Глава 1. Теоретические подходы к изучению проблемы адаптации детей к дошкольным учреждениям
1.1 Особенности формирования личности в дошкольном возрасте
В психологии понятие «личность» используется в двух основных значениях. С точки зрения одних психологов, личность – это любой человек, обладающий сознанием. Другие психологи подчеркивают, что личностью следует называть человека, лишь достигшего определенного уровня психического развития. Этот уровень характеризуется тем, что в процессе самопознания человек начинает воспринимать и переживать самого себя как единое целое, отличное от других людей и выражающееся в понятии «Я». Для такого уровня психического развития характерно также наличие у человека собственных взглядов и отношений, собственных моральных требований и оценок, делающих его относительно устойчивым и независимым от чуждых его собственным убеждениям воздействий среды [10, с. 122-125].
Человек на этом уровне развития способен сознательно воздействовать на окружающую действительность, изменять ее в своих целях, а также изменять сообразно цели самого себя. Иначе говоря, человек, являющийся личностью, обладает таким уровнем психического развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью, а в известной мере и своим психическим развитием [56, с. 155].
Дошкольный возраст является периодом фактического складывания психологических механизмов личности, образующих в совокупности качественно новое, высшее единство субъекта – единство личности. Человеческое «Я», внутренне содержание личности возникает и формируется не само из себя, а только в процессе общения с другими людьми, в котором складываются определенные личные взаимоотношения. И от того, каков характер отношений ребенка с окружающими, во многом зависит, какие именно личностные качества сформируются у него. Потребности ребенка, даже самого маленького не сводятся к его органическим нуждам, которые удовлетворяет взрослый. Уже в первые недели жизни у детей начинает складываться потребность в общении с людьми – особая потребность не биологического, а социального характера. Общение с взрослыми рассматривается как один из важнейших факторов развития в первые годы жизни [17, с. 104].
На протяжении первых семи лет жизни последовательно возникают и сменяют друг друга несколько форм общения детей и взрослых: непосредственно-эмоциональное, деловое, внеситуативно-познавательное и внеситуативно-личностное.
Первоначально возникает непосредственно-эмоциональное общение, в основе которого лежит потребность ребенка во внимании и доброжелательном к себе отношении со стороны окружающих его людей. В дальнейшем все отчетливей складывается потребность не только в ласке, но и в сотрудничестве с взрослыми ради быстрейшего достижения наилучшего результата в практической или игровой деятельности. Ее ребенок удовлетворяет в значительной степени в процессе делового общения. Кроме деловых контактов с взрослыми (просьба о помощи, приглашение к совместной деятельности и т.д.), шестилетний ребенок вступает также с ними и во внеситуативное общение, которое может быть познавательным и личностным.
При познавательном общении ребенок обсуждает с взрослыми предметы и явления мира. Основным мотивом этого типа общения является стремление ребенка к получению новой информации или обсуждение причин разнообразных явлений окружающего мира.
При личностном общении предметом обсуждения является человек (сообщение ребенка о своем эмоциональном состоянии, рассчитанное на сопереживание взрослого, обращение за одобрением, сообщение о чувствах симпатии и расположении). В основе этого вида общения лежит потребность ребенка во взаимопонимании и сопереживании. Этот вид общения в наибольшей степени подготавливает ребенка к позиции школьника. Именно общение, его содержание и являются наиболее важным моментом, определяющим развитие отношений ребенка с взрослым. Более всего ребенка удовлетворяет то содержание общения, уровня потребности в котором он уже достиг.
Особое значение для психического развития шестилетнего ребенка имеет общение его с другими детьми. Благоприятные взаимоотношения со сверстниками рождают у ребенка чувство общности с ними, привязанности к группе. Если же их нет, то возникает состояние напряженности и тревожности, приводящие либо к возникновению чувства неполноценности и подавленности, либо к агрессивности. Это плохо в обоих случаях, ибо может способствовать формированию отрицательного отношения к детям (а иногда и к школе, людям вообще), мнительности, враждебности, стремлению к уединению [52, с. 56].
Психическое развитие, становление личности связано с формированием самосознания – осознанием себя и отношением к себе как к физическому, духовному и общественному существу. Движущая сила развития самосознания – в растущей реальной самостоятельности индивида, выражающейся в изменении его взаимоотношений. К 6 годам ребенок становится значительно самостоятельнее, независимее от взрослого, расширяются, усложняются его отношения с окружающими. Это дает возможность для более полного и глубокого осознания себя, оценки достоинств и недостатков как своих, так и сверстников.
Активно развивается в этот период и самооценка – важная форма проявления самосознания. Оценка дошкольника самого себя во многом зависит от того, как его оценивает взрослый. Заниженные оценки оказывают самое отрицательное воздействие, а завышенные искажают представления детей о своих возможностях в сторону преувеличения результатов, но в то же время играют положительную роль в организации деятельности, мобилизуя силы ребенка [32, с. 92].
Чем точнее оценочное воздействие взрослого, тем точнее представление ребенка о результатах своих действий. И с другой стороны, сформированное представление о собственных действиях помогает дошкольнику критически относиться к оценкам взрослых и в какой-то мере противостоять им. Чем младше ребенок, тем некритичнее он воспринимает мнение взрослых о себе. Старшие дошкольники оценки взрослых преломляют через призму тех установок и выводов, которые подсказывает им их опыт. Ребенок может даже в определенной степени противостоять искажающим оценочным воздействиям взрослых, если самостоятельно умеет анализировать результаты своих действий. Познание дошкольником своих сил происходит не только на основе общения с взрослыми, но и собственного практического опыта. Дети с завышенными или заниженными представлениями о самих себе более чувствительны к оценочным воздействиям взрослых, легко поддаются их влияниям.
В возрасте 3-4 лет общение со сверстниками начинает играть все более существенную роль в процессе самосознания дошкольника. Взрослый – это недосягаемый эталон, а с ровесниками можно себя сравнивать запросто. При обмене оценочными воздействиями возникает определенное отношение к другим детям и одновременно развивается способность видеть себя их глазами. Умение ребенка анализировать результаты собственной деятельности прямо зависит от его умения анализировать результаты других детей. Так, в общении со сверстниками складывается способность оценивать другого человека, которая стимулирует возникновение самооценки. В старшем дошкольном возрасте самооценка становится более адекватной, полнее отражающей возможности ребенка. Постепенно у дошкольников возрастает способность мотивировать самооценку, причем изменяется и содержание мотивировок.
В дошкольном детстве складывается еще один важный показатель самосознания – осознание себя во времени. Ребенок первоначально живет только настоящим. С накоплением своего опыта ему становится доступным понимание своего прошлого. Старший дошкольник просит взрослых рассказать о том, как он был маленьким, и сам с удовольствием вспоминает отдельные эпизоды недалекого прошлого. У дошкольника складывается способность осознать и будущее. Ребенок хочет пойти в школу, освоить какую-то профессию, вырасти, чтобы приобрести определенные преимущества [32, с. 44].
Осознание своих умений и качеств, представление себя во времени, открытие для себя своих переживаний – все это составляет начальную форму осознания ребенком самого себя. Оно появляется к концу дошкольного возраста, обусловливая новый уровень осознания своего места в системе взаимоотношений с взрослым (то есть ребенок понимает, что он еще не большой, а маленький).
Особенности развития самосознания в дошкольном возрасте: возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника; оценивание сверстника помогает ребенку оценивать самого себя; формируется осознание своих физических возможностей, умений, нравственных качеств, переживаний; к концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность; развивается способность мотивировать самооценку; появляется осознание себя во времени, личное сознание.
В дошкольном возрасте, который является особенным периодом развития, перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что возникает внутренняя психическая жизнь и регуляция поведения, становление которых связано с целым рядом новообразований в психике и сознании дошкольника.
Одной из содержательных сторон личности является подструктура психических форм отражения, включающая психические познавательные процессы, которые имеют ярко выраженный индивидуальный характер и, в силу этого, во многом определяют личностные особенности человека. С помощью познавательных процессов человек получает и осмысливает информацию, отображает объективный мир, преобразуя его в свой субъективный образ. В познавательную сферу входят такие психические процессы как ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, внимание, речь.
Рассмотрим уровень развития и особенности этих процессов у детей младшего дошкольного возраста. Прием и переработка человеком поступившей через органы чувств информации начинается с ощущения – отражения конкретных, отдельных свойств, качеств, сторон предметов и явлений материальной действительности, воздействующих на органы чувств, в данный момент – и выходит на новый уровень появлением образов предметов или явлений. Восприятие – это отражение предметов, явлений, процессов и совокупности их свойств в их целостности при непосредственном воздействии этих предметов и явлений на соответствующие органы чувств[50, с. 78].
В дошкольном возрасте восприятие превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Совершенство восприятия, полнота и точность образов зависят от того, насколько полной системой способов, необходимых для обследования, владеет дошкольник. Поэтому главными линиями развития восприятия дошкольника выступают освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий и освоение сенсорных эталонов.
У младшего дошкольника обследование предметов подчиняется преимущественно игровым целям. К старшему дошкольному возрасту обследование приобретает характер экспериментирования, обследовательских действий, последовательность которых определяется не внешними впечатлениями ребенка, а поставленной перед ним познавательной задачей.
В дошкольном возрасте в практическом действии с материальным объектом выделяются ориентировочная и исполнительская части. Ориентировочная часть, предполагающая обследование, еще совершается во внешней развернутой форме, но выполняет новую функцию – выделение свойств предметов и предвосхищение последующих исполнительских действий. Постепенно ориентировочное действие становится самостоятельным и выполняется в умственном плане. Меняется характер ориентировочно-исследовательской деятельности. От внешних практических манипуляций с предметами дети переходят к ознакомлению с предметом на основе зрения и осязания. Преодолевается разобщенность между зрительным и осязательным обследованием свойств и возрастает согласованность осязательно-двигательных и зрительных ориентировок.
Важнейшей отличительной особенностью восприятия детей дошкольного возраста выступает тот факт, что, соединяя в себе опыт других видов ориентировочной деятельности, зрительное восприятие становится одним из ведущих. Оно позволяет охватить все детали, уловить их взаимосвязи и качества.
У дошкольника речь все больше включается в процессы восприятия. Речь помогает осмыслить важнейшие качества предметов как единое целое. При восприятии нового предмета дети дают ему наименование в соответствии со своим прошлым опытом, относят его к определенной категории сходных объектов.
Связь восприятия с мышлением и речью приводит к его интеллектуализации. Обследование свойств предметов в дошкольном возрасте происходит путем их моделирования, замещения идеальными представлениями – сенсорными эталонами. Сенсорные эталоны – это представление о чувственно воспринимаемых свойствах объектов. Эти представления характеризуются обобщенностью, так как в них закреплены наиболее существенные, главные качества. Осмысленность эталонов выражается в соответствующем названии – слове [48, с. 145].
Особенности сенсорного развития в дошкольном возрасте: зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим; осваиваются сенсорные эталоны; возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия; с установлением взаимосвязей с речью и мышлением восприятие интеллектуализируется.
Память представляет собой форму психического отражения прошлого опыта во всем его многообразии. Она лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Особое место память занимает в системе познавательных процессов, объединяя восприятие, воображение и мышление в единую систему, направленную на познание окружающей действительности [6, с. 90].
В дошкольном возрасте главным видом памяти является образная. Ее развитие и перестройка связаны с изменениями происходящими в разных сферах психической жизни ребенка, и, прежде всего, в познавательных процессах – восприятии и мышлении. Восприятие, хотя и становится более осознанным, целенаправленным, все же сохраняет глобальность. Ребенок преимущественно выделяет наиболее яркие признаки предмета, не замечая другие, нередко более важные. Запоминание и воспроизведение проходят быстро, но бессистемно. Ребенок «перескакивает» с одного признака предмета или компонента ситуации на другой. В памяти он часто удерживает второстепенное, а существенное забывает [17, с. 201].
У дошкольника значительно изменяется содержание двигательной памяти. Движения становятся сложными, включают несколько компонентов. Движения осуществляются на основе сформированного в памяти зрительно-двигательного образа. Словесная память дошкольника интенсивно развивается в процессе активного освоения речи при слушании и воспроизведении литературных произведений, рассказывании, в общении с взрослыми и сверстниками.
Особенности развития памяти в дошкольном возрасте: преобладает непроизвольная память; память, объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер; словесно–смысловая память обеспечивает опосредованное познание и расширяет сферу познавательной деятельности ребенка; складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции данного процесса; формируются предпосылки для превращения процесса запоминания в особую умственную деятельность, для овладения логическими приемами запоминания; по мере накопления и обобщения опыта поведения, опыта общения ребенка с взрослыми и сверстниками развитие памяти включается в развитие личности [32, с. 176].
В дошкольном возрасте мышление опирается на представления. Оперирование образами и представлениями делает мышление дошкольника внеситуативным, выходящим за пределы воспринимаемой ситуации, и значительно расширяет границы познания. Изменения в мышлении, прежде всего, связаны с тем, что устанавливаются более тесные взаимосвязи мышления с речью. Такие взаимосвязи приводят к появлению развернутого мыслительного процесса – рассуждения, к перестройке взаимоотношений практической и умственной деятельности, когда речь начинает выполнять планирующую функцию, к бурному развитию мыслительных операций [17, с. 67].
Мышление ребенка связано с его знаниями, в процессе формирования знаний у детей в дошкольном возрасте обнаруживаются две противоречивые тенденции:
1) В процессе мыслительной деятельности происходит расширение объема и углубление четких, ясных знаний об окружающем мире. Эти стабильные знания составляют ядро познавательной сферы ребенка.
2) В процессе мыслительной деятельности возникает и растет круг неопределенных, не совсем ясных знаний, выступающих в форме догадок, предположений, вопросов. Эти развивающиеся знания являются мощным стимулятором умственной активности детей. В ходе взаимодействия этих тенденций неопределенность этих знаний уменьшается – они уточняются, проясняются и переходят в определенные знания [44, с. 169].
Наиболее же часто им используется образное мышление, когда ребенок оперирует уже не самими предметами, а их образами. В ходе наглядно-образного мышления более полно воспроизводится многообразие сторон предмета, которые выступают пока не в логических, а в фактических связях. Другая важная особенность образного мышления заключается в возможности отображения в чувственной форме движения, взаимодействия сразу нескольких предметов. Содержание образного мышления шестилетнего ребенка не ограничивается конкретными образами, но постепенно переходит на более высокую ступень наглядно-схематического мышления. С его помощью отражаются уже не отдельные свойства, а наиболее важные связи и отношения между предметами и их свойствами [17, с. 59].
Особенности развития мышления в дошкольном возрасте: дошкольник решает мыслительные задачи в представлении, мышление становится внеситуативным; освоение речи приводит к развитию рассуждений как способа решения мыслительных задач; возрастает планомерность мышления; складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость [32, с. 134].
Внимание - направленность и сосредоточенность психической активности на определенном объекте при отвлечении от других. Таким образом, этот психический процесс является условием успешного осуществления любой деятельности как внешней, так и внутренней, а его продуктом – ее качественное выполнение. Различают непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание. Непроизвольное вызывается особенностями раздражителя, деятельностью с объектом, связано с интересами, потребностями, склонностями человека. Произвольное внимание предполагает сознательно поставленную цель «быть внимательным» и использование волевых усилий для его поддержания, например ребенок, противостоит отвлечениям, продолжая готовить домашнее задание. Послепроизвольное внимание наблюдается тогда, когда цель деятельности перемещается с результата на процесс выполнения, а необходимость в волевых усилиях для сохранения внимания отпадает [50, с. 243].
Об уровне развития внимания говорит сформированность его свойств: концентрации, устойчивости, распределения и переключения. Концентрация определяется по тому, насколько человек углублен в работу. Показателем устойчивости выступает время сосредоточения на объекте и количество отвлечений от него. Переключение проявляется в переходе от одного объекта или деятельности к другому. Распределение имеет место тогда, когда человек выполняет одновременно несколько действий, например, рассказывает стихотворение, перемещаясь по комнате [6, с. 178].
Развитие внимания дошкольника связано с тем, что изменяется организация его жизни, он осваивает новые виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную). Развитие произвольного внимания связано с усвоением средств управления им. Первоначально – это внешние средства, указательный жест, слово взрослого. В младшем дошкольном возрасте таким средством становится речь самого ребенка, которая приобретает планирующую функцию. Развитие произвольного внимания тесно связано не только с развитием речи, но и с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели, так же с освоением норм и правил поведения, становлением волевого действия.
На всем протяжении дошкольного детства ребенка притягивает эмоционально насыщенный материал. Взрослый, помня об этом, создает зону положительных переживаний, тем самым, вызывая и поддерживая непроизвольное внимание ребенка. Развитие произвольного внимания – важнейшая задача дошкольного воспитания. В дальнейшем оно обеспечит успешность обучения ребенка в школе, поможет ему выполнять указания учителя и контролировать себя.
Воображение в дошкольном возрасте проявляется особенно ярко по сравнению с предшествующими годами. Воображение ребенка, возникнув на границе раннего и дошкольного возраста, претерпевает серьезные изменения в дошкольном возрасте. Наряду с дальнейшим развитием непроизвольного воображения появляется качественно новый тип воображения – произвольное воображение. Его появление и дальнейшее развитие в дошкольном возрасте психологи связывают с возникновением новых, более сложных видов деятельности, с изменением содержания и форм общения ребенка с окружающим, в первую очередь со взрослым [15, с. 100].
Вначале образы произвольного воображения возникают под влиянием словесных воздействий взрослого в сюжетно-ролевой игре. Несколько позже произвольное воображение проявляется и в других видах деятельности, требующих предварительного планирования (рисование, лепка, конструирование и др.) [56, с. 156].
Особенности развития воображения в дошкольном возрасте: оно приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию; становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование; переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.
Речь – это язык в действии. Под языком понимается объективная, исторически сложившаяся система кодов, обозначающих предметы, явления, признаки окружающего мира. Речь – это процесс общения, опосредованный языком. Основной единицей речи считается слово. Оно имеет две характеристики – предметную отнесенность и значение. Слово указывает на предмет, вызывая у человека образ этого предмета. К тому же слово выделяет в предметах наиболее существенные, главные признаки, абстрагируясь от второстепенного [6, с. 77].
В дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Речь включается во все виды деятельности, в том числе и познавательную. Развиваются все стороны речи (словаря, звуковой культуры, грамматического строя), ее формы (контекстной и объяснительной) и функций (обобщающей, коммуникативной, планирующей, регулирующей и знаковой).
В дошкольном возрасте завершается процесс фонематического развития. Ребенок правильно слышит звуки и говорит. У дошкольника складываются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков.
В дошкольном возрасте наступает новый этап и в развитии грамматического строя речи. Это период усвоения морфологической системы языка, склонений и спряжений. В самостоятельном словообразовании (словотворчестве) проявляется проводимая ребенком работа по овладению языка как реальной, предметной деятельностью. Это реальная практика, в ходе которой происходит освоение речи. Словотворчество выступает как симптом овладения языком.
На протяжении дошкольного возраста в речи нарастают черты контекстности. Контекстная речь сосуществует с ситуативной. Контекстную речь отличает связность, когда содержание высказывания раскрывается в самом его контексте. Ее единицей уже становится не слово, а предложение. Возникновение контекстной речи обеспечивается обогащением словаря и освоением грамматического строя речи. В тоже время ситуативная речь не выступает чисто возрастной особенностью. Она часто встречается в общении с взрослыми или сверстниками, когда дети выполняют совместную деятельность. У старших дошкольников ситуативность речи заметно снижается и в бытовых рассказах, и в пересказах, независимо от наличия картинок. Нарастают черты контекстности. Речь становится все более последовательной и логичной [32, с. 155].
В дошкольном возрасте усложняются связи мышления и речи. Складывается интеллектуальная функция речи, когда она выступает орудием мышления. Слово фиксирует результат познавательной деятельности, закрепляя его в сознании ребенка. Ребенок не только констатирует воспринимаемое или воспроизводит прошлый опыт, он рассуждает, сопоставляет факты, делает выводы, открывая в предмете скрытые связи и закономерности.
В дошкольном возрасте возникает и саморегулятивная функция. Речь все больше включается в деятельность ребенка, выполняя функцию планирования, что приводит к выделению в деятельности старшего дошкольника двух моментов: принятия решения и планирования его практического выполнения.
Весь ход психического развития ребенка приводит к тому, что в дошкольном возрасте у детей появляется отчетливое стремление занять новое положение в жизни.