Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ЭКОЛОГИЯ

Формирование экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста посредством наблюдения

irina_k20 1425 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 57 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 19.06.2020
Цель исследования: изучение формирования экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста посредством наблюдения. Объект исследования: формирование экологической культуры у де-тей младшего дошкольного возраста посредством наблюдения. Предмет исследования: процесс формирования экологической куль-туры посредством наблюдения во второй младшей группе № 4 МБДОУ "Центр развития детей – детский сад № 120". В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи: 1) изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования; 2) провести диагностику детей младшего дошкольного возраста по проблеме формирования экологической культуры; 3) провести анкетирование родителей по проблеме формирования эко-логической культуры у детей младшего дошкольного возраста; 4) составить систему наблюдений для работы с детьми младшего до-школьного возраста по формированию экологической культуры; 5) апробировать на практике предложенную систему экологических наблюдений с детьми младшего дошкольного возраста; 6) подготовить рекомендации для педагогов и родителей по формиро-ванию экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что формирование предпосылок экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста пройдет успешнее при системной организации наблюдений за природой. Для решения поставленных задач использовались следующие методы: 1) анализ источников литературы по проблеме исследования; 2) наблюдение за работой воспитателя, деятельностью детей, изучение документации воспитателя, беседа с детьми; 3) количественный и качественный анализ результатов исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использо-ванных источников и приложений.
Введение

Актуальность исследования. В настоящее время человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающей природе, их экологическая неграмотность. Сегодня экология – не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это еще и мировоззрение. Поэтому на первый план воспитания выводится формирование основ экологической культуры детей, понимания общих законов развития матери-ального мира, а не просто набор сведений о природных явлениях и объек-тах. Младший дошкольный возраст – это самое благоприятное время для воспитания представлений об окружающем мире. Малыши постоянно соприкасаются с природой. Поэтому начинать экологическое воспитание детей нужно рано. Воспитатель в работе с детьми младшего дошкольного возраста должен заложить первые представления и ориентиры в мире природы. Детям необходимо дать понятие о том, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Сломанная ветка плачет, срубленная елка плачет и просит помощи. Малыши все понимают буквально и ощущения свои сохраняют надолго, а если они эмоционально окрашены, то и на всю жизнь. Правильное отношение к живым существам является конечным результатом, и воспитывается оно в совместной с взрослым деятельности, игре. Такая деятельность наиболее эффективна, если вызывает положительные эмоции у детей, если они активно воспринимают все то, что говорит и делает воспитатель. В трудах С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, Л.Д. Бобылевой, В.И. Вересова, В.И. Ашикова и С.Г. Ашиковой, Т.А. Климовой, Н.А. Таранковой, Ж.Л. Васякиной и др. раскрываются содержание и методы экологического образования детей, в том числе и дошкольников. О необходимости и возможности формирования системных знаний о природе у дошкольников говорили такие исследователи, как И.Р. Колтунова, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, П.Г. Саморукова. Большинство исследований по теории и методике экологического образования дошкольников связано с разработкой программ (Л.П. Молодова, Л.И. Егоренков, с. Н.Николаева, В.Н.Вересов, В.Г.Ашиков и С.Г. Ашикова, с. Н. Николаева, Н.А. Рыжова, И. Н. Белавина, Н.Г. Найденская, Т.А. Бабакова, Л.Д. Бобылева, Н. М. Черновоиванова, Л.П. Салеева-Симонова, А.А. Плешаков, В. И. Зебзеева, Б.Т. Лихачев, 3.Г. Нигматов, И.Т. Гайсин, З.А. Хусаинов, Р.Я. Дыганов и др.). Все это обусловило актуальность выбранной нами темы "Формирова-ние экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста по-средством наблюдения"
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4 1 Теоретические аспекты изучения экологической культуры детей младшего дошкольного возраста через наблюдение 7 1.1 Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста 7 1.2 Роль природы в разностороннем развитии детей младшего дошкольного возраста 10 1.3 Приемы знакомства детей младшего дошкольного возраста с природой 14 1.4 Значение наблюдения как способа формирования экологического сознания младших дошкольников 17 2 Практическая работа по формированию экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста посредством наблюдения в МБДОУ "Центр развития детей – детский сад № 120" второй младшей группе №4 22 2.1 Определение уровня сформированности знаний о природе детей второй младшей группы 22 2.2 Работа по комплексу ООД "Наблюдение за природой для второй младшей группы" 34 2.3 Анализ и интерпретация эмпирических данных 46 2.4 Рекомендации для педагогов и родителей по формированию экологической культуры у детей младшего возраста посредством наблюдения 50 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56 ПРИЛОЖЕНИЕ А Диагностические задания для определения уровня сформированности знаний детей о природе 62 ПРИЛОЖЕНИЕ Б Анкета для родителей 67
Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт до-школьного образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс" 2. Аксенова П. В заповедном лесу : экологическое воспитание до-школьников // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 7. – С. 62 – 65. 3. Ашиков В., Ашикова С. Природа, Творчество и Красота // До-школьное воспитание. – 2011. – № 7. – С. 2-5; № 11. – С. 51 – 54. 4. Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. – 2012. – № 5. – с. 80-82. 5. Бобылева Л., Бобылева О. К природе – с добротой: экологическая беседа со старшими дошкольниками // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 4. – С. 38 – 43. 6. Бобылева, Л. Интерес к природе как средство экологического вос-питания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 7. – С. 10. 7. Богданец Т. Экологические знания – первое представление о мире // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 12. – С. 52. 8. Бодракова Н. И. Экологическое воспитание дошкольников // Дет-ский сад от А до Я. – 2008. – № 6. – С. 104 – 109. 9. Большакова М., Морева Н. Народные названия растений как одно из средств формирования интереса к природе // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 7. – С. 12-20. 10. Вавилова В. О. О методике экологического образования // До-школьное воспитание. – 2005. – № 7. – С. 123. 11. Венгер Л. А. Гуманизация дошкольного воспитания / Л. А. Венгер, А. В. Запорожец // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 8. – С. 5 – 7. 12. Винокурова Н. Ф., Демидова Н. Н. Общекультурная компетент-ность в географическом образовании: теоретико-методологические аспекты и практика реализации // География и экология в школе (XXI века). – 2008. – № 3. – С. 47. 13. Волосникова Т. В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2005. – № 6. – С.16 – 20. 14. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М. : Педагогика, 2007. – 197 с. 15. Газина, О. Играя, познаем природу // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 7. – С. 39. 16. Горбунова Г. А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2005. – №6. – С. 10 – 15. 17. Григорьева А. И. Формирование экологической культуры дошкольника // Детский сад от А до Я. – 2008. – № 6. – С. 44 – 45. 18. Денисенкова Н. Как организовать окружающую среду (практика развития) // Дошкольное воспитание. – 2003. – №12. – С. 17-21. 19. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного об-разования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. : ООО "Изд-во "Детство-Пресс", 2014. – 280 с. 20. Зверев И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые во-просы. Экологическое образование: концепции и технологии. – М.: Переме-на, 1996. – 123 с. 21. Згурская Л. Экология малышам // Дошкольное воспитание. – 2004. – №7. – С. 40-48. 22. Зебзеева В. А. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 7. – С. 45 – 49. 23. Зебзеева В. А. Теория и методика экологического образования де-тей. Учебно-методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 288 с. 24. Зебзеева В. А. Экологическое образование детей дошкольного возраста: актуальные проблемы и приоритеты современной технологии // Детский сад от А до Я. – 2008. – № 6. – С. 6 – 22. 25. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 7. – С. 31-34. 26. Зенина, Т. Наблюдаем, познаем, любим / Т. Зенина // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 7. – С. 31-34. 27. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 7. – С. 3-9 28. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М. : ТЦ Сфера, 2003. – 326 с. 29. Костюченко М. Природа дарит чудеса // Дошкольное воспитание. – 2007. – №10. – С.108-112. 30. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рож-дения до семнадцати лет. – М. : Изд-во РОУ, 2006. – 180 с. 31. Курашова В. Методика экологического воспитания средствами фольклора // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 12. – С. 109. 32. Лучич М. В. Детям о природе: Книга для воспитателей детского сада. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2009. – 143 с. 33. Лысов А. А., Лысова О. А. Каким должно быть современное экологическое образование и воспитание? // Начальная школа плюс До и После. 2013. – № 12. –С. 1 – 3. 34. Максимова М. Ю. Технологические аспекты формирования субъективного отношения детей дошкольного возраста к природе // Педагогическое образование и наука. – 2010. – № 2. – С. 79-83. 35. Маневцова Л. Ребенок познает мир природы // Дошкольное воспи-тание. – 2004. – №8. – С. 17. 36. Машарина М. В. Развивающая предметно-пространственная среда как условие формирования основ экологической культуры детей дошкольного возраста. – Архангельск, 2004. – 171 с. 37. Методика экологического воспитания дошкольников: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М. : Издательский центр "Академия", 2001. – 184 с. 38. Минина Л. В мире цветовой экологии / Л. Минина, Г. Фильцина // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 4. – С. 85. 39. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. – СПб. : Детство-пресс, 2011. – 319 с. 40. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми. – Минск : Изд. центр Асар, 2009. – 213 с. 41. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошколь-ном детстве. – М. : Мозаика – Синтез, 2005. – 267 с. 42. Николаева С. Н. Как приобщить ребенка к природе: метод. материал для работы с родителями в дошк. учреждениях. – М. : Новая школа, 2003. – 63 с. 43. Николаева С. Н. Любовь к природе воспитываем с детства: реко-мендации педагогам, родителям и гувернерам. – М. : Мозаика-Синтез, 2004. – 111 с. 44. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М. : Академия, 2001. – 183 с. 45. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей : учеб. пособие для студентов учреждений СПО. – 7-е изд. – М. : Издательский центр "Академия", 2013. – 336 с. 46. Николаева С. Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика. – 2007. – № 5. – С. 22-27. 47. Николаева С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольни-ков: кн. для воспитателей детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 2000. – 96 с. 48. Николаева Т. Экология детства // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 7. – С. 115. 49. Никонова Н. Лаборатория природы // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 7. – С. 28. 50. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. – СПб. : Дет-ство-Пресс, 2007. – 352 с. 51. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2014. – 368 с. 52. Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. – 2002. – № 10. – С. 40. 53. Рыжова Н. А. О программах экологического образования дошкольников // Дошкольное образование. – 2004. – № 11. – С. 4 – 14. 54. Рыжова Н. А. Экологическое образование в дошкольных учреждениях (Теория и практика. – М. : Мозаика – Синтез, 2000. – 276 c. 55. Серебрякова Т. А. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. – 5-е изд., испр. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 224 с. 56. Серебрякова Т. А. Экологическое образование в дошкольном воз-расте: учеб. пособие для студентов вузов. – 2-е изд., стер. – М. : Академия, 2008. – 208 с. 57. Смирнова В. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду. – М. : СОЮЗ, 2010. – 208 с. 58. Соломенникова О. А. Диагностика экологических знаний дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 7. – С. 21. 59. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада. Кон-спекты занятий. – М. : Мозаика – Синтез, 2008. – 211 с. 60. Суркина С. А. Экологическое образование дошкольников : учеб. пособие. – Саратов : Саратовский источник, 2011. – 103 с. 61. Теплюк С. Н. Занятия на прогулке с малышами : пособие для педагогов дошкольных учреждений для работы с детьми 2-4 лет. – М. : Мозаика–Синтез, 2005. –189с. 62. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. – М. : Просвещение, 2008. – 205 с. 63. Шинкарева Л. В., Полыгина А. П. Формирование основ социально-экологической культуры у детей дошкольного возраста // Детский сад от А до Я. – 2008. – № 6. – С. 67 – 73. 64. Шинкарева Л. Земля – кормилица наша. формируем экологическую культуру // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 6. – С. 31 – 34. 65. Янакиева Э. К. Теоретические вопросы экологического воспитания // Современный детский сад . – 2008. – № 8. – С. 49 – 54. 66. Ясвин В. А. Психология отношения к природе. – М. : Смысл, 2000. – 456 с.
Отрывок из работы

1 Теоретические аспекты изучения экологической культуры детей младшего дошкольного возраста через наблюдение 1.1 Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста На рубеже трех лет любимым выражением ребенка становится "Я сам!" Отделение себя от взрослого и вместе с тем желание быть как взрослый – характерное противоречие кризиса трех лет. Эмоциональное развитие ребенка этого возраста характеризуется про-явлениями таких чувств и эмоций, как любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам. Ребенок способен к эмоциональной отзывчивости – он может сопереживать другому ребенку. В младшем дошкольном возрасте поведение ребенка непроизвольно, действия и поступки ситуативные, их последствия ребенок чаще всего не представляет, нормативно развивающемуся ребенку свойственно ощущение безопасности, доверчиво-активное отношение к окружающему. Дети 3–4-х лет усваивают элементарные нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами ("можно", "нужно", "нельзя"). В 3 года ребенок идентифицирует себя с представителями своего пола. В этом возрасте дети дифференцируют других людей по полу, возрасту; распознают детей, взрослых, пожилых людей, как в реальной жизни, так и на иллюстрациях. У развивающегося трехлетнего человека есть все возможности овладения навыками самообслуживания (становление предпосылок трудовой деятельности) – самостоятельно есть, одеваться, раздеваться, умываться, пользоваться носовым платком, расческой, полотенцем, отправлять свои естественные нужды. К концу четвертого года жизни младший дошкольник овладевает элементарной культурой поведения во время еды за столом и умывания в туалетной комнате. Подобные навыки основываются на определенном уровне развития двигательной сферы ребенка, одним из основных компонентов которого является уровень развития моторной координации. В этот период высока потребность ребенка в движении (его двигательная активность составляет не менее половины времени бодрствования). Ребенок начинает осваивать основные движения, обнаруживая при выполнении физических упражнений стремление к целеполаганию (быстро пробежать, дальше прыгнуть, точно воспроизвести движение и др.). Накапливается определенный запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе са-мом. В этом возрасте у ребенка при правильно организованном развитии уже должны быть сформированы основные сенсорные эталоны. Он знаком с основными цветами (красный, желтый, синий, зеленый). Трехлетний ребенок способен выбрать основные формы предметов (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) по образцу, допуская иногда незначительные ошибки. Ему известны слова "больше", "меньше", и из двух предметов (палочек, кубиков, мячей и т. п.) он успешно выбирает больший или меньший. В 3 года дети практически осваивают пространство своей комнаты (квартиры), групповой комнаты в детском саду, двора, где гуляют и т. п. На основании опыта у них складываются некоторые пространственные пред-ставления (рядом, перед, на, под). Освоение пространства происходит одно-временно с развитием речи: ребенок учится пользоваться словами, обозначающими пространственные отношения (предлоги и наречия). Малыш знаком с предметами ближайшего окружения, их назначением (на стуле сидят, из чашки пьют и т. п.), с назначением некоторых общественно-бытовых зданий (в магазине, супермаркете покупают игрушки, хлеб, молоко, одежду, обувь); имеет представления о знакомых средствах передвижения (легковая машина, грузовая машина, троллейбус, самолет, велосипед и т. п.), о некоторых профессиях (врач, шофер, дворник), праздниках (Новый год, день своего рождения), свойствах воды, снега, песка (снег белый, холодный, вода теплая и вода холодная, лед скользкий, твердый; из влажного песка можно лепить, делать куличики, а сухой песок рассыпается); различает и называет состояния погоды (холодно, тепло, дует ветер, идет дождь). На четвертом году жизни ребенок различает по форме, окраске, вкусу некоторые фрукты и овощи, знает два-три вида птиц, некоторых домашних животных, наиболее часто встречающихся насекомых. Внимание детей четвертого года жизни непроизвольно, однако его устойчивость зависит от интереса к деятельности. Обычно ребенок этого возраста может сосредоточиться в течение 10–15 минут, но привлекатель-ное для него дело может длиться достаточно долго. Память детей непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Дети сохраняют и воспроизводят только ту информацию, которая остается в их памяти без всяких внутренних усилий (понравившиеся стихи и песенки, 2–3 новых слова, рассмешивших или огорчивших его). Мышление трехлетнего ребенка является наглядно-действенным: малыш решает задачу путем непосредственного действия с предметами (складывание матрешки, пирамидки, мисочек, конструирование по образцу и т. п.). В 3 года воображение только начинает развиваться, и прежде всего это происходит в игре. Малыш действует с одним предметом и при этом воображает на его месте другой: палочка вместо ложечки, камешек вместо мыла, стул – машина для путешествий и т. д. В младшем дошкольном возрасте ярко выражено стремление к дея-тельности. Взрослый для ребенка – носитель определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к разви-тию игры. Дети овладевают игровыми действиями с игрушками и предмета-ми-заместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения. Игра ребенка первой половины четвертого года жизни – это скорее игра ря-дом, чем вместе. В играх, возникающих по инициативе детей, отражаются умения, приобретенные в совместных со взрослым играх. Сюжеты игр простые, неразвернутые, содержащие одну-две роли. Неумение объяснить свои действия партнеру по игре, договориться с ним приводит к конфликтам, которые дети не в силах самостоятельно разрешить. Конфликты чаще всего возникают по поводу игрушек. Постепенно к четырем годам ребенок начинает согласовывать свои действия, договариваться в процессе совместных игр, использовать речевые формы вежливого общения. В 3–4 года ребенок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре или продуктивной деятельности. Однако ему все еще нужны поддержка и внимание взрослого. Главным средством общения со взрослыми и сверстниками является речь. Словарь младшего дошкольника состоит в основном из слов, обозна-чающих предметы обихода, игрушки, близких ему людей. Ребенок овладевает грамматическим строем речи, начинает использовать сложные предложения. Девочки по многим показателям развития (артикуляция, словарный запас, беглость речи, понимание прочитанного, запоминание увиденного и услышанного) превосходят мальчиков. В 3–4 года в ситуации взаимодействия со взрослым продолжает фор-мироваться интерес к книге и литературным персонажам. Круг чтения ребенка пополняется новыми произведениями, но уже известные тексты по-прежнему вызывают интерес. Интерес к продуктивной деятельности не-устойчив. Замысел управляется изображением и меняется по ходу работы, происходит овладение изображением формы предметов. Работы чаще всего схематичны, поэтому трудно догадаться, что изобразил ребенок. Конструи-рование носит процессуальный характер. Ребенок может конструировать по образцу лишь элементарные предметные конструкции из двух-трех частей. 1.2 Роль природы в разностороннем развитии детей младшего дошкольного возраста Природа окружает ребенка с ранних лет. И.Г. Песталоцци отмечал, что это – источник, благодаря которому "ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким пониманиям", а познание различных природных явлений идет в единстве с овладением искусством речи. Он писал по этому поводу: "С самых ранних этапов развития я хочу ввести своего ребенка во все многообразие окружающей его природы; хочу организовать его обучение речи, собирая для этого все простые произведения природы… Единственно подлинный фундамент человеческого познания – созерцание природы" [13, с. 64]. Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи детей младшего дошкольного возраста подчеркивал К.Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Именно непосредственное наблюдение окружающей природы "…составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, т.е. истина самого слова, и из которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических знаков". Чтобы совершенствовать мысль и слово ребенка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами природы, потому что все, "что есть в речи логического… проистекает из наблюдений человека над природой…", а сама логика "есть не что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы" [22, с. 132-133]. Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мыслей, четкость и красоту речи – развитие мышления и речи идет как единый процесс. Позна-ние природы будит "ребячью мысль", способствует развитию творчества и самостоятельности, учит "вдумчивее" относиться к природе. Многие педагоги обращают внимание воспитателя на необходимость открыть ребенку книгу природы как можно раньше, чтобы каждый день приносил что-то новое, "чтобы каждый шаг был путешествием к источникам мышления и речи – к чудесной красоте природы" [19, с. 32]. Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства. Своей необычностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребенка, вызывает у него удивление, радость, восторг, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи [21, с. 58]. Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствова-ние их мыслительной деятельности, что проявляется в самостоятельности мышления. Ребенок учится находить сходство предметов и явлений природы, т.е. учится элементарно объяснять наблюдаемое. Совер-шенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Это со-здает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать, описывать. Необходимо объяснить, что растения и животные – живые существа, они умеют дышать, а самое главное, они чувствуют боль, как люди. Сломанная ветка березы плачет и просит о помощи. Малыши воспринимают все буквально и надолго сохраняют эти ощущения. Правильное отношение к живым существам воспитывается в играх. Воспитание не станет экологическим, если они не поймут, что комнатным цветам необходимо пить водичку, попугайчику – зерно, а синичкам зимой – крошки хлеба. Процесс познания природы во всем ее многообразии способствует по-ниманию и использованию в связной речи различных грамматических кате-горий, обозначающих название, действия, качества и помогающих анализи-ровать предмет и явление со всех сторон [16, с. 54]. Природа предоставляет большие возможности для разнообразной деятельности детей, для формирования у них гуманных чувств к представителям животного и растительного мира, что способствует активному усвоению и использованию приобретенных знаний. Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что в педагогическом процессе детского сада ознакомление с природой должно начинаться еще с раннего возраста. Любовь к природе можно воспитать лишь на основе знаний о растениях и животных, условиях их жизни, основных потребностях, а также навыков и умений по уходу за растениями и животными. Формированию бережного отношения к природе способствует ее эстетическое восприятие. Кроме того, у детей раннего возраста необходимо воспитывать познавательное отношение к природе, желание узнать о ней как можно больше. Задачи и содержание знаний о природе, навыки и умения детей расширяются и усложняются от одной возрастной группы к другой. На каждой возрастной ступени совершенствуется достигнутое. Систематически знакомить детей с природой начинают с младшего дошкольного возраста. В этом возрасте важно, чтобы у детей шло накопле-ние знаний, то есть конкретных представлений, об отдельных объектах при-роды: о природном материале (песок, вода, снег, лед) и его свойствах, о строении растений (стебель, лист, цветок) и их потребностях во влаге, о внешнем виде животных (рыбы, птицы, млекопитающие) и их способах пе-редвижения, питании. Детей знакомят с детенышами некоторых животных: с котенком, щенком, крольчатами, цыплятами. Им дают первые знания об отличительных признаках сезонов [10, с. 38]. Дети младшего дошкольного возраста учатся понимать некоторые связи между явлениями природы: дует ветер – качаются деревья, светит солнце – становится теплее. Воспитатель учит малышей наблюдать за объектами и явлениями природы. По ходу наблюдения воспитатель учит детей обследовательским действиям. Задача воспитателя – формировать у детей эмоционально-положительное, бережное отношение к природе (умение радоваться при виде цветка, птички, солнышка). В программе дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста заключается в следующем: 1.3 Приемы знакомства детей младшего дошкольного возраста с природой Как уже было сказано выше, начинать экологическое воспитание мож-но и нужно с момента поступления ребенка в детский сад. Знакомство с природой происходит в течение всего времени пребыва-ния ребенка в детском саду. Из окон групповой комнаты воспитатель пока-зывает малышам двор, улицу или дорогу в парк, обращает внимание на намеченный объект и рассказывает о нем. Надо так организовать наблюдение, чтобы детям все было хорошо видно. Им не надоедают повторные наблюдения. Очень важно, чтобы свои наблюдения дети закрепляли в играх. Дети младшего дошкольного возраста испытывают радость при играх с игрушками, изображающими животных – зайку, собачку, птичку. Воспитатель приучает действовать с ними: кормить птичку, укладывать спать мишку, катать на лошадке куклу. Встречая на прогулках настоящих животных, малыши тянутся к ним. Педагог поощряет доброжелательное отношение детей к животным: кормит их, ласково называет, читает короткие стихотворения. Например, слушая, как лает собака, обращается к ней: Ты, собаченька, не лай, Наших деток не пугай. Детей второй младшей группы следует знакомить с птицами, обращая внимание на их движения. Наблюдая птиц, воспитатель поясняет: "Сейчас насыплю крошки и отойду, чтобы не пугать птичек. Посмотрите: птички прилетели и клюют – у них есть клюв. А теперь птички улетели – у них есть крылья" [20, с. 35] Животные привлекают детей своей динамичностью, а вот к неподвиж-ным растениям они более равнодушны. Воспитатель рассматривает с детьми цветущие растения в цветнике: "Посмотрите, какой красивый красный цветочек, а где еще такой же?" (Ребенок находит и показывает.) "А кто покажет синий цветочек?". Поливая землю вокруг растения, взрослый говорит: "Сейчас я полью все цветы водой – они будут красивее, их вырастет много". Воспитатель показывает и деревья. Чтобы малыши хорошо отличали их от другой растительности, играет в прятки. Воспитатель предлагает детям спрятаться за дерево, ищет их и не может найти. Наконец находит и говорит, что искала и за тем деревом и за другим, никак не могла найти. Потом детей ищет игрушечный заяц или кукла. Затем дети ищут зайца, которого воспитатель прячет за дерево. "За этим деревом нет, за этим тоже нет. Как много деревьев!" – говорит она.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg