Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Правотворчество как юридический процесс.

irina_k20 372 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 31 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.06.2020
Объектом курсовой работы является правотворчество. Предмет исследования - сущность, принципы, виды правотворчества, а также специфический особенности правотворческого процесса в Российской Федерации. Цель работы состоит в комплексном исследовании института правотворчества как юридической деятельности. Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи: - рассмотреть понятие правообразования и факторы, влияющие на правообразование; - охарактеризовать понятие и значение правотворчества; - выявить виды правотворчества; - исследовать принципы правотворчества. Теоретической основой исследования послужили законодательные акты РФ, прежде всего Конституция РФ, интернет источники, посвященные обзору нормативных актов, а также научные работы таких российских ученых, как: Алешкова Н.П., Аминов И.Р., Бондаренко О.В., Дербина А.В., Каминская Е.А, Мазуренко А.П., Синюков С.В. и др. Методологическую основу исследования составляет теория познания, ее всеобщий метод материалистической диалектики. В качестве общенаучных методов исследования применялись: формально-логический и системный методы научного познания, описание, наблюдение, сравнение, анализ и синтез. Структура курсовой работы обусловлена целями и характером исследования. Она состоит из введения, трех глав с подпунктами, заключения и списка использованной литературы.
Введение

Правотворчество как юридическая категория не имеет законодательного определении. В науке нет единства мнений нее понимании. Одни авторы считают, что правотворчество представляет собой деятельность государственных органов по принятию, изменению и отмене правовых норм . Другие применяют широкий подход в понимании правотворчества. Так, кандидат юридических наук С. В. Синюков рассматривает правотворчество как многоаспектный институт современного правового регулирования, который имеет сложную разноуровневую организацию, включающую элементы правообразования, нормообразования, законотворчества, правореализации и правосознания . В юридической литературе высказаны и другие позиции в понимании правотворчества. По мнению кандидата юридических наук О. В. Попова правотворчество – «это завершающая стадия формирования права, когда к объективному процессу подключается государство, переводя процесс формирования права в государственную деятельность по созданию правовых норм» . Наличие многообразия авторских позиций в определении правотворчества вытекает не только из сложности социально-правового явления, которое оно характеризует, но из-за отсутствия четкого разграничения между правотворчеством как юридической категорией и правотворчеством как правовым институтом. Совершенствование законодательства осуществляется в процессе его применения под воздействием правоприменительной практики и отраслевой юридической науки. Это свидетельствует о том, что правотворчество в Российской Федерации формируется на основе проб и ошибок, что заведомо предопределяет нестабильность правовых норм, их оторванность от реальной потребности в регулировании общественных отношений. А если учесть, что правотворческий процесс находится к тому же под постоянным давлением парламентского лобби, то становится очевидным: несовершенство нашего законодательства является серьезной проблемой в развитии органов государственной власти, экономики, демократии и социальной структуры общества.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. ПРАВОТВОРЧЕСТВО И ПРАВООБРАЗОВАНИЕ 5 1.1. Понятие правообразования. Факторы, влияющие на правообразование 5 1.2. Понятие и значение правотворчества 7 Глава 2. ВИДЫ И ПРИНЦИПЫ ПРАВОТВОРЧЕСТВА 12 2.1. Виды правотворчества 12 2.2. Принципы правотворческой деятельности 14 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
Список литературы

Нормативные правовые акты 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изм. от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. №31. Ст. 4398. 2. Постановление Правительства РФ от 11.11.2005 N 679 (ред. от 16.05.2011) "О Порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)" // "Собрание законодательства РФ", 21.11.2005, N 47, ст. 4933. 3. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 313 (ред. от 17.02.2018) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)" // "Собрание законодательства РФ", 05.05.2014, N 18 (часть II), ст. 2159. Научная литература 4. Баранова М.В. Опережающее правотворчество в правовой системе современности // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2016. № 1 (108). С. 43-45. 5. Бондаренко О.В. Судебная практика и уголовное правотворчество: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013. С. 13; Власенко Н.А. Разумность, право, правотворчество, выступление на круглом столе // Юридическая техника. 2012. № 6. С. 121 - 123. 6. Бондарь Н.С., Фадеев В.И., Комарова В.В. и др. Стратегии правового развития России: Коллективная монография / Под ред. О.Ю. Рыбакова. - М., 2015. С. 24. 7. Дербина А.В. Правосознание как элемент правовой позиции субъектов правотворчества: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Самара, 2013. С. 16. 8. Кашанина Т. В. Юридическая техника: учебник. 2-e изд., пересмотр. М., 2015. 496 с.; 9. Кич И.С. Правотворчество – начало «жизни» права // Очерки новейшей камералистики. 2016. № 4. С. 41-44. 10. Лазарев В.В. Проблемы общей теории jus: Учебник для мaгистрaнтов юридических вузов. - М.: Норма: Инфра-м, 2014. С. 254. 11. Липень С.В. Идеи правотворчества и правореализации в политико-правовой мысли России XIX - начала XX в.: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2013. С. 8. 12. Любашиц В.Я. Социальное государство как правовой институт: проблемы теории // Вопросы современной юриспруденции. - 2013. - №31. - С. 126. 13. Малько А.В. Теория государства и права. Элементарный курс: учебное пособие / А.В. Малько, В.В. Нырков, К.В. Шундиков. — 5-е изд., стер. — М.: Кнорус, 2015. 14. Мартьянов Г.А. Теория и методика оптимизации участия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации в федеральном законотворческом процессе: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2016. С. 14. 15. Матвеева М.А. Правотворчество как юридическая деятельность: проблемы теоретического осмысления // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2016. № 5 (57). С. 191-201. 16. Нормотворческая юридическая техника / под ред. Н. А. Власенко. М., 2013. 312 с.; 17. Павлушкин А.В., Павловский А.С. Современное правотворчество: новые возможности для общества и государства // Журнал российского права. 2015. № 3 (219). С. 146-154. 18. Радько Т.Н., Лазарев В.В., Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник для бакалавров - "Проспект", 2016. С. 363. 19. Семенова О. В. Место и роль правоприменения в механизме правового регулирования // Актуальные проблемы права и правоприменительной деятельности на современном этапе: Материалы Международной научно-практической конференции, 17–18 сентября 2015 г. / Под общ. ред. В. А. Сосова. Краснодар, 2015. С. 558. 20. Семенова О. В. Механизм правового регулирования современного государства: место и функциональные связи правоприменения // Актуальные проблемы юридической науки, практики и высшего образования: Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции 25 ноября 2015 г.: В 2 т. Т. 1: Актуальные проблемы национальной безопасности Российской Федерации на современном этапе. СПб., 2015. С. 209. 21. Семенова О. В., Егоршина О. П. К вопросу о соотношении права и закона // История государства и права. 2013. № 6. С. 9. 22. Сенякин И. Н. Фундаментальное исследование вопросов юридической техники // Журнал российского права. 2013. № 1. С. 121—127. 23. Синюков С. В. Механизм правотворчества. Автореф. дисс.... канд. юрид. наук. Саратов, 2013. С. 8. 24. Степаненко Р.Ф. Социально-психологические и юридические механизмы детерминации правовой маргинальности. // Государство и право. - 2016. - № 5. - С. 35-45.
Отрывок из работы

Глава 1. ПРАВОТВОРЧЕСТВО И ПРАВООБРАЗОВАНИЕ 1.1. Понятие правообразования. Факторы, влияющие на правообразование Правообразование - это исторический, перманентный процесс, носящий объективный характер и идущий от возникновения интересов и потребностей человека в правовом регулировании к первоначальному зарождению норм права в недрах общественных отношений и до их закрепления в законе. Еще до стадии законотворчества вполне могут сложиться объективные правила, которыми начинают руководствоваться люди в своей жизнедеятельности. Эти правила должны получить признание в обществе и только потом стать нормами, которые признаются государством и далее закрепляются законодателем в нормативно-правовых актах как общеобязательные. Как отмечает профессор В.В. Лазарев, в данном контексте правотворчество является завершающим процессом правообразования . Правообразовательные процессы обусловливаются, в первую очередь, процедурностью и процессуальностью формирования и становления государства, а также построением необходимых стратегий правообразовательной политики. Таким образом, формирование права и правообразовательная политика - это осуществляемый под воздействием разнообразных факторов общественного развития процесс, получающий свою легитимизацию в правовых идеях и нормах, в общесоциальном и правотворческом формулировании законодательных норм, обеспечивающих согласованность общественных отношений. Современное теоретическое правоведение объясняет необходимость модернизации подходов к познанию и совершенствованию правообразовательных механизмов, определению приоритетов личности, защите и соблюдению ее конституционных прав и обязанностей, решения которых возможны при осуществлении правовой правотворческой политики, в которой основным началом является право как правда и справедливость, которая вне человека, его интересов, а также интегрированных интересов общества не обладает гуманистическим содержанием и вряд ли имеет право на существование, справедливо отмечает профессор О.Ю. Рыбаков . На стадии правообразования действуют факторы естественные и социальные, объективные и субъективные, постоянные и временные, устойчивые и неустойчивые, важные и неважные, благоприятные и неблагоприятные. В обществе в числе наиболее ощутимых факторов, предопределяющих образование правовых новаций, являются закономерности природы, географические условия, в которых находится население, а также условия экономические, технические, демографические, нравственные, религиозные, культурные, политические, юридические. Непосредственно же новое в праве предопределяется правосознанием участников конкретных отношений. Возникновение правовой новации сопряжено, во-первых, с жизненно необходимой потребностью решить какой-то вопрос юридически; во-вторых, с наличием пробела в законодательстве; в-третьих, с наличием субъектов, которые вправе образовывать правовую новацию. Субъектами создания правовых новаций на этапе правообразования являются физические и образованные ими юридические лица. Научно обосновано, что результаты правообразовательного процесса определяются типом социального взаимодействия. Социальная биполярность правовой жизни (конфликт и сотрудничество) влияет на характер правового регулирования. «Разрешительный» тип правового регулирования, императивный метод есть закономерное следствие возникновения конфликтных отношений в социуме. В свою очередь, «общедозволительная направленность» правового воздействия, диспозитивный метод - это правовые формы, объективно выражающие тип отношений социального сотрудничества, солидарности и партнерства. На этой основе в исследованиях современного теоретического правоведения вырабатываются такие относительно новые понятия правовой теории, как «конфликтное право» и «право сотрудничества». Для первого характерны императивные начала, оно строится на использовании негативных (ограничивающих) правовых средств; для второго - диспозитивные начала с привлечением стимулирующих (позитивных) правовых средств . Наиболее важным этапом в процессе правообразования является легитимизация или же формализация уже сложившихся под влиянием множества социальных факторов правил, предшествующих нормам права. При условии их формальной определенности в последующем применении они обретают обязательный для исполнения характер, став основой дефиниции «правомерного» и «неправомерного» действия в контексте установления сбалансированных отношений между индивидами или определенными общностями. Так или иначе, правообразующим фактором является все-таки необходимость правового регулирования именно человеческого поведения, которое согласуется с исторически сложившимися и одобряемыми обществом образцами должного поведения и образа жизни. Здесь необходимо учитывать и моральные, и социально-психологические аспекты, располагающие либо к социально-адаптивному, или же, наоборот, отчужденному и неадаптированному (маргинальному) поведению . 1.2. Понятие и значение правотворчества Возникновение государства как особой социальной организации предопределило необходимость его воздействия на общественные процессы различными средствами и методами. Одним из важнейших таких средств упорядочения общественных отношений является право. Но прежде, чем право начнет регулировать общественные отношения, его необходимо создать, а затем поддерживать в «рабочем» состоянии. Процесс создания правовых норм уполномоченными на то государством субъектами охватывается в юридической науке и практике понятием «правотворчество». Как справедливо отмечается в юридической литературе, «правотворчество – важнейший показатель государственной деятельности, его монопольное право. Не случайно в последнее время в качестве основных признаков государства, отличающих его от других социальных организаций, называют правотворчество, т. е. право издавать законы» . Вместе с тем, нельзя чрезмерно преувеличивать значение государства в создании права. Вряд ли возможно согласиться с представителями юридического позитивизма, утверждавшими, что право – это «агрегат правил, установленных политическим руководителем или сувереном» , либо «приказ Верховной политической власти государства» . Несмотря на то, что общепризнанным является тот факт, что правотворческая деятельность государства дает начало жизни большинству юридических норм, нельзя утверждать, что с нее начинается процесс формирования права. В юридической литературе для описания процесса формирования правовых норм используются понятия «правотворчество», «законотворчество», «нормотворчество», «правообразование». Данные категории не являются тождественными, хотя и тесно связаны друг с другом. Выявление их соотношения позволяет проникнуть в суть процесса формирования права. «Правообразование» – наиболее емкая категория, охватывающая весь процесс возникновения и формирования права под влиянием объективных потребностей общества в нем. Правообразование – процесс сложный и длительный, начинающийся в недрах общества в процессе коммуникации людей, в ходе которой складываются определенные закономерности общественных отношений и завершающийся закреплением этих закономерностей государством в официальных источниках права. Поэтому совершенно справедливо утверждение в соответствии с которым «субъективной деятельности законодателя предшествуют объективные процессы правообразования» . Правотворчество – составная часть правообразования (его этап), в рамках которого посредством сознательной волевой деятельности людей правовые предписания формулируются и закрепляются в различных официальных источниках. Это всегда творческая деятельность людей (компетентных субъектов), обусловленная государственным волеизъявлением. Данная деятельность начинается с момента осознания государством значимости и важности сложившихся (складывающихся) в обществе определенных общественных отношений и необходимости их упорядочения посредством особого социального регулятора – права. При этом в процессе закрепления воли в тех или иных правовых предписаниях государство может фактически закрепить сложившийся (складывающийся) в обществе вариант поведения, ограничить данный вариант поведения, либо запретить его. В юридической литературе указывается, что в силу разных причин государственное волеизъявление может не согласовываться с общественной закономерностью и заявлять о себе вопреки ей . Ученые особенно обращают внимание на эту проблему при исследовании проблем правового государства, когда констатируют несоответствие закона праву, утверждая, что законодатель возводит в закон свой произвол . Поэтому, несмотря на то, что «правотворчество представляет собой управленческую деятельность – одну из разновидностей социального управления» и олицетворяет собой общее правовое регулирование , оно не должно осуществляться в отрыве от закономерностей общественного развития и должно опираться на них. Говоря о соотношении понятий «правотворчество» и «законотворчество» следует отметить, что понятие «правотворчество» шире понятия «законотворчество», поскольку первое – характеризует нормотворческую деятельность всех органов государственной власти, связанную с разработкой, принятием и внедрением в жизнь правовых предписаний различной юридической силы – законов и подзаконных нормативных правовых актов; второе – охватывает собой лишь деятельность законодательных органов, направленную на разработку, принятие и внедрение в жизнь актов высшей юридической силы – законов. В свою очередь термин «нормотворчество» охватывает деятельность по формированию различных правил поведения людей в обществе – социальных норм (морали, традиций, обычаев, религии, этикета, корпоративных норм, в т.ч. и правовых норм). Данному термину в литературе зачастую придают «узкий» смысл, подразумевая собственно «правотворчество». С учетом изложенного, можно заключить, что правотворчество представляет собой завершающую процесс правообразования деятельность уполномоченных на то государством субъектов, связанную с разработкой, принятием и юридическим закреплением в официальных источниках предписаний правовых норм. Правотворчество входит в число юридических категорий, которые имеют в равной мере научное и практическое значение. Его надлежащая организация - главное условие качества и эффективности итогов правотворчества - законодательных и подзаконных актов. Главным образом перед законодателем при правотворчестве всегда стоит задача максимально точного отображения в законодательных правовых предписаниях явлений общественной жизни и корректного реагирования на образующиеся проблемные ситуации. Сущность и роль правотворчества заключается в том, чтобы выявить такой вариант регулирования, юридического декларирования, который бы наилучшим образом отвечал интересам и целям граждан и законодателя, всячески помогал прогрессу социума. При этом необходим учет закономерностей развития общества, положительных объективных и субъективных условий для принятия и применения законодательных актов, а также выбор подходящей правовой формы государственного решения (закон, указ, постановление, билль, статут, регламент и пр.) . Целесообразно обозначить, что ключевым импульсом к принятию правового акта или другого законодательного акта служит социально значимая проблема, острая общественная ситуация, нерешенный вопрос, который имеет значение для большого числа граждан, для страны в целом. Таким образом, правотворчество представляет собой одно из ключевых направлений работы любого государства. Это специфическая, требующая особых знаний и умений интеллектуальная деятельность, связанная с созданием или изменением существующих в государстве правовых норм, строящаяся на определенных принципах. По результатам правотворческой работы - законам и иным нормативным актам - судят о государстве в целом, степени его демократичности, цивилизованности, культурности. ? Глава 2. ВИДЫ И ПРИНЦИПЫ ПРАВОТВОРЧЕСТВА 2.1. Виды правотворчества Виды и стадии правотворчества являются взаимосвязанными понятиями. Попытаемся разъяснить суть классификации процесса правотворчества. В правотворческом процессе участвуют субъекты с различным правовым статусом в рамках установленных для них процессуальных норм (процедур), предусмотренных не только Конституцией РФ, но и регламентами, уставами и законодательными актами. При этом множественность нормативно-правовых актов создает трудности в их качественной реализации, так как они недостаточно систематизированы, допускают пробелы в регулировании правотворчества, а правовое регулирование корпоративных, общественных и производственных организаций зачастую осуществляется в отрыве от общероссийского и регионального законодательства. В юридической литературе правотворчество в зависимости от субъектов подразделяется на такие виды: 1)непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдумов (всенародное голосование по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни); 2)правотворчество государственных органов (Государственная Дума, Правительство РФ); 3)правотворчество уполномоченных Конституцией РФ и законами должностных лиц государства (Президента РФ, министров); 4)правотворчество органов местного самоуправления; 5)правотворчество общественных организаций (например, профсоюза); 6) корпоративное правотворчество . Относительной новеллой в нормативном полисе Российской Федерации является правотворчества общественных организаций, таких как профсоюзы. С одной стороны, их возможность выдавать свои акты – это нонсенс. Так как подобная вольность идет вразрез с доктриной любой правовой системы. С другой стороны, общественные организации можно отождествить с теми же учреждениями, которые выдают локальные акты в пределах своей компетенции. Существует также пример иной классификации видов правотворческого процесса. Например, все виды можно разделить между собой на основе значимости для общества и государства.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 28 страниц
336 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 29 страниц
348 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 34 страницы
408 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 32 страницы
1700 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 29 страниц
348 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 29 страниц
348 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg