Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Деятельность специального психолога по развитию коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития во внеурочной деятельности

kira_moreva 390 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 40 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 19.06.2020
В ходе проведённого исследования была достигнута цель, были рассмотрены направления деятельности педагога-психолога по развитию коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Введение

На современном этапе проблема формирования коммуникативных умений и навыков у младших школьников с задержкой психического развития очень актуальна и требует постоянного изучения. Процесс социализации личности зависит от коммуникативной компетентности. Искусство общения во многом определяет успешность личности во всех сферах социальной жизни: обучении, межличностном взаимодействии, в профессиональной карьере и т.д. Искусство правильной и эффективной коммуникации - это искусство, которое даётся не всем. Нарушение в коммуникативной сфере у ребенка ведет к искаженному представлению о себе, о низкой самооценке и эмоциональной незрелости, об окружающем мире. В своих трудах Л.С. Выготский рассматривал проблему детского развития, отдавал общению важнейшую роль в онтогенезе и дизонтогенезе. Он отмечал, что препятствие для нормального общения создаёт физический или психический дефект ребёнка, который является неблагоприятным фактором личностного развития и «нормальное врастание ребёнка - в культуру». [3] Существует ряд исследований, которые посвящены проблемам коммуникации. Особенностями общения детей с задержкой психического развития занимались О.В. Алмазова, Д.И. Альраххаль, А.А. Байбородских, И.П. Бучкина, Ю.С. Галлямова, О.Н. Дианова, Е.Е. Дмитриева, Г.А. Карпова, Л.В. Кузнецова, Т.С. Никандрова, А.В. Поповичев, Е.С. Слепович, Р.Д. Тригер, У.В. Ульенкова, С.Н. Чаплинская и др.. Степень сформированности коммуникативных навыков оказывает существенное влияние как на результаты обучения детей, так и на уровень их социализации и общее развитие личности. Коммуникативные навыки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития формируются в процессе совместной деятельности педагога-психолога и самого обучающегося. Работа специального психолога по развитию коммуникативных навыков у младших школьников с ЗПР ведется по следующим направлениям: диагностическая работа, консультативная деятельность, просветительская работа, коррекционно-развивающая работа. На современном этапе нет упорядоченных данных о структуре и содержании сформированности коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Таким образом, актуальность темы вызвана несоответствием отсутствия теоретических разработок в данном направлении и необходимостью поиска средств по развитию коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. В связи с этим целью исследования стало: изучение деятельности специального психолога по развитию коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Объект исследования: коммуникативные навыки детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Предметом исследования является: деятельность специального психолога, которая направлена на развития коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Задачи исследования: 1. Изучить теоретические источники по проблеме формирования коммуникативных навыков младших школьников с ЗПР; 2. Изучить психологические особенности детей с задержкой психического развития 3. Рассмотреть особенности общения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития; 4. Рассмотреть основные направления деятельности специального психолога по развитию коммуникативных навыков младших школьников с задержкой психического развития; 5. Рассмотреть мероприятия по формированию коммуникативных навыков младших школьников с задержкой психического развития. Методы исследования: анализ психолого-педагогической и специальной литературы по теме исследования, обобщение педагогического опыта Курсовая работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы. Во введении раскрывается актуальность изучаемой проблемы, обосновывается выбор методов исследования, раскрываются теоретико-методологические подходы к изучению формирования коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с ЗПР. В первой главе «Теоретические основы формирования коммуникативных навыков у младших школьников с задержкой психического развития» рассматривалось психологические особенности младших школьников с задержкой психического развития, особенности общения характерные для детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Во второй главе «Коррекционно-педагогическая работа по развитию коммуникативных навыков у младших школьников с задержкой психического развития» рассматривались основные направления работы специального психолога по развитию коммуникативных навыков, а также мероприятия по развитию коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. В заключении было отмечено, что развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития является актуальной проблемой отечественной дефектологии.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2 Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативных навыков у младших школьников с задержкой психического развития 1.1 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с задержкой психического развития………...…………………………………….5 1.2 Особенности общения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития……………………………….………………………….14 Глава 2. Особенности организации процесса формирования коммуникативных навыков у младших школьников с задержкой психического развития 2.1. Направления деятельности специального психолога по развитию коммуникативных навыков младших школьников с задержкой психического развития……………………………………………………..……………………18 2.2. Мероприятия по развитию коммуникативных навыков детей с задержкой психического развития………………………………………………….…….…23 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...37
Список литературы

1. Алифанова, Е.М. Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр / Е.М. Алифанова. Волгоград, 2001. 168 с. 2. Большакова, С.Е. Речевые нарушения и их преодоление / Е. С. Большакова. М.: ТЦ Сфера, 2005. 128 с. 3. Л.С. Выготский «Избранные труды», М, 1983 4. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. М.: Смысл, 2004. 512 с. 5. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / под ред. С.Г. Шевченко. М.: Аркти, 2001. 224 с. 6. Екжанова, Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям дошкольного возраста / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. СПб.: КАРО, 2008. 336 с. 7. Жуков, Ю.М., Петровская, Л.А., Растянников, П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. / Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников. Киров, 2001. 142 с. 8. Клюева, Н.В., Касаткина, Ю.В. Учим детей общению / Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. Ярославль: Академия развития. 2008. 321 с. 9. Кравцова, Е.Н. Ребенок внутри общения / Е. Н. Кравцова // Дошкольное образование. 2005. № 3. С. 2-6. 10. Левина, Р.Е. Воспитание правильной речи у детей / Р. Е. Левина. М.: Акад. пед. наук, 2008. 91 с. 11 Леонова, Е.В. Развитие коммуникативных способностей младших школьников в условиях совместной творческой деятельности / Е.В. Леонова, А.В. Плотникова // Начальная школа. - 2011. - № 7. - С. 91-96. 12. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. М.: Просвещение, 2005. 214 с. 13. Леонтьев, А.А. Психология общения /А.А. Леонтьев. М.: Смысл, 1997. - 365 с. 14. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / под ред. А.Г. Рузской. М.: Институт практической психологии, 1997. 384 с. 15. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. М.: ,1996. 144 с. 16. Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии / Б. Ф. Ломов, Н. Н. Обозов, В. Н. Носуленко, и др.; Отв. ред. Б. Ф. Ломов. – М.: Наука, 1981. – 280 с. 17. Лубовский, В.И. Специальная психология / под ред. В.И. Лубовского. М.: Знание, 2003. -356 с. 18. Лубовский, В.И., Переслени, Л.И. Дети с задержкой психического развития / В.И. Лубовский, Л.И. Переслени, - М.: Просвещение, 2003. – 164 с. 19. Маркова, А.К. Психология усвоения языка как средства общения / А.К. Маркова. М.: Просвещение, 2004. С. 87-90. 20. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с ЗПР / В.Б. Никишина. М. Сфера, 2003. 253 с. 21. Обучение детей с задержкой психического развития / Под ред. В.И. Лубовского. Ярославль, изд-во Академия развития. 2004. 269 с. 22. Павлова, О.С. Нарушение коммуникативного акта у детей с ЗПР / О. С. Павлова // Психолингвистика и современная логопедия / под ред. Л. Б. Халиловой. М.: Педагогика, 2007. 304 с. 23. Певзнер, М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития / М.С. Певзнер // Дефектология. 2000. № 3. С12-16. 24. Переслени, Л.И., Мастюкова, Е.М. Задержка психического развития - вопросы дифференциальной диагностики / Л.И. Переслени, Е.М. Мастюкова, // Вопросы психологии. 2003. № 1. С5-8. 25. Петровская, Л.А., Соловьев, О.В. Обратная связь в межличностном общении./ Л.А. Петровская, О.В. Соловьев // Вестник Моск. ун-та. Серия 14. Психология, 2002. № 3. С. 15-16. 26. Подъячева, И.П. Кррекционно-развивающее обучение детей дошкольного возраста с ЗПР / И.П. Подъячева. М.: Просвещение, 2001. 169 с. 27.Развитие общения дошкольников со сверстникам / под ред. А.Г. Рузской. М.: Педагогика, 2009. 216 с. 28. Рубинштейн, С. Л. / Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2002. 720 с. 29 Семёнова, М. А. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности /М.А.Семенова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXVIII междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2013 30. Степина, О. С. Коммуникативные умения младших школьников с ЗПР/ О.С. Степина // Специальное образование: Научно-методический журнал / Урал. гос. пед. ун-т; Ин-т спец. образования. – Екатеринбург. - 2007. – № 8. – С. 52-59. 31. Сухарева Г.Е./ Лекции по психиатрии детского возраста. М.:, 1974. 32. Тригер Р. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития / Р.Д. Тригер. Ярославль: Академия развития, 2008. 128 с. 33. Трошин, О.В. Логопсихология: учебн. пособие / О.В. Трошин, Е.В. Жулина. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 256 с. 34. Ульенкова, У.В. Дети с задержкой психического развития. / У.В. Ульенкова. М.: Просвещение, 2000. 294 с. 35. Шипицына, Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (Для детей от 3 до 6 лет.) / Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова. М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. 384 с. 36. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. М.: Академия, 2006. – 384 с. 37. Ульенкова У.В. Л.С. Выготский и концептуальная модель коррекционно - педагогической помощи детям с ЗПР // Дефектология. - 1997. - № 4. 38. Якобсон С.Г. Исследование взаимоотношений в совместной деятельности./ С.Г. Якобсон // Вопросы психологии, 2008. № 6. С. 96-107. 39. Якубинский, Л.П. О диалогической речи / под ред. Л.В .Щербы. СПб.: Питер, 2007. 259с. 40. Яноушек, Я. Проблемы общения в условиях современной деятельности./ Я. Яноушек // Вопросы психологии, 2007. № 1. С16-19.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативных навыков у младших школьников с задержкой психического развития. 1.1 Общая психолого-педагогическая характеристика младших школьников с ЗПР. В начале ХХ века, в ходе клинических обследований, были выявлены такие дети, у которых интеллектуальные показатели занимали промежуточное положение между нормой и умственной отсталостью. В начале 50-х годов ХХ века данная проблема приобрела огромную значимость, в результате чего под руководством М.С. Певзнер было начато исследование данной категории детей. Комплексное обследование и анализ данных неуспевающих учеников легли в основу сформулированных представлений о детях с задержкой психического развития.[17] Таким образом, появилась новая категория детей, которая не подлежала направлению в специальные учреждения, а обучались в общеобразовательных школах и составляла значительную часть неуспевающих учеников. Первыми книгами, которые были посвящены изучению и коррекции задержки психического развития, являются книга М.С. Певзнер, написанная совместно с Т.А. Власовой, «Учителю о детях с отклонениями в развитии» и работа М.С. Певзнер «Дети с отклонениями в развитии: ограничение олигофрении от сходных состояний».[5]
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg