Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ИСКУССТВО

Специфика работы хореографа в детском театральном коллективе

kira_moreva 550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 63 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 19.06.2020
Проведенное теоретическое и практическое исследования позволили сделать следующие выводы. 1. Хореограф в театре – это человек, который не просто ставит танцы в спектакле или учит актеров танцевать, это соавтор режиссера, это художник, ищущий образного раскрытия, как отдельных персонажей, так и всего спектакля выразительными средствами хореографического искусства.
Введение

Актуальность темы исследования. Создание любого произведения, в котором занят не один человек, а целый коллектив, всегда связано с большими сложностями, как в профессиональном плане, так и человеческом. Хорошо, если над спектаклем в детском драматическом театре работает коллектив единомышленников, одержимый единой творческой идеей и их связывают тесные человеческие отношения – именно в этом случае и рождается достойное произведение. Анализируя многочисленные театральные постановки, можно с уверенностью сказать, что в искусстве современного драматического театра одним из основных выразительных средств является танец, а хореограф часто становится сопостановщиком режиссера. Хореография способствует раскрытию характера действующих лиц, выражает их эмоциональное состояние, раскрывает идею произведения, замысел автора и режиссера. Выявляя социальную среду, национальность персонажа, народный или местный колорит, танец характеризует эпоху, способствует созданию необходимой атмосферы эпизодов, отдельных сцен и спектакля в целом. Действенность танца как важного художественного компонента спектакля в XXI веке становится одним из основных требований, предъявляемых режиссерами и балетмейстерами к хореографии драматического спектакля. Хореограф выдвигает перед артистом требования к владению стилем и техническими навыками исполнения народного и историко-бытового танцев, музыкальности, ритмичности, координации, эмоциональной выразительности и физической выносливости. Хореограф в театре часто исполняет функции режиссера по пластике, и наоборот, режиссер по пластике часто является автором танцев в спектакле. Поэтому понятия «хореограф», «балетмейстер» и «режиссер по пластике» мы рассматриваем как идентичные. Работа балетмейстера драматического театра существенно отличается от работы балетмейстера театра оперы и балета, ансамбля народного танца, народного хора или ансамбля песни и пляски. Первые требования, которые предъявляет драматический театр – разносторонность и творческая гибкость. Балетмейстер драматического театра должен разбираться в вопросах культуры и искусства, знать историю балета, владеть исполнительскими навыками классической, современной и народной хореографии, знать специфику творческого решения танцевальных сцен в драматическом театре, владеть технологиями организации педагогической, тренажной и творческой работы с актерами и режиссерско-постановочной группой. Иными словами, балетмейстер в театре драмы должен быть универсалом. И здесь мы встречаемся с первой проблемой – профессиональной подготовкой хореографа. Не существует специальных учебных заведений для подготовки балетмейстеров именно для драматических театров. Все учебные заведения ориентируются на выработку профессиональных умений и навыков для работы с хореографическими коллективами. Однако балетмейстер работает не с профессиональными танцорами, а с актерами, у которых на сцене другие цели и задачи. Еще одна существенная проблема, которая редко, но встречается – недооценивание режиссером роли хореографии в целостном процессе создания спектакля. Хореограф, балетмейстер привлекается для разовой работы (на один-два месяца) и в его обязанности входит постановка отдельных танцевальных сцен и эпизодов. В таком случае работа с актерами проводится не систематически, т.е. занятия пластикой и танцем не включены в расписание театра, а проводятся только в процессе необходимых репетиций. Малое количество исследований в области хореографического образования драматических актеров; необходимость совершенствования методики обучения танцу, которые позволили бы ей соответствовать профессиональным требованиям драматического искусства; обнаруженные противоречия между теоретическими и практическими разработками современной театральной педагогики и методическим обеспечением преподавания танца определили актуальность выбора темы: «Специфика работы хореографа в детском театральном коллективе». Степень изученности проблемы. Проблемы хореографической компетентности актеров существовали уже в момент возникновения театра как явления, и об этом свидетельствуют дошедшие до нас труды древнегреческого писателя и философа Лукиана. Танец и сценическое движение традиционно рассматривались театральными режиссерами и педагогами как важная составляющая профессиональной подготовки будущего актера (Е.Д. Васильева, И.Э. Кох, В.Э. Мейерхольд, Г.С. Морозова, А.Б. Немеровский, К.С. Станиславский и др.). Выразительным средством в хореографическом искусстве является движение. Проблемы выразительности и действенности танцевальных движений всегда были предметом исследований не только педагогов-хореографов и балетмейстеров, но и режиссеров (Р.В. Захаров, Ф.В. Лопухов, А.М. Мессерер, Ж.Б. Мольер, Ж.Ж. Новерр, М.М. Фокин и др.). Вопросы определения специфики танца в драматическом спектакле и его роли в профессиональном образовании будущих актеров, необходимость разработки специальной методики преподавания танца в театральной школе и ее программного обеспечения рассматривались в научных и педагогических трудах педагогов-хореографов Е.Д. Васильевой, О.В. Всеволодской-Голушкевич, Х.Х. Кристерсона, А.В. Никифоровой и др. Б.Г. Голубовский, Р.В. Захаров, Н. Карпов, Г.В. Морозова, Р.Я. Немчинская, В.И. Панферов М.Н. Суворова и др. затрагивают проблемы, связанные с работой хореографа в драматическом театре. Вместе с тем, особенности работы хореографа в детском драматическом театре до настоящего времени специально не рассматривались в теории и практике хореографического искусства. Объект исследования – хореографическое искусство в драматическом театре. Предмет исследования – особенности работы хореограф в драматическом театре. Цель исследования: рассмотреть возможность осуществления хореографом постановочной и учебной работы в детском драматическом театре. Задачи исследования: 1. Рассмотреть становление системы пластического воспитания актера; 2. Изучить работу балетмейстера над созданием пластического образа спектакля; 3. Раскрыть принципы построения творческого сотрудничества режиссера и балетмейстера в работе над театральной постановкой; 4. Обобщить опыт использования постановочной и учебной работы в детском драматическом театре. Методы исследования: 1. метод теоретического анализа литературы по теме исследования; 2. метод наблюдения, фиксации творческого процесса; 3. метод сопоставительного анализа творческих работ актеров и балетмейстеров драматических театров. Гипотеза исследования - основывается на том, что результативность работы хореографа в детском драматическом театре будет достигнута, если: 1. занятия с актерами по танцу и пластике будут обязательными и систематическими в рабочем графике театра; 2. достигнуто единодушие и понимание, согласованность действий в решении творческих задач режиссера, хореографа, актера. Теоретическая значимость исследования: определена система педагогических условий эффективного формирования основ хореографической культуры у актеров драматического театра на материале танца; произведена интерпретация пластического образа спектакля в художественно-творческой деятельности актеров драматического театра. Практическая значимость исследования состоит в разработке, внедрении и использовании в хореографической практике детского драматического театра модели формирования основ хореографической культуры у детей-актеров драматического театра на материале танца; педагогической технологии формирования системы пластического воспитания. Научно-практические материалы, предложенные в данном исследовании, могут стать основой для создания педагогами-хореографами программ, учебных курсов, пособий для студентов театральных учебных заведений, а также могут быть использованы при проведении курсов повышения квалификации балетмейстеров в системе профессионального образования. Структура работы: данное исследование состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, библиографического списка
Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3 Глава I Становление и формирование системы обучения актера средствами танца. …………………………………………………………………………………8 1.1. Становление процесса пластического воспитания актера…………………...8 1.2. Развитие пластической культуры актера……………………………….........21 Глава II. Опыт использования хореографом постановочной и учебной работы в детском драматическом театре…………………………………………………….34 2.1. Работа хореографа над созданием пластического образа спектакля……….34 2.2. Практический опыт использования постановочной и учебной работы в детском драматическом театре…………………………………………………….43 2.3. Развлекательно-познавательное шоу с участием детей и кукол «Волшебный мир театра»…………………………………………………………….....................48 Заключение………………………………………………………………………….54 Библиографический список………………………………………………………..58 ?
Список литературы

1. Блок, Л.Д. Классический танец: История и современность / Л.Д. Блок. –М.: Искусство, 1987. – 556 с. 2. Ваганова, А.Я. Статьи, воспоминания, материалы / под ред. Н.Д. Волкова, Ю.И. Слонимского. – М.: Искусство, 1988. – 343 с. 3. Васильева, Е.Д. Танец / Е.Д. Васильева. – М.: Искусство, 1988. – 291 с. 4. Всеволодская-Голушкевич, О.В. Танец в театральной школе. // Вопросы театральной педагогики. – М., 1979. - С. 235. 5. Выготский, Л.С. Психология искусства. 3-е изд. / Л.С. Выготский. М.: Искусство, 1986. – 573 с. 6. Голосовкер, Я.Э. Избранное. Логика мифа / Я.Э. Голосовкер. – М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2010. – 499 с. 7. Гринер, В.А. Ритм в искусстве актера / В.А. Гринер. – М.: Просвещение, 1994. – 120 с. 8. Громов, Ю.И. Танец и его роль в воспитании пластической культуры актера / Ю.И. Громов. – СПб.: Издательство СПбГУП, 1997. – 225 с. 9. Гуревич, В.М. Роль танца в процессе воспитания драматического актера / В.М. Гуревич. – М.: Владос, 2002. – 308 с. 10. Догорова, Н.А. История и теория хореографии: учеб.-метод. комплекс / Н.А. Догорова. – Рузаевка: Рузаевский печатник, 2007. – 68 с. 11. Ершов, П.М. Технология актерского искусства / П.М. Ершов. – М.: ТОО Горбунок, 1992. – 288 с. 12. Жак-Далькроз, Э., Гнесина, Н. Ритм: его воспитательное значение для жизни и искусства. Том 6 / Э. Жак-Далькроз, Н. Гнесина. – М.: Книга по Требованию, 2011. – 156 с. 13. Захава, Б.Б. Мастерство актера и режиссера: учеб. пособие / Б.Б. Захава. – 5-е изд. – М.: РАТИ–ГИТИС, 2008. – 432 с. 14. Захаров, Р.В. Работа балетмейстера с исполнителями / Р.В. Захаров. – М.: Искусство, 1967. – 62 с. 15. Захаров, Р.В. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта / Р.В. Захаров. – М.: Искусство, 1983. – 224 с. 16. Збруева, Н.П. Ритмическое воспитание актера: Методическое пособие / Н.П. Збруева. – М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2003. – 144 с. 17. Иванов, И.С., Шишмарева, Е.С. Воспитание движения актера / И.С. Иванов, Е.С. Шишмарева. – М.: Сов. балет, 1997. – 212 с. 18. Иванова, И.А. Многообразие русского танца // Хореография: история, теория, практика. Вып. 4. – М.: Московская академия образования Н. Нестеровой, 2011. – 248 с. 19. Ивлева, Л.Д. История преподавания танца / Л.Д. Ивлева. Изд. 2-е. – Челябинск, 2002. – 419 с. 20. Кнебель, М.И. Поэзия педагогики / М.И. Кнебель. – М.: Педагогика, 1986. – 360 с. 21. Кох, И.Э. Основы сценического движения / И.Э Кох. – Л.: Искусство. 1970. – 580 с. 22. Кристерсон, Х.Х. Танец в спектакле драматического театра / Х.Х. Кристерсон. – Л. – М.: Искусство, 1957. – 175 с. 23. Лещинский, А.Танец в драматическом театре / А. Лещинский // Балет. – 2010. – № 4. – С. 32-33. 24. Лисицкая, Т.С. Ритм. Пластика / Т.С. Лисицкая. – 2-е изд. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 158 с. 25. Лопухов, А.В., Ширяев, А.В., Бочаров, А.И. Основы характерного танца / А.В. Лопухов, А.В. Ширяев, А.И. Бочаров. – Л. – М.: Искусство, 1999. – 188 с. 26. Лосев, А.Ф. Философия. Мифология. Культура / А.Ф. Лосев. – М.: Просвещение, 1991. – 620 с. 27. Мейерхольд, В.Э. Статьи, письма, речи, беседы / В.Э. Мейерхольд. Т. 2. – М.: Просвещение, 1968.– 415 с. 28. Мессерер, С. Фрагменты воспоминаний / С. Мессерер. – М.: Искусство, 2005. – 280 с. 29. Морозова, Г.В. О пластической композиции спектакля: Методическое пособие / Г.В. Морозова. – М.: ВЦХТ, 2001. – 141 с. 30. Морозова, Г.В. Пластическое воспитание актера / Г.В. Морозова. – М.: Терра-спорт, 1998. – 249 с. 31. Немеровский, А.Б. Пластическая выразительность актера: Учеб, пособие для театр, вузов. 2-е изд., испр. и доп. / А.Б. Немеровский. – М.: Искусство, 1987. – 191 с. 32. Основы подготовки специалистов-хореографов. Хореографическая педагогика: учеб. пособие / под ред. В. А. Звездочкина. – СПб.: Изд-во СПбГУП, 2006. – 388 с. 33. Островский, Д.Н. О театре / Д.Н. Островский. – М.: Буква, 2007. – 302 с. 34. Пави, П. Словарь театра / П. Пави. – М.: Прогресс, 1991. – 504 с. 35. Панферов, В.И. Пластика современного танца. Учебное пособие / В.И. Панферов. – Челябинск. – 1996. – 215 с. 36. Плахт, Ю. Чтобы урок был плодотворным…// Советский балет, 1984, № 5. – С.12. 37. Попов, А.Д. Художественная целостность спектакля / А.Д. Попов. – М.: ВТО, 1999. – 254 с. 38. Ротерс, Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание и худ. гимнастика / Т.Т. Ротерс. – М.: Просвещение, 1989. – 174 с. 39. Русская художественная культура конца XIX – начала XX века (1908-1917). – М.: Хореография, 1977. – 138 с. 40. Сабинина, М.Д. Взаимодействие музыкального и драматического театров в XX веке / М.Д. Сабинина; Гос. ин-т искусствознания М-ва культуры Рос. Федерации. – М.: Композитор, 2003. – 327 с. 41. Сахновский, В.Г.Режиссура и методика ее преподавания / В.Г. Сахновский. – М. – Л., 1993. – 260 с. 42. Смирнова, А.И. Мастера русской хореографии: Словарь / А.И. Смирнова. – СПб: Лань, 2009. – 208 с. 43. Станиславский, К.С. Собр. соч. Т.3. / К.С. Станиславский. – М.: Искусство, 1989. – 364 с. 44. Стурова, Е.И. Содержание и форма в пластическом тренинге актера. Приоритеты и качество обучения // Проблемы управления качеством об¬разования в гуманитарном вузе: VIII Ежегод. Всерос. науч.-метод. конф., 23-24 октября 2003 г. – СПб., 2003. – С. 114. 45. Суворова, М.Н. Работа балетмейстера в драматическом театре / М.Н. Суворова // Я вхожу в мир искусств. – М., 2007. – № 12. – С. 3-4. 46. Таиров, А.Я. Записки режиссера / А.Я. Таиров. – М.: АРТ, 2000. – 163 с. 47. Танец в драматическом театре. // Балет. – 2010. – №4 (163). – С. 32-33. 48. Танцевально-пластическое пространство в драматическом спектакле. // Сцена. – 2008. – №4 (54). – С. 76-78. 49. Товстоногов, Г.А. О профессии режиссера / Г.А. Товстоногов. – М.: ВТО, 1987. – 394 с. 50. Фильштинский, В.М., Васильков, Ю.X. Пластическое воспитание в театральной школе (диалоги: первый и второй) // Как рождаются актеры. – СПб.: Сотис, 2001. – 311 с. 51. Фокин, М.М. Против течения. Воспоминания балетмейстера. Статьи, письма / М.М. Фокин. – Л. – М.: Искусство, 1992. – 638 с. 52. Фомин, А.С. Танец в системе воспитания и образования: учеб. пособие. Т. 1: Природа, теория и функции танца / А.С. Фомин. – Новосибирск: Новосибирский полиграфкомбинат, 2005. – 624 с. 53. Худеков, С.Н. Искусство танца. История. Культура. Ритуал / С.Н. Худеков. – М.: Эксмо, 2010. – 544 с. 54. Элькис, Г.Я. О пластическом тренажере актера: из опыта педагога / Г.Я. Элькис. – Киев: Мистецтво, 1986. – 118 с. 55. Яснец, И.В. Педагогические поиски в области пластического воспитания актеров // Актуальные проблемы театрального искусства: сб. науч. ст. аспирантов / СПбГУП. – СПб.: Родные просторы, 2004. – Вып. 1. – С. 92-93.63
Отрывок из работы

ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ АКТЕРА СРЕДСТВАМИ ТАНЦА. 1.1. Становление процесса пластического воспитания актера. У древних народов в театральных представлениях для разыгрывания действий использовались разные формы, в основном песнопения, к которым добавлялись танцы и игра на музыкальных инструментах. Ритуальные танцы занимали большое место в жизни человека, сопровождая все значительные события. Когда человек рождался, вокруг него танцевали; когда он достигал нужного возраста, чтобы участвовать в жизни общины, это событие также отмечали танцами. Танцами праздновались бракосочетания, а когда человек умирал, его душу танцем сопровождали в мир иной. Все важные изменения и вехи в человеческой жизни сопровождались танцем; но в те далекие времена танец нес в себе гораздо более глубокое содержание и смысл. В нем отражались священные действия, проявлялись глубочайшие законы природы, которые управляют человеческим телом и его движениями. Танцуя, древние жрецы вступали в связь с потусторонним миром и Богами. Отсюда можно сделать вывод, что они по сути являлись самыми первыми актерами в мире. Когда жрецы вызывали образы богов, прося у них защиты, покровительства и благословения, призывая больше света, чтобы в темноте можно было выбрать путь, по которому идти в жизни, они творили театральное действо. Благодаря своей мудрости и глубокому знанию законов природы, переходя порог этих дверей, жрецы вступали в контакт с теми божественными персонажами, роли которых играли в театральном представлении. «Зарождение театра в истории человечества, как правило, связывается с греческой цивилизацией, но можно смело утверждать, что нет народа, у которого не было бы своей театральной традиции, идущей из глубины веков, и везде мы наблюдаем один и тот же процесс, одни и те же этапы развития этой традиции» [39, с. 36].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Искусство, 50 страниц
2000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg