Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, БИЗНЕС ПЛАНИРОВАНИЕ

Бизнес-планирование как основа финансовой стратегии организации» (на материалах ООО «Софтекс»)

irina_k20 1750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 70 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 19.06.2020
Целью выпускной квалификационной работы является решение проблемы, связанной с разработкой бизнес-плана организации, для эффективного управления в рыночных условиях хозяйствования. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач: - изучение теоретических аспектов бизнес-планирования; - выявление особенностей деятельности организации; - разработка финансовой стратегии организации. Объектом выпускной квалификационной работы является – ООО «Софтекс». Предмет выпускной квалификационной работы является – бизнес-план, как стратегическая единица финансового планирования. Теоретической и методологической основой выпускной квалификационной работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых, посвященных различным проблемам развития механизмов и инструментов бизнес-планирования. Информационной базой выпускной квалификационной работы являются научные труды российских и зарубежных авторов по проблематике анализа системы бизнес-планирования как стратегического инструмента управления предприятиями; действующие нормативно- правовые акты, методические материалы по оценке эффективности проектов, данные по расчету денежных потоков проектов, информационные ресурсы сети Интернет, отчетность ООО «Софтекс».
Введение

Сегодня в России прочно утвердилось общественное мнение об объективной необходимости многопланового и действенного вмешательства государства в процесс развития экономики. Надежда на самореализующиеся рыночные силы иссякла. Экономика страны, предоставленная самой себе, подошла к критической точке. Однако это не может продолжаться бесконечно. Бюджетный кризис стал свидетельством беспорядка и бесхозяйственности в экономической политике, которые превратились в серьезную угрозу национальной экономической безопасности страны. В странах с развитой рыночной экономикой стратегическое планирование выступает важнейшим инструментом государственного регулирования хозяйства. Планомерное развитие общества — одно из основных достижений человеческой цивилизации. Необходимость его диктуется требованием объективного закона соразмерно¬сти частей и единого воспроизводственного процесса. Стратегическое планирование помогает поддерживать необходимые экономические пропорции. С его помощью обеспечивается согласованная целенаправленность функционирования всех звеньев хозяйствен¬ной системы общества. Вопросу стратегического планирования, а также стратегии развития предприятия посвящены работы экономистов: Баринова В.А., Горбунова В. Л., Дубровина И.А., Морошкина В.А., Попадюк Т.Г. и другие. Для экономики России на этапе перехода к рынку государственное стратегическое планирование особенно актуально. Органам, управляющим экономикой, просто необходимо предвидение хода процессов развития приватизации и демонополизации, результатов становления многообразных форм собственности, последствий технологического обновления производства и т.д. По мере стабилизации ситуации в экономике возможности для выявления закономерностей и тенденций социально-экономического развития расширяются, повышается степень предсказуемости изменений в экономике и поведения разных субъектов хозяйственных отношений. Усиливается потребность в более глубокой и всесторонней проработке долговременной и многоплановой экономической политики. С переходом к новому этапу рыночных реформ на всех уровнях управления, во всех звеньях народного хозяйства возрастает роль специалистов, умеющих принимать оптимальные решения, относящиеся к будущему, постоянно согласовывать текущую деятельность со стратегическими целями. В России пока не имеется фундаментальных исследований по стратегическому планированию. Это объясняется, видимо, тем, что ни на макроэкономическом уровне, ни даже на уровне отдельных предприятий стратегическое планирование пока (за исключением отдельных примеров) не применяется. Оно как элемент рыночной системы у нас еще не сложилось. Методы стратегического планирования, использовавшиеся в недалеком прошлом, сегодня неприменимы. Поэтому можно охарактеризовать основные положения и подходы в этой области, опираясь на мировой опыт и на достаточно скромную пока практику в данной области сегод¬няшней России. Потребность качественных и инновационных изменений российской экономики являются объективной причиной популяризации и широкого применения бизнес-планирования в рамках задач повышения эффективности рыночного функционирования и стратегического развития российских предприятий. Чтобы четко представлять свои потребности и перспективы, предприятиям жизненно необходимо качественно использовать такой мощный инструмент управления как бизнес-план, визуализирующий критерии и показатели компаний в рамках их рыночной стратегии. В условиях нестабильной экономической и финансовой ситуации на мировом и отечественном рынке особенно важными становятся вопросы выявления, оценки и нейтрализации рисков планируемых мероприятий. Эта задача должна быть решена на всех этапах жизненного цикла проекта – как на этапе идентификации и оценки потенциальных рисков на этапе планирования, так и на этапе реализации бизнес-плана в процессе мониторинга и контроля проектной деятельности. Вышеизложенное подчеркивает актуальность и важное значение темы выпускной квалификационной работы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ КАК ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ 6 1.1 Основные понятия, цели и задачи бизнес-планирования 6 1.2 Современные методики и стандарты разработки бизнес-плана 13 2 АНАЛИТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «СОФТЕКС» 26 2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности ООО «Софтекс» 26 2.2 Оценка стратегических позиций деятельности ООО «Софтекс» 40 3 РАЗРАБОТКА ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ ООО «СОФТЕКС» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНСТРУМЕНТОВ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ 45 3.1 Разработка бизнес-плана ООО «Софтекс» 45 3.2 Информационное обеспечение разработки бизнес-плана ООО «Софтекс» 53 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59 ПРИЛОЖЕНИЯ 63
Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (действующая редакция) [Электронный ресурс].-URL: http://www.consultant.ru. 2. Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (действующая редакция) [Электронный ресурс].- URL: http://www.consultant.ru. 3. Абдукаримов И.Т. Анализ финансового состояния и финансовых результатов предпринимательских структур: учебное пособие / И.Т. Абдукаримов, М.В. Беспалов. - М.: НИЦ Инфра-М, 2017. - 215 с. 4. Алексейчева Е. Ю. Экономика организации (предприятия): учебник для бакалавров / Е. Ю. Алексейчева, М. Д. Магомедов, И. Б. Костин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 292 с. 5. Алиев В.С. Практикум по бизнес-планированию с использованием программы Project Expert: уч. пос. / В.С. Алиев. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Форум: ИНФРА-М, 2015. - 288 с. 6. Баринов В.А. Бизнес-планирование : учеб. пособие / В.А. Баринов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2017. - 272 с. 7. Басовский Л.Е. Менеджмент: учебное пособие / Л.Е. Басовский. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 256 с. 8. Виханский О.С. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - 5-e изд., стер. - М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 576 с. 9. Воронина М.В. Финансовый менеджмент: учебник для бакалавров / М.В. Воронина - М.:Дашков и К, 2016. - 400 с. 10. Герасименко В.П. Финансовый анализ. Управление финансовыми операциями: учебник / В.П. Герасименко, Е.Н. Рудская. - М.: НИЦ ИНФРА-М: Академцентр, 2015. - 192 с. 11. Горбунов В. Л. Бизнес-планирование с оценкой рисков и эффективности проектов: научно-практическое пособие / В. Л. Горбунов - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 248 с. 12. Горелов Д. В. Организационно-экономические аспекты обеспечения качества бизнес-планирования на промышленных предприятиях: монография / Д. В. Горелов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. - 144 с. 13. Дубровин И.А. Бизнес-планирование на предприятии: учеб. пособие / И.А. Дубровин. - М.:Дашков и К, 2017. - 432 с. 14. Егоршин А.П. Стратегический менеджмент: учебник / А.П. Егоршин, И.В. Гуськова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2017. - 290 с. 15. Казакова Н.А. Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски : учеб. пособие / Н.А. Казакова. — М.: ИНФРА-М, 2017. - 208 с. 16. Канке А.А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие / А.А. Канке, И.П. Кошевая. - 2-e изд., испр. и доп. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2015. - 288 с. 17. Кобелева И. В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций: учебное пособие / И.В. Кобелева, Н.С. Ивашина - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 224 с. 18. Кнышова Е. Н. Экономика организации: учебник / Е. Н. Кнышова, Е. Е. Панфилова - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 336 с. 19. Котелкин С.В. Международный финансовый менеджмент: учебное пособие / С.В. Котелкин. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2015. - 605 с. 20. Кудина М.В. Финансовый менеджмент: учебное пособие / М.В. Кудина. - 2-e изд. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2014. - 256 с. 21. Куприянова Л.М. Финансовый анализ: учебное пособие / Л.М. Куприянова - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 157 с. 22. Лапыгин Ю.Н. Теория организации и организационное поведение: учебное пособие / Ю.Н. Лапыгин. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 329 с. 23. Левчаев П.А. Финансовый менеджмент: учебное пособие / П.А. Левчаев. — М.: ИНФРА-М, 2017. - 247 с. 24. Липчиу Н.В. Финансы организаций: учебное пособие / Под ред. Н.В. Липчиу. - 4-e изд., перераб. и доп. - М.: Магистр, 2016. - 254 с. 25. Лысенко Д.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник для вузов / Д.В. Лысенко. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 320 с. 26. Лысенко Д.В. Финансовый менеджмент: учебное пособие / Д.В. Лысенко. - М.: НИЦ Инфра-М, 2014. - 372 с. 27. Маевская Е.Б. Экономика организации: учебник / Е.Б. Маевская. — М.: ИНФРА-М, 2017. - 351 с. 28. Мазурина Т.Ю. Финансы организаций (предприятий): учебник / Т.Ю. Мазурина. - 2-e изд., испр. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 462 с. 29. Метелев С.Е. Инвестиционный менеджмент: учебник / С.Е.Метелев, В.П.Чижик, С.Е.Елкин - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 288 с. 30. Морозко Н.И. Финансовый менеджмент: учебное пособие / Н.И. Морозко, И.Ю. Диденко. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 224 с. 31. Морошкин В.А. Бизнес-планирование: учеб. пособие / В.А. Морошкин, В.П. Буров. —М. : ИНФРА-М, 2018. - 288 с. 32. Платонова Н.А. Финансовое планирование и бюджетирование: учебное пособие / под ред. В.Н. Незамайкина - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 117 с. 33. Плотникова В.В. Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие / под общ. ред. проф. В.И. Бариленко. - М.: Форум, 2015. - 464 с. 34. Попадюк Т.Г. Бизнес-планирование: учебник / Под ред. проф. Т.Г. Попадюк, В.Я. Горфинкеля - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 296 с. 35. Родионова В.Н. Стратегический менеджмент: учеб. пособие / В.Н. Родионова. — 3-е изд., испр. и перераб. — М. : РИОР : ИНФРА-М, 2017. - 106 с. 36. Романова М. В. Бизнес-планирование: учебное пособие/ М. В. Романова - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 240 с. 37. Руденко Л.Г. Планирование и проектирование организаций: учебник для бакалавров/Л.Г.Руденко - М.: Дашков и К, 2016. - 230 с. 38. Савицкая Г.В. Анализ эффективности и рисков предпринимательской деятельности: монография / Г.В. Савицкая. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 272 с. 39. Савицкая Г.В. Экономический анализ: учебник / Г.В. Савицкая. — 14-е изд., перераб. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 649 с. 40. Самылин А.И. Корпоративные финансы: учебник / А.И. Самылин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 472 с. 41. Самылин А.И. Корпоративные финансы. Финансовые расчеты: учебник / А.И. Самылин. — Изд. испр. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2017. - 472 с. 42. Соколов Я.В. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: учебное пособие/ Я.В. Соколов.- М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 512 с. 43. Тебекин А.В. Менеджмент: учебник / А.В. Тебекин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 384 с. 44. Тихомирова О.Г. Менеджмент организации: учебное пособие / О.Г. Тихомирова, Б.А. Варламов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 256 с. 45. Трошин А.Н. Финансовый менеджмент: учебник / А.Н. Трошин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2012. - 331 с. 46. Филатова Т.В. Финансовый менеджмент: учебное пособие / Т.В. Филатова— М.: ИНФРА-М, 2017. - 236 с. 47. Чараева М.В. Инвестиционное бизнес-планирование: учебное пособие / М.В. Чараева, Г.М. Лапицкая, Н.В. Крашенникова. - М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 176 с. 48. Черняк В.З. Бизнес-планирование: учебное пособие / В.З. Черняк. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 591 с.
Отрывок из работы

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ КАК ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ 1.1 Основные понятия, цели и задачи бизнес-планирования Слово «бизнес» (от англ. business) означает любое занятие, дело, приносящее доход [12]. Человек, занимающийся бизнесом, – это бизнесмен (от англ. businessman), т. е. делец, коммерсант, предприниматель. В новых экономических справочниках бизнесом называется экономическая деятельность субъекта в условиях рыночной экономики, нацеленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции (товаров, работ, услуг). Также понятие «бизнес» может рассматриваться как синоним понятия «предпринимательство». Предпринимательская деятельность, предпринимательство представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли, осуществляется гражданами на свой риск и под имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия [11]. Таким образом, бизнес – это приносящая доход деятельность граждан, имеющих собственность [19]. Кроме того, бизнес – это и совокупность отношений между всеми его участниками, образующими команду единомышленников с целью получения дохода, прибыли, развития фирмы, предприятия, организации [4]. Бизнес как система представляет собой явление, наделенное четырьмя свойствами – целесообразностью, целостностью, противоречивостью и активностью. Современный бизнес – это не просто система, обладающая необходимыми признаками целесообразности, целостности, противоречивости и активности [23]. Кроме того, бизнес – это явление развивающееся, так как связано с направлением на прибыль. А прибыль, как правило, может быть получена там, где спрос на товары и услуги не насыщен и в конечном итоге стимулирует развитие новых профессиональных сфер производства. В результате бизнес омолаживается, переливая свои капиталы туда, где прибыль выше, чем в традиционных сферах [28]. Участниками бизнеса выступают следующие группы людей (рисунок 1). Участники бизнеса собственно предприниматели индивидуальные и коллективные потребители продукции, предлагаемой предпринимателями, а также коллективы потребителей, образующих свои союзы, ассоциации и т. п. работники, осуществляющие трудовую деятельность по найму, на контрактной или иной основе, а также их профессиональные союзы государственные органы, учреждения и организации, когда они выступают непосредственными участниками сделок Рисунок 1-Участники бизнеса Бизнес-планирование (деловое планирование) – самостоятельный вид плановой деятельности, которая непосредственно связана с предпринимательством [31]. В условиях рынка нереально добиться стабильного успеха в бизнесе, если не планировать эффективно его развития, не аккумулировать постоянно информацию о собственных состоянии и перспективах, о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов и т. д. Необходимо не только точно представлять свои потребности на перспективу в материальных, трудовых, интеллектуальных, финансовых ресурсах, но и предусматривать источники их получения, уметь выявлять эффективность использования ресурсов в процессе работы предприятия. Прежде, при наличии государственного управления, планирование было сугубо централизованным, на долю предприятий оставалось лишь выполнение заданий и планов, поступавших сверху [44]. Сегодня большинство коммерческих фирм не имеет официально принятых планов, нет и необходимого механизма планирования: различного рода норм, нормативов и т. д. Планирование подменяется разного рода решениями собственника о тех или иных направлениях хозяйственной деятельности, которые, как правило, рассчитаны на ближайший период времени и не предусматривают ориентацию на перспективу. Это объясняется быстрым изменением рыночной ситуации в стране и условий хозяйствования, малочисленностью управленческого аппарата на небольших предприятиях, авторитетом управляющих крупными предприятиями, имеющих солидный опыт хозяйственного руководства, хотя практика часто ставит и таких руководителей в тупик [38]. Квартальная и годовая финансовая отчетность представляется в соответствии с Приказом Министерства финансов, статистическая отчетность – по указанию Госкомстата и т. д. Что касается бизнес-планирования, то определенных требований или указаний по разработке бизнес-планов пока нет. О допущенных ошибках, просчетах и потерях предпринимательской деятельности становится известно лишь после составления квартального баланса [45]. Однако и обстоятельные аналитические обзоры к балансам не составляются, поэтому своевременные меры для исправления ситуации не принимаются. Отчасти и по этой причине большинство предприятий оказалось в сложном финансовом положении (или вообще неплатежеспособными), включая предприятия торговли, общественного питания и других видов услуг, хотя в этих отраслях проблема неплатежей должна, казалось бы, беспокоить меньше всего. Итак, принятие разного рода текущих решений, даже самых своевременных, не заменяет планирования, которое по сравнению с принятием решений представляет собой управленческую деятельность гораздо более высокого порядка. Таким образом, бизнес-планирование – это объективная оценка собственной предпринимательской деятельности предприятия, фирмы и в то же время необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка и сложившейся ситуацией хозяйствования [35]. В общем случае бизнес-планирование предусматривает решение стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятием. Формальное планирование, безусловно, требует усилий, но оно обеспечивает и немалые выгоды: - заставляет руководителей мыслить перспективно; - обеспечивает основу для принятия эффективных управленческих решений; - увеличивает возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией; - способствует снижению рисков предпринимательской деятельности; - ведет к четкой координации действий всех участников бизнеса; - позволяет предвидеть ожидаемые перемены, подготовиться к внезапному изменению рыночной обстановки. Для успешной организации бизнес-планирования в коммерческой организации необходимо наличие четырех обязательных условий (компонентов), которые тесно связаны между собой и составляют инфраструктуру процесса бизнес-планирования коммерческой организации . Во-первых, коммерческая организация должна располагать соответствующей методологической и методической базой разработки, контроля и анализа исполнения бизнес-плана, а работники финансово-экономических служб должны быть достаточно квалифицированны, чтобы уметь применять эту методологию на практике. Методологическая и методическая база составления, контроля и исполнения бизнес-плана образует аналитический блок (или компонент) процесса финансового планирования. Во-вторых, для того чтобы разрабатывать финансовые планы, нужна внутренняя информация о деятельности предприятия и внешняя информация. В-третьих, процесс бизнес-планирования всегда реализуется через соответствующие организационную структуру и систему управления, составляющие организационный блок процесса. Понятие организационной структуры включает в себя количество и функции служб аппарата управления, в чьи обязанности входят разработка, контроль и анализ бизнес-плана коммерческой организации, совокупность структурных подразделений, которые ответственны за исполнение бизнес-плана. В-четвертых, в процессе финансового планирования и контроля происходит регистрация и обработка больших массивов информации. Программно-технические средства, используемые в процессе финансового планирования и контроля, составляют программно-технический блок системы финансового планирования. Бизнес-планирование – это упорядоченная совокупность стадий и действий, связанных с ситуационным анализом окружающей среды, постановкой целей бизнес-планирования, осуществлением планирования (разработкой бизнес-плана), продвижением бизнес-плана на рынок интеллектуальной собственности, реализацией бизнес-плана, контролем за его выполнением [20]. Можно выделить следующие основные стадии процесса бизнес-планирования: - подготовительную стадию; - стадию разработки бизнес-плана; - стадию продвижения бизнес-плана на рынок интеллектуальной собственности; - стадию реализации бизнес-плана. Ключевыми моментом подготовительной стадии бизнес-планирования является формирование перспективной бизнес-идеи. Бизнес-идея – это идея нового продукта или услуги, технического, организационного или экономического решения и др. Источниками новых идей могут быть: - отзыв потребителей; - продукция, выпускаемая конкурентами; - мнение работников отдела маркетинга; - публикации федерального правительства о патентах; - проводимые научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Презентация бизнес-плана – это краткое изложение основных положений бизнес-плана на переговорах с инвесторами и потенциальными партнерами. Компания и ее продукция, рынок – клиенты и конкуренты, маркетинговая стратегия, первоочередные финансовые задачи, команда, которая будет осуществлять этот план (ключевой управленческий персонал), необходимые размеры ссуды или долевого участия и цели, на которые эти деньги будут направлены, размер, условия и сроки реализации инвестиции – это перечень основных освещаемых вопросов на презентации бизнес-проекта [47]. Презентация предшествует началу переговоров с потенциальными инвесторами и партнерами по реализации бизнес-проекта. В ходе переговоров происходит согласования условий и оформление договорных отношений. По результатам переговоров вносятся соответствующие коррективы в бизнес-план. Началу переговоров с инвесторами предшествует этап аудита бизнес-плана. Процедура аудита бизнес-плана внешними инвесторами проводится по определенной схеме, включающей, как правило, шесть этапов: - оценку характеристик компании-заявителя, анализ отрасли его деятельности. Прежде всего устанавливается, относится ли отрасль, где этот проект будет реализовываться, к числу приоритетных для инвестора. Далее определяется положение фирмы-просителя на фоне своей отрасли; - анализ условий инвестиционного соглашения (форму заимствования и возврата кредита, залог, гарантию возврата кредитных средств); - анализ последнего баланса. Обязательно определяется соотношение «заемный капитал – собственный капитал». В мировой практике обычно избегают давать средства фирмам, у которых это соотношение превысило 4, а если фирма небольшая, то и при величине данного показателя, равной 3; - оценку руководящей команды компании-заявителя; - выявление особенностей проекта; - общий анализ бизнес-плана. Только после завершения работы по пяти первым этапам и получения вывода о целесообразности дальнейшего рассмотрения проекта переходят к шестому этапу – общему глубокому изучению бизнес-плана [6]. Завершается аудит бизнес-плана принятием или отклонением решения об его инвестировании. Этап реализации бизнес-плана охватывает период от принятия решения об инвестировании до начальной стадии практической реализации проекта, включая коммерческое производство [11]. Реализовать бизнес-план – означает выполнить все рабочие задачи в фирме и вне ее, необходимые для того, чтобы перевести деловой проект из стадии бизнес-плана в реальную производственную стадию [13]. Завершается аудит бизнес-плана принятием или отклонением решения об его инвестировании. Для практической реализации бизнес-планирования как процесса представляется важным соблюдение следующих принципов [7]: - гибкости, означающей постоянную адаптацию к изменениям среды, в которой функционирует данная организация; - непрерывности, предусматривающей скользящий характер планирования; - коммуникативности; - интерактивности, подразумевающей творческий характер планирования и неоднократность проработки уже составленных разделов плана; - многовариантности, предусматривающей выбор наилучшего из альтернативных возможностей достижения поставленной цели; - участия, предполагающего важность самого процесса планирования с точки зрения вовлечения в него всех возможных участников будущей организации; - адекватности отражения реальных проблем и самооценки в процессе планирования. Прежде чем заниматься составлением бизнес-плана, необходимо собрать всю исходную информацию и четко определить цели и задачи будущего проекта [18]. Информация о спросе. Перед тем как составлять бизнес-план, необходимо оценить спрос на товар (работы или услуги), который предлагается производить. Необходимо понять, что и кому будет продаваться и почему люди будут это покупать. Надо помнить, что люди покупают не просто продукт или услугу, он покупают совокупность определенных преимуществ, разрешая свои проблемы [16]. Эта совокупность преимуществ включает в себя четыре элемента (специалисты по маркетингу называют их маркетинговым комплексом): характеристики самого продукта, его цену, поощрение спроса на данный продукт и место его реализации. Суть центральной идеи теории маркетинга состоит в том, что рынок включает в себя довольно обособленные подразделения или сегменты. Каждый сегмент предъявляет специфические требования к продукции или услугам. Если предприятие приведет свою продукцию или услуги в соответствие с этими требованиями и сделает это лучше, чем конкуренты, то оно сможет увеличить долю своего участия на рынке и, следовательно, увеличить прибыльность. Важным обстоятельством при этом будет определение покупателей: каковы их запросы и как на них выйти, довести до них свою продукцию. Без хорошего понимания запросов покупателей (клиентов) нельзя оценить сильные и слабые стороны продукции или услуг [8]. Необходимые данные можно получить, обратившись в соответствующие организации, а можно провести и собственные исследования. Источником информации могут стать публикации отраслевых ассоциаций, правительственные отчеты и статьи в научных журналах. Данные о потенциальных размерах рынка могут обосновать те положения бизнес-плана, которые касаются маркетинга. Они должны включать информацию о фирмах-конкурентах, о торговой наценке, о рыночных трендах (тенденциях) и перспективах роста. Производственная информация. Производственная информация включает определение производственных потребностей предприятия, зависящих от того, какую продукцию оно собирается выпускать. Большую часть необходимой информации можно получить у производителей аналогичной продукции [45]. При сборе производственной информации необходимо обратить внимание на следующие вопросы: - производственные операции: необходимо установить перечень всех базовых операций по обработке и сборке, выяснить, нельзя ли поручить некоторые из них субподрядчикам, а если можно, то какие и кому; - сырье и материалы: составить список всех видом сырья и материалов, установить название фирм-поставщиков, их адреса и ориентировочные цены; - оборудование: составить спецификацию всего необходимого оборудования и по каждой единице оборудования выяснить, можно ли взять его напрокат (арендовать) или нужно покупать; - трудовые ресурсы: составить перечень специальностей с указанием числа работников по каждой специальности, их заработной платы и выявить возможности подготовки таких специалистов; - помещения: определить потребность в производственных площадях, возможности аренды помещений, их покупки и т.д. - накладные расходы: расходы на покупку инструментов, спецодежды, канцелярских товаров, на оплату счетов за электроэнергию, водопровод и прочие муниципальные услуги, на заработную плату управленческого персонала и т.д. Финансовая информация. Финансовая информация необходима для всесторонней оценки финансовых аспектов деятельности предприятия. На основании этой информации потенциальные инвесторы будут судить о рентабельности проекта, о том, сколько денег потребуется вложить в предприятие, чтобы поставить его на ноги и покрыть текущие расходы начального этапа и о том, каким образом можно получить необходимые средства (выпуск акций, займы и пр.) [13]. Одной из самых сложных задач при составлении бизнес-плана является проведение анализа цен на товары конкурентов. Дело в том, что в реально функционирующей рыночной экономике информация о ценах чаще всего является коммерческой тайной изготовителя [24]. Публикуются лишь цены предложения, но эти цены значительно отличаются от цен реальных поставок из-за использования разнообразных скидок. При формировании цен на продукцию (работы или услуги) необходимо учитывать различные меры государственного лимитирования или регулирования уровней цен и их динамики. Существуют три группы финансовых показателей, которые позволяют оценить жизнеспособность проекта: - прогноз доходов и расходов на первые три годы; - прогноз потока реальных денег (потока наличности) за тот же период; - балансовый отчет предприятия на текущий момент и прогноз состояния активов и пассивов предприятия на год вперед (балансовый отчет). Прогноз расходов и доходов строится на основе данных об ожидаемом объеме спроса. Прогноз потока реальных денег должен показать способность предприятия своевременно оплачивать свои счета [17]. В нем должна быть указана оценка начального состояния сальдо реальных денег (денежной наличности), ожидаемые поступления и платежи с указанием объемов и сроков. Балансовый отчет характеризует финансовую ситуацию предприятия на конкретный момент. Он отражает активы (то, чем предприятие владеет), пассивы (его долг), и средства, вложенные владельцем предприятия и его партнерами. Бизнес-план – краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения [19]. Бизнес-план является документом, позволяющим управлять бизнесом, поэтому его можно представить как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля. Важно рассматривать бизнес-план как сам процесс планирования и инструмент внутрифирменного управления. Бизнес-план является своего рода документом, страхующим успех предполагаемого бизнеса, в то же время бизнес-план – инструмент самообучения. Основной целью разработки бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайшие и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Наряду с главной, определяющей целью составители бизнес-плана должны отразить другие цели: - социальные цели – преодоление дефицита товаров и услуг, оздоровление экологической обстановки, улучшение психологического климата в стране, создание новых духовных и культурных ценностей, развитие научно-технического и творческого потенциала, расширение деловых контактов, международных связей; - повышение статуса предпринимателя – развитие и укрепление экономического потенциала предпринимателя (включая производственный потенциал, финансовый, технико-технологический, научный, образовательный, а также духовный). Это служит условием и залогом возможности успешного проведения последующих сделок, повышения престижа предпринимателя, порождаемого его известностью, доброй репутацией, гарантиями высокого качества товаров и услуг; - иные, специальные цели и задачи – развитие контактов, зарубежные поездки, вхождение в различного рода ассоциации и др. Или, например: - уяснить степень реальности достижения намеченных результатов; - доказать определенному кругу лиц целесообразность реорганизации работы уже существующей фирмы или создания новой; - убедить сотрудников компании в возможности достижения качественных или количественных показателей, намеченных в проекте и т. д. Основной центр бизнес-плана – концентрирование финансовых ресурсов для решения стратегических задач, т. е. он призван помочь предпринимателю решить следующие основные задачи, связанные с функционированием фирмы: - определить конкретные направления деятельности, перспективные рынки сбыта и место фирмы на этих рынках; - оценить затраты, необходимые для изготовления и сбыта продукции, соизмерить их с ценами, по которым будут продаваться товары, чтобы определить потенциальную прибыльность проекта; - выявить соответствие кадров фирмы и условий для мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей; - проанализировать материальное и финансовое положение фирмы и определить, соответствуют ли материальные и финансовые ресурсы достижению намеченных целей; - просчитать риски и предусмотреть трудности, которые могут помешать выполнению бизнес-плана. В современной практике бизнес-план выполняет пять функций [16]. Первая из них связана с возможностью его использования для разработки стратегии бизнеса. Эта функция жизненно необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности. Вторая функция – планирование. Она позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы. Третья функция позволяет привлекать денежные средства – ссуды, кредиты. В современных российских условиях без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить какой-либо значительный проект, однако получить кредит непросто [21]. Главная причина заключается не столько в проблеме высоких процентных ставок, сколько в возросшей невозвратности кредитов. В этой ситуации банки предпринимают целый комплекс мер по обеспечению возврата денежных средств, среди которых следует отметить требования банковских гарантий, реального залога и другие, но решающим фактором при предоставлении кредита является наличие проработанного бизнес-плана. Четвертая функция позволяет привлечь к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию. Решение вопроса о предоставлении капитала, ресурсов или технологии возможно лишь при наличии бизнес-плана, отражающего курс развития компании на определенный период времени [40]. Пятая функция путем вовлечения всех сотрудников в процесс составления бизнес-плана позволяет улучшить их информированность о предстоящих действиях, скоординировать усилия, создать мотивацию достижения целей. Подготовка и эффективное использование бизнес-плана имеет первостепенное значение. Этот план может быть разработан менеджером, руководителем, фирмой, группой фирм или консалтинговой организацией. Для определения стратегии развития крупной фирмы составляется развернутый бизнес-план. Нередко уже на стадии его подготовки определяются потенциальные партнеры и инвесторы. Что касается временного аспекта бизнес-планирования, то большинство фирм составляет планы на год. В них детально рассматриваются различные направления деятельности фирмы в этот период и бегло характеризуется дальнейшее развитие. Некоторые фирмы составляют планы на срок до 5 лет, и лишь крупные компании, твердо стоящие на ногах, планируют на период более 5 лет [42]. Наряду с внутрифирменными функциями бизнес-планирование имеет большое значение при определении стратегии планирования на макроуровне. Совокупность долгосрочных бизнес-планов предприятий составляет информационную базу, которая является основой для разработки национальной политики планирования в рамках государственного регулирования экономики. Таким образом, в наибольшей степени бизнес-план используется при оценке рыночной ситуации как вне фирмы, так и внутри нее при поиске инвесторов. Он может помочь крупным предпринимателям расширить дело с помощью покупки акций другой фирмы или организации новой производственной структуры, а также служит основой для формирования общегосударственной стратегии планирования. В рыночной экономике существует множество версий бизнес-планов по форме, содержанию, структуре и т. д. Наибольшие различия наблюдаются в рамках модификаций бизнес-планов в зависимости назначения: по бизнес-линиям (продукция, работы, услуги, технические решения), по предприятию в целом (новому или действующему) [37]. Существуют два основных подхода к разработке бизнес-плана. Первый заключается в том, что инициаторы проекта сами разрабатывают бизнес-план, а методические рекомендации получают у специалистов, в частности у возможных инвесторов. Согласно зарубежной практике данный подход является более предпочтительным. Кроме авторов концепций, заложенных в бизнес-плане, в его создании активное участие принимают финансисты, знающие особенности кредитного рынка, наличия свободных капиталов, риска данного бизнеса. При втором подходе инициаторы бизнес-плана сами его не разрабатывают, а выступают в качестве заказчиков. Разработчиками бизнес-плана являются фирмы, специализирующиеся в области маркетинговой деятельности, авторские коллективы, отдельные авторы. При необходимости привлекаются консалтинговые фирмы и эксперты. В зарубежной практике принято, что разработка бизнес-планов осуществляется с обязательным участием руководителя предприятия. Многие зарубежные банки и инвестиционные фонды отказываются рассматривать заявки на выделение средств, если этоусловие не соблюдается [14].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Бизнес планирование, 97 страниц
2425 руб.
Дипломная работа, Бизнес планирование, 71 страница
1775 руб.
Дипломная работа, Бизнес планирование, 57 страниц
1500 руб.
Дипломная работа, Бизнес планирование, 59 страниц
1475 руб.
Дипломная работа, Бизнес планирование, 59 страниц
1475 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg