Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Государственная поддержка социально-ориентированных некоммерческих организаций

irina_k20 2225 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 89 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 18.06.2020
Объектом исследования является деятельность социально ориентированных некоммерческих организаций в системе рыночных отношений. В качестве предмета исследования выбраны методы государственного регулирования деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций. Теоретической и методологической основой исследования являются работы отечественных и зарубежных специалистов в области экономики, исследования особенностей функционирования некоммерческого сектора, законодательные и нормативные акты Российской Федерации по вопросам государственной поддержки деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций. В работе также использовались материалы периодической печати, информация с сайтов некоммерческих организаций и других информационных сайтов. В ходе исследования применялись методы классификации, обобщений, комплексного подхода к систематизации и анализа имеющегося материала. Информационной базой исследования послужили Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7 -ФЗ, а также другие федеральные законы и нормативные акты. В качестве фактического материала использованы информационные материалы государственных статистических органов Российской Федерации, официальные данные некоммерческих организаций. Структура работы представлена введением, основной частью из трех глав, заключением, списком использованной литературы, приложениями.
Введение

Политические и экономические изменения, осуществляемые в нашей стране в последние десятилетия, явились условием возникновения новых юридических форм и понятий, к числу которых относится и категория некоммерческих организаций. Некоммерческие организации (НКО) играют все большую роль в экономической и социальной жизни общества. Некоммерческие организации определяются законодательством как организации, не имеющие в качестве основной цели деятельности извлечение прибыли. Безусловно, коммерческий сектор составляет основу экономики любого государства. Вместе с тем, известно, что коммерческие организации, как правило, не работают в тех сферах, где не удается получить значительные финансовые результаты. Это относится в первую очередь к социальной сфере, сфере образования и науки, культуры, искусства, спорта, к духовной, политической сфере и т.д. Деятельность в указанных сферах в основном осуществляют некоммерческие организации. Разнообразие видов деятельности некоммерческих организаций весьма значительно. Некоммерческий сектор эффективно оказывает различные социальные услуги населению, занимается экологическими проблемами, защитой гражданских прав, социальной реабилитацией, организацией помощи инвалидам, детям, оставшимся без попечения родителей, беженцам и вынужденным переселенцам. Многие некоммерческие организации занимаются защитой прав человека, осуществляют общественный контроль за работой государственных служб, что способствует развитию и укреплению организационных основ гражданского общества. Некоммерческие организации обеспечивают взаимодействие органов государственного управления и институтов гражданского общества в решении важных для страны проблем и являются особо значимыми субъектами экономических отношений. Некоммерческий сектор занимает существенную часть от общего числа зарегистрированных юридических лиц. По состоянию на начало 2010 года, по данным Росстата, общая численность некоммерческих организаций составляла 670 тысяч. Однако данный вид деятельности не сопровождается получением экономической выгоды, а ориентирован на оказание социальных услуг - в результате он оказался не предусмотренным в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД). В последнее время общественный интерес к деятельности некоммерческих организаций значительно возрос. В течение последнего десятилетия был принят целый ряд федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность различных некоммерческих организаций. Законодательство, регулирующее некоммерческий сектор, в основном представлено нормативными правовыми актами, содержащими нормы нескольких отраслей права (в основном гражданского и административного). Президент РФ создал рабочую группу по вопросам совершенствования законодательства Российской Федерации о некоммерческих организациях (2009 г.). Подготовлен ряд поправок для внесения в действующее законодательство, которые должны создать благоприятные условия для деятельности НКО. Реформирование некоммерческого сектора происходит в соответствии с разработанной «Концепцией содействия развития благотворительной деятельности и добровольчества в РФ», одобренной распоряжением Правительства РФ, а Государственной Думой ФС РФ принят закон о поддержке социально-ориентированных некоммерческих организаций, занимающихся общественно полезной деятельностью (2010 г.). В научном плане выбранная тема имеет актуальный характер в связи с развитием сфер и областей деятельности организаций, не преследующих цель получения коммерческой выгоды. Изучению экономики некоммерческих организаций уделяется существенное внимание в ведущих странах. В начале 70-х гг. ХХ в. и в последующий период опубликованы работы, в которых дан комплекс¬ный анализ деятельности некоммерческих организаций. Наиболее полно различные аспекты становления и развития некоммерческих организаций в рыночной экономике отражены в трудах ряда зарубеж¬ных ученых: Г. Анхайера, А. Бен-Нера, Б. Вейсброда, Ф. Котлера, У. Поувелла, С. Роза-Аккерман, Л. Саламона, Г. Хансманна и др. В отличие от зарубежной экономической науки в работах отечественных авторов различные аспекты деятельности некоммерческих организаций представлены не столь широко. В конце ХХ – начале ХХ1 в. появился ряд публикаций, в которых обобщался имеющийся за¬рубежный опыт, рассматривались перспективы становления и разви¬тия некоммерческих организаций в российской экономике. Это работы Т.В. Юрьевой, М.Л. Маккальской, Н.К. Моисеевой, Н.А. Пирожковой, Р.В. Уткина, Г.А. Кудрявцевой И.С. Шиткиной и др. Целью настоящего исследования является изучение системы государственной поддержки социально-ориентированных некоммерческих организаций и разработка путей совершенствования государственной деятельности по поддержке и развитию институтов гражданского общества. Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи: ? изучить теоретические основы социально ориентированных некоммерческих организаций; ? рассмотреть практику поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в Российской Федерации; ? выявить проблемы и перспективы развития социально ориентированных некоммерческих организаций.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ (НКО). СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НКО 7 1.1. Определение некоммерческих организаций 7 1.2. Виды некоммерческих организаций и их характеристика 15 1.3. Социально ориентированные некоммерческие организации 24 1.4. Роль социально ориентированных общественных объединений и некоммерческих организаций в жизни общества 28 2. ПОДДЕРЖКА СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 31 2.1. Законодательство Российской Федерации о некоммерческих организациях 31 2.2. Виды поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций 37 2.3. Осуществление поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций на государственном уровне 41 2.4. Развитие и поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Татарстан. Система грантов 48 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 62 3.1 Проблемы развития институтов гражданского общества на современном этапе 62 3.2 Пути решения проблем по развитию социально ориентированных некоммерческих организаций 68 3.3 Совершенствование государственной деятельности по поддержке и развитию институтов гражданского общества 73 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 85
Список литературы

1. Гражданский Кодекс РФ. Часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-Ф3 // Справочно-правовая система «Гарант» 2. Жилищный Кодекс РФ от 29.12.2004 N 188-ФЗ // Справочно-правовая система «Гарант» 3. Федеральный закон Российской Федерации от 5 апреля 2010 г. N 40-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций" // Российская газета - Федеральный выпуск №5151 от 7 апреля 2010 г. 4. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 29.12.2010) «О некоммерческих организациях» (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2011) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» 5. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» 6. Федеральный закон от 3 ноября 2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» 7. Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» 8. Федеральный закон от 30 декабря 2004 N 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» 9. Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» 10. Федеральный закон от 8 декабря 1995 N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» 11. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" // Справочно-правовая система «Гарант» 12. Федеральный закон от 18 июля 2009 г. N 190-ФЗ «О кредитной кооперации» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» 13. Закон РФ от 19 июня 1992 г. № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах в российской Федерации)» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» 14. Закон РФ от 19 июня 1992 г. N 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» 15. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 8 июня 2009 года № 373 «О предоставлении государственной поддержки некоммерческим организациям Республики Татарстан, реализующим социально значимые проекты» // http://prav.tatar.ru 16. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 17 ноября 2004 г. N 498 "О создании государственной некоммерческой организации "Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан" // http://ivf.tatar.ru/rus 17. Постановление Кабинета Министров №373 от 08.06.2009 "О предоставлении государственной поддержки общественным организациям (объединениям) Республики Татарстан, реализующим социально значимые проекты" // http://prav.tatar.ru 18. Постановление Кабинета Министров № 749 от 20.09.2010 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 08.06.2009 № 373 "О предоставлении государственной поддержки общественным организациям (объединениям) Республики Татарстан, реализующим социально значимые проекты" // http://prav.tatar.ru 19. Постановление Кабинета Министров РТ «Об утверждении порядка предоставления субсидий за счет средств бюджета Республики Татарстан на частичное возмещение затрат молодежных общественных организаций и учреждений молодежной политики, которые оказывают социально значимые услуги в области государственной молодежной политики» от 17.11.2008 № 812 // http://prav.tatar.ru 20. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан «Об утверждении Порядка формирования государственного заказа на оказание услуг по социальному обслуживанию населения Республики Татарстан негосударственными организациями и индивидуальными предпринимателями Республики Татарстан» от 12.03.2010 № 126 // http://prav.tatar.ru 21. Регламент участия Государственной некоммерческой организации «Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан» в реализации проектов // http://ivf.tatar.ru/rus 22. Ежегодный доклад Общественной палаты Республики Татарстан за 2010 год «Тенденции развития общественных инициатив и некоммерческих организаций в Республике Татарстан» // oprt.tatar.ru 23. Доклад Общественной палаты Российской Федерации о состоянии гражданского общества в Российской Федерации // http://ivf.tatar.ru/rus 24. Информация по вопросам, подготовленным к заседанию Совета при полномочном представителе Президента РФ в ПФО по вопросу «О реализации Послания Президента Российской Федерации в части развития институтов гражданского общества и поддержки социально ориентированных общественных объединений и некоммерческих организаций» // oprt.tatar.ru 25. Информация о республиканском конкурсе на получение грантов Кабинета Министров Республики Татарстан для общественных организаций (объединений) // oprt.tatar.ru 26. Рекомендации общественных слушаний по реализации Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» от 5 апреля 2010 г. №40-ФЗ в части разработки Федеральных программ поддержки социально ориентированных НКО // oprt.tatar.ru 27. Алексеев С.С. Гражданское право. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2009. - 528 с. 28. Андреасян Г.Г. Современное экономическое состояние социальной сферы / Г.Г. Андреасян // Транспортное дело России. 2010. № 10. – С.12-15. 29. Беленков Р. Гражданское право. Части 1 и 2 (конспект лекций). М.: А-Приор, 2007. - 320 с. 30. Белых В.С. Предпринимательское право России. М.: Проспект, 2009. - 656 с. С.183-191. 31. Горбухов В.А. Коммерческое право. Конспект лекций. М.: Эксмо, 2007. — 192 с. С.25-27. 32. Гришаев С.П. Некоммерческие организации. СПС: Гарант, 2010. – 87 с. 33. Грудцына Л.Ю, Спектор А.А. Гражданское право России. - М.: Юстицинформ, 2008. - 560 с. 34. Дикова Л.Н. Перспективы применения инновационных подходов к управлению некоммерческими учреждениями сферы услуг // Российское предпринимательство. – № 5. - 2008. – С.32-39. 35. Душенькина Е.А. Экономика предприятия. Конспект лекций. - М.: Эксмо, 2009. - 160 с. 36. Исаков, А. Г. Опыт создания автономных учреждений [Текст] / А. Г. Исаков. - // Финансы. - 2009. - № 5. – С. 23-25. 37. Кирилловых, А. Казенное учреждение как некоммерческая организация [Текст] / А. Кирилловых, А. Урукова. - // Право и экономика. - 2010. - № 9. - С. 23-28. 38. Козлов, Е. А. Финансовое обеспечение оказания государственных услуг некоммерческими организациями [Текст] / Е. А. Козлов. - // Финансы. - 2009. - № 5. – С.18-22. 39. Колчина Н.В.Финансы организаций (предприятий). - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2007. - 383 с. 40. Кумаритова, А. А. Социальный заказ для государственных и муниципальных нужд как форма взаимодействия государства и неправительственных некоммерческих организаций / А. А. Кумаритова. - // Законодательство и экономика. - 2006. - № 8. - С.75-79. 41. Лескова, Ю. Особенности правового статуса отдельных видов некоммерческих организаций [Текст] / Ю. Лескова. - // Право и экономика. - 2011. - № 1. – С. 18-23. 42. Мерсиянова И.В., Солодова И.И. Фонды местных сообществ в России // Фонд местного сообщества как разновидность НКО. – М.: Издательский дом Государственного университета Высшей школы экономики, 2009. – С.9-13. 43. Одинцова М.И. Институциональная экономика. - М.: ГУ-ВШЭ, 2007. - 386 с. 44. Саляхова, Э. М. Формирование институциональной среды функционирования некоммерческой организации [Текст] / Э. М. Саляхова. - // Экономический вестник Республики Татарстан. - Казань, 2009. - № 4. – С.67-71. 45. Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия. М.: ИНФРА-М, 2006. — 528 с. – С.102-107. 46. Чаусская О.А.Гражданское право. М.: Дашков и К, 2007. - 480 с. 47. Шевчук Д.А. Гражданское право. - М.: Эксмо, 2009. – 386 с. 48. http://ivf.tatar.ru/rus 49. oprt.tatar.ru 50. http://prav.tatar.ru
Отрывок из работы

1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ (НКО). СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НКО 1.1. Определение некоммерческих организаций Термин «некоммерческие организации» давно и широко вошел в нашу жизнь. Однако, законодательство о некоммерческих организациях в Российской Федерации появилось лишь в 1990-х гг., хотя в отдельных нормативных актах более раннего периода признавался особый статус организаций, действующих в общественных интересах. Конституцией РФ (ст. 30) гарантирована свобода деятельности общественных объединений и право граждан на объединение. С принятием первой части ГК РФ нормы о некоммерческих организациях были помещены в единый раздел «Некоммерческие организации». Поскольку общественная деятельность может осуществляться образованиями, не имеющими статуса юридического лица, следует указать на возможность использования понятия «некоммерческая организация» в двух значениях - широком и узком . В широком смысле к некоммерческим организациям относятся все организации, в том числе не являющиеся юридическими лицами коллективные образования, созданные с общественно полезными целями и выполняющие социально-экономические функции, а потому, хотя и наделяемые определенными правами и обязанностями, но которые не могут выступать в гражданском обороте. В узком, гражданско-правовом смысле под некоммерческими организациями следует понимать только те из указанных организаций, которые приобрели статус юридического лица. В средствах массовой информации и в литературе общественные объединения, которые не преследуют политические цели в своей деятельности и которые не финансируются правительствами своих стран, часто носят название «неправительственные организации», или сокращенно НПО. Этот термин был введен в оборот в 1945 г. Уставом ООН, впоследствии закреплен в целом ряде международных документов и воспринят внутренним законодательством многих государств. По существу речь идет о синониме термина «некоммерческие организации». В соответствии с п. 1 ст. 50 ГК некоммерческая организация — это юридическое лицо, не имеющее в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющее полученную прибыль между участниками . Законодатель указывает на два основных признака некоммерческих организаций. Первый - отсутствие извлечения прибыли в качестве основной цели деятельности. Второй – полученная прибыль не может быть распределена между участниками некоммерческой организации . Установление сразу двух критериев для некоммерческих организаций имеет определенный смысл. В настоящее время без осуществления предпринимательской деятельности некоммерческие организации во многих случаях существовать не смогут, а смыслом предпринимательской деятельности является получение прибыли. Но для некоммерческой организации это не может быть самоцелью, и поэтому запрещение распределять прибыль между участниками определяет принадлежность к некоммерческому типу организаций. Еще одним признаком, отличающим некоммерческие организации от коммерческих является, специальная (целевая) правоспособность, которую законодатель установил для первых. Так, согласно п. 4 ст. 213 ГК общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды являются собственниками приобретенного ими имущества и могут использовать его лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами. Для некоторых видов некоммерческих организаций предусмотрены ограничения на занятие определенными видами деятельности . Например, финансируемые собственником учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере только с разрешения собственника, если иное не предусмотрено законом . При ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество, если иное не установлено Законом о некоммерческих организациях и иными федеральными законами, направляется в соответствии с учредительными документами некоммерческой организации на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели. В случае если использование имущества ликвидируемой некоммерческой организации в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства (п. 1 ст. 20 Закона о некоммерческих организациях). Учредителями некоммерческих организаций могут быть физические и (или) юридические лица, если действующим законодательством не предусмотрено иное. Так, согласно п. 1 ст. 15 Закона о некоммерческих организациях учредителями некоммерческой организации в зависимости от ее организационно-правовых форм могут выступать полностью дееспособные граждане и (или) юридические лица. Кроме того, в п. 1.2 ст. 15 Закона о некоммерческих организациях содержится ряд ограничений, которые касаются как граждан, так и юридических лиц. Согласно указанному пункту 1.2. не может быть учредителем (участником, членом) некоммерческой организации: 1) иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации; 2) лицо, включенное в перечень в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"; 3) общественное объединение или религиозная организация, деятельность которых приостановлена в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности"; 4) лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности; 5) лицо, которое не соответствует предъявляемым к учредителям (участникам, членам) некоммерческой организации требованиям федеральных законов, определяющих правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций отдельных видов. Число учредителей некоммерческой организации не ограничено, если иное не установлено федеральным законом. Так, согласно ст. 9 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан Российской Федерации, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданное органами местного самоуправления, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданное указанной организацией. Централизованные религиозные организации образуются при наличии не менее трех местных религиозных организаций одного вероисповедания в соответствии с собственными установлениями религиозных организаций, если такие установления не противоречат закону. А п. 1 ст. 6 Закона РФ от 7 июля 1993 N 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» установлено, что торгово-промышленная палата образуется по инициативе не менее пятнадцати учредителей. Некоммерческая организация может быть учреждена одним лицом, за исключением случаев учреждения некоммерческих партнерств, ассоциаций (союзов) и иных случаев, предусмотренных федеральным законом. Государственные органы власти так же обладают правом учреждать некоммерческие организации, однако есть ограничение этого права. Государственные органы власти могут создать некоммерческие организации только в форме публичного учреждения. Как и в коммерческих организациях, в некоммерческих возможны различные модели соотношениям прав учредителей и самого юридического лица . Первая модель - учредители (участники) утрачивают вещные права на переданное юридическому лицу имущество, приобретая при этом права обязательственные - права требовании (потребительские кооперативы). Вторая модель - учредитель, передавая юридическому лицу имущество, продолжает оставаться его собственником (сохраняет свои вещные права). При этом учредитель признается собственником и всего того, что приобретается юридическим лицом в процессе деятельности некоммерческой организации (в качестве примера можно привести учреждения). При третьей модели учредитель, передавая юридическому лицу имущество, теряет как обязательственные, так и вещные права на имущество. Однако, в некоторых случаях он сохраняет право контроля над этим имуществом (например в фондах). В отличие от коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных документов, некоммерческие могут действовать на основании общих положений об организациях такого вида. В качестве примера можно привести первичные профсоюзные организации и адвокатские палаты субъекта федерации. Неоднозначно решается вопрос относительно возможности признания некоммерческих юридических лиц банкротами. Согласно общему правилу, установленному п. 1 ст. 65 ГК юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом). Государственная корпорация или государственная компания может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда. Таким образом, казенные предприятия, учреждения, политические партии и религиозные организации не могут быть признаны банкротами ни при каких обстоятельствах . Остальные виды некоммерческих организаций могут быть признаны банкротами только в судебном порядке. Что касается государственных корпораций или государственных компаний, то они могут быть признаны банкротами только в том случае, если это прямо предусмотрено, специальным правовым актом, которым предусмотрено их создание. Наконец фонды по общему правилу могут быть признаны банкротами, за исключением случаев, когда запрет на признание их банкротами установлен законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда. Некоммерческие юридические лица могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных не только Гражданским кодексом РФ, но и другими федеральными законами (абз. 1 п. 3 ст. 50 ГК). В основном эти организационно-правовые формы предусмотрены Законом о некоммерческих организациях. В большинстве случаев некоммерческие организации являются собственниками принадлежащего им имущества (исключение составляют учреждения). Однако осуществление права собственности имеет определенную специфику. Так, некоммерческие организации, наделенные специальной правоспособностью, в большей степени ограничены в осуществлении правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом, нежели коммерческие организации, имеющие общую правоспособность. Это прямо подчеркивается в п. 4 ст. 213 ГК, согласно которому такие некоммерческие юридические лица, как общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды вправе использовать принадлежащее им на праве собственности имущество лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ . Некоммерческой организации как юридическому лицу присущи следующие характеристики : 1. Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету. 2. Некоммерческая организация вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории, имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке. 3. Некоммерческая организация вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему. 4. Учредительными документами некоммерческих организаций являются: устав либо учредительный договор и устав, либо только учредительный договор. В некоторых случаях некоммерческая организация может действовать на основании общего положения об организациях данного вида. 5. Некоммерческая организация создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами некоммерческой организации. 6. Некоммерческая организация может создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. 7. По решению учредителей (участников) либо органа, уполномоченного на то учредительными документами, некоммерческая организация может быть реорганизована. Реорганизация может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Некоммерческие организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных Гражданским кодексом РФ и другими федеральными законами . Это означает, что перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций не является исчерпывающим. Итак, некоммерческая организация представляет собой юридическое лицо, не имеющее в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющее полученную прибыль между участниками. Некоммерческие юридические лица имеют ряд иных особенностей, не характерных для коммерческих организаций. И коммерческие, и некоммерческие организации могут осуществлять деятельность, направленную на извлечение прибыли. Некоммерческие организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных Гражданским кодексом РФ и другими федеральными законами. 1.2. Виды некоммерческих организаций и их характеристика Некоммерческие организации могут быть классифицированы по различным критериям : 1) по форме собственности; 2) правам учредителей (участников) в отношении некоммерческих организаций или их имущества; 3) наличию института членства; 4) присутствию иностранного элемента; 5) территориальной сфере деятельности. В зависимости от формы собственности некоммерческие организации делятся на публичные (государственные и муниципальные учреждения, государственные корпорации, Банк России) и частные (все остальные). Согласно п. 2 ст. 48 ГК учредители (участники) некоммерческой организации, как и иных юридических лиц, могут иметь обязательственные права в отношении некоммерческой организации или вещные права на ее имущество либо не иметь каких-либо имущественных прав. Так, учреждения и Банк России не являются собственниками вверенного им имущества, право собственности сохраняется за их учредителями. Участники потребительских кооперативов и некоммерческих партнерств приобретают обязательственные права в отношении самих некоммерческих организаций, утрачивая при этом право собственности на переданное имущество. Не имеют ни вещных, ни обязательственных прав учредители фондов и автономных некоммерческих организаций. Организационно-правовые формы потребительских кооперативов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), товариществ собственников жилья, иных организации подразумевают членство их участников (учредителей), тогда как, например, в фондах и автономных некоммерческих организациях такой институт исключен. Наличие (отсутствие) иностранного элемента и его размер позволяет выделять национальные некоммерческие организации, с иностранным участием, а также иностранные некоммерческие организации . В зависимости от территориальной сферы деятельности некоторые некоммерческие организации (например, общественные организации) можно подразделить на международные, общероссийские, межрегиональные, региональные и местные. Некоммерческие организации могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соот¬ветствует данным целям. Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами . Потребительским кооперативом признается добровольное объ-единение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения их материальных и иных потребностей. Члены по-требительского кооператива вносят имущественные паевые взносы. Устав потребительского кооператива должен содержать : ? наименование юридического лица; ? его местонахождение; ? порядок управления его деятельностью; ? условия о размере паевых взносов членов кооператива; ? положения о составе и порядке внесения паевых взносов чле¬нами кооператива и об их ответственности за нарушение обя¬зательства по внесению паевых взносов; ? сведения о составе и компетенции органов управления ко-оперативом и порядке принятия ими решений (в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов); ? положения о порядке покрытия членами кооператива поне¬сенных им убытков. Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также слова «коопе¬ратив» или слова «потребительский союз», или «потребительское общество». Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потреб¬ностей. Участники (члены) общественных и религиозных органи¬заций не сохраняют прав на имущество, переданное ими в соб¬ственность этих организаций (в том числе на членские взносы). Они не отвечают по обязательствам общественных и религиозных организаций, в которых участвуют в качестве их членов, а указан¬ные организации не отвечают по обязательствам своих членов. Общинами коренных малочисленных народов Российской Федерации признаются формы самоорганизации лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому принципам, в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры. Члены общины малочисленных народов имеют право на получение части ее имущества или компенсации стоимости такой части при выходе из общины малочисленных народов либо при ее ликвидации. Казачьими обществами признаются формы самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества. Казачьи общества создаются в виде хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ, члены которых в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Казачьи общества подлежат внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации. Имущество, переданное казачьему обществу его членами, а также имущество, приобретенное за счет доходов от его деятельности, является собственностью казачьего общества. Члены казачьего общества не отвечают по его обязательствам, а казачье общество не отвечает по обязательствам своих членов. Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели (таблица 1.2.1). Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Разновидностью некоммерческого фонда является Фонд местных сообществ (ФМС). ФМС создаются для поддержки различных гражданских инициатив, для решения местных социальных проблем через механизм грантового финансирования. Таблица 1.2.1. Рамочный формат некоммерческих и общественных фондов Признак Характеристика 1 2 Цели деятельности Формирование имущества на основе добровольных взносов, иных, не запрещенных законом поступлений, и использование данного имущества на общественно полезные цели Членство Членства не имеет Учредители Физические лица, достигшие 18 лет, и юридические лица, но некоммерческий фонд может быть учрежден одним лицом, а общественный фонд – не менее чем тремя физическими лицами, достигшими 18 лет, и юридическими лицами – общественными объединениями Продолжение таблицы 1.2.1. 1 2 Руководящие органы Определяются уставом фонда Объем вещных прав некоммерческой организации Имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда Отношение учредителей и членов к имуществу организации, их ответственность Учредители не сохраняют прав на переданное ими в собственность организации имущество; не отвечают по обязательствам фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей Ликвидация, преобразование Ликвидация только по решению суда по заявлению заинтересованных лиц Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам его учредителей. Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых он создан, и соответствующей этим целям. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них. Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании его имущества. Порядок управления фондом и порядок формирования его органов определяются уставом, утверждаемым учредителями. Устав фонда должен содержать : ? наименование юридического лица; ? его местонахождение; ? порядок управления его деятельностью; ? наименование фонда, включающее слово «фонд», сведения о цели фонда; ? указания об органах фонда (в том числе о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда), о порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения, о местонахождении фонда, о судьбе его имущества в случае ликвидации. Устав фонда может быть изменен органами фонда, если это предусмотрено его уставом. Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц : 1) если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и возможность получения необходимого имущества нереальна; 2) если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть проведены; 3) в случае отклонения деятельности фонда от целей, предусмотренных его уставом; 4) в других случаях, предусмотренных законом. Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества. Коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут создавать объединения в форме ассоциаций (союзов), являющихся некоммерческими организациями. Если по решению участников на ассоциацию возлагается ведение предпринимательской деятельности, то такая ассоциация преобразуется в хозяйственное общество или товарищество в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ, либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе. Общественные и иные некоммерческие организации (в том числе учреждения) могут добровольно объединяться в ассоциации этих организаций. Ассоциация некоммерческих организаций является некоммерческой организацией. Члены ассоциации сохраняют свою юридическую самостоятельность и права юридического лица. Ассоциация не отвечает по обязательствам своих членов. Члены ассоциации несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и порядке, предусмотренном учредительными документами ассоциации. Наименование ассоциации (союза) должно содержать указание на основной предмет деятельности ее членов с включением слова «ассоциация» или «союз».
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 82 страницы
2100 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 82 страницы
990 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 50 страниц
1250 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 68 страниц
1700 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg