Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Акты применения правовых норм: понятие, виды.

irina_k20 324 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 27 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 18.06.2020
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость. Теоретическое значение изучения проблемы «Понятие и виды актов применения права» заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин. Цель курсовой работы - изучить понятие и классификацию актов правоприменительной деятельности, а также проанализировать требования к актам применения права и пути повышения их эффективности на современном этапе. Задачи для достижения цели можно выяделить слудующие: 1.Раскрыть сущность применения права; 2.Определить акты применения норм права; 3.Выделить стадии правоприменительной деятельности; 4.Рассмотреть требования к правоприменительной деятельности; 5. Проанализировать эффективность актов применения права. Объект исследования: акты применения правовых норм. Предмет исследования: теоретические и практические аспекты понятия, содержания, видов актов применения правовых норм. Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. Название глав отображает их содержание.
Введение

Проблема исследования актов применения права носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов. Тема «Понятие и виды актов применения права» изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики «Понятие и виды актов применения права». Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы. Однако требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы. Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы определяют несомненную новизну данного исследования. Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме «Понятие и виды актов применения права» необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3 ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ ФОРМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА……………………………………………………………………………..5 1.1 Применение права………………………………………………...……5 1.2 Акты применения норм права………………………………………..10 ГЛАВА 2. АКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ ПРАВА В СИСТЕМЕ ПРАВОВЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………..……14 2.1 Стадии правоприменительной деятельности……………………….14 2.2 Требования к правоприменительной деятельности………..………20 2.3 Эффективность актов применения права…………………………..23 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………27
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г. 2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Собрание законодательства РФ. - 17.06.1996. - № 25. 3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (с изм. от 23 июля 2013 г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). 4. Братановский С. Н. Теория государства и права; Приор-издат - Москва, 2014. - 174 c. 5. Венгеров, А.Б. Том 1. Теория государства и права: Часть II. Теория права; М.: Юристъ - Москва, 2014. - 168 c. 6. Григорьев В.А. Общая теория права и государства: Учебник для вузов / В.А. Григорьев. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 218 с. 7. Кожевников С.Н. Законность и правомерное поведение граждан в условиях реформирования России // Вестник НГУ, 1999. 8. Комаров С. А., Малько А. В. Теория государства и права; Норма - Москва, 2011. - 442 c. 9. Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и права; Юрайт - Москва, 2013. - 640 c. 10. Летушева Н. И., Летушева М. В. Теория государства и права; Академия - Москва, 2014. - 192 c. 11. Летушева Н. И., Летушева М. В. Теория государства и права; Академия - Москва, 2011. - 208 c. 12. Марченко М. Н. Теория государства и права; Проспект - Москва, 2013. - 652 c. 13. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права; Дело - Москва, 2013. - 528 c. 14. Морозова Л.А. Теория государства и права : учебник для вузов / Л. А. Морозова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Эксмо, 2007. – 136 с. 15. Оксамытный, В.В. Теория государства и права; ИМПЭ-ПАБЛИШ - Москва, 2013. - 563 c. 16. Под редакцией Пиголкина А. С., Дмитриева Ю. А. Теория государства и права; Юрайт, Юрайт - Москва, 2013. - 752 c. 17. Рассказов Л. П. Теория государства и права; Инфра-М, РИОР - Москва, 2014. - 480 c. 18. Рассказов Л. П. Теория государства и права; Норма, Инфра-М - Москва, 2013. - 480 c. 19. Рассказов Л. П. Теория государства и права; РИОР - Москва, 2012. - 464 c. 20. ред. Корельский, В.М.; Перевалов, В.Д. Теория государства и права; М.: Норма; Издание 2-е, испр. и доп. - Москва, 2013. - 616 c. 21. Соколов Н.Я. Профессиональное сознание юристов. – М., 2013. – 124 с. 22. Смоленский М. Б. Теория государства и права; Феникс - Москва, 2014. - 288 c. 23. Теория государства и права. В 2 частях. Часть 1. Теория государства; Зерцало-М - Москва, 2011. - 516 c. 24. Теория государства и права. В 2 частях. Часть 2. Теория права; Зерцало-М - Москва, 2011. - 336 c. 25. Теория государства и права; АСТ, Сова - Москва, 2013. - 160 c.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ ФОРМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА 1.1 Применение права право законодательный акт В содержание понятия реализация права, если подходить к вопросу с философско-правовой точки зрения на феномен права, входит весь процесс проявления права (динамики): от стадии общего состояния права, его провозглашения и закрепления в законе к стадии обладания и от нее к стадии непосредственного пользования. Если подойти к пониманию права с позитивисткой точки зрения реализацией права будет являться процесс осуществление юридически закрепленных и гарантированных государством возможностей, проведение их в жизнь в деятельности людей и их организаций. В литературе реализация права традиционно рассматривается как процесс и результат осуществления (претворения) правового предписания в жизнь путем соблюдения, исполнения, использования и применения . Нужно также отметить, что право реализуется только в процессе правомерного поведения, неправоверным поведением субъектов права право нарушается. Рассмотрим все вышеназванные способы (формы) реализации права. Соблюдение права - процесс реализации права, при котором реализуются запрещающие нормы права. «Для реализации запрещающих правовых норм достаточно воздержания от совершения тех действий, которые ими предусмотрены. Пассивное поведение является одним из видов правомерного поведения. Правовые запреты реализуются путем их соблюдения». Исполнение права - процесс реализации права, предполагающий активное поведение субъекта права в силу попадания данного субъекта под действие гипотезы обязывающей нормы права. Использование права - процесс реализации права также как и исполнение права предполагает активное действие субъекта права, но использование в отличие от исполнения права не является обязательным для субъекта права. Это форма реализации права, при которой реализуются субъективные права участников правоотношений, исходя из их собственных желаний и возможностей реализовать свои субъективные права. Все выше перечисленные способы (формы) реализации правовых норм являются непосредственными способами реализации права в силу того, что права в указанных способах реализуется непосредственно самими субъектами права . Иногда в силу особой важности для государства или общества в целом реализации отдельных правовых норм, либо в том случае, если правоотношение построено на принципе подчиненности участников субъектов правоотношения, а также в том случае если субъекты правоотношений самостоятельно не могут реализовать право, в процесс реализации права с необходимостью вступает четвертый способ реализации права - правоприменение. По отношению к названным выше формам (способам) реализации права, применение права является специфической формой реализации права. Применение права как таковое невозможно рассматривать отдельно от соблюдения, исполнения и использования права, поскольку при применении права с необходимостью используются и реализуются управомочивающие, обязывающие и запрещающие нормы права. Применение права продолжает процесс регулирования общественных отношений, начатый правотворчеством, дополняет его индивидуальной регламентацией, т.е. конкретизирует права и обязанности субъектов права, уточняет их правовое положение в определенной ситуации. Правоприменительная деятельность является одним из этапов механизма правового регулирования общественных отношений, содержание которого составляет уже не общее, нормативное, а индивидуально-конкретное, поднормативное регулирование. Рассмотрим предложенные в учебной литературе дефиниции применения права : 1. «Применение права - это властная деятельность компетентных органов и лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм». 2. «Применение права - это деятельность компетентных органов по реализации правовых норм путем вынесения индивидуально-конкретных предписаний.» 3. «Применение правовых норм есть особая форма, вернее способ их реализации. По своему содержанию это правомерная властно-принудительная деятельность управомоченных субъектов, которая сопряжена с организацией осуществления правовых норм (требований диспозиции или санкции) в правоотношениях, т.е. с определенными организационно-правовыми формами воздействия на субъектов этих отношений в целях использования ими прав и свобод и выполнения обязанностей». 4. «Применение - это такой способ реализации права, который связан с властными действиями юрисдикционных органов и должностных лиц.» 5. «Под правоприменением понимается осуществляемая в установленных законом формах специально-юридическая деятельность компетентных государственных органов, должностных лиц, органов местного самоуправления по созданию новых юридических фактов, предоставлению субъективных прав и возложению юридических обязанностей на конкретных субъектов, развитию определенных отношений путем реализации властных полномочий.». 6. «Применение норм права - это властная деятельность компетентных государственных органов по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев и индивидуально-, определенных лиц» Попробуем выделить из предложенных определений существенные признаки понятия правоприменения: ? является властной деятельностью; ? все случаи, когда для реализации права невозможна без правоприменительной деятельности, а также сам процесс применения права установлен законом; ? носит индивидуальный характер, то есть направлено на установление конкретных правовых последствий субъективных прав, обязанностей, ответственности. Из приведенных шести примеров, только последние два содержат в определении понятия правопреминительной деятельности непосредственный признак государственной властной деятельности. Однако это отнюдь не значит, что первых четыре автора считают, что правоприменителем наряду с государством являются также субъекты частного права. К примеру, Григорьев ВА. уточняя свое определение, указывает, что «перед нами - одна из форм государственной деятельности, направленной на претворение правовых предписаний в жизнь, практику.» Морозова Л.А. указывает в признаках правоприменительной деятельности на то, что осуществляют ее исключительно государственные органы . Тем или иным образом авторы всех приведенных примеров указывают на то, что правоприменительной деятельностью могут заниматься исключительно государственные органы. С другой стороны определение понятия, это раскрытие его содержания, то есть указание на его существенные признаки. Из проведенного анализа предложенных в учебной литературе определений понятия применения права нельзя прийти к выводу, что государство или уполномоченные государством органы или лица не являются единственными правоприменителями, однако данный анализ наталкивает на мысль, что данная роль государства и уполномоченных государство органов или лиц является догматической, а не происходит из сущности правоприменения. 1.2 Акты применения норм права Завершающей стадией процесса правоприменения, которые будет рассмотрен в следующей главе, является - вынесение решения по делу, что в свою очередь является, во-первых, умственной деятельностью, заключающейся в оценке собранных доказательств и установлении на их основе действительной картины происшедшего, в окончательной юридической квалификации и в определении для сторон или виновного юридических последствий - прав и обязанностей сторон, меры ответственности виновного. Во-вторых, решение по делу представляет собой документ - акт применения права, в котором закрепляется результат умственной деятельности по разрешению юридического дела. Издание правоприменительного акта является завершающим этапом всей правоприменительной деятельности, объективируемой в форме официального юридического документа, регламентирующего поведение сторон правоприменительного отношения. Многие ученые полагают, что правоприменительный акт может быть выражен и в устной форме (например, устный приказ непосредственного начальника, указание постового милиционера), а также в бессловесной форме - так называемыми конклюдентными действиями, т.е. жестами (например, сигналы регулировщика) . В этой связи иногда различают правоприменительный акт как действие и как документ, в котором данное действие выражено. Являясь вполне конкретным результатом правоприменения, правоприменительный акт четко определяет характер, объем, возможность, а также время и место правового поведения субъектов, помимо определения цели намечает и пути ее достижения. Рассмотрим предложенные в литературе определения понятия, актов применения норм права: «Акт применения права - это правовой акт компетентного органа или должностного лица, изданный на основании юридических фактов и норм права, определяющий права, обязанности или меру юридической ответственности конкретных лиц». «Правоприменительный акт - государственно-властный индивидуально определенный акт, совершаемый компетентным субъектом права по конкретному юридическому делу с целью определения наличия или отсутствия субъективных прав и юридических обязанностей и определения их меры на основе соответствующих правовых норм и в интересах их нормального осуществления». «Правоприменительный акт - это официальное предписание (веление), представляющее собой решение по юридическому делу на основе норм права в отношении конкретных обстоятельств и персонально определенного круга лиц». «Акт применения права - это правовой акт компетентного органа или должностного лица, изданный на основании юридических фактов и норм права, определяющий права, обязанности или меру юридической ответственности конкретных лиц. Правоприменительные акты имеют ряд особенностей» «Правоприменительный акт - один из видов правовых актов. Он определяется в юридической науке как известный официальный документ, изданный компетентным органом или должностным лицом по какому-либо делу (вопросу) в отношении конкретного субъекта или субъектов на основе соответствующей правовой нормы». Как и с определением понятия правоприменительной деятельности в данном случае авторы не включают в определение понятия акта применения права, государства или уполномоченных им органов как единственных органов и лиц имеющих право на издание правоприменительных актов. Однако данное утверждение вводится ими при дальнейшем описание актов применение права. Попробую выделить из предложенных определений существенные признаки понятия актов применения права: ? является правовым актом; ? имеет властный характер; ? издается компетентным органом и в строгом соответствие с законом; ? создает индивидуальную конкретно-определенную правовую программу поведения. Проанализировав акты применения права я опять прихожу к выводам, изложенным в первом разделе. Для описания непосредственно актов применения права в используемой литературе характерна одна особенность. Некоторые авторы, указывая на государство или уполномоченных им органов, лиц как единственных органов и лиц, имеющих право на издание правоприменительных актов, используют следующие формулировки: «Эта деятельность связана с особыми примерами разрешения жизненных ситуаций путем профессиональных знаний, навыков. Государство определяет специальных субъектов, наделяя их властными полномочиями для осуществления подобной деятельности: государственные органы (суд, прокуратура и т.д.); должностные лица (Президент РФ, глава администрации и т.д.); некоторые общественные организации (товарищеские суды, профсоюзы)» «..являются властными и обязательными для исполнения, поскольку исходят от государства либо с его согласия от общественных объединений, органов местного самоуправления, других структур и образований (делегированные полномочия); за неисполнение таких актов могут последовать санкции» «являются властными и обязательными для исполнения, поскольку исходят от государства либо с его согласия от общественных объединений, органов местного самоуправления, других структур и образований (делегированные полномочия); за неисполнение таких актов могут последовать санкции» Из приведенных примеров вытекает, что возможность принятия актов применения права общественными организациями непосредственно вытекает из воли государства. Так как решения, принимаемые теми или иными общественными организациями при выполнении ими своих властных полномочий, принимаются ими в рамках своей деятельности и направлены на осуществление этой деятельности, то из этого следует, что право граждан объединятся в различные общества, союзы и т.д. возникает не из естественного закрепленного в Конституции права на то граждан , а исключительно из правотворческой деятельности государства, что в свою очередь нивелирует роль государства и права в их регулирующей общественные отношения функции. ГЛАВА 2. АКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ ПРАВА В СИСТЕМЕ ПРАВОВЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2.1 Стадии правоприменительной деятельности При изучении учебной литературы нужно обратить внимание на то, что непосредственно рассмотрению стадий правоприменения авторы уделяют большое внимание. Попробу на примере трудовых отношений показать, что правоприменитель в частном праве выполняет требования индентичные тем, что предъявляются государственному правоприменителю. Процесс применения права как властно-волевая деятельность правоприменителя носит стадийный характер. Существуют различные подходы к рассмотрению правоприменительной деятельности как процесса, и, соответственно, к выделению его стадий. В литературе отдается предпочтение раскрытию процесса правоприменеия с точки зрения логической структуры процесса нормативного регулирования. Элементам механизма нормативного регулирования общественных отношений соответствуют и стадии процесса применения права . Первой стадией является установление фактических обстоятельств дела, второй - выбор и анализ нормы права, подлежащей применению к исследуемым фактическим обстоятельствам, и завершающей стадией является вынесение решения. С точки зрения логики этот процесс представляет собой силлогизм, в котором большей посылкой являются нормы права, меньшей - фактические обстоятельства дела, а умозаключением - решение по делу. В жизни процесс применения права начинается с возникновения и изучения обстоятельств дела. Исследуя конкретную ситуацию, правоприменитель ориентируется также на нормы, ее регулирующие, поэтому на самом деле первые две стадии оказываются очень тесно переплетенными между собой, почти не разделимыми во времени. Попробую рассмотреть стадии процесса применения права при вынесении решения работодателем об увольнении сотрудника в коммерческой организации . 1. Установление фактических обстоятельств дела. На этой стадии провприменителем изучаются фактические обстоятельства дела, причем не все, а исключительно имеющие отношение к делу. Установление фактических обстоятельств дела должно быть обоснованным и законным. От этого зависит правильность применения норм права. Обоснованность и полнота установления обстоятельств дела достигается путем глубокого и всестороннего исследования фактов, выяснения их истинности и объективной достоверности. Чтобы установить объективную истину по делу, факты анализируются в их взаимосвязи и причинно-следственной зависимости. Допустим, к руководителю организации попадает докладная записка руководителя структурного подразделения организации о совершении работником дисциплинарного проступка - прогула . В рассматриваемом нами случае у должностного лица коммерческой организации в соответствии с конкретными жизненными фактами, возникающими в процессе деятельности организации с одной стороны, возникает право уволить сотрудника, с другой стороны обязанность как должностного лица организации действующего в первую очередь в интересах организации принять соответствующие меры. Сама по себе подобная записка не является основанием для вынесения решения об увольнении. Правоприменитель в данном случае должен всесторонне изучить фактические обстоятельства дела, затребовать объяснительную от работника, ознакомиться с полученной объяснительной, в случае, если работник отрицает факт прогула, правоприменитель обязан в зависимости от ситуации затребовать объяснительные у коллег работника, затребовать данные видео наблюдения, данные отчетов электронной пропускной системы и т.д. В случае если работник ссылается на наличие уважительных причин его отсутствия на рабочем месте, правоприменитель обязан потребовать от работника предоставления доказательств, подтверждающих наличие уважительных причин отсутствия на рабочем месте, либо в зависимости от ситуации самостоятельно получить данные доказательства и ознакомится с ними. 2. Выбор и анализ нормы права, подлежащей применению к исследуемым фактическим обстоятельствам. На этой стадии правоприменитель прежде всего решает вопрос, на основании какой нормы должно решаться дело. Выбрать норму - значит дать правовую квалификацию (оценку) фактическим обстоятельствам дела. В рассматриваемом примере прогулом в с Трудовым кодексом Российской Федерации является отсутствия на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены), независимо от его (ее) продолжительности, а также в случае отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня (смены) . Далее необходимо установить подлинность (достоверность) ее текста с точки зрения законности, проверить, не допущено ли в тексте ошибок, не изменена ли данная норма.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 36 страниц
500 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 41 страница
420 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 44 страницы
420 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 27 страниц
290 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 27 страниц
290 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg