Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

ПСИХОЛОГО–ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

kira_moreva 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 88 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 19.06.2020
Адаптация – это приспособление организма к условиям среды. Она направлена на сохранение сбалансированной деятельности систем, органов и психической организации индивида при изменившихся условиях жизни. Многие авторы занимались исследованием процесса адаптации в различных ее аспектах: в социальном, социально-педагогическом, психолого-педагогическом и других. И способы рассмотрения данного явления имеют как общие, так и различные черты.
Введение

Поступление в начальную школу означает начало нового возрастного периода в жизни ребенка – младшего школьного возраста, ведущей деятельностью которого становится учебная деятельность. Родители, педагоги, ученые прикладывают много усилий к тому, чтобы сделать школьное обучение не только эффективным, но и полезным, привлекательным для детей. Особое внимание при этом уделяется психическому здоровью учащихся, гармоничному развитию их личности. Дошкольный возраст, как писал А. Н. Леонтьев, – это «период первоначально фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований, развиваются познавательная и эмоционально–личностная сферы ребенка [9, с. 3]. А. В. Запорожец писал, что только отношение к детству как к самоценному времени жизни делает детей в будущем полноценными школьниками, формирует самостоятельность, инициативность, ответственность, творчество, компетентность, те качества, которые необходимы в дальнейшем. Успешное осуществление данных положений связано с проблемой школьной адаптации младших школьников к обучению. Это одна из наиболее актуальных проблем современной начальной школы. В первую очередь адаптация учащихся снижается из-за отклонений в психоматическом развитии и слабого здоровья [16, с. 80]. А сохранение здоровья детей является в настоящее время приоритетным направлением образовательной политики государства. Однако при поступлении в школу и в условиях школьного обучения у большего числа младших школьников наблюдается ослабленное состояние здоровья. Главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у первоклассников, является адаптированность к школьным условиям. Поступление в школу, смена обстановки предъявляют повышенные требования к психике ребенка и требуют активного приспособления к этой новой общественной организации. Не у всех детей оно происходит безболезненно, это может определяться состоянием ребенка, психологической готовностью к обучению. Актуальность исследования связана, с одной стороны, с изучением психологических механизмов адаптации детей к первоначальному обучению в школе. С другой стороны, стили адаптации, их обусловленность свойствами индивидуальности обучающихся до сих пор специально не изучались, и поэтому их исследование становится особо актуальным. Объект исследования – процесс адаптации первоклассников к условиям обучения в школе. Предмет исследования – психолого-педагогические условия успешной адаптации первоклассников в начальной школе. Цель исследования – выявить психолого-педагогические условия успешной адаптации первоклассников в начальной школе. Задачи исследования: 1) изучить проблему адаптации в современной психолого-педагогической литературе; 2) выделить психолого-педагогические условия успешной адаптации первоклассников в начальной школе; 3) обосновать возможности психолого-педагогических условий успешной адаптации первоклассников в начальной школе; 4) провести опытно-экспериментальную работу по реализации психолого-педагогических условий успешной адаптации первоклассников в начальной школе; 5) подобрать и апробировать социально-педагогические мероприятия по стабилизации адаптации первоклассников к школьной жизни. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что при систематических развивающих занятиях по адаптации к школе, уровень адаптации повысится. Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы по проблеме исследования; эмпирические: наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа, анализ учебной и внеучебной деятельности первоклассников,педагогический эксперимент; статистический- количественный и качественный анализ результатов исследования, статистическая и графическая обработка результатов экспериментальной деятельности. Практическая значимость исследования определяется тем, что представленные материалы могут быть использованы в работе учителей начальных классов. Опытно-экспериментальная база исследования: МБОУ «Гимназия №1» города Ковылкино Ковылкинского муниципального района. Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников, два приложения. Работа иллюстрирована таблицами, диаграммами, рисунками.
Содержание

Содержание Введение 6 1 Теоретический анализ психолого-педагогических условий успешной адаптации первоклассников в начальной школе 9 1.1 Проблема адаптации в современной психолого-педагогической литературе 9 1.2. Психолого-педагогические условия успешной адаптации первоклассников в начальной школе 16 2 Опытно-экспериментальная работа по реализации психолого-педагогических условий успешной адаптации первоклассников в начальной школе 22 2.1 Диагностика исходного уровня адаптации детей к школе…………………………………………………………………………..22 2.2. Проектирование и реализация программы создания психолого-педагогических условий успешной адаптации первоклассников в адаптационный период 33 2.3. Анализ результатов апробации программы 38 Заключение 47 Список используемых источников 50 Приложение А «Программа адаптации первоклассников «В теремке у домовят»» 55 Приложение Б «Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики»» 77
Список литературы

1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата / Г. С.Абрамова – 2-е изд. испр. и доп.- М.: Издательство Юрайт, 2014. – 811 с. 2. Айгунова, О. А. Диагностика и развитие социального интеллекта ребенка / О. А. Айгунова, Н. Б. Полковникова, Т. Д. Савенкова. – М.: Экон–информ, 2014. – 99 с. 3. Андерсон М. Н., Радченко Г. В.Адаптация первоклассников к школе методом проектной деятельности / Андерсон М. Н., Радченко Г. В. // В сборнике: Образование как фактор развития интеллектуально-нравственного потенциала личности и современного общества материалы VI международной научной конференции. 2016. – С. 82-85. 4. Баюкова, Н. О. Проблемы слабой адаптации первоклассников к условиям школьной жизни / Н. О. Баюкова // Педагогика, 2014.-№3 – С.70-74. 5. Битянова, М. Г. Организация психологической работы в школе/ М. Г. Битянова - М.: Совершенство, 2013. – 298 с. 6. Бондарева В. В., Кальдина К. В. Социально-психологическая адаптация первоклассников к школе средствами творческой деятельности / Бондарева В. В., Кальдина К. В. // В сборнике: Категория "социального" в современной педагогике и психологии» Материалы 5-й всероссийской научно-практической конференции (заочной) с международным участием. Ответственный редактор А. Ю. Нагорнова. 2017. – С. 73-78. 7. Бурматова, О. А. Влияние стиля взаимодействия "учитель-ученик" на адаптацию первоклассников к школе. / Бурматова О. А. // В сборнике: Перспективы развития науки и образования Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 8 частях. ООО "АР-Консалт".– 2015. – С. 87-88. 8. Васина Е. А., Горбатенко Е. Е.Адаптация первоклассников в условиях ФГОС. / Трошина Г. П // В сборнике: Компетентностный подход: инновационная практика образовательных организаций в реализации ФГОС Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией М. А. Сморгуновой, С. Л. Коротковой. – 2016. – С. 130-131. 9. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Дошкольная педагогика и психология: Мозаика Синтез, 2014. –3 с. 10. Галушко И. Г., Микерова Г. Г. Успешная адаптация первоклассников к обучению в школе как следствие взаимодействия учителя и родителей / Галушко И. Г., Микерова Г. Г. // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. – № Т 34. – С. 47-54. 11. Горянина В. А.,Мухина В. С. Развитие, воспитание и психологическое сопровождение личности в системе непрерывного образования / В. А.Горянина, В. С. Мухина, Москва: Владос, – 2014. – 240 с. 12. Долгова В. И., Рокицкая Ю. А., Копыл Л. В. Влияние стиля детско-родительских отношений на адаптацию первоклассников к школе / Долгова В. И., Рокицкая Ю. А., КопылЛ. В.//Современные проблемы науки и образования. 2016 - № 4. – 177 с. 13. Дрягалова, Е. А. Психолого- педагогическое сопровождение процесса адаптации первоклассников в школе. / Е. А. Дрягалова, дис.канд. псих.наук. // Нижний Новгород, –2013. – 36 с. 14. Дубенец, Л. А. Внеурочная деятельность как средство достижения воспитательных результатов в условиях начальной школы / Л. А. Дубенец // Молодой ученый. – 2015. №1-2(81). – С. 13-16. 15. Зеленова, М. Е. Адаптация к начальной школе / М. Е. Зеленова // Психологическая наука и образование.- 2014. №3. – 120 с. 16. Иванова, А. А. Адаптация к школе и ее влияние на физиологическое и психологическое здоровье первоклассников/ Иванова А. А.//Вестник научных конференций. 2016. № 9-5 (13). – 79 с. 17 Казакова Е. В., Шолохова Е. Н. Социальная адаптация как показатель психологического здоровья у первоклассников города Архангельска / Е. В. Казакова, Е. Н. Шолохова // В сборнике: Студенческий научный форум - 2017 IХ Международная студенческая электронная научная конференция. –38 с. 18. Кобозева, Л. В. Психолого- педагогическое сопровождение адаптации детей в современной школе / Л. В.Кобозева, Е. Г. Курганская // Конференциум – С. 1772-1781. 19. Колесникова, Т. А. Формирование социальности младших школьников во внеурочной деятельности: опытно-экспериментальная работа / Т. А. Колесникова // Наука и школа.- 2017,-№6. – С. 143-162. 20. Короткова, Ю. А. Психолого- педагогическое сопровождение младших школьников в период адаптации к школе / Ю. А. Короткова // Молодой ученый, 2016. – С. 745-748. 21. Лысенко, А. Психологическая адаптация первоклассников к школе / А. Лысенко //Учитель, – 2016. – С. 22-24. 22. Мифтахова Т. А., Елганов А. Р. Психолого-педагогическая адаптация леворуких первоклассников в общеобразовательной школе /Мифтахова Т. А., Елганов А. Р. // Вестник магистратуры. 2016. № 11-1 (62). – С. 32-34. 23. Нагайченко, Н. Н. Социальная компетентность: содержание и структура понятия / Н. Н. Нагайченко // Ярославский педагогический вестник.– 2012. – № 3. – С. 14-19. 24. Распопова, Т. П. Внеурочная занятость младших школьников как решение проблемы адаптации к школе / Т. П. Распопова // Концепт.-2017.-Т.34 – С. 71-78. 25. Ривера А. И., Самсонова В. А. Адаптация и дезадаптация первоклассников к школе / Ривера А. И., Самсонова В. А. // В сборнике: Научный диалог: Молодой ученый. Сборник научных трудов по материалам IV международной научной конференции. 2017. –С. 16-17. 26. Рылеева, Е. В. Вместе веселее! Дидактические игры для развития навыков сотрудничества у детей 4–6 лет / Е. В. Рылеева. – М.: Айрек–ПРЕСС, 2013. – 124 с. 27. Рязанцева А. Г., Микерова Г. Г.Лидерство в коллективе класса и его влияние на адаптацию первоклассников к школе / Рязанцева А. Г., Микерова Г. Г. // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. № Т34. – С. 85-91. 28. Самсонова, М. В. Адаптация ребенка-первоклассника к условиям школьного обучения / Самсонова М. В. // В сборнике: Новое слово в науке и практике Сборник статей по материалам III международной научно-практической конференции. 2017. – С. 117-123. 29. Соколова, Л. В. Адаптация первоклассников к школе / Л. В. Соколова// В сборнике: Педагогический опыт: от теории к практике Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О. Н. Широков, 2017. – С. 83-87. 30. Ташмуратова, З. А. Адаптация первоклассников в школе / З. А. Ташмуратова // В сборнике: Инновационные технологии научного развития сборник статей международной научно-практической конференции: в 5 частях. 2017. – С. 168-170. 31. Ткачева М. С., Хилько М. Е. Возрастная психология. Конспект лекций / М. С. Ткачева –М.: Юрайт, 2014 – 200 с. 32. Тютюева И. А., Меркулова Ю. А. Адаптация первоклассников к школе как первый этап непрерывного образования / Тютюева И. А., Меркулова Ю. А. // В сборнике: Непрерывное образование в ХХI веке: проблемы, тенденции, перспективы развития материалы Международной научно-практической конференции. Шадринский государственный педагогический университет, Международная академия педагогического образования. 2016. – С. 42-48. 33. Харичева В. А., Шишова А. В. Влияние образа жизни первоклассников на адаптацию к школьным факторам / В. А. Харичева, А. В. Шишова // В сборнике: «Медико-биологические, клинические и социальные вопросы здоровья и патологии человека ХII областной фестиваль «молодые ученые - развитию ивановской области»: межрегиональная научная конференция студентов и молодых ученых с международным участием. Министерство здравоохранения РФ; Ивановская государственная медицинская академия. 2016. – С. 303-304. 34. Чекмарева, Т. В. Социально-психологическая адаптация первоклассников в условиях использования разных образовательных программ обучения / Т. В. Чекмарева // В сборнике: Современный взгляд будущее науки, сборник статей международной научно-практической конференции: в 3 частях. 2017. – С. 249-252. 35. Шерснева С. А., Мартинович Н. Е. Социально-педагогическая адаптация первоклассников к школе и учебной деятельности / С.А Шерснева, Н. Е. Мартинович // В сборнике: Повышение качества профессиональной подготовки специалистов социальной и образовательной сфер сборник научных статей. Витебск, 2016. – С. 211-214.
Отрывок из работы

1 Теоретические анализ психолого-педагогических условий успешной адаптации первоклассников в начальной школе 1.1 Проблема адаптации в современной психолого-педагогической литературе Адаптация – (от лат. аdарtаtiо – прилаживание, приноравливание) – приспособление самоорганизующейся системы к изменяющимся условиям среды. Многие процессы адаптации могут иметь несколько направлений, в связи с этим выделяются две разновидности адаптации: внешняя и внутренняя. Внешняя адаптация – это процесс адаптации, с помощью которого личность приспосабливается к внешним объективным проблемным ситуациям (может быть с сохранением проблемной ситуации или с ее устранением). Внутренняя адаптация имеет такие разновидности: 1. Адаптация, направленная на разрешение внутренних конфликтов и других внутренних проблем личности. 2. Структурная адаптация в узком смысле – процесс координирования какого–либо механизма с теми уже образованными механизмами, с которыми он составляет комплекс. 3. Структурная адаптация в широком смысле – приспособление ее механизма или комплекса ко всей структуре личности [1, с. 811]. Для понимания сути процесса адаптации важным является вопрос о соотношении понятий социальной адаптации и социализации.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 80 страниц
850 руб.
Дипломная работа, Психология, 91 страница
990 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg