В последние годы проблема обеспечения экономической безопасности характеризуется новыми аспектами ее теоретического содержания в связи с институциональной трансформацией российской экономики, что является существенным условием ее модернизации. Новые тенденции и закономерности, определяющие институциональное обеспечение модернизации экономики, являются важнейшим аспектом экономической безопасности.
Требуется научное обоснование современных проблем обеспечения экономической безопасности, предотвращения новых вызовов и угроз экономической безопасности и устойчивого развития регионов. В настоящее время идет поиск новых концептуальных подходов формирования методов и механизмов, которые могут защитить экономические интересы государства, регионов, предприятий и организаций, государственного и предпринимательского секторов, что находит свое выражение в стратегии социально-экономического развития. развитие российских регионов.
Многогранный и взаимозависимый характер изменений, которые мы имеем в современной социально-экономической системе, обусловливает необходимость формирования и реализации институционального подхода в решении сложных экономических проблем безопасности. В современных условиях процесс реформирования экономики активно проявляется в необходимости обеспечения жизненно важных интересов общества, сбалансированного состояния экономики, динамичного социально-экономического развития. Актуальность проблемы экономической безопасности и, соответственно, ее институционального обеспечения комплекс мер зависит от уровня развития национальной экономики.
В исследовании отражены институциональные особенности обеспечения экономической безопасности государства в условиях нестабильности и появления новых угроз, связанных с циклическим характером экономики. Рассмотрены основные факторы экономической безопасности и ее институциональные противоречия. Определены проблемы экономической безопасности России и ее основные направления устойчивого развития. Проведен сравнительный анализ экономической безопасности России на международном уровне.
Проблема обеспечения экономической безопасности государства вызвала необходимость в формировании индикаторов-ориентиров развития, которые определяют границы негативных процессов и подают сигналы участникам рынка о возможных сферах неблагополучия, что обусловило актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы.
Цель выпускной квалификационной работы – определить внутренние и внешние угрозы экономической безопасности России и направления по их минимизации и нейтрализации.
Поставленная цель определила необходимость решения следующих задач:
- изучить теоретические аспекты формирования угроз экономической безопасности государства;
- рассмотреть понятие и роль экономической безопасности государства;
- определить внутренние и внешние угрозы экономической безопасности государства;
- рассмотреть методические подходы к оценке уровня угроз экономической безопасности государства;
- провести анализ экономико-правового обеспечения экономической безопасности России;
- оценить позицию России с точки зрения оценки экономической безопасности;
- провести анализ динамики индикаторов экономической безопасности России за 2016-2018 гг.;
- провести анализ внешних и внутренних угроз экономической безопасности России;
- определить перспективные направления минимизации внутренних и внешних угроз экономической безопасности России;
- разработать мероприятия по повышению уровня экономической безопасности России на 2019-2020 гг.;
- составить прогноз уровня экономической безопасности России с учетом предложенных мероприятий.
Объект исследования - экономическая безопасность Российской Федерации.
Предмет - механизмы обеспечения экономической безопасности на основе использования системы индикаторов социально-экономического развития.
При проведении изучения, что такое экономические и социальные индикаторы в системе экономической безопасности государства было выяснено следующие - индикативная система является неотъемлемым элементом системы обеспечения экономической безопасности государства; объектом экономической безопасности государства является функцией государства; субъектом выступают органы законодательной, исполнительной и судебной власти.
Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации, утвержденная указом Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» предусматривает следующие элементы механизма обеспечения экономической безопасности: выработка управленческих решений и рекомендаций, формирование системы управления рисками; мониторинг и прогнозирование факторов, определяющих угрозы экономической безопасности страны; разработка критериев и параметров экономической безопасности; деятельность государства по обеспечению экономической безопасности, которая включает выявление случаев отклонения индикаторов от их пороговых значений, разработку и реализацию комплекса мер по предотвращению или недопущению угроз экономической безопасности, экспертизу принимаемых решений с точки зрения обеспечения экономической безопасности государства.
Таким образом, индикативная система является неотъемлемым элементом системы обеспечения экономической безопасности государства.
В вопросах формирования системы индикаторов экономической безопасности уделяется большое внимание, как со стороны государства, так и со стороны научного сообщества. Существуют множество систем показателей экономической безопасности предложенных в научном сообществе. Достаточное широкое распространение получила система показателей экономической безопасности С.Ю. Глазьева. При разработке этой системы , в 1996 году, Российская Федерация не удовлетворяла ни одному из них. В настоящие время, по ряду показателей, наблюдается выход из опасной зоны. При проведении анализа системы С.Ю. Глазьева выявлены следующие недостатки: завышенные значения показателей, возможность компенсирования неудовлетворительного значения одного показателя за счет других показателей и отсутствие показателей, характеризующих объем и структуру экспорта.
В 2000 г. Научный совет при Совете безопасности РФ одобрил перечень и пороговые значения 19 социально-экономических индикаторов экономической безопасности, разработанных ИЭ РАН. В 2010 г., в связи с финансовым кризисом, данный перечень индикаторов был расширен до 36. Указом Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» были установлены показатели экономической безопасности в количестве 40, но при этом перечень показателей может уточняться по результатам мониторинга экономической безопасности.
По мнению В.К. Сенчагова, выбранные индикаторы обладают высокой чувствительностью к экономическим угрозам, способны отражать последние количественно, взаимодействуют между собой. Используя индикаторы экономической безопасности, В.К. Сенчагов формирует обобщенные индексы экономической безопасности. Система индикаторов В.К. Сенчагова работоспособна, однако следует отметить отсутствие в ней показателей, характеризующих деятельность теневой экономики.
Основываясь на данных проведенного анализа практических результатов разработки индикативных систем экономической безопасности, можно разделить все индикаторы на две группы: экономические и социальные. Из приведенных индикаторов трудность в определении численного значения имеют только два показателя: доля теневой экономики в ВВП и уровень доступности жилья. Общий размер теневой экономики складывается из: оценки неформальной экономики, оценки скрытой экономики и оценки криминальной. По данным экономистов, которые усреднили показатели ряда источников, масштабы теневой экономики в России составляют около 30 % ВВП. Показатель доступности жилья рассчитывается как соотношение средней рыночной стоимости стандартной квартиры общей площадью 54 кв. метра и среднего годового совокупного денежного дохода семьи, состоящей из трех человек; измеряется количеством лет ожидания приобретения жилья. Сегодня более 70 % россиян имеют жилищные условия ниже среднего уровня.
Проведенный ранее анализ показал, что в России распространена практика определения по каждому индикатору одного порогового показателя. В рамках данной работы будем использовать, как этот подход, так и системы многопороговых значений.
Оценка пороговых значений предложенных индикаторов экономической безопасности производится на основании изученных индикативных систем экономической безопасности, отечественного и международного опыта.
Предложенные дополнения к системе экономических и социальных индикаторов экономической безопасности позволит компенсировать недостатки системы по Глазьеву С.Ю. и Сенчагову В.К.
Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы для мониторинга экономической безопасности России.
Информационную базу исследования составили статистические данные Федеральной службы государственной статистики, а также законодательные и нормативные акты и постановления Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, указы Президента, научная и периодическая литература.
При написании выпускной квалификационной работы использовались следующие методы: экономико-статистический анализ, системный и сравнительный анализ, методы социологического наблюдения и обработки информации.