Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Педагогические условия развития творческой деятельности детей в начальной школе

kira_moreva 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 80 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 18.06.2020
Представленное нами исследование было направлено на определение и обоснование термина «творческая направленность» и выявление его особенностей у детей. Взяв за основу определения термина подходы, гуманистической педагогики и психологии, работы классиков российской методологической школы по художественно-эстетическому воспитанию детей, мы выделили существенные признаки понятия «творчество» и подошли к пониманию термина «творческая направленность», как активное стремление человека осуществиться «здесь и сейчас», реализовать свое «Высшее Я» через образование, совершенствование себя на основе стремления к Идеалу, посредством проявления и развития своих личностных возможностей и способностей в процессе создания новых художественных образов, произведений и действий. В данном контексте «Высшее Я» рассмотрено в исследовании как внутренний источник развития личности; как трансцендентный источник творчества; как внеэмпирическое, истинное, вечное «Я». Следствием данного будет изначальное единство мотивационно-потребностной сферы, ценностных ориентаций личности и способностей, т.е. того, к чему он стремится, и того, что он на самом деле способен осу-ществить.
Введение

Актуальность исследования. Современный этап развития общества характеризуется становлением образования нового типа, смыслообразую-щим фактором которого выступает идея воспитания человека культуры, «человека-созидателя», «человека-творца», способного позитивно и кон-структивно подойти к решению актуальных жизненных проблем. Это по-влекло за собой переориентацию целей и содержания образования на по-зиции гуманизации и гуманитаризации, в контексте которых человек предстает эпицентром культуры и главной ценностью образовательного процесса (Е.В. Бондаревская, Э.В. Ильенков, И.А. Ильин, М.С. Каган, Н.Д.Никандров, А.А. Мелик-Пашаев и др.). Ориентация общества и всей системы образования на развитие личности ребенка неизбежно требует создания оптимальных условий для становления её целостности и раскрытия её способностей, творческого потенциала, воспитания нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру (О.С. Газман, С.В. Кульневич, В.В. Сериков и др.). Данная проблема отразилась в статьях Закона РФ «Об образовании», в «Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования». Особая роль в стандарте отводится проблеме межпредметных связей, которые способствуют интеграции учебных предметов в образовательные области и выводу конкретного знания учебного предмета в надпредметную (смысловую, личностную) область знания. В данном контексте актуальными предстают психолого-педагогические исследования младшего школьного возрастного периода развития личности ребенка, когда формируется ядро его личности, разви-ваются способности, зарождаются индивидуальные склонности к конкретным видам деятельности, конструируется целостная картина мира (Л.И.Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Я.Л. Коломинский, Н.С. Лейтес, А.И. Леонтьев, А.А. Люблинская, В.С. Мухина, Б.П. Теплов, Б.Д. Эльконин и др.). Позиции ученых сходны в том, что данный период является наиболее сенситивным, отзывчивым на эстетические и этические влияния, поскольку в нем наиболее интенсивно развивается эмоционально-чувственная сфера. При этом наиболее действенным фактором творческой направленности детей выступает искусство как способ формирования чувства прекрасного, как художественный способ освоения действительности. (Д.Б. Кабалевский, М.С. Каган, Г.В. Лабунская, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М.Неменский, Б.П. Юсов и др.) Анализ практики эстетического образования, существующих типо-вых программ по предметам гуманитарно-эстетического цикла позволяет сделать выводы о том, что существующие традиционные программы направлены не на творческую самоактуализацию и самовыражение детей, а на трансляцию регламентированной информации в ущерб эстетическому отношению к окружающему миру, духовному единству с природой, национальным и общечеловеческим ценностям. В большинстве общеобразовательных учебных организаций предметы искусства разобщены, не связаны между собой, что не способствует динамичному целостно-интегративному развитию образного и логического мышления учащихся, и в малой степени обеспечивает развитие творческой направленности участников образовательного процесса. В этой связи становится актуальной проблема творческой направ-ленности детей, поиск механизмов, технологий, способствующих и по-буждающих человека к творчеству, через самопознание к самовыражению, через самовыражение к становлению, к самосовершенствованию личности. Объект исследования: процесс художественно-эстетического обра-зования в начальной школе. Предмет исследования: педагогические условия и средства организации в начальной школе процессов, обеспечивающих творческую направленность школьников. Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспе-риментально проверить систему психолого-педагогических условий эф-фективной организации процесса творческой направленности детей млад-шего школьного возраста средствами изобразительного искусства. Гипотезой исследования выступило предположение о том, что эф-фективность развития творческой направленности детей в начальной школе в личностно-ориентированном педагогическом процессе зависит от учета и включения в содержание образования духовных, природных, социальных, общекультурных факторов, определяющих среду развития детей младшего школьного возраста; от совместного, сотворческого создания, созидания среды развития как основного педагогического условия творческой направленности всех субъектов образовательного процесса. Для достижения цели исследования и проверки выдвинутой гипоте-зы были определены следующие задачи: 1. Проанализировать научно-теоретическую литературу с целью определения понятия «творческая направленность» средствами искусства и его места в общей структуре личности человека. 2. Раскрыть основные структурные компоненты опыта творческой направленности детей младшего школьного возраста средствами искус-ства. 3. Определить факторы и выявить педагогические условия, влияю-щие на процесс творческой направленности детей младшего школьного возраста. 4. Разработать и опытно экспериментально апробировать психоло-го-педагогические условия, обеспечивающие эффективное обретение младшими школьниками на уроках искусства опыта творческой направ-ленности. Теоретико-методологическую основу нашего исследования составили работы, в которых анализируется влияние культуры, искусства и творчества на процесс духовного развития человека: М.М. Бахтина, А.Ф.Лосева, В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева, В.С. Библера, М.С. Кагана, М.К. Мамардашвили, Ю.М. Лотмана, И.А. Ильина, В.П. Зинченко и др. В ходе исследования использовались следующие методы: ? теоретические – теоретическое изучение и анализ философской, искусствоведческой, психологической, педагогической, учебно-методической литературы; ? эмпирические – обсервационные (прямое и косвенное наблюде-ние), диагностические (анкетирование, тестирование, опросы, интервьюи-рование, собеседование, проективные методики); интроспективный метод (осмысление собственного опыта работы в качестве преподавателя); ? экспериментальные – констатирующий и формирующий экспе-римент, статистические (методы измерения и математической обработки экспериментальных данных, полученных в ходе исследования, их систем-ный и качественный анализ, графическая интерпретация). Опытно-экспериментальная база исследования. Основные поло-жения и результаты проведенного исследования внедрялись в ходе опыт-но-экспериментальной работы по реализации программы по изобразительному искусству «Учусь творчеству», которая осуществлялись на базе СП МБОУ Гимназия г. Мичуринска Тамбовской области. Практическая значимость исследования состоит в разработке, апробации и внедрении программы по развитию творческой направленности детей младшего школьного возраста «Учусь творчеству», построенной на основе теоретического и экспериментального материала с учетом диалектики личностного развития ребенка и динамики его взаимоотношений с окружающим миром. ?
Содержание

Введение ……………………………………………………………… 4 Глава 1 Теоретико-методологические аспекты проблемы развития творческой направленности ребенка …………………… 8 1.1 Особенности творческой направленности детей младшего школьного возраста …………………………………… 8 1.2 Психолого-педагогические условия, обеспечивающие процесс развития творческой направленности детей младшего школьного возраста ……………………………… 24 Глава 2 Психолого-педагогическое обеспечение творческой направленности детей младшего школьного возраста ………. 38 2.1 Организация и результаты опытно-экспериментального исследования ………………………… 38 2.2 Основание экспериментальной программы по изобразительному искусству «Учусь творчеству» для детей младшего школьного возраста (6-7 лет) ………………….. 54 2.3 Опыт реализации программы: анализ разработанной системы занятий по изобразительному искусству ……….. 61 Заключение ………………………………………………………….. 71 Список использованных источников ……………………………. 76
Список литературы

1. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология лично-сти / К.А. Абульханова-Славская. – M.: Педагогика, 2009. – 180 с. 2. Басин, Е.Я. Творчество и эмпатия / Е.Я. Басин // Вопросы фило-софии. – 2007. – № 2. – С. 54-65. 3. Бахтин, M.M. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. – М.: Мысль, 2009. – 288 с. 4. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы / Э. Берн; общ. ред. М.С. Мацковского. – СПб.: Питер, 2012. – 400 с. 5. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д.Б. Богоявленская. – Ростов н/Д.: Изд-во РГУ, 2013. – 189 с. 6. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б.Богоявленская. – М.: Академия, 2012. – 218 с. 7. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Педагогика, 2008. – 343 с. 8. Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания / Е.В. Бондаревская // Педагогика. – 2010.– № 4. – С.29-36. 9. Борев, Ю.В. Эстетика / Ю.В. Борев. – М.: Мысль, 2008. – 196 с. 10. Бурно, М.Е. Терапия творческим самовыражением / М.Е. Бурно. – М.: Медицина, 2009. – 304 с. 11. Венгер, Л.А. Психологическая готовность ребёнка к школе / Л.А.Венгер // Вопросы психологии. – 2009. – № 4. – С. 11-18. 12. Ветлугина, H.A. Музыкальное развитие ребенка / Н.А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 2008. – 416 с. 13. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 2006. – 93 с. 14. Выготский, Л.С. Анализ знаковых операций ребенка / Л.С. Вы-готский // Орудие и знак в развитии ребенка – М.: Педагогика, 2007. – С.60-80. 15. Выготский, Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте / Л.С.Выготский. – М.: Педагогика, 2007. – 436 с. 16. Газман, О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема / О.С. Газман //Новые ценности образования. – 2005. – № 3. – С. 58-64. 17. Голицин, Г.А. Факторы межполушарной асимметрии в творче-ском процессе / Г.А. Голицин // Вопросы психологии. – 2008. – № 5. – С.150-157. 18. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М.: Академия, 2006. – 348 с. 19. Детская психология: учеб. пособие / под ред. Я.Л. Коломинского, Н.А. Панько. – Минск: Харвест, 2010. – 381 с. 20. Додонов, Б.И. Эмоциональные характеристики личности и художественная одаренность / Б.И. Додонов // Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения. – М.: Логос, 2008. – С. 205-210. 21. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружи-нин. – М.: Лантерна вита, 2012. – 279 с. 22. Ершов, П.М. Потребности человека / П.М. Ершов. – М.: Мысль, 2010. – 195 с. 23. Захаров, А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков / А.И.Захаров. – СПб.: Медицина, 2008. – 216 с. 24. Зеньковский, В.В. Психология детства / В.В. Зеньковский. – Екатеринбург: «Деловая книга», 2006. – 366 с. 25. Каган, М.С. Эстетика как философская наука / М.С. Каган. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 2007. – 544 с. 26. Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисун-ке: Пособие для воспитателей детского сада / Л.В. Компанцева. – М.: Флинта, 2010. – 96 с. 27. Корчаловская, Н. В. Формирование интонационно-мелодической ориентации музыкального восприятия у детей дошкольного возраста / Н.В.Корчаловская. – М.: Педагогика, 2007. – 187 с. 28. Кравцова, Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника: Книга для воспи-тателей детского сада и родителей / Е.Е. Кравцова. – М.: Просвещение, 2006. – 177 с. 29. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова. – М.: Педагогика, 2009. – 138 с. 30. Кузин, B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе / В.С. Кузин. – М.: Педагогика, 2007. – 156 с. 31. Лабунская, Г.В. Изобразительное творчество детей / Г.В. Лабун-ская. – М.: Логос, 2011. – 210 с. 32. Лейтес, Н.С. Способности и одарённость в детские годы / Н.С.Лейтес. – М.: Педагогика, 2007. – 184 с. 33. Лендрет, Г. Игровая терапия: искусство отношений / Г. Линдрет. – М.: Смысл, 2014. – 216 с. 34. Леонтьев, А.Н. К теории развития ребёнка. Избранные психоло-гические произведения / А.Н. Леонтьев. – М.: Изд-во МГУ, 2006. – 137 с. 35. Люблинская, А.А. Учителю о психологии младшего школьника / А.А. Люблинская. – М.: Владос, 2007. – 224 с. 36. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы / А. Маслоу. – М.: Смысл, 2009. – 218 с. 37. Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики / А. Маслоу. – СПб.: Изд. Группа «Евразия», 2007. – 267 с. 38. Мелик-Пашаев, A.A. Мир художника / А.А. Мелик-Пашаев. – М.: Прогресс-Традиция, 2010. – 275 с. 39. Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2011. – 385 с. 40. Неменский, Б.Н. Мудрость красоты / Б.Н. Неменский. – М.: Просвещение, 2007. – 206 с. 41. Немов, P.C. Психология: учеб.: в 3 кн. – М.: Владос, 2010. – 564 с. 42. Одаренные дети: пер. с англ./ общ.ред. Г.В. Бурменской и В.М.Слуцкого; предисл. В.М. Слуцкого. – М.: Прогресс, 2011. – 289 с. 43. Оклендер, В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии / В. Оклендер; пер. с англ. – М.: Независимая фирма «Класс», 2007. – 185 с. 44. Петровский, В.А. Личность в психологии: парадигма субъектно-сти / В.А. Петровский. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2006. – 284 с. 45. Пешкова, H.Г. Сотворчество. Программа по эмоционально-творческому развитию детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Н.Г. Пешкова, Н.Г. Корчаловская. – Ростов н /Д.: ИПК и ПРО, 2014. – 152 с. 46. Пешкова, Н.Г. Интегративный подход к повышению профессио-нальной и личностно-психологической компетентности в системе ИПК работников образования / Н.Г. Пешкова, С.П. Пешков // Формы и методы обучения в системе непрерывного педагогического образования. – Ростов н/Д. : Феникс, 2012. – 133 с. 47. Пешкова, Н.Г. Педагог в системе личностно ориентированного образования / Н.Г. Пешкова, С.П. Пешков. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 123 с. 48. Полуянов, Ю.А. Воображения и способности / Ю.А. Полуянов. – М.: Педагогика, 2008. – 78 с. 49. Полуянов, Ю.А. Соотношение учебной деятельности и творче-ства детей на занятиях изобразительным искусством / Ю.А. Полуянов // Вопросы психологии. – 2009. – № 5. – С. 19-28. 50. Пономарев, Я.А. Основные звенья психологического механизма творчества. Интуиция, логика, творчество / Я.А. Пономарев; под ред. М.И.Панова. – М.: Мысль, 2007. – 185 с. 51. Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика / Я.А. Пономарев. – M.: Мысль, 2006. –176 с. 52. Проблемы эстетического развития школьника / под ред. А.И. Бурова, Е.В. Квятковского. – М.: Педагогика, 2007. – 96 с. 53. Рабочая книга школьного психолога / под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Академия, 2010. – 303 с. 54. Раппорт, С. Искусство и личность. Искусство и школа: Книга дня учителя / С. Раппорт; сост. А.К. Василевский. – М.: Смысл, 2011. – С. 215- 230. 55. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К.Роджерс. – М.: Медицина, 2009. – 422 с. 56. Розет, И.М. Психология фантазии / И.М. Розет. – Минск: Изд-во БГУ, 2007. – 195 с. 57. Ростовцев, H.H. Методика преподавания изобразительного ис-кусства в школе / Н.Н. Ростовцев. – М.: Агар, 2008. – 211 с. 58. Роттенберг, В.С. Две стороны одного мозга и творчество. Интуиция, логика, творчество / В.С. Роттенбрг. – М.: Логос, 2012. – 254 с. 59. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубин-штейн. – М.: Педагогика, 2007. – 273 с. 60. Сериков, В.В. Личностно-ориентированное образование / В.В.Сериков // Педагогика. – 2010. – № 5. – С. 19-24. 61. Сиротюк, А.Л. Обучение детей с учетом физиологии / А.Л. Сиротюк. – М.: Медицина, 2014. – 200 с. 62. Сластетнин, В.А. Педагогика: инновационная деятельность / В.А.Сластенин, Л.С. Подымова. – М.: ИЧП «Издательство магистр», 2010. – 224 с. 63. Словарь русского языка / сост. С.И. Ожегов. – М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 2008. – 955 с. 64. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусства и методика его преподавания в начальной школе: учеб. пособие / Н.М. Сокольникова. – М.: Академия, 2009. – 368 с. 65. Спиркин, А.Г. Сознание и самосознание / А.Г. Спиркин. – М.: Педагогика, 2010. – 189 с. 66. Творчество в искусстве – искусство творчества (Ф. Баррон, М.Шикшентмихалий, X. Грубер и С. Девис, Б. Хеннеси и Т. Амабель) / под ред.У. Рей Крозье . – СПб.: Питер, 2013. – 183 с. 67. Теплов, Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания / Б.М. Теплов. – М.: Известия, 2006. – 193 с. 68. Торшина, К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии / К.А. Торшина // Вопросы психологии. – 2008. –№ 3. – С. 21-31. 69. Турро, И.Н. Коллективные работы учащихся по рисованию / И.Н.Турро. – М.: Педагогика, 2009. – 171с. 70. Фридман, Л.М. Психологический справочник учителя / Л.М.Фридман, И.Ю. Кулагина. – М.: Владос, 2013. –199 с. 71. Халезова, Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в дет-ском саду / Н.Б. Халеозова. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 112 с. 72. Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. – М.: Владос, 2006. – 317 с. 73. Художественное творчество и ребенок: монография / под ред. Н.А.Ветлугиной. – М.: Педагогика, 2012. – 265 с. 74. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 2008. – 267 с. 75. Эстетическое воспитание школьников / под ред. А. Бурова, Б.Лихачева. – М.: Педагогика, 2011. – 263 с. 76. Юсов, Б.П. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудо-жественном развитии школьников / Б.П. Юсов, Г.П. Шевченко. – Киев: Наукова дымка, 2014. – 191 с.
Отрывок из работы

Глава 1 Теоретико-методологические аспекты проблемы развития творческой направленности ребенка 1.1 Особенности творческой направленности детей младшего школьного возраста Начальное школьное звено – это особый самостоятельный концентр в системе образования, значение которого определяется равно как преемственностью с другими звеньями образования, так и его непреходящей ценностью для становления и развития личности ребенка. Это социально-педагогическое поле развертывания универсальных способностей ребенка. Основным новообразованием в этот возрастной период является готовность к взаимодействию с окружающим миром и объектами природы, другими людьми и самим собой (В.В. Давыдов, Н.Ф. Виноградова и др.). Исходя из целостности развития личности ребенка, где все качества, проявления и процессы развития находятся в тесной взаимозависимости, в личностно-ориентированном типе образования приоритет получает не развитие какой-либо функции (или набора разных функций), а становление духовно-смыслового начала личности – характер отношения к миру, творчество и креативность, активность, самостоятельность, открытость.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 92 страницы
990 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg