Глава 1. Влияние экологического фактора на экономическое развитие
1.1 Теоретические подходы
Передовая экономической мысли долгое время не принимала экологический фактор с должным вниманием. Среди выдающихся представителей классической экономической школы Т. Р. Мальтус (1766 –1834) стал первым экономистом, в трудах которого рассматриваются природные ограничения как один из основных факторов развития экономической системы. В своем труде "Опыт о законе народонаселения" Мальтус высказал предположение, что мировое экономическое развитие столкнется с социальным и экологическим кризисом, поскольку при отсутствии препятствий население растет в геометрической, а производство товаров — в арифметической прогрессии.
Последующий опыт проиллюстрировал упрощенность и ошибочность этого подхода. Дж. Форрестер предложил динамическую мировую модель (1970 г.) учитывающую изменение населения, капитальных вложений, природных ресурсов, загрязнение среды и производство продуктов питания.
Интерес также представляет усовершенствованная модель группы Медоуз (1972 г.). Динамическая модель была построена на базе пяти основных показателей: ускоряющаяся индустриализация, рост численности населения, увеличение числа недоедающих, истощение ресурсов, ухудшение окружающей среды. Прогноз по модели Мероуза по различным вариантам показал, что вследствие исчерпания природных ресурсов и растущего загрязнения в середине XXI века произойдет мировая катастрофа. Единственным вариантом для ее исключения может быть стабилизация численности населения и объема промышленности. Доклады с анализом данных моделей сыграли свою роль на Конференции ООН по проблемам окружающей среды, состоявшейся в 1972 год.
Затем был сформирован еще ряд математических моделей взаимосвязи экологических факторов и роста экономики, также предрекающих появление разнообразных кризисов: экологических, энергетических, продовольственных, сырьевых и демографических, которые способны постепенно охватить всю планету.
Таким образом зависимость экономического развития от состояния окружающей среды становится все более значимой в экономической теории, реагируя на изменяющиеся реалии.
К основным факторам, определяющими экономический рост, относятся :
количество и качество трудовых ресурсов
эффективность основного капитала
количество и качество природных ресурсов
эффективность управления
эффективность технологий
географическое положение
Осознание того, что хозяйственное развитие и экономический рост происходят за счет ресурсов окружающей среды, послужило основой формирования ряда концепций экономического развития с учетом экологического фактора. Наиболее значимые из концепций будут рассмотрены в данной работе.
Фронтальная экономика — это классическая модель экономического производства, которая описывает закрытую и полностью возобновляемую систему.
Концепция основывается на антропоцентрическом подходе. В модели фронтальной экономики внимание уделяется двум факторам экономического роста (Y) – труду и капиталу, что подтверждается производственной функцией, которая используется в экономической теории и экономических исследованиях:
Y=f(K,L) (1.1)
где K – капитал, L – трудовые ресурсы.
Предполагается, что природные ресурсы неистощимы, и уровень их потребления по отношению к возможностям их восстановления и запасам не рассматривается в числе определяющих факторов.
Естественно, что при таких условиях не учитывались последствия экономического развития в виде различного рода загрязнений, деградации окружающей среды, не рассматривались обратные связи между экологической деградацией и экономическим развитием, состоянием трудовых ресурсов и качеством жизни населения. Американский ученый К. Боулдинг такую экономику назвал "ковбойской экономикой" .
Концепция экотопии появилась как реакция на бесперспективность фронтальной экономики. Основными принципами данного направления являются:
возврат к природе;
сокращение численности человеческой популяции;
товарный обмен внутри регионов с общими экологическими характеристиками;
содействие сохранению биологического и культурного разнообразия;
децентрализованное планирование, простые технологии.
Концепция охраны окружающей среды основывается на следующих принципах:
плата за загрязнение;
оценка социальной стоимости загрязнения;
развитие производства на основе чистых технологий;
установление цен на ресурсы;
расчет полной стоимости производственной деятельности .
Решение о создании и размещении производства может быть принято только после предварительного подсчета прибылей и затрат, включая средства, необходимые на охрану и восстановление окружающей среды. Однако принципиальная схема развития общества остается той же, что и в рамках фронтальной экономики: максимальное наращивание производства, широкое использование достижений научно-технического прогресса в целях наиболее полного удовлетворения потребностей человека. Вместе с тем отличительными чертами данной концепции являются жесткие природоохранные требования, которые вынуждают рассматривать окружающую среду как составную часть экономики.
В настоящее время одной из наиболее активно развивающихся является концепция (принцип) устойчивого развития. Эта экономическая и общественно-политическая концепция возникла как критика антропоцентрического подхода и недостаточного внимания к вопросам распределения ресурсов как внутри, так и между различными поколениями людей.
В докладе ООН Брунтланда Г.Х. «Наше общее будущее» дается такая трактовка устойчивому развитию: «развитие, при котором удовлетворяются потребности ныне живущих людей и для будущих поколений сохраняется возможность удовлетворить свои потребности» .
В экологической сфере устойчивое развитие характеризуется следующими условиями:
использование возобновляемых природных ресурсов осуществляется в объемах, не превышающих темпы воспроизводства;
отходы и выбросы производятся в объемах, не превышающих способность окружающей среды к их поглощению;
невозобновляемые ресурсы используются за счет замены их возобновляемыми и внедрения новых технологий .
С концепцией устойчивого развития органично согласуется не стимулирование безграничного увеличения капитала, а, наоборот, ограничение масштаба воспроизводства капитала, сознательное сдерживание затратной активности предпринимательского сектора, нацеленность производства на удовлетворение оправданных общественных потребностей в разумных пределах .
Данный подход можно назвать перспективной концепцией мирового развития. И новые цели устойчивого развития на период до 2030 года конкретизируют план перехода мировой экономики на устойчивое развитие, ответственность за которое должны разделить государства, международные организации и бизнес.
1.2 Эволюция значения экологического фактора для мировой экономики
В настоящий момент тенденция к экологической направленности развития мировой экономики становится все более ярко выраженной.
Как уже было упомянуто, в 1987г в рамках ООН была разработана концепция устойчивого развития, предполагающая «развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, не ставя под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности».
Впоследствии концепция была одобрена мировым сообществом (конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г.) и стала учитываться при разработке и реализации международной и национальной экономической политики. В конце 1990 — начале 2000-х гг. экология постепенно интегрируется в экономические стратегии всех уровней — от фирменного до глобального .
В условиях финансово-экономического кризиса 2008-2009 годов на ее основе была сформулирована концепция «зеленой экономики», которая трактуется как экономика, которая «повышает благосостояние людей и социальную справедливость и при этом существенно снижает риски для окружающей среды и её обеднение» .
Направленность на качественно новый этап развития подкрепляется нестандартно оперативным принятием на международном, национальном и фирменном уровнях обязательств реализации экологически направленной политики и выделения средств на нее. По результатам ежегодной встречи министров стран-членов ОЭСР в июне 2009 г. в Париже принята Декларация об экологически-ориентированном росте для достижения экономического подъема на принципах экологической и социальной устойчивости, когда все аспекты развития (экономический, экологический, технологический, финансовый и др.) будут учитываться комплексно. Страны взяли на себя обязательства стимулировать инвестиции и инновации в этой области. Там же указывается, что кризис не является аргументом отсрочки принятия соответствующих мер, а его окончание не означает прекращения такой направленности развития .
Одним из ключевых факторов, отражающих влияние экологического фактора на мировое экономическое развитие можно считать стремительную динамику развития рынка экологических товаров и услуг.
Несмотря на то, что мировой экологический рынок начал формироваться лишь в последние десятилетия‚ он демонстрирует высокие темпы роста, значительно превышающие соответствующие показатели рынка товаров других отраслей мировой экономики. Ежегодные темпы роста экологического рынка в последние годы составляли 3-10%. Текущие оценки объёма экологических рынков колеблются в пределах 1–2 трлн долларов, тогда как в 1990 г. показатель составлял 200 млрд .
В последние несколько лет российский экологический рынок стал расти, особенно в сфере водного хозяйства и управления отходами. Перспективы роста экологического рынка связывают также с реализацией крупных нефтяных и газовых проектов, требующих внедрения технологий по предотвращению и устранению разливов нефти.
Важный катализатор значения природоохранной проблематики – возрастание интереса к экологическому бизнесу компаний, которые стремятся использовать новые возможности для увеличения прибыли. Например, корпорация General Motors ежегодно получает около 1 млрд долл. выручки от переработки и повторного использования отходов производства. Отмеченная тенденция распространяется на малый и средний бизнес. По данным Доклада об устойчивом развитии малого бизнеса 2013 г. в 75% компаний, осуществляющих реализацию «зеленой» продукции, отмечалось увеличение продаж в 2008–2011 годах, то есть рост происходил даже в период рецессии .
Тем не менее крупные компании в силу масштаба играют более значимую роль в реализации экологической политики. Изменение структуры глобальной экономики во многом продиктовано глубоким проникновением природоохранных подходов в деятельность бизнеса, в первую очередь транснациональных корпораций – основных участников мировой экономики и международных экономических отношений.
Современный этап развития мировой экономики характеризируется значительной ролью транснациональных корпораций в глобальных процессах производства и потребления. Многие исследователи выделяют факт «исторически беспрецедентной мощи и влияния ТНК на мировую политэкономию» в конце XX – начале XXI в. в качестве отличительной черты глобализации . В 1998 г., по оценкам Конференции ООН по торговле и развитию (United Nations Conference on Trade and Development, ЮНКТАД), производство под контролем ТНК (материнских и дочерних компаний) составляло около 25% от общемирового, причем около 1/3 этого производства приходилось на принимающие страны. Доля ТНК в международной торговле в том же году составляла 2/3 (на внутрифирменную торговлю приходилась 1/3 международной торговли) . В последние годы тенденция сохраняется.
ТНК превратились в ключевых производителей и поставщиков товаров и услуг, являясь одновременно главными потребителями природных ресурсов и загрязнителями природной среды. Вместе с тем крупные корпорации имеют наибольшие инвестиционные, технологические и политические возможности для экологизации глобальной экономики.
Последние годы ТНК расширяют капиталовложения в разработку и внедрение технологий, направленных, в первую очередь, на повышение энергоэффективности и снижение выбросов парниковых газов. Частные инвестиции в экологически чистые технологии в мире выросли с 2013 г. на 60% до 148,4 млрд. долл. в 2015 г.
Активно участвуют в этом процессе даже «традиционные» нефтяные компании. Подразделение компании British Petroleum Alternative Energy планирует инвестировать 8 млрд. долл. в солнечную, ветровую и гидроэнергетику, что составляет 5% всех ее капиталовложений .
Ряд российских компаний финансируют экологические программы, внедряют экологически чистые технологии, применяют прогрессивные международные стандарты, экологическую отчетность, аудит и другие инструменты природоохранной политики. Тем самым они становятся одной из движущих сил «экологизации» производства.
ТНК используют новые возможности для создания конкурентных преимуществ за счет повышения эффективности производства и быстрого развития экологических рынков. Использование современных экологичных и, одновременно, экономически выгодных технологий позволяет не только модернизировать производство и сократить издержки, но и увеличить прибыль. Исследование Массачусетского технологического института и Boston Consulting Group в 2013 г. показало, что более трети компаний по всему миру (37%) получают прибыль от «устойчивого» ведения бизнеса (31% в 2012 году). В результате появления дополнительных возможностей почти половина опрошенных компаний поменяла бизнес-модели (рост числа на 20% по сравнению с 2012 годом), причем большинство из них в развивающихся странах.
Как следствие, число ТНК, интегрирующих курс на «зеленую экономику» в свои стратегии, в последние годы уверенно растет. Расширяется и круг компаний, применяющих международные стандарты экологической сертификации.
В настоящее время ускоряются процессы глубоких изменений в системе международных экономических отношений: растет доля экологической компоненты в глобальной торговле и инвестировании, миграции рабочей силы, научно-техническом сотрудничестве, информационном обмене. По существу, можно говорить о начавшейся трансформации глобального хозяйства. Доля «зеленого» сектора глобальной экономики растет и, по разным оценкам, составляет 2–6%.
По оценке экспертов консалтинговой компании Roland Berger, экологические технологии станут лидирующими в развитии мирового хозяйства в XXI веке. Прогнозируется, что объемы экологического рынка к 2020 г. удвоятся по сравнению с нынешним показателем и составят 3,1 трлн. евро .
С развитием экологических отраслей растет и занятость в них. Обобщенные данные о глобальной занятости в «зеленой» экономике отсутствуют, существуют лишь оценки по отдельным странам и секторам, но и они весьма разнятся. Вместе с тем даже фрагментарные оценки позволяют говорить о росте такой занятости. На конец 2014 г. только в отраслях возобновляемой энергетики (прежде всего в производстве биомассы) было занято 7,7 млн человек, что на 18% выше, чем в 2013 году. Большая их часть приходится на Китай, Бразилию, США, Индию, Германию, Испанию и Бангладеш . В США «зеленая занятость» составляла в 2011 г. 2,6% рабочей силы и имела тенденцию к росту . По оценке Международной организации труда, в мире переход к «зеленой» экономике в ближайшие два десятилетия может генерировать дополнительно 60 млн «зеленых» рабочих мест по сравнению с обычным ведением бизнеса.
Влияние экологических проблем распространяется и на другие сферы международных экономических отношений, включая миграцию рабочей силы. В XXI в. это влияние усилилось. Появился термин «экомигранты», обозначающий людей, меняющих страну пребывания в результате климатических изменений, природных катаклизмов, деградации земель и экосистем. Примерами могут служить перемещения населения в результате опустынивания в Китае, Ливии, Марокко и Тунисе, эрозии земель в Турции. Недавние примеры – жители Гондурас и Никарагуа переехали в США в результате последствий, вызванных ураганом Митч, а из Сальвадора и Гаити – после землетрясений. Оценки миграции по экологическим мотивам сильно различаются. Большинство ученых определяет число подобного рода мигрантов в 20–25 млн человек. К середине нынешнего века этот показатель может составить 200 млн, а по отдельным оценкам – до 1 млрд человек . Намного больше число людей, которые меняют место жительства в пределах своих стран.
На международном уровне также значительное оживление демонстрирует инвестиционная деятельность в сфере экологии. Ключевое направление экологического инвестирования составляет энергетика. В частности, быстрые темпы роста демонстрируют инвестиции в возобновляемую энергетику, представленную, главным образом, ветровой, солнечной и гидроэнергетикой.
Расширяются инвестиции в «зеленую» инфраструктуру, в том числе в повышение энергоэффективности, устойчивый транспорт, информационные и коммуникационные технологии, требуемые, например, для создания «умных сетей». Значительная часть инвестиций предназначена для борьбы с изменением климата.
Таким образом, актуальной тенденцией становится интеграция экологической составляющей практически во все отрасли глобальной экономики.