Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Повышение результативности бросков в прыжке у юных баскетболисток лет на основе развития ловкости

irina_k20 456 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 38 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 18.06.2020
Проблема исследования заключается в разрешении противоречия между необходимостью повышения результативности броска в прыжке, выполняемыми баскетболистками, и ограничением педагогического воздействия в тренировочном процессе на развитие телесной ловкости, в связи с отсутствием конкретных методических рекомендаций по осуществлению этого процесса внедрения в практику новых научно-обоснованных подходов игроков, начиная с начальных этапов многолетней подготовки. Гипотеза. Предполагалось, что результативность бросков в прыжке баскетболисток 13-14 лет повысится, если в учебно-тренировочный процесс будут внедрены упражнения на развитие телесной ловкости. Объект исследования. Тренировочный процесс баскетболисток 13-14 лет. Предмет исследования. Результативность бросков в прыжке в соревновательной деятельности баскетболисток 13-14 лет. Теоретическая значимость работы состоит в необходимости дополнения существующей теории и методики о средствах повышения результативности бросков в прыжке в баскетболе.Практическая значимость заключается в том, разработанный комплекс развития телесной ловкости может быть использован в тренировочном процессе баскетболистов для совершенствования броска в прыжке. Цель исследования заключается в повышения результативности бросков в прыжке у баскетболисток. Задачи исследования: 1. Проанализировать научную и научно-методическую литературу, касающуюся проблемы повышения результативности завершения атак броском в прыжке 2. Разработать комплекс упражнений на развитие телесной ловкости 3. Экспериментально проверить целесообразность применения разработанного комплекса упражнений для повышения результативности бросков в прыжке 4. Выявить показатели развития и телесной ловкости у баскетболисток 13-14 лет 5. Разработать комплекс упражнений, направленный на развитие телесной ловкости баскетболисток, для повышения результативности бросков в прыжке 6. Определить эффективность комплекса 7. Проанализировать полученные результаты
Введение

Баскетбол принадлежит к числу интенсивно совершенствующихся и развивающихся видов спорта. Ведется поиск путей повышения динамичности, зрелищности игры, оптимального соотношения между нападением и защитой, периодически принимаются изменения и дополнения в правилах. Возрастают требования к точности бросков, необходимости завершение атак с различных дистанций. Особую актуальность приобретает разработка методов совершенствования техники бросков из безопорного положения. Современный уровень спортивных достижений в баскетболе необычайно высок и имеет явную тенденцию к дальнейшему росту технического и тактического мастерства спортсменов, занимающихся этим видом спорта. Чтобы достигнуть уровня высших спортивных достижений в избранном виде спорта, а тем более превзойти его, требуется дальнейшее усовершенствование системы подготовки команды, а также игроков. В настоящее время баскетбол находится в стадии, направленной на активизацию действий, как в нападении, так и в защите. Победа достигается в борьбе. Это заставляет спортсменов и тренеров искать новые средства ведения борьбы и непрерывно совершенствовать эффективность учебно- тренировочного процесса. Целью игры в баскетбол является набрать больше очков, чем противник. Средством для достижения этой цели служат броски различных классификаций. Бросок в прыжке является основным техническим средством нападения у баскетболистов. Умение в превосходстве владеть данным техническим приемом увеличит результативные показатели игрока. Физические способности играют ключевую роль среди остальных факторов, влияющих на эффективность броска. Отдельное внимание стоит уделить координационным способностям, а именно телесной ловкости. Для баскетболистов очень высок уровень значимости координации. Без освоения этой физическое способности невозможно дальнейшее прогрессирование игрока. Нельзя уменьшать значение всех приемов техники баскетбола, но все же броски мяча в корзину – это самый важный прием, который как бы венчает применение других технических приемов, так как все они и выполняются для того, что бы игроки успешно смогли забросить мяч в кольцо.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ БРОСКОВ В ПРЫЖКЕ У БАСКЕТБОЛИСТОК 13-14 ЛЕТ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ ТЕЛЕСНОЙ ЛОВКОСТИ………………...6 1.1. Характеристика и виды координационных способностей………………...6 1.2 Значение развития координационных способностей в баскетболе. Телесная ловкость………………………………………………………………...8 1.3 Сенситивный период развития координационных способностей………..11 1.3.1 Анатомо-физиологические особенности баскетболисток 13-14 лет…………………………………………………………………………………12 1.4. Броски в прыжке как важный элемент современного баскетбола………16 1.4.1. Классификация бросков в прыжке………………………………..17 1.4.2. Техника броска в прыжке………………………………………….18 1.5. Методика определения эффективности бросков в прыжке………………20 1.5.1. Методика определения эффективности бросков в прыжке в условиях игровой деятельности………………………………………………...20 1.5.2. Методика определения эффективности бросков в прыжке в условиях учебно-тренировочного занятия……………………………………..21 ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………………………………………24 2.1 Методы исследования……………………………………………………...24 2.1.1 Теоретический анализ и обобщение научно – методической литературы………………………………………………………………………24 2.2.2. Педагогическое наблюдение…………………………………………….24 2.2.3. Спортивно - педагогическое тестирование…………………………….24 2.2.4. Педагогический эксперимент…………………………………………….26 2.2.5. Статистическая обработка результатов исследования…………………26 ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯИ ИХ ОБСУЖДЕНИЕ……….27 3.1. Значение телесной ловкости при выполнении бросков в баскетболе…...27 3.2. Определение точности бросков в прыжке у баскетболисток 13-14 лет...27 3.3. Определение показателей технической и физической подготовленности у баскетболисток 13-14 лет………………………………………………………..29 3.4. Разработка комплекса упражнений для повышения результативности бросков с дальней дистанции на основе развития телесной ловкости……….31 3.5.Влияние разработанного комплекса упражнений на показатели бросков в прыжке и показателей развития телесной ловкости у баскетболисток 2004г. рождения…………………………………………………………………………33 3.6. Обсуждение результатов исследования…………………………………..34 ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...37 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….38
Список литературы

1. Акимова, М. К. Психологическая диагностика / М. К. Акимова, К. М. Гуревич. - спб.: Питер, 2005. - 303 с. 2. Астанин, М.В. Астанин М.В. Индивидуальные факторы физической подготовленности баскетболистов / М.В.Астанин // Научно- теоретический журнал «Ученые записки». – 2009. 3. Бабушкин, Г. Д. Формирование спортивной мотивации / Г. Д. Бабушкин, Е. Г. Бабушкин. - Омск: СибГАФК, 2000. - 179 с. 4. Горбунов, Г.Д. Психодиагностика спорта / Г.Д. Горбунов - М.: Физкультура и спорт.- 2003.-№6 – с. 17-18. 5. Гомельский, А.Я. Баскетбол. Секреты мастерства. / А.Я. Гомельский. - М., 2000г.-с. 296. 6. Гошек, В. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях / В. Гошек - М.: Физкультура и спорт. - 2004.- №3 - 171 с. 7. Девяткин, А. А. Регистрация и анализ соревновательной деятельности в баскетболе: учебное пособие / Ю. П. Девяткин, А. А. Гераськин, В. Ф. Кириченко, В. А. Цимбалюк. - Омск: Издательство СибГУФК, 2007. - 51 с. 8. Дилигенский, Г. Г. Социально-политическая психология / Г. Г. Дилигенский - Изд. Наука, 1994. - 289 с. 9. Ильин, Е. П. Психология физического воспитания: Учеб. для ИФК: 2-е изд. / Е.П. Ильин. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. - 486с. 10. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. - Спб.: Питер, 2001. - 752 с. 11. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. - Спб.: Питер, 2011. - 512. 12. Калинин, Е. А. Исследование особенностей мотивации у высококвалифицированных спортсменов // Вопросы спортивной гигены / Е. А. Калинин, Ю. Я. Кирюшин. - М., 1975. 13. Катранов, А.Г Компьютерная обработка данных экспериментальных исследований: Учебное пособие/ А.Г.Катранов, А.В.Самсонова; СПб ГУФК им. П.Ф.Лесгафта. - СПб: изд-во СПб ГУФК им. П.Ф.Лесгафта, 2005. - 132 с. 14. Кротов, В.Я. Основы воспитания координационных возможностей юных баскетболистов (Методические рекомендации). /В.Я.Кротов. -М, «Физкультура и спорт», 2001. -115с. 15. Костикова, Л.В. Баскетбол / Л.В. Костикова. М.: Физкультура и спорт, 2002. -176 с. 16. Курамшин, Ю.Ф. Координационные способности и методика их развития / Ю.Ф. Курамшин, О.А. Двейрина // Теория и методика физической культуры: учебник / под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт, 2003 - 464 с. 17. Лях, В.И. Координационные способности: диагностика и развитие. - М.: ТВТ Дивизион, 2006. – 290 с. 18. Марисова, Л. И. О мотивационно-потребностной основе общения / Л. И. Марисова. - Берлин. 1978. 19. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения / А. К. Маркова, Т. А. Матис, Б. А. Орлов. - М.: Просвещение, 1990. - 192 с. 20. Маслоу, А. Мотивация и личность / Пер. с англ. / А. Маслоу - СПб.: Евразия, 1999. - 478 с. 21. Мильман, В. Э. Мотивация творчества и роста: Структура. Диагностика. Развитие. / В. Э. Мильман. - Москва: Мирея и ко, 2005. - 166 с. 22. Нестеровский, Д.И. Баскетбол: Теория и методика обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Д.И. Нестеровский. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 336 с. 23. Николаев, А.Н. Психология тренерской деятельности в детско-юношеском спорте: Автореф. дис. канд. псих. наук. Спб: 2005. - 50 с. 24. Пельменев В.К. П248 Методика совершенствования точности бросков у баскетболистов: Учебное пособие / Калинингр. ун-т. – Калининград, 2000. – 162 с. 25. Портных Ю.И. Игры в тренировке баскетболистов: учебно-методическое пособие5-е изд., стер. СПб. [б. и.], 2013. 64 с. 26. Пуни, А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте / А.Ц. Пуни. - М.: Физкультура и спорт, 1969. - 69 с. 27. Петровский, А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. М.: ИНФРА-М, 1999. - 528 с. 28. Реан, А.А. Психология и педагогика / А. А. Реан. - Спб.: Питер, 2000. - 432 с. 29. Родионов, А. В. Психологическая подготовка баскетболистов: Методические разработки / А. В. Родионов. - М.: Физкультура и спорт. 1999. - 27 с. 30. Родин, А.В. Баскетбол в университете. Теоретическое и учебно-методическое обеспечение системы подготовки студентов в спортивном клубе: учебное пособие / А.В. Родин, Д.В. Губа. М.: Советский спорт, 2009. - 168 с. 31. Родионов, А. В. Влияние психологических факторов на спортивный результат / А. В. Родионов. - М.: Физкультура и спорт. 2003, - 112 с. 32. Рубенштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубенштейн. - Спб: Издательство Питер, 2000. - 712 с. 33. Скворцова, М. Ю. Методика проведения занятий по физической подготовке баскетболистов: учеб. пособие / М. Ю. Скворцова; ГУ КузГТУ. – Кемерово, 2007. – 112 с. 34. Солопов И.Н., Шамардин А.И. Функциональная подготовка спортсменов. Монография. – Волгоград: ВГАФК, 2003. -263 с 35. Станиславская, И. Г. Психология. Основные отрасли / И. Г. Станиславская, И. Г. Малкина-Пых. - М.: Человек, 2014. - 324 с. 36. Степанский, В. И. Психоинформация / В. И. Степанский. - Изд. МПСИ, ФЛИНТА, 2006. - 136 с. 37. Столяренко, Л. Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону.: Издательство «Феникс», 1999. - 672 с 38. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. - 2-е изд. - СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. - 860 с. 39. Яхонтов, Е.Р. Психологическая подготовка баскетболистов [Текст] : Учеб. пособие / Е.Р. Яхонтов; СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта. - СПб., 2000. - 58 с. 40. Яхонтов, Е.Р. Командная сплоченность баскетболистов [Текст] // Спортивная психология [Текст] / Е.Р. Яхонтов: Хрестоматия. - СПб., 2002. - С. 332-338. 41. Яхонтов, Е.Р. Командная сплоченность и успешность игровой деятельности баскетболистов [Текст] / Е.Р. Яхонтов, А.Л. Вавилов // Спортивные игры в физическом воспитании и спорте : материалы междунар. науч.-практ. конф., г. Смоленск, 24-26 дек. 2002 г. / Смолен. гос. ин-т физ. культуры. - Смоленск, 2002. - С. 274-281. 42. Яхонтов, Е.Р. Физическая подготовка баскетболистов: учеб. пособие / Е.Р. Яхонтов; С.-Петерб. Гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. – 2-е изд. – СПб.: Олимп, 2006 - 134 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ БРОСКОВ В ПРЫЖКЕ У БАСКЕТБОЛИСТОК 13-14 ЛЕТ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ ТЕЛЕСНОЙ ЛОВКОСТИ 1. 1. Характеристика и виды координационных способностей Еще в 1946 году в книге «Физиология человека» крупнейший и авторитетнейший отечественный ученый в области биомеханики человека, физиологии активности и теории управления движениями Н.А. Бернштейн писал: «Координация движений есть не что иное, как преодоление избыточных степеней свободы наших органов движений, т.е. превращение их в управляемые системы». Это определение и по сей день является одним из наиболее распространенных и общепризнанных. Тем не менее, есть достаточное количество определений понятия «координационные способности». По Б.В. Евстафьеву «координационные способности выступают как вид физических способностей человека, его развитые врожденные задатки, базирующиеся на психофизиологических и морфологических особенностях организма и способствующие успешному выполнению двигательных действий, связанных с нагрузками … координационного … характера» (Евстафьев Б.В. Физические способности как вид способностей человека : материалы к лекциям. Л. : [б. и.], 1987. С. 43). Л.П. Матвеев в понятие координационные способности вкладывает следующее: «во-первых, способность целесообразно координировать движения (согласовывать, соподчинять, организовывать их в единое целое) при построении новых двигательных действий и в процессе их воспроизведения; во-вторых, способность перестраивать координацию движений при необходимости изменить параметры освоенного действия или переключение на иное действие в соответствии с требованиями меняющихся условий» (Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. М. : Физкультура и спорт, 2008. С. 279). Если взять за основу мнение Е.Р. Яхонтова (2006), то он считает, что координация является способностью синхронизировать компоненты общей и специальной физической подготовленности для успешного решения двигательных задач. Координационные способности - наименее изученный сектор двигательных способностей человека ( Ефимов Д.В., 2010). В исследовании В.И. Ляха «Основные закономерности взаимосвязей показателей, характеризующих координационные способности детей и молодежи: попытка анализа в свете концепции Н.А. Бернштейна» (Лях В.И., 1996) можно увидеть наиболее оптимальную систему разделения координационных способностей, а именно: «специальные», «специфические» и «общие». Специальные координационные способности по психофизиологическим механизмам относятся к однородным группам целенаправленных двигательных действий, систематизированных по возрастающей сложности: - во всевозможных циклических и ациклических двигательных действиях - в нелокомоторных движениях тела в пространстве (гимнастические и акробатические упражнения); - в движениях манипулирования в пространстве отдельными частями тела (движения указания, прикосновения, обвода контура и т.п.) - в движениях перемещения вещей в пространстве (перекладывание предметов, подъем тяжестей) - в баллистических двигательных действиях с установкой на дальность и силу метания (толкание ядра, метание диска, молота); - в метательных движениях на меткость (броски различных предметов в цель, теннис,) - в движениях прицеливания (стрельба) -в подражательных и копирующих движениях; -в атакующих и защитных двигательных действиях единоборств (борьба, бокс, фехтование); - в нападающих и защитных технико-тактических действиях подвижных и спортивных игр (баскетбол, волейбол, футбол, хоккей) (Лях В.И., 2006) Причиной появления специфических координационных способностей является неравномерность развития психофизиологических функций. Обобщение специальных и специфических координационных способностей составляет понятие общие координационные способности. Под общими координационными способностями следует понимать потенциальные и реализованные возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулированию различными двигательными действиями. Необходимо различить элементарные и сложные координационные способности. Элементарные проявляются в ходьбе, беге, а сложные – в единоборствах, гимнастике, акробатике и спортивных играх (Лях В. И., 2006). 1.2 Значение развития координационных способностей в баскетболе. Телесная ловкость. Баскетбол относят к виду сложно-координационных спортивных игр с большим количеством перемещений, физическим контактом в противоборстве с соперником, постоянной сменой игровых действий, осуществляемых в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях.(Портных Ю.И. 2013). По Е.Р. Яхонтову (1987) ловкость баскетболиста - это сложное двигательное качество, показатели которого не только многообразны, но и тождественны измерителям других двигательных качеств. Координация – одна из самых главных способностей, которой нужно овладеть баскетболисту, так считает большинство экспертов в области баскетбола. Координационные способности являются врожденными, но в период полового созревания их развитие нарушается в связи с морфологическими изменениями, в частности опорного-двигательного аппарата. Основным средством развития специальных координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. Сложность физических упражнений можно увеличить за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров, а также за счет внешних условий, изменяя порядок расположения снарядов, их вес, высоту; изменяя площадь опоры или увеличивая ее подвижность в упражнениях на равновесие и т.п.; комбинируя двигательные навыки; сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов; выполняя упражнения по сигналу или за ограниченное время (О.Н.Москвиченко, Т.А.Шубина 1991). В баскетболе, уровень развития общих и специфических координационных способностей играет важную роль. Это связано с тем, что процесс игры наполнен огромным количеством перемещений, физическим контактом в противоборстве с соперником, постоянной сменой игровых действий, осуществляемых в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях (Батталов И.М.2006). Важнейшими специфическими координационными способностями в баскетболе являются: - способности к реакции, - ориентирования, - способность к дифференцированию различных параметров движения, - способность к соединению и комбинированию (Курамшин Ю.Ф., 2007). В теории и практики баскетбола используется понятие специальная ловкость (Яхонтов Е.Р.., 2006.). Ссылаясь на работу Н.А. Бернштейна о ловкости и ее развитии (Бернштейн Н.А. 1991.), Е.Р. Яхонтов предлагает выделять два больших класса специальной ловкости баскетболистов: телесная ловкость (маневренность) и ручная (предметная) ловкость. (Е.Р. Яхонтов, 2006). Телесная ловкость тесно связана с равновесием. В баскетболе телесная ловкость (маневренность) является способностью изменять направления движения без снижения скорости. Ручная (предметная) ловкость баскетболиста – это способность игрока эффективно выполнять игровые действия с мячом на максимальной скорости. Телесная ловкость, зависящая от степени развития вестибулярной системы, характеризует маневренность. Именно эти показатели существенным образом влияют на точность выполнения бросков в прыжке в современном баскетболе. Малейшая потеря равновесия баскетболиста во время выполнения броска в кольцо приводит к существенному снижению точности. 1.3 Сенситивный период развития координационных способностей До настоящего времени сенситивные периоды рассматривались учеными главным образом в области силы, скорости и выносливости. Не было известно, каким образом эти периоды влияют на развитие двигательной координации. Некоторые ученые даже сомневались в их существовании. Благоприятное развитие какой-либо способности чередуется с периодами спада в развитии другой, что свидетельствует о волнообразном характере (Устюгов Е.Д., Ендронов О.В. Индивидуальное психофизическое развитие человека. Новосибирск, 2000. 190 с.) Исследования в области физического воспитания и спорта также убедительно свидетельствуют о том, что сенситивные периоды развития различных двигательных качеств не совпадают по времени. При этом периоды ускоренного роста сменяются фазами замедленного развития двигательных способностей. Полученные в последнее время исследовательские данные говорят о существовании нескольких периодов, наибольший прирост результатов в которых связан в меньшей степени с возрастом, как отмечалось ранее, а в большей степени с морфо-биомеханическим типом ребенка и вариантом его развития В.П. Губа (Губа В.П. Основы распознавания раннего спортивного таланта : учеб. пособие. М. : Терра-Спорт, 2003. 208 с.). Стоит обратить внимание на работу В.И. Ляха (Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие. М. : 25 Дивизион, 2006. 290 с.), которая говорит о том, что наиболее интенсивно координационные способности развиваются с 7-9 лет и 9-11, 12 лет. Именно в этот период следует сделать акцент на развитии координации, что обеспечивается социальными, психически-интеллектуальными, анатомо-физиологическими и моторными особенностями их проявления. Н.В. Стамбуловой отмечает, наиболее высокими темпами развития координационных способностей характеризуется возрастной период 8-12 лет, что объясняется высокой подвижностью и пластичностью нервных процессов, объединением моторных 26 структур и развитием двигательного анализатора в этот возрастной период (Стамбулова Н.В. Исследование развития психических процессов и двигательных качеств у школьников 8-12 лет. СПб. : Питер, 2001. 48 с.). На основе результатов различных исследований можно сделать вывод: развитие координационных способностей протекает наиболее благоприятно в период до наступления возраста 13-14 лет. К 14 годам завершается сенситивный период сенсомоторных нервных механизмов координационных способностей. В этот период завершается формирование основных механизмов осуществляющих произвольные движения, наступает максимальный уровень взаимодействия всех анализаторных систем, заканчивается формирование нервно-мышечной и сенсомоторной системы 1.3.1 Анатомо-физиологические особенности баскетболисток 13-14 лет Возраст 13-14 лет у девочек характеризуется как подростковый. Данный возрастной период – период начала полового созревания – с физиологической точки зрения отличается перестройкой во всех элементах опорно-двигательного аппарата. Процессы ассимиляции преобладают над процессами диссимиляций. Отличительными чертами также являются: • повышение интенсивности роста • повышенный обмен веществ • усиленное потребление кислорода • интенсивная деятельность желез внутренней секреции (Спортивная физиология учебник для ин-тов физической культуры Под ред. Я.М. Коца. – М. Физкультура и спорт 1986 – 240 с. ил.) Существенными показателями физического развития являются рост и масса тела. В период полового созревания происходит наибольшее их увеличение. В течение года рост увеличивается на 6-7 и даже 10 см, а стремительное увеличение роста наблюдается с 12 лет, веса – с 13. Судить об этом можно исходя из средних результатов, составляющих 155 – 161 см, а массы тела, характерной для данного роста – 47 – 50 кг. Надо сказать, что одновременно с ростом масса тела и повышается, но нарастание ее несколько отстает (Серопегин И.Н. Волков В.М. Физиология человека Учебник для техникумов физической культуры. – М. ФиС. – 1979. – 287с.). Костная система в этом возрасте находится в состоянии усиленного роста. Наиболее интенсивно вытягиваются в длину трубчатые кости верхних и нижних конечностей, поэтому характерной чертой для подростка являются длинные тонкие ноги. Процесс окостенения опорно-двигательного аппарата еще не достигла уровня взрослого. Эластичный связочный аппарат, слаборазвитая мускулатура мышц делают позвоночник подростка подвижным и податливым, что может вызвать различные деформации позвоночных изгибов. Рост грудной клетки особенно интенсивен в период полового созревания. В подростковом возрасте наблюдаются высокие темпы увеличения мышечной массы. Отношение веса мышц к весу тела в 13 лет составляет около 35%. В этот период ускорение процессов роста мышечной ткани происходит за счет увеличения соединительно-тканных образований. Сухожильный компонент мышцы начинает преобладать по отношению к мышечной ткани. Развитая сосудистая сеть обеспечивает обильное кровоснабжение иннервации. Каждая мышца или мышечная группа развита неодинаково. Наиболее высокими темпами роста обладают мышцы ног, чем рук. Мышцы – разгибатели опережают темпы роста мышц – сгибателей. Быстрее нарастает вес тех мышц, которые раньше начинают функционировать и являются более нагружаемыми. Увеличение мышечной массы происходит за счет роста мышц в толщину и длину. У подростков 13-14 лет уже большинство мышц укреплено всеми видами соединительных структур. С возрастом происходит увеличение количества мышечных волокон, изменение соотношения соединительного и мышечного компонента, увеличение физиологического и анатомического поперечника, изменение микроструктуры и химического состава мышц. С этим связано существенное возрастание силовых показателей у подростков, и создание благоприятных условий для развития мышечной силы (Солодков А.С. Сологуб Е.Б. Физиология спорта Учебное пособие СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта — СПб. 1999.-231с.). Заметно перестраивается нервно-мышечный аппарат. Важно, что интенсивность кровоснабжения мышц более выражена в тех мышцах, которые раньше начинают функционировать и испытывают большую нагрузку. К 14 годам завершается формирование иннервации. Развитая сосудистая сеть обеспечивает обильное кровоснабжение. Двигательные окончания приобретают структуру близкую к взрослому. Эфферентная или двигательная иннервация оканчивает свое формирование к 11-13 годам. В процессе роста и развития детей сердечно-сосудистая система претерпевает качественные и количественные изменения. Подростковый период жизни характеризуется интенсивной ее перестройкой. К 13 годам удваивается толщина стенок сердца по сравнению с новорожденным. Объем сердца увеличивается за счет увеличения массы левого желудочка, и в 13 лет он равен 458 мл. В период полового созревания наблюдается увеличение сердца в длину. Кровяное давление несколько возрастает колеблется в пределах 105 –110 мм. рт. ст.. ЧСС замедляется к 14 годам до 70 уд мин. Параллельно росту сердца увеличивается и диаметр сосудов, но в 13 лет наблюдается узость сосудов и клапанных устьев, рост их окружности происходит медленно и несколько отстает от роста сердца. В это период могут наблюдаться функциональные шумы головокружения гипертонические явления и так далее. Увеличение минутного объема крови (МОК) до 2500 – 3000 мл/мин (Фомин Н.А. Возрастные особенности физического воспитания. – М. 1977. – 320с.). Таким образом, работа сердца у подростков еще несовершенна, а механизм условно-рефлекторных влияний окончательно не сформировался, ССС весьма лабильна сосудистые реакции наступают быстро и менее устойчивы. Функциональные возможности ССС значительно ниже, чем у взрослых. Усиленный рост и увеличение массы тела, требующий большего снабжения кровью и большей доставкой кислорода обеспечивается увеличением объема сердца и повышением показателей его функциональной деятельности. Большая частота сердечных сокращений имеет важное значение для обеспечения МОК и обеспечения необходимого притока крови к органам и тканям. Интенсивно развиваются органы дыхания. Значительно увеличивается в 13 лет ЖЕЛ до 2200 мл число дыханий в мин. снижается к 14 годам с 20-25 до 14-16. Внешнее дыхание отличается большей вариативностью параметров (МОД составляет в среднем 4700 мл МВЛ — 61 л). Газообмен в легких осуществляется за счет увеличения дыхательного объема. К 13 годам значительно усиливается деятельность гипофиза, особенно его передней доли. Выделяемый ею соматотропный гормон вызывает интенсивный рост тела человека. Именно влиянием этого гормона объясняется столь бурное увеличение длины тела в этом возрасте. Одновременно с гипофизом усиливаются функции щитовидной железы. Тироксин — гормон щитовидной железы — резко повышает обмен веществ и расход энергии в организме а также вызывает выраженную эмоциональность, изменяя возбудимость ЦНС. Усиление деятельности щитовидной железы ведет к некоторой худобе подростков, резкой возбудимости и сравнительно быстрой утомляемости. Несколько ослабляются тормозные процессы в коре головного мозга с чем связана повышенная эмоциональность (Фомин Н.А. Возрастные особенности физического воспитания. – М. 1977. – 330с.). Наибольшее значение имеет резкое усиление функции половых желез. Обильно поступающие в кровь половые гормоны не только влияют на многочисленные процессы протекающие в организме, оказывая выраженный тонизирующий эффект, но и знаменуют собой начала полового созревания развитие первичных и вторичных половых признаков. 1.4. Броски в прыжке как важный элемент современного баскетбола В игровых видах спорта важное место занимают движения, имеющие точностно-целевой характер. Победа в баскетболе определяется наибольшим количеством мячей, заброшенных в корзину противника. Исходя из этого, бросок мяча в корзину является важнейшим элементом техники нападения в баскетболе (Андреев В.И. Бросок в прыжке в баскетболе. Биомеханические основы и совершенствование техники - Томский политехнический университет, 2009. – 144 с.). Бросок мяча в кольцо – это основной технический прием, с помощью которого осуществляется атака и определяется итог игры. Все остальные приемы игры способствуют созданию условий для выполнения броска. Чтобы приносить пользу команде, каждый игрок должен уметь метко поражать корзину (Гомельский А.Я., 1997). Существует три основных характеристики бросков в баскетболе — вид броска, стиль и техника, понимаемая как организационная структура движений при выполнении броска. Каждый баскетболист отличается своим стилем выполнения бросков, но не отличается в основах техники – биомеханических принципах движений рук, ног, туловища при направлении мяча в корзину (Яхонтов Е.Р., 2006). Броски по кольцу – важнейший технический элемент игры, конечная цель всех действий на площадке. Игроки любого класса обычно уделяют тренировке бросков наибольшее внимание и работают над совершенствованием в технике бросков особенно тщательно. Вопросы техники броска мяча в корзину в разные периоды становления баскетбола являлись предметом обсуждения и исследований многих специалистов. Рациональная техника позволяет наиболее полно и с максимальным эффектом использовать физические качества баскетболистов (Андреев В.И. Бросок в прыжке в баскетболе. Биомеханические основы и совершенствование техники - Томский политехнический университет, 2009. – 144 с.). 1.4.1. Классификация бросков в прыжке По мнению Нестеровского Д.И., бросок в прыжке – это основной вид броска, применяемый для осуществления атаки в современном баскетболе. Три варианта исполнения броска в прыжке, классифицирующиеся в зависимости от момента выпуска мяча по отношению к прыжку (см. таб. 1) Таблица 1 Вариант броска в прыжке Модель техники Использование в игре «С прыжком» (в прыжке «на один счет») Игрок выпускает мяч прежде, чем достигнет высшей точки прыжка При попытке поразить корзину с дальних позиций без активного противодействия защитника или при недостаточном уровне развития скоростно-силовых качеств ног нападающего. В прыжке (в прыжке «на два счета») Выпуск мяча в высшей точке прыжка Самый распространенный вариант, с его помощью можно результативно атаковать с любых позиций, преодолевая сопротивление соперников разной степени. В прыжке с зависанием (в прыжке «на три счета») Выпуск мяча на нисходящей части траектории прыжка Особо эффективен при завершении атаки с близких и средних к корзине дистанций в условиях преодоления жесткого сопротивления соперника, превосходящего нападающего в росте. Все перечисленные броски в прыжке выполняются сильнейшей рукой, лишь в исключительных игровых моментах бросок выполняется обеими руками. 1.4.2. Техника броска в прыжке Самый популярный вид броска, часто используемый в современной баскетболе – одной рукой в прыжке. Большинство авторов, исследуя и анализируя технику броска в прыжке, придерживаются трехфазовой структуры данного движения. Фазы имеют свои особенности, такие, как исходное положение, продолжительность взаимодействия с опорой, величина усилия отталкивания, максимально достигаемая скорость перемещения рук с мячом, отрыв ног от опоры, движение тела вверх, параметры перемещения звеньев тела в безопорном положении и др. Фазовая структура броска в прыжке по В.И. Андрееву (Андреев В.И. Бросок в прыжке в баскетболе. Биомеханические основы и совершенствование техники - Томский политехнический университет, 2009. – 144 с.) (см. таблицу 2). Таблица 2 Фаза Характеристика Подготовительная Завершение тактического решения задачи и маскировка истинных намерений, концентрация психических усилий на точности технического и тактического выполнения подготовительных действий, включающих, например, разбег, бросок мяча, прыжок, выполнение замаха и т.д. Основная (рабочая) Точная реализация принятого тактического и технического решения ситуации. Преимущество в этой фазе имеют спортсмены, способные в данный момент отвлечься от всего постороннего и сконцентрировать свои возможности на точном осуществлении двигательной задачи. Заключительная Контроль за выполнением заключительных движений, запоминание характерных особенностей игрового действия, его оперативный анализ с одновременным слежением за мячом, действиями противника и прогнозированием дальнейшего развития ситуации. Кроме подготовительной, основной и заключительной фаз или стадий приема выполнения точностно-целевых элементов игры, в игровом действии целесообразно выделять предварительную фазу. Она начинается после окончания предыдущего игрового действия и продолжается в период передвижения игрока к месту выполнения стандартного действия, вплоть до начала подготовительной фазы. По отзывам спортсменов высокого класса, в этот период происходит интенсивная внутренняя подготовка к предстоящему действию, оценка собственных возможностей, противника и партнеров, «про-игрываются» варианты технического, тактического содержания действия. Спортсмен принимает один или несколько вариантов, которые уточняются перед началом подготовительной фазы, прогнозируется дальнейшее развитие ситуации, чтобы создать максимальные преимущества собственной команде и определить свое место и роль в последующих эпизодах. Сложность предварительной фазы обуславливает участие тех или иных психологических качеств, обеспечивающих ее осуществление. Значение предварительной фазы для всего игрового действия определяет необходимость разработки методики направленного совершенствования деятельности спортсменов при ее осуществлении (Андреев В.И. Бросок в прыжке в баскетболе. Биомеханические основы и совершенствование техники - Томский политехнический университет, 2009. – 144 с.). 1.5. Методика определения эффективности бросков в прыжке В качества средства для определения эффективности можно использовать анализ точности броска в прыжке. В результате выполнения бросков в прыжке возникает утомление, оценить которое можно с помощью такой организации упражнения, когда изучаемое движение повторяется многократно до появления видимых признаков снижения работоспособности. Для тестирования изучаемой функции упражнения в бросках в прыжке выполняют с определенных мест площадки в сочетании с подбором и ведением мяча при ограниченном времени выполнения упражнения. С помощью этого теста определяют точность попадания двух-трех основных бросков, общую работоспособность и устойчивость техники к состоянию утомления у баскетболистов. Расчет точности попадания в процентах не представляет особой сложности. Рассчитать показатели, характеризующие степень утомления в бросковых движениях, можно с помощью графика. По результатам проведения теста строится расчетный график, по оси абсцисс которого откладывается общее время упражнения за последовательно суммированные интервалы времени — по 30 с, а по оси ординат — количество попаданий. Таким образом, проведенный анализ научной и методической литературы свидетельствует о том, что бросок в прыжке – один из самых часто используемых технических приемов в баскетболе. Овладение данным двигательным действием напрямую связано с развитием координационных способностей. Проблема развития координационных способностей в баскетболе, так же как и в теориях и методиках других видов спорта, напрямую замыкается на проблему управления тренировочным процессом. Эффективность данных процессов не возможна без объективного контроля и оценки. ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 2.1 Методы исследования Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: 1. Теоретический анализ и обобщение научно – методической литературы; 2. Педагогическое наблюдение; 3. Спортивно-педагогическое тестирование; 4. Педагогический эксперимент; 5. Статистическая обработка документации соревновательной деятельности; 6. Статистическая обработка результатов исследования.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Физическая культура, 25 страниц
250 руб.
Курсовая работа, Физическая культура, 37 страниц
390 руб.
Курсовая работа, Физическая культура, 36 страниц
390 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg