Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Педагогический такт учителя.

irina_k20 408 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 34 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 19.06.2020
Цель – изучить педагогический такт учителя. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи: — раскрыть педагогический такт как компонент педагогической культуры преподавателя; — рассмотреть педагогический такт учителя в общении с детьми младшего школьного возраста; — рекомендовать воспитание педагогического такта средствами литературы и искусства. Типом профессиональной деятельности человека определяется его поведение. Поведение представляется как система взаимосвязанных рефлекторных и сознательных действий (физических и психических), осуществляемых человеком при достижении определенной цели, реализации определенных функций его взаимодействия со средой. Поведение личности – это и социально обусловленная деятельность, выраженная в общении с другими людьми и деятельность человека при взаимодействии со средой. В этом понимании поведение включает в себя и культуру поведения как высокую степень воспитанности и образованности человека. Тактичность, чувство меры, такт – составляющие культуры поведения.?
Введение

Педагогическая культура — это часть общественной культуры, в которой с наибольшей полнотой запечатлелись духовные и материальные ценности образования и воспитания, а также способы творческой деятельности, необходимые для обслуживания исторического процесса смены поколений, социализации, осуществления образовательно-воспитательных процессов. В структуре педагогической культуры выделяются следующие уровни: социально-педагогический, научно-педагогический, профессионально-педагогический и личностный. Педагогическая культура рассматривается в различных планах: в социально-педагогическом, где она представлена в качестве средства педагогизации окружающей среды, носителями и творцами которой являются учителя, родители, педагогические сообщества; с позиции свойств, внутренне присущих образовательным учреждениям – как сущностная характеристика среды, уклада жизни, особенностей педагогической системы; в индивидуально-личностном плане – как проявление сущностных свойств личности, профессиональной деятельности и общения учителя. Педагогическая деятельность – профессиональная деятельность, направленная на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника и выбора возможностей свободного и творческого самовыражения. Основная проблема педагогической деятельности – совмещение требований и целей учителя с возможностями, желаниями и целями учеников. Успешное осуществление этой деятельности обусловливается уровнем профессионального сознания учителя, овладения им педагогической технологией, педагогической техникой.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 1 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТАКТ КАК КОМПОНЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ 5 2 Педагогический такт общения 7 2.1 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТАКТ УЧИТЕЛЯ В ОБЩЕНИИ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8 3 ВОСПИТАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТАКТА СРЕДСТВАМИ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА 16 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24
Список литературы

1. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. — М.: Просвещение, 1979. 2. Бодалев А.А. Реформа общеобразовательной и профессиональной школы в СССР и задачи советских психологов // Психол. журн. 1984. Т. 5. № 6. С. 21-26. 3. Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личностная ценность // Педагогика. 1999. № 3. – с. 37-43. 4. Бондаревская Т.Н. Педагогический такт. М.: Педагогика, 1961. 5. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. 6. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1973. 7. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. — М.: Психология, 1960. 8. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. — М.: Высшая школа, 1978. 9. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. 10. Крупская Н.К. Об учителе: Избранные статьи, речи и письма. — М.: Просвещение, 1960. 11. Макаренко А.С. Соч.: В 8 т. Т. 4. — М.: «Просвещение», 1983. 12. Станиславский К.С. Собр. соч.: В 8 т. Т 1. — М.: Наука, 1954. 13. Страхов И.В. Психологические основы педагогического такта. – Саратов: Пединститут, 1972. 14. Ушинский К.Д. Избр. пед. соч Т. 1. — М.: Педагогики, 1953. 15. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопр. психол. 1971. № 4. С. 6-20. 16. Эльконин Д.Б. Психология игры. — М.: «Просвещение», 1978. . 17. Юнг К.Г. Избранные труды по аналитической психологии. – Цюрих, 1929.
Отрывок из работы

1 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТАКТ КАК КОМПОНЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ Что же такое педагогический такт? Одни педагоги считают, что это природная способность учителя влиять на учеников; другие, – что это составная часть общей культуры учителя (автор придерживается этой точки зрения); третьи, – что это отличное знание своего предмета и методики его изложения. В каждом из этих определений есть доля истины. Видный украинский психолог И.Е. Синица (1910-1967), автор замечательных книг о педагогике считал, что одним преподавателям легче овладеть педагогическим тактом, чем другим, но и считать, что это их врожденное качество, тоже неверно. Также неправильно отождествлять педагогический такт с общей культурой поведения учителя или с его общим и методическим образованием. Чаще всего педагогический такт определяется как соблюдение разумной меры во всей учебно-воспитательной работе. Теряется чувство меры – теряется и педагогический такт. Однако педагогический такт нельзя сводить только к чувству меры. Мера – одна из педагогических закономерностей, которая лежит в основе педагогического такта. Понятие такта шире, чем понятие меры. По своему содержанию педагогический такт учителя – объединение многих качеств его личности, его умений и навыков. Передовые педагоги-практики рассматривают педагогический такт как стимул наибольшей эффективности воспитания и обучения. Педагогический такт является естественным выражением личности учителя и создает благоприятную возможность для всестороннего развития учащихся. Такт учителя является результатом педагогического мастерства и условием его дальнейшего совершенствования. Неотъемлемым элементом педагогической деятельности является общение, вне его невозможно достижение целей обучения и воспитания. Основная цель педагогического общения состоит как в передаче общественного и профессионального опыта от педагога к учащимся, так и в обмене личностными смыслами, связанными с изучаемыми объектами и жизнью в целом. Важным мотивационным компонентом в педагогическом общении выступают стили общения: авторитарный, либеральный, демократический. Педагогический такт – это профессиональное качество учителя, с помощью которого он в каждом конкретном случае применяет к учащимся наиболее эффективный способ воспитательного влияния. Каждое замечание должно поднимать авторитет учителя, или хотя бы не подрывать его. Такт как форма взаимоотношений с обучаемыми определяется многими сторонами личности учителя, его убеждениями, культурой поведения, общим и специальным образованием, запасом соответствующих умений и навыков. Овладеть педагогическим тактом, не владея педагогическим мастерством в целом, невозможно. Он является следствием творчества учителя, показателем гибкости его ума. Педагогический такт учителя не бывает стереотипным. В таком понимании педагогический такт — это основная составляющая педагогической культуры, понимаемой в индивидуально- личностном плане как проявление сущностных свойств личности, профессиональной деятельности и общения учителя. Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства. Он является той основой, на которой вырастают доверительные отношения между педагогом и воспитанниками. Взаимоотношения преподавателя с коллегами, обучаемыми, основанные на осознании профессионального долга и чувстве ответственности, составляют сущность педагогического такта, который есть одновременно и чувство меры, и сознательная дозировка действия, и способность проконтролировать его и, если это необходимо, уравновесить одно средство другим. Тактичность в поведении учителя состоит в том, чтобы, предвидя его последствия, выбрать соответствующие стиль и тон, время и место педагогического действия, а также провести своевременную их корректировку. Педагогический такт воспитывается, приобретается вместе с мастерством. Он – результат духовной зрелости педагога, большой работы над собой по приобретению специальных знаний и выработке умений общения с обучаемыми. Общение учителя с детьми определяется, прежде всего, личностью педагога, его высокими нравственными качествами, любовью к детям, его духовной щедростью. Следуя требованиям педагогического такта, учитель может выработать у себя демократический стиль общения с детьми, добиться подлинной культуры общения с учащимися. Такт в буквальном смысле слова — прикосновение, влияние. Это нравственная категория, помогающая регулировать взаимоотношения людей. Основываясь на принципе гуманизма, тактичное поведение требует, чтобы в самых сложных и противоречивых ситуациях сохранилось уважение к человеку. Такт — это форма поведения, когда человек идет на моральный компромисс, но во имя высоких нравственных целей. Это смягчение, сознательное ослабление одного нравственного требования во имя верности другим. Правильно считать такт не как избежание трудностей, а как умение увидеть более краткий путь к цели. Общий такт и педагогический не одно и то же; не каждый человек тактичный, деликатный обладает педагогическим тактом. Педагогический такт — профессиональное качество учителя, часть его мастерства. Это умение учителя устанавливать педагогически целесообразный тон и стиль в общении с учащимися. Педагогический такт, как и такт вообще, предполагает наличие у учителя чувства меры, а значит, умения дозировать свои средства воздействия, не допускать крайностей в общении со школьниками. Чрезмерность может привести к обратной реакции: чрезмерная требовательность — к непослушанию, чрезмерная снисходительность — к грубости. Педагогический такт, включает в себя уважение к личности ребёнка, чуткое отношение к учащимся, внимание за их психическим состоянием. Уважение, душевная теплота, ласка не исключают требовательности, а предполагают её. Связь уважения и требовательности диалектична. В зависимости от уровня воспитанности личности учащегося учитель варьирует оттенки своих отношений с ним: от скрытой симпатии до подчеркнутой холодности, от раздумья до сухости, от мягкости до строгости. Проявление внимания, доброты, заботы должно меняться в связи с возрастом детей. Педагогический такт проявляется в уравновешенности поведения учителя (выдержка, самообладание, в сочетании с непосредственностью в общении). Педагогический такт предполагает доверие к ученику, оно должно стать стимулом к работе учащихся. Культура общения учителя проявляется в разных формах взаимодействия с учениками: на уроке, во внеклассной работе, на досуге. Следовательно, педагогическая культура, рассматриваемая и в социально-педагогическом, и в индивидуально-личностном плане, проявляется в культуре поведения преподавателя. Актуальность поведенческой культуры сегодня неоспорима. Особенно в современном обществе, в котором все происходящее воспринимается людьми примитивно, без альтернатив, а сами же члены этого общества – это личности с упрощенным социальным восприятием и интерпретацией. Педагогический такт в таких условиях должен быть не просто структурным компонентом педагогической культуры, а ее основой, способной регулировать всю систему сложных взаимоотношений преподавателя в образовательной среде и с окружающим миром. 2 Педагогический такт общения Педагогическое общение — система ограниченного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммутативных средств. Педагог является инициатором этого процесса, организуя его и управляя им.Общение в педагогической деятельности выступает как средство решения учебных задач, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса и как способ организации взаимоотношений воспитателя и детей, обеспечивающий успешность обучения и воспитания. Педагогическое общение должно быть эмоционально комфортным и личностно-развивающим. Профессионализм общения учителя состоит в том, чтобы преодолеть естественные трудности общения из-за различий в уровне подготовки, способности помогать ученикам, обрести уверенность в общении в качестве полноправных партнеров учителя. Для учителя важно помнить, что оптимальное общение – не умение держать дисциплину, а обмен с учениками духовными ценностями. Общий язык с детьми это не язык команд, а язык доверия. Устная речь является основным средством педагогического общения. Слово учителя должно воздействовать на чувства и сознание, должно стимулировать мышление и воображение, создавать потребность поисковой деятельности. В системе профессионального педагогического общения взаимодействуют вербальные (речь) и невербальные средства общения (жесты, мимика). Невербальные средства общения. Невербальные средства общения очень важны для любой беседы и знание их, умение правильно ими пользоваться, понимать их предопределяет успех беседы. «Когда глаза говорят одно, а язык другое, опытный человек больше верит первому» (Эмерсон). Бессловесный язык поз, жестов, мимики является, по крайний мере, не менее древним, чем язык слов. Есть предположение, что устная речь развивалась как вариант жестикуляции. По мере того, как человек овладевает речью, неречевые средства общения постепенно отходят на второй план. Тем не менее, в непосредственном общении людей словесное сообщение всегда сопровождается несловесным.· Неречевое сообщение согласуется с речевым, поддерживает или усиливает его (например, поддержка человеку, выраженная словесно, подчеркивается прикосновением к нему, пожиманием руки, объятием)· Неречевое сообщение противоречит речевому (вы говорите собеседнику, что заинтересованы в его вопросе, а сами зеваете, смотрите в сторону, думаете о своих проблемах)· Неречевое сообщение касается совершенно иного предмета, чем речевое. (Собеседнику говорят “о погоде”, а на речевом уровне происходит коммуникация, касающаяся отношений между этими людьми). Неречевое поведение меньше подведено влиянию условностей, лучше выражает истинные чувства и мотивы. Поэтому мы часто совершенно неосознанно больше доверяет интонации, мимике, жестикуляции, чем буквальному содержанию сообщения. Лишь 1/3 информации воспринимается по вербальным каналам, а на 2/3 мы доверяем тому, как человек передает информацию, и что он при этом думает. В общении старайтесь избегать несоответствия между передаваемой информацией и теми неречевыми реакциями, которые ее сопровождают. Планирование педагогического общения и подготовка к нему особенностью речи учителя является ее направленность, обращенность к ученикам. Наблюдательный педагог всегда строит свою речь на предвидении возможной реакции на нее своих воспитанников. Он может заранее представить, как отреагирует на его слова скептик, в какой мере затронет речь легко ранимого ученика, какую оценку она найдет во взгляде такое предвидение, поможет педагогу более рационально организовать свою речь, скорректировать ее при общении. Устная речь учителя, как правило, речь импровизированная. В этом тоже заключается ее особенность. Учитель-профессионал говорит всегда без непосредственной опоры на текст учебника или конспект урока. Ученики, слушая его, как бы присутствуют в момент сиюминутного рождения слов, выражений. Создается впечатление, что учитель публично мыслит, впервые для себя вместе с учениками открывает истину. Импровизированная речь — понятие неоднозначное. В одних случаях эторечь, заранее подготовленная, придуманная, но умело преподнесенная учителем как «сиюминутная». Это не дословный пересказ, а действительно свободное изложение, создаваемое в момент произношения, но с учетом предварительной подготовки. В других случаях речь учителя – импровизация в прямом смысле этого слова, речь неподготовленная, рождающаяся, когда условия требуют немедленной реакции учителя. Именно здесь проявляется общая и педагогическая культура учителя, его опыт взаимоотношений с учениками. 2.1 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТАКТ УЧИТЕЛЯ В ОБЩЕНИИ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Педагогический такт не является отдельным методом в работе учителя, подобно дидактическим принципам или методическим приемам в обучении и воспитании учащихся. Он должен проявляться во всей системе отношений, форм общения между учителями и учащимися и в процессе применения на уроках различных методов обучения, например в изложении новой темы, и проведения проверки знаний и умений школьников. Правильное сочетание педагогического такта и успех методико-дидактических и воспитательных форм в учебно-воспитательной работе учителя существенно повышает эффективность педагогического процесса, способствует сближению учителя с учащимися и созданию психологической атмосферы, благоприятствующей педагогической работе. Внутреннюю основу педагогического такта составляет соблюдение учителем меры в применении воспитательных воздействий на учащихся. Мера в применении педагогического воздействия имеет сложное содержание и должна быть творчески найденной в различных педагогических ситуациях, при учете возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, их психологического состояния, конкретной обстановки педагогического процесса и решаемых педагогических задач. В этом смысле мера педагогических воздействий и весь процесс общения учителя с учащимися в своей основе должен иметь нравственные, педагогические и психологические компоненты и должен обладать психолого-педагогической гибкостью в отличии от абстрактно-формально педагогических приемов, не учитывающих указанные условия. Педагогический такт – конкретное применение науки и искусства в процессе обучения. Научная основа такта выражается в психолого-педагогической образованности учителя. Искусство же педагога проявляется в его индивидуальных особенностях, педагогическом мастерстве и тонком нюансировании в применении учебно-воспитательных воздействий на учащихся. Важно, чтобы эти факторы практически выступали в единстве, что будет повышению творческой культуры процесса и результатов педагогического труда. Предпосылки развития педагогического такта разнообразны, выражаются в высокой внутренней культуре личности учителя, в его поведении в процессе общения с учащимися и в сочетании такта с совершенством применения методов и приемов обучения. Участие учителя в учебном процессе выражается в эмоциональной атмосфере урока, взаимном доверии, чему способствует естественность, простота и элемент непосредственности в общении. Важное значение в создании психологического контакта имеет психическое состояние учителя на уроках, особенно его увлеченность ведением педагогического процесса, эмоциональная оживленность, доброжелательная внимательность, индивидуализация общения и коммуникативные качества учителя в общении со школьниками, овладении им многими способами этого процесса, в особенности эмоционально-экспрессивными формами речевого процесса в его интонационных особенностях, адекватно приуроченных к каждой педагогической ситуации. Существенное значение имеет психологическая подготовка учителя. Важно, что педагогический такт каждого учителя имел высокий уровень развития и сохранял устойчивость в различных педагогических ситуациях. Это возможно осуществить главным образом при условии настойчивого, систематического труда учителя над своим воспитанием (само воспитанием) и умелого обобщения педагогического опыта. В целом же развитие такта происходит от элементарных его форм к высшим, благодаря чему в его характеристике проявляются новые, более совершенные качества, способствующие углублению и расширению сферы воспитательного влияния на учащихся. В процессе изучения такта у многих учителей были выявлены четыре степени его развития. На первой из них наблюдается у некоторых начинающих или мало работающих над своим мастерством педагогов педагогический такт, еще не имеющий устойчивости, ему не достает педагогической эффективности, воспитательной глубины, возникают осложнения в решении сложных педагогических ситуаций. При этих условиях учителю необходима серьезная работа по самовоспитанию и совершенствованию педагогического мастерства. На второй ступени развития педагогического такта значительных нарушений не наблюдается, но учителю не достает совершенной педагогической техники в работе с учащимися, и осуществления индивидуализации в обучении. На третьей ступени такт становится устойчивым педагогическим умением, что способствует углублению делового общения со школьниками, но еще имеются трудности в установлении с учащимися психологического контакта. На четвертой ступени он сформирован как умственная и нравственная привычка учителя в общении с учениками и становится частью педагогического мастерства учителя, характеризует внутреннюю культуру его личности, имея глубокую эффективность педагогического воздействия. Выявляя специфику педагогического такта учителя и способы его общения с учениками, нужно учитывать психологические особенности детей младшего школьного возраста. Нужно отметить те общие их черты, знание которых важно для изучения своеобразия педагогического такта учителя в общении с ними. У первоклассников, начинающих учиться в школе, прежде всего, изменяется содержание и форма их деятельности. Ведущей формой становится учебная деятельность, которая гармонично сочетается с игровой. Учение в школе на игровой основе – важнейшее условие дальнейшего развития их психики. Первые дни учебных занятий на психическое состояние детей сильное влияние оказывает новизна школьной обстановки. Стремление детей лучше справиться с учебными занятиями и овладеть формами поведения школьников делает их очень податливыми и восприимчивыми к педагогическому воздействию. Ученики стараются во всем следовать за учителем, охотно повторяют за ним, как приветствовать старших, когда они входят в класс, как правильно сидеть за партой, как держать карандаш в руке и так далее. Это позволяет ему сравнительно легко установить психологический контакт с учениками уже с первых дней их пребывания в школе. Но при всем старании детей правильно и своевременно выполнить требования учителя наблюдается случаи непроизвольного нарушения режима учебной работы в классе. Дети еще не осознают себя членами коллектива, который только что начинает формироваться, мало интересуются друг другом, каждый занимается преимущественно своими делами. Однако при правильно поставленном учебно-воспитательном процессе трудности легко преодолеваются. Постепенно у детей возникает интерес к результатам своей работы. Они охотно начинают делиться своими учебными принадлежностями и по своей инициативе оказывают друг другу товарищескую помощь, приучаются более сдержанно и организованно вести себя на уроках и переменах. Внимание их еще не достаточно устойчиво и ограниченно по объему и распределенности. Дети не могут длительное время заниматься одним и тем же делом. Например, слушать рассказ учителя, решать задачу или смотреть на картину. Быстро утомляясь, они часто отвлекаются. Мышление детей имеет конкретно-образный и наглядно-действенный характер. В интеллектуальной деятельности они испытывают затруднения, если нет живого объекта (или его изображения), о котором идет рассказ. С трудом они иногда овладевают общими понятиями. Однако дети младшего школьного возраста сравнительно легко и быстро запоминают все, что им интересно. По степени общительности и сдержанности межличностных дружеских отношений дети неодинаковы: одни более инициативны и активны, другие –наоборот, держатся скованно и робко. Но, как правило, для всех детей характерна привязанность к своему учителю. Они испытывают постоянную потребность в его ласке, теплом слове и внимательном обращении. Чуткость и отзывчивость к психическим состояниям детей, заботливое участие учителя в поддержании чувства уверенности в учении помогают создать для них необходимый комфорт и атмосферу активной деятельности. Указанные психологические особенности детей развиваются постепенно, изменяясь соответственно усложняющимся условиям и содержанию проводимой учебно-воспитательной работы с ними. На развитие педагогически оправданных отношений учителя с детьми действенное влияние оказывают личные качества учителя. Так спокойная уравновешенность, заботливость и внимательность учителя придают своеобразный оттенок тону его обращения с учащимися. Все вышесказанное дает основание сделать следующие выводы: 1. Дети младшего школьного возраста, отличающиеся большой податливостью к педагогическому воздействию учителя, стремятся во всем следовать за ним. Это позволяет учителю сравнительно легко установить психологический контакт с детьми. Педагогические оправданные взаимоотношения учителя с классом, устанавливаются в том случае, если он тактично оказывает необходимую помощь ученику, встретившему затруднение в учении, вовремя поддерживает его и вселяет уверенность в собственные силы и знания; организует в классе товарищескую взаимопомощь и контролирует ее; систематически побуждает учеников следовать хорошим примерам и упражняет их в правильном поведении. 2. Дружеский тон обращения учителя с учениками должен сочетаться с педагогически оправданной требовательностью. Конкретные проявления требовательности учителя: относительное постоянство указаний, последовательность и настойчивость в своих требованиях, справедливость замечаний и разнообразие в их интонации, индивидуальный подход к детям при предъявлении требований и тактичное преодоление в классе так называемых жалоб учеников друг на друга. Рассматриваемая нами проблема базируется на личностно-деятельном подходе современной педагогики. Остановимся на важнейшем вопросе, который составляет основу педагогики и психологии. Это вопрос взаимодействия педагога и воспитанника. Мы попытались вычленить и наметить общие подходы к исследованию темы «Педагогический такт учителя». Целью данной работы является более глубокое изучение литературы по данной проблеме; исследование процесса формирования педагогической культуры в ходе педагогической практики. Процесс формирования педагога сложный и длительный. Современной школе участникам педагогического процесса необходимо вернуть культуро-созидающие функции. А это может сделать только учитель с высоким уровнем педагогической культуры. Под педагогической культурой учителя, в частности, социального педагога, мы понимаем сложное интегральное динамическое образование, которое включает в себя высокий уровень мировоззренческих, общекультурных, специальных психолого-педагогических знаний, умений и навыков практической педагогической деятельности. Именно овладение педагогической культурой позволяет знать и понимать ребенка и формирует социально-ценностные его качества. Личностная направленность педагога включает в себя педагогическое самосознание; осознание норм, правил, моделей профессии. Некоторые исследователи выделяют и такие мотивы педагогической направленности: — истинно педагогически; — формально педагогическая; — ложно-педагогическая. При тестировании группы социальных педагогов на выявление педагогической направленности обнаружилось следующее: мотивация на обучение и получение профессии очень высока. Что же касается профессии «социальная педагогика», то здесь отмечается большой разброс уровня мотивации: — любят детей, мечтают о работе с ними — 23%; — средняя мотивация — 50%; — ложная мотивация (т.е. студенты вряд ли будут работать по профессии) -27%. И в каждом из выделенных уровней часто встречалась одна проблема — научиться общаться… Умение решать коммуникативные задачи целенаправленно не формируются даже у студентов педагогических высших учебных заведений. Поэтому важнейшим средством решения данной задачи мы рассматриваем включение в учебный план таких дисциплин как теория и практика общения; основы педагогического мастерства; культура речи; методика игровой деятельности и другие дисциплины общекультурной, психолого-педагогической подготовки. Хотелось бы чтобы преподаватели и студенты использовали такие формы обучения как ролевые игры; конкурсы; решение учебно-коммуникативных ситуаций и другие формы психолого-педагогического тренинга, направленные на деятельность: педагог <=> воспитанник, педагог <=> родители, педагог <=> среда. 39% студентов при выходе на педагогическую практику признавали, что испытывают затруднения в общении. Это проявляется в скованности жестов, движений, поведения; в незнании, как начать разговор; в ощущении двойственности, когда студенты выступают в роли социального педагога и студента — они стремятся казаться старше, придают строгость интонации. Вот что пишет одна студентка в дневнике по педагогической практике: «Я долго не могла прийти в закрепленную за мной группу. Было очень страшно! Что я им скажу? Как поведу себя? Найду ли свой стиль поведения?» Что же понимается под стилем общения? Это индивидуальное социально-психологическое взаимодействие педагога и воспитанника. Взаимодействие — это феномен перехода, развития разных объектов под влиянием воздействия друг на друга, на другие объекты. Взаимодействие может происходить на уровне, как живого, так и неживого. Особенностью во взаимодействии людей является активность обеих сторон, хотя мера ее проявления различна. Вообще, активность проявляется на всех уровнях организации человека, но особенное проявление получает поведенческая активность.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg