Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Особенности взаимоотношений младшего школьника в классном коллективе.

irina_k20 1450 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 58 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 18.06.2020
Объект исследования — процесс формирования коллектива младших школьников. Предмет исследования — особенности взаимоотношений школьников в классном коллективе. Цель исследования — изучить особенности взаимоотношений школьников в коллективе. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи: 1. Раскрыть сущность понятия «коллектив» и рассмотреть признаки, структуру классного коллектива; 2. Исследовать формирование коллектива младших школьников в контексте педагогического взаимодействия; 3. Изучить особенности развития детского коллектива. Гипотеза исследования: состоит в том, что целенаправленное использование социально-психологических механизмов общения дает устойчивые и позитивные изменения в общении младших школьников со сверстниками. Исследование проблемы выполнялись с помощью теоретических методов: анализ психологической, педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования, систематизации и обобщении подходов к процессу взаимоотношений младшего школьника в классном коллективе. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников литературы, включающего 30 наименований и приложения.
Введение

Современный период, отличающийся кардинальными изменениями, ставит проблему формирования нового человека, социально активного, способного к преобразовательной, творческой деятельности, готового принимать самостоятельные решения. Актуальность данной проблемы не теряется и в наше время. Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Ученический коллектив является учебно-воспитательным, его цель - овладение определённой суммой знаний, умений и навыков, формирование способностей и социально - полезных качеств личности. В нём развивается личность, способная самостоятельно решать возникающие проблемы; воспитываются интеллектуалы, творцы, организаторы, предприимчивые люди, лидеры, способные вести за собой других. Воспитание их малоэффективно без опоры самих ребят на коллектив, без опоры на общественное мнение, принятые в их среде нормы поведения и ценностные ориентиры. Такие качества личности формируются только в коллективе и через коллектив. Благодаря появлению у детей младшего школьного возраста общественной направленности, они начинают активно стремиться найти свое место в коллективе, завоевать авторитет среди товарищей и их уважение. Однако, для того чтобы удовлетворить эти стремления, учащиеся вынуждены считаться с общественным мнением коллектива, подчиняться принятым в коллективе правилам и традициям. Усвоение этих правил общественного поведения и является основой для формирования нравственных чувств и стремлений в младшем школьном возрасте. Это и определило актуальность нашего исследования.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3 Глава 1. Теоретические основы формирования взаимоотношений младших школьников в коллективе.…………………………………..……………………5 1.1. Понятие и признаки коллектива .…………………………………………...5 1.2. Структура коллектива ..……………………………………………….......…8 1.3. Стадии развития коллектива ……………………………………..………..12 Глава 2. Формирование коллектива младших школьников в контексте педагогического взаимодействия.……………………………………………..18 2.1. Особенности развития детского коллектива ……………………………..18 2.2. Исследование формирования коллектива в процессе педагогического взаимодействия.………………………………………………………………….21 Заключение……………………………………………………………….………54 Список использованных источников и литературы…………………..……….56 Приложения.……………………………………………………………….…….58
Список литературы

1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. /Л.И.Божович - Москва: Просвещение, 2008.-352с. 2 .Бурлачук Л.Ф. Словарь - справочник по психодиагностике./ Л.Ф. Бурлачук., С.М. Морозов / - Санкт – Петербург: Питер Ком, 2005. - 528с 3. Веракса А.Н. Развитие отношений межличностной значимости в дошкольном возрасте // Социально-психологические проблемы образования. Вопросы теории и практики: Сборник научных трудов. Выпуск 4. Часть II / Под ред. М. Ю. Кондратьева. — М.: МГППУ, 2006г. 4. Дубровина И.В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений/ И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; под ред. И.В. Дубровиной. 3 -е изд., - Москва: Академия, 2006. -464с. 5. Киричук А. В. Положение детей в системе общения в классном коллективе; —В кн.: Проблемы общения и воспитание. Тарту, 1974, ч. 2. а 8—17.) 6. Козлов, И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко/ И.Ф. Козлов. - М.: Новая школа, 2000. - 159 с. 7. Коломинский Я.Л. Социальная психология школьного класса: научно-метод. пособие для педагогов и психологов / Я.Л. Коломинский. - Минск: ООО «ФУА информ», 2003. - 312 с. 8. Конникова, Т.Е. Коллектив и формирование личности школьника / Т.Е. Конникова. – М.: Просвещение, 2000. – 169 с. 9. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка. / М. И. Лисина, - Москва – Воронеж, 1997. - c.245. 10. Лутошкин, А. Эмоциональные потенциалы коллектива / А. Лутошкин. – М.: Просвещение, 2000. –128 с. 11. Марютина Т.М. Психология развития: учебник для студентов высш. пед. и психол. учеб. заведений /Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, К.Н. Поливанова/ - Москва: Академия, 2010 – 352с. 12. Матюхина, М.В. Возрастная и педагогическая психология / М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина. - М.: Просвещение, 2004. -256 с. Мясищев В.Н. Психология отношений./ В.Н. Мясищев/ - Москва: МПСИ, 2007. – 158с. 13. Немов Р. С. Психология образования / Р. С. Немов М., 2000. –402 с. 14. Немов, Р.С. Путь к коллективу/ Р.С. Немов. - М.: Просвещение, 2000. – 144 с. 15. Непомнящая, Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет / Н.И. Непомнящая. — М., 1992. — 161 с. 16. Новиков, А.М. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия, векторы развития/ А.М. Новиков. - M.: Просвещение, 2001. –272 с. 17. Новикова, Л.И. Педагогика детского коллектива: Вопросы теории/ Л.И. Новикова. – М.: Просвещение, 2000. –144 с. 18. Сластенин В. А. Педагогика / В. А. Сластёнин [и др.]. М., 2002. –348 с. 19. Рожков М. И., Баибородова Л. В. Теория и методика воспитания / М. И. Рожков., Л. В. Баибородова -М., 2004. – 211 с. 20. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе/ М.И. Рожков, Л.В Байбоородова. - М.: Просвещение, 2000. –256 с. 21. Сластенин, В.А. Методика воспитательной работы / В.А. Сластенин.- М.: Просвещение, 2002. –576 с. 22. Титова, Н.И. Учебно-педагогическая коммуникация - средство построения сообщества дошкольников / Н.И. Титова; Титова Н.И. // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2012. - №3. - С. 12-18. 23. Тихомирова, О.А. Дошкольное образовательное учреждение, как социальная ступень развития ребенка / О.А. Тихомирова // Дошкольная педагогика. - 2007. - №7. - С. 33-35. 24. Чулкова, А.В. Формирование диалога у дошкольников: учеб. пособие / А.В. Чулкова. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2008. - 220 c. 25. Шевченко, А.П. Формирование как педагогический процесс. //Сост. В. М. Черникова, А. Ф. Затейкина, М. В. Грабовенко. - Самара: СИПКРО, 2000. -81c. 26. Щетинина, В.В. Диагностика опыта сотрудничества у детей 5-7 лет: учеб. -метод. пособие / В.В. Щетинина, Е.В. Бабич. - ТГУ. - Тольятти: ТГУ, 2010. -71 с 27. Д.Б. Эльконин. Детская психология. /Эльконин Д.Б/ - Москва: Аспект пресс,2006. –380с. 28. Эльконин Д.Б. Введение в детскую психологию //Избр. психол. труды. –Москва: Педагогика, 2005. – 560с. 29. Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. / Д.Б Эльконин / - Москва-Воронеж, НПО "МОДЭК", 2007. - 417 с 30. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/hrestomatia/43.php
Отрывок из работы

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОЛЛЕКТИВЕ 1.1 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ КОЛЛЕКТИВА Слово «коллектив» происходит от латинского colligo, что в переводе на русский означает «объединяю», а латинское collectivus- собирательный. Коллектив как психолого-педагогическое явление в на-учной и методической литературе понимается различно. В одном случае под коллективом понимают любое органи¬зованное объединение людей, в другом — высокую степень развития группы. В 20-е годы XX в. в отечественной теории воспитания – коллектив понимался как цель воспитательных усилий педагогов. В середине 60-х годов детский коллектив был охарактеризован как социально педагогическая система. В 80-е годы сформировалось представление о воспитательном коллективе как дифференцированном единстве разнотипных коллективов детей и взрослых. В 90-е годы теория коллектива дополнилась понятием воспитательной системы. Детский коллектив складывается и развивается в процессе совместной деятельности и общения своих членов, между которыми возникает система межличностных деловых и эмоционально-психологических отношений. Эти отношения образуют своеобразное поле коллектива проявляющейся в общественном мнении, ценностных ориентациях, нравственных принципах, психологическом климате. Дети занимают в коллективе определенное место в зависимости от своих природных данных, уровня развития и социального опыта. В коллективе образуются неформальные группы в соответствии с интересами воспитанников. В результате взаимодействия ребенка с коллективом, происходят взаимосвязанные процессы. Я.Л. Коломинский ввёл в оборот педагогической психологии понятие «личные взаимоотношения», которые понимаются как личностно значимое образное, эмоциональное, интеллектуальное отражение людьми друг друга, которое представляет собой их внутреннее состояние. Проблема детского коллектива это, в конечном счете, проблема управления им как инструментом воспитания. Управление коллектива представляет собой совокупность трех взаимосвязанных процессов педагогического руководства, самоуправления и саморегуляции. Для того, чтобы назвать малую группу коллективом, она должна соответствовать ряду весьма высоких требований: успешно справляться с возложенными на нее задачами, иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения, создавать для каждого своего члена возможность развития как личности, быть способной к творчеству, т.е. как группа давать людям больше, чем может дать сумма того же количества индивидов, работающих в отдельности. Младший школьник - это человек, активно овладевающий навыками общения. В этом возрасте происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом возрастном этапе. Развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в коллективе и через коллектив, что является одной из важнейших закономерностей воспитания. Осмысливая важность этой закономерности, следует иметь в виду два следующих положения. Первое из них состоит в том, что важной целью воспитания является формирование личности в духе коллективизма, развития у нее товарищеских черт и качеств. Указанная цель может быть достигнута только при условии, что личность будет воспитываться в хорошо организованном и здоровом в социальном и духовном отношениях коллективе. Второе положение связано с тем, что воспитание не может быть ограничено лишь личным влиянием педагога на каждого воспитанника. Оно обязательно должно подкрепляться разносторонним влиянием коллектива, который не только обеспечивает свободу и защищенность личности, но и выступает как носитель здоровой морали и аккумулирует в себе богатство нравственных и художественно-эстетических отношений. Поэтому в процессе педагогической работы необходимо создавать здоровый и сплоченный воспитательный коллектив и умело использовать его для разностороннего развития личности. Без такого коллектива трудно рассчитывать на высокую эффективность воспитания. Таким образом, понятие коллектива указывает на объединение людей, на существование между ними связующих отношений. В этом смысле в каждом людском объединении можно выделить отношения деловые и отношения личные. Деловые отношения основываются на совместной деятельности по решению социально- значимых задач, на соблюдении установленных в том или ином объединении организационных зависимостей, правил и порядков. Личные же отношения основаны на личных привязанностях, симпатиях и антипатиях и охватывают главным образом сферу узколичной деятельности. Чтобы считаться коллективом, группа должна удовлетворять нескольким признакам, главным из которых можно считать наличие общей цели у всех ее членов. 1) она может формироваться в результате взаимного влияния индивидуальных целей каждого, или задаваться извне, но всегда будет единой для всех, а не просто одинаковой, схожей; 2) другим признаком коллектива является психологическое признание членами группы друг друга и отождествление себя с нею, в основе чего лежат совместные интересы, идеалы, принципы, сходство или взаимная дополняемость характеров, темпераментов и т.п. Такое психологическое признание делает возможным практическое взаимодействие людей, в результате чего потенциал коллектива оказывается существенно большим, чем сумма потенциалов каждого из его членов; 3) еще одним признаком коллектива можно считать наличие определенной культуры, выраженное в общих ценностях, символике, нормах и правилах поведения, вступления или выхода из него, требованиях к физическому и моральному облику участников. Ключевым признаком коллектива считается налаженность, прочность и действенность деловых отношений и серьезных зависимостей между учащимися. Радиальная порука и всепрощение, в основе которых чаще всего лежат личные, узкогрупповые симпатии и антипатии, считаются антиподом коллектива и коллективизма. Детально определял сущность коллектива А.С.Макаренко. «Нельзя представить себе коллектив, - писал он, - если взять попросту сумму отдельных лиц. Коллектив - это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношения частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище». Таким образом, воспитательный коллектив - это такое объединение учащихся, жизнь и деятельность которого мотивируется здоровыми социальными устремлениями, в котором хорошо функционируют органы самоуправления, а межличностные отношения характеризуются высокой организованностью, ответственной зависимостью, стремлением к общему успеху, богатством духовных отношений и интересов, что обеспечивает свободу и защищенность каждой личности. 1.2 СТРУКТУРА КОЛЛЕКТИВА Детский коллектив первоначально имеет формальную (официальную) структуру, как правило, задаваемую взрослыми, например, набирают детей в школьный класс, в спортивную секцию, кружок, отряд в лагере и т.п. В одной группе оказываются дети, которые отвечают определенным критериям отбора: по возрасту, физическим данным, необходимым для занятия спортом; уровню обученности, соответствующему требованиям специализированного класса, и т.д. Формальная структура соответствует тем функциям, которые призваны выполнять, и определяет условия деятельности коллектива (количество детей, оборудование помещений и т.п.), а также позицию взрослого (учителя, наставника, тренера, воспитателя и т.п.). Внутри формальной структуры образуются малые контактные группы па основе общих интересов, симпатий, привязанностей. В связи с этим возникает одна из важнейших педагогических задач – формирование в детском коллективе гуманистических норм отношений. Неформальная (неофициальная) структура возникает на основе межличностных отношений, развивающихся в коллективе, в соответствии с интересами воспитанников. В коллективе образуются неформальные группы в соответствии с интересами воспитанников. Педагог задает нормы поведения, требования, предъявляемые образовательным учреждением, демонстрирует образцы, на которые надо ориентироваться. Однако добиться их принятия детским коллективом – немалый труд. Зачастую действия, личные свойства людей по-всякому оцениваются детьми и преподавателями. Это происходит в силу различного жизненного опыта, представлений о хорошем и плохом, особенностей характера. Эффективность воспитательной работы зависит от того, насколько высок статус педагога в детском коллективе, т.е. его позиция учителя, воспитателя еще не означает безусловности его авторитета. Педагог должен быть включен во взаимоотношения в детском коллективе, выстраивать профессиональное общение с воспитанниками, прививая гуманистически ориентированные ценности. Одобрение или осуждение, поддержка или отклонение коллективом каких-либо точек зрения формируют общественное мнение, которое является не только характеристикой коллектива, но и используется как один из методов педагогического взаимодействия. Метод общественного мнения заключается в привлечении воспитанников к разработке и предъявлению друг к другу социально и нравственно ценных требований, постановке и реализации общественно и личностно значимых перспектив, оказывает решающее влияние на действенность поощрения и наказания. Назначение метода общественного мнения состоит в стимулировании всего положительного в жизни коллектива и преодолении негативных явлений и тенденций. Одной из форм внешнего, поведенческого выражения коллективных норм являются традиции, которые закрепляют ценностные отношения. Дети занимают в коллективе определенное место в зависимости от своих природных данных, уровня развития и социального опыта. Они получают определенный статус, принимая на себя те или иные роли. В социальной психологии роль определяется как нормативно заданный одобряемый образец поведения, ожидаемого от человека; статус – это степень его авторитетности, положение в системе коллективных отношений. Очевидно, что ребенок ориентируется в нормах, задаваемых взрослыми («Так поступать хорошо, а так – плохо»), и может соответствовать предъявляемым требованиям. Однако самоутверждение в среде сверстников происходит гораздо труднее. Важно, чтобы педагог сумел наладить благоприятные взаимоотношения в детском коллективе, обеспечивая тем самым возможность каждому ребенку проявить свои лучшие качества. В теории и практике формирования детского коллектива сформировались всевозможные точки зрения в оценке смысла коллектива в воспитании личности. Так, Р.С.Немов предлагает отказаться от догмы однозначно положительного влияния реального коллектива па личность . Другие ученые считают развитие личности и коллектива взаимообусловленными процессами: «Активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива» . По мнению М. И. Рожкова и Л. В. Байбородовой, воспитательная работа предполагает представление о взаимодействии ребенка и коллектива как о процессе двустороннем: идентификации ребенка в коллективе и обособлении его в коллективе («быть со всеми" и "оставаться самим собой») . В самом деле, в педагогическом процессе детский коллектив важен как необходимое средство воспитания, благодаря которому можно научить ребенка взаимодействию с другими людьми, выстраиванию взаимоотношений. Коллективная жизнедеятельность открывает возможности для реализации личностных потенциалов, приобретения социального опыта. Именно в процессе развития групповых отношений формируются условия, при которых более успешно протекает процесс социализации молодых людей. Существует большое число классификаций коллектива. Выделяют коллективы: – длительно существующие, временные, ситуативные (кратковременные); – учебно-познавательные, трудовые и клубные; – коллектив детских организаций: первичные (класса, группы) и вторичные (школы) и др. Различные отношения создают разные группы. Это могут быть группы как сплоченные, так и несплоченные. Сплочение групп также происходит на разной основе. В результате интеграции могут возникнуть группы социальной и асоциальной направленности, различного уровня деятельности, опосредования. Группы отличаются друг от друга и таким признаком, как доминирующий фактор сплочения. Факторами могут быть общие интересы членов группы, стремление приспособиться в специфических условиях, авторитет лидера, наличие социальных норм, принимаемых всеми членами группы, и т.д. В зависимости от каждого фактора группа имеет свою траекторию развития и то качество, которое отличает одну сплоченную группу от других. Таким образом, детский коллектив имеет определенную структуру, ведущей единицей которого считается ученический класс. Оказывает воспитательное влияние на личность, тем самым является носителем определенных воспитательных функций: - воспитательной: детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных нравственных убеждений; - организаторской: детский коллектив становится субъектом управления своей общественно-полезной деятельностью; - стимулирования: коллектив способствует формированию нравственно ценных стимулов всех общественно-полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения. 1.3 СТАДИИ РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА Коллектив как специально организованное объединение учащихся формируется не сразу. Ни одно объединение людей изначально не проявляет существенных признаков, которые характеризуют коллектив. Процесс формирования коллектива длительный и проходит через ряд этапов. В философии процесс развития коллектива рассматривается как развитие социального организма, основные критерии которого - целеустремленность, сплоченность, эффективность деятельности (В. Г. Иванов). В социальной психологии процесс развития рассматривается через такие параметры, как нравственная направленность, организационное и ценностное ориентационное единство, подготовленность к той или иной деятельности в рамках социально-психологической общности, возникающей в коллективе (А. В. Петровский, Л. И. Уманский и др.). Этапы развития коллектива, где требование выступает основным параметром, определяющим его становление, были обоснованы А. С. Макаренко. В развитии воспитательного коллектива он считал закономерным переход от категорического требования педагога до свободного требования каждой личности к себе на фоне требований коллектива. Существует несколько подходов к вычленению стадий формирования детского коллектива. Большинство исследователей вслед за А. С. Макаренко рассматривают эти стадии сообразно характеру предъявляемых требований. Согласно этой концепции, в развитии коллектива выделяются три стадии. Первая стадия: становление коллектива (стадия первоначального сплочения). Организатор коллектива - педагог, от него исходят все требования. На первоначальной стадии развития цели коллектива обычно сориентированы на внутреннюю жизнь класса. Каждый ребенок в этот период старается найти друзей, микрогруппу, в которую его приняли бы, занять в ней достойное положение. Микрогруппы образуются довольно интенсивно: порой лишь на основе симпатии, но чаще на основе общности интересов. В центре - дети, обладающие привлекательными для всех занятиями. В последнем случае микрогруппы носят неустойчивый характер и, если не появилось другого мотива их объединения, распадаются на первой стадии развития коллектива. В классе в этот период обычно значительное количество изолированных школьников. Эта стадия характеризуется сравнительно высокой конфликтностью отношений, причины ее разнообразны и чаще всего не являются принципиальными. Только к концу этой стадии число конфликтов уменьшается, а сохранившиеся оказываются связанными с актуальными для жизни класса вопросами. Первая часть считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, деятельности и общей организации. На второй стадии усиливается влияние актива. Теперь уже актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их к членам коллектива. Для второй стадии характерна стабилизация структуры коллектива. К завершению второй стадии уже складывается четкая структура деловых отношений, эмоционально-психологических. Стабилизируется состав дружеских микрогрупп. Изменение в их составе сводится, как правило, к введению в группу или выделения из нее одного - двух человек, однако полностью они обычно не распадаются . Конфликты на этой стадии связаны в основном с несовпадением ценностных ориентаций и способов поведения отдельных членов коллектива. В этот период класс уже способен разрешать возникающие в нем конфликты самостоятельно. К завершению второй стадии развития коллектива еще существуют «изолированные» школьники, но число их обычно не превышает одного-двух, резко увеличивается количество взаимных выборов. Третья и последующая стадии характеризуют расцвет коллектива. Они отличаются рядом особых качеств, достигнутых на предыдущих этапах развития. Чтобы подчеркнуть уровень развития коллектива на этой стадии, достаточно указать на уровень и характер требований, предъявляемых друг к другу членами коллектива: более высокие требования к себе, чем к своим товарищам. Для данной стадии развития коллектива характерной чертой становится деятельность на пользу другим людям, то есть осуществляется нравственная цель, которая в значительной степени определяет всю организацию жизни коллектива. Учебная деятельность способствует развитию воли и произвольности. В дошкольном возрасте произвольность выступает лишь в отдельных случаях. В школе же вся деятельность по своему характеру является произвольной. Дружеские микрогруппы не исчезают, но границы между ними становятся все более размытыми. Все группы в большей или меньшей степени приобретают коллективистскую направленность; конфликты в коллективе единичны, и школьники в основном способны сами преодолевать их, исходя из интересов не только коллектива, но и отдельной личности. Коллектив не может и не должен останавливаться в своем развитии, даже если он достиг очень высокого уровня, поэтому некоторые педагоги выделяют четвертую стадию развития коллектива. На этой стадии каждый школьник благодаря прочно усвоенному коллективному опыту сам предъявляет к себе определенные требования, выполнение нравственных норм становится его потребностью, процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важнейших задач развития ребенка на этом возрастном этапе. Новая социальная ситуация и новые правила поведения приводят к тому, что в первый год обучения повышается уровень комфортности детей, что является закономерным следствием вхождения в новую группу. Общение со сверстниками играет важную роль в этом возрасте. Оно не только делает самооценку более адекватной и помогает социализации детей в новых условиях, но и стимулирует их учебу. Указанная стадиальность в основе своей имеет требования к личности, входящей в коллектив. Именно это основание послужило Антону Семеновичу Макаренко критерием для выделения этапов . Мы охарактеризовали идеальную модель процесса развития классного коллектива. Конечно, реальные условия могут внести существенные коррективы в ее реализацию. Для осознания возможностей детского коллектива в воспитании личности рассмотрим уровни развития группы как коллектива. Изучая детские коллективы, Л.И.Уманский выделил признаки социально-психологической зрелости группы, которые проявляются по-разному в зависимости от уровня ее развития. Он их объединил в три блока. Общественный блок с подструктурами социальной направленности, организованности и подготовленности, отражающими соответственно идеологическую, управленческую и деловую сферы групповой жизнедеятельности. Под направленностью группы понимается социальная ценность принятых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентации и групповых норм, т.е. идеологическая сфера группового сознания. Сущность организованности группы состоит в реальной и эффективной способности к самоуправлению - групповой самоуправляемости (А. С. Чернышев). Реально действующая группа всегда активна в отношении той или иной конкретной деятельности (общественно-политической, управленческой, трудовой, познавательной, спортивной, культурно-массовой, игровой и т.п.). Групповая деятельность требует от каждой личности и группы в целом соответствующих знаний, умений и навыков - опыта групповой подготовленности. Личностный блок с подструктурами интеллектуальной, эмоциональной и волевой коммуникативности, отражающими единство трех сторон сознания входящих в группу личностей и соответствующих сфер жизнедеятельности группы. Интеллектуальная коммуникативность - это процесс межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего языка. Она реализуется путем обмена информацией, определения общих позиций, суждений, принятия групповых решений. Эмоциональная коммуникативность - это межличностные связи эмоционального характера, преобладающий эмоциональный настрой группы, ее эмоциональные потенциалы. Это та объективно существующая в группе атмосфера, которая характеризует эмоциональную сторону ее жизнедеятельности. Волевая коммуникативность понимается как способность группы противостоять трудностям и препятствиям, ее своеобразная стрессоустойчивость и надежность в экстремальных ситуациях. Блок общих характеристик (интегративность, микроклимат, референтность, лидерство, интрагрупповая и интергрупповая акивность) жизнедеятельности группы . Детский коллектив как сложная социально-педагогическая система обладает своей структурой, в которой отечественные педагоги различают две составляющие: неформальная структура (складывается стихийно) и формальная структура (организуется воспитателем). Л.И. Новикова отмечает, что в современных условиях классный коллектив младших школьников должен рассматриваться, прежде всего, с точки зрения его необходимости и полезности для личностного развития детей, а таковым он становится, если в нем созданы условия не только для процесса идентификации ребенка с коллективом, но и для обособления его в коллективе . Выводы по первой главе: Из этого следует, что воспитательный коллектив - это такое объединение учащихся, жизнь и деятельность которого мотивируется здоровыми социальными устремлениями, в котором хорошо функционируют органы самоуправления, а межличностные отношения характеризуются высокой организованностью, ответственной зависимостью, стремлением к общему успеху, богатством духовных отношений и интересов, что обеспечивает свободу и защищенность каждой личности. Детский коллектив имеет определенную структуру, ведущей единицей которого считается ученический класс. Оказывает воспитательное влияние на личность, тем самым является носителем определенных воспитательных функций: - воспитательной: детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных нравственных убеждений; - организаторской: детский коллектив становится субъектом управления своей общественно-полезной деятельностью; - стимулирования: коллектив способствует формированию нравственно ценных стимулов всех общественно-полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения. Это позволяет сделать вывод, что воспитательный коллектив в своем развитии проходит несколько стадий: на первой он выступает как цель воспитательной деятельности педагогов; на второй – как инструмент воспитания и формирования социально значимых качеств личности; на третьей – как инструмент индивидуального развития воспитанников. На каждой последующей стадии коллектив позволяет решать все более сложные задачи воспитания. ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ КОЛЛЕКТИВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 2.1 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА Взаимодействия ребенка с коллективом сверстников различны на разных возрастных этапах. Первоначальная потребность в общении со сверстником проявляется у ребенка уже в раннем детстве. На первом году жизни малыш интересуется ровесником как известным объектом из многообразного окружающего мира. Он может разглядывать его, принимать за подвижную игрушку. В то же время взаимодействие с себя подобным позволяет ребенку увидеть в другом самого себя. В 1,5 года дети любят рассматривать картинки, на которых изображены сверстники, сравнивая их одежду, мимику, «видя» себя со стороны . Совместные действия в возрасте до 1,5 года возникают редко, так как дети не умеют еще согласовывать свои желания, не чувствуют состояния ровесника. После 1,5 лет начинает зарождаться детское общение. Малыш видит в сверстнике партнера по совершению кратковременных действий, основанных главным образом на подражании друг другу. Постепенно, к 3 годам, общение со сверстниками начинает занимать все большее место в жизни ребенка.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg