ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ.
1.1. Значение эмоций в жизнедеятельности личности.
Эмоции (франц. emotion, от лат. emovere — возбуждать, волновать) - психические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охтывaющие все виды чувствований и переживаний человека — от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радости и социального жизнеощущения.
По определению С. Л. Рубинштейна, эмоции – это психическая представленность (отражение) в форме непосредственного переживания отношения явлений к ситуаций к потребностям.
Основными характеристиками эмоций являются:
1. Выражение состояния субъекта и отношения к объекту.
2. Полярность (амбивалентность) эмоций.
3. Взаимообусловленность эмоций и деятельности.
4. Связь эмоций с мотивационно – потребностной сферой личности.
Эмоциями называются специфические переживания человека, связанные с его потребностями, интересами, с процессом их удовлетворения, окрашенные в приятные или неприятные тона. Эмоции представляют собой психологические состояния человека, возникающие у него в зависимости от того, как он себя физически и психологически чувствует в данный момент, а также в зависимости от того, как идет процесс удовлетворения, насколько полно удовлетворяются его потребности и интересы. Поскольку человек находится под влиянием некоторых актуальных потребностей и интересов, то в каждый момент времени он находится в том или ином эмоциональном состоянии. Иными словами, эмоции как специфические переживания характеризуют жизнь в целом и все процессы, связанные с ее сохрaнением и развитием.
К эмоциям относятся, например, переживания голода, жажды, удовольствия, неудовольствия, страха, гнева, печали, радости, а также многочисленные и разнообразные чувства, которые человек может испытывать по разным поводам и в различных жизненных ситуациях. Эмоциональные состояния достаточно динaмичны, они меняются время от времени, переходят одно в другое, иногда — в свою прямую противоположность. Например, радость может смениться печалью, страх — гневом, удовольствие — неудовольствием. Динамика эмоциональных состояний зависит от динамики потребностей и интересов, с которыми эти состояния связаны.
У человекa имеются следующие основные виды эмоций: настроения, простейшие или биологические эмоции, аффекты, чувства, страсти, стрессы.
Роль, которую играют в жизни человека все без исключения эмоции, и дифференцированно, оценивая ту частную роль, которую выполняют отдельные разновидности эмоций. В дaнном случае мы поступим следующим образом: выделим общие функции эмоций, но, раскрывая каждую из них в отдельности, будем в качестве примеров реализации данной функции ссылаться на отдельные разновидности эмоций.
В.К. Вилюнас в работе «Основные проблемы психологической теории эмоций» выделяет основные функции эмоций:
1) Экспрессивная функция – данная функция эмоций отвечает за влияние эмоциональной сферы собственно на коммуникацию человека.
2) Отражательно-оценочная функция. Эмоция может рассмaтриваться как обобщенная оценка ситуации. Так, эмоция страха развивается при недостатке сведений, необходимых для защиты, как ожидания и предсказания неудачи при совершении действия, которое должно быть выполнено в данных условиях.
3) Сигнaльная (информационная) функция эмоций. Эмоции также сигнализируют о значимости происходящего для человека: более значимое вызывает более сильные эмоции. Особенность эмоций состоит в том, что они отражают отношения между мотивами (потребностями) и успехом или возможностью успешной реализации отвечающей им деятельности субъекта. По Леонтьеву, эмоции поставляют нам информацию «зачем и ради чего мы это делаем?» (отношение результата и мотива).
4) Коммуникативная. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации являются «языком человеческих чувств» и позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к явлениям, объектам и т.д. Эмоциональные связи являются основой межличностных взаимоотношений.
5) Мотивационная. Эмоции играют заметную роль на всех этапах мотивaционного процесса: при оценке значимости внешнего раздражителя, при сигнализации о возникшей потребности и оценке ее значимости, при прогнозировании возможности удовлетворения потребности, при выборе цели.
6) Регулирующая. Эмоции влияют на направление и осуществление деятельности субъекта. Возникновение того или иного эмоционального отношения к объекту, предмету, явлению влияет на мотивацию на всех этапах протекания деятельности. Оценивая ход и результат деятельности, эмоции придают субъективную окраску происходящему вокруг нас и в нaс самих. Это значит, что на одно и то же событие разные люди могут эмоционально реагировать различно.
7) Предохранительная (защитная). Такое сильное эмоциональное переживание, как страх, предупреждает человека о реальной или мнимой опасности, способствуя тем самым лучшему продумыванию возникшей ситуации, более тщательному определению вероятности достижения успеха или неудачи. Тем самым страх защищает человека от неприятных последствий, а возможно, и от гибели.
Знaчение эмоций в жизни человека, в его деятельности, социальном развитии очень высоко. В любой ситуaции мы воспринимаем окружающее на нас воздействие, оцениваем его.
Это восприятие сопровождается определенными реакциями на происходящее. С. Л. Рубинштейн в седьмой главе «Основ общей психологии» пишет: «Человек как субъект практической и теоретической деятельности, который познает и изменяет мир, не является ни бесстрастным созерцателем того, что происходит вокруг него, ни таким же бесстрастным автоматом, производящим те или иные действия наподобие хорошо слаженной машины... Он переживает то, что с ним происходит и им же совершается: он относится определенным образом к тому, что его окружает. Переживание этого отношения человека к окружающему составляет сферу чувств и эмоций»[10, с 718 -720].
Человек является безусловно пристрастным ко всему, с чем он сталкивается в процессе всей своей жизни, С. Л. Рубинштейн подчеркивает, что без эмоциональных переживаний не мыслим ни один активный шаг, ни одно решение. Конкретные действия и поступки зависят не только от ситуации, но и в большей мере от внутренних эмоциональных явлений.
Подчеркивая объективную сущность эмоций и чувств в результате воздействия окружающей действительности, необходимо иметь в виду, что это воздействие может проявляться в бесчисленных конкретных вариантах, в том числе нашей внутренней психической деятельности, в процессе воспоминаний и представлений, воображения и мышления и т. д. Различные эмоциональные состояния нередко возникают под влиянием необъяснимых на первый взгляд причин, в результате интуитивных, инстинктивных и других неосознанных реакций.
Эмоции и чувства выражаются в переживании человеком своего отношения к себе и окружающему миру, ко всему, что он делает, думает, к чему готовится. Познавая окружающую действительность, человек, так или иначе, относится к предметам и явлениям. Таким образом, эмоции – это отражение отношения предметов и явлений к потребностям и мотивам человеческой деятельности.
1.2. Эмоциональное развитие личности как психологический феномен.
Проблема эмоционального развития личности является в психологии одной из самых сложных и малоизученных. В настоящее время не существует целостной концепции развития эмоциональной сферы личности. Существуют противоречивые мнения относительно данной проблемы. Ряд психологов (К. Изард, X. Остер, П. Экман) считают, что эмоциональная система является врожденной и самой зрелой по сравнению с другими субсистемами личности. Это связано с функциональным значением этой системы, которая обслуживает большое число жизненно важных функций. Так, К. Изард пишет: «Качество отдельно взятого эмоционального переживания остается неизменным на протяжении всей человеческой жизни, однако причины, его вызывающие, и его последствия зависят от степени зрелости индивида» [3, с. 257]. Необходимо отметить, что положение об адаптивной функции эмоций является ключевым моментом для теории Изарда, которая дает представление об их развитии. Процесс возникновения и развития эмоций подчиняется биологическим закономерностям и развертывается по мере того, как эмоции приобретают адаптивную функцию в жизни ребенка и необходимые интеллектуальные предпосылки. Теория дифференциальных эмоций рассматривает эмоциональное переживание как целое, не разложимое на единицы, и предполагает изначальное соответствие между эмоциональным состоянием и экспрессией.
По существу, концепция Изарда представляет собой биологическую модель развития эмоций, которая исторически исходит из Дарвиновской точки зрения о том, что эмоциональная экспрессия имеет адаптивное значение в жизни организма и в связи с этим запрограммирована в специфических биологических структурах. Биологическая интерпретация эмоций предполагает жесткую связь между различными компонентами эмоций, в частности, между стимулами и эмоциональными состояниями, между эмоциональными состояниями и эмоциональной экспрессией, между эмоциональными состояниями и переживаниями.
Однако необходимо отметить, что в концепции Изарда предпринимается попытка преодоления ограниченности биологической модели развития эмоций. В частности, он пишет: «По мере развития человек научается различным реакциям на переживание эмоций», а точнее, «усложненной модификации одного и того же типа реакции»[3, с. 260].
Другая точка зрения заключается в том, что эмоциональная сфера человека, как и все психические процессы, развивается. Л. С. Рубинштейн выделяет три уровня эмоциональной жизни человека.
Первый уровень — элементарные физические чувствования, связанные с органическими потребностями: удовольствием, неудовольствием и т. п. Эти эмоциональные реакции носят беспредметный характер.
Второй, более высокий, уровень, составляют предметные чувства, «соответствующие предметному восприятию и предметному действию». Этот уровень характеризуется более высокой степенью осознанности. Интеллектуальные компоненты входят в него как составная часть эмоций.
И, наконец, третий уровень — это мировоззренческие чувства: нравственные, интеллектуальные, эстетические, религиозные.
Очевидно, что второй и третий уровни эмоциональной сферы — продукты воспитания, а не врожденные. С. Л Рубинштейн утверждал: «Эмоциональное развитие человека проходит ... путь, аналогичный пути его интеллектуального развития: чувство, как и мысль ребенка, сначала поглощено непосредственно данным; лишь на определенном уровне развития оно высвобождается от непосредственного окружения родных, близких, в котором ребенок рос, и начинает сознательно направляться за пределы этого узкого окружения. Заодно с перемещением эмоций единичных и частных объектов в область общего и абстрактного происходит другой, не менее показательный, сдвиг — чувство становиться избирательным» [10, с. 720].
Интересной представляется нам теория эмоционального развития М.Люиса. В рамках этой теории реализуется структурный подход, согласно которому эмоция рассматривается как процесс, состоящий из отдельных звеньев в совокупности их связей друг с другом. Выделяются следующие компоненты эмоционального процесса: стимул, рецептор, эмоционaльная экспрессия, эмоциональное переживание. Эмоциональное развитие, согласно этому подходу, представляется как развитие отдельных элементов эмоционального процесса и связей между ними. Предполагается, что у ребенка от рождения существует определенная асинхрония между отдельными компонентами эмоций, например, между эмоциональным состоянием и экспрессией, эмоциональным состоянием и переживанием и т. д. В связи с этим развитие представляется как процесс социализации эмоций, смысл которого в том, чтобы специфическим способом связать экспрессивное поведение, внутреннее состояние и ситуацию. Главное внимание в этой концепции уделяется изучению отдельных сторон социализации и выделению социальных факторов, опосредующих развитие переживаний.
Роль мотивационной обусловленности в развитии эмоциональной сферы личности была исследована В. Вилюнасом. Он связал мотивационную обусловленность с процессом смыслообразования. Из этого следует, что смыслы, являясь единицей психики, представляют собой синтез аффективного и интеллектуального. Говоря о способах воздействия среды на развитие эмоциональной сферы личности, Вилюнас связал эмоциональные процессы с личностными образованиями.
У. Мaкдаугл также говорил о связи эмоций с ситуацией. Основная идея Макдаугла состоит в ограничении класса производных эмоций теми переживаниями, которые обобщенно можно назвать эмоциями успеха или неуспеха.
П. М. Якобсон обрaщается к анализу такого сложного феномена, каким является эмоциональная сфера человека, и предлагает пути эмоционального развития личности, «воспитания чувств». Предпосылкой развития чувств, по утверждению П. М. Якобсона, является их социальная природа, определяющая характер поступков человека. Эмоциональное развитие личности идет в нескольких направлениях: 1) преодоление импульсивности поведения; 2) возникновение вместе с эмоциями, которые зависят от ситуации, эмоций с более стойким характером; 3) Усиление регуляции в эмоциональной сфере; 4) Социализация эмоций.
В отечественной психологии переживание - одна из центральных категорий, которая характеризует эмоциональный мир личности. От переживания зависит напрaвленность развития личности. Л. С. Выготский и Л. И. Божович, Л. Н. Рожина доказывали ведущее значение «эмоционального переживания» в формировaнии личности. Л. С. Выготский отмечал: «Участвуя в процессе психического развития от самого начала до самого конца в качестве известного момента, сам аффект проделывает сложный путь, изменяясь с каждой новой ступенью построения личности, входя в структуру нового сознания, свойственного каждому возрасту, являя на каждом новом этапе глубочайшие изменения своей психической природы» [10, с. 710-712].
Л. Н. Рожина в своих работах обращает внимание на важность эмоционального развития личности: «Усиливая, фиксируя, разнообразя свои эмоции и чувства, человек поддерживает свою активность, устойчивость в контактах с миром и людьми» [5, с. 56-78]. Эмоциональное развитие личности возрасте всегда ведет к личностному росту.
А. Е. Ольшанникова утверждает, что развитие эмоциональной сферы личности осуществляется по следующим направлениям: 1) дифференциация эмоций; 2) формирование способности регулировaть и контролировать эмоции; 3) уменьшение абсолютной частоты эмоциональных реакций (в связи с развитием мотивационно - потребностной сферы).
А. В. Петровский отмечает, что процесс совершенствования себя как личности заключается в саморегулировании, самосознании в сфере эмоций.
В. И. Слободчиков, как о верном показателе эмоционaльного развития, писал об «умении управлять спонтанными эмоциональными побуждениями и реакциями».
Л. П. Стрелкова выделяет фазы эмоционального развития, эмоциональной регуляции — сочувствие, сопереживание, содействие. Отмечена динамика ее осознанности и произвольности, а также когнитивный характер ориентации в ситуации. Онa выделяет следующие параметры развития эмоциональной сферы человека:
• умение адекватно эмоционально реагировать на различные явления окружающего мира;
• умение дифференцировать и адекватно интерпретировать экспрессивные выражения и эмоциональные состояния других;
• многообразие способов эмоционального реагирования;
• широту диапазона понимаемых и переживаемых эмоций;
• интенсивность и глубину переживания;
• уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане;
• терминологическую оснащенность языка.
Под эмоциональным развитием личности понимается, постепенная дифференциация эмоций и чувств; вербализация — осознание своих чувств и чувств другого человека; расширение круга объектов и субъектов, вызывающих эмоциональный отклик; обогащение переживаний, формирование способности регулировать и контролировать чувства.
В облaсти изучения эмоционального развития личности остается до сих пор много нерешенных вопросов, решение тех или иных из них часто носит гипотетический характер и требует подтверждения конкретными исследованиями. Тем не менее, все исследователи отмечают определяющее значение эмоционального развития в становлении личности. Выяснение его закономерностей может указать механизм развития человека в целом, так как чувства выявляют важные стороны внутреннего мира личности.
1.3. Проблемы и трудности эмоционального развития личности.
Эмоциональная сфера – это сложная и непрерывно изменяющаяся система своеобразных реакций личности на окружающую среду и ее воздействия. Эмоции отражают отношение человека к значимым для него объектам и обеспечивают отбор наиболее важных объектов среды.
Человек проживает жизнь, переживая ее. Каждое событие жизни сопровождается эмоциями (переживаниями).
Эмоции появляются у человека еще до его рождения. К. В. Шулейкиной выявлено, что эмоциональные реакции удовольствия и неудовольствия наблюдаются уже у пяти-шестимесячного человеческого плода. Прослеживая путь развития эмоциональной сферы ребенка, Г. Мюнстерберг в начале XX века писал: «Внaчале чувствования вызываются только состояниями собственного тела ребенка. Голод, устaлость и физическое раздражение неприятны, легкое возбуждение и принятие пищи — приятны; позднее предметы внешнего мира и люди доставляют удовольствие или неудовольствие, а затем, наконец, достигается та стадия, когда вещи заменяются словами, и объекты мысли становятся источниками удовлетворения и неудовлетворения».
Однако уже в дошкольном возрасте базовые (врожденные) эмоции приобретают социальную окраску.
Удаляющееся лицо матери не вызовет особой реакции у трехмесячного младенца, в то время как 13-месячный ребенок отреагирует на это сердитым протестом, а 13-летний подросток может даже обрадоваться, так как остается дома один, без родительской опеки.
Ряд психологов, среди которых К. Изард, Ю. А. Макаренко выявили, что в онтогенезе развитие базальных эмоций, а также знаний о них формируется с опережением по срaвнению с вторичными эмоциями. Даже дети двух-трех лет не только понимают состояние страха и радости, но могут произвольно воспроизводить их на лице. Характерно, что, по данным А. Г. Закаблука, от младших школьников к старшим количество учащихся, имеющих прaвильные знания об эмоциях радости и страха, практически не изменяется. Это может свидетельствовать о том, что окончательное представление об этих эмоциях появляется не позже девяти лет.
К. Бюлер показал, как с возрастом развиваются положительные эмоции. Момент переживания удовольствия в детских играх сдвигается по мере развития ребенка: так например, у малыша удовольствие возникает в момент получения желаемого результата.
На следующей ступени развития удовольствие доставляет не только результат, но и сам процесс игры. На третьей ступени у детей постарше появляется предвосхищение удовольствия в начале игровой деятельности.В процессе онтогенеза развивается способность использования эмоциональной экспрессии в качестве средства общения..
В 2-3 года появляются социальные формы гнева — ревность и зависть. Дети сердятся и плачут, если их мать у них на глазах ласкает чужого ребенка. В результате социальных контактов появляется радость как выражение базовой эмоции удовольствия. В три-пять лет стыд, соединяясь с эмоцией страха, приобретает новое качество, превращаясь в страх осуждения.
Практически каждый человек в процессе своей деятельности оказывался в ситуации, когда он испытывал эмоции. Типичная ситуация, с которой сталкивается каждый школьник или студент — контрольная работа.
Эмоции проявляются, если при ее выполнении возникают трудности, либо для решения поставленных задач не хватает времени.
Эмоции подростков в значительной мере связаны с общением. Поэтому личностно значимые отношения к другим людям определяют как содержание, так и характер эмоциональных реакций. У подростков по сравнению со школьниками младших классов улучшается вербальное обозначение базовых эмоций страха и радости.
Основной содержательной характеристикой эмоций и чувств в юношеском возрасте является будущее. По мнению Якобсона, доминируют эмоции, связанные с ожиданием будущего, «которое должно принести счастье».
П. А. Ковалев изучил возрастную динамику эмоциональных свойств личности, изучил изменение с возрастом (с 5-го по 11-й класс) самооценку трех эмоциональных свойств личности: вспыльчивости (эмоциональной возбудимости), обидчивости и мстительности. Почти во всех возрастных группах выше всего школьники оценили у себя вспыльчивость, затем обидчивость и ниже всего — мстительность.
Т. А. Немчин общие изменения в эмоциональной сфере пожилого человека характеризует следующими признаками: изменение динамичности эмоциональных состояний, выражающееся либо в инертности, либо в лабильности эмоций; возрастание роли и места, занимаемого отрицательными эмоциями; высокая устойчивость высших эмоций. В пожилом возрасте значительно уменьшается контроль над проявлением эмоций (смех, радость, печаль). Нередко наблюдается и противоположное явление — эмоциональная черствость, снижение эмпатийности. К частным признакам эмоциональной сферы у пожилых людей Т. А. Немчин относит устойчивое преобладание той или иной модальности переживаний: тревоги, грусти, раздраженного недовольства. Однако имеется большая категория лиц, у которой до глубокой старости сохраняются оптимистическое настроение, бодрость духа.
Для лиц пожилого возраста характерна хроническая озабоченность, которая может рассматриваться как слабо выраженная тревога. Старики озабочены своим здоровьем, будущим своих детей и внуков, политическим и экономическим положением страны. С другой стороны, у пожилых возникает чувство одиночества. Понимая, что их поведение часто бывает неадекватным, они отказываются от общения, все больше уходят в себя. Переживание одиночества перерастает со временем в ощущение необъяснимого страха, сильного беспокойства, отчаяния.
Таким образом, онтогенез человека возрастная психология разделяет на сензитивные периоды, каждый из которых способствует появлению у человека определенных психических новообразований. Если новообразования не появилось в соответствующее время, вероятно, что оно может не появиться в целом, поэтому воспитательное воздействие на определенные грани личности должно быть своевременным (иначе он будет неэффективным). Сензитивные периоды объединяются в стадии. Эти стадии существуют объективно, они отделяются друг от друга возрастными кризисами (1-го, 3-го, 7-го годов жизни, подросткового возраста и т.д.), однако о содержании этих стадий у психологов единого мнения нет. Есть большое количество теорий онтогенеза [1 с. 89].
Итак, основными трудностями в развитии эмоциональной сферы личности являются:
1) Агрессия.
2) Страхи.
3) Тревожность.
4) Апатия, пассивность.
5) Негативное отношение к себе и к окружающим;
6) Болезненная привязанность к родителям;
7) Панические состояния;
8) Нарушения сна:
9) Навязчивые мысли и действия;
10) Трудности в выражении и понимании эмоций;
11) Неумение управлять своими эмоциями.
1.4. Особенности эмоционального развития в подростковом возрасте.
Психологическим аспектам становления личности подростка посвящено множество работ. В подростковый период жизни человека, конечно же, и эмоциональная сфера претерпевает значительные изменения.
В подростковом возрасте рамки эмоций становятся четче: если ребенок применяет один и тот же термин для обозначения более широкого круга эмоциональных переживаний, то подростков лучше различает эмоции.
Подростки переживают гораздо чаще и более интенсивно по сравнению не только с детьми, но и со взрослыми. Состояния радости и отчаяния могут быстро сменяются. По результатам исследования П. Лафренье, подростки ощущали себя счастливыми в шесть раз чаще взрослых, а несчастными - в три раза чаще. Также подростки больше чувствовали себя неловкими, волновались, испытывали апатию.
Всплеск эмоций подростков связан с балансом нервных процессов - возбуждения и торможения. В пубертатном возрасте возбуждение нарастает, торможение – ослабевает. Следовательно, одни и те же ситуации вызывают у подростков яркое эмоциональное переживание.
При этом эмоции подростков больше связаны с их внутренней жизнью. У детей эмоции внешне выражаются ярче.
Важная черта эмоциональной сферы подростков – амбивалентность эмоций. Это значит, что подросток может испытывать полярные эмоции в одно время.
С точки зрения Е.П. Ильина, подростки чаще проявляют радость, чем печаль и страх. Склонность к гневу выражена несколько ярче, чем к страху и печали. Радость, гнев и печаль наиболее интенсивно переживаются в возрасте 12-13 лет, а выраженность страха в этот период, напротив, уменьшается.
Наряду с положительными и отрицательными эмоциями существует и состояние так называемого «эмоционального нуля»- скука.