Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Развитие скоростно-силовых качеств у девушек, занимающихся волейболом

irina_k20 1625 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 65 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 19.06.2020
Объект исследования. Методы скоростно-силовой подготовки. Предмет исследования. Средства, методы и построение процесса развития скоростно-силовых качеств у девушек, занимающихся волейболом. Гипотеза исследования. Предполагалось, что развитие скоростно-силовых качеств будет более эффективным, если в процессе подготовки будет использоваться комплексный подход с оптимизацией средств скоростно-силовой направленности. Цель исследования: экспериментально обосновать эффективность использования комплекса физических упражнений для развития скоростно-силовых качеств у девушек, занимающихся волейболом. Практическая значимость исследования заключается в систематизации знаний по проблеме развития скоростно-силовых качеств у девушек, занимающихся волейболом. Экспериментально определены рациональные показатели количества повторений и длительности интервалов отдыха при выполнении упражнений скоростно-силового характера. Разработана педагогическая технология физической подготовки с преимущественным развитием скоростно-силовых качеств у девушек, занимающихся волейболом. Структура и объем исследования. Работа изложена на 66 страницах машинописного текста и состоит из введения, трех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложений. Список литературы включает 51 источник.
Введение

Актуальность исследования. Игра в волейбол требует от участников хорошей координации движений, ловкости, гибкости, физической силы, быстроты, проявления смелости и сообразительности. Двигательные действия волейболистов заключаются во множестве молниеносных стартов и ускорений, в прыжках, в большом количестве взрывных ударных движений при длительном, быстром и почти непрерывном реагировании на изменяющуюся обстановку, что предъявляет высокие требования к их физической подготовленности. В связи с этим современный волейбол характеризуется повышением значимости атлетических качеств в игре, а также возможность игрока выполнить определенное игровое действие: поставить высокий блок, принять сильную подачу, осуществить нападающий удар и т.п. Современные правила игры в волейбол требуют наличия у игроков высокого роста с развитой скоростью реакции и техникой выполнения игровых приемов, что обусловливает стабильность проведения тактических действий [7, с. 36]. Повышение результативности игры в волейбол ряд ученых (Е.В. Фомин и др.) напрямую связывают с умением спортсмена стабильно выполнять нападающие удары. Другие авторы (А.В. Беляев, Ю.Н. Клещев и др.) отмечают важность наличия у волейболиста хорошо поставленных защитных действий. Большинство авторов сходятся во мнении, что эффективная игра в волейбол зависит не только от высокого роста спортсменов, их физической подготовки, умения играть комбинационно, максимально выполняя установку тренера, но и от способности в полной мере проявить уровень своей физической и технико-тактической подготовленности, в том числе и от развития скоростно-силовых качеств. Анализ публикаций по проблеме исследования показал, что развитие физических качеств, необходимых спортсмену в его деятельности, осуществляется в процессе физической подготовки. По мнению Ю. Д. Железняка, в специальной физической подготовке волейболистов ведущее место занимает показатель скоростно-силовой подготовленности и специальной выносливости. Воздействие собственно средств волейбола на физическую подготовленность и развитие, функциональное состояние организма спортсмена полностью зависит от уровня владения навыками игры [19, с. 122]. В связи с этим более глубокого изучения требуют индивидуализация и специализация средств и методов подготовки, оптимизации соотношения частных объемов физической и технической подготовки, развития скоростно-силовых качеств на основе учета возрастных особенностей состояния и подготовленности девушек волейболисток. Это обусловило выбор направления нашего исследования.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ У ДЕВУШЕК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ВОЛЕЙБОЛОМ 6 1.1 Понятия о волейболе и его влияние на организм 6 1.2 Характеристика проявления скоростно-силовых качеств в спортивной деятельности волейболиста 10 1.3 Методы развития скоростно-силовых качеств у девушек, занимающихся волейболом 13 Выводы по 1 главе…………………………………………………………...23 ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 24 2.1 Задачи исследования 24 2.2 Методы исследования 24 2.3 Организация исследования……………………………………………...27 ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ У ДЕВУШЕК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ВОЛЕЙБОЛОМ 29 3.1 Диагностика уровня развития скоростно-силовых качеств девушек, занимающихся волейболом 29 3.2 Разработка комплекса упражнений, направленных на развитие скоростно-силовых качеств у девушек, занимающихся волейболом 34 3.3 Эффективность использования комплексов упражнений для развития скоростно-силовых качеств у девушек, занимающихся волейболом 43 ВЫВОДЫ 57 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 60 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 62
Список литературы

1. Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 30.08.2013 N 680 «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта волейбол» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://gov.cap.ru/UserFiles/orgs/GrvId_741/volejbol.pdf, свободный. (Дата обращения: 16.12.2017 г.). 2. Барчуков, И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие / И.С. Барчуков. – М.: КноРус, 2012. – 368 с. 3. Беляев, А.В. Волейбол: теория и методика тренировки / А. В. Беляев, Л. В. Булыкина. – Москва.: ТВТ Дивизион, 2011. - 176 с. 4. Боген, М.М. Физическое воспитание и спортивная тренировка: обучение двигательным действиям. Теория и методика / М. М. Боген. – М.: Либроком, 2011. - 200 с. 5. Виленский, М.Я. Физическая культура / М.Я. Виленский. – М.: КноРус, 2012. – 424 с. 6. Волейбол для всех: учебно-методическое пособие / под ред. Л. В. Булыкина, Е. В. Фомин. – М.: ТВТ Дивизион, 2012. - 80 с. 7. Волейбол: теория и практика: учебник / под общ. ред. В.В. Рыцарева – М.: Спорт, 2016. - 456 с. 8. Гелецкий, В.М. Теория и методика физической культуры: учебное пособие / В.М. Гелецкий. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2014. ? 433 с. 9. Глаголев, Д.А. Методы развития силовых качеств на уроках физической культуры / Д.А. Глаголев // Теория и практика образования в современном мире: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). - СПб.: СатисЪ, 2014. - С. 132-135. 10. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта. / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов - М.: Академия, 2003. - 288 с. 11. Годик, М.А. Комплексный контроль в спортивных играх / М. А. Годик, А. П. Скородумова. – М.: Советский спорт, 2010. - 336 с. 12. Гришина, Ю.И. Общая физическая подготовка / О. И. Гришина. – М.: Феникс, 2010. - 249 с. 13. Двигательные качества и методика их воспитания: учебное пособие / под ред. Н.Т. Шалгинова. – Красноярск: КрасГАСА, 2006. – 30с. 14. Деркач, А.А. Педагогическое мастерство тренера / А.А. Деркач, А.А. Исаев - М.: ФиС, 1981. - 375 с. 15. Дубровский, В.И. Спортивная физиология: учебное пособие / В.И. Дубровский. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – 462с. 16. Евстафьев, Б.В. Физические способности, как вид способностей человека: учебное пособие. / Б.В. Евстафьев - М.: Спорт. 2011. – 405 с. 17. Железняк, Ю.Д. 120 уроков по волейболу / Ю.Д. Железняк– М.: Физкультура и спорт, 2005. – 65 с. 18. Железняк, Ю.Д. Волейбол: у истоков мастерства / Железняк, Ю.Д., Кунянский В.А., под ред. Ю.В. Питерцева. – М.: Изд-во ФАИР-ПРЕСС», 1998. - 336 с. 19. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учебное пособие / Ю. Д. Железняк; П. К. Петров. – М.: Академия, 2013. - 264 с. 20. Железняк, Ю.Д. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование: учебное пособие / Ю.Д. Железняк [и др.]; Под ред. Ю.Д. Железняка. 2-е изд., испр. - М.: Академия, 2005. - 384 с. 21. Железняк, Ю.Д. Тенденции развития классического волейбола на современном этапе / Ю.Д. Железняк, Г.Я. Шипулин, О.Э. Сердюков // Теория и практика физ. культуры: Тренер: Журнал в журнале. - 2004. - № 4. - С. 30-33. 22. Завьялова, Т.П. Технология выполнения научно-исследовательской работы педагогом по физической культуре: содержание, представление, защита / Т. П. Завьялова, И. В. Стародубцева. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2015. -128 с. 23. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания / В. М. Зациорский. – М.: Советский спорт, 2009. - 200 с. 24. Ивкова, Т. П. Волейбол / Т. П. Ивкова– Минск, 2008. – 48 с. 25. Клещев, Ю.Н. Волейбол. Подготовка команды к соревнованиям: учебное пособие / Ю.Н. Клещев - М.: Спорт. Академия. Пресс 2002. - 192 с. 26. Ковалева, В.Д. Спортивные игры / В. Д. Ковалева. – М.: Просвещение, 2008. – 72 с. 27. Коренберг, В.Б. Теория и методика физической культуры: учебное пособие. / В.Б. Коренберг - Спб.: Питер. 2007. – 215 с. 28. Коротаева, Е.Ю. Развитие физических качеств и функциональных возможностей средствами волейбола: учебное пособие. / Е.Ю. Коротаева - М.: Проспект, 2017. – 48 с. 29. Костюков, В.В. Возрастные особенности физического развития и физической подготовки юных волейболистов. Методическое пособие / В.В. Костюков, В.В. Нирка, Е.В. Фомин. – М.: ВФВ., 2014. - 63с. 30. Кучкин, С.Н. Биоуправление в медицине и физической культуры / С.Н. Кучкин. - Волгоград.: ВГАФК, 2010. - 155с. 31. Ланда, Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности. / Б.Х. Ланда, М.: Советский спорт, 2004. – 192 с. 32. Леонтьев, В.Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования. / В.Г. Леонтьев – Новосибирск. 2002. - 262 с. 33. Лях, В.И. Двигательные способности. Физическая культура. / В.И. Лях - М.: Просвещение. 2007. – 300 с. 34. Максименко, А.М. Теория и методика физической культуры: учебное пособие / А.М. Максименко - М.: Физическая культура, 2010. – 372 с. 35. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты / Л. П. Матвеев. – М.: Советский спорт, 2010. -340 с. 36. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. – М.: ФиС. 2008. – 544 с. 37. Назаренко, Л.Д. Физиология физических упражнений / Л.Д. Назаренко, И.С. Колесник. – Ульяновск, 2011. – 255 с. 38. Носко, Н.А. Педагогические основы обучения молодежи и взрослых движениям со сложной биомеханической структурой / Н.А. Носко. – К.: Науковий світ, 2000. – 336 с. 39. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте: общая теория и ее практические приложения. В 2т. / В.Н. Платонов. – М.: Советский спорт, 2015. – 1432 с. 40. Попов, В.С. Теоретико-практические основы развития физических качеств: учебное пособие к практическим занятиям по дисциплине «Физическая культура» / В.С. Попов - Новочеркасск, 2012. - 82 с. 41. Родионов, А.В. Психология физического воспитания и спорта: учебное пособие // А.В. Родионов - М.: Фонд «Мир», 2004. - 576 с. 42. Русакова Н.Г. Особенности спортивных тренировок девочек и девушек. / Н.Г. Русакова // Наука и образование: новое время. - Чебоксары 2016 г. № 5 (16). - С. 97-99. 43. Смирнова, В.З. Подвижные игры и игровые упражнения как средство развития двигательных способностей в учебном процессе: учебное пособие / В.З. Смирнова, Г.П. Коняхина - Челябинск: Издательский центр «Уральская академия», 2013. - 162 с. 44. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов / Сост. и общая редакция И. П. Волкова. - СПб.: Питер, 2002. – 384 с. 45. Столяров, В.И. Содержание и структура физкультурно-спортивного воспитания детей и молодежи (теоретический анализ) / В.И. Столяров, С.А. Фирсин, С.Ю. Баринов. – Саратов: Наука, 2012. – 268 с. 46. Томпсон, П.Дж. Развитие физических качеств / Питер Дж. Л. Томпсон // Легкая атлетика. - 2012. - № 1/2. - С. 2-6. 47. Томпсон, П.Дж. Развитие физических качеств / Питер Дж. Л. Томпсон // Легкая атлетика. - 2012. - № 5/6. - С. 2-8. 48. Туманян, Г.С. Теория, методика, организация тренировочной, внетренировочной и соревновательной деятельности: учебное пособие / Г. С. Туманян, В. В. Гожин. – М.: Советский спорт. Ч. III: Кн. 12: Система упражнений. - 2001. - 80 с. 49. Фомин, Е.В. Волейбол: начальное обучение: учебное пособие / Е.В. Фомин, Л.В. Булыкина. – М.: Спорт, 2015. - 88 с. 50. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов - М.: Академия, 2012. – 480 с. 51. Шарафеева, А.Б. Физическая подготовка волейболистов. Методические рекомендации. / А.Б. Шарафеева – Томск. 2008. – 54 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ У ДЕВУШЕК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ВОЛЕЙБОЛОМ 1.1 Понятия о волейболе и его влияние на организм Спорт в современном обществе занимает одно из ведущих мест. Во всем мире большое количество людей вовлекаются в сферу физической культуры и спорта. Важность и ценность физической культуры и спорта отчетливо проявляются в социальной жизни, экономике, политике, международных отношениях и т.п. Волейбол – один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших всенародное признание [7, с. 18]. Cуть игры в волейбол заключается в борьбе двух команд, находящихся на площадке по обе стороны волейбольной сетки и стремящихся ударом рук по мячу переправить его на сторону соперника так, чтобы тот не мог возвратить мяч обратно не нарушая правил. Игра состоит из трех или пяти партий. При победе в двух партиях из трех и в трех из пяти засчитывается выигрыш. Во время игры в каждой из команд на площадке находится по шесть человек – трое располагаются на передней линии, у сетки, трое на задней линии (2-3 м от лицевой линии), но таким образом, чтобы контролировать всю площадку. Игроки передней линии участвуют в приеме и передачах мяча, нападают, блокируют, страхуют друг друга. Игроки задней линии совершают подачу, также принимают и передают мяч, играют в защите и совершают страховку [3, с. 54]. Игра начинается так – одна команда подает, вторая принимает и передает мяч, выполняют атакующие действия. Каждая команда, принимая мяч после подачи, имеет право не более трех раз коснуться мяча (исключая блокирование), во время приема запрещается задерживать мяч выполнять броски и двойные удары. До начала игры игроки располагаться на площадке, соблюдая правило расстановки – не заходить за игроков зон, расположенных рядом: впереди, слева, с право или сзади. Игровой ошибкой считается любое нарушение правил игры командой или игроком команды во время выполнения игровых действий. Eсли две или более ошибок совершено последовательно, то во внимание принимается только первая ошибка. Во время игровых действий мяч может касаться любых частей тела, так же может отскочить в любом направлении. При этом нельзя хватать или бросать мяч. Eсли мяч касается различных частей тела одновременно, это не считается ошибкой. Oднако в случае, когда игрок ударяет мяч дважды подряд, или мяч касается различных частей тела игрока последовательно (кроме момента блокирования), это считается ошибкой (двойное касание). Если ошибки совершены одновременно обеими командами, то это считается обоюдной ошибкой (спорный мяч) и мяч переигрывается. Вследствие ошибки команда теряет возможность розыгрыша мяча, команда соперника получает очко и продолжает подавать, если она подавала до этого. Если же подающая команда совершила ошибку, то соперник получает очко и право на подачу [17, с. 12]. В каждой партии команде предоставляется право на 6 замен. Заменой считается действия, при котором игрок после записи в протокол занимает место на площадке игрока, покинувшего площадку. Замена выполняется по разрешению судьи. Одновременно команда может заменить одного или нескольких игроков, для этого тренер или капитан команды должен предупредить судью, сколько замен будет производиться. Игрок начальной расстановки может выйти из игры и возвратиться после розыгрыша мяча, но только один раз в партии и только вместо игрока, с которым он выполнял замену. Нападающий удар – основное и самое эффективное тактическое средство ведения борьбы. Наиболее доступен для учащихся прямой нападающий удар по ходу разбега. При выполнении данного удара полет мяча после удара совпадает с направлением разбега волейболиста. Блокирование – наиболее действенное средством нейтрализации нападающих игроков соперника, одно из основных средств защиты. Когда блок ставит один игрок, то его называют индивидуальным. 2 или 3 игрока ставят групповой блок. Защитные действия и страховка – к защитным действиям волейболистов помимо блокирования, относится: прием мяча, летящего с различной скоростью, после нападающего удара и страховка. Техника выполнения приема мяча, летящего с большой скоростью, характеризуется большим, чем обычно сгибание ног в коленных суставах с одновременным снижением общего центра тяжести. Методика обучения этому приему техники волейбола ничем существенным не отличается от методики обучения приему и передачи мяча, летящего с незначительной скоростью [17, с. 15]. Изучением данной темы занимались такие исследователи, как Е.В. Фомин, Л.В. Булыкина, В.Д. Ковалева, Ю.Д. Железняк и многие другие. Е.В. Фомин, Л.В. Булыкина отмечают, что доступность для всех, является ключевым фактором популярности волейбола. В игре могут принимать участие люди разного возраста и подготовки. Достоинства волейбола заключаются в сравнительной простоте оборудования мест для игры, правил ее ведения, большой зрелищности. Волейбол – олимпийский вид спорта, уровень его развития постоянно повышается. Волейбол введен в программу физического воспитания в школах, техникумах, высших учебных заведениях [49, с. 18]. «Волейбол – игра смелых, темпераментных, решительных, физически развитых, обладающих мгновенной реакций и смекалкой. Оставаясь игрой, развлечением, он является отличным средством физического развития человека. Тот, кто с раннего возраста занимался волейболом, отличается, как правило, красивым телосложением, ловкостью, выносливостью и силой», - пишет Ю.Д. Железняк [18, с. 28]. В.Д. Ковалева отмечает, что преимуществом волейбола является возможность самостоятельно дозировать нагрузки, т.е. нагрузка и подготовленность спортсмена соответствуют между собой. Это и делает волейбол доступным для всех возрастов [26, с. 22]. По словам Ю.Д. Железняка, основу и цель волейбола составляет соревновательный процесс, так же делает эффективным тренировочный процесс. При планировании системы подготовки решающим моментом является структура тренировочного процесса и факторы, определяющие ее эффективность [20, с. 78]. Игра в волейбол отмечается богатым и разнообразным двигательным содержанием, для игры в волейбол нужно уметь быстро бегать, мгновенное изменение движения по направлению и скорости, высоко прыгать обладать силой, ловкостью и выносливостью. Выполнение технических действий с мячом сопровождается эмоциональным напряжением игроков, происходит активизация деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной системы. Изменения происходят и в двигательном аппарате занимающихся. Вследствие выполнения большого количества прыжков при передачах мяча, нападающих ударов и блокировании происходит укрепление костной системы, увеличивается подвижность суставов, развивается эластичность мышц и сила. Постоянные упражнения с мячом способствуют улучшению глубинного и периферического зрения точности и ориентировки в пространстве [24, с. 6]. Игра в волейбол развивает так же мгновенную реакцию на зрительные и слуховые сигналы, повышает мышечное чувство и способность к быстрым чередованиям напряжений и расслаблений мышц. Небольшой объем статистических усилий и нагрузок в игре положительно влияет на ускорение роста учащихся. Занятие волейболом способствует развитию многих физических качеств. Разнообразные прыжки, выполнение приемов техники игры в нападении развивают силу мышц ног туловища и рук [18, с. 144]. У волейболистов сила проявляется наряду с большой скоростью мышечных сокращений. Это в свою очередь ведет к развитию быстроты, которая содействует овладению техникой волейбола. Занятие волейболом развивают в основном скоростную и прыжковую выносливость, т.е. способность учащихся совершать быстрые движения в течении длительного времени. В процессе игровой деятельности возникают положительные эмоции: интерес к игре, жизнерадостность, бодрость, инициативность, желание победить [49, с. 12]. Таким образом, при занятии волейболом происходит развитие многих физических качеств: сила плечевого пояса и рук, быстрота реакции, координации движений в пространстве и во времени, прыгучесть, а также положительное влияние на эмоциональное состояние ребенка. Происходит развитие таких качеств, как дисциплинированность, коммуникабельность, чувство долга, товарищества и взаимоуважения. Bолейбол требует от игрока максимального проявления своих физических возможностей, умения использовать приобретенные навыки и проявлять свои волевые качества. 1.2 Характеристика проявления скоростно-силовых качеств в спортивной деятельности волейболиста Изучением проблемы развития скоростно-силовых способностей занимались такие ученные как: Л. В. Булыкина, О. И. Гришина, Ю. Д. Железняк, Е. Ю. Коротаева, В. Н. Платонов, Питер Дж. Л. Томпсон, Е. В. Фомин и др. Они выяснили, что развитие скоростно-силовых качеств лучше начинать в детском и юношеском возрасте, поскольку в эти периоды формируются двигательный анализатор и основа спортивных достижений. Под скоростно-силовыми способностями понимается, способность человека к проявлению предельных или околопредельных усилий в кратчайший промежуток времени при сохранении оптимальной амплитуды движений. В настоящее время скоростно-силовые способности рассматривают, как самостоятельное физическое качество, которое требует своих средств и методик развития [51, с. 8]. Развитие скоростно-силовых способностей происходят в тесной связи с такими физическими качествами, как сила и быстрота. Под термином сила, как физическое качество понимается способность преодолевать внешнее сопротивление и противодействовать ему за счет мышечных усилий. А под термином быстрота – возможность человеческого организма выполнять работу с большой частотой движения за единицу времени. И недостаток в развитие быстроты или силы ограничивает проявление скоростно-силовых способностей. Выражаются скоростно-силовые способности в двигательных действиях, при проявлении которых вместе с максимальной силой мышц так же требуется и максимальная быстрота движений. При этом, чем выше внешнее отягощение, преодолеваемое спортсменом, тем большую роль играет силовой компонент, а при меньшем отягощении возрастает значимость скоростного компонента [12, с. 58]. Выделяют три главные формы силовых способностей: 1. Собственно-силовые способность к проявлению максимальной силы. Под термином максимальная сила понимается наивысшая сила, которую способна развивать нервно-мышечная система вследствие произвольного максимального мышечного сокращения. 2. Скоростно-силовые способности нервно-мышечной системы –способность преодолевать сопротивление с большой скоростью мышечных сокращений. Большое значение имеют скоростно-силовые способности, в связи с тем, что являются основой быстроты спринтеров и способность к «рывковым» ускорениям в игровых видах спорта. 3. Cиловая выносливость – это способность организма оказывать сопротивляться усталости при силовой работе. Большое значение имеет силовая выносливость в таких видах спорта, как борьба и большинство спортивных игр [16, с. 122]. Приведенные выше виды силовых способностей являются основными, но они не исчерпывают всего разнообразия проявления человеческой силы. Одной из важных разновидностей составляет «взрывная сила» - способность человека проявить большую величину силы в короткий промежуток времени. Показателем «взрывной силы» является степень межмышечной и внутримышечной координации, и на прямую связан с реактивности мышц, имеет прямую связь нервных процессов. Так, у тренированного спортсмена величина силы проявляется больше за меньший промежуток времени, чем у менее тренированного. Собственно-силовые способности чаще всего проявляются в статических режимах и медленных движениях. Для оценки данной способности используют понятия абсолютная и относительная сила [15, с. 144]. Таким образом, под скоростно-силовыми качествами следует понимать сочетание быстроты и силы, необходимых для успешного выполнения спортивной техники: прыжков, передвижений и ударов по мячу. При этом необходимо обеспечивать развитие всех форм проявления быстроты: 1) быстроту реакции в ответ на внезапное раздражение; 2) быстроту (скорость) перемещения в пространстве; 3) быстроту отдельного движения. По характеру мышечной деятельности прыжок также относится к группе скоростно-силовых упражнений с ациклической структурой движений, в которой в главном звене толчке развиваются усилия максимальной мощности, имеющее реактивно-взрывной характер. Различают общую прыгучесть, под которой понимают способность выполнять прыжок (вверх, в длину) и специальную прыгучесть – способность развить высокую скорость отталкивания, которая является основным звеном в воспитании прыгучести, т. е. сочетание разбега и прыжка [13, с. 11]. В волейболе, как правило, проявление скоростно-силовых способностей осуществляется в прыжках. По характеру мышечной деятельности прыжок относится к группе скоростно-силовых упражнений с ациклической структурой движений, в которой в главном звене толчке развивается мышечное усилие максимальной мощности, имеющие реактивно-взрывной характер. В связи с этим, такое проявление скоростно-силовых способностей волейболистов целесообразно называть прыгучестью. Применительно к спортивным играм (волейболу) прыгучесть необходима не сама по себе, а как качество, неразрывно связанное с выполнением определенных технических приемов. В процессе игры от спортсменов не всегда требуется исполнение технических действий на максимальной высоте прыжка и достижение максимальной высоты полета подчас не является главным [23, с. 121]. 1.3 Методы развития скоростно-силовых качеств у девушек, занимающихся волейболом Занятия волейболом – весьма эффективное средство укрепления, здоровья и физического развития девушек. Но, в связи с тем, что в подростковом и юношеском возрасте организм находится еще в стадии незавершенного формирования, воздействие физических упражнений может проявиться, как положительно, так и отрицательно. Поэтому для правильного планирования и осуществления учебно-тренировочного процесса по воспитанию скоростно-силовых качеств у девушек, занимающихся волейболом, важным аспектом является более глубокое понимание механизмов, лежащих в основе возрастных изменений, а это возможно только с учетом анатомо-физиологических особенностей растущего женского организма [20, с. 132]. Oсобенностью данного периода является то, что процесс роста и развития женского организма происходит на фоне его эндокринной перестройки. Наблюдается тесная взаимосвязь между гетерохронностью формирования структур организма с особенностями функций отдельных органов в различные возрастные периоды развития. При этом существует обратная зависимость между функциональным развитием и морфологическим ростом. Именно поэтому периоды усиленного морфологического роста являются периодами замедленного развития многих физических качеств. Кроме того, женский организм обладает основной биологической особенностью в виде менструальной функции, сложной по своей нейрогуморальной регуляции. Цикличность данной особенности оказывает весьма существенное влияние на весь женский организм и, в частности, на его работоспособность. Поэтому физическое развитие девушек, занимающихся волейболом, представляет собой закономерный процесс изменений в функциональных и морфологических особенностях их организма, что тесно связано с возрастом и состоянием здоровья девушки, а также условиями жизни, различными наследственными факторами и специфическим влиянием на организм занятий волейболом [8, с. 147]. Среди морфологических параметров, определяющих физическое развитие девушек основными являются: - продольные размеры тела (длина тела, длина верхних и нижних конечностей, длина стопы); - обхватные размеры (обхват плеча, предплечья, бедра и голени, окружность грудной клетки); - масса тела (количество мышечного, жирового и костного компонентов тела); - широтные размеры (ширина плеч, ширина таза и т.д.) [27, с. 133]. Кроме этого, на успешную спортивную деятельность прямое влияние оказывает состояние свода стопы девушек, занимающихся волейболом в виде высоты внутреннего свода и подъема стопы. В подростковом возрасте, с началом процесса полового созревания, происходит быстрое развитие второй сигнальной системы, которая приобретает все большее значение в образовании как новых положительных, так и отрицательных условных рефлексов. Усиливается концентрация процессов возбуждения и торможения. В этом периоде наблюдаются эмоциональная неустойчивость, повышенная возбудимость, неадекватные ответные реакции, что свидетельствует о недостаточной силе тормозного процесса в подростковом возрасте. В функциональном отношении в этом периоде женский организм крайне неустойчив и подвержен различного рода заболеваниям и срывам. В психической сфере также происходят большие изменения в виде формирования мировоззрения и характера. В подростковом и юношеском возрасте складываются основные черты личности, более объективной становится самооценка и отношение к себе [34, с. 131]. Обучение технике игры в волейбол непосредственно связано с развитием у волейболистов скоростно-силовой подготовки. Только при хорошо развитой скоростно-силовой подготовке, а также высокого уровня специальных физических качеств спортсмен достигнет успеха при обучении на первоначальном этапе техническим приемам волейбола, в дальнейшем в процессе совершенствования – наиболее эффективно применять разученные технические действия в игровой практике [42, с. 98]. Определение связи развития скоростно-силовых качеств в возрастном аспекте присутствует большое значение, так как начиная с детского и юношеского возраста формируется двигательный анализатор, закладывается фундамент будущих спортивных достижений. Рассматривая особенность развития скоростно-силовых качеств в разные возрастные периоды можно отметить следующее: возрастное развитие детей и подростков характеризуется наличием благоприятных периодов – сенситивных, когда можно использовать различные методики, направленные на совершенствование двигательных способностей и формирование двигательных навыков. Во время сенситивных периодов на основе естественных закономерностей онтогенеза и целенаправленного педагогического воздействия возможно обеспечить наибольшие темпы прироста двигательных способностей девушек, выявить их повышенные адаптационные возможности, создать благоприятные условия для формирования у них двигательных навыков и усвоения определенной информации. Причем величина и сроки тренировочных воздействий должны быть соизмеримыми с адаптационными возможностями девушек, занимающихся волейболом, в каждом возрастном периоде. Ведь, как указывает ряд исследователей, при преждевременном акцентировании тренировочных воздействий возможно развитие раннего истощения адаптационных возможностей организма и при достижении возраста наивысших достижений женский организм подойдет генетически истощенным. Следует отметить, что учет основных положений теории сенситивных периодов является значительным резервом в повышении эффективности системы подготовки девушек-волейболисток при построении тренировочного процесса [45, с. 132]. В связи с выбранным направлением нашего исследования необходимым является рассмотрение особенностей в развитии скоростно-силовых способностей у девушек, занимающихся волейболом. 1. Быстрота в волейболе характеризуется способностью игрока выполнять технические приемы, способы и отдельные действия с требуемой для этого скоростью. Быстрота качество комплексное, в связи с чем для девушек, занимающихся волейболом, особое значение имеет способность: - к быстрому реагированию на мяч, действия соперников и партнеров по игре; - к быстрому выполнению технических приемов и их элементов; - к быстрому началу движений; - к быстроте перемещений. Время выполнения любого упражнения складывается из времени реакции и времени движения. B волейболе достаточно важным является воспитание у спортсменок быстроты их реакции, которые можно разделить на простые и сложные, последние в свою очередь подразделяются на реакции выбора и реакции на движущийся объект. Достаточно большую роль в сокращении времени реализации движения играет фактор предвосхищения ситуации, что основывается на анализе подготовительных действий противника [44, с. 98]. Силовые качества в виде способности преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных усилий, которые бывают уступающими, преодолевающими, статическими и комбинированными. Различают так же абсолютную и относительную мышечную силу волейболистки. Необходимо отметить, что с возрастом сила различных групп мышц развивается гетерохронно, а это необходимо учитывать в тренировочном процессе с юными волейболистками. Относительная сила мышц достигает своих максимальных значений 1. У разгибателей: - туловища и бедра в 14 лет, - плеча в 15 лет, - голени в 11 лет; 2. У сгибателей: - туловища в 12 лет, - кисти и стопы в 17 лет [46, с. 3]. Следует отметить, что неравномерный прирост силы отдельных мышечных групп оказывает достаточно существенное влияние на динамику темпов прироста таких показателей, как бросок набивного мяча на дальность, скорость бега и высота прыжка с места. Общая физическая подготовка создает предпосылки и условия для спортивной специализации. Средствами общей физической подготовки являются общеразвивающие упражнения, направленные на развитие всех физических качеств в процессе ходьбы, бега, прыжков, метаний, а также упражнения на различных снарядах, тренажерах, занятия другими видами спорта. В игровой деятельности волейболиста все физические качества тесно взаимосвязаны. Подбор средств развития общей физической подготовки для каждого занятия зависит от конкретных задач и тех условий, в которых они проводятся. Основными средствами специальной физической подготовки являются соревновательные упражнения волейбола, а также специальные упражнения, сходные по своей двигательной структуре и характеру нервно-мышечных усилий с движениями специализированного упражнения. С помощью таких упражнений совершенствуют технические приемы и развивают специальные физические качества [38, с. 133]. Взаимосвязь скоростно-силовой и технической подготовки достигается, во-первых, с развитием физических способностей, необходимых для выполнения конкретного приема игры; во-вторых, с развитием физических способностей в рамках структуры приемов; в-третьих, с развитием специальных физических способностей отдельных приемов в процессе многократного их повторения с интенсивностью, превышающей соревновательную [48, с. 52]. В начале процесса развития силовых качеств упражнения выполняются преимущественно с околопредельной интенсивностью (80-90%), от максимума на данный период времени) и применяется наибольший объем средств за счет широкого специально-вспомогательных упражнений. B дальнейшем, по повышения уровня скоростно-силовой подготовленности, необходимо в дозах использовать субпредельную (90-95%) и предельную (100%) интенсивность. При систематическом выполнении упражнений с субпредельной интенсивностью объем их несколько уменьшается. Относительно наименьшим он становится при систематическом использовании интенсивности [50, с. 165]. Важно подчеркнуть, что выполнение упражнений в объеме, равном 90-95% от возможного объема, способствует наиболее плавной динамике развития скоростно-силовых качеств. Применение средств в объеме, равном 100%, с использованием субпредельной и предельной интенсивности обеспечивает более «форсированное» достижение наивысших показателей развития скоростно-силовых качеств. Определению наиболее эффективных средств и методов воспитания скоростно-силовых качеств у школьников посвящено ряд работ. В них показано, что применение эффективных упражнений для развития скоростно-силовых качеств на школьном уроке по физической культуре можно значительно повысить уровень этого качества у занимающихся. Так, Д. А. Глаголев, на основе изучения развития двигательных качеств рекомендует в качестве средств для развития скоростно-силовых качеств использовать упражнения с внешним отягощением (гантели, набивные мячи и т. д.) и упражнения с преодолением массы собственного веса (бег в максимальном темпе, бег у опоры, различные прыжковые упражнения), а также ударные упражнения (бег прыжками, прыжок вверх после прыжка в глубину, подбрасывание (метание) падающего (летящего) набивного мяча и т.д. К методам он относит: фронтальный метод, метод игровых упражнений, метод направленных мышечных нагрузок, соревновательный метод [9, с. 133]. О. И. Гришина, изучая развитие скоростно-силовых качеств у детей на уроках физической культуры, показала, что применение специальных упражнений, направленных на воспитание этого качества, способствует значительному улучшению во всех возрастных группах - прирост был у школьников, имеющих уровень физического развития ниже среднего [12, с. 211].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Физическая культура, 88 страниц
1000 руб.
Дипломная работа, Физическая культура, 37 страниц
550 руб.
Дипломная работа, Физическая культура, 47 страниц
750 руб.
Дипломная работа, Физическая культура, 47 страниц
750 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg