Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И АУДИТ

Учёт, контроль и анализ текущих расчётов с покупателями и заказчиками (на примере ООО «Газпром трансгаз Казань»)

irina_k20 1975 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 79 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 18.06.2020
Цель выпускной квалификационной работы состоит в рассмотрении теоретических и практических аспектов учёта, контроля и анализа текущих расчётов с покупателями и заказчиками. Для решения поставленной цели необходимо решить ряд задач, которые способствуют более полному и глубокому пониманию настоящей темы исследования: - изучить понятие текущих расчетов организации, их состав, классификация и оценка; - представить нормативное регулирование текущих расчетов организации с покупателями и заказчиками; - рассмотреть международные стандарты по учету текущих расчетов с покупателями и заказчиками; - ознакомиться с документальным оформлением и аналитическим учетом текущих расчетов с покупателями и заказчиками в ООО «Газпром трансгаз Казань»; - представить синтетический учет текущих расчетов организации с покупателями и заказчиками; - провести анализ состава, структуры и динамики текущих расчетов организации с покупателями и заказчиками; - проанализировать качество дебиторской задолженности предприятия; - изучить контроль текущих расчетов с покупателями и заказчиками в ООО «Газпром трансгаз Казань». Предметом исследования данной работы являются текущие расчеты с покупателями и заказчиками. Объектом исследования является Общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Казань». Методологическую основу исследования составляют следующие положения: - количественные методы обобщения и интерпретации данных, которые включают статистический и регрессионный анализ, численное интегрирование, методы оптимизации, стохастические исчисления, многофакторный анализ и др.; - систематизация информации о процессах управления, направленная на обобщение фактических и прогнозируемых параметров его развития. Эмпирическую основу исследования составили: законодательные акты Российской Федерации, регламентирующие организацию и ведение финансового учета результатов деятельности, ведомственные нормативные документы Министерства экономического развития РФ, методологическое и методическое обеспечение по данному направлению учета и отчетности. Теоретическая значимость исследования заключается в описании теоретико-методологических аспектов и факторов в организационных аспектах деятельности предприятия, способствующих совершенствованию системы учета расчетов с покупателями и заказчиками. Решение задач исследования и формулировка рекомендаций по данной проблеме обусловлены особенностями основной деятельности компании, а именно, оптовая реализация товаров. Практическая значимость работы состоит в выявлении и обосновании рекомендаций по внедрению управления расчетами с покупателями и заказчиками на предприятии. Структура выпускной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Введение

Актуальность исследования состоит в том, что неотъемлемой составляющей успешной деятельности предприятия является эффективное контроль за дебиторской и кредиторской задолженностью. Важная роль в этом принадлежит правильной организации на предприятии бухгалтерского учета дебиторской и кредиторской задолженности, которая требует своевременного и полного отражения хозяйственных операций в первичных документах и учетных регистрах. Состояние дебиторской и кредиторской задолженности, ее размеры и качество оказывают существенное влияние на финансовое состояние хозяйствующего субъекта. От умения правильно распоряжаться дебиторской и кредиторской задолженностью зависят все стороны деятельности предприятия. Необходимость совершенствования теоретических и организационных основ управления дебиторской и кредиторской задолженности, в условиях реформирования отечественной системы бухгалтерского учета, связанной с переходом на международные стандарты бухгалтерской (финансовой) отчетности, не вызывает сомнения. С целью оптимизации дохода все предприятия стараются реализовать свою продукцию на условиях оплаты по факту или предоплаты, а также погашать свои обязательства в установленные сроки. Так как несоблюдение условий платежной дисциплины влечет за собой отрицательные последствия для предприятий. Различные процессы, происходящие в условиях рыночной экономики, такие как конкуренция, недостаток средств у покупателей, инфляция нередко толкают продавцов предоставлять клиентам отсрочку платежа или коммерческий кредит. Многие авторы, приходят к мнению, что все-таки лучше, если преобладает дебиторская задолженность. В связи с этим, состояние расчетов с дебиторами и кредиторами является весьма серьезным показателем деятельности организации. При этом большое значение имеет финансово-экономический аспект хозяйственных отношений и структура самой этой задолженности. Без анализа состояния расчетов с дебиторами и кредиторами любое принятое решение не только не будет полноценным, но и вполне может быть ошибочным. Все выше изложенное позволяет сделать вывод об актуальности проблемы исследования совершенствования управления дебиторской и кредиторской задолженностью в организации на новом техническом и организационном уровнях.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ТЕКУЩИХ РАСЧЕТОВ ОРГАНИЗАЦИИ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ 6 1.1. Понятие текущих расчетов организации, их состав, классификация и оценка 6 1.2. Нормативное регулирование текущих расчетов организации с покупателями и заказчиками 12 1.3. Международные стандарты по учету текущих расчетов с покупателями и заказчиками 20 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ТЕКУЩИХ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ В ООО «ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ КАЗАНЬ» 26 2.1. Документальное оформление и аналитический учет текущих расчетов с покупателями и заказчиками в ООО «Газпром трансгаз Казань» 26 2.2. Синтетический учет текущих расчетов организации с покупателями и заказчиками 35 3. АНАЛИЗ И КОНТРОЛЬ ТЕКУЩИХ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ В ООО «ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ КАЗАНЬ» 45 3.1. Анализ состава, структуры и динамики текущих расчетов организации с покупателями и заказчиками 45 3.2. Анализ качества дебиторской задолженности предприятия 52 3.3. Контроль текущих расчетов с покупателями и заказчиками в ООО «Газпром трансгаз Казань» 57 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 71 ПРИЛОЖЕНИЯ 78
Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Справочно-правовая система «Консультант плюс».- Последнее обновление 18.05.2018 2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // Справочно-правовая система «Консультант плюс».- Последнее обновление 18.05.2018 3. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О бухгалтерском учете» // Справочно-правовая система «Консультант плюс».- Последнее обновление 18.05.2018 4. Приказ Минфина Российской Федерации от 29.07.1998 г. № 34н (ред. от 24.12.2010, с изм. от 08.07.2016) «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ» // Справочно-правовая система «Консультант плюс».- Последнее обновление 18.05.2018 5. Приказ Минфина РФ от 6.10.2008 г. № 106н (ред. от 06.04.2015) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) // Справочно-правовая система «Консультант плюс».- Последнее обновление 18.05.2018 6. Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 г. № 43н (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) // Справочно-правовая система «Консультант плюс».- Последнее обновление 18.05.2018 7. Приказ Минфина РФ 31.10.2000 г. № 94н (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» // Справочно-правовая система «Консультант плюс».- Последнее обновление 18.05.2018 8. Абрютина М.С. Экономика предприятия. – М.: Дело и Сервис. - 2016. – 585 с. 9. Адамова Н.А. Финансовый менеджмент. – М.:ИД Экономическая газета. – 2017. – 792 с. 10. Бланк И. А. Финансовый менеджмент: учебный курс / И. А. Бланк. - 2-е изд., перераб. и дп.- К.: Эльга, Ника-Центр. 2016. – 656 с. 11. Ендовицкий Е.Н. Финансовый менеджмент. – РидГрупп. – 2016. – 800 с. 12. Жиделева В.В. Экономика предприятия. – М.: Инфра-М. – 2017. – 136 с. 13. Крейнина М. Н. Финансовое состояние предприятия: учебное пособие // М. Н. Крейнина – М.: Высшая школа, 2015. – 384 с. 14. Касьянова Г.Ю. Документооборот в бухгалтерском и налоговом учете. – М.: АБАК. – 2016. – 728 с. 15. Ковалев А.П. Управление имуществом на предприятии. – М.:Финансы и статистика. – 2015. – 272 с. 16. Ковалев В.Е. Управление активами фирмы. – Проспект. – 2016. – 392 с. 17. Кувшинов М.С. Бухгалтерский учет и анализ. – М.: Кнорус. – 2016. – 272 с. 18. Лобанова Е.Н. Корпоративный финансовый менеджмент. – Юрайт. –2014. – 990 с. 19. Муратов Ш.Ш. Первичный учет. Теория и практика. – М.: Кнорус. – 2016. – 160 с. 20. Наумова Н.А. Бухгалтерский учет и анализ. – М.: Кнорус. – 2016. – 630 с. 21. Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ: – М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2014. – 479 с. 22. Шатраков А.Ю. Условия и механизмы управления активами. – Экономика. – 2015. – 304 с. 23. Шохин Е.М. Финансовый менеджмент. – КноРус. – 2012. – 480 с. 24. Алиханова Е.Н. Управление собственным оборотным капиталом предприятия в условиях кризиса//Вестник науки и образования. – 2015. – №4. – с.78-81. 25. Амирбекова Г. Р. Проблема развития внутреннего аудита в российских реалиях [Текст] / Г. Р. Амирбекова, О. М. Алиев // Новое слово в науке: перспективы развития : материалы VII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 15 янв. 2016 г.). В 2 т. Т. 2 / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – № 1. – С. 200–202. 26. Барзыкина Е.А. Роль внутреннего контроля в экономической безопасности предприятия//Международный научно-исследовательский журнал. – 2015. – №10-3. – С.9-14. 27. Бердникова Л. Ф., Одарич В. В. Сущность и структура дебиторской и кредиторской задолженностей // Молодой ученый. – 2016. – №9.2. - С. 5-8. 28. Блинов О. А., Лаврищева Ю. А. Актуальные вопросы организации учета дебиторской и кредиторской задолженности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 3156–3160. 29. Богданович И.С. Место внутреннего контроля в системе управления предприятием и форма его организации//Вестник Псковского государственного университета.. – 2016. – №5. – С. 66-74. 30. Булдакова И. С., Суворова В. Л. Управление дебиторской и кредиторской задолженностью на предприятии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 30. – С. 1–5. 31. Ващенко Л.А. Аналитическое обоснование потенциала управления дебиторской задолженностью предприятия // Научный результат. Серия «Экономические исследования». – 2017. – №2. – С. 81-90. 32. Верст С. В. Комплексный подход к управлению дебиторской задолженностью предприятия на современном этапе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 6. – С. 16–20. 33. Власова Н. В., Попова И. Е. Профессиональная деятельность внутреннего аудитора: цели и развитие // Молодой ученый. – 2016. – №11. – С. 633-639. 34. Гаврилова А.В. Финансовый менеджмент. – КноРус. – 2015. – 432 -с. 35. Герасимова Л.Н. Факторинг как один из видов управления дебиторской задолженностью // Символ науки. – 2016. – №3. – С. 89-91. 36. Гордон Я.А. Система внутреннего контроля. Концептуальная база//Транспортное дело России. – 2016. – №3. – С.78-82. 37. Демидова И.Н. Методика создания резервов сомнительных долгов // Контроллинг. 2015.- № 3. -С. 58 38. Егорушкина Т. Н., Самонин А. Н. Значение анализа дебиторской задолженности в системе управления предприятием // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 17. – С. 440–444. 39. Елисеева Е. А. Учет дебиторской и кредиторской задолженности в системе SAP R/3 ЕК АСУФР // Молодой ученый. – 2016. – №7. – С. 834-836. 40. Закиева Г.И. Внутренний контроль управления дебиторской задолженностью, совершенствование системы// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2017. – №12-1. – С.11-15. 41. Зотов В.П. Определение сущности оборотного капитала в современной экономике//Техника и технологии пищевых производств. – 2014. - №2. – с.84-87. 42. Зуй Н. П. Влияние дебиторской и кредиторской задолженности на финансовые результаты предприятия и методы управления ею // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 4. – С. 133–141. 43. Ибраева Л.А. Риск-ориентированный подход к управлению дебиторской задолженностью// Уникальные исследования XXI века. – 2016. – №5. – С. 307-310. 44. Имакаева Ю. В. Проблемы оптимизации и оценки дебиторской задолженности на предприятии // Молодой ученый. – 2017. – №5. – С. 306-309. 45. Исаева И.Е. Сущность, цели и задачи внутреннего контроля на предприятии // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. – 2016. – №32. – С.11-17. 46. Караев Э. Н. Сущность и виды внутреннего аудита // Молодой ученый. – 2016. – №4. – С. 394-397. 47. Каримова Р. А. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности // Молодой ученый. – 2015. – №10. – С. 690-692. 48. Кистерева Е.В. Управление дебиторской задолженностью: практический опыт//Справочник экономиста. – 2013. - №12. – С. 45-59. 49. Кичигина Е.Г. Методические основы эффективного управления оборотным капиталом организации//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. - №8-3. – с.41-44. 50. Кобелева С.В. Дебиторская задолженность: возникновение, анализ, управление//Территория науки. – 2016. - №2. – С. 109-115. 51. Коровина Л.Н. К вопросу о дебиторской и кредиторской задолженности//Социально-экономические явления и процессы. – 2016. - №7. – С. 116-125. 52. Кочкина Н. Функции системы управления дебиторской и кредиторской задолженностью//Ростовский государственный экономический университет. – 2015. – № 9. – С. 34-43. 53. Кравчук Д. И., Кравчук В. И. Проблемы и пути решения управления дебиторской задолженностью на предприятии // Молодой ученый. – 2015. – №2. – С. 272-274. 54. Крутин Ю.В. Проблемы финансового менеджмента промышленных предприятий по управлению оборотным капиталом//Вестник Удмуртского университета. – 2014. - №2-1. – С.65-68. 55. Кузнецова А.А. Клиентский рейтинг- информационная база управления дебиторской задолженностью// Актуальные проблемы экономики и права. – 2015. - №1. – С.179-183. 56. Куликова Н. В., Курбатова Д. А. Управление дебиторской задолженностью в кризис // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 2016–2020. 57. Курганова О.А. Основы управления дебиторской задолженностью предприятия//Концепт. – 2015. – №05. – С.1-8. 58. Липчиу Н.В. Модели управления оборотным капиталом организаций в современных условиях//Научный журнал КубГАУ. – 2012. - №76. – С.13-26. 59. Мамушкина Н.В. Внутренний аудит как эффективный метод управления организацией // Вестник НГИЭИ. – 2013. - №1. – С.46-50. 60. Мартынюк К.Ю. Проблемы учета и управления дебиторской задолженностью// Проблемы современной науки и образования. – 2014. - №8. – С.11-12. 61. Мишучкова Ю.Г. Организация системы внутреннего контроля // Аудитор. – 2014. - №8. – С.78-82. 62. Мкртумян Н.В. Роль оборотного капитала в предупреждении рисков ликвидности // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. – 2015. – 333. – с.119-123. 63. Мормуль М.Ф. Системный подход к управлению дебиторской задолженностью//Экономические и социально-гуманитарные исследования. – 2015. – №2. – С. 85-89. 64. Никитина Е.С. Сущность и значение внутреннего контроля в управлении организации // Сибирский торгово-экономический журнал. – 2015. - №9. – С.41-47. 65. Никифорова Н.П. Управленческий анализ.- М.:Юрайт-Издат. – 2013. – 448 с. 66. Николаева Е. А. Учет дебиторской задолженности: российские и международные стандарты // Молодой ученый. – 2014. - №21.2. – С. 40-43. 67. Новосельцев А.А. Функции внутреннего контроля и внутреннего аудита на предприятии// Социально-экономические явления и процессы. – 2016. – №4. – С.88-91. 68. Ошуркова П.А. Роль интегрированной системы внутреннего контроля в обеспечении экономической безопасности компании// Юридическая наука и практика. – 2017. – №20. – С.173-177. 69. Петров А. А. Внутренний контроль хозяйственной деятельности: основные положения // Экономика, управление, финансы: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, февраль 2014 г.). - Пермь: Меркурий, 2014. – С. 93-101. 70. Пешкова Е.П. Влияние структуры оборотных средств на показатели финансового состояния организации//Вестник Таганрогского института управления и экономики. – 2017. - №2. – С.64-67. 71. Попов М. Н., Попова Л. Н. Выбор наиболее рациональных способов расчета с покупателями // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 20177 – № 11 (ноябрь). – С. 6–10. 72. Предвечная Е. Н. Организация эффективного управления дебиторской задолженностью // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 4376–4380. 73. Ракчеев Я.А. Методы снижения риска невозврата дебиторской задолженности// Вестник науки и образования. – 2016. – №3. – С.11-15. 74. Симионов Р.Ю. Развитие системы внутреннего контроля на основе современных концепций управления организацией//Вестник УГУЭС. – 2013. - №4. – С.51-54. 75. Ширяева Г.Ф. Влияние дебиторской и кредиторской задолженности на основные показатели финансового состояния предприятия // ФЭН – Наука. – 2016. – №7. – С.98-121
Отрывок из работы

1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ТЕКУЩИХ РАСЧЕТОВ ОРГАНИЗАЦИИ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ 1.1. Понятие текущих расчетов организации, их состав, классификация и оценка Основным принципом в исследовании проблем учета, контроля и анализа операций по расчетам с дебиторами и кредиторами является системный подход к определению целей и задач, сбору фактического материала, изучению и обобщению результатов существующих теоретических разработок, включая исторический и сравнительный анализ теоретического и практического материала. Знание истории бухгалтерского учета позволяет понять динамику протекающих в настоящее время процессов, описать их закономерности, разобраться в связях и выявить разрывы в процессе развития, проследить эволюцию применяемых методов и способов бухгалтерского учета, рассмотреть смену концепций и подходов. Бухгалтерский учет дебиторской задолженности является одним из наиболее сложных и важных участков учета, и поэтому требует тщательного изучения исторических аспектов учета расчетов с дебиторами. В различных частях света найдены письменные упоминания о бухгалтерских счетах, относящиеся к периоду давностью в несколько тысячелетий. Это свидетельствует о том, что во все времена развития человечества людям нужна была информация об их усилиях и достижениях. К примеру, папирусы Зенона, найденные в 1915 г., содержат информацию о строительных проектах, сельскохозяйственных работах и деловых операциях имения Аполлония в течение 30 лет в III веке до нашей эры [44, c. 129]. Как считает Г. Хайн (Hain), папирусы Зенона свидетельствуют об удивительно детальной системе учета, которая применялась в Греции с V века до нашей эры и которая постепенно распространилась на восточное Средиземноморье и Ближний Восток в результате развития торговли с Грецией и завоевания Грецией новых территорий. Зеноновская система учета содержала условия ответственности за ведение учета: письменный учет деловых операций, личностный отчет о выплатах работающим по найму, инвентаризационные ведомости, запись о приобретении и распоряжении имуществом. Кроме того, есть сведения о том, что все счета подвергались проверке. Зенон в 256 г. до н.э. реформировал систему учета, сложившуюся в частных поместьях. Цели учета, как они вытекают из папирусов, могут быть сформулированы так: выявление общего положения хозяйства, что предполагало организацию систематического учета запасов материальных ценностей, регулярный учет дебиторской и кредиторской задолженности; исчисление хозяйственного эффекта в различных областях деятельности, что предполагало появление первых приемов экономического анализа. Хотя Зеноновские папирусы и другие письменные упоминания о счетах свидетельствуют о том, что практика учета имеет долгую историю, первые попытки развития теории учета расчетов с дебиторами возникли в XV-XVI веках, когда итальянский математик Лука Пачоли сформулировал цель учета – это ведение своих дел в должном порядке и как следует, что бы можно было без задержки получить всякие сведения, как относительно долгов, так и требований [44, c. 131]. При характеристике факта хозяйственной жизни Пачоли выделял четыре непреложных момента, которые должны быть отражены в учете: субъект; объект; время и место. Этим моментам соответствуют четыре вопроса: кто, что, когда и где? [44, c. 133] Людовико Флори (1636) выделял: дебитора, кредитора, сумму и характер факта. Первые два требования предполагают выделение субъектов, третий - объекта. Центральное значение имело четвертое требование - характер (природа) факта хозяйственной жизни. Субъект у Л. Флори разделен на дебитора и кредитора, объект представлен суммой, и также введено понятие характера (природы) факта хозяйственной жизни. Это было шагом вперед в развитии теории учета, хотя у Флори и отсутствует датирование операций. Первый профессиональный бухгалтер, начавший писать книги, Доменико Манчини (1540) находил возможным появление кредитового сальдо по счету Кассы вследствие того, что деньги могут быть взяты в кассу на хранение. Запись об этом не делалась по дебету счета Кассы, а отражалась на специальных забалансовых счетах. Однако купец мог истратить эти взятые в долг деньги на приобретение товаров или на какие-нибудь расходы, кредитовать же он должен был счет Кассы и таким образом на этом счете получалось кредитовое сальдо. Такое положение не смущало Д. Манчини. Понятие факта хозяйственной жизни привело к возникновению двух очень важных правил, относящихся к учету расчетов. Их сформулировал Л. Пачоли [37, c. 97]:- нельзя никого считать должником (дебитором) без его ведома, даже если это и оказалось бы целесообразным`; - нельзя считать никого верителем (кредитором) при известных условиях без его согласия. Эти, очевидные на первый взгляд, правила трудно провести в жизнь. Например, фирма отгрузила ценности, а подтверждения покупателя (согласия об оплате) нет. Можно ли считать покупателя дебитором? Другой пример – выручка сдана в банк. Если бухгалтер каждый день получает выписку из расчетного счета, то правила Л. Пачоли действуют. Если же он получает выписку нерегулярно, то возможность следования этим правилам становится сомнительной. Более логичное определение дебиторов предложил нидерландский бухгалтер Якоб ван дер Шyep (1625), который считал, что дебитор - это тот, кто имеет (владелец), кто получает или кому посылают, тот, кто покупает, кому поставляют, продают или от кого надеются получить платеж, или, наконец, тот, кто должен платить [47, c. 72]. Профессор В.В. Ковалев описывает дебиторскую задолженность как «весьма динамичный элемент оборотных средств, существенно зависящий от принятой в компании политики в отношении покупателей продукции. Поскольку дебиторская задолженность представляет собой иммобилизацию собственных оборотных средств, т.е., в принципе, она невыгодна предприятию, с очевидностью напрашивается вывод о ее максимально возможном сокращении. Теоретически дебиторская задолженность может быть сведена к минимуму, тем не менее этого не происходит по многим причинам, в том числе и по причине конкуренции». [28, c. 110] В своей книге «Учет и анализ дебиторской задолженности» Ивашкевич В. Б, Семенов И. М. писали, что дебиторская и кредиторская задолженность - неизбежное следствие существующей в настоящее время системы денежных расчетов между организациями, при которой всегда имеется разрыв времени платежа с моментом перехода права собственности на товар, между предъявлением платежных документов к оплате и временем их фактической оплаты. [43, c. 71] Классификация счетов развивалась французскими бухгалтерами Матье де ла Портом (1685) и Бертраном Франсуа Барремом (1721). Матье де ла Порт выделял три группы счетов: счета собственника (счет «Капитал», «Убытки и прибыли»); счета имущества (счет «Касса», «Товары» и т. д.); счета корреспондентов (счета «Расчеты», показывающие дебиторскую и кредиторскую задолженность). Такое деление счетов позволяет сформулировать постулат М. де ла Порта – разность сальдо счетов имущества и собственника всегда равно разности сальдо счетов корреспондентов (расчетов) [45, c. 136]. Б.Ф. Баррем предлагал две группы счетов: а) счета общие – собственника (счет «Капитал») и его агентов (кассира, кладовщика и т. п.), б) счета частные – корреспондентов – дебиторов и кредиторов. По Б.Ф. Баррему дебиторская задолженность возникают в том случае, когда обмен не завершен или когда его не было. Во всех случаях, когда обмен завершен, используются общие счета, когда нет – частные [16, c. 92]. А. Коррон (1754) все частные счета (корреспондентов) делил на мои (дебиторы) и его – их (кредиторы). Подытоживая сказанное, можно сделать вывод, что эволюция счетов такова: сначала появляются счета материальных ценностей; потом счета денежных средств; затем счета расчетов; счета финансовых вложений; счета собственных средств и, наконец, результатные счета. А.П. Рудановский (1863-1934) считал, что развитие теории бухгалтерского учета должно быть направлено на создание таких моделей учета, которые обеспечат наиболее полное отражение хозяйственных процессов. В отношении бухгалтерского учета расчетов с дебиторами А.П. Рудановский предложил модель баланса при которой в пассиве отражались внешние отношения организации, а в активе – внутренние. Таким образом, вся дебиторская задолженность рассматривается как пассив с дебетовым сальдо. Это привело к тому, что в активе фигурируют только денежные и материальные счета. Эта теория представляет интерес и в наше время. О причинах затруднений при учете дебиторской задолженности писал А. Браун: «Счета взаимных расчетов (дебиторы и кредиторы) бывают, по обыкновению, больным местом бухгалтерии из-за того, что бухгалтеры составляют таковые лишь в конце года: сличение и проверка не производится, разницы не выяснены» [47, c. 34]. В работах Н.П. Кондракова учету расчетов с дебиторами уделяется большое внимание. Дается краткое, но емкое определение дебиторской задолженности: «Под дебиторской понимают задолженность других организаций, работников и физических лиц данной организации (задолженность покупателей за купленную продукцию, подотчетных лиц за выданные им под отчет денежные суммы и др.). Организации и лица, которые должны данной организации, называются дебиторами» [30, с. 106]. Что касается кредиторской задолженности, экономическая сущность кредиторской задолженности состоит в том, что это не только часть имущества организации, как правило денежные средства, но и товарно - материальные ценности, например, в обязательствах по товарному кредиту. [1, ст. 822] Как правовая категория кредиторская задолженность - особая часть имущества организации, являющаяся предметом обязательственных правоотношений между организацией и ее кредиторами. Организация владеет и пользуется кредиторской задолженностью, но она обязана вернуть или выплатить данную часть имущества кредиторам, которые имеют права требования на нее. Данная часть имущества суть долги организации, чужое имущество, чужие денежные средства, находящиеся во владении организации - должника.Толковый словарь дает следующее определение: «Кредиторская задолженность - это счета, которые должны оплачиваться в ходе обычной работы предприятия». Согласно Современному социоэкономическому словарю Б.А. Райзберга кредиторская задолженность - это временно привлеченные предприятием, организацией, учреждением денежные средства, подлежащие возврату кредиторам в установленные сроки. Однако данные определения не отражают экономической сущности рассматриваемого понятия. Наиболее корректным, по мнению авторов, будет являться следующее: «кредиторская задолженность - это задолженность организации другим организациям, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, в том числе собственным работникам, образовавшаяся при расчетах за приобретаемые материально-производственные запасы, работы и услуги, при расчетах с бюджетом, а также при расчетах по оплате труда». Таким образом, кредиторская задолженность имеет двойственную юридическую природу: как часть имущества она принадлежит организации на праве владения или даже праве собственности относительно полученных заимообразно денег или вещей, определенных родовыми признаками; как объект обязательственных правоотношений - это долги организации перед кредиторами, то есть лицами, управомоченными на истребование или взыскание от организации указанной части имущества. С учетом отмеченных признаков кредиторскую задолженность можно было бы определить как часть имущества организации, являющуюся предметом возникших из различных правовых оснований долговых обязательств организации - дебитора (должника) перед управомоченными лицами - кредиторами, подлежащую бухгалтерскому учету и отражению в балансе в качестве долгов организации - балансодержателя. Понятием кредиторской задолженности охватываются долговые обязательства организации – дебитора, имеющие различное происхождение, а, следовательно, различные юридическую природу и правовой режим, что, собственно говоря, обуславливает практическую необходимость использования согласованного на уровне закона понятийного аппарата. [18, c. 71] В заключение отметим, что дебиторская и кредиторская задолженность - неизбежное следствие существующей в настоящее время системы денежных расчетов между организациями, при которой всегда имеется разрыв времени платежа с моментом перехода права собственности на товар, между предъявлением платежных документов к оплате и временем их фактической оплаты. Кредиторская задолженность - это временно привлеченные предприятием, организацией, учреждением денежные средства, подлежащие возврату кредиторам в установленные сроки. Под дебиторской понимают задолженность других организаций, работников и физических лиц данной организации (задолженность покупателей за купленную продукцию, подотчетных лиц за выданные им под отчет денежные суммы и др.). Следовательно, становится очевидным, что в течение всего периода развития бухгалтерского учета, как практики и учетной мысли, как науки, бухгалтерами всегда уделялось центральное внимание учету операций, возникающих из взаимоотношений организации и ее контрагентов, как операциям, оказывающим непосредственное воздействие на финансовую стабильность организации. 1.2. Нормативное регулирование текущих расчетов организации с покупателями и заказчиками Система нормативно-правового регулирования различных форм и видов расчетов с покупателями в Российской Федерации достаточно сложна и включает в себя нормативно-правовые акты различного уровня и юридической силы. К первому уровню системы нормативно-правового регулирования расчетов должны быть отнесены законодательные акты федерального уровня (кодексы и федеральные законы). Юридической основой для проведения расчетов неденежными средствами служит ГК РФ Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994г. № 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996г. № 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001г. № 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006г. № 230-ФЗ, а налоговые обязательства участников этих расчетов определяются в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998г. № 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000г. № 117-ФЗ. Второй уровень системы нормативно-правового регулирования расчетов на территории РФ - это подзаконные нормативно-правовые акты федерального уровня (Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, а также юридические акты федеральных министерств и служб - приказы, инструкции и пр). Отдельные виды расчетных отношений урегулированы отдельными федеральными законами. В соответствии со ст. 12 закона РФ «О бухгалтерском учете» и Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ организации обязаны проводить инвентаризацию обязательств, в ходе которой проверяется, документально подтверждается и оценивается состояние дебиторской и кредиторской задолженности. Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев ее обязательного проведения, в частности перед составлением годовой бухгалтерской отчетности. При этом особое внимание обращается на списание просроченной дебиторской и кредиторской задолженности, так как существует прямая взаимосвязь порядка списания такой задолженности с формированием налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. По истечении сроков исковой давности дебиторская и кредиторская задолженность списывается на финансовые результаты организации. В соответствии со ст. 196 ГК РФ этот срок составляет 3 года. На основании Федерального закона РФ «О бухгалтерском учете» и Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ определен порядок списания обязательств, который в процессе его осуществления регламентируется статьями Гражданского и Арбитражного процессуального кодексов РФ. Списание кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, должно быть своевременным. В противном случае, налоговые органы могут признать ее неучтенным внереализационным доходом, так как она подлежит отнесению на финансовые результаты организации. При списании дебиторской задолженности необходимо принимать во внимание, что в соответствии с действующими законодательными и нормативными актами РФ эта задолженность подразделяется на истребованную и неистребованную. Каждый из этих видов дебиторской задолженности имеет свой порядок списания. К истребованной относится задолженность, по которой организация-кредитор приняла предусмотренные законодательством меры по ее возврату. К ним могут быть отнесены: досудебные меры и предъявление иска в арбитражный суд. В тех случаях, когда в договоре на поставку товаров (выполнение работ) предусмотрен раздел «Разрешение споров» или «Урегулирование споров», то до передачи дела в арбитражный суд должны быть соблюдены все досудебные условия урегулирования спора. Предприятию-должнику направляется претензионное письмо с указанием: - основания претензии; - суммы претензии и ее обоснования; - прочих сведений, предусмотренных условиями договора или законодательством РФ. Письмо подписывается руководителем и главным бухгалтером организации и высылается должнику заказной почтой. Организация-дебитор должна дать ответ на это письмо в течение 30 дней. В противном случае арбитражный суд может возложить на должника судебные расходы независимо от результата урегулирования спора. Важное значение в правовом отношении имеют взаимное признание долговых обязательств, критерии отнесения юридических и физических лиц к дебиторам и кредиторам. Еще Лука Пачоли считал, что нельзя никого считать должником (дебитором) без его ведома, даже если это кажется очевидным, и никого нельзя считать верителем (кредитором) без его на то согласия. Далее отметим, что порядок расчетов между предприятием с покупателями и заказчиками определяется в соответствии с правилами безналичных расчетов в Российской Федерации Положение банка России от 12.04.2002 2-П «О безналичных расчетах в РФ» (с последующими изменениями и дополнениями), по импортным поставкам - в соответствии с правилами международных расчетов. Важным элементом контроля движения наличных денежных средств в государстве является установленное федеральным законом Федеральный закон от 22 мая 2003г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» обязательное применение специальной контрольно-кассовой техники (ККТ) при осуществлении денежных расчетов с населением по торговым операциям или по оказанию бытовых услуг. Эти сферы деятельности связаны с массовым наличным денежным оборотом. Исключение составляют только предприятия, которые в силу специфики своей работы используют документы строгой отчетности, заменяющие чеки контрольно-кассовых машин, а также некоторые другие организации в связи с особенностями их местонахождения. Порядок ведения кассовых операций регламентируется Центральным Банком Российской Федерации (ЦБ РФ) Положение «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации» от 24 апреля 2008 года № 318-П. Расчеты наличными деньгами в условиях нестабильных рыночных отношений широко распространены, что обусловлено двумя важными обстоятельствами. Во-первых, они гарантируют оперативное и точное исполнение товарных и/или платежных обязательств. Действительно, покупатель получает товар и тут же за него расплачивается. Во-вторых, поступление и расход наличности контролируется главным бухгалтером и руководством предприятия, что при очень жесткой налоговой системе неизбежно провоцирует их не показывать официально весь свой денежный оборот. Третий уровень регулирования расчетных отношений - это положения по бухгалтерскому учету. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации предусматривает необходимость сверки расчетов с дебиторами и кредиторами, то есть признания факта и величины взаимных долговых обязательств каждой стороной. Это является обязательным условием и составной частью аудиторской проверки и оценки достоверности финансовой отчетности организации, предъявления взаимных претензий по возмещению долговых обязательств при рассмотрении споров в суде. Характер признания взаимных обязательств по платежам зависит от особенностей их формирования. Дебиторская и кредиторская задолженность чаще всего возникает при предварительной оплате товаров и услуг, при продаже их в кредит и оплате в рассрочку. Условие предварительной оплаты выставленных счетов при нарушении денежного обращения и нестабильности платежей довольно часто используется в договорах купли-продажи. Предварительной признается полная или частичная оплата товара покупателем до его передачи продавцом в установленный договором срок, причем срок оплаты необязательно должен быть максимально приближен к сроку передачи товаров поставщиком. По действующему законодательству договорные условия предварительной оплаты нельзя рассматривать как самостоятельную форму расчетов. Это условие о сроке платежа, предшествующем сроку передачи товаров. По своей экономической природе предоплата является разновидностью коммерческого кредитования, выгодного поставщику или продавцу. До срока фактического поступления товаров и оказания услуг у кредитора-покупателя временно изымаются платежные средства и используются в обороте организации-дебитора. Вместе с тем у нее возникает обязанность передать предварительно оплаченные товары и услуги в установленный договором срок. В противном случае покупатель может предъявить иск о передаче товарно-материальных ценностей или отказаться от товара и потребовать возврата уплаченной суммы вместе с причитающимися процентами. Если же предоплата, предусмотренная договором, не была осуществлена, предприятие-поставщик может по своему выбору либо не передавать товар до его оплаты, либо отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков. Продажа товаров и услуг в кредит также является разновидностью коммерческого кредитования, но в этом случае экономические преимущества имеет покупатель. Ему на время последующей оплаты товарно-материальные ценности или услуги предоставляют как бы бесплатно. В отличие от предварительного платежа при отпуске товаров и услуг в кредит платеж является отсроченным. Покупатель обязан оплатить счета за товары или услуги спустя определенное время, продолжительность которого определяется договором. Если же этот срок сторонами не оговорен, оплата должна производиться в разумный срок после заключения договора поставки или купли-продажи. Обычно он равен 30 дням со дня предъявления соответствующего требования. Правовые последствия неисполнения обязанностей по поставкам с оплатой в кредит аналогичны последствиям неисполнения обязанности по предварительной оплате. Если в договоре предусмотрено, что право собственности на товар сохраняется за поставщиком до его оплаты, сохраняется и право требовать возврата неоплаченного товара или его части. Когда право собственности перешло к покупателям в момент передачи товара, проданного в кредит, с момента его передачи покупателю и до оплаты он признается находящимся в залоге у организации поставщика (продавца). Покупатель в этом случае может распоряжаться неоплаченным товаром только с согласия поставщика. При оплате поставки в рассрочку в договоре необходимо указывать цену товара, порядок оплаты, сроки периодических платежей и их размер. При отсутствии таковых в договоре, даже при включении в него условий о наименовании и количестве товаров и услуг, об их оплате в рассрочку, договор купли-продажи в кредит признается незаключенным. Организация-поставщик получает право при невнесении покупателем очередного платежа отказаться от исполнения договора и потребовать возврата проданного товара. Однако согласно действующему законодательству это право существует до тех пор, пока оплаченная покупателем сумма не превышает половины стоимости товара. Следующий уровень нормативных документов образуют План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в различных отраслях экономики, инструкции по заполнению форм бухгалтерской отчетности, методические указания. К ним можно причислить и Концепцию бухгалтерского учета в рыночной экономике России. Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций устанавливает единые подходы к применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В ней приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Бухгалтерский учет и аудит, 49 страниц
490 руб.
Дипломная работа, Бухгалтерский учет и аудит, 75 страниц
750 руб.
Дипломная работа, Бухгалтерский учет и аудит, 74 страницы
850 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg