Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, МИКРО-, МАКРОЭКОНОМИКА

Социальное государство от Бисмарка до наших дней

irina_k20 336 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 28 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 18.06.2020
Цель работы — проанализировать теоретико-правовые аспекты социального государства, осуществление социальной функции государства в Российской Федерации. В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи: - Охарактеризовать социальное государство, рассмотреть понятие и признаки социального государства; - Изучить модели социального государства; - Рассмотреть критерии социального государства; - Охарактеризовать рынок труда, исследовать проблемы социального партнерства; - Изучить формы и динамику безработицы; - Проанализировать основные проблемы в формировании социального государства в Российской Федерации; - Рассмотреть перспективы развития социального государства в России. Цель и задачи работы определяют ее структуру. Курсовая работа состоит из трех разделов, введения, заключения, библиографического списка и приложений. В первом разделе рассматривается понятие социальное государство, перечисляются признаки социального государства, дается характеристика моделям социального государства. Во втором разделе рассматривается взаимосвязь показателей рынка труда, влияющих на уровень безработицы и степени развитости социального государства. В третьем разделе изучаются проблемы при формировании социального в Российской Федерации и перспективы его развития. Объем работы составляет 26 страниц.
Введение

В настоящее время принцип социального государства признан во многих странах как один из основополагающих принципов современного цивилизованного государства — наряду с его правовым, демократическим и светским характером. Социальное государство представляет собой неотъемлемую часть современной цивилизации. По пути создания и совершенствования социального государства в настоящее время идут многие страны мира. Актуальность представленной темы обозначается тем, что социальное государство - это государство, которое помогает слабому воздействовать на распределение благ в духе справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное человека существование. Государство должно гарантировать прожиточный минимум, помогать социально слабым, брать на себя ответственность за доступ каждого к таким жизненно важным благам, как жилье, питание, образование, помощь в случае болезни т.д. Объект исследования - социальное государства. Предметом исследования является сущность социального государства и процесс формирования социального государства в Российской Федерации. Методологической основой являются методы анализа, синтеза, систематизации, структурно-логического анализа. При написании курсовой работы использовались статистические, экономические, логические, аналитические методы, а также обобщение и сравнение материала. Теоретической и информационной основой исследования данного курсового проекта стали труды отечественных и зарубежных ученых в области социального государства: Шарков Ф. И., Зачесова Ю. А., Вилисов М. В., Зуева Е. Г., Сыроваткина Т. Н., Федорова О. И.и др. Кроме того были изучены нормативно-правовые акты Российской Федерации, с использованием справочно-информационной системы «Консультант +», касающиеся регулирования социальных прав в Российской Федерации.
Содержание

Введение 3 1. Формирование и развитие социального государства 5 1.1 Социальное государство: понятие, признаки 5 1.2 Модели социального государства 6 2. Критерии социального государства 9 2.1 Рынок труда. Проблемы социального партнерства. 9 2.2 Формы и динамика безработицы. Политика занятости: программы и их воплощение 12 3. Россия как социальное государство 17 3.1 Основные проблемы в формировании социального государства в Российской Федерации 17 3.2 Итоги и перспективы развития социального государства в России 18 Заключение 23 Библиографический список: 26 Приложение А Схема – 1 «Основные признаки социального государства» 27 Приложение Б Формула – 1 «Закон Оукена» 28 Приложение В График – 1 «Уровень безработицы в России» 29
Список литературы

1. "Конституция Российской Федерации" (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) 2. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 05.02.2018) 3. Зуева, Е.Г. Макроэкономика: учебно-методическое пособие [Текст]: учебно-методическое пособие / Зуева Е. Г., Сыроваткина Т. Н., Федорова О. И. - М.:ОГУ - М, 2013.-123 с. 4. Кязимов, К. Г. Регулирование рынка труда и занятости населения [Текст]: монография / Кязимов К. Г. - М.:Директ-Медиа, 2017.-204 с. 5. Малышев, М.А.«Проблемы формирования социального государства в России» / М.А Малышев, Н.С. Малышева // Труд и социальные отношения.-2017.-№1.-С. 111-127. 6. Манахова, И.Б. «Формирование социального государства в условиях иновационного развития России» / И.Б. Манахова // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета.-2009.-№8.-С. 37-41. 7. Рудой, Е.В. Макроэкономика [Текст]: учебное пособие / Е.В. Рудой, А.В. Глотко. - Новосибирск.: НГАУ. - 2013 - 162 с. 8. Информационно-правовой портал [Электронный ресурс].-Режим доступа: http:/ www.consultant.ru 9. "Университетская Библиотека Онлайн" [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://biblioclub.ru 10. Информационный сайт о Федеральной службе государственной статистики [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://rosstata.ru
Отрывок из работы

1. Формирование и развитие социального государства 1.1 Социальное государство: понятие, признаки Социальное государство – система государственного регулирования общественных отношений при которой материальные блага распределяются (перераспределяются) в соответствии с принципом социальной справедливости в целях обеспечения каждому достойного уровня жизни и минимальных возможностей для самореализации, устранения социальных противоречий и конфликтов, помощи нуждающимся. Впервые понятие «социальное государство» упоминается в научных трудах немецких ученых под влия¬нием философии Г.В.Ф. Гегеля, которые определяют социальное государство, как это государство (общество), в котором материальные и духовные блага распределяются среди его членов посредством социальной справедливости. «Один из основных разработчи¬ков теории социального государства является экономист Ло¬ренц фон Штейн считал, что задача государства заключается в ста¬новлении общественного равенства и личной свободы, в поднятии низших, обездоленных классов до уровня богатых и сильных, что государство должно осуществлять экономический и общественный прогресс всех своих членов, при котором развитие одного является условием и следствием развития другого». Перед государственными деятелями и учеными ставилась задача найти и определить место и роль государства в урегулировании справедливого распределения дохода между трудом и капиталом, в восстановлении равенства и свободы граждан и др. Основные признаки социального государства представлены в Приложении А. К другим признакам социального государства могут быть причислены следующие признаки: 1. Социальное государство должно быть правовым государством, где право определяет не только бытие общества и личности, но и функционирование государства, его внутреннюю организацию и устройство. 2. Стержнем внутренней политики социального государства являются его социальные функции, механизм реализации которых должен быть эффективным. 3. Современная теория социального государства исходит из того, что в экономике основная роль должна отводиться государству как гаранту справедливого распределения национального продукта и материальных благ. 4. Социальное государство должно иметь эффективное социальное законодательство в качестве нормативной основы проведения социальной политики (по сути, характеристика национального законодательства и результатов его применения позволяет судить о степени «социальности» государства и проводимой им политики). 1.2 Модели социального государства Модели социального государства — основные его разновидности, различающиеся типом социально экономического устройства общества и политико идеологической основой, на которых оно базируется. Первая модель социального государства основывалась на идеологии и политике демократического социализма (проявилась изначально в Скандинавских странах, позднее в ФРГ, затем в США, Канаде, Японии). Государства стали основываться на либеральной или либерально консервативной идеологии. Обе эти формы можно рассматривать как разновидности (подвиды) одной и той же демократической модели социального государства “открытого общества”. Различия между формами проявляются в более радикальной или более умеренной системе перераспределения материальных ресурсов на социальные нужды; введении более высоких или низких налоговых ставок; проявление степени вмешательства государства в экономику. B современной мировой практике используют две модели государства с различными модификациями. Первая — так называемая либеральная (монетаристская). Она основывается на минимизации государственной собственности и, соответственно, — абсолютизации частной, что предполагает резкое сокращение социальной функции государства. В основу либеральной модели положен принцип само выживания, формирования личности — независимой, полагающейся только на себя, с определенной системой нравственных понятий. Вторая модель — социально ориентированная. Основой является свободное сосуществовании различных форм собственности, а так же сильные социальные функции государства. Социальное государство должно быть правовым для реализации своих принципов. В настоящий период идея правового государства получила свое конституционное закрепление во многих государствах мира.. Путь формирования социального государства в Российской Федерации начался в 1993 году. Правовым полем для развития гражданского общества стала Конституция Российской Федерации. Понятие “гражданское общество” использовалось в различных значениях, Гегель под гражданским обществом имел ввиду объединения свободных и равных граждан, не являющиеся государством, т.е. добровольные ассоциации, фирмы и корпорации. Развитие гражданского общества в России идет в соответствии с одной из распространенных моделей “сверху вниз”. Таким образом, государственные законы и государственная политика обеспечивают условия для создания гражданами управляемых ими организаций. Подводя итог по первому разделу, стоит отметить следующее социальное государство — организация политической власти общества, деятельность которой всецело направлена на удовлетворение интересов человека, создания всех условий для его процветания и развития. Термин социальные государство появился в научной литературе в средине 19 века. Социальное государство обладает рядом признаков, которые были названы в работе. Одной из основных функций социального государства является функция социального обеспечения. Социальное обеспечение — это форма распределения материальных благ не в обмен на затраченный труд, а для удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физиологических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, инвалидов, детей, иждивенцев, лиц, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе, в случаях и на условиях, установленных в социальных, в том числе правовых нормах. В современном обществе существует две модели социального государства, первая-либеральная, вторая-социально ориентированная. Российская Федерация стоит на пути формирования социального государства, начало которого было положено в 1993 году за счёт создания Конституции Российской Федерации. ? 2. Критерии социального государства 2.1 Рынок труда. Проблемы социального партнерства. Показатели развитости рынка труда оказывает непосредственное влияние на процессы, происходящие в общественной жизни граждан. Рынок труда выполняет важнейшие функции в системе воспроизводства рабочей силы, ее распределения между отраслями и секторами экономики, регулирует объемы спроса и предложения, придает действенный импульс профессиональной и территориальной мобильности. Таким образом, отношения на рынке труда затрагивают все, что связано с системой социального партнерства и защиты, образования, профессиональной подготовки и переподготовки кадров, с управлением занятостью на предприятиях, на региональном и федеральном уровне. В узком смысле рынок труда, представляет собой реакцию спроса на труд и его предложения, в результате которой устанавливается определённый уровень оплаты труда и формируются социально-экономические условия трудовой деятельности. В широком понимании рынок труда – это система отношений, возникающих в рамках социального мира и согласия между работодателями и наемными работниками с участием государственных и общественных организаций на основе спроса и предложения по поводу оплаты и условий труда, социальных гарантий, соци¬альной защиты и поддержки и т.п. К основным элементам рынка труда относятся субъекты рынка труда, правовые акты, правила и нормы, регламентирующие отношения субъектов на рынке труда, конъюнктура, спрос и предложение, конкуренция, мобильность на рынке труда, инфраструктура рынка труда. Субъектами рынка труда являются работодатели, наемные работники и государство в лице его уполномоченных органов власти различного уровня. Работодателями являются граждане, управляющие собственным предприятием, фермой, занятые профессиональной деятельностью на самостоятельной основе и постоянно использующие труд наемных работников. Свои управленческие функции работодатель может делегировать наемному управляющему, оставляя за собой ответственность за благополучие предприятия. Объединения и союзы работодателей призваны представлять и отстаивать их интересы в отношениях с органами власти различных уровней, с профсоюзами и др. Наемные работники – это граждане, которые заключили письменный трудовой договор, контракт или устное соглашение с руководителем предприятия любой формы собственности или отдельным лицом об условиях трудовой деятельности, за которую они получают оговоренную при найме оплату наличными деньгами или натурой. Государство как субъект рынка труда представлено федеральными органами власти, органами власти субъектов Федерации и местного самоуправления, а также отраслевыми органами управления. Помимо этого государство является работодателем на государственных предприятиях инвесторами, финансируя крупные социально значимые проекты и программы. Нормативно-правовую базу рынка труда составляют следующие документы: Конституция Российской Федерации, конвенция Международной организации труда, Трудовой кодекс Российской Федерации, Закон «О занятости населения в Российской Федерации» и другие законы. Конъюнктура – это временная ситуация, характеризующая совокупность признаков, выражающих текущее состояние рынка труда в определенный период. Конъюнктура связана с соотношением спроса и предложения в разрезе всех составляющих рынка труда. Спрос складывается из числа вакансий и должностей работников, которым работодатель ищет замену. Предложение формируется из тех, кто, являясь незанятым, ищет рабочее место, из тех, кто имеет работу, но не удовлетворен ею, и, наконец, занятых, но рискующих потерять работу. Количественно спрос и предложение на рынке труда характеризуются показателями части экономически активного населения и численности занятых и свободных рабочих мест. Демографическая ситуация оказывает существенное влияние на социально-экономическое развития региона. Изменение чисел родившихся и умерших, числа семей и их состава, структуры населения по полу и возрасту, интенсивности и направленности миграционных потоков влияют на структуру занятости в производстве, потребность в рабочих местах, их обеспеченность рабочей силой, спрос населения на продукты питания, жилье, товары и услуги. Влияние демографической ситуации можно рассматривать по следующим основным направлениям. Необходимым элементом функционирования и развития рынка труда является социальное партнерство. На данный момент социальное партнерство имеет существенные недостатки к которым относится дисфункция правовой и организационной основы социального партнерства и низкий уровень ответственности работодателей по отношению к своим работникам, использование зарубежного опыта социального партнерства без учёта специфики нашего российского общества, менталитета народа и его традиций. Социальное партнерство в сфере труда - это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. Особо определена роль органов государственной власти и органов местного самоуправления, которые в свою очередь гарантируют выполнение принятых решений. Интересы работников, как правило, представляются, профсоюзами, а интересы работодателей – союзами предпринимателей. Проблема дисфункции социального партнёрства и низкого уровня ответственности работодателей перед работниками является следствием правовой неграмотности основной массы граждан российского общества и нежеланием данной массы обрести те знания, которые бы обеспечили базу правовой грамотности. . Трудовым кодексом Российской Федерации устанавливает меры, позволяющие работникам в случае задержки выплат, приостанавливать работу, а также взыскивать с работодателей штрафы за каждый день задержки зарплаты. Однако, на практике данные меры реализуются крайне редко.Одной из функций социального партнерства является должным образом научить работников знанию своих прав. Главный недостаток нововведений, проводимых руководством страны заключается в том, что они прямо не направлены на совершенствование трудовых отношений и на эффективное улучшение трудовой сферы. А социальное справедливость, о которой мы часто слышим и которую мы так добиваемся, понимается массой как прежде всего как равенство в потреблении, но не в возможностях. 2.2 Формы и динамика безработицы. Политика занятости: программы и их воплощение Безработицей является наличие в стране людей, составляющих часть экономически активного населения, которые способны и желают трудиться по найму, но не могут найти работу. Безработные – это те, кто не имеет работы или какого-либо дохода, но ищут ее и готовы приступить к работе немедленно. Люди, имеющие работу в течение полного или неполного рабочего дня, считаются занятыми. Общее число людей, имеющих работу – занятых и не имеющих работы – безработных, образуют рабочую силу: L = E + U, Где L – рабочая сила, E –занятые, U – безработные. Уровень безработицы определяется как процентное отношение числа безработных к численности рабочей силы. Существует три основных типа безработицы: фрикционная, структурная и циклическая. Фрикционная безработица связана с поисками и ожиданием работы. На возникновение этого типа безработицы влияют две основные причины. Во-первых, люди постоянно меняют свою экономическую деятельность. Во-вторых, постоянно меняются производственные условия: некоторые предприятия закрываются и увольняют рабочих, новые фирмы начинают производство и нанимают работников. Эти постоянные изменения приводят к фрикционной безработице. Фрикционная безработица – это явление, постоянно присущее экономике. Фрикционная безработица имеет относительно кратковременный характер – у этой категории безработных имеются готовые навыки к работе, которые они могут продать на рынке труда. Структурная безработица связана с технологическими изменениями в производстве, приводящими к сокращению спроса на рабочую силу в определенных отраслях производства. Влияние НТП (научно-технического прогресса) сказывается таким образом, что некоторые отрасли оказываются устаревшими, что ведет к увольнению рабочих этих отраслей. Структурная безработица имеет вынужденный и более долговременный характер, чем фрикционная, так как получение нового рабочего места для данной категории безработных связано с необходимостью переподготовки по новой специальности. Фрикционная и структурная безработица в сумме образуют естественный уровень безработицы. Циклическая безработица возникает в результате экономического спада. Она представляет собой отклонение фактического уровня безработицы от естественного. Американский экономист Артур Оукен (Окунь) определил взаимосвязь изменений уровня безработицы с изменением ВВП: возрастание безработицы на 1% приводит к сокращению ВНП на 3%. Более поздние исследования показали, что рост безработицы на 1% сокращает ВВП на 2%. Эта зависимость получила название закона Оукена, которая представлена в Приложении Б. Уровень безработицы в стране – это объективное отражение состояния экономики государства и перспектив его развития. Чем меньше числовой показатель людей, не имеющих официальную работу, тем стабильнее политическая ситуация, эффективнее функционирование социальных институтов. По состоянию на январь 2018, количество безработных в стране составило 5,2%, это 52% от общего числа жителей нашей страны, 778 000 человек. Если рассматривать ситуацию по отдельным регионам, следует отметить, что в Москве самая низкая степень безработицы – 1,3% , относительно Ингушетии, в которой показатель составил 26,2%. Численность рабочей силы в возрасте 15 лет и старше в январе 2018г. составила 75,8 млн.человек, из них 71,9 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 3,9 млн.человек – как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю). Уровень безработицы (отношение численности безработных к численности рабочей силы) в январе 2018г. составил 5,2% (без исключения сезонного фактора). Приложение В. Одной из важнейших задач любого государства является обеспечение занятости трудоспособного населения, что является необходимым условием экономического роста и социальной ста¬бильности в стране. Полная, продуктивная и эффективная занятость — цель государственной социально-экономической поли¬тики. Эта политика реализуется через комплекс мер воздействия на рынок труда и сферу социально-трудовых отношений, направ¬ленных на снижение безработицы и создание условий для заня¬тости населения, желающего трудиться. В странах с развитой рыночной экономикой сформировалось и нашло практическое воплощение понимание политики госу¬дарства на рынке труда и в области занятости населения как ин¬струмента наиболее полной реализации и развития трудового потенциала населения. Меры, направленные на минимизацию безработицы и помощь безработным, сочетаются с такими аспек¬тами политики, как повышение качественных параметров и ра¬циональной мобильности рабочей силы посредством реализации разнообразных программ образования и профессиональной под¬готовки, а также расширения числа рабочих мест. Государственная программа Российской Федерации «Содействие занятости населения» направлена на создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда. Задачами программы являются: - обеспечение реализации права граждан на защиту от безработицы; - повышение эффективности регулирования процессов использования трудовых ресурсов и обеспечение защиты трудовых прав граждан; - внедрение культуры безопасного труда. Ожидаемые результаты реализации Программы: - создание условий для формирования гибкого, эффективно функционирующего рынка труда; сокращение разрыва между уровнями общей и регистрируемой безработицы; создание в 2013 - 2015 годах (ежегодно) до 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов; - создание основы для формирования требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции, а также основы разработки программ профессионального обучения в соответствии с потребностями рынка труда путем утверждения и актуализации профессиональных стандартов; - снижение к 2020 году удельного веса численности работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, с 39 процентов до 36 процентов общей численности работников; - обеспечение соблюдения трудовых прав граждан, поддержание социальной стабильности в обществе. Таким образом, рынок труда — это сфера формирования спроса и предложения рабочей силы (трудовых услуг). Через рынок труда большинство работающего населения получает работу и доходы. Рынок труда, подчиняется в целом законам спроса и предложения и представляет собой рынок особого рода, который имеет существенные отличия от других товарных рынков. На рынке труда регуляторами являются не только микро- и макроэкономические факторы, но и многие факторы социального и социально-психологического характера. Важнейшим показателем состояния рынка труда является уровень безработицы. Безработица - это неполное использование трудовых ресурсов, в результате чего фактический объём национального производства оказывается ниже его потенциального уровня. Основными видами безработицы являются фрикционная, структурная и циклическая. Безработица оказывает наиболее прямое воздействие на людей, способствует обострению социальной и экономической напряжённости и создаёт сложный общественный климат, поэтому представляет серьёзную макроэкономическую проблему и требует принятия серьёзных мер для борьбы с ней.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Микро-, макроэкономика, 37 страниц
444 руб.
Курсовая работа, Микро-, макроэкономика, 32 страницы
450 руб.
Курсовая работа, Микро-, макроэкономика, 28 страниц
350 руб.
Курсовая работа, Микро-, макроэкономика, 24 страницы
350 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg