Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Право и религия.

irina_k20 492 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 41 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 19.06.2020
Цель курсовой работы состоит в исследовании вопросов соотношения религии и права, в выявлении и актуализации взаимотворческого потенциала норм религии и права. Для выполнения поставленной цели нами были решены следующие задачи: - охарактеризовать место религии в системе возникновения права, - проанализировать особенности влияния религии на возникновение права и государства, - определить вопросы соотношения норм права и религии, - определить общие принципы взаимодействия права и религии, - показать взаимозависимость государства и религии, права и религии в различные периоды его развития. Предмет исследования: Право и религия. Методологическую основу курсовой работы составляют правовые, философские, исторические концепции, обращение к которым позволило выявить определенные закономерности функционирования религии и морали в проблемном поле права. При подготовке работы были использованы метод сравнительно-сопоставительного анализа и исторического описания, логический метод и метод индукции. Научная новизна курсовой работы заключается в том, что в работе предпринята попытка дать обоснование единства и взаимообусловленности религиозных и правовых норм с теоретических позиций, проанализированы созидающие способности морали; исследованы особенности действия религии на процесс развития институтов права. В курсовой работе рассмотрены вопросы влияния норм религии и морали на различных этапах правового развития общества, их место в современной ситуации.
Введение

Актуальность темы курсовой работы. Религия имеет самые прямые связи с политикой и правом. Ей всегда принадлежала существенная роль в жизни общества. Область международных отношений нередко привлекала особое внимание религии. Так, в теократических государствах Древнего Востока религия, политика и право были связаны воедино. В Европе вершины своего влияния религия достигает в период средневековья. Если государственная власть – «от бога», значит, она должна быть равной ко всем и не иметь классового уклона. Так, по крайней мере, следует из христианской религии. В новое время влияние религии падает, и, тем не менее, она остается важным инструментом внешней политики государств. Религия и религиозные государства оказывают существенное влияние на международные отношения и право и в наше время. Общеизвестна в этом плане роль католической церкви. Более 40 конституций государств мира закрепляют привилегированное положение определенной религии. Первое место как государственная религия занимает ислам, который представляет собой основу мусульманского права. Исходя из этого, была сконструирована концепция особого «мусульманского права» [1, с.28]. Религия способна оказать влияние на международное право, прежде всего, через политику государств. Второй путь – через общественное сознание, через сознание верующих, посредством их нравственного воспитания. Влияя на мораль, религия воздействует и на право. Религия оказала огромное влияние на многие стороны общественной жизни. Отношение к религии, не всегда было однозначным. Подчеркивая реакционную роль религии в обществе, еще К. Маркс называл ее "опиумом народа" [2, с.69]. Давая научный анализ религии, общественные деятели, мыслители, ученые исходили из того, что она представляет собой сложное общественное явление, систему особых представлений, чувств и культовых действий, а в классовом обществе - и религиозных убеждений, объединяющих профессиональных служителей культа. По определенным оценкам, религия дает людям ложные представления о жизни, переносит решение проблем в потусторонний мир, тем самым укрепляет и увековечивает зависимость человека от внешних сил, обрекает его на пассивность и сковывает его творческие возможности.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3 1. СВЯЗЬ ПРАВА И РЕЛИГИИ………………………………………………..6 1.1 Соотношение права и религии………………………………………………6 1.2 Взаимосвязь права и религии……………………………………………….8 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВА И РЕЛИГИИ…………………………….17 2.1 Общие принципы взаимодействия права и религии………………………17 2.2 Теократическое государство………………………………………………..18 2.3 Мусульманское религиозное право………………………………………...25 2.4 Церковное право……………………………………………………………..31 2.5 Индусское право……………………………………………………………..34 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...37 СПИСОК ЛИМТЕРАТУРЫ…………………………………………………..40
Список литературы

1. Лифшиц Р.З. Теория права. - М., 2013. – С. 143 2. К. Маркс. Государство и формы его строя. - М.., 2015. 3. Теория государства и права. Корельский В.М., Перевалов В.Д. - М. 2008. 4. Федосова Н.С. Нравственность как основа взаимосвязи религии и права //Актуальные проблемы государства и права на рубеже веков. Часть 1. Материалы межвузовской научной конференции. - Алматы, 2014. 5. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2011.– С. 22. 6. Гегель Г. Философия права. - М.: Мысль, 2013. - С. 97. 7. С. Савиньи. Избранные философские произведения. Т.2. - М., 1960. - С.72. 8. Общая теория государства и права Т. 2/под ред. проф. М.Н. Марченко. - М., 2014. - 640 с. 9. Теория государства и права/ред. Т.Н. Манова. - М., 2015.-336 с. 10. Давид Р. Основные правовые системы современности. – М., 1999. 11. Ибраева А.С. Правовая культура: проблемы теории и практики Алматы: Жеті Жаргы, 2012 г., с.352 12. Античная литература. - Рим: Хрестоматия. - М., 2012. 13. И.А. Исаев, М.Н. Золотухина «История политических и правовых учений». М., «Юрист», 1995 г с.220. 14. Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия, - Москва, 2015 г. 15. Алексеев Н.Н. Основы философии права. - М., 2014.-330 с. 16. Влияние международно-правовых документов на законодательство РК. Сб. материалов международной научно-практической конференции А.,2000г. 17. Авакьян С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в Российской Федерации: конституционно-правовые основы. - М., 2016. 18. Ориу М. Основы публичного права. - М., 1929. - С. 411. 19. Керимов Д.А. Основы философии права. - М.,1992.-310 с. 20. Бочарова С.Н. Роль общественных объединений в защите прав человека // Юрист. 2007. № 1. - С. 98. 21. Основы права /под ред. М.И. Абдулаева. - Алматы, 2004. - 604 с. 22. Общая теория права/под ред. проф. А.С. Пиголкина. - М., 2012.-384 с. 23. Ибраева А.С. Общая теория государства и права: Основные понятия и логические схемы учебное пособие. - Алматы, 2014. 24. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. – М.: Юрист, 2001. - С. 451. 25. Страны мира. Краткий политико-экономический справочник. - Москва: изд-во Республика, 1993 г. 26. Крашенинникова Н.А. Индусское право: история и современность / М.: 1982. - 192 с. 27. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право / Л.Р. Сюкияйнен - М.: «Наука», 2013. - 730 с. 28. Васильев. Л.С. История религий Востока / Л.С. Васильев. М.: 2016. 420 с. 29. Салыгин Е.Н. Теократическое государство / Е.Н. Салыгин М.: 2014. - 128с. 30. Введение в политологию. М.: 2014. 446 с. 31. Рене Д. Основные правовые системы современности / Давид Р. Печатается по изданию: М.: «Прогресс», 1988. 790 с. 32. Мельник В.А. Политология / В.А Мельник. Мн., 2012. 494 с. 33. Религия и церковь в истории России / под ред. А.М. Сахарова. - М.: «Мысль», 2013. 484 с. 34. Ионин Я. Каноническое право: его источники и история фиксации / Я. Ионин. - М.: 2016. 330 с. 35. Введение в политологию / В.П. Пугачев, А.И. Соловьев. – М., 2015. 36. Основы политической науки. Учебное пособие. В 2-х ч.Ч.1 / В.П. Пугачев. – М., 2016. 37. Ирхин Ю.В. Политология. – М., 2013. 38. Философский энциклопедический словарь. Изд. 2-е. – М., 1989. 39. Смелзер Н. Социология. – М.,2014. 40. Нуруллаев А.А. Ислам и политика // Религии народов современного мира Словарь / М.П. Мчедлов. – М., 2014. 41. Пять самых значительных событий тысячелетия // НГ – Религии. – 2015. – 22 декабря.
Отрывок из работы

1. СВЯЗЬ ПРАВА И РЕЛИГИИ 1.1 Соотношение права и религии Назначение религии является выработка " смыслов ", позволяющие человеку, так или иначе освоить и определить свое место в мире, в котором он живет. Религия, с этой точки зрения, выступает мерилом "хорошего " поведения. Религиозные нормы есть разновидность социальных норм, установленных различными вероисповедованиями и имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру, регулирующих отношение верующих людей к Богу, церкви, друг к другу, организацию и функции религиозных организаций. Свод морально этических установлений - составная часть религиозных вероучений. Религиозные каноны представляют собой регулятивную систему, действующую в обществе с самых ранних этапов развития человечества. В античном мире религия, мораль, политика были тесно взаимосвязаны. Мировые религии: христианство, буддизм, ислам оказали огромное влияние не только на нравственную жизнь общества, но и на развитие правовых систем. Христианская религия, каноны религиозной морали оказали и оказывают значительное влияние на жизнь народов Земли. Одной из основных правовых систем современности является мусульманское право. Это право указывает мусульманину соответствующей религии ислама "путь исследования". Шариат - совокупность религиозных и юридических норм мусульманского феодального права - родился в странах Востока. Источниками шариата являются Коран, Сунна. В Библии, Коране и других источниках вместе с собственно религиозными канонами нашли выражение общечеловеческие нормы. Такие общечеловеческие нормы, требования содержатся, например, в Библии - в заповедях Моисея, в Нагорной проповеди. В "Моисеевых законах" установлена обязанность трудиться в течении шести дней и отдыхать на седьмой, требование почитать детям своих родителей, запрещаются убийство, воровство, лжесвидетельство. Социальные нормы нашли выражение в христианском церковном, каноническом праве. Эти нормы регулируют внутреннюю организацию церкви, взаимоотношения между церковными органами, верующих с государством, некоторые отношения в жизни верующих. В 1917 году римско - католическая церковь опубликовала кодекс канонического права. Внешне эти нормы имеют определенное сходство с юридическими установлениями: в известной мере формализованы и содержательно определены; хотя в значительно меньшей степени, но все же определенным образом институционализированы и документально зафиксированы в Библии, Коране, Сунне, религиозных книгах буддистов и других; выступают в некоторых случаях в качестве источников права. В качестве иллюстрации таковых являются не только страны мусульманской правовой системы, но и некоторые страны континентальной Европы. В то же время между правом и религией существуют принципиальные различия. Секуляризация общественной жизни, утверждение свободы совести одновременно означает, что сфера действия религиозных норм значительно уже сферы действия норм права. Так, предписания" Торы" распространяются исключительно на лиц, исповедующих иудаизм, Корана - соответственно исповедующих ислам и т. д. Различны механизмы действия религии и права. В частности, религии обосновывают в своих священных книгах абсолютную непреложность предписываемого ими кодекса поведения ссылкой на высший авторитет, или, как сказали бы философы и богословы, "трансцендентное миру начало". Влияние права на религию в известной мере достаточно специфично. Конституция РФ (ст. 14), федеральный закон " О свободе совести" гарантирует свободу совести и вероисповеданий, равноправии конфессий возможность для верующих замены военной службы альтернативной гражданской службой. В Российской Федерации действуют нормы разных религиозных верований и направлений. В числе российских граждан есть православные, католики, старообрядцы, баптисты, мусульмане, буддисты, иудеи. Российское законодательство о свободе совести, религии, об отношениях государства и церкви, о религиозных организациях отражает принципы " Всеобщей декларации прав человека" принятой в России " Декларации прав и свобод человека и гражданина " говорится, что каждому человеку гарантируется свобода совести, вероисповедания, религиозной и атеистической деятельности, каждый в праве исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выбирать, иметь и распространять религиозные либо атеистические убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения закона. В тоже время право не должно быть безучастно к " причудливым " формам пользования свободой совести и, в частности, к оккультным религиям и тоталитарным сектам, подавляющим личность и путем зомбирования превращающим ее в слепого исполнителя воли " гуру "мастера " и стоящих за ним темных сил. Право в этой ситуации должно быть правом и противодействовать развитию и расширению такого рода религиозных верований, иначе неизбежен синдром " Аум Синдике ". 1.2 Взаимосвязь права и религии Духовная жизнь общества многообразна, она включает в себя культуру, в том числе искусство, область верований, национальный аспект, в том числе языковый и др. Действующая Конституция отказалась от принципа жесткой опеки государства над духовной жизнью общества и устанавливает принцип светского государства. Светским государством следует считать такое государство, в котором не существует какой-либо официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. Согласно ст. 14 Конституции России Российская Федерация объявлена светским государством: «Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства». Правовое положение церкви в современной России, помимо конституционных положений, регулируется российским законом «О свободе совести и о религиозных объединениях». Принятие этого закона, как известно, сопровождалось бурной полемикой не только в церковных кругах, но и в самих органах государственной власти. Так что же явилось причиной возникновения противоречивых мнений в процессе принятия Федерального Закона «О свободе совести и религиозных объединениях»? По существу речь идет о различном истолковании новых положений Федерального Закона от 26.09.1997, в корне отличающих его от предшествующего законодательства в этой области, в особенности от явно устаревшего Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий» от 25 октября 1990 года. В основе же разногласий отечественных и зарубежных политиков лежит диаметрально противоположная оценка роли государства и, прежде всего исполнительной власти в правовой регламентации конфессиональной деятельности. Проводники новой государственной политики в отношениях государства и церкви, воплощенной в новом Федеральном Законе от 26 сентября 1997 года, отстаивают необходимость усиления роли исполнительной власти при создании религиозных объединений и осуществлении контрольных полномочий правоохранительных органов за их деятельностью. Такая позиция учитывает и международную практику. В частности, решением Европейского парламента от 29 февраля1997 года предусмотрена возможность ограничения деятельности религиозных объединений: государствам-членам Европарламента рекомендовано не предоставлять «статус религиозной организации автоматически», а также пресекать противоправную деятельность сект вплоть до их ликвидации. Высказывались мнения, что Федеральный Закон имеет «дискриминационную сущность», затрудняющую деятельность всех конфессиональных организаций, помимо так называемых «традиционных», укоренившихся в России на протяжении столетий и объединяющих приверженцев православия, ислама, буддизма и иудаизма. На самом деле Федеральный Закон от 26 сентября 1997 года основан на межконфессиональной концепции государственного регулирования, в соответствии с которой «протекционистская политика государства распространяется на все легитимно созданные религиозные объединения». Новый Закон не предусматривает режима наибольшего благоприятствования в отношении традиционных религий. Единственное упоминание о них содержится в преамбуле, но не в нормативных предписаниях закона, которым подтвержден конституционный принцип равной правовой защиты всех конфессиональных объединений, официально действующих на территории России. Суть ФЗ от 26 сентября 1997 года заключается в закреплении превентивных полномочий правоохранительных органов: государственная власть заинтересована в предотвращении возможной противоправной деятельности так называемых «тоталитарных» сект, исключающих добровольную основу членства и препятствующих выходу граждан из религиозного объединения. Механизм государственной разрешительной политики, воплощенной в полномочиях федеральных министерств и ведомств по регистрации, лицензированию и контролю, призван предотвратить причинение имущественного и морального вреда приверженцам различных вероисповеданий. Религиозные объединения могут быть созданы в форме религиозных групп и религиозных организаций. Следует подчеркнуть, что правоспособностью юридических лиц обладают только зарегистрированные в органах юстиции религиозные организации. Федеральный Закон от 26 сентября 1997 года определяет статус факультативного и императивного режимов регистрационных отношений, и их различия обусловлены намерениями лицу, создавших религиозную группу. Факультативный режим имеет место в случае, если учредители религиозных групп не намерены ходатайствовать в органах юстиции о предоставлении им статуса юридического лица. Обязательная же государственная регистрация предусмотрена лишь для объединений, созданных в форме религиозной организации. Нельзя отказать в регистрации религиозного объединения по мотивам нецелесообразности его создания. Для осуществления императивных регистрационных отношений решающее значение имеет временной ценз деятельности объединения на территории России. Статус общероссийского религиозного объединения распространяется только на централизованные религиозные организации, которые действуют на территории России на законных основаниях не менее 50 лет (и имеющие в своем составе минимум три местные организации, зарегистрированные на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации) к моменту обращения организации в орган юстиции с заявлением о государственной регистрации. Учредители местной религиозной организации обязаны подтвердить в органе юстиции факт своей деятельности на соответствующей территории в течение не менее 15 лет (это требование не распространяется на местные религиозные объединения, которые действовали в составе централизованной религиозной организации до государственной регистрации). Однако все же есть возможность распространения прав юридического лица для местной и централизованной религиозной организации и без временного ценза. Однако в этом случае учредители обязаны ежегодно в течение 15 лет перерегистрироваться в территориальных органах юстиции. На такие объединения распространяется целый ряд ограничений: они не вправе образовывать учреждения профессионального религиозного образования, производить, приобретать, распространять религиозную литературу, иметь при себе представительство иностранной религиозной организации. Созданию централизованной религиозной организации свойственна особая периодичность регистрационных отношений: на первом этапе государственной регистрации подлежат местные организации, и только после ее завершения учредители вправе ходатайствовать о регистрации централизованной организации. Для создания конфессиональными объединениями учреждений профессионального религиозного образования необходимо сочетание двух видов разрешительной политики. Такие учреждения подлежат государственной регистрации в органе юстиции в качестве религиозного объединения, и для получения права осуществления образовательной деятельности необходима также выдача лицензии Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. Ликвидация конфессионального объединения также регламентируется нормами административного права. Как правило, инициатором ликвидации или запрета деятельности объединения является Министерство юстиции Российской Федерации или его территориальный орган в субъекте федерации, но решение по существу принимается судом. Федеральным законом не урегулированы различия в процедурах ликвидации и запрета деятельности религиозного объединения, однако полное прекращение правоспособности конфессиональной организации как юридического лица допускается только в случае ее ликвидации судом. Запрет деятельности объединения представляет собой временную превентивную меру, цель которой - устранение фактов нарушения действующего законодательства, выявленных органом юстиции или иным правоохранительным органом в процессе осуществления контрольных функций. Передача религиозным организациям соответствующего недвижимого имущества с относящимися к нему земельными участками, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется безвозмездно. В таком же порядке, как правило, по решению соответствующего органа исполнительной власти, конфессиональное объединение наделяется и отдельными правомочиями собственника. Передача в собственность религиозным объединениям культовых зданий и сооружений влечет за собой и имущественные обязанности по их функциональному использованию. Конфессиональные объединения вправе владеть, пользоваться и распоряжаться культовыми зданиями и сооружениями только в целях совершения богослужений и иных религиозных обрядов и церемоний, предусмотренных внутренними установлениями. Следовательно, очевидны определенные ограничения правомочий собственника. Договоры аренды зданий и сооружений, переданных государственными и негосударственными юридическими и физическими лицами в собственность религиозным организациям, должны предусматривать их функциональное использование арендатором, что фактически означает легитимную возможность существования таких арендных отношений, участниками которых являются только приверженцы данного вероисповедания. Несоблюдение указанных условий влечет за собой недействительность договора аренды. Органы исполнительной власти контролируют соответствие федеральному законодательству внутренних установлений религиозных организаций, прежде всего уставов. При невозможности точно установить, соответствуют ли закону сведения и другие положения уставов, орган юстиции вправе приостановить процедуру регистрации на срок до шести месяцев для проведения государственной религиоведческой экспертизы, определение порядка которой отнесено к исключительному ведению Правительства Российской Федерации. Исполнительная власть взаимодействует с конфессиональными объединениями при определении статуса учреждений религиозного образования. Светская основа системы образования в нашей стране не препятствует преподаванию религиоведческих учебных дисциплин в государственных или муниципальных образовательных учреждениях: администрация таких учреждений вправе удовлетворить просьбу родителей, обратившихся с просьбой о преподавании религиоведческих дисциплин на факультативной основе. Таким образом религиозное образование или основы его могут быть получены не только в учреждениях конфессионального образования, но и в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Федеральный закон от 26 сентября 1997 года предусматривает также контроль за религиозными организациями. Функции контроля осуществляют: 1. Органы юстиции (уставная деятельность религиозной организации). 2. Государственная налоговая служба и Федеральные органы налоговой полиции (финансовый контроль). 3. ФСБ и МВД России (специализированный контроль). Особую разновидность административно-правовых норм в рассматриваемой сфере отношений составляют предписания Федерального закона от 26 сентября 1997 года, которые предусматривают односторонние обязательства органов исполнительной власти. Должностное лицо правоохранительного органа не вправе настаивать на допросе священнослужителя по исповедальным обстоятельствам; разглашение тайны исповеди не допускается даже в случае совершения тяжких уголовных преступлений или административных проступков. Тем самым законом предусмотрен иммунитет священнослужителей в сфере административной и уголовной юрисдикции. Неучастие Русской Православной Церкви (РПЦ) в государственном строительстве и в осуществлении мирских полномочий исполнительной власти не следует отождествлять с отстраненностью церкви от решения судьбоносных внутриполитических проблем. Все органы внутрицерковного управления РПЦ обладают потенциальной возможностью участвовать в деятельности органов исполнительной власти. Разработка основ взаимодействия РПЦ и государства отнесена к ведению ее высшего конфессионального органа - Поместного Собора. В период, когда Поместный Собор не созывается, указанные полномочия осуществляются подотчетным ему органом - Архиерейским собором РПЦ. Поместный и Архиерейский соборы являются высшими представительными органами РПЦ, различающимися периодичностью их созыва. Поместный Собор должен созываться не реже одного раза в пять лет, тогда как перерывы в заседаниях Архиерейского собора не могут превышать двух лет. Священный Синод - единственный постоянно действующий орган внутрицерковного управления, который осуществляет полномочия Архиерейского и Поместного Соборов в период между их заседаниями. Председательствует на заседаниях Священного Синода Патриарх РПЦ. Решения Поместного и Архиерейского Соборов и Священного Синода в сфере взаимоотношений с государством призваны содействовать решению важнейших внутриполитических проблем. В случае кризисных ситуаций высшие органы церкви, руководствуясь доктриной невмешательства в политико-правовые причины разногласий, призваны способствовать примирению противоборствующих сторон. Таким образом, РПЦ выполняет роль духовного арбитра во внутригосударственных конфликтах. Отделение религиозных объединений от государства (это более четкая формула, чем отделение церкви от государства), закрепленное частью второй ст. 14 Конституции РФ, означает, что государство, его органы и должностные лица не вмешиваются в вопросы определения гражданами своего отношения к религии, в законную деятельность религиозных объединений и не поручают последним выполнение каких-либо государственных функций. В то же время государство охраняет законную деятельность религиозных объединений. Религиозные объединения не могут смешиваться в дела государства, не участвуют в выборах органов государственной власти и в деятельности политических партий. Вместе с тем религиозные объединения могут принимать участия в социально-культурной жизни общества в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность общественных объединений. Указанные положения содержатся в ст. 8 Закона РСФСР от 25 октября 1990 г. “О свободе вероисповеданий”. Статья 9 Закона “О свободе вероисповеданий” называется “Светский характер системы государственного образования”. Она устанавливает, что обучение в государственных и национальных образовательных учреждениях носит светский характер и не преследует цели формирования какого-либо отношения к религии. В то же время в негосударственных образовательных учреждениях, частным образом на дому или при религиозном объединении, а также факультативах (по желанию граждан ) во всех учебных заведениях преподавание вероучений и религиозное воспитание допускается. Указанное положение нельзя путать, как это часто бывает, с возможностью включения в официальное обучение программы государственных и муниципальных образовательных учреждений Закона Божьего или других религиозных дисциплин. Светское образование несовместимо с этим. 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВА И РЕЛИГИИ 2.1 Общие принципы взаимодействия права и религии Из сказанного выше понятно, что правовые нормы осуществляют внешнюю регулирующую функцию, а религиозные – внутреннюю. Взаимодействуя, они дополняют друг друга, направляя и совершенствуя человека. Если одной из основных задач любых норм является установление порядка. Право непосредственно воздействует на условия и процесс производства, распределения и обмена материальных благ, закрепляет своими нормами экономические отношения, выгодные тем, или иным слоям общества. Религия «генетически» предшествуя праву, оказывает существенное влияние на его возникновение и формирование. Правовое сознание первоначально тесно смыкается с религиозным. Понятия греховного и преступного во многом совпадают, религиозные нормы служат источником правовых норм, у истоков правосудия нередко стоят священнослужители, любое посягательство на религию рассматривается как преступление. Освещая право, или отдельные его институты, религия объявляет грехом нарушение не только религиозных, но и юридических норм и способствует тем самым исполнению последних [5, с.64]. При взаимодействии религиозных и правовых норм возможны следующие варианты: - взаимодействие религиозных и правовых норм; - непосредственное воздействие религиозных норм на правовые; - опосредованное воздействие религиозных норм на правовые (влияние религии на формирование правовых норм через правосознание в результате восприятия правосознанием религиозных идей и представлений) - взаимодействие в регулировании различных сторон церковно-государственных отношений, имущественных и иных прав конфессиональных организаций и служителей культа, узаконение церемоний культа в различных сферах государственной жизни (коронация, инаугурация Президента США, религиозная присяга при занятии государственных должностей, религиозная клятва в суде и др.). В развитых государствах официальная религия защищает установленные, не противодействующие религиозным нормам, порядки, а государство создает благоприятные условия для деятельности религиозных организаций. Взаимодействие правовых и религиозных норм находит свое конкретное выражение в так называемых государственно-религиозных отношениях, которые регулируются правом. Взаимодействие религии и права проявляется в санкционировании правом применения религиозных норм, в придании последним от имени государства обязательной для всех граждан, или для определенной социальной группы, силы [29, с.49]. Таким образом, в рассмотренном взаимодействии религиозных и правовых норм в государстве прослеживается четко выраженная тенденция к сближению их друг с другом и совместному решению общих задач, стоящих перед обществом. 2.2 Теократическое государство Теократическое государство представляет собой совокупность теократических структур и институтов, интегрированных в систему государственной власти. При наличии в государстве религиозно- правовой регламентации, определяющей основные сферы жизнедеятельности общества, и политического лидерства религиозных авторитетов его следует признать теократическим. Но данными признаками теократическое государство не исчерпывается. Теократичность государственной власти определяется также характером отношений государства и церкви, политических партий и религиозных организаций, духовных учреждений и школ. В отдельных государствах религиозно-правовое регулирование не является фактором, определяющим политическую жизнь, но иные теократические институты присутствуют. Данные государства нельзя назвать теократическими, но можно именовать как государства с теократическими тенденциями. Анализ их государственно-правового устройства также является важным [30, с.117-119]. Причины существования государств с теократическими тенденциями двоякого рода. С одной стороны, государства с теократическими тенденциями являются результатом эволюции теократических государств в светские. В результате исторического развития эти государства постепенно отходят от религиозно-политических принципов организации власти и движутся в общем русле секуляризации общества. К ним относятся Израиль, Индия, Таиланд, Непал и некоторые другие. С другой стороны, в современном мире наметилась и обратная тенденция, заключающаяся в теократизации политико-правовых отношений. К государствам с прогрессирующими теократическими тенденциями принадлежат Пакистан, Марокко, ряд бывших республик Советского Союза, в том числе и Россия [31, с.132]. Прежде всего, религиозно-правовые нормы регулируют отношения личного статуса. Исследователи, анализируя политико-правовое устройство стран Азии и Африки, подчеркивают, что правовой статус личности в этих государствах устанавливается не только нормами государственного права, отраслевого законодательства и судебной практики, но и предписаниями религиозного и обычного права, регулирующего здесь сравнительно широкий круг общественных отношений: Принадлежность лица к религии или к этнической группе, общине является основой его персонального статуса» Отношения личного статуса включают вопросы семьи, брака, принадлежности к религии и наследования имущества. Например, в Индии до настоящего времени большое значение придается закрепленной индусским правом системе каст. Принадлежность к определенной касте определяет моральный, религиозный и отчасти правовой статус индуса. Как отмечают ученые, в представлении верующих касты в Индии «занимают несравненно более значительное место, чем все политические институты вместе взятые».
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Культурология, 13 страниц
200 руб.
Курсовая работа, Культурология, 26 страниц
300 руб.
Курсовая работа, Культурология, 44 страницы
400 руб.
Курсовая работа, Культурология, 40 страниц
340 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg