Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ЭКОНОМИКА

ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ И НАПРАВЛЕНИЯ ПО ИХ МИНИМИЗАЦИИ И НЕЙТРАЛИЗАЦИИ

kira_moreva 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 82 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 19.06.2020
Целью выпускной квалификационной работы являлось определение внутренних и внешних угроз экономической безопасности государства. Понятие «экономическая безопасность» в научной литературе имеет множество трактовок. Подход, применяемый в данной работе, обозначен Сенчаговым В.К.: под экономической безопасностью государства он подразумевает такое состояние экономики, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов даже при неблагоприятном воздействии внешних и внутренних факторов. Данное определение обслуживает необходимость создания государством механизмов для обеспечения его экономической безопасности.
Введение

В последние годы проблема обеспечения экономической безопасности характеризуется новыми аспектами ее теоретического содержания в связи с институциональной трансформацией российской экономики, что является существенным условием ее модернизации. Новые тенденции и закономерности, определяющие институциональное обеспечение модернизации экономики, являются важнейшим аспектом экономической безопасности. Требуется научное обоснование современных проблем обеспечения экономической безопасности, предотвращения новых вызовов и угроз экономической безопасности и устойчивого развития регионов. В настоящее время идет поиск новых концептуальных подходов формирования методов и механизмов, которые могут защитить экономические интересы государства, регионов, предприятий и организаций, государственного и предпринимательского секторов, что находит свое выражение в стратегии социально-экономического развития. развитие российских регионов. Многогранный и взаимозависимый характер изменений, которые мы имеем в современной социально-экономической системе, обусловливает необходимость формирования и реализации институционального подхода в решении сложных экономических проблем безопасности. В современных условиях процесс реформирования экономики активно проявляется в необходимости обеспечения жизненно важных интересов общества, сбалансированного состояния экономики, динамичного социально-экономического развития. Актуальность проблемы экономической безопасности и, соответственно, ее институционального обеспечения комплекс мер зависит от уровня развития национальной экономики. В исследовании отражены институциональные особенности обеспечения экономической безопасности государства в условиях нестабильности и появления новых угроз, связанных с циклическим характером экономики. Рассмотрены основные факторы экономической безопасности и ее институциональные противоречия. Определены проблемы экономической безопасности России и ее основные направления устойчивого развития. Проведен сравнительный анализ экономической безопасности России на международном уровне. Проблема обеспечения экономической безопасности государства вызвала необходимость в формировании индикаторов-ориентиров развития, которые определяют границы негативных процессов и подают сигналы участникам рынка о возможных сферах неблагополучия, что обусловило актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы. Цель выпускной квалификационной работы – определить внутренние и внешние угрозы экономической безопасности России и направления по их минимизации и нейтрализации. Поставленная цель определила необходимость решения следующих задач: - изучить теоретические аспекты формирования угроз экономической безопасности государства; - рассмотреть понятие и роль экономической безопасности государства; - определить внутренние и внешние угрозы экономической безопасности государства; - рассмотреть методические подходы к оценке уровня угроз экономической безопасности государства; - провести анализ экономико-правового обеспечения экономической безопасности России; - оценить позицию России с точки зрения оценки экономической безопасности; - провести анализ динамики индикаторов экономической безопасности России за 2016-2018 гг.; - провести анализ внешних и внутренних угроз экономической безопасности России; - определить перспективные направления минимизации внутренних и внешних угроз экономической безопасности России; - разработать мероприятия по повышению уровня экономической безопасности России на 2019-2020 гг.; - составить прогноз уровня экономической безопасности России с учетом предложенных мероприятий. Объект исследования - экономическая безопасность Российской Федерации. Предмет - механизмы обеспечения экономической безопасности на основе использования системы индикаторов социально-экономического развития. При проведении изучения, что такое экономические и социальные индикаторы в системе экономической безопасности государства было выяснено следующие - индикативная система является неотъемлемым элементом системы обеспечения экономической безопасности государства; объектом экономической безопасности государства является функцией государства; субъектом выступают органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации, утвержденная указом Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» предусматривает следующие элементы механизма обеспечения экономической безопасности: выработка управленческих решений и рекомендаций, формирование системы управления рисками; мониторинг и прогнозирование факторов, определяющих угрозы экономической безопасности страны; разработка критериев и параметров экономической безопасности; деятельность государства по обеспечению экономической безопасности, которая включает выявление случаев отклонения индикаторов от их пороговых значений, разработку и реализацию комплекса мер по предотвращению или недопущению угроз экономической безопасности, экспертизу принимаемых решений с точки зрения обеспечения экономической безопасности государства. Таким образом, индикативная система является неотъемлемым элементом системы обеспечения экономической безопасности государства. В вопросах формирования системы индикаторов экономической безопасности уделяется большое внимание, как со стороны государства, так и со стороны научного сообщества. Существуют множество систем показателей экономической безопасности предложенных в научном сообществе. Достаточное широкое распространение получила система показателей экономической безопасности С.Ю. Глазьева. При разработке этой системы , в 1996 году, Российская Федерация не удовлетворяла ни одному из них. В настоящие время, по ряду показателей, наблюдается выход из опасной зоны. При проведении анализа системы С.Ю. Глазьева выявлены следующие недостатки: завышенные значения показателей, возможность компенсирования неудовлетворительного значения одного показателя за счет других показателей и отсутствие показателей, характеризующих объем и структуру экспорта. В 2000 г. Научный совет при Совете безопасности РФ одобрил перечень и пороговые значения 19 социально-экономических индикаторов экономической безопасности, разработанных ИЭ РАН. В 2010 г., в связи с финансовым кризисом, данный перечень индикаторов был расширен до 36. Указом Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» были установлены показатели экономической безопасности в количестве 40, но при этом перечень показателей может уточняться по результатам мониторинга экономической безопасности. По мнению В.К. Сенчагова, выбранные индикаторы обладают высокой чувствительностью к экономическим угрозам, способны отражать последние количественно, взаимодействуют между собой. Используя индикаторы экономической безопасности, В.К. Сенчагов формирует обобщенные индексы экономической безопасности. Система индикаторов В.К. Сенчагова работоспособна, однако следует отметить отсутствие в ней показателей, характеризующих деятельность теневой экономики. Основываясь на данных проведенного анализа практических результатов разработки индикативных систем экономической безопасности, можно разделить все индикаторы на две группы: экономические и социальные. Из приведенных индикаторов трудность в определении численного значения имеют только два показателя: доля теневой экономики в ВВП и уровень доступности жилья. Общий размер теневой экономики складывается из: оценки неформальной экономики, оценки скрытой экономики и оценки криминальной. По данным экономистов, которые усреднили показатели ряда источников, масштабы теневой экономики в России составляют около 30 % ВВП. Показатель доступности жилья рассчитывается как соотношение средней рыночной стоимости стандартной квартиры общей площадью 54 кв. метра и среднего годового совокупного денежного дохода семьи, состоящей из трех человек; измеряется количеством лет ожидания приобретения жилья. Сегодня более 70 % россиян имеют жилищные условия ниже среднего уровня. Проведенный ранее анализ показал, что в России распространена практика определения по каждому индикатору одного порогового показателя. В рамках данной работы будем использовать, как этот подход, так и системы многопороговых значений. Оценка пороговых значений предложенных индикаторов экономической безопасности производится на основании изученных индикативных систем экономической безопасности, отечественного и международного опыта. Предложенные дополнения к системе экономических и социальных индикаторов экономической безопасности позволит компенсировать недостатки системы по Глазьеву С.Ю. и Сенчагову В.К. Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы для мониторинга экономической безопасности России. Информационную базу исследования составили статистические данные Федеральной службы государственной статистики, а также законодательные и нормативные акты и постановления Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, указы Президента, научная и периодическая литература. При написании выпускной квалификационной работы использовались следующие методы: экономико-статистический анализ, системный и сравнительный анализ, методы социологического наблюдения и обработки информации.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УГРОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА................................9 1.1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ И РОЛЬ.....................................................................................................................9 1.2 ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА...................................................................23 1.3 МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ УРОВНЯ УГРОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА..............................29 ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ...........................................37 2.1 ОЦЕНКА ПОЗИЦИИ РОССИИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ............................................................37 2.2 АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ИНДИКАТОРОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ ЗА 2016-2018 ГГ. ................................................43 2.3. АНАЛИЗ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ УГРОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ................................................................................51 ГЛАВА 3 ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МИНИМИЗАЦИИ ВНУТРЕННИХ И ВНЕШНИХ УГРОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ................................................................................56 3.1 МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ НА 2019-2020 ГГ. ...............................................56 3.2 ПРОГНОЗ УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ С УЧЕТОМ ПРЕДЛОЖЕННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ...........................................60 ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................80 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................................................................................82
Список литературы

1 О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях) [Электронный ресурс] : указ Президента РФ от 29 апреля 1995 г. N 608. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru. 2 О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положений) [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 27 декабря 1996 г. N 1569, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. N 608». // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru. 3 Абалкин, Л. И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение / Л. И. Абалкин // Вопросы экономики. - 2018. - №12. - С. 4. 4 Агадуллин, Н. Ф. Национальная экономическая безопасность как категория экономической теории / Н. Ф. Агадуллин // Вопросы экономики. - 2017- №14. - С. 38-49. 5 Асанов А. Н. Инновационная система управления обеспечением экономической безопасности государства / А. Н. Асанов // Актуальные проблемы экономики и права. - 2018. - №2. - С. 22. 6 Батова В. Н., Колесников А. В. Экономическая безопасность государства: современное состояние и перспективы укрепления / В. Н. Батова, А. В. Колесников // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. - 2017. - №6. - С. 272-279. 7 Бугаева М. С. Взаимодействие органов внутренних дел и органов местного самоуправления в обеспечении экономической безопасности государства / М. С. Бугаева // Экономика и предпринимательство. - 2017. - №3. - С. 145-148. 8 Булавчик В. Г., Очередько В. П. Организационные аспекты безопасного управления социальными и экономическими системами / В. Г. Булавчик, В. П. Очерелько // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. - 2015. -№ 1. - С. 48-56. 9 Буценко И. Н., Москвина Г. Ю. Экономическая безопасность России в международном измерении / И. Н. Буценко, Г. Ю. Москвина // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2018. - № 1. - С. 41-45. 10 Ганин О. Б., Ганин И. О. Экономическая безопасность государства: генезис, сущность и содержание понятия / О. Б. Ганин, И. О. Ганин // Ars Administrandi. - 2017. - №1. - С. 61-84. 11 Глазьев С. Ю. Основы обеспечения экономической безопасности страны - альтернативный реформационный курс / С. Ю. Глазьев // Российский экономический журнал. - 2017. - №1. - С. 123-129. 12 Государственные и муниципальные финансы России: учебное пособие/ Л. С. Гринкевич, Н. К. Сагайдачная, В. В. Казаков, Ю. А. Рюмина. -Москва : КНОРУС, 2017. - 560 с. 13 Гордиенко Д. В. Перспективы повышения уровня экономической безопасности России / Д. В. Гордиенко // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2018. - № 15. - С.47-52. 14 Дронов Р. В. Подходы к обеспечению экономической безопасности / Р. В. Дронов // Экономист. - 2017. - № 2. - С. 43-54. 15 Дюженкова Н. В. Система критериев и показателей для оценки состояния экономической безопасности / Н. В. Дюженкова // Информационный бизнес в России: Сб. науч. тр. по материалам науч.-практ. семинара. Тамбов, - 2017. - С. 42; 16 Езерская С. Г. Сущность и методы оценки экономической безопасности. [Электронный ресурс] / С. Г. Езерская // - Режим доступа: http: //www.masters .donntu.edu.ua/2018/fem/ryabkina. 17 Жигалова О. В. Методическое обеспечение оценки уровня экономической безопасности государства / О. В. Жигалова // Региональная экономика. Юг России. - 2017. - № 1. - С. 15. 18 Замятина Н.В. Совершенствование управления субфедеральным и государственным долгом в контексте зарубежного опыта // Региональная экономика: теория и практика, 2018 19 Ильин В.В. Долговая политика субъектов Российской Федерации // Финансы. 2017. № 8. С. 22–26 20 Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юристъ, 2015. – 861с. 21 Курс экономической теории // Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А., Киров, «АСА», 2016 г. 22 Кураков, Л.П. Российская экономика: состояние и перспективы / Л.П.Кураков. – М.: ЛОГОС, 2015. – 576с. 23 Косенко С.Г. Реформирование межбюджетных отношений в Краснодарском крае // «Вестник АГУ» Выпуск 2(141) 2016 24 Лушин С.И. Государственные финансы в новых условиях. // Финансы, 2015, № 5. 25 Москаленко А. На долговой игле. Чтобы погасить старые долги, российские регионы вынуждены брать новые // БИЗНЕС-ЖУРНАЛ ЯНВАРЬ #1 2018 26 Поляк, Г.Б. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Г.Б.Поляк. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 540 с. 27 Панкова Д.А., Голованова Е.А. Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций - С.: Новое знание, 2015 г. 28 Парыгина В.А. и др. Бюджетная система РФ. Феникс, 2018 г. 29 Пепеляев С.Г. Основные права и обязанности налогоплательщиков // Налоговое право: учебник / под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Юристъ, 2015. С. 176-177. 30 Полещук Т.А., Митина О.В. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях Учеб. пособие. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2015. - 51 с. 31 Прокопьева Т.В. Планирование и бюджетирование/ Т.В. Прокопьева; Рубцовский индустриальный институт. – Рубцовск, 2016 – с. 88–89 32 Просветов, Г.И. Бюджетирование: задачи и решения/ Г.И. Просветов. - М.: Альфа-Пресс, 20011 – с.20 33 Рубцов С.В. Уточнение понятия «Бизнес - процесс»/ С.В. Рубцов / Менеджмент в России и за рубежом – 2018.– №6. 34 Савкина Р.В. Планирование на предприятии/ Р.В. Савкина – Москва.: Дашков и К, 2017 – с.13–15 35 Стаханова Е.В. Основные проблемы при внедрении системы бюджетирования в компании / Е.В. Стаханова // Вестник ИГТУ – 2017. – №4. – С. 2 36 Степанов М. Стратегический менеджмент/ М. Степанов – СПб: Гамма, 2018. 37 Савинова Е.В. Управление государственным долгом субъектов Российской Федерации // Приволжский научный вестник, № 2 (54) – 2018 38 Силуанов, А.Г. Бюджетная политика и межбюджетные отношения / А.Г.Силуанов // Финансы.– М.: 2018. – №10. – С.3. 39 Солдаткин С.Н. К вопросу о факторах долгового финансирования российских регионов в среднесрочной перспективе// Известия ИГЭА. 2016. № 1 (93) 40 Строев П. В., Власюк Л. И. Долговая нагрузка регионов и региональная политика // Финансы: теория и практика. 2017. Т. 21. Вып. 5. С. 90–99 41 Туганаева Е. Г. К вопросу об определении понятия «Государственный субфедеральный долг». // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий, 2017. 42 Чичканов, В. Новое системное представление бюджета государства / В.Чичканов // Вопросы экономики. – М.: 2015. – №5. – С.151. 43 Объем государственного долга субъектов Российской Федерации и долга муниципальных образований. Министерство финансов РФ. URL: http://www.minfin.ru/ (Дата обращения 11.03.2019)
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УГРОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА 1.1 Экономическая безопасность государства: понятие и роль Впервые на государственном уровне в Российской Федерации об экономической безопасности заговорили в 90-е годы. Государственная стратегия экономической безопасности РФ была принята в 1996 году, она была ориентирована в первую очередь на реализацию экономических преобразований, которые осуществлялись в Российской Федерации, также она конкретизировала и развивала положения концепции национальной безопасности Российской Федерации с учетом национальных ориентиров в области экономики. Целью создания данной стратегии было «обеспечение такого развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военнополитической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз» [4]. В государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации говорится о том, что состояние экономики, соответствующее установкам экономической безопасности страны должно отвечать определенным качественным критериям и параметрам (пороговым значениям, которые смогут обеспечить необходимые условия жизни и развития личности для населения, а также обеспечат устойчивость социально-экономической ситуации, военно-политическую стабильность общества, возможность государства противостоять внешним и внутренним угрозам и обеспечить его целостность. Перечень данных критериев, а также перечень тех федеральных органов исполнительной власти, которые ответственны за разработку их количественных значений и качественных параметров утвержден постановлением Правительства РФ от 27 декабря 1996 г. №1569.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg