Актуальность. Переход Российской Федерации на инновационный принцип развития экономики, формирование благоприятных перспектив эффективной интеграции Российской Федерации в мировое хозяйство, изменение масштабов, характера и форм внешнеэкономической деятельности формируют предпосылки для совершенствования таможенной деятельности и разработки стратегии развития таможенной службы Российской Федерации на долгосрочную перспективу.
Реализация Концепции развития таможенных органов Российской Федерации сформировала основу для обеспечения интересов государства в таможенной сфере, противодействия угрозам экономической безопасности и создания благоприятных условий для внешней торговли. Дальнейшее совершенствование обеспечивается через формирование универсальных инструментов и установление показателей эффективности деятельности в зависимости от динамично изменяющейся внешней среды и внутренней политики государства.
Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года определяет ключевые условия и приоритеты совершенствования таможенной службы на долгосрочную перспективу во взаимосвязи с долгосрочными целями и задачами.
Основным стратегическим ориентиром таможенной службы Российской Федерации является обеспечение экономической безопасности в сфере внешнеэкономической деятельности Российской Федерации и содействие внешней торговле.
Стратегической целью таможенной службы Российской Федерации является повышение уровня экономической безопасности Российской Федерации, создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в российскую экономику, полного поступления доходов в федеральный бюджет, защиты отечественных производителей, охраны объектов интеллектуальной собственности и максимального содействия внешнеторговой деятельности на основе повышения качества и результативности таможенного администрирования.
К основным направлениям развития таможенной службы Российской Федерации относятся:
? таможенное регулирование;
? осуществление фискальной функции;
? правоохранительная деятельность;
? предоставление государственных услуг и осуществление контрольно-надзорных функций;
? содействие интеграционным процессам и международному сотрудничеству.
Для обеспечения основных направлений требуется совершенствование следующих вспомогательных направлений:
? таможенная инфраструктура;
? кадровый потенциал и антикоррупционная деятельность;
? социальная сфера.
Результативность деятельности таможенной службы Российской Федерации по ее основным направлениям развития определит необходимость внесения изменений в подходы к совершенствованию организационно-управленческой деятельности.
Положения Стратегии соотносятся со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, Основными направлениями внешнеэкономической политики Российской Федерации до 2020 года, Внешнеэкономической стратегией Российской Федерации до 2020 года, Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года, Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года и Стратегией государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года.
В ходе реализации запланированных мероприятий Стратегии Федеральная таможенная служба взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти и организациями.
Степень разработанности темы исследования. Проблемы реализации технологии предварительного информирования рассматривали следующие авторы Малышенко Ю.В., Афонин П.Н., Ясенев В.Н., Кулешов А.А., Коробкова М.И., Моисеев В.В., Полякова А.В., Корняков К.А., Егоров Ю.А., Кожанков Ю.А.
Объектом данного исследования является общая характеристика предварительного информирования (ПИ).
Предметом выступает механизм реализации процедуры предварительного информирования на различных видах транспорта.
Целью работы являются проанализировать отечественный и зарубежный опыт применения предварительного информирования таможенных органов и предложить рекомендации по его совершенствованию.
Поставленная цель потребовала выполнения следующих задач:
- изучить предпосылки создания ПИ;
- проанализировать понятие, цели и задачи системы ПИ;
- ознакомиться с ПИ стран-участниц ЕАЭС;
- рассмотреть опыт применения предварительного информирования в Европейском союзе;
- предложить подходы к решению проблем реализации технологии предварительного информирования и определить перспективы совершенствования института предварительного информирования.
- предложить пути совершенствования ПИ таможенных органов о товарах, возимых автомобильным транспортом.
Нормативно-правовой основой исследования являются Таможенный кодекс Таможенного союза, Федеральный закон № 311-ФЗ от 27.11.2017 «О таможенном регулировании в Российской Федерации,
Межправительственное Соглашение «О представлении и об обмене предварительной информацией, о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза», Решение Комиссии ЕАЭС «О ведении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом», Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза железнодорожным транспортом» и др.
Эмпирическая основа исследования включает международные договора и соглашения в области предварительного информирования, статистические данные Евразийской Экономической Комиссии, статистические данные, а также внутренние приказы и распоряжения.
Теоретической основой исследования послужили положения международных и российских нормативных правовых актов, а также работы зарубежных и отечественных авторов: Малышенко Ю.В., Афонин П.Н., Ясенев В.Н., Корняков К.А., Егоров Ю.А., Кожанков Ю.А.
Методологическую основу исследования составляет комплекс мер научного познания, среди которых анализ, синтез, индукция, дедукция, системный подход, метод сравнительно-правового анализа, исторический метод.
Структура работы обусловлена ее целью и задачами и состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы и приложений.