Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Особенности развития речи детей с нарушениями зрения

kira_moreva 320 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 30 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 19.06.2020
Категория детей, имеющих зрительный дефект, по состоянию нарушений зрения весьма разнообразна и неоднородна как по остроте центрального зрения, так и по характеру глазных заболеваний. Нарушения речи представлены обширно как у слепых, так и у слабовидящих детей, причем у большинства из них эти нарушения затрагивают не столько отдельные, сколько все или почти все компоненты речевой структуры как целостной системы. Степень и качество нарушений различных речевых компонентов у разных групп детей с глубокими дефектами зрения представлены по-разному. Это и определяет различные уровни сформированности речи в большей своей части как системного недоразвития, а также структуры речевого дефекта. Нарушения устной речи у слепых и слабовидящих детей следует рассматривать как сложный дефект, по-разному обусловливаемый влиянием ряда факторов, к числу которых относятся зрительный дефект и время его проявления.
Введение

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что развитие речи у детей происходит со значительным отставанием от нормы. Уровень овладения обобщающими словами и выделения общих признаков предметов в сравнении с детьми с нормальным зрением значительно снижен, что затрудняет формирование предметно-практических действий сравнения, классификации предметов по общим или отдельным признакам. У них существуют трудности ориентации в признаках и свойствах предметов окружающего мира, а собственные сенсорные возможности ими не осознаются. В последнее время возрастает число детей с различными зрительными патологиями. По данным Всемирной организации здравоохранения, в мире насчитывается около 150 млн. лиц со значительными зрительными расстройствами. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки. С 20 - 30-х годов XX в. начинают появляться немногочисленные логопедические работы, специально посвященные нарушениям речи у детей с дефектами зрения (С. Стингфельд, 1928; М.Е. Хватцев, 1938; С.Л. Шапиро, 1972; А.Д. Шипило, 1964; С.В. Яхонтова, 1959). В 60-70-е годы в логопедии наиболее активно стали вестись работы, связанные с системным изучением речевых расстройств. Значимую роль в развитии такого направления сыграли исследования специалиста в области логопедии Р.К. Левиной (1961). Значительную группу слабовидящих детей с общим недоразвитием речи удалось выделить С.Л. Коробко. Одной из важнейших проблем коррекционной педагогики является изучение вопросов развития голоса и отдельных его акустических характеристик у детей [2; с. 56]. Исследованию данной проблемы посвящены работы Е.С.Алмазовой, Д.К.Вильсон, И.И.Ермаковой, И.Максимовой, О.В.Правдиной, С.Л.Таптаповой, Л.М.Телеляевой и др. Все акустические характеристики голоса играют важную роль в процессе общения. Такое свойство голоса, как его сила, оказывает существенное влияние на интонационное оформление устной речи, которое отражает не только эмоциональную сторону высказывания, но во многом и смысловую. Нарушения силы голоса, сужение границ динамического диапазона приводят к снижению разборчивости и внятности речи, вызывая затруднение ее восприятия окружающими. Отрицательное влияние расстройств силы голоса на коммуникативную функцию речи у детей с нарушением зрения обусловливает необходимость проведения специальной коррекционной работы по их устранению, а не разработанность этого вопроса определяет актуальность проблемы развития силы голоса у дошкольников с косоглазием и амблиопией. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Объект исследования – развитие речи. Предмет исследования - развитие речи у детей с нарушением зрения. Цель данной работы – рассмотреть особенности развития речи детей с нарушением зрения. Задачи исследования: 1. Проанализировать и обобщить существующие в психологической и тифлологической литературе современные данные об особенностях развития речи детей с нарушением зрения. 2. Изучить специфику развития дети детей дошкольного возраста. 3. Исследовать особенности развития речи у детей с нарушением зрения. В работе были применены следующие методы исследования: анализ теоретической психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………..3 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ………………………………………………3 1.1 Речевой онтогенез при нормальном и дефицитарном варианте развитии ребенка……………………………………………………….5 1.2 Психолого-педагогическая характеристика дошкольника с нарушением зрения…………………………………………………….12 1.3 Специфика речевого онтогенеза ребенка с нарушением зрения..15 2 ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ………………………………………………….19 2.1 Диагностика состояния развития речи у дошкольников с нарушениями зрения…………………………………………………….19 2.2 Основные направления работы дефектолога по развитию речи дошкольников с нарушениями зрения…………………………………22 2.3 Рекомендации для дефектологов и родителей по развитию речи у дошкольников с нарушениями зрения…………………………………24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..27 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………29
Список литературы

1) Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 1999. — 272 с. 2) Волкова Л.С. Выявление и коррекция нарушения устной речи у слепых и слабовидящих детей. -Л., 1982. – 186 с. 3) Волкова Л.С., Шаховская С. Н. Логопедия. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с. 4) Волосовец Т.В., Кутеповой Е.Н. Организация коррекционно-логопедической работы в диагностических группах с детьми дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. Ч. 1. – М.: РУДН, 2007. – 87 с. 5) Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учеб. пособие. — М.: Гардарики, 2003. - 480 с. 6) Ефимкина Р. П. Детская психология. Методические указания. - Новосибирск: Научно-учебный центр НГУ, 2000. – 47 с. 7) Жолудева Н.В., Цепина Н.Б. Особенности логопедической работы с детьми с нарушениями зрения //Дошкольная логопедическая служба. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – Режим доступа: [http://www.academy.edu.by/sites/logoped/logook.htm]. 8) Запорожец А. В. Психология. - М.: Учпедгиз, 1953. – Режим доступа: [http://www.detskiysad.ru/psih/602.html]. 9) Кожанова Н. С. Исследование сформированности коммуникативных умений дошкольников с нарушениями зрения// Специальное образование. – 2009. - № 2. – С.18 – 29. 10) Коломинский Я. П., Панько Е. А., Игумнов С. А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. — СПб.: Питер, 2004. — 480 с. 11) Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя. - Москва: Просвещение, 1988.-190 с. 12) Кузнецова Л. В. Основы специальной психологии. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с. 13) Лубовский В. И., Розанова Т. В., Солнцева Л. И. и др. Специальная психология — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 464 с. 14) Методическое пособие по зрению. – Режим доступа: [http://aktobe.oblpmpk.kz/index.php?id=17]. 15) Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие. – М.: РАОИКП, 1999. – 54 с. 16) Подколзина Е.Н. Некоторые особенности коррекционного обучения дошкольников с нарушением зрения// Дефектология. – 2001. - №2. – С.84 – 88. 17) Реан А. А. Психология детства. – СПб.: «Прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. – 368 с. 18) Ремезова Л.А. Развитие конструктивной деятельности у старших дошкольников с нарушением зрения. — Самара: Издательство ООО "НТЦ", 2002. – 136 с. 19) Севастьянова Е. В. Развитие силы голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией и нарушением зрения в процессе проведения коррекционных занятий. – Режим доступа: [http://www.sworld.com.ua/index.php?option=com_content&task=view&id=5086]. 20) Урунтаева Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. – М.: «Академия», 1996. - 96 с. 21) Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по дошкольной психологии. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 291 с. 22) Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с. 23) Урунтаева Г.А.. Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада. — М.: Просвещение: Владос, 1995. — 291 с. 24) Филичева Т.Б., Соболева А.Р. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями. — Екатеринбург: Изд-во «АРГО», 1996. - 80 с. 25) Шашкина Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.
Отрывок из работы

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ 1.1 Речевой онтогенез при нормальном и дефицитарном варианте развитии ребенка Усвоение ребенком родного языка происходит в определенной последовательности по мере созревания нервно-мышечного аппарата. В первые месяцы после рождения у ребенка интенсивно развиваются, зрительный, слуховой, двигательно-кинестетический анализаторы. В настоящее время доказано, что процесс сенсорного развития, в том числе и восприятия речи, осуществляется с необходимым участием двигательных импульсов. Ребенок рождается с готовыми к функционированию органами артикуляции. Однако проходит длительный подготовительный период, прежде чем он сможет произносить членораздельные звуки речи. Первыми звуками ребенка являются крики, которые представляют собой безусловно-рефлекторную реакцию на действие сильных внешних и внутренних раздражителей [5; с. 86]. А.Н. Гвоздев описывал крики новорожденных как выдыхания при более или менее раскрытой полости рта, вследствие чего получается звук гласного типа разной степени открытости. Характерным является то, что крик невозможно развить на отдельные составляющие его элементы, выделить в нем те или иные звуки. Уже впервые месяцы после рождения выявляется взаимосвязь между развитием двигательной и голосовой активности. У детей период гуления (2–6 месяцев) совпадает с активизацией их общей моторики.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 39 страниц
468 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 36 страниц
500 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 40 страниц
500 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 51 страница
500 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 27 страниц
290 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg