Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Социально-педагогические основы профилактики наркомании у подростков

irina_k20 408 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 34 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 18.06.2020
Объект исследования: процесс социально-педагогической работы по профилактике наркомании в образовательном учреждении. Предмет исследования: профилактика наркомании подростков в образовательном учреждении. Цель работы: провести анализ социально-педагогической работы по профилактике наркомании у подростков в общеобразовательной организации. Задачи курсовой работы: 1. Определить особенности подросткового возраста; 2. Рассмотреть сущность, особенности и причины наркомании подростков. 3. Изучить социально-педагогическую основу профилактики наркомании у подростков. 4. Разработать программу социально-педагогической профилактики наркомании у подростков. 5. Изучить рекомендации по социально-педагогической профилактике наркомании у подростков. Методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической литературы.
Введение

Американский писатель-фантаст Филип Киндред Дик абсолютно верно подметил «Наркотики не болезнь, а решение - такое же, как решение шагнуть навстречу движущемуся грузовику». Исходя из смысла данной цитаты, понятно, что у обоих этих решений один конечный результат - летальный. В настоящее время количество зависимых от наркотиков людей постоянно растет. Наркомания занимает одно из первых мест в ряду проблем, стоящих перед человечеством. По последним данным ООН, в мире в настоящее время употребляют марихуану почти 142 млн. человек, амфетамины и синтетические наркотики - 30,5 млн., кокаин-13,4 млн., героин и опиаты-8 млн. человек. Ежегодные доходы от незаконного оборота наркотиков в мире в последние годы превышают 400 млрд. долларов. Среди них устойчиво растет число граждан Российской Федерации [15]. В современном мире борьба с наркотической зависимостью ведется по всем направлениям. Одним из таких направлений и является профилактика наркомании. Проблема наркотиков давно превратилась в глобальную проблему, грозящую гибелью для человечества. Как всякая глобальная проблема - она не может не стать содержанием современных образовательных программ. Результат такой работы - спасенные жизни, возвращенные в социум и социально адаптированные молодые люди. Научно-теоретические исследования в области профилактики наркозависимости показали, что человек, имеющий более четкое представление о себе, собственных возможностях, социальных ролях и способностях, выбирает более эффективные формы разрешения сложных жизненных ситуаций, находит способы решения проблем без употребления наркотиков. Следовательно, это в первую очередь вопрос выбора. Поэтому на современном этапе развития нашего общества эффективной является социально-педагогическая профилактика наркомании, направленная на развитие адаптационных возможностей человека, на умение приспосабливаться к требованиям окружающей среды наиболее оптимальным для него способом [11]. Исследованием наркотизма в отечественной науке занимались А.А. Габиани [2], Л.Е. Кесельман [6], В.Т. Лисовский, А.Е. Личко [8], Ю.М. Лисицына и многие другие. Признавая значение вышеизложенных работ, стоит отметить, что, несмотря на множество подходов к исследованию наркотической зависимости, необходимо разрабатывать комплексные меры профилактики наркомании подростков и молодых людей в образовательных учреждениях и других сферах общественной жизни.
Содержание

Введение 3 ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ ПОДРОСТКОВ. 5 1.1 Особенности подросткового возраста 5 1.2 Сущность, особенности и причины наркомании подростков 7 1.3 Социально-педагогическая основа профилактики наркомании у подростков 10 Выводы по первой главе 14 ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ У ПОДРОСТКОВ 16 2.1 Программа социально-педагогической профилактики наркомании у подростков 16 2.2 Рекомендации по проведению мероприятий с обучающимися и родителями по профилактике употребления психоактивных веществ 22 Выводы по второй главе 24 Заключение 26 Литература 28 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 31
Список литературы

1. Березин С.В. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании: учеб. пособие. [Текст] / С.В.Березин, К.С. Лисецкий, И.Б. Орешникова. - М., 2000. 2. Габиани А.А. На краю пропасти: наркомания и наркоманы. [Текст] / А.А. Габиани - М.: Мысль, 1990. - 220 c. 3. Ганзер В.А. Систематика психологических состояний человека: учеб. пособие. [Текст] / В.А. Ганзер, В.Н. Юрченко - СПб.: изд-во «Вестник ЛГУ». - № 6. - 2001. - №1. - 47 с. 4. Гаранский А.Н. Наркомания. Методические рекомендации по преодолению наркозвисимости. [Текст] / А.Н. Гаранский. - М. - СПб., 2000. 5. Звягинцева Е.В. Профилактика наркомании в образовательной среде [Текст] / Е.В. Звягинцева // Образование личности - 2013. - № 3. - С. 39 - 44. 6. Кесельман Л.Е. Социальные координаты наркотизма: журнал. [Текст] / Л.Е. Кесельман - СПб.: Институт социологии РАН, 1999. 7. Коробкина З.В. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. [Текст] / З.В. Коробкина, В.А. Попов.- 5-е изд., стер.- М.: изд. Центр «Академия», 2012.-192 с. 8. Личко А. Е. Подростковая наркология: рук-во. [Текст] / А. Е. Личко, В. С Битенский - Л.: изд-во «Медицина», 1991,—304 с. 9. Мухина В.С. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия.: учеб. пособие для студ. пед. вузов. [Текст] / В.С. Мухина, А.А. Хвостов. - М.: Издательский центр "Академия", 2012. - 311 с. 10. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений в 3 кн. - 4-е изд. [Текст] / Р.С. Немов - М.: Гуманит. изд. центр. "ВЛАДОС", 2002. - кн. 2: Психология образования. - 427 с. 11. Паирель С.В. Профилактическая работа с подростками, склонными к употреблению психоактивных веществ. Поведение риска: современные направления исследования и профилактики: учебное пособие. [Текст] / С.В. Паирель - СПб.: НОУ "Институт специальной педагогики и психологии", 2012. - 96 – 100 с. 12. Райфшнайдер Т.Ю. Психолого-педагогическая система профилактики социально обусловленных заболеваний в образовательном учреждении (I часть статьи). [Текст] / Т.Ю. Райфшнайдер // Воспитание школьников - 2013. - № 7. - С. 47 - 54. 13. Ружников Ю.Н. Об опыте работы государственных и общественных организаций по проблемам профилактики наркомании и токсикомании [Текст] / Ю.Н. Ружников // Студенчество и наркомания: пути решения проблемы. - Екатеринбург: Изд-во "ГОУ ВПО "УГТУ-УПИ", 2003. - с.133. 14. Фромм Э. Искусство любви: исследование природы любви: монография. [Текст] / Э. Фромм - Минск: изд-во ГПЦ "Полифакт", 2010. - 80 с. 15. Чермянин С. В. Профилактика немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ в образовательной среде: учебное пособие. [Текст] / С.В. Чермянин, С.Л. Соловьева. – СПб.: изд-во «АЙСИНГ»,2014.-130 с. 16. Шипицина А. М. Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью: учеб. пособие. [Текст] / А.М. Шипицина, Л.С. Шпилени. - СПб., 2003. 17. Шипицына Л. М. Школа без наркотиков: книга для педагогов и родителей. [Текст] / Л.М. Шипицына, Е.И. Казакова - СПб.: Изд-во "Образование-Культура", 2002. 18. Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. Федеральный портал [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mvd.ru (Дата обращения – 11.05.2018) 19. Официальный сайт ФГБУ "Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии" Минздрава России. Федеральный портал [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nncn.ru/ / (Дата обращения – 15.05.2018) 20. Официальный сайт Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. Федеральный портал [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fskn.gov.ru/ (Дата обращения – 15.05.2018)
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ ПОДРОСТКОВ. 1.1 Особенности подросткового возраста Особенности подросткового возраста исследовали многие психологи и педагоги (Л.С. Выготский, Н.В. Гришина, Е.В. Звягинцева, В.Н. Иванов, Я.Л. Коломинский, И.Ю. Кулагина, Р.С. Немов и др.). С. Холл первым описал психологические особенности данного возрастного периода, указав на противоречивость поведения подростка, и ввел в психологию представление о подростковом возрасте как кризисном периоде развития. По мнению С. Холла, кризисные явления подросткового возраста связаны с переходностью, промежуточностью данного периода в онтогенезе. Он исходил из представления о биологической обусловленности процессов развития в подростковом возрасте [10]. С.В. Паирель указывает, что для подросткового возраста характерны бурные изменения в анатомии и физиологии подростка. Ребёнок интенсивно растет, увеличивается масса тела, растет скелет, развивается сердечнососудистая система. Идет половое созревание. В процессе перестройки организма подростка может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, депрессия. Многие начинают чувствовать себя неуклюжими, неловкими, появляются обеспокоенность внешним видом т.п. [11]. Вместе с тем в психологии признано, что анатомо-физиологические изменения в организме подростка не могут рассматриваться в качестве прямой причины его психологического развития. Эти изменения имеют опосредованное значение, преломляются через социальные представления о развитии, через культурные традиции взросления, через отношение других к подростку и сравнения себя с другими [11]. В.А. Ганзер отмечает, что ведущая деятельность подросткового возраста - учебно-профессиональная. Мотивы, связанные с будущим, начинают побуждать учебную деятельность. Проявляется избирательность к учебным предметам. Основной мотив познавательной деятельности - стремление приобрести профессию [3]. На фоне развития ведущей деятельности происходит развитие центральных новообразований возраста, которые охватывают в этом периоде все стороны субъективного развития: изменения происходят в моральной сфере, в плане полового созревания, в плане развития высших психических функций, в эмоциональной сфере. По мнению Л.С. Выготского, центральным и специфическим новообразованием подросткового возраста является чувство взрослости- представление о себе как уже не ребенке. Ребёнок стремится быть и считаться взрослым, что проявляется во взглядах, оценках, в линии поведения, а также в отношениях со сверстниками и взрослыми [9]. По Немову Р.С. фокусом всех мировоззренческих проблем становится проблема смысла жизни («Как жить?», «Для чего?»). Подросток ищет глобальную формулировку «приносить пользу», «служить людям». Его интересует не столько вопрос «Кем быть?», сколько «Каким быть?» [10]. Подростковый возраст характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью, неуравновешенностью, частой и резкой сменой настроения и т.п. Развитие эмоциональности в данный период связано с индивидуально-личностными свойствами человека, его самооценкой и самосознанием. Становление стабильного образа «Я» - центральное психологическое новообразование данного возраста [10]. Э. Фромм отмечает, что большое значение для развития личности в подростковом возрасте имеет общение со сверстниками, которое является специфическим каналом информации, специфическим видом межличностных отношений, а также одним из видов эмоционального контакта. Становится актуальным поиск спутника жизни, возрастает потребность в сотрудничестве с людьми, укрепляются связи со своей социальной группой, появляется чувство интимности с определенными людьми [14]. 1.2 Сущность, особенности и причины наркомании подростков Подростковая наркомания является одной из самых злободневных проблем. По официальным данным, средний возраст подростка, начинающего употреблять наркотики - от 15 до 17 лет, в последнее время все больше становится наркоманов в возрасте 9 - 13 лет. Фиксируются случаи употребления наркотиков детьми 6 - 7 лет, которых сажают на иглу родители-наркоманы. В настоящее время 30% от всех обратившихся за медицинской помощью наркоманов - это люди в возрасте от 16 лет. По данным Министерства Внутренних Дел, 70% всех наркоманов - это подростки и молодежь [18]. Федеральное Бюджетное Государственное Учреждение «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии» Минздрава России регулярно проводит социологические исследования, и по последним отчетам картина наркомании в РФ такова [19]: - употребляли наркотические и токсические вещества, хотя бы один раз в жизни 56% юношей и 20% девушек; - потребляют наркотики в настоящее время 45% юношей и 18% девушек. По данным С.В. Березина, первая склонность к употреблению наркотиков проявляется примерно на десятом году жизни. Для этого возраста характерно восхищение героями, соперничество и желание «сделать что-то необычное» [12]. Е.В. Звягинцева отмечает, что у подростка, который начал употреблять наркотики, прежде всего, наблюдаются изменения в поведении, которые, первоначально спровоцированы не столько самим наркотиком, сколько собственной реакцией на то, что человек делает что-то недозволенное - то, что влечет за собой наказание или осуждение. В результате появляются беспричинные перепады настроения с острыми периодами. Подросток становится немногословным и не проявляет желания общения с членами семьи, особенно с родителями. Чувство вины порождает угрызения совести и страх перед наказанием, так как родители - это те, кто может наказать, то подросток начинает их бояться [9]. Ю.Н. Ружников отмечает, что в поведении подростка начинает доминировать безразличие ко всему, что происходит вокруг. Это безразличие, как правило, выражается в пассивном поведении. Подросток может часами лежать, уставившись в одну точку, не участвует ни в каких событиях. Порой он реагирует только на музыку - может без конца слушать любимого исполнителя, не обращая внимания на то, что это кому-то мешает. Подросток, принимающий наркотики, может стать агрессивным по отношению к своему близкому окружению. Он очень резко реагирует на замечания и готов пререкаться часами, доказывая свою правоту, убеждая других в том, что они к нему придираются и вообще не понимают запросов современной молодежи. Он ежедневно уходит из дома и возвращается поздно и при этом не любит говорить о том, с кем и где проводит время [13]. Характерной чертой наркомана становится ложь. Он лжет при каждом удобном случае, даже если на то нет никакой необходимости, но если кто-то ставит под сомнение его правдивость, он чувствует себя оскорбленным. Некоторые родители пытаются объяснить перемены в поведении своих детей «трудным возрастом» и пассивно ждут, пока это пройдет [17]. По данным Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, в возрасте 14 лет наиболее популярными являются психотропные вещества и амфетамин. Последний делит «пальму первенства» с героином, однако, героин употребляют люди постарше, как правило, наркоманы со стажем. Так же, популярными среди школьников являются так называемые «спайсы» и «соли» [20]. Еще один распространенный среди молодежи наркотик - «экстази». Главное место его употребления - это ночные дискотеки, клубы. Проводя время в многочасовых танцах, необходима выносливость, достичь которую можно легко с помощью «экстази». При его приеме возникает ощущение легкости, необычного прилива сил, энергии и веселья. Одна таблетка способна заставить человека двигаться без перерыва в течение 8 - 10 часов [20]. В провинциальных городах наиболее популярной является марихуана, самое простое объяснение популярности конопли то, что она растет повсюду, особенно трудно ее уничтожить там, где она произрастает естественным путем. Среди основных причин, способствующих преимущественной наркотизации несовершеннолетних и молодежи, выделяют факторы социальные (в том числе микросоциальные), психологические и биологические. К социальным факторам относят особенности современной социально-политической и экономической ситуации в стране, доступность наркотических веществ, степень грозящей ответственности, влияние группы сверстников, потребляющих наркотики. Психологические факторы включают привлекательность возникающих ощущений, желание получать удовольствие и одновременно — страх из-за возможности причинить вред своему здоровью. Но главным психологическим фактором, обусловливающий легкость и быстроту приобщения к потреблению наркотиков является тип акцентуации характера. Наиболее подвержены наркотизации гипертимные, т.е. авантюрные, не выносящие регламентации подростки, а также циклоидные (с проявлением маниакально-депрессивного психоза в легкой форме), лабильные (неустойчивые) и эпилептоидные — со злобно-тоскливым, весьма неустойчивым типом характера и психопатией. Среди биологических факторов приобщения к наркомании особо выделяют такие как: индивидуальную устойчивость к данному наркотику; отягощенную алкоголизмом наследственность; органическое поражение головного мозга; хронические заболевания печени и почек с нарушением функций. Но важнейшим из биологических факторов является природа того вещества, которым злоупотребляет подросток или молодой человек [7]. Возрастные психологические особенности подросткового периода (склонность к подражательству, подчиняемость, повышенная внушаемость, слабость воли и др.) ускоряют формирование желания употреблять наркотические средства [7]. Сравнив мнения ученых о причинах тотальной наркотизации молодежи, можно найти немало общих факторов, на которые ссылаются молодые люди, объясняя свое увлечение наркотиками. Некоторые из них: недовольство подростков тем порядком жизни, который предлагается отцами; желание изменить этот порядок в лучшую сторону без затраты собственных усилий, а в результате — уход в мир иллюзий с помощью наркотиков; расширение ассортимента наркотиков за счет наиболее сильнодействующих, в том числе синтетических препаратов; ничем не ограниченные возможности приобретения любых наркотиков, буквально «с доставкой на дом», т.е. в школы, колледжи, институты, клубы, дискотеки — всюду, где бывает молодежь. 1.3 Социально-педагогическая основа профилактики наркомании у подростков Профилактика злоупотребления психоактивными веществами – это комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на предотвращение распространения и употребления ПАВ, а также предупреждения развития и ликвидации негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления ПАВ таких, как безнадзорность, преступность, рост сопутствующих наркомании заболеваний и т.д. [16]. Всемирная организация здравоохранения выделяет первичную, вторичную и третичную формы профилактики наркомании. Главный субъект социально-педагогической профилактики: подростки, лица молодого возраста. Основные объекты реализации профилактической деятельности: учебные заведения (школы, колледжи), места досуга. Приоритетный уровень профилактики: первичный. Первичная профилактика. Основной целью данной профилактики зависимости выступает предупреждение начала употребления наркотиков, ранее не употреблявших лиц. Она является по преимуществу социальной, массовой с ориентацией на общую популяцию молодежи и подростков, а так же более взрослых лиц. Цель профилактики формирование способности сохранить свое здоровье и жизнь от влияния ПАВ и наркотиков, через изменение отношения молодежи к подобным веществам, формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающие снижение спроса на ПАВ в молодежной популяции. Пропаганда здорового образа жизни в современном мире обуславливает формирование таких установок у молодежи, которые подкрепляют профилактическую работу под девизом «Скажи наркотикам - НЕТ». Вторичная профилактика злоупотребления психотропными веществами направлена на предотвращение формирования зависимости от психоактивных веществ и предполагает работу с молодыми людьми, которые употребляют ПАВ, но не обнаруживают признаки наркомании как болезни. Другими словами, это работа с теми подростками, кто злоупотребляет наркотиками, но без сформированной физической зависимости. Третичная социально-педагогическая профилактика злоупотребления ПАВ (или реабилитация наркозависимых) проводится среди больных наркоманией и направлена на предотвращение рецидивов заболевания. Реабилитация предполагает проведение комплекса мероприятий, способствующих восстановлению личностного и социального статуса больного наркоманиями, включая алкоголизм, и возвращение его в семью, в ОУ, к общественно полезной деятельности. Эффективность воздействия при первичной профилактике составляет 60-70%; при вторичной – 30-40%; при третичной – 3-5%. На данный момент в образовательной среде борьба с наркоманиями проводится путем использования методов психолого-педагогического воздействия и различных профилактических моделей. На первом этапе проведения первичной социально-педагогической профилактики наркотической зависимости необходимо выяснить степень информированности о наркотиках у подростков в группе, с которой проводится работа. Для этого можно использовать анкетирование с помощью специальных опросников и скрининг-тестов. Также степень информированности подростков можно выявить и в процессе свободной беседы. Взгляды молодежи на злоупотребление психоактивными веществами и его профилактику заслуживают особого внимания. Выделяют следующие направления профилактической работы с учащимися в образовательных учреждений: • общая воспитательная работа с детьми и подростками; • коррекционная работа с детьми и подростками группы риска; • социально-педагогическая работа с детьми и подростками, имеющими опыт использования наркогенных веществ [4]. Любая профилактическая программа или проект должны включать в себя определенные виды деятельности по каждому из следующих направлений: • распространение информации о причинах, формах и последствиях потребления наркотических средств; • формирование у подростков навыков анализа и критической оценки информации, получаемой о наркотиках, умение принимать правильное решение; • предоставление альтернативы наркотизации; • коррекция социально-психологических особенностей личности; • целевая работа с группой риска (определение групп риска и оказание адекватной помощи в преодолении проблем, ведущих к появлению тяги к наркотикам); • тесное взаимодействие с организациями и структурами, проводящими профилактическую работу [4]. Профилактические программы в ОУ должны соответствовать ряду правил: 1. Любая социально-педагогическая работа в области антинаркотического просвещения должна проводиться только специально обученным персоналом из числа работников ОУ в рамках комплексных программ на базе утвержденной концепции профилактической работы. 2. Просветительские программы необходимо вести на протяжении всего периода обучения ребенка в ОУ. 3. В ходе программ должна предоставляться точная и достаточная информация о наркотиках и их влиянии на психическое, психологическое, социальное и экономическое благополучие человека. 4. Предоставляемая информация должна быть уместной и давать знания о последствиях злоупотребления наркотиками для общества. 5. Необходимо делать акцент на пропаганде здорового образа жизни и формировании жизненных навыков, обязательных для того, чтобы противостоять желанию попробовать наркотики в моменты стресса, изоляции и жизненных неудач. 6. Информация должна предоставляться с учетом особенностей аудитории (возраст, пол, убеждения). 7. Родители и другие взрослые, играющие важную роль в жизни ребенка, должны вовлекаться в разработку стратегии антинаркотической деятельности [1]. Общая логика построения профилактической программы требует, прежде всего, формирования в педагогическом коллективе ценностно-смыслового единства по отношению к проблеме наркотиков. С этой целью администрации ОУ совместно с социальным педагогом и психологом необходимо организовать проведение среди педагогического коллектива специальных семинаров по проблемам наркоманий. Кроме этого из числа специалистов, которые работают в образовательном учреждении, должна быть создана группа, действующая в рамках проводимой профилактической работы, координирующая ее и оценивающая эффективность проводимых мероприятий. Участники этой группы должны пройти специальную подготовку. Без поддержки и активного сотрудничества родителей невозможно рассчитывать на эффективность профилактических мероприятий. Поэтому следующим шагом должна стать работа с родителями: собрания, посвященные проблеме распространения наркомании среди подростков, раскрывающие важность профилактической работы, которая будет проводиться с учащимися. Следует создать инициативную группу и среди родителей, имеющих возможность непосредственно участвовать в профилактических мероприятиях. В самом образовательном учреждении должен быть проведен мониторинг наркологической ситуации, направленный на выявление групп риска, с которыми в дальнейшем будет проводиться дифференцированная профилактическая работа. Выводы по первой главе 1. Для подросткового возраста присущи бурные изменения в анатомии и физиологии ребенка. Данный период характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью, неуравновешенностью, частой и резкой сменой настроения и т.д. Ребёнок стремится быть и считаться взрослым, что проявляется во взглядах, оценках, в линии поведения, а также в отношениях со сверстниками и взрослыми. Развитие эмоциональности в данный период связано с индивидуально-личностными свойствами человека, его самооценкой и самосознанием. Становление стабильного образа «Я» - центральное психологическое новообразование данного возраста 2. Наркомания – мощнейший фактор социальной дезорганизации, самая серьезная угроза нормальному функционированию общества. Средний возраст подростка, начинающего употреблять наркотики - от 15 до 17 лет. Возрастные психологические особенности подросткового периода ускоряют формирование желания употреблять наркотические средства. Наркомания снижает трудовой, духовный, творческий, интеллектуальный потенциал общества, разрушает навыки деятельности общения, выводит из строя механизм взаимодействия между людьми. Среди основных причин, способствующих преимущественной наркотизации несовершеннолетних и молодежи, выделяют факторы социальные, психологические и биологические. 3. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами – это комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на предотвращение распространения и употребления ПАВ. Приоритетом первичной профилактики следует рассматривать создание системы такой профилактики, которая ориентируется не на проблему и ее последствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал здоровья - поддержку молодого человека и помощь ему в самореализации собственного жизненного предназначения. В образовательной среде борьба с наркоманиями проводится путем использования методов психолого-педагогического воздействия и различных профилактических программ и моделей. ? ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ У ПОДРОСТКОВ 2.1 Программа социально-педагогической профилактики наркомании у подростков Разработка данной программы необходима вследствие проявления у молодых людей и подростков склонности к наркомании. Реализация программы социально-педагогической профилактики наркомании в условиях ОУ позволит своевременно выявлять и предупреждать риск возникновения наркомании среди несовершеннолетних. Исходными при проработке содержания программы профилактики наркомании среди подростков являются следующие положения: 1. Причиной употребления подростками наркотиков является их стремление познать новые ощущения. Чаще всего это происходит под влиянием неформальных лидеров различных групп молодежи. Отсутствие у подростков готовности противостоять активному влиянию сотоварищей создает благоприятную почву для втягивания их в употребление наркотиков. Мы исходим из того, что уменьшить роль фактора асоциального влияния различных группировок может формирование у подростков готовности к сохранению своей автономности, рефлексивной позиции и осознанности собственного поведения, выработки социального иммунитета, стрессоустойчивости. 2. Для подростка взрослые утрачивают свое влияние, и все большую значимость приобретает общение со сверстниками. Причем чем ниже социальный статус подростка, тем меньше его влияние на группу, а значит больше действий, с которыми он не согласен и совершает ради групповой нормы. Поэтому занятия в группе целесообразно делать основной формой профилактической работы с подростками. 3. Поскольку бессодержательный досуг является ведущим фактором риска в развитии подростковой наркомании, программа профилактики должна включать в себя мероприятия по организации досуговой деятельности школьников. Чтобы помочь несовершеннолетним организовать положительно ориентированный досуг, социальный педагог должен учитывать интересы, склонности и увлечения несовершеннолетних. 4. Большинство подростков не до конца понимают пагубность влияния наркотиков на организм, они дезинформированы многочисленной рекламой и пропагандой. Необходимо грамотно и тактично расширить знания учащихся в этой области, это поможет им самим, в первую очередь, осознано отказываться от пагубных привычек, научит помогать тем, кто уже попал в беду. Знания воспитают в них чувство собственного достоинства, уважения к себе и уверенности, что здоровый образ жизни делает человека свободным и независимым, даёт ему силы делать самостоятельный выбор во всём. В работе по данному направлению социальным педагогом привлекаются специалисты в компетенцию которых входят проблемы наркомании молодежи. 5. Правовое воспитание занимает важное место в профилактике наркомании среди подростков, так как оно позволяет сформировать элементы правовой культуры и правосознания личности, развитие нравственных качеств. Актуально значимым является развитие умений, связанных с исполнением долга, ответственностью, внутренней дисциплиной, представлением о статусе гражданина, о государстве и обществе, а также об отношениях, складывающихся в структуре личность - государство – общество, формирование умений применять правовые знания на практике и навыков социально-активного поведения, имеющего позитивную направленность. Поэтому основной формой правового воспитания должны стать мероприятия, ориентированные на актуализацию социального опыта несовершеннолетних и молодежи.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg