1 Характеристика норм международного права и норм конституционного права России
Для того, чтобы лучше понять как между собой соотносятся нормы международного права с нормами конституционного права России и как они действуют необходимо дать характеристику этим нормам. Ведь нормы конституционного права закреплены в высшем нормативно правовом акте Российской Федерации - Конституции РФ, а нормы международного права, которые отражены в Конституции РФ, занимают особое положение в иерархии законов по своей юридической силе.
1.1 Действие норм конституционного права России
Конституционно-правовые нормы - это общеобязательные, абстрактные, формально-определенные в конституционно-правовых актах правила, установленные и охраняемые государством и направленные на регулирование общественных отношений, составляющих предмет конституционного права, путем установления прав и обязанностей их участников.
Указанные нормы регулируют наиболее широкие и существенные общественные отношения, оформляют правовые основы государственности. Важнейшее место среди них занимают нормы-принципы, реализация которых имеет опосредованный характер. Нормы-принципы установлены в положениях Конституции РФ (гл. 1), конкретизированы в законах и подзаконных актах (например, базовый принцип разделения властей) .
В ст.15 Конституции Российской Федерации закрепляется, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу и прямое действие и применяется на всей территории России . Это юридическое свойство Конституции имеет иное содержание по сравнению с принципом ее верховенства.
Под прямым действием Конституции понимается, ее способность быть реальным регулятором общественных отношений и что она подлежит реализации независимо от наличия конкретизирующих и развивающих ее нормативных актов. Конституция закрепляет преимущественно главные, принципиальные положения, которые, действуя непосредственно, в то же время раскрываются и конкретизируются в других законодательных актах. Ряд статей Конституции РФ содержит указания на необходимость принятия Федеральных конституционных законов (далее ФКЗ) и Федеральных законов (далее ФЗ), определяющих порядок реализации конституционных норм. Во многих нормах содержится прямая отсылка к закону, что неизбежно связывает данную норму с текущим законодательством.
Высшая юридическая сила Конституции РФ означает, что все законы и иные нормативные акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ, и что все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации (ст.15)
И как справедливо отмечается в Комментарии к Конституции РФ , что указанное положение лишь конкретизирует довод о высшей юридической силе Конституции РФ . Тем самым, высшая юридическая сила распространяется на все нормативно правовые акты принимаемые внутри государства , но и так же распространяется на нормы общего и договорного международного права.
Таким образом, нормы конституционного права содержат в себе свойства, характерные для любой правовой нормы, и специфические качества, определяемые принадлежностью к конституционному праву. Нормы Конституции РФ имеют высшую юридическую силу, что и определяет их специфические качества. Поэтому Конституция РФ возглавляет своеобразную «пирамиду» нормативно-правовых актов, составляющих правовую систему России в которую также входят нормы предусмотренные общим международным правом.
1.2 Действие норм международного права
Базовым принципом российской внешней политики является соблюдение норм международного права. Наша страна постоянно стремится соблюдать дух и букву международного права. В подтверждение можно сослаться на выступления Президента РФ, который постоянно призывает соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права, в том числе, его главный документ - Устав ООН.
Нормы международного права — это юридически обязательные правила поведения, создаваемые субъектами международного права и регулирующие отношения между ними. Юридическая обязательность норм международного права — та главная особенность, которая отличает их от других социальных норм, функционирующих в межгосударственной системе.
Норма международного права — правило поведения, обращенное обычно к персонально неопределенному кругу субъектов международного права. Это справедливо, прежде всего, по отношению к нормам общего международного права, которые обязательны для всех государств. Что касается локальных норм, то они могут быть как не персонифицированы, так и персонифицированы. Например, нормы международного договора, в котором участвуют пять или десять государств, обращены обычно не к одному из этих государств персонально, а ко всем из них.
Нормы международного права делятся на диспозитивные и императивные. Диспозитивными нормами называются такие нормы, от которых государства могут отступать по взаимному соглашению. Императивные нормы — это нормы, которые государства обязаны соблюдать и не вправе отступать от них даже по взаимному соглашению. Договор между государствами, противоречащий таким нормам, является юридически ничтожным .
Различие между императивными и диспозитивными нормами международного права состоит не в том, что одни обязательны, а другие необязательны для государств. Все международно-правовые нормы обязательны. Но когда речь идет о диспозитивных нормах права, заинтересованные государства могут заключать договоры, устанавливающие иные нормы, действовать в соответствии с ними, и это не будет правонарушением, если не наносит ущерба правам и законным интересам других государств. Так, согласно общему международному праву территориальные воды являются частью территории государства, и иностранное рыболовство в них запрещается. Однако два государства могут заключить соглашение, в соответствии с которым одно государство разрешает рыболовство в своих территориальных водах судам другого государства.
Когда же речь идет об императивной норме, например о принципе неприменения силы в международных отношениях, тогда договор между двумя государствами, разрешающий применение такой нормы, т.е. вооруженной силы одним государством против другого, и тем самым нарушающий принцип неприменения силы, недействителен. Впервые это положение было зафиксировано в договорном порядке в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. (ст. 53) .
Императивные принципы международного права, обозначаемые как основные принципы, закреплены в таких нормоустановительных документах, как Устав ООН и Декларация ООН "О принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций" 1970 г. К ним относятся принципы: неприменения силы и угрозы силой; мирного разрешения споров; нерушимости границ; территориальной целостности; суверенного равенства государств; невмешательства во внутренние дела других государств; добросовестного выполнения международных обязательств; сотрудничества государств; равноправия и самоопределения народов и наций; уважения прав человека и основных свобод . Установленные в порядке предписаний должного поведения, императивные принципы международного права предусматривают признание недействительными любых противоречащих им юридических актов.
К основным источникам международного права относятся международный договор и международный обычай.
Международный договор — соглашение между государствами либо между государствами и международными организациями преимущественно в письменной форме, где закрепляются права и обязанности сторон. И как отмечено в Федеральном законе "О Международных договорах Российской Федерации": "Международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью ее правовой системы. Международные договоры - существенный элемент стабильности международного правопорядка и отношений России с зарубежными странами, функционирования правового государства." .
Международный обычай — практика государств, признанная ими в качестве юридически обязательной для себя. Практика государств - это поведение государств в конкретной ситуации, выражающееся в определенных действиях или бездействии, аналогичного и повторяющегося характера .
В международном праве существуют санкции, в результате чего в случае нарушения норм международного права возникает ответственность субъектов международного права.
Таким образом, нормы международного права - это установленное соглашением субъектов формально определенные правила, устанавливающие для них права, обязанности и обеспечивающиеся юридическим механизмом. А содержание этих норм составляют права и обязанности, которыми наделяются государства и другие субъекты международного права.
Российская Федерация также является субъектом международного права и поэтому признание принципов и норм международного права закреплено в Конституции РФ (ч.4 ст.15) .
2 Соотношение норм конституционного права России с нормами международного права
2.1 Характеристика соотношения конституционного права РФ с нормами международного права
Конституция России создавалась как основной закон правового государства, неотъемлемым качеством которого является уважение международного права. В Федеральном законе "О международных договорах Российской Федерации" подчеркивается: "Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права - принципу добросовестного выполнения международных обязательств" (преамбула) . Эта позиция находит отражение и в международных договорах России. В Договоре о дружественном и добрососедском сотрудничестве с Польшей определено, что стороны строят свои отношения "исходя из верховенства международного права" (ст. 1) .
Так, по мнению Л.М. Энтина, постулат о том, что «конституция - это высший по своей юридической силе нормативно-правовой акт, коему соответствуют или должны соответствовать все иные нормативно-правовые акты, отныне должен восприниматься с некоторыми оговорками, а зачастую и вообще ставиться под сомнение» . Правовой режим нормативно-правовых источников европейского права имеет особенность. Эти источники создаются институтами Сообществ, а содержащиеся в них нормы являются нормами прямого действия и обладают верховенством по отношению к нормам национального права, даже если речь идет о конституционно-правовых нормах .
Вместе с тем, следует отметить, что норма международного права – договорная или обычная – обретет характер общеобязательной лишь при условии согласия государства как суверенного участника международных отношений и основного субъекта международного права с данной нормой и признании ее юридически обязательной для себя.
В России созданы конституционные гарантии осуществления норм международного права. Соответствующие положения включены в главу Конституции, излагающую основы конституционного строя, и могут быть изменены только в особом порядке (ч. 1 ст. 16) . Конституция определила: "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора" (ч. 4 ст. 15) .
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" конкретизировало приведенные положения. В Постановлении указано, что эти принципы и договоры "определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием" .
Пленум Верховного Суда РФ отмечает, что приоритетом применения в отношении законов обладают договоры, согласие на которые было выражено федеральным законом. Договоры, согласие на обязательность которых было принято не в форме закона, имеют приоритет в применении по отношению к подзаконным актам, изданным органом государства, заключившим договор.
Неправильное применение судом норм международного права и договоров является основанием к отмене или изменению судебного акта. Толкование договоров должно осуществляться в соответствии с Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 г.
Будучи участницей Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Россия признает юрисдикцию Европейского суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения РФ положений этих договорных актов .
Статья 15 Конституции РФ воспроизводит правило, известное другим государствам: международное право - часть права страны. В результате принятия Россией международной нормы содержащееся в ней правило включается в правовую систему страны, становится ее элементом и уже в этом качестве обретает способность регулировать отношения с участием физических и юридических лиц. Будучи элементом национальной правовой системы, такая норма осуществляется в соответствии с целями и принципами системы и в установленном ею процессуальном порядке.
Это принципиальное положение определено Конституцией России, где сказано, что права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются "согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией (ч.1 ст.17) . Конституционный Суд РФ не раз указывал, что права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, "являющимся частью ее правовой системы, и в соответствии с Конституцией РФ".
Став частью права страны, соответствующее правило подлежит непосредственному применению. Представляется, что именно в таком духе следует понимать формулировку российского законодательства о том, что международные договоры применяются непосредственно (п.3 ст.5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации"; ч.2 ст.7 ГК). Кроме того, данная формула означает, что правило должно применяться так, как оно сформулировано в договоре, а также с учетом других его постановлений.
Будучи частью права страны, нормы международного права регулируют и деятельность государственных органов. Так, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 31 июля 1995 г. сказано: "В соответствии с принципами правового государства, закрепленными Конституцией Российской Федерации, органы власти в своей деятельности связаны как внутренним, так и международным правом. Из этого следует, что орган власти обязан не только соблюдать нормы международного права, но и принимать в пределах своей компетенции меры, необходимые для реализации норм.
Итак, Конституция России включила общепризнанные принципы и нормы международного права в правовую систему страны. Это называется инкорпорацией международного права. Однако в Конституции не содержится прямого ответа на вопрос о месте этих норм в правовой системе. Анализ права России дает основания сделать вывод о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права обладают приоритетом перед нормами закона. Это положение находит подтверждение в некоторых актах отраслевого законодательства. Например, в качестве одного из основных своих принципов Федеральный закон "О животном мире" 1995 г. установил приоритет международного права. Приоритет международного права был констатирован и Генеральным прокурором РФ.
В соответствии с центральной идеей Конституции - человек, его права и свободы являются высшей ценностью - особый статус придан нормам о правах человека. В России "не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина" (ч.2 ст.55) . Думается, что это положение относится и к самой Конституции. Так, в Конституции содержится общепризнанный принцип non bis in idem (лат. "Не дважды за одно и то же") т.е никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление (ч. 1 ст. 50 Конституции РФ). Между тем содержащаяся в Пакте о гражданских и политических правах общепризнанная норма говорит, что не может быть судим вторично и тот, кто был оправдан. Суд, таким образом, должен руководствоваться нормой Пакта.
Далее, относится ли норма о применении правил договора в случае расхождения с законом ко всем договорам? Думается, что едва ли она относится к договорам межведомственного характера. В лучшем случае такие договоры могут учитываться при толковании норм закона.
Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации" предписывает ратифицировать договоры, устанавливающие "иные правила, чем предусмотренные законом" (п. 1 ст. 15) . Совпадающие формулировки Конституции и Закона говорят в пользу того, что ч. 4 ст. 15 Конституции РФ имеет в виду именно ратифицированные договоры. Такое понимание содержится в Постановлении Пленума Верховного Суда от 31 октября 1995 г., в котором говорится, что иные правила договора подлежат применению лишь в том случае, если решение о согласии на их обязательность было принято в форме федерального закона (п.5) . Это Постановление обязательно для судов.
Вместе с тем едва ли можно полагать, что условие о ратификации отсутствует в статье Конституции случайно, - слишком серьезно его значение для правовой системы страны. В ходе Конституционного совещания и при разработке проекта Закона о международных договорах соответствующее предложение о ратифицированных договорах вносилось, но в обоих случаях было отклонено.
С учетом сказанного возможны два варианта:
1. договор вносит достаточно серьезные изменения в законодательство, изменяет или отменяет его правила, устанавливает иные правила;
2. договор устанавливает иные правила лишь для конкретного случая, делает исключение для определенной ситуации.
В первом случае речь идет о приоритете правил договора над правилами закона, во втором - о приоритете применения в конкретном случае.