Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Психофизиологические характеристики отбора и подготовки бегунов на средние дистанции на этапе углубленной тренировки

irina_k20 1000 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 40 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 19.06.2020
Актуальность. Одной из наиболее важных проблем подготовки квалифицированных спортсменов является совершенствование применения тренировочных средств и методических приемов на основе изучения индивидуальных психофизиологических способностей[48][30]. Проблема индивидуализации тренировочной деятельности уже не вызывает споров и разногласий у исследователей. Основные противоречия сводятся к вопросам, касающимся выбора адекватных средств и методов тренировки у бегунов на средние дистанции, в частности на тренировочном этапе и этапе спортивного совершенствования. Многие специалисты отмечают, что требуется изучение соотношения возрастного и индивидуального в процессе использования средств и методов спортивной подготовки[40]. Проблема исследования Проблема исследования состоит в том, что при планировании тренировочных микроциклов на этапе углубленной тренировки, в практике зачастую тренеры ориентируются только на усредненные данные о параметрах тренировочных нагрузок успешных атлетов. Такой подход не учитывает принцип индивидуализации, что становится причиной срыва адаптационных возможностей спортсменов. Применение неадекватных тренировочных нагрузок, без учета текущих адаптационных возможностей спортсменов, приводит к быстрому износу основных функциональных систем у бегунов на средние дистанции Объект исследования. Учебно-тренировочный процесс бегунов на средние дистанции на этапе углубленной тренировки. Предмет исследования. Психофизиологические показатели управления отбором и тренировочным процессом бегунов на средние дистанции на этапе спортивного совершенствования. Цель исследования: оптимизация тренировочного процесса бегуна на средние дистанции с учетом психофизиологических характеристик. Гипотеза – мы предположили, что использование средств и методов в тренировочном процессе, исходя из типа развития физических качеств бегуна, позволит наиболее максимально раскрыть его спортивный потенциал. Практическая значимость: заключается в том, что результаты проведенного исследования позволят оптимизировать методику тренировки бегунов на средние дистанции на этапе спортивного совершенствования.
Введение

В настоящее время растущий уровень спортивных результатов, а также проблемы правильного использования периодов подготовки учитывая возрастные особенности, требуют поиска эффективных средств и методов, направленных на совершенствование методики отбора и подготовки бегунов на средние дистанции, особенно на тренировочном этапе и этапе спортивного совершенствования. Большой интерес специалистов вызывают психофизиологические характеристики бегунов на средние дистанции, так как результаты их выступлений на различных соревнованиях во многом зависят от рационального использования физических нагрузок при совершенствовании скоростно-силовых и специальных способностей. Бег на средние дистанции относится к наиболее трудоемким занятием почти спринтерского характера, и предъявляет высокие требования к организму бегуна. Для того чтобы достигнуть высоких спортивных результатов на этой дистанции спортсмену необходимо иметь высокий уровень технической, а также скоростно-силовой подготовленности и специальной выносливости. По мнению заслуженного тренера Ю.Борзаковского спортсмен не сможет стать «звездой легкой атлетики, если на протяжении всех лет занятий - от новичка до сборной команды – он не ставил себе задачи стать Олимпийцем, стать чемпионом. Вместе с тем профессор А. Бондарчук считает, что больших успехов достигают те спортсмены, которые вначале просто не могут жить без спорта. Таким образом, планирование и организация тренировочных микроциклов бегунов на средние дистанции на этапе углубленной тренировки должно основываться на объективной информации об индивидуальных особенностях спортсмена на тренировочные нагрузки различной направленности.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….4 ГЛАВА 1 Основы отбора и планирования тренировочного процесса у бегунов на средние дистанции…………………………………………………...6 1.1. Планирование тренировочного процесса у бегунов на средние дистанции.…………………………………………………6 1.2. Построение микроциклов в процессе подготовки бегунов на средние дистанции.………………………………………………………….9 1.3. Типологические свойства нервной системы как предпосылка двигательных способностей……………………………………..13 1.4. Методы, используемые на тренировочных занятиях на основе учёта особенностей типологических свойств нервной системы…………. ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 2.1 Задачи исследования …………………………………………………….18 2.2. Методы исследования…………………………………….…..………...18 2.2.1 Анализ литературных источников и научно-методического материала……… ……………………………………………………………….19 2.2.2 Педагогические наблюдения…………………………………...…………19 2.2.3 Педагогический эксперимент……………………………………………..20 2.2.4.Методика "КЧСМ"………………….…………………………………….20 2.2.5.Медико-биологические методы исследования...………………..……….21 2.2.6. Методы математико-статической обработки…………………………..21 2.3 Организация исследований…………………………………………..……21 ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение……………………….. 3.1. Исследование у бегунов на средние дистанции в возрасте 16-18 лет возрастной динамики степени согласованности параметров техники, физического развития и физической подготовленности.…………………………………………………………….22 ВЫВОДЫ……………………………………………………………….......….29 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ……………………………………....29 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….…31
Список литературы

1. Аикин, В.А. Индивидуализация процесса подготовки спортсмена / В.А. Аикин // Физкультурное образование Сибири. - 2001. - N 1(15). - С. 80-87. 2. Анисимова, Е.А. Приемы педагогического стимулирования двигательной активности бегунов на средние дистанции / Е.А. Анисимова, А.В. Катенков // Теория и практика физ. культуры : тренер : журнал в журнале. - 2012. - N 4. - С. 66-69. 3. Антманис, В.В. Планирование годичного цикла подготовки высококвалифицированных бегунов на 400 м : дис. ... магистра физ. культуры 034300 / Антманис Владимир Волдемарович; М-во спорта, туризма и молодеж. политики РФ, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)". - М., 2011. - 57 с.: ил. 4. Бег на средние и длинные дистанции / Суслов Ф.П., Попов А.Ю., Кулаков В.Н., Тихонов С.А./.- М. : физкультура и спорт, 1982. 176с. 5. Борисевич Д.Е. Построение тренировочного процесса спортсменов-бегунов.-2003.-С.19-49. 6. Белоликов К.Ю., Грозин ,Е.А. Объем и интенсивность тренировочной нагрузки лыжников-гонщиков //Теория и практика физической культуры. 1977. - №5.-С.27-28. 7. Бойко А.Ф. Подготовка к ответственным соревнованиям бегунов на средние дистанции // Предсоревновательная подготовка спортсменов высокого класса /Под ред. А.Ф. Бойко/ М.: физкультура и спорт, 1971. - С.49-67. 8. Бондарчук А.П. Построение системы физической подготовки в скоростно-силовых видах легкой атлетики. - Киев: Здоровье, 1981.-124 с. 9. Бутченко Л.А. Электрокардиография в спортивной медицине. М., 1963. - С.33-48. 10. Вовк О.И. Программирование и организация тренировочного процесса. М.: физкультура и спорт, 1995.- 175с.2 2.Виджил Д. Кроссовая подготовка: //Легкая атлетика. 1994. - № 5. - С. 27,32. 11. Волков В.М., Луговцев В.П. К обоснованию избирательного влияния тренировочных нагрузок на восстановительные процессы //Теория и практика физической культуры. 1977. №12.- С.30-34. 12. Волков В.М. Восстановительные процессы в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1977. - 112с. 13. Волков Н.И. Энергетический обмен и работоспособность в условиях напряженной мышечной деятельности: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1969. - 57с. 14. Волков Н.И. Проблемы конькобежного спорта. М. : физкультура и спорт, 1970. - 127с. 15. Волков Н.И., Ремизов Л. П. Использование физиологических критериев для оптимизации тренировочного процесса //Теория и практика физической культуры. 1975. - №5. - С.12-14. 16. Воробьев В.И. Исследование математико-статистических ипериодических характеристик сердечного ритма спортсменов //Теория и практика физической культуры. -1980.-№2 . С.21. 17. . Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. М.: Физкультура и спорт, 1981. - 112с. 18. Гаврилов В. Раньше и теперь //Легкая атлетика. 1987. -№1. -С.14-15. 19. Германов, Г.Н. Технологическое решение вопросов индивидуализации спортивной подготовки бегуний на 400 метров в УТГ и ГСС СДЮСШОР при использовании модельных тренировочных заданий / Г.Н. Германов, Т.В. Крохина, О.А. Швачун // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 12 (70). - С. 41-49. 20. Гизатуллина, Ч.А. Физическая работоспособность бегунов в зависимости от типов кровообращения на этапе спортивного совершенствования / Ч.А. Гизатуллина // Теория и практика физ. культуры. - 2012. - N 4. - С. 30-33. 21. Головко, Н.Г. Особенности планирования тренировки бегунов / Н.Г. Головко, И.А. Куликов, И.Ю. Воронин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2013. - N 4. - С. 29. 22. Горелов, И.В. Методика подготовки квалифицированных бегунов на средние дистанции в годичном цикле с введением дополнительного регулирования восстановительных процессов организма / Горелов И.В. // Культура физическая и здоровье. - 2010. - N 1 (26). - С. 24-26. 23. Горожанин В.С.Проблемы спортивного отбора // Теория и практика физической культуры. 1986. - № 8. - С. 24 - 25. 24. Доронин, А.М. Предсоревновательная подготовка бегунов на средние дистанции с учетом особенностей взаимодействия опорно-двигательного аппарата с различными опорами : [монография] / Доронин А.М., Немцев О.Б., Полянский А.В. ; М-во образования и науки РФ, Юж. отд-ние Рос. акад. образования "Адыг. гос. ун-т". - Майкоп: [Изд-во АГУ], 2007. - 119 с.: ил. 25. Ельчанинова, С. А. Управление аэробной тренировкой с помощью индивидуализированных физических нагрузок / С. А. Ельчанинова, Б. Я. Варшавский, П. И. Ладанов // Физиология человека. – 2005. – Т. 31, № 2. – С. 131–135. 26. Залиханова, А.А. Влияние психологических факторов личности и деятельности на соревновательное психическое состояние бегунов : дис. ... магистра физ. культуры 034300 / Залиханова Анастасия Александровна; М-во спорта, туризма и молодеж. политики РФ, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)" (РГУФКСМиТ). - М., 2011. - 121 с.: ил. 27. Зеленченок В.Э. Программа спортивной подготовки легкоатлетов.-2016.-С.2-24. 28. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология.-2001 .-С.95-289. 29. Ковальчук, Г.И. Прогнозирование двигательных способностей бегунов на короткие дистанции / Ковальчук Г.И. // Теория и практика физ. культуры : тренер : журнал в журнале. - 2003. - N 9. - С. 31-34. 30. Кепеженас А.К., Жемайтите Д.И. Зависимость структуры сердечного ритма от физической работоспособности спортсменов //физиология человека. 1983. - Т. 9. - №5. - С.729-739. 31. Киселев Л. В. Исследование влияния интервальных нагрузок на физическую работоспособность лыжников-гонщиков при подготовке к 50 километровой дистанции: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1970. - 2бс. 32. Коновалов В.Н., Нечаев В.И., Барбашов С. В. Марафон: Теория и практика. Омск, - 1991. - 163с. 33. О.Кулаков В.Н., Суслов Ф.П. Динамика анаэробного порога у бегунов на длинные дистанции в процессе акклиматизации в среднегорье и реакклиматизации в привычных условиях //Теория и практика физической культуры. 1989. - № 6. -С.18-20. 34. Кулаков В.Н., Лежненко С., Хомикоев Ф. И все же объем! //Легкая атлетика. 1993. - № 6. - С.15. 35. Коновалов, В.В. Технология отбора юных легкоатлетов, бегунов на средние дистанции, на начальном этапе тренировочного процесса / Коновалов В.В., Губа В.П. // Всероссийский форум "Молодые ученые - 2010" : материалы. - М., 2010. - С. 45-46. 36. Коц Я.М. Спортивная физиология. Учебник для интститутов физической культуры.-1986.-С.99-110. 37. Медведев, В.Н. Управление подготовкой бегунов на 400 метров с учетом их генетических особенностей / В.Н. Медведев, И.Н. Ворошин // Теория и практика физ. культуры : тренер : журнал в журнале. - 2006. - N 9. - С. 30-31. 38. Ледницки А. Построение тренировочного процесса бегунов на средние дистанции в связи их основными индивидуальными особенностями: Автореф. дис. . канд.пед.наук. М., 1986.- 21с. 39. Никитушкин В.Г Совершенствование системы подготовки юных спортсменов // Теория и практика физической культуры. 1983. - № 8. - С. 40 40. Никитушкин В.Г., Квашук П.В. Некоторые итоги исследования проблемы индивидуализации подготовки юных спортсменов // Теория и практика физической культуры. 1998. - № 10. - С. 18-22. 41. Никитушкин В.Г. Германов.Г.Н. Купичинов Р.И. Мета учение о воспитании двигательных способностейэц.-2016.-С.99-222. 42. Нурмекиви А. Бег: приспособить методику к спортсмену //Легкая атлетика. 1987. - № 10. - С.8-9. 43. Общая теория статистики /Рябушкин Т.В., Ефимов М.Р., Ипатов И.М., Яковлева Н.И./ М.: Финансы и статистика,• 1981. 271с. 44. Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки. -М.: физкультура и спорт, 1970. 479с. 45. ЮЗ.Озолин Н.Г. Путь к успеху. М. : физкультура и спорт,1980. - 95с.104.0кишев И.В. Оценка значений синусовой аритмии по данным периодограмм //Конькобежный спорт. М. : физкультура и спорт, 1979. - Вып. 2. - С.54. 46. Н. М. Пейсахова., Снесарев Н.К. Методические особенности подготовки высококвалифицированных бегунов на средние дистанции. М.: Советский спорт. - 1990. - 45с. 47. Н. М. Пейсахова .О роли тренировок скоростной направленности //Легкая атлетика. 1991. - № 6. - С.29-30. 48. Сальников В.А. Физическое воспитание и индивидуальные особенности возрастного развития.-2016.-С.29-41. 49. Смирнов М.Р. Методика планирования основных параметров беговой нагрузки в легкой атлетике с учетом энергетических особенностей мышечной деятельности: Автореф. дис. . канд.пед.наук. Омск., 1990.- 20с. Смирнов М.Р. Научные концепции беговой нагрузки в легкой атлетике: Автореф. дис. . док.пед.наук. Омск., 1994.44 с. 50. Сокунова С.Ф. Эффективность применения интервальной ги-поксической тренировки при подготовке конькобежцев высокой квалификации: Автореф. дис. . канд.пед.наук. М., 1996.- 23с. 51. Стародубцев В.В., Сивохов В.Л. Косвенная характеристика механизмов энергообеспечения у спортсменов высшей квалификации в годичном цикле тренировки //Современные проблемы развития физкультурного образования. Сб. науч. тр. - Иркутск, 1999. - С.117-119. 98. Суслов Ф.П. Структура тренировочного процесса //Легкая атлетика. 1974. - С.12-13. 52. Сирис П.З., Гайдарска П.М., Рачеев К.И. Отбор и прогнозирование способностей в легкой атлетике. М.:ФиС. - 1983. -103 с. 53. Травин Ю.Г., Ледницки А. Индивидуализация тренировочного процесса юных бегунов на средние дистанции //методические разработки. М.: ГЦОЛИФК, 1989. - 57с. 54. Филин, В. П. Теория и методика юношеского спорта / В.П. Филин. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 130 с. 55. Филин, В. П. Методология и методика определения таланта в спорте / В.П. Филин // Управление тренировочным процессом на основе учета индивидуальных особенностей юных спортсменов: Тез. докл. XIII Всесоюз. науч. -практ. конф. - М ., 1991. - С. 124-126 56. Фарфель В.С. Физиология спорта.-1992.-С.142-190. 57. Черняев А.А. Подготовка бегунов на средние дистанции на этапе спортивного совершенствования с учетом функционального состояния опорно-двигательного аппарата: Автореф.дис. канд.пед.наук. М., 1994.- 25с. 58. Чернышева Е.Н., Комиссарова Е.М. Принципы индивидуализации в построении цикла у легкоатлетов, специализирующихся в беге на средние дистанции //Современные проблемы физической культуры и спорта //УралГАФК. Челябинск., 1997. -С. 104-106. 59. Якимов A.M. Современная тренировка бегунов на средние дистанции //Методическое пособие. М.: Б.И.,1987. - 136с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1 Основы отбора и планирования тренировочного процесса у бегунов на средние дистанции. 1.1. Особенности отбора и планирования тренировочного процесса у бегунов на средние дистанции. По мнению В. П. Филина, под спортивным отбором понимают систему организационно-методических мероприятий комплексного характера. Эта система включает в себя: социологические, педагогические психологические и медико-биологические методы исследования. На основе, которых выявляются задатки и способности детей, подростков, девушек и юношей для ориентации и отбора в определенный вид спорта. В беге на средние дистанции задачей отбора является многостороннее изучение задатков и способностей в наибольшей мере соответствующих требованиям данного вида спорта[54]. Вместе с тем важно индивидуально каждому спортсмену определить ориентацию спортивной подготовки, особенно на этапе спортивного совершенствования. Поскольку задатки выявляются в процессе психофизиологического обследования, то в процессе подготовки бегунов на средние дистанции должен применяться комплекс систем организационно-методических мероприятий, на основе которого определяется узкая специализация индивида в определенном виде спорта Никитушкин В.Г. Германов.Г.Н. Купичинов Р.И[38]. В настоящее время накоплен в научно-методической литературе определенный материал по вопросам планирования и организации подготовки в годичном цикле бегунов на средние дистанции. Однако проблема отбора спортсменов и планирования их тренировочных нагрузок в больших, средних и малых циклах остается одной из наиболее сложных в современной легкой атлетики. Необходимо конкретизировать оптимальные величины объема и интенсивности нагрузки, детализировать структуру и динамику тренировочных нагрузок на определенных этапах большого цикла в каждом виде спорта, в частности беге на средние дистанции[48]. Проблемой рационализации тренировочного процесса во многом связана с поиском не только эффективных соотношений, но и правильной последовательности применения тренировочных средств различной преимущественной направленности в годичном цикле [28]. Следует отметить, что с ростом квалификации заметное увеличение парциальных объемов годовой нагрузки происходит по следующим средствам: в спринтерском беге на отрезках до 80 м, упражнениях с отягощением, прыжковых упражнениях , в беге на отрезках свыше 100 м. Однако в величине нагрузки аэробной направленности как у мужчин, так и у женщин происходит снижение величины объема. По мнению И.Вовка, годичный цикл тренировки высококвалифицированных бегунов на средние дистанции строится по сдвоенному варианту планирования, который обычно используется в циклических скоростно-силовых видах спорта. Макроцикл состоит из пяти периодов: двух подготовительных и переходного. В свою очередь, периоды подготовки (подготовительный и соревновательный) состоят из этапов (средних циклов) длительностью от 2 до 8 недель[10]. Характеризуя особенности распределения основных средств тренировки бегунов на 400 м высокой квалификации в годичном цикле. Специалисты отмечает, что спортивная тренировка в беге на 400 м требует применения разных тренировочных средств совершенствования специально-физической и технической подготовленности. На подготовительном этапе обычно преимущественно используются упражнения для развития аэробной и силовой выносливости. В феврале-мае рекомендуется применять упражнения, развивающие специальную выносливость и силу. В соревновательный период основным моментом является тренировочная нагрузка анаэробно-гликолитического характера[10] . Таким образом, беговая нагрузка алактатно-анаэробной направленности (спринтерский бег на короткие дистанции до 80 м со скоростью 96-100%) волнообразно изменяется в годичном цикле. Максимальные величины нагрузки, способствующие развитию скоростных способностей, в первом полугодичном цикле приходится на январь и составляет 10-14% от годового объема[10]. По данным исследователей основной объем работы данной направленности лучше выполнять в декабре. Характер распределения данной тренировочной нагрузки во втором полугодичном цикле подготовки имеет такую же тенденцию. Максимум нагрузки достигает своего пика в мае и составляет в среднем 15% . Что касается распределения тренировочной нагрузки анаэробно-гликолитического характера (бег на отрезках свыше 100 м со скоростью 91-100%), направленной на развитие специальной выносливости, то она достигает своих максимальных значений во втором полугодичном цикле (в апреле-мае). По данным результатов исследований Балахничев А.В. (2004) данный объем составляет в среднем 19%. В зимнем и летнем соревновательных периодах величина нагрузки этой направленности снижается на 40-60% по сравнению с объемом нагрузки на специально-подготовительных этапах и составляет 5-8% в месяц от годового объема. Из обобщения опыта подготовки сильнейших бегунов на дистанции 400 м по данным исследований В. В. Атманиса следует, что нагрузка смешанной направленности, выполняемая в аэробно-анаэробной зоне (бег на отрезках свыше 100 м со скоростью 81-90%) энергообеспечения преимущественно выполняется на базовых (подготовительных) этапах осенне-зимнего и весенне-летнего периодов.Наибольший объем зафиксирован во втором макроцикле в марте-апреле (12,9-14,1%) [3]. В работах Э. С. Озолина рекомендуется основной беговой объем нагрузки аэробной направленности на отрезках свыше 300 м со скоростью 80% и менее выполнять на базовых этапах в осенне-зимнем и весенне-летнем циклах. Наибольший объем нагрузки приходится на ноябрь (19-23%)[10] . В работе Германова Г.Н. по исследованию спортивной тренировки бегунов на 400 м установлено, что нагрузки скоростно-силовой направленности (прыжковые упражнения) выполняются в большом объеме на базовых этапах подготовки и максимальных величин достигают в первом большом цикле подготовки в ноябре-декабре. Объем нагрузки в указанные месяцы составляет 12-16% в месяц от годового. Во втором (весенне-летнем) цикле подготовки объем нагрузки составляет 16-17%[19]. В распределении тренировочной нагрузки в годичном цикле силовой направленности (упражнения c отягощением) обычно рекомендуется основной объем нагрузки упражнений с отягощением выполнять в ноябре-декабре (12-13%) и марте-апреле (14-15%)[19]. В литературе обычно приводятся данные о том, что распределение тренировочной нагрузки характеризуется волнообразной динамикой и последовательным использованием больших объемов однонаправленных тренировочных средств учетом индивидуальных особенностей спортсменов. Авторы в основном рекомендуют что, на обще подготовительных этапах подготовки преимущественно выполняется беговая нагрузка аэробной и смешанной (аэробно-анаэробной) направленности в сочетании с упражнениями специальной силовой подготовки (прыжковые упражнения и упражнения с отягощением). На специально-подготовительных и соревновательных этапах доминирует нагрузка алактатно-анаэробной и гликолитической направленности[10][51]. 1.2. О закономерности изменений в сфере энергетического обмена в процессе спортивной тренировки. Ученые многих поколений пытались подсказать тренерскому составу занимающихся циклическими видами спорта как сделать тренировочный процесс более оптимальным. ему удалось обнаружить, что логарифмическая зависимость распадается, по его мнению на четыре прямолинейных участка. Уровень спортивной биохимии того времени не позволял точно идентифицировать обнаруженные участки, тем не менее, ВС. Фарфель сделал довольно правильный вывод. Он обосновал, что в данном случае необходимо рассматривать 4 различных типа нагрузки. Обнаруженные участки на кривой рекордов В.С. Фарфель назвал зонами относительной мощности: максимальная мощность, субмаксимальная, большая и умеренная[56]. Только потом итальянский ученый Р. Маргариа (…) впервые обосновал биохимические варианты энергообеспечения при различных режимах мышечной деятельность. В 1986 г. в учебнике по спортивной физиологии, под редакцией Я.М. Коца, уже предложено восемь различных зон; из них три относились к анаэробному диапазону беговых нагрузок, а пять к аэробным нагрузкам[36]. В Конце прошлого века была опубликована работа М.Р. Смирнова , в которой на примере беговой нагрузки доказывалось, что весь диапазон циклических нагрузок содержит более двух десятков зон относительной мощности. Таким образом, необходимо более дифференцированно осуществлять индивидуальную возрастную дифференцировку средств и методов тренировки бегунов[49]. 1.2 Построение микроциклов в процессе подготовки бегунов на средние дистанции. По мнению многих авторов, основная задача тренировочного процесса заключается в подготовке организма спортсмена к совершению физической нагрузки максимальной интенсивности во время соревнований. Правильное планирования тренировочного процесса позволяет не только достичь наивысших спортивных результатов, но и сделать само занятие спортом нетравмаопасным. В таких трудных видах спорта как бег, высок риск возникновения перетренированности. Бесконтрольное выполнение физических нагрузок и неэффективное построение тренировочного процесса чревато возникновением различных патологий. По мнению таких авторов как Борисевич Е.Г. считается что, спортсмен в течение года может находиться в боевом состоянии и быть в связи с этим готовым к достижению максимальных для себя спортивных результатов до 4 раз в год. Согласно этому специалисты обычно весь период подготовки делят с учетом соответствующего количеству основных соревнований на адекватное число макроциклов (МаЦ) продолжительностью по 3 - 6 месяцев; для удобства управления каждый макроцикл делится на средние циклы- мезоциклы (МЗЦ) по 2,5 - 3 недели, естественно, с более конкретными задачами и содержанием[5]. Микроцикл — это относительно законченная часть учебно-тренировочного процесса, охватывающая несколько дней, или неделю. По направленности различают следующие микроциклы: развивающий, ударный, втягивающий, поддерживающий, разгрузочный, адаптационный, специализированный, контрастный. В микроцикле особо нужно выделить стимуляционную и восстановительную фазы. Структура микроциклов: 5-2; 4-1; 3-1; 2-7 (соотношение тренировок и дней отдыха) . Пристальное внимаение специалисты уделают последовательности мезоциклов на предсоревновательном этапе подготовки (ЭНПП). Задача данного этапа - «вывести спортсмена на уровень с соответсвующих модельной характеристикой готовности к высокоэффективной и результативной соревновательной деятельности. Зависимость построения и наполнения предсоревновательного этапа подготовки от организации и содержания предшествующих этапов очевидна, вместе с тем, возникают трудности нормирования нагрузки и других параметров возникают помногим причинам: а) сложность сопоставления нагрузки и состояний спортсменов на этапах макроцикла (на разных этапах - разные цели и задачи, а следовательно, различные критерии эффективности процесса); б) большая зависимоть от индивидульных способностей спортсмена; По мнению Аикина В. М. предсоревновательный этап подготовки обычно стал применяться в циклических видах спорта уже с середины прошлого века. Ему отводят последние 2-4 недели подготовки спортсмена с целью совершенствования уровня специальной тренированности, углубления, освоения и повышения избранных технико-тактических навыков и умений[1]. С учётом поставленных задач, и основной целью этапа (создать условия для обретения спортсменом спортивной формы), в частности Н. Г. Озолин рекомендует увеличивать количество средств специальной подготовки и несколько повышать долю соревновательных упражнений, это также нашло отражение в других работах [10]. Обычно задачи и рекомендации в известной нам научно-методической литературе формулируются и предлагаются в общей форме. По мнению Озолина Н.Г. отсутствие обоснованного методологического подхода к планированию, организации важнейшего этапа подготовки к соревнованиям, делает несостоятельными уверенность в успешном завершении подготовительного периода [10]. Как указывает В.В. Антманис, [3] высокие достижения в беге на 400 м возможны только на основе рационального и эффективного планирования подготовки спортсмена. При планировании ЭНПП возникает проблема рационального размещения в его рамках необходимого объема нагрузки, что ставит перед тренерами и спортсменами ряд задач, связанных с построением микроциклов. Данная проблема приобретает особое значение, когда планирование связано с размещением нагрузок различной направленности на этапе непосредственной предсоревновательной подготовки. В связи с этим следует признать, что традиционные схемы построения микроцикла, предусматривающие комплексное решение задач тренировки при обязательном условии не только восстановления, но и повышения уровня специальной работоспособности к началу нового микроцикла, не обеспечивают выполнения этих требований [3]. Таким образом, необходимо искать новые формы построения микроциклов, допускающие реализацию необходимого объема нагрузок, в том числе и однонаправленных. Обратимся к экспериментальным данным, которые предлагают варианты построения микроциклов. В результате экспериментальных исследований [13] установлено, что большие однонаправленные нагрузки вызывают резкое угнетение возможностей проявления тех качеств, которые по мнению В. Г. Волкова обеспечивают выполнение тренировочных программ. Вместе с тем в это же время спортсмены в состоянии показать высокую работоспособность в условиях деятельности, обеспечиваемой в основном другими системами. В частности, на основе изучения степени утомления функциональных систем и длительности восстановления организма спортсмена высокой квалификации после объемных однонаправленных занятий разработана принципиальная схема организации нагрузки в недельном цикле. Смысл её заключается в возможности реализовать высокий в целом объем нагрузки на основе рационального сочетания занятий с различными по величине и направленности нагрузками и с учетом продолжительности соответствующих им восстановительных процессов. Следует, однако, заметить, что, несмотря на однонаправленный характер отдельных занятий, в целом это типичная комплексная форма организации тренировки. Организм не может дифференцировать и «накапливать» в одно и тоже время специфические реакции на каждый из видов нагрузки и будет отвечать на них обобщенной, усредненной реакцией. Поэтому такая форма построения микроцикла, несомненно, позволит реализовать большие объемы нагрузки, но ярко выраженный прирост в скоростных способностях, аэробной или анаэробной производительности она вряд ли обеспечит[13]. Приведенные примеры однонаправленной организации недельных циклов высокой квалификации, включающей три тренировочных занятия с большими нагрузками преимущественно аэробного (Аэ) или анаэробного (Ан) характера, сочетающиеся с занятиями направленными на совершенствование техники и координации (К), скоростно-силовой (СС) направленности и развитием скоростной выносливости (СВ.). Отмечается, что в ближайшем отставленном тренировочном эффекте в первом случае значительно угнетаются аэробные возможности (МПК), восстановление которых до уровня, превышающего исходный, наблюдается через 72 ч. В то же время анаэробные возможности (оцениваемые в л/а тестом 4 по 100м) быстро восстанавливается и поддерживается на уровне, превышающем исходный. Во втором случае восстановление анаэробной производительности происходит более длительно и превышает свое исходное значение после 72 ч. Интересно, что при этом аэробные возможности повышаются в пределах 12 ч и затем снижаются. В скоростно-силовых и сложно технических видах спорта возможен следующий вариант организации недельного микроцикла, преимущественно направленного на специальную силовую подготовку. Помимо тренировочных занятий с большими и средним объемом силовой нагрузки (СС) такой микроцикл включает занятия с технической (Т) и комплексной (Ко) направленностью. Коц Я.М. считает [36], что из-за новых требований, предъявляемых к подготовке спортсменов высокой квалификации, микроцикл из некогда наиболее разработанной формы построения тренировки превратился в наиболее слабое звено в технологии ее программирования. Естественно, что приведенные выше примеры еще не устраняют этот недостаток, однако в известной мере они определяют те пути, по которым следует направить научный поиск. 1.3. Типологические свойства нервной системы как предпосылка двигательных способностей. По мнению В.Г.Никитушкина, Г.Н.Германова, Р.И.Купчинова задатки связывают с прирожденными особенностями нервной системы человека, свойствами органов чувств [41]. В качестве задатков, по мнению В.А.Сальникова [48] выступают типологические свойства нервной системы. В основном от типа нервной системы зависит быстрота образования временных нервных связей, а также прочность, сила сосредоточенного внимания и выносливость нервной системы. Кроме того, по мнению Е. П. Ильина [28] сила нервной системы имеет определенные связи и с умственной работоспособностью. В настоящее время установлено, что типологические свойства - сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов характеризуют нервную систему в целом, они могут совершенно по -иному характеризовать работу отдельных областей коры - зрительной, слуховой, двигательной [41]. В этом случае типологические свойства являются парциальными, так как характеризуют работу лишь отдельных участков коры мозга. Как отмечают В.Г.Никитушкин, Г.Н.Германов, Р.И. Купчинов [41] парциальные свойства мозга уже более определенно можно считать задатками способностей, связанных с работой зрительного или слухового анализатора, с быстротой и точностью движений. В качестве задатков специалисты также рассматривают уровень развития и соотношение первой и второй сигнальных систем [41]. В зависимости от особенностей соотношения между сигнальными системами И.П. Павлов различал три специально человеческих типа высшей нервной деятельности. Это художественный тип с относительным преобладанием первой сигнальной системы и мыслительный тип с относительным преобладанием второй сигнальной системы, а также средний тип с относительной уравновешенностью сигнальных систем, К задаткам относятся и некоторые врожденные особенности зрительного, в том числе слухового анализаторов [41]. Существует толкование задатков, с позиции генетики. Так, утверждается, что генотип — это совокупность наследственных задатков. Подобное расширительное толкование задатков также можно считать неоправданным. Под генотипом подразумевают всю совокупность генов данной особи, а не только тот парциальный комплекс наследственных структур, который лежит в основе развития той или иной двигательной способности. Следовательно ,с задатками двигательных способностей является типологические особенности нервной системы, которые необходимо учитывать в процессе отбора и подготовки спортсменов [36, 45]. 1.4 Методы, используемые на тренировочных занятиях на основе учёта особенностей типологических свойств нервной системы. Показано, что прирост мышечной силы у лиц с разной типологией различен и зависит от того, какая по интенсивности и объему дается нагрузка на тренировочных занятиях[48]. По мнению В. А. Сальникова больший прирост силы наблюдается у лиц с сильной нервной системой, если используются интенсивные нагрузки. Вместе с тем у лиц со слабой нервной системой, как считает автор, при использовании объемной нагрузки ( от средней до большой интенсивности). При этом тренеры должны учитывать и частоту, и длительность пауз отдыха между выполнением нагрузок [28]. В. А. Сальников считает, что лицам с сильной нервной системой можно давать нагрузку с меньшими интервалами, так как восстановление у них происходит быстрее, чем улиц со слабой нервной системой [28]. Спортсмены с инертной нервной системой могут выполнять большую нагрузку на одном занятии, но время восстановления у них больше, поэтому перерывы между занятиями для них должны планироваться более длительные [45]. В спортивной практике используются поэтапный и концентрированный методы обучения . Их эффективность не одинакова для спортсменов с разными типологическими особенностями [26]. Распределенный и программированный метод обучения лучше применять со спортсменами, имеющими слабую нёрвную систему, а концентрированный и целостный метод - со спортсменами, имеющими сильную нервную систему. Использование соревновательного метода на тренировках также должно проходить с учетом типологических особенностей спортсменов [26]. По данным Е. П. Ильина эффективность деятельности спортсменов со слабой нервной системой во время контрольных соревнований прикидок может повышаться (за счет усиления мотивации), однако злоупотреблять этим методом не стоит, так как это может истощить их нервную систему перед соревнованиями[26]. По данным В. А. Сальникова [28], прирост мышечной силы происходит у спортсменов с сильной нервной системой в большей степени при использовании около предельных нагрузок, а у спортсменов со слабой нервной системой - при использовании объемных нагрузок средней интенсивности. Также автор отмечает, что восстановление и возникновение фазы компенсации быстрее происходит у лиц с подвижностью торможения и сильной нервной системой, а у лиц со слабой нервной системой, инертностью торможения и преобладанием торможения по внутреннему балансу восстанавливаются медленнее. Следовательно, периоды отдыха должны быть у них длиннее, чем у лиц с сильной и подвижной по торможению нервной системой[45]. Е. П. Ильин [26] считает, что темпы прироста выносливости также определяются психофизиологическими особенностями спортсменов, например, время работы до момента, когда человек не может уже поддерживать заданную интенсивность, тоже имеет многочисленные связи с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы. Но при этом она может быть такой же, как и у субъектов даже с противоположными типологическими особенностями. По мнению Е. П. Ильина обусловлено это тем, что время работы до отказа складывается из двух фаз: до появления чувства усталости и после появления чувства усталости, и, следовательно, утомления, причем каждая фаза (ее длительность) зависит от противоположных типологических особенностей [26]. П. З. Сирис, П. М. Гайдарска и К. И. Рачев [52] показали, что высокие значения максимального потребления кислорода (МПК и высокая максимальная производительность) характерна лишь лицам с сильной нервной системой. Спортсмены со слабой нервной системой не достигали высоких значений МПК [49]. Многие специалисты легкой атлетики отмечают, что среди бегунов на средние и длинные дистанции преобладают спортсмены с большой и средней силой нервной системы. Вместе с тем у представителей, занимающихся бегом на короткие дистанции, наблюдается слабая нервная система. На основании экспериментальных исследований В. С. Горожанин [23] выделил 20 лучших и 20 худших школьников по результатам кроссового бега на 1000 м. Автор установил, что у первых средняя величина силы нервной системы была больше, чем у вторых. Школьники, показавшие меньшие результаты по отношению к своим соперникам имели слабую нервную систему [23]. По данным Н. М. Пейсахова [46], выносливость к динамической работе значительно больше у лиц с сильной нервной системой. Однако выносливость к удержанию статических усилий на статистически достоверную величину преобладает у лиц со слабой нервной системой. Вместе с тем второе положение не нашло подтверждения в работе М. Н. Ильиной [ цит. по 26]: в одних группах обследованных преимущество было на стороне за лицами с сильной нервной системой, в других группах на стороне лиц со слабой нервной системой, в третьих группах выносливость к статическому усилию была у тех и других равнозначна. Такие же данные получены М. Н. Ильиной [ цит. по 26] и при выполнении испытуемыми динамической работы (приседаний, сгибаний и разгибаний рук в упоре лежа). Отмечено, что данные силовые упражнения относятся к таким, в которых требуется проявление силовой выносливости, энергетическое обеспечение которых в основном идет анаэробным путем [22, 44]. Преимущество в выносливости имеют лица с инертностью возбуждения [34]. Для каждого тренера важно не только подготовить спортсмена высокого класса, но и сделать это без вреда для его здоровья и с наименьшими затратами времени. В связи с этим особую ценность в настоящее время приобретает выявление наиболее информативных психофизиологических характеристик. Использование этих данных позволяет дифференцировать спортсменов по их тренируемости. Например, в отдельном виде спорта отличить высоко и быстро тренируемых от высоко и медленно тренируемых. ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 2.1. Задачи исследования Для достижения поставленной цели были выявлены следующие задачи: 1. Изучить особенности построения годичного цикла бегунов на средние дистанции. 2. Разработать методику тренировки бегуна на средние дистанции на этапе углубленной тренировки с учетом возраста и индивидуальных психофизиологических особенностей.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 75 страниц
750 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg