Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Обучение живописи учащихся 1 класса детской художественной школы на примере изображения пейзажа с элементами архитектуры

simakinnikita95 3500 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 129 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 19.06.2020
Добрый день! Уважаемые студенты, Вашему вниманию представляется дипломная работа на тему: « Обучение живописи учащихся 1 класса детской художественной школы на примере изображения пейзажа с элементами архитектуры» Оригинальность работы 90%
Введение

Введение Пейзаж - это самостоятельный жанр изобразительного искусства, который играет важную роль в формировании и развитии эстетических ориентиров и художественных навыков учащихся младшего подросткового возраста. Младший подростковый возраст (10-13 лет) характеризуется переходом детей на новую ступень развития - у них начинает формироваться критический взгляд на все окружающие их события и явления, более активно развиваются мыслительные процессы, совершенствуется процесс восприятия - все эти черты помогают подросткам перейти на новый уровень изобразительного искусства. Они начинают воспринимать натуру, видеть особенности предметов и явлений, и пытаться отражать их в своих рисунках. В младшем подростковом возрасте необходимо начинать обучение рисованию с натуры, продолжать развивать и совершенствовать изобразительные и художественные навыки детей. Большую роль в этом процессе играет живопись пейзажа. В этой работе были изучены вопросы развития творческих навыков и способностей детей, которыми занимались выдающиеся исследователи Н.Н.Ростовцев, Е.И.Игнатьев, С.Е.Игнатьев, С.П.Ломов, Л.Г.Белякова. Методика преподавания в детских художественных школах несколько отличается от обычной общеобразовательной школы. За основу исследования были взяты работы, посвященные методическим разработкам, Н.М.Сокольниковой, Н.И.Пьянковой, О.В.Ратиевой и В.И.Денисенко, Л.С.Филиппова и других. Особенностями пленэрной живописи и вопросами по методике ведения работы над этюдами занимались Н.П.Крымов, А.А.Унковский, Г.Б.Смирнов, Г.В.Беда, А.В.Виннер, В.С.Оголевец, Н.Я.Маслов, В.В.Визер и др. Их исследования были изучены и взяты за основу работы. Проблема исследования заключается в недостаточной подготовленности учащихся 1-го класса к выходу на занятия по пленэру, в аудиторных занятиях не хватает заданий, посвященных основам пейзажной живописи. Актуальность и значимость Пейзажная живопись в системе дополнительного художественного образования имеет огромный потенциал. Значение пейзажный живописи очень велико - она помогает людям раскрыть красоту окружающего их мира, привить чувство любви к Родине и к природе. Особенно важным это является в младшем подростковом возрасте, когда дети начинают мыслить критически, искать свои идеалы в жизни. Благодаря тому, что пейзаж обладает большой эмоциональной силой, при более глубоком его изучении он не оставляет детей равнодушными, у подростков формируется любовь к природе, развивается наблюдательность, острота зрения, которая помогает замечать изменения природных состояний и видеть нюансы тоновых отношений. Пейзажная живопись сложная и многозадачная. При написании этюдов учащимся необходимо учитывать особенности воздушной перспективы, особенности тоновых и цветовых отношений - решение этих задач помогает развивать у детей изобразительные навыки. В программе детской художественной школы занятия пейзажной живописью проходят во время летнего пленэра, однако перед выходом на пленэр учащимся необходимо усвоить основы пейзажной живописи. Это повысит уровень работ учащихся и ускорит процесс адаптации к условиям работы на природе. Объект исследования – занятия по живописи и композиции в 1 классе детской художественной школы. Предмет исследования – особенности формирования навыков работы над пейзажем у детей младшего подросткового возраста на занятиях пейзажной живописи. Гипотеза исследования заключается в предположении, что внедрение занятий по пейзажу в процесс обучения 1-х классов детской художественной школы способствует закреплению знаний и навыков, получаемых на занятиях по живописи и композиции, а также поможет учащимся подготовиться к более успешному освоению навыков работы на пленэре. Цель исследования – совершенствование процесса обучения учащихся 1 класса детской художественной школы при помощи серии занятий по пейзажной живописи, подготовка их к пленэрной практике. Задачи исследования: 1. Изучение и анализ литературы о пейзажной живописи, методиках ее преподавания в сфере дополнительного художественного образования 2. Изучение особенностей формирования навыков работы над пейзажем у детей младшего подросткового возраста 3. Изучение и анализ детских работ, разработка критериев оценивания работ 4. Анализ программы и учебного плана ДХШ 5. Разработка серии занятий по пейзажной живописи 6. Проведение занятий, анализ работ учеников по выбранным критериям 7. Анализ и описание хода работы над практической части дипломного проекта Методы исследования: • Изучение и анализ научной и методической литературы по истории развития пейзажной живописи, по методике преподавания живописи. • Педагогическое наблюдение • Разработка программы педагогического эксперимента • Педагогический эксперимент • Анализ результатов исследования Практическая значимость работы. Результаты исследования и разработка серии занятий по пейзажу могут быть использованы в дальнейшем в обучении 1-х классов детской художественной школы для закрепления художественных навыков и повышения уровня подготовки обучающихся к выходу на пленэр. База исследования - ГБУДО г.Москвы "Детская художественная школа №7", 1В класс. Структура работы. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Содержание

Оглавление Введение 3 Abstract 7 Глава 1 10 1.1. История возникновения и развития русского реалистического пейзажа 10 1.2. Особенности пейзажной живописи 16 1.3 Пейзаж с элементами архитектуры в работах художников 25 Выводы по главе 28 Глава 2 29 2.1. Методика преподавания пейзажной живописи. Анализ программ детских художественных школ 29 2.2. Анализ изобразительной деятельности младших подростков с учетом их возрастных особенностей (учащихся 1-ого класса ДХШ) 38 2.3. Констатирующий, формирующий и контрольный этап экспериментальной работы 42 Выводы по главе 48 Глава 3 49 3.1. Выбор темы художественно-творческой части диплома 49 3.2. Работы над эскизами художественно-творческой части диплома 52 3.3. Этапы выполнения художественно-творческой части диплома. Работы по живописи в материале. 61 Выводы по главе 64 Заключение 65 Список литературы 68 Список приложений 72
Список литературы

Список литературы 1. Алексеева, М.С. Развитие образного мышления учащихся на занятиях изобразительным искусством в системе дополнительного образования// Наука и Школа. — 2018. — №2. — С. 125-129. 2. Андрюкова М. Ю. Значение художественно-эстетического воспитания в системе дополнительного образования детей [Текст]// Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 203-206. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2221/ (дата обращения: 16.12.2018). 3. Беда, Г.В. Основы изобразительного искусства — М.: РИП-ХОЛДИНГ, 2016. — 268 с. 4. Белякова, Л. Г. Развитие пространственных представлений как основа детской художественной одаренности : Монография – М.: Перо, 2013 . – 165 с. 5. Виннер, А.В. Как работать над пейзажем — М.: Профиздат, 1971. — 144 с., ил. 6. Виппер, Б.Р. Введение в историческое изучение искусства — 7. Визер, В.В. Живописная грамота. Основа пейзажа. — Спб.: Питер, 2007. — 192 с. 8. Волков, Н.Н. Цвет в живописи. — М.: Искусство, 1965. — 214 с., ил. 9. Воронина, Е.В. Формирование колористического видения у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях пейзажной живописью в условиях пленэра : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02. - М., 2004. - 273 с. : ил. 10. Грошев, И.П. Развитие чувства колорита у студентов художественно- графических факультетов педагогических вузов на занятиях живописью пейзажа : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Грошев Иван Петрович; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т]. - М., 2010. - 19 с. 11. Ермаков, Г.И. Пленэр: учебно-методическое пособие. – Москва: Прометей, 2013. – 182 с. 12. Жабцев, В.М. Пейзаж в русской живописи — Минск: Харвест, 2008. — 128 с. 13. Зубрилин, К.М., Руднев, И.Ю. Роль пленэра в системе художественного образования // Наука и школа — 2016. — №6. — С.175-180. 14. Игнатьев, Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. — М.: Учпедгиз, 1961. — 223 с. 15. Копцев В.П. Вопросы преемственности основного и дополнительного образования – Журнал «Искусство в школе», № 4, 2017, С. 18-19. 16. Крымов, Н.П. Художник и педагог. Статьи, воспоминания. — М.: Изобразительное искусство, 1989. — 223 с. 17. Ломов, С.П. Живопись: учебник. 3-е изд., перераб. и доп.. — М.: АГАР, 2008. — 232 с., ил. 18. Макарова, М.Н. Перспектива. — М.: Академический проект, 2009. — 477 с., ил. 19. Маслов, Н.Я. Пленэр: Практика по изобразит. искусству. — М.: Просвещение, 1984. — 112 с. 20. Мочалова, С.А. Развитие творческих способностей учащихся на занятиях изобразительным искусством в системе дополнительно образования: дис. ... канд. пед. наук. — М., 2010 21. Оголевец, В.С. О работе над этюдами пейзажа – М.: Профиздат, 1963 . – 63 с., ил. 22. Прокофьев, Н.И. Живопись. Техника и технология живописных материалов: учебное пособие для студентов вузов. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 158 с.: ил., табл. 23. Пьянкова, Н.И. Изобразительное искусство в современной школе — М.: Просвещение, 2006. — 176 с. 24. Ратиева, О.В., Денисенко, В.И. Обучение техникам живописи. Теория и методика преподавания в художественной школе. — СПб.: «Лань»; «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2014. — 160 с. 25. Ростовцев, Н.Н., Терентьев, А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисования. — М., Просвещение, 1987 . — 176 с., ил. 26. Саяпина, Е.И. Живопись пейзажа: учеб. пособие — Краснодар: Кубанский гос.ун-т, 2012. — 94 с. 27. Смирнов, Г.Б., Унковский, А.А. Рисунок и живопись пейзажа. — М.: Просвещение, 1965. — 54 с., ил. 28. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 368 с. 29. Соколинский, В.М. Формирование художника-педагога средствами живописи пейзажа: диссертация ... доктора педагогических наук:13.00.02. — М., 2009. — 447 с. 30. Спирина, М. В. Некоторые методические аспекты работы над пейзажем // Молодой ученый. — 2009. — №12. — С. 406-408 31. Старикова, Е.А. Формирование у студентов художественных факультетов целостного восприятия пейзажа в условиях пленэрной живописи : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Старикова Елена Александровна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т]. - М., 2012. - 196 с. : ил. 32. Стасевич, В.Н.. Пейзаж. Картина и действительность : Пособие для учителей – М.: Просвещение, 1978 . – 157, 2 с., ил. 33. Унковский, А.А. Живопись. Вопросы колорита. – М.: Просвещение, 1980 г. 34. Унковский, А.А. Пленер. Методические рекомендации к проведению учебно-творчесой практики. – М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2012 г. 35. Унковский, А.А. Цвет в живописи. – М.: Просвещение, 1983 г. 36. Федоров-Давыдов, А. А. Русский пейзаж XVIII - начала XX века : История, проблемы, художники : Исследования, очерки – М.: Советский художник, 1986 . – 300 с. 37. Федоров-Давыдов, А. А. Советский пейзаж – М.: Искусство, 1958 . – 118 с. 38. Филиппова, Л.С. Изобразительная грамота как основа пленэрной практики// Наука и школа — 2015. — №5. — С. 184-189. 39. Филиппова, Л.С. Специальная подготовка обучающихся к художественно-творческой практике (пленэру) в системе дополнительного образования // Наука и школа. — 2016. — №6. — С.170-174. 40. Шорохов, Е.В. Композиция — М.: Просвещение, 1986. — 207 с., ил. 41.Штаничева, Н.С., Денисенко, В.И. Живопись: учеб. пособие для вузов. — М.: Академический проект, 2009. — 271 с. 42. Игнатович Н.Ю. Дополнительная предпрофессиональная программа в области изобразительного искусства "Живопись". [Электронный ресурс] — URL: https://7.paint.mos.ru/upload/medialibrary/7e6/pasport- programmy-_zhivopis_-dopp-2017.pdf (Дата обращения: 15.11.2019) 43. Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 12.03.2012 №156. Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства "Живопись" [Электронный ресурс] - URL: https://7.paint.mos.ru/svedeniya-ob-obrazovatelnoy- organizatsii/standarts/1105732/ (Дата обращения:15.11.2019)
Отрывок из работы

Заключение В исследовании материал был разделен на три главы: историко- искусствоведческую; методические основы по развитию и закреплению навыков работы над пейзажем в 1 классе ДХШ; описание работы над художественно-творческой частью. Проблема данной темы заключалась в недостаточной подготовленности учащихся 1-го класса детской художественной школы к выходу на занятия по пленэру, так как в аудиторных занятиях не хватало заданий, посвященных основам пейзажной живописи. Актуальность исследования обусловлена тем, что ежегодно в большинстве детских художественных школ после окончания учебного года проходит летняя пленэрная практика, на которой учащиеся сталкиваются с большим количеством сложных задач, поэтому предварительная подготовка обучающихся 1-ых классов и получение ими первоначальных навыков и знаний по пейзажной живописи и пейзажу с элементами архитектуры поможет закрепить навыки полученные в течение года и повысить уровень работ. В процессе исследования данной темы были выдвинуты и решены следующие задачи: • Изучение и анализ литературы о пейзажной живописи, методиках ее преподавания в сфере дополнительного художественного образования • Изучение особенностей формирования навыков работы над пейзажем у детей младшего подросткового возраста • Изучение и анализ детских работ, разработка критериев оценивания работ • Анализ программы и учебного плана подготовительных курсов ДХШ • Разработка и проведение серии занятий по пейзажной живописи • Проведение занятий, анализ работ учеников по выбранным критериям • Проанализировать и описать ход своей работы по практической части дипломного проекта Для решения теоретических задач была изучена и проанализирована литература, посвященная истории развития пейзажной живописи в России - А.А.Федорова-Давыдова; литература, посвященная особенностям работы над пейзажем - Г.В.Беда, А.А.Унковский, С.П.Ломов, Г.И.Ермаков, Н.Я.Маслов, В.С.Оголовцев и др.; методическая литература - Е.И.Игнатьев, Л.Г.Белякова, О.В.Ратиева и В.И.Денисенко. Для решения практических задач был описан ход работы на художественно-творческим проектом, который состоял из трех этапов: выбор темы, разработка эскизов и работа в материале. Опираясь на научно- теоретические труды и опыт художников, писавших парки Москвы, была сделана серия пейзажей Коломенского. Для решения задач методического блока были проанализированы программы детской художественной школы, особенности организации образовательного процесса в ДХШ, а также проанализированы материалы по развитию изобразительных навыков учащихся по пейзажной живописи. В соответствии с программой ДХШ и возрастными особенностями обучающихся 1-го класса (младший подростковый возраст - 11-13 лет) была разработана и опробована серия занятий по пейзажу на базе ГБУДО г.Москвы "Детская художественная школа №7". По результатам проведенного эксперимента, гипотеза исследования была подтверждена, она заключалась в предположении, что внедрение занятий по пейзажу в процесс обучения 1-х классов детской художественной школы поможет закрепить знания и умения, получаемые на занятиях по живописи и композиции, а также поможет учащимся подготовиться к более успешному освоению навыков работы на пленэре. Разработанная серия занятий, упражнений и пособий, способствовала получению знаний и развитию навыков обучающихся по рисованию пейзажа. Итоговым заданием было выполнения пейзажа с элементами архитектуры, при работе над котором учащиеся смогли применить полученные знания и навыки работы над пейзажем. Автор исследования считает, что разработанную серию занятий по получению основных знаний о пейзажной живописи можно использовать как студентами практикантами, так и преподавателями непосредственно в 1-х классах детских художественных школ.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 66 страниц
990 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg