Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И АУДИТ

Организация самостоятельной и внеаудиторной работы обучающихся по дисциплинам предметной области «Олигофренопедагогика» в организациях высшего образования

irina_k20 1175 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 47 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 18.06.2020
Цель исследования – определить педагогические условия организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся высшего образования. Объект исследования - самостоятельная деятельность студентов в вузовском учебном процессе. Предмет исследования - технология организации внеаудиторной са-мостоятельной работы студентов. В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследова-ния были поставлены следующие задачи: 1. Определить сущность и структуру внеаудиторной самостоятельной работы студентов. 2. Спроектировать модель организации внеаудиторной самостоятель-ной работы студентов. 3. Разработать технологию организации внеаудиторной самостоятель-ной работы студентов в вузе. 4. Выявить условия эффективности применения технологии организа-ции внеаудиторной самостоятельной работы студентов в учебном процессе. 5. Разработать методические рекомендации по технологии организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов в вузе. Для решения поставленных задач были использованы методы исследования: - теоретические (сравнительный анализ философской, психологической и педагогической литературы, изучение передового педагогического опыта высшей школы, методических служб высших профессиональных учебных заведений, моделирование); - эмпирические (социологические методы: наблюдения за работой обучающихся, преподавателей, анализ продуктов деятельности обучающихся); База исследования. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Курский государственный университет», дефектологический факультет, кафедра специальных методик и русского языка Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Введение

Актуальность исследования. В учебном процессе высшей школы общепризнанным является положение о необходимости самостоятельной работы обучающихся. Особое внимание не только на локальном уровне, но и на федеральном уделяется процессу обучения в вузе. Увеличив долю внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся возможно в том случае, если решить все эти задачи. Это связано с тем, что в ходе самостоятельной работы решаются не только дидактические задачи, но и задачи воспитания личности. Самостоятельная работа представляет собой одну из составляющих процесса обучения, вследствие чего, одной из её функцией является воспитательная, которая состоит в том, что в ходе самостоятельной работы, также как и во всём процессе обучения, формируются нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, потребности личности, мотивы социального поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация, мировоззрение. Проблема познавательной самостоятельности нашла отражение в трудах Я.А. Коменского, А. Дистервега, Э. Канта, К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева и других авторов. На сегодняшний день этой проблеме отводится значительное место в психолого-педагогических исследованиях. В трудах Л.Г. Аристовой, И.П. Огородникова, М.И. Махмутова, Т.И. Шамовой исследуются вопросы активизации и развития самостоятельности и активности учащихся. Л.Г. Вяткин, В.Н. Кормакова, И.Я. Лернер, В .Я. Ляудис, П.И. Пидкасистый, А.В. Усова занимались проблемами активизации самостоятельной и творческой деятельности личности; С.И. Архангельский, Н.Ф. Талызина рассматривали идеи формирования содержания образования и процесса организации обучения; М.С. Каган, А.К. Осницкий изучали психологические основы развития познавательной самостоятельности; В.П. Беспалько, В.А. Романов, Г.К. Селевко исследовали возможности использования современных технологий в развитии познавательной самостоятельности личности; Ю.К. Бабанский, С.В. Паршина в своих трудах осветили идеи целостности и системности педагогического процесса; А.Н. Леонтьев, В.В. Сериков, А.В. Третьякова, А.В. Хуторской рассматривали личностный аспект данной проблемы; В.А. Вербицкий, Е.Г. Осовский, В.А. Сластенин занимались проблемами профессионально-личностного роста студентов; Л.Г. Вяткин, A.M. Матюшкин, М.И. Махмутов рассматривали проблему познавательной самостоятельности в условиях проблемной организации учебных занятий; идеями философии, методологии и психологии творчества занимались В.А. Казаков, Ю.Н. Кулюткин и другие. Существенный и решающий компонент системы подготовки специалиста представляет собой самостоятельная работа обучающихся. В реальную движущую силу научно-технического прогресса могут превратиться знания, приобретенные упорным самостоятельным трудом. Постоянное обновление своих знаний, перманентное самообучению в течение всей трудовой жизни, а также создание и закрепление соответству-ющих стереотипов деятельности каждого обучающегося организует высшая школа. Умение самоорганизации своей деятельности, причем сугубо индиви-дуальной предполагает самостоятельная работа. У большинства же сего-дняшних обучающихся принимаемые решения далеко не оптимальны. Зна-чительная часть обучающихся выполняет задания не в срок, с большим опозданием. Качество работы при этом нередко лишь удовлетворительное. Именно поэтому включение самостоятельной работы в учебные планы, то есть регламентация её как особого вида учебной деятельности, характеризует принципиально новый этап в организации учебного процесса в высшей школе. Обязательную внеаудиторную самостоятельную работу обучающихся предусматривает учебный процесс в высшей школе, так как эффективное и плодотворное осуществление учения и познания может быть только в про-цессе активной самостоятельной деятельности, то есть в определенной области знания усваиваются и приобретаются умения и навыки. Формированию таких важных качеств личности как трудолюбие, организованность и дисциплинированность, развивает память, мышление, внимание способствует самостоятельная работа. Следствием сказанного является необходимость перехода от эмпирического решения проблемы организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся в вузе к разработке вопросов теории и технологии организации этого вида деятельности.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ………………………..…7 1.1.Место и значение самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся в организациях ВО………………………………………………..7 1.2. Виды самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся…....12 1.3.Основные требования к планированию и организации самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся по дисциплинам предметной области «Олигофренопедагогика» в организациях ВО……...….18 ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО» ДЕТЯМ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ»…………………………………………………………….25 2.1. Организация самостоятельной и внеаудиторной работы обучающихся в организациях высшего образования…………………………25 2.2. Содержание самостоятельной работы обучающихся в организациях высшего образования……………………………………………………………37 2.2.1.Тренировочные самостоятельные работы………………………...37 2.2.2. Реконструктивные самостоятельные работы……………………..38 2.2.3. Творческая самостоятельная работа…………………………...….40 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….43 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………...…45
Список литературы

1. Активизация учебного процесса в педагогическом вузе. Омск: Изд-во Омского госпединститута, 1974. -150 с. 2. Активизировать познавательную деятельность студента // Вестник высшей школы, 1976. № 9. – С. 25-29..Актуальные проблемы теории и истории высшего педагогического образования. Воронеж, 1974.- 141 с. 3. Александров, Н.В. Некоторые проблемы высшего педагогического образования // Советская педагогика, 1969.- № 6. – С. 92-96. 4. Андросюк, Е., Леденев, С., Логинова, А., Майзель, В., Москвичев, С., Строкатова, С. Самостоятельная работа студентов: организация и кон-троль //Высшее образование в России, 1995.- № 4. – С. 59-63. 5. Архангельский, С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. -М., 1974.-384с. 6. Архангельский, С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. - 369с. 7. Афанаскина, М.С. Развитие познавательной активности студентов медицин-ского колледжа в процессе организации самостоятельной работы.: Автореф. дис. .к.п.н. Брянск, 1999.- 20 с. 8. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-познавательного процесса. М., 1982.- 192с. 9. Белявский, И.Г. Некоторые психологические аспекты активизации познава-тельной деятельности студентов//Проблемы активности студентов. Ростов: изд-во Ростовского университета, 1975. -168 с. 10. Беляева, А. Управление самостоятельной работой студентов//Высшее образование в России, 2003. № 6. – С. 105-109. 11. Беспалько, В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: ВГУ, 1977.-304с. 12. Беспалько, В.П., Татур, Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалиста. М., 1989. 13. Брылева, Е.В. Формирование профессиональ-ной самостоятельности студентов технического вуза в процессе изуче-ния гуманитарных дисциплин: Автореф. дис. .к.п.н. -Брянск, 1999.- 20 с. 14. Васильев, К.И. Проблемы и перспективы современного высшего образования. Воронеж: ВГУ, 1977,-126с. 15. Вахрушева, С.Н. Развитие познавательной самостоятельности студентов при изучении иностранного языка в неязыковом вузе: Автореф. дис. .к.п.н. Киров, 2000. - 18 с. 16. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контексный подход М.: Высшая школа, 1991. - 207 е., ил. 17. Вербицкий, А., Попов, Ю., Подлеснов, В., Андросюк, Е. Самостоятельная работа студентов: проблемы и опыт // Высшее образование в России, 1995. № 2. – С. 137-143. 18. Виленский, М.Я., Образцов, П.И., Уман, А.И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе. М.: Педобщество России, 2004. - 189 с. 19. Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1973. - 286с. 20. Вопросы вузовской педагогики, психологии и дидактики. Воронеж, 1972.- 133с. 21. Вопросы высшего педагогического образования. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1971. - 277 с. 22. Вопросы формирования личности учителя в условиях педагогического института. Саратов, 1970. - 221с. 23. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. М.,1982, т.2. -504с. 24. Вяткин, Л.Г., Железовский, Г.И. Опыт развития познавательной самостоятельности студентов//Педагогика, 1993.- № 1. – С. 61-66. 25. Галицких, Е. Организация самостоятельной работы студентов // Высшее образование в России, 2004.- № 6. – С. 160-163. 26. Гарунов, М. Развитие творческой самостоятельности специалиста // Высшее образование в России, 1998. № 4. – С. 84-87. 27. Гарунов, М.Г., Вербицкий, А.А., Алексеева Л.П. Активность личности в обучении // Вестник высшей школы, 1977. № 4. – С. 20-28. 28. Германчук, В.П., Радченко, В.И. Новые подходы в организации самостоятельной работы студентов / Межвузовский сборник «Организация самостоятельной работы студентов в процессе изучения общественных наук». Л.: Изд-во ЛГУ, 1989, с. 49-55. 29. Голант, Е.Я. О развитии самостоятельности и творческой активности учащихся в процессе обучения. В кн.: Воспитание познавательной активности и самостоятельности учащихся, ч.1. - Казань, 1969. - 152с. 30. Граф, В., Ильясов, И.И., Ляудис, В.Я. Основы самоорганизации учебной деятельности и самостоятельная работа студентов. М.: Изд-во Московского ун-та, 1981. - 78с. 31. Кормакова, В.Н. К проблеме профессионально-этической культу-ры будущего педагога// Профессионально-педагогическая культура: проблемы, поиски, решения. Материалы II Всероссийского научного семинара. Белгород, 2007. – С.51-55.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 1.1. МЕСТО И ЗНАЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ВО. Самостоятельная работа обучающихся всех форм и видов обучения в организациях высшего образования является одним из обязательных видов образовательной деятельности, обеспечивающей реализацию требований Федеральных государственных стандартов высшего профессионального об-разования. К самостоятельной работе обучающихся относятся конкретные требо-вания опирающиеся на Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям и специальностям. Помимо нормативных требований к самостоятельной работе обучающихся дополняются документы локального характера. Учитывая требованиям нормативных документов самостоятельная работа обучающихся является обязательным компонентом образовательного процесса, которая обеспечивает закрепление полученных на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, a так же навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов. Самостоятельная работа обучающихся – это не только выполнение аудиторных занятий и работ, но и совокупность и внеаудиторных, которые обеспечивают успешное освоение образовательной программы высшего профессионального образования. Навыки самостоятельной работы по освоению каких-либо знаний приобретаются человеком с раннего детства и развиваются в течение всей жизни. К началу обучения в вузе каждый обучающийся имеет личный опыт и навыки организации собственных действий, полученные в процессе обучения в школе, учреждениях дополнительного образования, во время внешкольных занятий и в быту. Необходимо учитывать, что при обучении в вузе требования к организации самостоятельной обучающихся существенно возрастают. Это связано с освоением сложных общекультурных и профессиональных компетенций. В ходе выполнения практических заданий обучающихся высшего образования можно разделить на уровни готовности к реализации требований к самостоятельной работе. В связи с этим выделяют две основные группы обучающихся. В первую группу входят представители ориентированы на выполнение заданий самостоятельной работы, обладающие универсальными учебными компетенциями, позволяющими успешно справляться с требованиями к её выполнению (умением понимать и запоминать приобретаемую информацию, логически мыслить, воспроизводить материал письменно и устно, проводить измерения, вычисления, проектировать и так далее.). Вторую группу составляют обучающиеся, которые не обладают устойчивой ориентацие на постоянное выполнение самостоятельной работы при освоении учебного материала. Они характеризуются низким уровнем развития универсальных учебных компетенций и навыков самоорганизации. В рамках образовательного процесса высшего образования самостоя-тельная работа решает следующие задачи: - закрепление и расширение знаний, умений, полученных обучающи-мися во время аудиторных и внеаудиторных занятий, превращение их в сте-реотипы умственной и физической деятельности; - приобретение дополнительных знаний и навыков по дисциплинам учебного плана; - формирование и развитие знаний и навыков, связанных с научно-исследовательской деятельностью; - развитие ориентации и установки на качественное освоение образовательной программы; - развитие навыков самоорганизации; -формирование самостоятельности мышления, способности к самораз-витию, самосовершенствованию и самореализации; - выработка навыков эффективной самостоятельной профессиональной теоретической, практической и учебно-исследовательской деятельности. Для реализации задач самостоятельной работы обучающихся и её осу-ществления необходим ряд условий, которые обеспечивает университет: - наличие материально-технической базы; - наличие необходимого фонда информации для самостоятельной работы обучающихся и возможности работы c ним в аудиторное и внеаудиторное время; - наличие помещений для выполнения конкретных заданий, входящих в самостоятельную работу обучающихся; - обоснованность содержания заданий, входящих в самостоятельную работу обучающихся; - связь самостоятельной работы c рабочими программами дисциплин, расчетом необходимого времени для самостоятельной работы; - развитие преподавателями у обучающихся навыков самоорганизации, универсальных учебных компетенций; - сопровождение преподавателями всех этапов выполнения самостоя-тельной работы обучающихся, текущий и конечный контроль её результатов. К специфическим принципами организации самостоятельной работы в образовательном процессе высшего образования являются: - принцип интерактивности обучения (обеспечение интерактивного диалога и обратной связи, которая позволяет осуществлять контроль и кор-рекцию действий обучающегося); - принцип развития интеллектуального потенциала обучающегося (формирование алгоритмического, наглядно-образного, теоретического стилей мышления, умений принимать оптимальные или вариативные решения в сложной ситуации, умений обрабатывать информацию); - принцип обеспечения целостности и непрерывности дидактического цикла обучения (предоставление возможности выполнения всех звеньев ди-дактического цикла в пределах темы, раздела, модуля). Каждым преподавателем в соответствии с рабочей программой дисци-плины разрабатывается самостоятельная работа обучающихся, зачётные её виды фиксируются в технологической карте, в которой обучающиеся всегда могут найти информацию об объеме самостоятельных работ, o времени их выполнения, a так же o максимальном балле при оценивании результатов их выполнения. Объем времени, отведенный на внеаудиторную самостоятельную работу, находит отражение: в учебном плане в целом по теоретическому обучению, по каждому из циклов дисциплин, по каждой дисциплине; в рабочих программах учебных дисциплин с ориентировочным распределением по разделам или конкретным темам. Самостоятельная работа обучающихся классифицируется: -по месту организации (аудиторная и внеаудиторная); -по целям организации (цели дисциплины, сформулированные и обос-нованные в рабочей программе); -по способу организации (индивидуальная, групповая). Форма организации самостоятельной работы обучающихся (индивидуальная или групповая) зависит от содержания учебной дисциплины и формы организации обучения (лекция, семинар, практическое занятие, контрольное занятие и другие). Согласно формам проведения промежуточной аттестации виды само-стоятельной работы являются подготовкой к экзамену, зачёту и процедурами текущей аттестации. Рассмотрим подробнее самостоятельные работы разных уровней: 1. Самостоятельные работы по образцу представляет собой низкий уровень самостоятельности, которая требуют переноса известного способа решения непосредственно в аналогичную или отдаленно аналогичную внутритм-предметную ситуацию. Такие виды работ выполняются на основе алгоритмов, ранее продемонстрированных преподавателем и опробованных обучающимися при выполнении предыдущих заданий. При выполнении такого вида самостоятельные работы обучающиеся совершают прямой перенос известного способа в аналогичную внутрипредметную ситуацию. В связи с этим все действия обучающегося подчинены овладению комплексом способов самостоятельной деятельности. Принципиальная возможность овладения способами самостоятельной работы вытекает из сходства условий данной и ранее известных задач (из сходства предметной области и отношений между объектами), а целесообразность применения соответствующих способов либо вытекает из условий задачи, либо определяется указаниями преподавателя. Следует отметить, что такие самостоятельные работы способствуют формированию умений и навыков у обучающихся, а так же запоминанию способов самостоятельной работы в конкретных ситуациях. 2. Самостоятельные работы реконструктивно-вариативного типа явля-ется пороговым уровнем самостоятельности. Они позволяют осмысленно переносить знания в типовые ситуации, учат анализировать события, явления, факты, создают условия для развития мыслительной активности обучающихся, формируют приемы и методы познавательной деятельности. 3. Эвристические самостоятельные работы характеризуются продвинутым уровнем самостоятельности. Такие виды работы направлены формирование творческой личности обучающихся. Выполнение работ этого типа ориентирован на постоянный поиск новых решений, а так же обобщение и систематизация полученных знаний, перенос их в совершенно нестандартные ситуации. 4. Внутрипредметные и межпредметные исследовательские самостоя-тельные работы представляют собой высокий уровень самостоятельности. Это высшая ступень в системе самостоятельных работ. При выполнении та-кого вида самостоятельной работы, необходимо преобразовывать и перено-сить знания и способы решения задач, самостоятельно разрабатывать новые способы решения, определять содержание, цель, разрабатывать план решения учебной задачи. Самостоятельные работы этого вида включают познавательные задачи, по условиям которых необходимо: анализировать необычные ситуации; выявлять характерные признаки учебных проблем, возникающих в этих ситуациях; искать способы решения этих проблем; выбирать из известных способов наиболее рациональные, модифицируя их в соответствии с условиями ситуации обучения. Для эффективного выполнения самостоятельных работ разных уровней обучающемуся необходимо владеть устойчивым комплексом способов деятельности для решения различных типов учебных задач. В первую очередь речь идет об умении конспектировать, подбирать примеры, сравнивать, устанавливать межпредметные связи, использовать дополнительную литературу, перефразировать, составлять понятийное дерево. Особое внимание следует уделить метакогнитивным способам дея-тельности, направленных на формирование общекультурных и профессио-нальных компетенций, обеспечивающих развитие навыков самоорганизации и самоконтроля образовательной деятельности. К ним относятся: - планирование (составление плана, выстраивание логики содержания, постановка цели, реализация цели и так далее); - наблюдение (оценка достигнутого, ответы на вопросы для само-контроля, применение теории на практике, составление тезисов по теме, об-ращение к другим научным источникам); - регуляция (самооценка, использование дополнительных ресурсов, волевая регуляция, определенная последовательность выполнения задания). 1.2. ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ Многоуровневая система высшего образования должна предоставлять человеку условия для развития его потенциальных возможностей и наиболее полного удовлетворения потребности личности в самореализации. Поэтому на каждом из уровней подготовки самостоятельная работа обучающихся есть обязательное условие, которое должно быть соблюдено для достижения проектируемых результатов обучения. Правильная (психологически и дидактически обоснованная) организа-ция самостоятельной работы обучающихся при изучении каждой дисципли-ны представляет собой основу педагогических путей развития и становления творческих качеств личности обучающегося на каждом уровне обучения. В зависимости от места и времени проведения, характера руководства со стороны преподавателя и способа контроля за результатами, самостоя-тельная работа обучающихся подразделяется на следующие виды: - самостоятельную работу во время основных аудиторных занятий (лекций, семинаров, лабораторных работ); - самостоятельную работу под контролем преподавателя в форме пла-новых консультаций, творческих контактов, зачетов и экзаменов является одним из наиболее эффективных направлений в учебном процессе, развива-ющим самостоятельную творческую деятельность, исключительно сильно стимулирующую приобретение и закрепление знаний; - внеаудиторную самостоятельную работу при выполнении обучаю-щимся домашних заданий учебного и творческого характера (могут высту-пать различные виды домашних заданий, практика обучающихся, учебная, производственная, преддипломная. Домашние задания, которые носят вариативный и дифференцированный характер, должны учитывать специфику изучаемой дисциплины, особенности личности обучающегося. Дидактическими целями домашних заданий выступают: - воспроизведение знаний; - закрепление и углубление знаний; - формирование умений; -побуждение и развитие познавательных и профессиональных интере-сов и мотивов. Домашние задания используются c целью восполнения пробелов, имеющихся у обучающихся в усвоении учебного материала, a также с целью стимулирования творческих способностей обучающихся. Они могут быть как групповыми, так и индивидуальными. Подготовка к практическим, лабораторным занятиям, выполнение контрольных, дипломных работ осуществляется как домашнее задание). Конечно же, самостоятельность перечисленных выше видов работ до-статочно условна, и в реальном образовательном процессе эти виды пересе-каются друг c другом. Наибольший интерес представляет самостоятельная работа обучаю-щихся под контролем педагога. Она используется в авторском педагогиче-ском проекте. Самостоятельная работа обучающихся в под управлением преподавателя обеспечивает развития целевой готовности к профессиональному самообразованию и представляет собой дидактическое средство образовательного процесса, искусственную педагогическую конструкцию организации и управления деятельностью обучающихся. Организуемая преподавателем самостоятельная работа обучающихся должна составлять не менее 20% от общего времени, выделяемого по учеб-ному плану на самостоятельную работу. Распределение часов на организуе-мую преподавателем самостоятельную работу утверждается по каждой дис-циплине научно-методическим советами направлений и специальностей. Ор-ганизуемая преподавателем самостоятельная работа должна быть предусмотрена для всех дисциплин учебного плана. Содержание организуемой преподавателем самостоятельной работы может быть описано в рабочей программе каждой дисциплины и направлено на расширение и углубление знаний по данному курсу, a на старших курсах – также и на усвоение межпредметных связей. Время на её выполнение не должно превышать нормы, отведенной учебным планом на самостоятельную работу по данной дисциплине. В связи с этим необходимо ещё на стадии разработки учебных планов, назначая объёмы времени, отводимого на аудиторную и внеаудиторную работу обучающихся, учитывать форму самостоятельной работы либо разные её формы, естественно, требуют разных временных затрат. Для непрерывного развития обучающегося и становления его как творческой личности все элементы содержания образования (знания, умения и навыки, опыт творческой и оценочной деятельности), выделенные в рамках определенной дисциплины, должны быть им усвоены c установкой на перенос и активное использование. Поэтому, на каждом уровне обучения, каждого обучающегося по каждой учебной дисциплине, нужно снабдить комплектом учебно-методических материалов, помогающих ему организовывать самостоятельную работу. В такой комплект обязательно должны входить: 1. Программа, адаптированная для обучающегося; 2. Учебная литература (учебник, задачник, руководство по выполнению лабораторных работ); 3. Система заданий для самостоятельной работы обучающегося; 4. Методические указания по организации самостоятельной работы при выполнении заданий по разным видам занятий, включая и курсовые работы (проекты). Необходимо учитывать требования к этим материалам, соблюдение которых помогает обеспечивать обязательные этапы формирования у обучающихся видов деятельности, знаний, умений, a так же достигать требуемых результатов обучения. Программа должна быть ориентирована на достижение конечной цели обучения, соответствовать образовательно-профессиональным требованиям. Она должна содержать: обоснование необходимости изучения дисциплины, написанное в убеждающей и понятной для обучающихся форме; четкую формулировку цели изучения и задач, которые должны быть решены для достижения общей цели; последовательность тем и разделов курса дисциплины, обязательных для данного направления подготовки; перечень видов деятельности, которые должен освоить обучающийся, выполняя задания по дисциплине; перечни методологических и предметных знаний, общеобразовательных и специальных умений (с указанием уровня их усвоения), которыми необходимо овладеть в процессе изучения данной дисциплины; сроки и способы текущего, рубежного и итогового контроля уровня усвоения знаний сформированности умений. Учебная литература по содержанию и последовательности представле-ния материала должна соответствовать программе. Вместе с тем учебные пособия должны выполнять не только информационную, но и организационно- контролирующую и управляющую функции. Управляющая функция учебного пособия проявляется в рубрикации, в текстовом выделении основных положений учебного материала, в наличии структурно- логических схем, выявляющих взаимосвязь учебных материалов, в обобщающих выводах. Для того чтобы повысит эффективность самостоятельной работы обучающегося учебные пособия должны также дополняться методическими пособиями, выполняющие только руководящую или направляющую роль. Содержание такого пособия должно указывать, в какой последовательности следует изучать ма-териал дисциплины, обращать внимание на особенности изучения отдельных тем и разделов, помогать отбирать наиболее важные и необходимые сведения из содержания учебного пособия, a также давать объяснения вопросам программы, которые обычно вызывают затруднения и приводят к ошибкам. Организационно-контролирующая функция учебного пособия проявляется при переходе к активным формам обучения, способствующим развитию у обучающихся навыков самостоятельной работы. Объём, научный уровень и стиль изложения должны позволять каждому обучающемуся самостоятельно усвоить приведенный в ней материал за время, отведенное на его изучение, и овладеть знаниями, умениями, видами деятельности, перечисленными в программе. Для обеспечения терминологической однозначности в системе знаний, усваиваемых обучающимся, каждое учебное пособие (или другой вид учебной литературы) должно содержать словарь основных терминов, используемых в нём. Так как самостоятельная работа включает воспроизводящие и творче-ские процессы в деятельности обучающегося, различают три уровня само-стоятельной работы обучающихся: 1. Репродуктивный (тренировочный) уровень. 2. Реконструктивный уровень. 3. Творческий, поисковый. 1.Тренировочные самостоятельные работы выполняются по образцу: решение задач, заполнение таблиц, схем. Познавательная деятельность обу-чающегося проявляется в узнавании, осмыслении, запоминании. Цель такого рода работ - закрепление знаний, формирование умений, навыков. 2. Реконструктивные самостоятельные работы. В ходе таких работ происходит перестройка решений, составление плана тезисов, аннотирование. На этом уровне могут выполняться рефераты. 3. Творческая самостоятельная работа требует анализа проблемной ситуации, получения новой информации. Обучающийся должен самостоятельно произвести выбор средств и методов решения (учебно-исследовательские задания, курсовые и дипломные проекты). В практике обучения каждая форма самостоятельной работы включает в себя разнообразные виды работ. Перечислим наиболее распространенные и эффективные из них: 1. Работа c книгой. Такой вид направлен на работу с текстом и графическим материалом учебника, включающий пересказ основного содержания части текста, составление плана ответа по прочитанному тексту, краткий конспект текста, а так же поиск ответа на заранее поставленные к тексту вопросы. Работа с первоисточниками, справочной и научно-популярной литературой, конспектирование и реферирование прочитанного. 2. Упражнения: тренировочные, воспроизводящие упражнения по об-разцу; реконструктивные упражнения; упражнения, направленные на разви-тие умений и навыков. 3. Решение разнообразных задач и выполнение практических и лабо-раторных работ. 4. Различные проверочные самостоятельные работы, диктанты, сочинения. 5. Подготовка докладов рефератов. 6. Выполнение индивидуальных и групповых заданий в связи с экскур-сиями и наблюдениями в природе. 7. Домашние лабораторные опыты и наблюдения. 8. Техническое моделирование и конструирование. Перечисленных виды самостоятельной работы могут быть составлены для обучающихся, имеющих различный уровень самостоятельной учебной деятельности. Многообразие самостоятельных работ исключает рецептурные указания к их проведению. Однако любая работа должна начинаться с осознания студентами цели действия и способа действий. От этого во многом зависит эффективность всей самостоятельной работы. 1.3. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПЛАНИРОВАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБО-ТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНАМ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛА-СТИ «ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА» В ОРГАНИЗАЦИЯХ ВО. Основные виды внеаудиторных занятий в процессе высшего образования направлены на подготовку к практическому занятию, семинару, семинар-конференция, коллоквиуму, a в рамках контрольных мероприятий направлены на подготовку к контрольной работе, зачету, экзамену. Рассмотрим подробнее особенности самостоятельной подготовки к занятиям данных видов. Подготовка к лекции. Самостоятельная работа по подготовке к лекции определяется изучением любой дисциплины, строющейся по определенной логике освоения её разделов, которые представлены в рабочей программе дисциплины. Чаще всего логика изучения того или иного предмета заключатся в движении от рассмотрения общих научных основ к анализу конкретных процессов и факторов, определяющих функционирование и изменение этого предмета. Следует отметить, что преподаватели нередко представляют краткие конспекты своих лекций вместе с рабочей программой или имеют авторские учебники, пособия по преподаваемому предмету. Знакомство с этими мате-риалами позволяет заранее ознакомиться с основными положениями пред-стоящей лекции и активно задавать конкретные вопросы при её изложении. Преподаватель при чтении новой лекции обычно указывает на связь её со-держания с тем, которое было прежде изучено. Освоение содержания кон-кретной дисциплины прямо зависит от того, насколько обучающийся сам, без внешнего принуждения формирует у себя установку на получение на лекциях новых знаний, дополняющих уже имеющиеся по данной дисциплине. Подготовка к практическому занятию. Подготовка к практическому занятию включает в себя следующие элементы самостоятельной деятельно-сти: четкое представление цели и задач его проведения; выделение навыков умственной, аналитической, научной деятельности, которые станут результатом предстоящей работы. Выработка навыков осуществляется с помощью получения новой информации об изучаемых процессах и с помощью знания о том, в какой степени в данное время обучающийся владеет методами исследовательской деятельности, которыми он станет пользоваться на практическом занятии. Следовательно, работа на практическом занятии направлена не только на познание обучающимся конкретных явлений внешнего мира, но и на из-менение самого себя. Второй результат очень важен, так как он позволяет обеспечивать формирование таких общекультурных компетенций, как спо-собность к самоорганизации и самообразованию, способность использовать методы сбора, обработки и интерпретации комплексной информации для решения организационно-управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности обучающегося. Подготовка к практическому занятию включает в себя подбор материала, данных и специальных источников, c которыми предстоит учебная работа. Обучающиеся должны дома подготовить к занятию 3–4 примера формулировки темы исследования, представленного в монографиях, научных статьях, отчетах, после чего они самостоятельно осуществляют поиск соответствующих источников, определяют актуальность конкретного исследования процессов и явлений, выделяют основные способы доказательства авторами научных работ ценности того, чем они занимаются. В ходе самого практического занятия обучающиеся сначала представ-ляют найденные ими варианты формулировки актуальности исследования, обсуждают их и обосновывают свое мнение o наилучшем варианте. Подготовка к семинарскому занятию. Семинарское занятие является традиционной и распространенной формой организации самостоятельной работы обучающихся при изучении гуманитарных дисциплин. Самостоятельная подготовка к семинару направлена: - на развитие способности к чтению научной и иной литературы; - на поиск дополнительной информации, позволяющей глубже разо-браться в некоторых вопросах; - на выделение при работе с разными источниками необходимой ин-формации, которая требуется для полного ответа на вопросы плана семинарского занятия; - на выработку умения правильно выписывать высказывания авторов из имеющихся источников информации, оформлять их по библиографическим нормам; - на развитие умения осуществлять анализ выбранных источников ин-формации; - на подготовку собственного выступления по обсуждаемым вопросам;
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Бухгалтерский учет и аудит, 46 страниц
552 руб.
Курсовая работа, Бухгалтерский учет и аудит, 41 страница
420 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg