, предприятия, занимающиеся производством продукции и их подразделения, предприятия, занимающиеся сбытом, торговлей или являющиеся посредниками, транспортные и банковские (кредитно-финансовые) организации и т. п.[3, c.22].
Логистическая система может состоять из реальных звеньев, которые могут иметь[26, С. 17]:
– разные формы собственности и организационно-правовые формы;
– отличия в целевых установках;
– специфические характеристики в технологически-производственных мощностей, степени концентрации производства, применяемых технологических и потребляемых ресурсов;
– децентрализованность техническо-рудовых ресурсов на большом территориальном пространстве;
– экстерриториальность и значительную мобильность транспортных средств;
– подчиненность итогов деятельности разного рода внешним факторам и граничащим с ними звеньями;
– и др.
Основными типами звеньев логистической системы являются: генерирующие, преобразующие и поглощающие материальные и сопутствующие им информационные и финансовые потоки [3, c. 25]. Нередко бывают смешанные, из выше указанных вариантов, звенья логистической системы, которые скомбинированы в разных сочетаниях. Материальные потоки в звеньях могут быть сведены, разветвлены, раздроблены, содержательно изменены, а также изменены по параметрам и интенсивности.
Выделение звеньев логистической системы в большинстве случаев сопряжено с наличием управления функционально-обособленных, по отношению к основным и сопутствующим потокам подразделений, в структуре организации, а также партнеров и контрагентов в логистической цепи компании. Партнеров и контрагентов приято включать в «три стороны» в логистике компании.
Для предприятия занимающихся выпуском к первой стороне относятся поставщики материальных ресурсов и готовой продукции, второй – потребители готовой продукции и третьей – логистические посредники.
Логистические посредники или сторонняя логистика относится к концепции аутсорсинга логистики и распределения производственной или сервисной фирмы поставщику логистических услуг, чтобы производственная компания могла сосредоточиться на своих основных компетенциях в разработке новых продуктов, их производстве и маркетинге продуктов.
Согласно статистическим данным деятельность по логистике и распределению составляет около 5 % стоимости, тем самым увеличивая конечную стоимость продукта. В дополнение к этому затраты на инвентаризацию составляют около 15% от стоимости продукта. Увеличивать операционная эффективность, необходимо, чтобы фирмы сократили эти затраты, чтобы оставаться конкурентоспособными. Таким образом, производственные фирмы передают эти виды деятельности в аутсортонг, которые в координации с производственными фирмами нуждаются в контроле инвентаризации и снижении затрат [45, c.65].
К сторонним логистические посредники (3PL-провайдеры) поставщики логистических решений и грузоотправители, чьи бизнес-процессы они поддерживают. Компании выбирают 3PL-провайдеры по следующим причинам:
• улучшение стратегической направленности: использование 3PL компаний помогает сосредоточиться на своих основных задачах и повысить удовлетворенность клиентов;
• ограниченность ресурсов;
• снижение затрат: по данным исследований, компании могут сократить свои затраты на управление запасами примерно на 15-30%. Также 3PL-провайдеры вкладывают большие суммы денег в развитие процессов, направленных на достижение логистического превосходства, которые недоступны другим компаниям;
• расширение рынков: аутсорсинг логистической деятельности до 3PL позволяет компании попасть на новые предприятия, новые рынки или новый канал быстро и с ограниченными издержками;
• для более профессионального и научного подхода к логистическим проблемам;
• повышения гибкости: контракт 3PL предусматривает относительно краткосрочные обязательства по сравнению с созданием и поддержанием одних и тех же ресурсов самой компанией, тем самым освобождая ресурсы для других целей.
Звенья логистической системы (подсистемы) в стою очередь состоят из элементов логистической системой. Чаще всего неделимы в рамках поставленной задачи управления логистической системой.
Выделение элемента определено низшим уровнем деления логистической системы и вызывается необходимостью ограничения операции или их комплекса для оптимизации ресурсов, выстраивания модели компании или ее подструктур, разработки моделей бизнес-процессов, закрепленность за операцией определенного исполнителя или АРМ, создания системы учета, контроля и мониторинга логистического плана [3, c. 25].
Упорядоченные элементы (звенья) логистической системы представляют собой логистическую цепь (цепь поставок).
Логистическая цепь – линейно-упорядоченное множество участников логистической системы (поставщиков, посредников перевозчиков и т.д.), осуществляющих доведение конкретной партии продукции до потребителя [47].
В простейшем случае логистическая цепь состоит из поставщика и потребителя. На рисунке 3 представлена логистическая цепь прямой дистрибьюции из производителя/продавца, потребителя/покупателя и логистического посредника-перевозчика.
Рис. 3. Логистическая цепь прямой дистрибьюции
Источник: [составлено автором на основе данных 47]
Разные словари дают разные определения цепи поставок:
Таблица 1
Определения «цепи поставок» в разных словарях
Источник: [составлено автором на основе данных 47, 48]
На основании рассмотренных определений, можно сделать вывод о том, что акцентирование внимания при анализе цепи поставок, как предмета исследования, сделано на том, что организация взаимосвязанной цепочки «поставщик-потребитель» должна быть направлена на выполнение поставленной цели. При том не накладывают условия на линейный порядок звеньев цепи поставки.
Некоторые российские авторы-исследователи логистических процессов определяю цепь поставок в качестве множества звеньев логистической системы, которое упорядочено по главному и/или сопутствующему потоку согласно параметрическим характеристикам заказа конечного потребителя в функциональной сфере логистического процесса или канала.
Обычно цепи поставок проектируются в самостоятельной функциональной логистической области. При том, цепь поставок, в снабженческой области взаимосвязывает отдельно взятого поставщика с центральной компанией; в производственной области цепь поставок можно рассмотреть в качестве набора производственных звеньев логистической системы, которые проводят потоки товарно-материальных ресурсов до складов компании-изготовителя; в дистрибутивной области цепь поставок взаимосвязывает производителя/поставщика готовой продукции с конечной точкой продаж.
При том для каждой функциональной логистической области изначальным показателем создания цепи поставок является потребительский заказ. В логистической цепи, т. е. цепи, по которой проходят товарно-информационные потоки от поставщика до потребителя, выделяют следующие ключевые звенья:
-закупка и поставка материалов, сырья и полуфабрикатов;
-хранение продукции и сырья;
-производство товаров;
-распределение, включая отправку товаров со склада готовой продукции;
-потребление готовой продукции.
В любое звено цепи поставок включаются элементы, которые в комплексе составляют материальную базу логистического процесса предприятия: транспортные средства и их обустройство, складское хозяйство, средства связи и управления. Логистическая система включает также кадры, т. е. сотрудников, выполняющих весь алгоритм операций и руководят системой в общем. Схему развернутой цепи поставок рассмотрим на рисунке 4.
Рис.4. Развернутая логистическая цепь
Источник: [составлено автором на основе данных 31]
Создание цепи поставок осуществляют посредством юридического слияния и поглощения организаций. Создание подобной цепи может осуществляться и при помощи добровольного взаимодействия разных отделов, подразделений и организаций, что оформлено в организационно-юридическом порядке.
Цепи поставок стараются создать, соблюдая модульный принцип менеджмента. При том, следует учесть два, на первый взгляд, исключающих друг друга принципа: первый принцип – сотрудничества, второй - конкуренции. Тут появляется возможность применять свободные ресурсы участников цепи поставок для сглаживания колебаний обстоятельств макросреды. Гибкость сформированной цепи поставок дает возможность специализированным разовыми поставками (через сформированную при том сеть каналов распределения и транспортировки) сгладить пики потребления. Неизбежные риски при том значительно понижаются.
Коммуникативно-информационные связи между отдельно взятыми элементами цепи поставок реализуются с помощью совокупности современных средств обработки и передачи информации. Как правило, это автоматизированные системы сбора и обработки информации. Для их формирования используются локальные вычислительные сети, в которых обеспечивают сквозную передачу и обработку информации и двусторонний выход на внешние сети. Формирование и изучение цепей поставок, которые сформированы по информационно-финансовым потокам, обладает существенной ролью на практике, поскольку движение материально-товарных ресурсов не является синхронным, т. е. не совмещается с относящимися к ним потоками информации и денежных средств.
Проблемы, которые возникают вследствие несинхронности потоков, сильно усложняют принятие результативных логистических решений и нуждаются в постоянном контроле.
«Исходя из потребностей управления логистические системы можно классифицировать по следующим признакам:
– объект управления;
– отраслевая специализация компании;
– сектор (платформа) бизнеса;
– уровень бизнеса (концентрация капитала и мощности фирмы)»[3].
Логистические системы можно разделить на две крупные группы: микрологистические и макрологистические системы, подробно рассмотренные в Приложении 2.
Микрологистические системы относят, в основном, к конкретной бизнес-организации, к примеру, к компании-производителю товарной продукции (товарного ассортимента), и считают их предназначенными для менеджмента и оптимизации материальных и взаимосвязанных с ними материальных и коммуникационных потоков в ходе производственного, дистрибутивного или сбытового процессов. Предназначение этой системы не получение прибыли или достижение определенных организационных целей, она создается на территориальном уровне для разрешения социально-экономических, инвестиционно-экологических и подобных задач.
У макрологистических систем ключевые цели могут различаться с микрологистическими. Критериями оптимизации деятельности компаний могут быть: наибольший объем продаж товарной продукции, расширение рыночной доли, сохранение лидирующих позиций на сбытовом рынке, наибольший размер курсовой стоимости акций и т. п. Неизменным условием при этом является удовлетворение потребительских запросов относительно качества товаров и услуг, производственных сроков и уровня логистического сервиса.
Принято выделять три варианта макрологистических инфраструктур:
1. Макрологистические системы с прямыми связями. В таких логистических системах материальный поток движется от поставщиков сырья и других необходимых компонентов к производителю, а от него к потребителям без посредников.
2. Эшелонированная макрологистическая система. В таких логистических системах материальные потоки от поставщиков сырья и других компонентов движутся к производителю, а от него – к потребителям через посредников.
3. Макрологистическая система с гибкой связью. В таких логистических системах движение материальных потоков от поставщиков сырья и других необходимых компонентов к производителю, а от него к потребителю может осуществляться непосредственно либо через посредников.
Логистические бизнес-процессы относятся к классу основных (обеспечение производства) и вспомогательных (обслуживание). Их регламентация и оптимизация позволяют структурировать управление логистическим сервисом, определяют зоны ответственности, распределяют ресурсы и порядок взаимодействия исполнителей. Уточненное определение логистических услуг предлагается с позиции процессного подхода к управлению. Для поддержания высокой эффективности работы предприятий в глобальной бизнес-среде их бизнес-процессы нуждаются в оптимизации, непрерывном совершенствовании и изменении. Применение соответствующих методов управления позволяет повысить обоснованность принимаемых решений при совершенствовании логистических бизнес- процессов.
1.2. Формирование логистической системы при выходе на международные рынки
Международная логистика отличается от внутренней, так как речь идет не только об изменении мест доставки товаров. Отличия международной логистики от внутренней представлено на рисунке 5.
Рис.5. Отличия международной логистики от внутренней
Источник: [составлено автором на основе данных 3, с.20]
Создание в рамках мировой экономики глобальных логистических систем стало важнейшим явлением на международном рынке. К таким системам можно отнести межгосударственные системы, которые формируются на уровне разных стран, а иногда и континентов.
Глобализационные процессы мировой экономики подтолкнули к созданию международных стандартов деятельности логистических систем. Разрешение проблем, связанных с установлением требуемого стандарта обслуживания клиентов должно обеспечиваться посредством ориентации логистического сервиса на выполнение ключевых показателей основного уровня: доступности, функциональности и надежности. Высокие стандарты базового логистического обслуживания сложились благодаря глобализации мировой экономики, выходу на международные рынки крупнейших провайдеров логистики, способных обеспечить обслуживание пользователей доступным, надежным и функциональным сервисом, построивших логистические системы, охватывающие большинство направлений и маршрутов международной торговли.
На практике большинство компаний ведут активный поиск новых каналов распределения, строятся логистические центры, уделяя особое внимание вопросам качества и скорости доставки, посредством создания представительств за рубежом с целью повышения контроля за потоками и процессами управления всей логистической системой. Процесс выбора способов и практической организации данной системы в соответствии с актуальными потребностями внешнего, «нового», рынка является для компаний, безусловно, задачей не из простых, методика решения которой сложна, как сложна и задача совершенствования самой сбытовой деятельности за рубежом. На сегодняшний день в международной логистике невозможно обойтись без анализа мировых тенденций развития бизнеса, без признания необходимости сосуществования в бизнесе различных культур и разных подходов к принятию управленческих решений, чаще всего последние и влияют на успех в выходе на новые рынки. Для конкурентной работы за рубежом отечественным предприятиям необходимо изучать механизм деятельности фирм на мировом рынке, владеть большим объемом информации, а нередко разбираться с барьерами выхода на него. Под барьерами понимаются любые факторы и обстоятельства правового, политического, экономического и социокультурного характера, которые препятствуют появлению новых игроков на данном рынке.
Далее рассмотрим основные современные тенденции развития бизнеса. Ими являются жесткая ориентация на потребительский спрос – кастомизация и проведение инновационной сбытовой политики в рамках международной логистики сбыта, что в свою очередь обеспечивает наиболее эффективную организацию распределения производимой продукции.
Включение маркетинга в процесс международной распределительной логистики в качестве его составной части может послужить одним из наиболее эффективных путей совершенствования сбытовой деятельности. При этом цели предприятий в международной сбытовой деятельности могут быть определены рядом общих задач сбыта, а именно: выбором рациональных каналов распределения товаров с ориентацией на удержание и расширение рынков сбыта, минимизацией совокупных затрат в логистическом цикле товара, включая расходы по потребительскому сервису.
Однако нынешний уровень использования инструментов международного маркетинга отечественными предприятиями вряд ли можно признать удовлетворительным: компании переносят акценты с систематической разработки долгосрочной стратегии в завоевании зарубежных рынков на отдельные мероприятия текущего характера по расширению внешнеэкономических связей и точечному симулированию сбыта; отсутствуют четко налаженные алгоритмы стратегического управления международной деятельностью, предусматривающие разработку целостных программ и проектов продвижения продукции даже на основе выявления экспортного потенциала предприятия [9].
Существует много способов выполнения компаниями международных операций:
- Франчайзинг - приобретение стороной (франчайзи) лицензии(франшизы), обеспечивающей доступ к патентам, процессам и товарным знакам бизнеса (франчайзера), с целью продавать продукт или предоставлять услугу в соответствии с название компании на территории отличной от территории франчайзера. В обмен на получение франшизы франчайзи обычно выплачивает франчайзеру первоначальный взнос и годовые лицензионные сборы.
- Экспорт - выпуск и продажа готовой продукции ее дистрибьютору, действующему на иностранном рынке.
- Создание местной распределительной сети (сеть-магазинов) - создание распределительной сети на иностранном рынке под определенным брендом .
- Экспорт деталей, запасных частей, их сборка и окончательная доводка на местах - выпуск большей части продукции на предприятиях внутри страны, открытие на иностранных рынках дополнительных предприятий для окончательного доказательства или составления готовой продукции, например, работа мировых автомобильных производителей в странах Восточной Европы и СНГ.