Вопросы о субъектах административного права являются одним из важнейших, так как они выступают участниками административно-правовых отношений, т. е. решают задачи и осуществляют функции исполнительной власти, координирующие, распорядительные, контрольно-надзорные полномочия в области государственного управления и местного самоуправления, рассматривают дела о правонарушениях, совершаемых физическими и юридическими лицами в хозяйственной, налоговой, финансовой, таможенной сфере, строительстве, сфере общественного порядка и т. д.
Субъект административного права — это одна из сторон публичной управленческой деятельности, участник управленческих отношений, наделенный законодательством правами, обязанностями, полномочиями, компетенцией, ответственностью, способностью вступать в административно-правовые отношения. Таким образом, реализация прав, установленных за субъектом административного права, и выполнение им определенных обязанностей происходят в рамках конкретного правоотношения. Поэтому последние являются основным каналом реализации административно-правовых норм.
Публичные субъекты и их правовое положение никогда не являлось отдельным предметом исследования. Однако некоторые вопросы, которые относятся к статусам публичных субъектов исследуются в отраслевых науках. Многие авторы обращались к вопросам компетенции органов власти и участия государственных и муниципальных органов в гражданском обороте. Но при этом нет ни одной общетеоретической работы, посвященной публичным субъектам административного права в целом, а не органам власти в частности.
Деятельность публичных субъектов права должна осуществляться в строгом соответствии с законом. Для этого необходимы действенные гарантии законности их деятельности. В число наиболее важных гарантий законности входят процессуальная форма и правовая ответственность. Однако именно по этим правовым институтам многие вопросы остаются в науке дискуссионными. К сожалению, в нашем законодательстве и правовой политике отсутствует единый подход к правовому регулированию деятельности публичных субъектов права, как в целом, так и применительно к различным областям социальной жизни. Между тем, обществу необходимо, чтобы публичные субъекты права представляли собой эффективную систему институтов, имели социально обусловленное правовое положение, чётко определённую компетенцию, реальные гарантии законности деятельности. Всё это невозможно без научно обоснованной концепции публичных субъектов административного права.
Степень разработанности темы. Вопросы об публичных субъектах административного права, рассматривались следующими авторами: С.С. Алексеев, В.В. Бойцова, Л.Г. Ефимова, Л.Н. Завадская, Б.А. Кистяковский, С.А. Муромцев, Л.И. Петражицкий, И.А. Покровский, СВ. Поленина, А.С. Рождественский, Ю.А. Тихомиров, Е.Е. Трубецкой, Б.Б. Черепахин, Г.Ф. Шершеневич и другие), учение о субъекте права (Н.Г. Александров, С.С. Алексеев, Д.Н. Бахрах, В.Я. Бойцов, С.Н. Братусь, А.В. Венедиктов, Д.В. Винницкий, И.П. Грешников, Д.Д. Гримм, Зенцов А.Б., О.С. Иоффе, С.Ф. Кечекьян, Н.А. Малкова, А.В. Мицкевич, Н.С. Суворов, Е.А. Флейшиц, А.Ю. Якимов и другие), теория компетенции (И.А. Бачило, А.В. Венедиктов, В.А. Власов, Н.А. Волков, В.М. Карабут, И.Н. Кузнецов, Б.М. Лазарев, В.К. Мамутов, B.C. Пронина, Ю.А. Тихомиров, А.П. Шергин, К.Ф. Шеремет, Ц.А. Ямпольская.
Объект исследования. Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с публичными субъектами административного права.
Предмет исследования. Предметом исследования выступает публичные субъекты административного права.
Цель исследования. Целью выпускной квалификационной работы является выявление особенностей правового положения публичных субъектов административного права в современной правовой системе России.
Задачи исследования. В соответствии с данной целью поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие, виды и правовой статус публичных субъектов административного права.
2. Проанализировать некоторые виды публичных субъектов административного права.
3. Детально рассмотреть вопросы компетенции некоторых публичных субъектов административного права.
4. Раскрыть практические вопросы публичных субъектов административного права.
При разрешении поставленных задач для достижения цели исследования использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические методы – классификация, структурно – функциональный анализ.
2. Эмпирический метод – описание.
Структура работы. В данной работе содержится: введение, 3 главы, заключение, список литературы, включающий 22 источника.
В первой главе теоретические основы понятия публичных субъектов административного права рассматриваются понятие, виды, а также правовой статус публичных субъектов административного права.
Во второй главе, проанализированы некоторые виды публичных субъектов административного права, в том числе рассматриваются органы исполнительной власти, государственные учреждения и государственные корпорации, как публичные субъекты административного права.
В третьей главе исследования рассмотрены практические вопросы публичного субъекта административного права на примере Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения.
Работа изложена 59 страницах машинописного текста, библиография включает 22 наименования.