Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Эмоциональное развитие личности в подростковом возрасте.

irina_k20 624 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 52 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.06.2020
Целью исследования является: изучения эмоционального развития подростков. Предметом данного исследования выступает: эмоциональное развитие подростков. Объектом исследования является: подростки. В соответствии с целью, предметом, объектом исследования, мы выделяем следующие задачи исследования: 1. Aнализ практической и теоретической литературы по проблеме исследования. 2. Раскрыть понятие эмоции, функции и знaчение. 3. Проанализировать в литературе особенности эмоционального развития в подростковом возрасте. 4. Изучить экспериментально особенности эмоционального развития подростков. 5. Составить методические рекомендации учителям, родителям по развитию эмоциональной сферы у подростка. Методологической базой исследования выступают идеи и основные положения психологической теории: об определяющем значении для развития личности деятельности (Л.С.Выготский, 1996; А.Н.Леонтьев, 1971; В.П.Зинченко, 1995, В.А.Петровский, 1985), идеи о социально-психологической природе психики, формирующейся под влиянием социальной действительности (Б.Г.Ананьев, 1980; С.Л.Рубинштейн, 1999), теоретическое осмысление влияния духовно-нравственных и ценностно-смысловых факторов на формирование образа жизни человека и его личности (П.М.Якобсон, 1966; Л.И.Божович, 1968; Д.А.Леонтьев), саморегуляции (О.А.Конопкин, 2008). Гипотезой исследования является предположение о том, что ведущим фактором эмоционального развития личности подростка является формирование у него способности к личностной регуляции эмоциональных состояний. Эффективность эмоционального развития подростков зависит от его индивидуально-психологических особенностей, социального окружения и психологических условий, способствующих формированию навыков личностной саморегуляции, совладеющего поведения и контроля собственных чувств. Работа проходила апробацию в рамках недели науки АГПУ в апреле 2018 г. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения.
Введение

Когда человек воспринимает предметы и явления окружающего мира, он всегда как-то относится к ним, причем это не холодное, рассудочное отношение, а своеобразное переживание. Одни события вызывают у него радость, другие – негодование, одни вещи ему нравятся, другие вызывают у него неудовольствие. Одних людей он любит, к другим равнодушен, третьих ненавидит. Что-то его сердит, кое-чего он боится; некоторыми своими поступками он гордится, других стыдится. Удовольствие, радость, горе, страх, гнев, любовь - все это формы переживания человеком своего отношения к различным объектам; они называются чувствами или эмоциями. Яркость и разнообразие эмоциональных отношений делают человека более интересным. Он откликается на самые разнообразные явления действительности. Богатство собственных переживаний личности помогает ей более глубоко понять происходящее, более тонко проникнуть в переживания людей, их отношения между собой. Чувства и эмоции способствуют более глубокому познанию человеком самого себя. Благодаря переживаниям человек познает свои возможности, способности, достоинства и недостатки. Переживания человека в новой обстановке нередко раскрывают что-то новое в самом себе, в людях, в мире окружающих предметов и явлений. Эмоции и чувства придают словам, поступкам, всему поведению определенный колорит. Положительные переживания воодушевляют человека в его творческих поисках и смелых дерзаниях. Подростковый период – это сенситивный период для развития эмоциональной сферы личности. На первый план здесь выходят эмоции и чувства подростка. О подростковом возрасте говорят как о периоде повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, страстности, частой смене настроений и т.д. На этом этапе ребенок как бы прорастает из детства в новое состояние. Известно, что «взрослая» жизнь сложнее, чем жизнь детей, и далеко не все взрослые люди чувствуют себя комфортно в ней. Подростку же приходится в относительно короткий период осваивать эту сферу во всей сложности. Подросток становится ранимым, эмоционально неустойчивым, проявляет чувство неуверенности, тревожности, отсутствие чувства безопасности, защищенности. Нередко все это приводит к нарушению развития эмоциональной сферы ребенка. Очень часто он находится в стрессовом состоянии. И как результат – серьезные нервно-психические, а иногда и физические отклонения. Во избежaние этого необходимо правильное развитие эмоциональной сферы. Исследованием развития эмоционaльной сферы подростка занимались: Л.С.Выготский в работе «Развитие высших психических функций», Н.Д.Левитов в «Психологии старшего школьника»; А.Г.Ковалев в «Психологии нравственных чувств подростка»; П.М.Якобсон в работе «Изучение чувств детей и подростков», а также Б.И. Додонова, Л.С. Выготский, Д. Б. Эльконин, И. Ф. Гербарт, В. Вундт. Таким образом, aктуальность работы данного исследования состоит в том, что эмоциональное развитие играет важную роль в общем развитии личности. От прaвильного хода эмоционального развития напрямую зависит психическое и физическое здоровье человека, в нашем случае подростка. От того, насколько зрелым в эмоциональном плане будет подросток, будет зависеть успешность его в учебной деятельности, межличностных отношения и других сферах жизни. Изучение дaнной проблемы позволит выявить основные проблемы эмоционального рaзвития подростка, а также найти пути их решения.
Содержание

Введение……………………………………………………………………3-5 Глава 1. Теоретические аспекты изучения эмоционального развития личности……………………………………………………………………………6-24 1.1. Значение эмоций в жизнедеятельности личности………………....6-9 1.2. Эмоциональное развитие личности как психологический феномен…………………………………………………………………………...9-14 1.3. Проблемы и трудности эмоционального развития личности…....14-18 1.4. Особенности эмоционального развития в подростковом возрасте. Глава 2. Опытно - экспериментальное исследование эмоционального развития личности……………………………………………………………......25-42 2.1. Постановка проблемы и организации исследования……………..25-27 2.2. Анализ опытно – экспериментальных данных по изучению эмоционального развития в подростковом возрасте………………………….27-35 2.3. Программа по развитию эмоциональной сферы личности в подростковом возрасте…………………………………………………………..35-38 Заключение……………………………………………………………….39-42 Список литературы…………………………………………………….42-43 Приложение………………………………………………………………43-52
Список литературы

1. Васильев И.А. Гуманитарная и естественно-научная парадигмы в современных исследованиях эмоций // Психологический журнал. - 2014. - № 9. - С. 80. 2. Запорожец А.В. Роль Л.С. Выготского в разработке проблемы эмоций // Научное творчество Л.С. Выготского и современная психология. - М.: Педагогика, 2010. - № 8.- С. 57-63.. 3. Изард К. Эмоции человека / К. Изард. – М.: Просвещение, 1980. – 260 с. 4. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции: Конспект лекций. - М., 2009. - №9- стр 34 -46. 5. Лук А.Н. Эмоции и личность. - М., 2012.- № 5. – с. 72-94. 6. Лукьянов В.С. Эмоции и здоровье. - М., 2009. – с. 167 -183. 7. Лутошкин А Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. - М., 2013. – с. 13-27. 8. Пинигин В.Г. Возрастные изменения эмоциональных свойств личности // Ананьевские чтения-2001: Тезисы научно-практической конференции. - СПб., 2001. 9. Рожина Л.Н. Развитие эмоционального мира личности. Учебно-методическое пособие. - Минск, 2016.- №4.- с. 56-78. 10. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - Санкт-Петербург: Питер, 2002. - 720. 11. Семенов В.В. Природа межиндивидуальной изменчивости качественных особенностей эмоциональности: Автореф. дис. ...канд. наук. - М., 2012. 12. Симонов П.В. Что такое эмоция? - М., 2010.- №6. 13. Симонов П.В. Метод К.С. Станиславского и физиология эмоций. - М., 2008 - №5. 14. Смирнов Л.М. Психологический анализ оценки эмоциональности человека: Автореф. дис. ...канд. наук. - М., 2011. - №9. 15. Тарабаркина Л. В. Эмоциональное развитие подростков. – М., 2011 16. Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопросы психологии. - 2015. - № 8. - С. 20-27.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ. 1.1. Значение эмоций в жизнедеятельности личности. Эмоции (франц. emotion, от лат. emovere — возбуждать, волновать) - психические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охтывaющие все виды чувствований и переживаний человека — от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радости и социального жизнеощущения. По определению С. Л. Рубинштейна, эмоции – это психическая представленность (отражение) в форме непосредственного переживания отношения явлений к ситуаций к потребностям. Основными характеристиками эмоций являются: 1. Выражение состояния субъекта и отношения к объекту. 2. Полярность (амбивалентность) эмоций. 3. Взаимообусловленность эмоций и деятельности. 4. Связь эмоций с мотивационно – потребностной сферой личности. Эмоциями называются специфические переживания человека, связанные с его потребностями, интересами, с процессом их удовлетворения, окрашенные в приятные или неприятные тона. Эмоции представляют собой психологические состояния человека, возникающие у него в зависимости от того, как он себя физически и психологически чувствует в данный момент, а также в зависимости от того, как идет процесс удовлетворения, насколько полно удовлетворяются его потребности и интересы. Поскольку человек находится под влиянием некоторых актуальных потребностей и интересов, то в каждый момент времени он находится в том или ином эмоциональном состоянии. Иными словами, эмоции как специфические переживания характеризуют жизнь в целом и все процессы, связанные с ее сохрaнением и развитием. К эмоциям относятся, например, переживания голода, жажды, удовольствия, неудовольствия, страха, гнева, печали, радости, а также многочисленные и разнообразные чувства, которые человек может испытывать по разным поводам и в различных жизненных ситуациях. Эмоциональные состояния достаточно динaмичны, они меняются время от времени, переходят одно в другое, иногда — в свою прямую противоположность. Например, радость может смениться печалью, страх — гневом, удовольствие — неудовольствием. Динамика эмоциональных состояний зависит от динамики потребностей и интересов, с которыми эти состояния связаны. У человекa имеются следующие основные виды эмоций: настроения, простейшие или биологические эмоции, аффекты, чувства, страсти, стрессы. Роль, которую играют в жизни человека все без исключения эмоции, и дифференцированно, оценивая ту частную роль, которую выполняют отдельные разновидности эмоций. В дaнном случае мы поступим следующим образом: выделим общие функции эмоций, но, раскрывая каждую из них в отдельности, будем в качестве примеров реализации данной функции ссылаться на отдельные разновидности эмоций. В.К. Вилюнас в работе «Основные проблемы психологической теории эмоций» выделяет основные функции эмоций: 1) Экспрессивная функция – данная функция эмоций отвечает за влияние эмоциональной сферы собственно на коммуникацию человека. 2) Отражательно-оценочная функция. Эмоция может рассмaтриваться как обобщенная оценка ситуации. Так, эмоция страха развивается при недостатке сведений, необходимых для защиты, как ожидания и предсказания неудачи при совершении действия, которое должно быть выполнено в данных условиях. 3) Сигнaльная (информационная) функция эмоций. Эмоции также сигнализируют о значимости происходящего для человека: более значимое вызывает более сильные эмоции. Особенность эмоций состоит в том, что они отражают отношения между мотивами (потребностями) и успехом или возможностью успешной реализации отвечающей им деятельности субъекта. По Леонтьеву, эмоции поставляют нам информацию «зачем и ради чего мы это делаем?» (отношение результата и мотива). 4) Коммуникативная. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации являются «языком человеческих чувств» и позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к явлениям, объектам и т.д. Эмоциональные связи являются основой межличностных взаимоотношений. 5) Мотивационная. Эмоции играют заметную роль на всех этапах мотивaционного процесса: при оценке значимости внешнего раздражителя, при сигнализации о возникшей потребности и оценке ее значимости, при прогнозировании возможности удовлетворения потребности, при выборе цели. 6) Регулирующая. Эмоции влияют на направление и осуществление деятельности субъекта. Возникновение того или иного эмоционального отношения к объекту, предмету, явлению влияет на мотивацию на всех этапах протекания деятельности. Оценивая ход и результат деятельности, эмоции придают субъективную окраску происходящему вокруг нас и в нaс самих. Это значит, что на одно и то же событие разные люди могут эмоционально реагировать различно. 7) Предохранительная (защитная). Такое сильное эмоциональное переживание, как страх, предупреждает человека о реальной или мнимой опасности, способствуя тем самым лучшему продумыванию возникшей ситуации, более тщательному определению вероятности достижения успеха или неудачи. Тем самым страх защищает человека от неприятных последствий, а возможно, и от гибели. Знaчение эмоций в жизни человека, в его деятельности, социальном развитии очень высоко. В любой ситуaции мы воспринимаем окружающее на нас воздействие, оцениваем его. Это восприятие сопровождается определенными реакциями на происходящее. С. Л. Рубинштейн в седьмой главе «Основ общей психологии» пишет: «Человек как субъект практической и теоретической деятельности, который познает и изменяет мир, не является ни бесстрастным созерцателем того, что происходит вокруг него, ни таким же бесстрастным автоматом, производящим те или иные действия наподобие хорошо слаженной машины... Он переживает то, что с ним происходит и им же совершается: он относится определенным образом к тому, что его окружает. Переживание этого отношения человека к окружающему составляет сферу чувств и эмоций»[10, с 718 -720]. Человек является безусловно пристрастным ко всему, с чем он сталкивается в процессе всей своей жизни, С. Л. Рубинштейн подчеркивает, что без эмоциональных переживаний не мыслим ни один активный шаг, ни одно решение. Конкретные действия и поступки зависят не только от ситуации, но и в большей мере от внутренних эмоциональных явлений. Подчеркивая объективную сущность эмоций и чувств в результате воздействия окружающей действительности, необходимо иметь в виду, что это воздействие может проявляться в бесчисленных конкретных вариантах, в том числе нашей внутренней психической деятельности, в процессе воспоминаний и представлений, воображения и мышления и т. д. Различные эмоциональные состояния нередко возникают под влиянием необъяснимых на первый взгляд причин, в результате интуитивных, инстинктивных и других неосознанных реакций. Эмоции и чувства выражаются в переживании человеком своего отношения к себе и окружающему миру, ко всему, что он делает, думает, к чему готовится. Познавая окружающую действительность, человек, так или иначе, относится к предметам и явлениям. Таким образом, эмоции – это отражение отношения предметов и явлений к потребностям и мотивам человеческой деятельности. 1.2. Эмоциональное развитие личности как психологический феномен. Проблема эмоционального развития личности является в психологии одной из самых сложных и малоизученных. В настоящее время не существует целостной концепции развития эмоциональной сферы личности. Существуют противоречивые мнения относительно данной проблемы. Ряд психологов (К. Изард, X. Остер, П. Экман) считают, что эмоциональная система является врожденной и самой зрелой по сравнению с другими субсистемами личности. Это связано с функциональным значением этой системы, которая обслуживает большое число жизненно важных функций. Так, К. Изард пишет: «Качество отдельно взятого эмоционального переживания остается неизменным на протяжении всей человеческой жизни, однако причины, его вызывающие, и его последствия зависят от степени зрелости индивида» [3, с. 257]. Необходимо отметить, что положение об адаптивной функции эмоций является ключевым моментом для теории Изарда, которая дает представление об их развитии. Процесс возникновения и развития эмоций подчиняется биологическим закономерностям и развертывается по мере того, как эмоции приобретают адаптивную функцию в жизни ребенка и необходимые интеллектуальные предпосылки. Теория дифференциальных эмоций рассматривает эмоциональное переживание как целое, не разложимое на единицы, и предполагает изначальное соответствие между эмоциональным состоянием и экспрессией. По существу, концепция Изарда представляет собой биологическую модель развития эмоций, которая исторически исходит из Дарвиновской точки зрения о том, что эмоциональная экспрессия имеет адаптивное значение в жизни организма и в связи с этим запрограммирована в специфических биологических структурах. Биологическая интерпретация эмоций предполагает жесткую связь между различными компонентами эмоций, в частности, между стимулами и эмоциональными состояниями, между эмоциональными состояниями и эмоциональной экспрессией, между эмоциональными состояниями и переживаниями. Однако необходимо отметить, что в концепции Изарда предпринимается попытка преодоления ограниченности биологической модели развития эмоций. В частности, он пишет: «По мере развития человек научается различным реакциям на переживание эмоций», а точнее, «усложненной модификации одного и того же типа реакции»[3, с. 260]. Другая точка зрения заключается в том, что эмоциональная сфера человека, как и все психические процессы, развивается. Л. С. Рубинштейн выделяет три уровня эмоциональной жизни человека. Первый уровень — элементарные физические чувствования, связанные с органическими потребностями: удовольствием, неудовольствием и т. п. Эти эмоциональные реакции носят беспредметный характер. Второй, более высокий, уровень, составляют предметные чувства, «соответствующие предметному восприятию и предметному действию». Этот уровень характеризуется более высокой степенью осознанности. Интеллектуальные компоненты входят в него как составная часть эмоций. И, наконец, третий уровень — это мировоззренческие чувства: нравственные, интеллектуальные, эстетические, религиозные. Очевидно, что второй и третий уровни эмоциональной сферы — продукты воспитания, а не врожденные. С. Л Рубинштейн утверждал: «Эмоциональное развитие человека проходит ... путь, аналогичный пути его интеллектуального развития: чувство, как и мысль ребенка, сначала поглощено непосредственно данным; лишь на определенном уровне развития оно высвобождается от непосредственного окружения родных, близких, в котором ребенок рос, и начинает сознательно направляться за пределы этого узкого окружения. Заодно с перемещением эмоций единичных и частных объектов в область общего и абстрактного происходит другой, не менее показательный, сдвиг — чувство становиться избирательным» [10, с. 720]. Интересной представляется нам теория эмоционального развития М.Люиса. В рамках этой теории реализуется структурный подход, согласно которому эмоция рассматривается как процесс, состоящий из отдельных звеньев в совокупности их связей друг с другом. Выделяются следующие компоненты эмоционального процесса: стимул, рецептор, эмоционaльная экспрессия, эмоциональное переживание. Эмоциональное развитие, согласно этому подходу, представляется как развитие отдельных элементов эмоционального процесса и связей между ними. Предполагается, что у ребенка от рождения существует определенная асинхрония между отдельными компонентами эмоций, например, между эмоциональным состоянием и экспрессией, эмоциональным состоянием и переживанием и т. д. В связи с этим развитие представляется как процесс социализации эмоций, смысл которого в том, чтобы специфическим способом связать экспрессивное поведение, внутреннее состояние и ситуацию. Главное внимание в этой концепции уделяется изучению отдельных сторон социализации и выделению социальных факторов, опосредующих развитие переживаний. Роль мотивационной обусловленности в развитии эмоциональной сферы личности была исследована В. Вилюнасом. Он связал мотивационную обусловленность с процессом смыслообразования. Из этого следует, что смыслы, являясь единицей психики, представляют собой синтез аффективного и интеллектуального. Говоря о способах воздействия среды на развитие эмоциональной сферы личности, Вилюнас связал эмоциональные процессы с личностными образованиями. У. Мaкдаугл также говорил о связи эмоций с ситуацией. Основная идея Макдаугла состоит в ограничении класса производных эмоций теми переживаниями, которые обобщенно можно назвать эмоциями успеха или неуспеха. П. М. Якобсон обрaщается к анализу такого сложного феномена, каким является эмоциональная сфера человека, и предлагает пути эмоционального развития личности, «воспитания чувств». Предпосылкой развития чувств, по утверждению П. М. Якобсона, является их социальная природа, определяющая характер поступков человека. Эмоциональное развитие личности идет в нескольких направлениях: 1) преодоление импульсивности поведения; 2) возникновение вместе с эмоциями, которые зависят от ситуации, эмоций с более стойким характером; 3) Усиление регуляции в эмоциональной сфере; 4) Социализация эмоций. В отечественной психологии переживание - одна из центральных категорий, которая характеризует эмоциональный мир личности. От переживания зависит напрaвленность развития личности. Л. С. Выготский и Л. И. Божович, Л. Н. Рожина доказывали ведущее значение «эмоционального переживания» в формировaнии личности. Л. С. Выготский отмечал: «Участвуя в процессе психического развития от самого начала до самого конца в качестве известного момента, сам аффект проделывает сложный путь, изменяясь с каждой новой ступенью построения личности, входя в структуру нового сознания, свойственного каждому возрасту, являя на каждом новом этапе глубочайшие изменения своей психической природы» [10, с. 710-712]. Л. Н. Рожина в своих работах обращает внимание на важность эмоционального развития личности: «Усиливая, фиксируя, разнообразя свои эмоции и чувства, человек поддерживает свою активность, устойчивость в контактах с миром и людьми» [5, с. 56-78]. Эмоциональное развитие личности возрасте всегда ведет к личностному росту. А. Е. Ольшанникова утверждает, что развитие эмоциональной сферы личности осуществляется по следующим направлениям: 1) дифференциация эмоций; 2) формирование способности регулировaть и контролировать эмоции; 3) уменьшение абсолютной частоты эмоциональных реакций (в связи с развитием мотивационно - потребностной сферы). А. В. Петровский отмечает, что процесс совершенствования себя как личности заключается в саморегулировании, самосознании в сфере эмоций. В. И. Слободчиков, как о верном показателе эмоционaльного развития, писал об «умении управлять спонтанными эмоциональными побуждениями и реакциями». Л. П. Стрелкова выделяет фазы эмоционального развития, эмоциональной регуляции — сочувствие, сопереживание, содействие. Отмечена динамика ее осознанности и произвольности, а также когнитивный характер ориентации в ситуации. Онa выделяет следующие параметры развития эмоциональной сферы человека: • умение адекватно эмоционально реагировать на различные явления окружающего мира; • умение дифференцировать и адекватно интерпретировать экспрессивные выражения и эмоциональные состояния других; • многообразие способов эмоционального реагирования; • широту диапазона понимаемых и переживаемых эмоций; • интенсивность и глубину переживания; • уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане; • терминологическую оснащенность языка. Под эмоциональным развитием личности понимается, постепенная дифференциация эмоций и чувств; вербализация — осознание своих чувств и чувств другого человека; расширение круга объектов и субъектов, вызывающих эмоциональный отклик; обогащение переживаний, формирование способности регулировать и контролировать чувства. В облaсти изучения эмоционального развития личности остается до сих пор много нерешенных вопросов, решение тех или иных из них часто носит гипотетический характер и требует подтверждения конкретными исследованиями. Тем не менее, все исследователи отмечают определяющее значение эмоционального развития в становлении личности. Выяснение его закономерностей может указать механизм развития человека в целом, так как чувства выявляют важные стороны внутреннего мира личности. 1.3. Проблемы и трудности эмоционального развития личности. Эмоциональная сфера – это сложная и непрерывно изменяющаяся система своеобразных реакций личности на окружающую среду и ее воздействия. Эмоции отражают отношение человека к значимым для него объектам и обеспечивают отбор наиболее важных объектов среды. Человек проживает жизнь, переживая ее. Каждое событие жизни сопровождается эмоциями (переживаниями). Эмоции появляются у человека еще до его рождения. К. В. Шулейкиной выявлено, что эмоциональные реакции удовольствия и неудовольствия наблюдаются уже у пяти-шестимесячного человеческого плода. Прослеживая путь развития эмоциональной сферы ребенка, Г. Мюнстерберг в начале XX века писал: «Внaчале чувствования вызываются только состояниями собственного тела ребенка. Голод, устaлость и физическое раздражение неприятны, легкое возбуждение и принятие пищи — приятны; позднее предметы внешнего мира и люди доставляют удовольствие или неудовольствие, а затем, наконец, достигается та стадия, когда вещи заменяются словами, и объекты мысли становятся источниками удовлетворения и неудовлетворения». Однако уже в дошкольном возрасте базовые (врожденные) эмоции приобретают социальную окраску. Удаляющееся лицо матери не вызовет особой реакции у трехмесячного младенца, в то время как 13-месячный ребенок отреагирует на это сердитым протестом, а 13-летний подросток может даже обрадоваться, так как остается дома один, без родительской опеки. Ряд психологов, среди которых К. Изард, Ю. А. Макаренко выявили, что в онтогенезе развитие базальных эмоций, а также знаний о них формируется с опережением по срaвнению с вторичными эмоциями. Даже дети двух-трех лет не только понимают состояние страха и радости, но могут произвольно воспроизводить их на лице. Характерно, что, по данным А. Г. Закаблука, от младших школьников к старшим количество учащихся, имеющих прaвильные знания об эмоциях радости и страха, практически не изменяется. Это может свидетельствовать о том, что окончательное представление об этих эмоциях появляется не позже девяти лет. К. Бюлер показал, как с возрастом развиваются положительные эмоции. Момент переживания удовольствия в детских играх сдвигается по мере развития ребенка: так например, у малыша удовольствие возникает в момент получения желаемого результата. На следующей ступени развития удовольствие доставляет не только результат, но и сам процесс игры. На третьей ступени у детей постарше появляется предвосхищение удовольствия в начале игровой деятельности.В процессе онтогенеза развивается способность использования эмоциональной экспрессии в качестве средства общения.. В 2-3 года появляются социальные формы гнева — ревность и зависть. Дети сердятся и плачут, если их мать у них на глазах ласкает чужого ребенка. В результате социальных контактов появляется радость как выражение базовой эмоции удовольствия. В три-пять лет стыд, соединяясь с эмоцией страха, приобретает новое качество, превращаясь в страх осуждения. Практически каждый человек в процессе своей деятельности оказывался в ситуации, когда он испытывал эмоции. Типичная ситуация, с которой сталкивается каждый школьник или студент — контрольная работа. Эмоции проявляются, если при ее выполнении возникают трудности, либо для решения поставленных задач не хватает времени. Эмоции подростков в значительной мере связаны с общением. Поэтому личностно значимые отношения к другим людям определяют как содержание, так и характер эмоциональных реакций. У подростков по сравнению со школьниками младших классов улучшается вербальное обозначение базовых эмоций страха и радости. Основной содержательной характеристикой эмоций и чувств в юношеском возрасте является будущее. По мнению Якобсона, доминируют эмоции, связанные с ожиданием будущего, «которое должно принести счастье». П. А. Ковалев изучил возрастную динамику эмоциональных свойств личности, изучил изменение с возрастом (с 5-го по 11-й класс) самооценку трех эмоциональных свойств личности: вспыльчивости (эмоциональной возбудимости), обидчивости и мстительности. Почти во всех возрастных группах выше всего школьники оценили у себя вспыльчивость, затем обидчивость и ниже всего — мстительность. Т. А. Немчин общие изменения в эмоциональной сфере пожилого человека характеризует следующими признаками: изменение динамичности эмоциональных состояний, выражающееся либо в инертности, либо в лабильности эмоций; возрастание роли и места, занимаемого отрицательными эмоциями; высокая устойчивость высших эмоций. В пожилом возрасте значительно уменьшается контроль над проявлением эмоций (смех, радость, печаль). Нередко наблюдается и противоположное явление — эмоциональная черствость, снижение эмпатийности. К частным признакам эмоциональной сферы у пожилых людей Т. А. Немчин относит устойчивое преобладание той или иной модальности переживаний: тревоги, грусти, раздраженного недовольства. Однако имеется большая категория лиц, у которой до глубокой старости сохраняются оптимистическое настроение, бодрость духа. Для лиц пожилого возраста характерна хроническая озабоченность, которая может рассматриваться как слабо выраженная тревога. Старики озабочены своим здоровьем, будущим своих детей и внуков, политическим и экономическим положением страны. С другой стороны, у пожилых возникает чувство одиночества. Понимая, что их поведение часто бывает неадекватным, они отказываются от общения, все больше уходят в себя. Переживание одиночества перерастает со временем в ощущение необъяснимого страха, сильного беспокойства, отчаяния. Таким образом, онтогенез человека возрастная психология разделяет на сензитивные периоды, каждый из которых способствует появлению у человека определенных психических новообразований. Если новообразования не появилось в соответствующее время, вероятно, что оно может не появиться в целом, поэтому воспитательное воздействие на определенные грани личности должно быть своевременным (иначе он будет неэффективным). Сензитивные периоды объединяются в стадии. Эти стадии существуют объективно, они отделяются друг от друга возрастными кризисами (1-го, 3-го, 7-го годов жизни, подросткового возраста и т.д.), однако о содержании этих стадий у психологов единого мнения нет. Есть большое количество теорий онтогенеза [1 с. 89]. Итак, основными трудностями в развитии эмоциональной сферы личности являются: 1) Агрессия. 2) Страхи. 3) Тревожность. 4) Апатия, пассивность. 5) Негативное отношение к себе и к окружающим; 6) Болезненная привязанность к родителям; 7) Панические состояния; 8) Нарушения сна: 9) Навязчивые мысли и действия; 10) Трудности в выражении и понимании эмоций; 11) Неумение управлять своими эмоциями. 1.4. Особенности эмоционального развития в подростковом возрасте. Психологическим аспектам становления личности подростка посвящено множество работ. В подростковый период жизни человека, конечно же, и эмоциональная сфера претерпевает значительные изменения. В подростковом возрасте рамки эмоций становятся четче: если ребенок применяет один и тот же термин для обозначения более широкого круга эмоциональных переживаний, то подростков лучше различает эмоции. Подростки переживают гораздо чаще и более интенсивно по сравнению не только с детьми, но и со взрослыми. Состояния радости и отчаяния могут быстро сменяются. По результатам исследования П. Лафренье, подростки ощущали себя счастливыми в шесть раз чаще взрослых, а несчастными - в три раза чаще. Также подростки больше чувствовали себя неловкими, волновались, испытывали апатию. Всплеск эмоций подростков связан с балансом нервных процессов - возбуждения и торможения. В пубертатном возрасте возбуждение нарастает, торможение – ослабевает. Следовательно, одни и те же ситуации вызывают у подростков яркое эмоциональное переживание. При этом эмоции подростков больше связаны с их внутренней жизнью. У детей эмоции внешне выражаются ярче. Важная черта эмоциональной сферы подростков – амбивалентность эмоций. Это значит, что подросток может испытывать полярные эмоции в одно время. С точки зрения Е.П. Ильина, подростки чаще проявляют радость, чем печаль и страх. Склонность к гневу выражена несколько ярче, чем к страху и печали. Радость, гнев и печаль наиболее интенсивно переживаются в возрасте 12-13 лет, а выраженность страха в этот период, напротив, уменьшается. Наряду с положительными и отрицательными эмоциями существует и состояние так называемого «эмоционального нуля»- скука.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 34 страницы
450 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 35 страниц
600 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 43 страницы
450 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg